Тахия альисмаилжизнь мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
Скачать 2.1 Mb.
|
ГлАвА XXII 22.1 КОварсТвО БаНу Надир На протяжении этих лет иудеи не прекращали замышлять козни и все время пытались посеять непонимание и раздор между мусуль- манами, между мухаджирами и ансарами, между племенами Аус и Хазрадж. И здесь проявилась мудрость исламского братания мухад- жиров и ансаров – это предотвратило многие недоразумения. Иудеи вместе с мунафиками (лицемерами, которые якобы были мусульма- нами, но пришли в ислам только из-за политических причин) были постоянным источником беспокойства. Возможно, они думали, что если не могут поразить Мухаммада в открытой войне, то это удаст- ся путем вероломства или заговора. Такая возможность представилась, когда Посланник с неболь- шой горсткой своих людей отправился к еврейскому племени бану Надир, чтобы обсудить с ними вопрос о деньгах за кровь, которые нужно было выплатить за двух убитых по ошибке мужчин. Эти муж- чины были из бану 'Амир, союзника бану Надир. Бану Надир встретили Пророка с величайшим радушием и ра- достью, но замыслили сбросить на него огромный камень, пока он сидел с ними, обсуждая вопрос о деньгах за кровь 34 . Он посидел с ними какое-то время, а затем внезапно встал и, не говоря ни слова, покинул это место. Все думали, что он скоро вернется, и ждали его, но он так и не пришел. 34 Они сидели под стеной одного из домов бану Надир, с крыши которого и задумано было сбросить камень. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 189 из библиотеки сайта www.islamua.net Бану Надир не знали, что и думать. Если Мухаммад сверхъесте- ственным образом узнал о том, что они хотели сделать, то что им де- лать с его друзьями? Если они убьют их, то он точно отомстит за это. Лучше всего было делать вид, что ничего не произошло, и надеяться, что их не разоблачат. Поэтому они оставались гостеприимными с его друзьями, пока те не поняли, что ждать уже бессмысленно, и, поки- нув бану Надир, отправились на поиски Мухаммада. По пути им повстречался человек, сказавший, что Пророк тре- бует их присутствия в мечети. На их расспросы он ответил, что Мухаммад вернулся и отправился прямиком в мечеть. Поэтому они тоже пошли туда, где происходили самые важные собрания му- сульман. Посланник объяснил им, что происходило «за кулисами», когда они сидели там. Затем он отправил посла к бану Надир, чтобы передать такое сообщение: «Уходите из моего города, ибо вы нару- шили договор между нами, когда замыслили вероломно убить меня. У вас есть десять дней, чтобы покинуть город. Кто из вас будет обна- ружен после десятидневного срока, тот будет убит». Бану Надир были поражены, узнав, что Мухаммаду известны все их злодеяния до мельчайших подробностей. Все, что они смогли ска- зать послу, который был их союзником до принятия ислама, было: – Никогда не думали, что ты сможешь принести нам такие слова. – Сердца изменяются, – ответил он. Пока они еще не решили, что делать, к ним прибыл Посланник от главы лицемеров 'Адуллаха ибн Убаййя ибн Салюля, который пере- дал, что у него есть две тысячи воинов, готовых вместе с ними отой- ти в их крепости и защищать их. Многие из них не доверяли ибн Салюлю. Не раздавал ли он ранее обещания кайнукитам, а затем, в решающий момент предал их? Но их вождь, Хуйайй ибн Актаб, сказал: «Я пошлю к Мухаммаду сообщение, что мы не оставим свои дома и свое имущество. Пусть делает что хочет. Все, что нам нужно, так это укрепить наши крепости и засесть в них. Еды нам хватит на год, а наши источники воды не пересыхают круглый год. Мухаммад не станет осаждать нас на протяжении целого года». Поэтому по истечении десятидневного срока бану Надир не по- кинуло город, полагая, что их крепости и воины 'Адуллаха ибн Убай- йя смогут защитить их. По этому поводу священные аяты говорят: Жизнь Мухаммада 190 из библиотеки сайта www.islamua.net «разве ты не видишь, что лицемеры говорят своим неверую- щим братьям из числа людей Писания: «Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся против вас. а если с вами сразятся, то мы обязательно поможем вам». аллах свидетельствует о том, что они являются лжецами. Если они будут изгнаны, то те не уйдут вместе с ними. Если с ними сразятся, то они не помогут им. а если даже они помогут им, то повернут вспять, после чего уже никто не поможет им» (сура 59 «Сбор», аяты 11-12). Когда истек десятидневный срок, и стало ясно, что бану Надир не собираются уходить, мусульмане осадили их. Когда мусульмане брали приступом крепость или дом, евреи разрушали здание и укры- вались в следующем строении. Тщетно они ждали, что 'Адуллах ибн Убайй исполнит свое обещание. Ибо все, чего он хотел, так это до- ставить побольше беспокойства Мухаммаду их сопротивлением; на самом деле он никогда и не собирался помогать им. На это и ука- зал священный Коран. Наконец они поняли, что проиграли, и попросили перемирия и позволения покинуть город. Им даровали это. Каждому было дозво- лено взять с собой груз, который увезет верблюд, по собственному желанию: деньги, одежду, товары и т.п. Они уходили, оставляя му- сульманам много оружия, щитов, а также свои земли. Они отправи- лись в Хайбар, где проживало много еврейских племен и где неко- торые из них владели землей, тогда как другие из них отправились в Азрийат, около аш-Шама, куда отбыло до них бану Кайнука'. Мухаммад разделил земли бану Надир между мухаджирами, ко- торые оставили свои земли и деньги ради Аллаха; таким образом они стали независимы от ансаров, коренных жителей Медины. Он предна- значил пятую часть годового дохода с этих земель для бедных. 22.2 выхОд НавсТрЕчу КурайшиТам Ансары согласились уступить свою долю этих земель бедным му- хаджирам, которые оставили свои деньги и имущество в Мекке. Об ансарах в Коране сказано: «а те, которые жили в доме (медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к Жизнь Мухаммада 191 из библиотеки сайта www.islamua.net тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. а те, кто уберегся от собствен- ной скупости, являются преуспевшими» (сура 59 «Сбор», аят 9). Так же, как и всему остальному, Аллах обучал их милосердию постепенно. Вначале они были обучены тому, что давать что-то, если есть такая возможность, – это святое дело. Давать то, что не нужно самому. Затем они были обучены тому, что не следует давать вещи в плохом состоянии, а в таком, в котором сам дающий мог бы их принять. И третьей степенью было давать то, что нравится и дорого самому. Священные аяты говорят: «вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, аллах ведает об этом» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 92). Четвертая и наилучшая степень – давать то, что необходимо са- мому. Немногие люди способны достичь такой степени, но ранние мусульмане, чья вера была чиста и необычайно глубока, и перед ко- торыми был живой пример Мухаммада, достигали этой степени. Ансары были счастливы отдать землю мухаджирам, хотя они сами нуждались в ней и хотели ее, как указывает на это аят из Корана. Мухаммад постоянно что-то давал. Один из тех, кто знал его, сказал, что он давал так, словно никогда не мог обеднеть. Однажды некая женщина подарила ему отрез ткани, которая была нужна ему для одежды. Немного позже некто пришел к нему и спро- сил, есть ли у него во что завернуть покойника, и он немедленно от- дал новую ткань. Он не мог спокойно смотреть на то, как кто-то нуж- дается в том, что есть у него, и сразу же давал необходимое этому человеку, предпочитая его собственной семье. Незадолго до смерти доспехи Пророка были заложены еврею, чтобы обеспечить едой его семью. Ему доставалось много трофеев и выкупа, но все это он тратил на нужды бедных. Однажды 'Омар ибн аль-Хаттаб увидел Пророка, спящего на грубой циновке, которая оставляла следы на его теле. 'Омар просле- зился, ибо он любил Мухаммада. Посланник спросил: – Что заставило тебя плакать, сын аль-Хаттаба? – Цезарь и хосрой Ирана спят на мягких пуховых перинах, а ты, будучи Посланником Аллаха, спишь на грубой циновке. Жизнь Мухаммада 192 из библиотеки сайта www.islamua.net Мухаммад сказал: – Ты же не хочешь, уподобившись им, овладеть этим миром и утратить Грядущий? – Конечно, нет, – ответил 'Омар. – Тогда так и должно быть, – произнес Мухаммад. Абу Бакр тоже вел подобный образ жизни. Хотя он был богатым торговцем, большая часть его денег расходовалась на нужды бедных и на освобождение рабов. Когда же его спросили, почему он не жи- вет более комфортно, он ответил: «Мне ненавистно позволять себе то, чего не позволяет себе Посланник Аллаха». Годы спустя, когда 'Омар стал халифом, чье государство пере- росло в обширный халифат, его спросили, почему он не может быть менее строг и требователен по отношению к самому себе, и он ска- зал: «У меня есть два друга, которые избрали эту дорогу до меня. Я боюсь, что если уклонюсь от них, то потеряю путь». 22.3 вОзвращЕНиЕ К Бадру Какое-то время Медина могла спокойно передохнуть. Мухаджи- ры были счастливы снова владеть землей, тогда как с ансаров было снято бремя помощи и заботы о своих братьях мухаджирах. Они изу- чали Коран, они предпочитали проводить ночи в молитвах, и многие могли читать Коран наизусть, делая это от всего сердца, ибо они воз- вышались до его понимания и бережно хранили в памяти изученное. Однако месяцы прошли быстро, и пришло время ответить на вызов Абу Суфьяна, который сказал: «Этот день за день Бадра! Встретим- ся с вами при Бадре в следующем году!» Он имел в виду, что битва при Ухуде была местью курайшитов за нанесенное им мусульмана- ми поражение при Бадре, но окончательный победитель все еще не определен, и пришло время решить этот вопрос. Тот год был засушливым в Мекке, и Абу Суфьян надеялся отсро- чить встречу до следующего года, поэтому он отправил в Медину послание, в котором говорилось, что он придет с большой армией и полностью уничтожит мусульман. Некоторых людей охватил страх из-за этого, и они стали надеяться, что как-то смогут избежать сра- жения, но Мухаммад разгневался и сказал, что пойдет к Бадру, даже если ему придется идти туда одному. После такого замечания Жизнь Мухаммада 193 из библиотеки сайта www.islamua.net мусульмане, которые всем сердцем любили Пророка, приготови- лись к войне. Они вышли к Бадру и стали ждать врага. Абу Суфьян вышел со своей армией из Мекки, но на третий день похода он придумал нечто лучшее и сказал курайшитам: «О люди племени Курайш! Этот год – засушливый, а войне благоприятствует только урожайный год. Поэтому я возвращаюсь в Мекку, возвращай- тесь и вы». Восемь дней Мухаммад прождал у Бадра. Все это время му- сульмане могли торговать и получать прибыль, ведь Бадр был ме- стом рынка, а равно и местом, куда приходили за водой. Затем они вернулись в Медину в блеске славы и в добром расположении духа. По этому поводу священный Коран говорит: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по своей милости. а тех, которые считали для себя унизительным поклоняться Ему и проявляли высокомерие, Он подвергнет му- чительным страданиям. Они не найдут себе вместо Него ни по- кровителя, ни помощника. О люди! К вам уже явилось доказа- тельство от вашего Господа, и мы ниспослали вам ясный свет» (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 173-174). Теперь все арабы смогли увидеть, что именно курайшиты боя- лись столкновения, а не Посланник Аллаха. Мусульмане стали си- лой. Но вместо того, чтобы попытаться наладить с ними хорошие от- ношения, многие из языческих племен стали готовиться к сражению с ними. У них были свои причины: экономически их достаток был связан с благосостоянием курайшитов, политически для них непри- емлемой была власть мусульман над главными дорогами Аравии, социально они боялись разрушения традиционного уклада жизни, которая в религиозном и социальном отношениях была сосредото- чена вокруг их идолов. Если бы Мухаммаду удалось искоренить идолопоклонство на всем Аравийском полуострове, то это означало бы искоренение их обычаев и разрушение общественного уклада. Когда Мухаммад слышал о таких приготовлениях, он обычно отправлял войско во главе с одним из своих сподвижников, или же возглавлял его сам, чтобы предупредить поход врага на Медину. Как только эти племена слышали о приближении мусульман, то сразу же Жизнь Мухаммада 194 из библиотеки сайта www.islamua.net убегали в горы, поскольку они не были движимы верой или рели- гиозными побуждениями, а только желанием господствовать и гра- бить. Они знали, что мусульмане не отступают, а сражаются до тех пор, пока не падут смертью мучеников ради Аллаха или не победят. Эти племена не были готовы умереть ради награбленной добычи, и они знали, что победа может стоить им слишком дорого, поэтому они сговаривались, объединялись, но как только слышали о прибли- жении Мухаммада, всегда бежали прочь. Чтобы обезопасить себя от этих племен, мусульманам доводилось совершать дальние похо- ды по всему Аравийскому полуострову, достигая при этом границ Сирии. Они сильно страдали от жары, голода и жажды. Им приходи- лось сражаться с врагами, которые в четыре-пять раз превосходили их числом, но они шли с сердцами, полными веры и радости от того, что им выпала великая честь быть воинами Аллаха. 22.4 вЕлиКая БОрьБа (дЖихад) Однажды, вернувшись после битвы, Мухаммад сказал своим сподвижникам: – Мы оставили малый джихад и вернулись к великому джихаду. – А что это за великий джихад, о Посланник Аллаха? – спроси- ли его сподвижники. – Это джихад, который человек ведет с самим собой, – ответил он. Мухаммад верил, что каждая личность, которая будет упорно бороться с собой, сможет достичь высочайших возможностей своей души. Он учил своих сподвижников: «Мой Господь одобрил для меня девять качеств, которых я сове- тую вам придерживаться. Он повелел мне быть искренним как явно, так и тайно; быть справедливым в довольстве и в гневе; быть уме- ренным в достатке и в нужде; прощать того, кто причинил тебе зло; давать тому, кто лишил тебя чего-то; поддерживать отношения с тем, кто оборвал их; и пусть молчание будет глубоким размышлением, речь – молитвой, а восприятие приносит уроки». Жизнь Мухаммада 195 из библиотеки сайта www.islamua.net ГлАвА XXIII 23.1 иудЕи сГОвариваюТся с язычЕсКими ПлЕмЕНами Ислам продолжал распространяться, достигая наиболее удален- ных районов, враги же ислама становились все более неистовыми и отчаянными. И наихудшими из врагов были иудеи. Непосредственно перед приходом Мухаммада появились все признаки того, что скоро появится Пророк Аллаха. Они верили, что этот Пророк должен быть из их числа, ведь они – избранный народ. Благодаря всем вопросам и проверкам, которые они устраивали Мухаммаду, иудеи знали, что он говорил истину. Они знали о том, что он избран Пророком еще из сво- их книг, в которых были точные его описания, но они не последовали за неграмотным арабом. Распространение ислама дало Мухаммаду мирскую власть, которой они так жаждали и домогались, поэтому они негодовали и возмущались его правлением. Их вожди собрались вме- сте, они сговаривались, замышляли коварства и в конце концов приш- ли к идее, что все племена Аравии, все язычники, должны объеди- ниться для того, чтобы уничтожить мусульман. Старейшины племени Надир, во главе с вождем Хуйаййем ибн Ак- табом, отправились, чтобы встретиться с курайшитами, и захватили с собой вождей некоторых языческих племен, проживавших рядом с Меккой. Вожди курайшитов спросили их, как они поживают, и иудеи ответили, что ждут выступления курайшитов на Медину, тогда они смогли бы присоединиться к ним и встретиться с Мухаммадом. За- тем курайшиты спросили их о бану Курайза, единственном еврей- Жизнь Мухаммада 196 из библиотеки сайта www.islamua.net ском племени, которое не разорвало договор с Посланником и все еще проживало в Медине. Они ответили, что бану Курайза также ждет прихода курайшитов, тогда они смогли бы проявить свою ис- тинную сущность и сражаться на стороне бану Курайш. Эти слова искушали курайшитов, но они все еще колебались. С каждым днем становилось все яснее и яснее, что Мухаммад не обманщик и не сумасшедший. Те из них, кто был в Бадре или Ухуде, видели странный и необъяснимый феномен. Они чувствова- ли, что за Мухаммадом там стояла могущественная сила. Они уже совсем не были уверены в том, что борьба с ним это правое дело. В сомнении они посоветовались со знатными людьми бану Надир, которые пользовались у них большим уважением благодаря знаниям подобных вещей, которые представлялись курайшитам весьма смут- ными. Они сказали иудеям: «Вы являетесь людьми первой Книги, и вы больше других сведу- щи в том, в чем наше разногласие с Мухаммадом. Чья же религия лучше, наша или его?» Иудеи уверили их в том, что их религия – идолопоклонство – луч- ше, чем поклонение Единому Аллаху. Относительно этих слов Ко- ран говорит: «разве ты не видел тех, кому дана часть Писания 35 ? Они веру- ют в джибта и тагута 36 и говорят ради неверующих: «Эти следу- ют более верным путем, чем верующие». Они – те, кого проклял аллах, а кого проклял аллах, тому ты не найдешь помощника» (сура 4 «Женщины», аяты 51-52). Увы, ненависть и зависть в сердцах иудеев были так велики, что сделали их предателями Истины и предателями Аллаха, Которому они поклонялись. Они продолжали нажимать на курайшитов и не покидали Мекку до тех пор, пока не вырвали у них обещание высту- пить на Медину и сражаться с мусульманами. С этим обещанием иудеи отправились к семи другим племенам. Они сулили им легкую победу и много добычи, уверяя, что курайши- 35 Слово «Писание» (или «Книга») используется в Коране по отношению к Торе, Евангелию и Корану – всем вместе. Поэтому иудеи названы как «те, кому дана часть Писания». – Прим. авт. 36 Имена идолов, которым поклонялись мекканцы. – Прим. авт. Жизнь Мухаммада 197 из библиотеки сайта www.islamua.net ты возглавят сражение. Теперь каждое племя, которое «имело зуб» на мусульман, готово было выступить на Медину, искусившись обе- щанием быстрой победы и легкой добычи. 23.2 ПлЕмЕНа ГОТОвяТся К вОйНЕ Курайшиты вышли на войну под предводительством Абу Суфья- на. У них было четыре тысячи пеших воинов, триста людей на ло- шадях и полторы тысячи человек на боевых верблюдах. Знамя вру- чили в Доме собраний 'Осману ибн Тальхе, чей отец был убит при Ухуде. К ним присоединилось бану Фазара, отправившее на войну тысячи воинов, включая одну тысячу человек на боевых верблюдах. Два племени поменьше выставили по четыре сотни воинов каждое, к ним присоединилось племя Асад, так что в целом объединенная армия насчитывала десять тысяч человек. Абу Суфьян был назначен главой всех этих войск. 23.3 рыТьЕ рва Мусульмане были встревожены известиями об этих полчищах, выступивших против них. На совете было решено, что с такой огром- ной силой лучше всего сражаться в городе, предварительно укрепив его. Среди мусульман был один перс, Сальман Фариси 37 , который много путешествовал в поисках истины, пока не нашел ее в сло- вах Мухаммада. Он разбирался в военной тактике и знал разные искусства и премудрости, о которых арабы и не слыхали. Сальман предложил вырыть ров вокруг города. Мусульмане с готовностью подхватили эту новую для них идею. Благодаря тяжелому усердно- му труду ров был вырыт за шесть дней. Мухаммад лично прини- мал участие в работе. Однажды, когда он разбивал киркой большой камень, оттуда вспыхнул яркий свет. Сподвижники спросили его о том, что это за свет, он же улыбнулся и сказал, что это – хорошая весть о том, что придет день, и свет ислама воссияет над землями, принадлежавшими тогда хосрою Персии и императору Византии. И мусульмане обратились с молитвой к Великому Аллаху. Персидская империя и Византия тогда были двумя огромными силами, которые 37 См. примечание 19 на стр.85. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 198 из библиотеки сайта www.islamua.net господствовали в мире. Они опасались таких соседей, как арабы, и их владения гигантскими массивами простирались на западе и вос- токе, окружая Аравию. Услыхав об этом, лицемеры, иудеи и язычники стали смеяться. Они нашли эти слова смешными и везде и всюду передавали их, даже не догадываясь, что многим из них суждено стать свидетелями правдивости предсказания Мухаммада. Они говорили: «Мусульма- не – на грани уничтожения, их вот-вот сотрут с лица земли, а Му- хаммад рассказывает им о том, что земли Византии и Персии будут принадлежать им, и они, глупцы, верят ему». Менее чем через три года после смерти Посланника Аллаха эти пророческие слова больше не казались шуткой, а стали свершив- шимся историческим фактом. Священные аяты говорят в ответ на насмешки язычников: «скажи: “О аллах, владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожела- ешь. все благо – в Твоей руке. воистину, Ты способен на всякую вещь…”» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 26). 23.4 ЖЕНщиНы и дЕТи Женщины и дети разместились в укрепленных домах позади рвов и груд камней, которыми были окружены эти дома для защиты. За- тем мужчины во главе с Мухаммадом вышли и расположились та- ким образом, что холм стал щитом между ними и врагом. Наступающие войска предполагали быстро напасть на Медину, убивать, грабить, мародерствовать – и вернуться с победой, нагру- женными добычей. Они удивились, обнаружив, что город окружен рвом. Это было что-то странное! Они не знали, как обстреливать противника через этот ров. Сбитые с толку и разгневанные, они об- винили мусульман в трусости из-за того, что те не вышли на откры- тую битву, а укрылись за рвом; о таком приеме арабы никогда пре- жде не слыхали. Они устроили небольшую перестрелку из луков, а затем, разочарованные, расположились лагерем и стали наблюдать. Жизнь Мухаммада 199 из библиотеки сайта www.islamua.net 23.5 хуйайй уБЕЖдаЕТ БаНу Курайза Хуйайй ибн Ахтаб, вождь иудеев, опасался, что племена, изба- вившись от иллюзий, могут вернуться назад. И потом будет очень трудно, если вообще возможно, снова собрать их вместе. Уже Гата- фан, второе по величине племя после бану Курайш, начинало прояв- лять признаки беспокойства и недовольства. Тогда он пошел к ним и стал уверять, что бану Курайза, последнее еврейское племя, которое не разорвало договор с Посланником и чьи укрепления находились внутри городских стен, готово выступить на их стороне и прекратить помогать мусульманам едой и водой, (а мусульмане были осаждены со всех сторон, кроме стороны бану Курайза), и что они откроют во- рота, и тогда воины уничтожат мусульман за считанные часы. А после этого он отправился обрабатывать курайзитов. Вначале их вождь, Ка'б ибн Асад, ничего ему не обещал и не хотел его слу- шать. Он знал, каким справедливым был Посланник, и осознавал, какие большие преимущества и безопасность давало соглашение с ним. Мухаммад никогда не отступал от этого договора ни в одной его части, пока они сами не нарушили его. А эти племена не были столь надежными. Хуйайй давил на Ка‘ба, обещая ему власть и славу среди всего еврейского народа, взывая к его чувствам иудея. В конеч- ном счете, он сдался. В довершение всего, до мусульман дошли вести о вероломстве бану Курайза. Мухаммад послал трех человек, чтобы они проверили правдивость этих слухов. Это были глава племени Аус, которое было союзником бану Курайза до ислама, глава бану Хазрадж, второго важ- нейшего племени Медины, и один из выдающихся мухаджиров. Войдя в укрепления бану Курайза, они встретили злобность и враждебность. Са'ад ибн Му'аз, глава ауситов и бывший союзник бану Курайза, пытался предостеречь их от последствий разрыва договора, который защищал их, и призывал их не становиться пре- дателями приютившего их города, но все было тщетно. Они были уверены, что мусульман уничтожат, и дали волю зависти и злобе. Подобно языческим племенам, они были возбуждены и жаждали мусульманской крови. Они сыпали оскорблениями и едва не избили своих высоких гостей. Трое посланцев вернулись, чтобы доложить Пророку о вероломстве бану Курайза. Жизнь Мухаммада 200 из библиотеки сайта www.islamua.net Бану Курайза попросило у племен десять дней на подготовку. За это время племена должны были начать сражение, которое станет тяжелым к тому моменту, когда будет готово бану Курайза. Племе- на распределили между собой стратегические позиции. Одна часть должна была войти в Медину сбоку, другая – с возвышенности, тем временем Абу Суфьян с главными силами должен был вступить в бой с Мухаммадом и его армией, – он стоял напротив рва, готовый к действиям. 23.6 мОмЕНТ исПыТаНия Мухаммад был спокоен, исполнен отваги и надежды. Он делал свою работу, размещая мусульман на боевых позициях, с уверенно- стью и спокойным сердцем. Для истинно верующих наступил момент испытания, и они приготовились умереть, сражаясь за свою веру, ибо были счастливы удостоиться великой чести – погибнуть ради Аллаха. Но те, чья вера была слаба, – лицемеры, примкнувшие к исламу ради мирских выгод, пребывали в полном смятении. Принятие ислама ради мирских благ в конце концов оказалось плохой идеей! Коран описыва- ет их состояние такими проницательными словами: «аллах знает тех из вас, которые отвращают людей от уча- стия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: «идите к нам!». Они принимают в войне ничтожное участие, поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх прохо- дит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и аллах сделал тщетными их деяния. Это для ал- лаха было легко» (сура 33 «Союзники», аяты 18-19). Радуясь вероломству бану Курайза, несколько воинов вражеских племен, которым не терпелось убивать, обнаружили более узкую часть рва и на лошадях перепрыгнули через него. Среди них был и прославленный курайшитский воин ‘Амр ибн ‘Абд Вудд. Он вскричал громким голосом, зная, что нет ему достойного со- перника: «Кто сразится со мной?» Среди мусульман ни один не решился вступить в поединок с ‘Ам- ром. Никто не двигался. И вот 'Али ибн Абу Талиб, бесстрашный и Жизнь Мухаммада 201 из библиотеки сайта www.islamua.net исполненный безграничной веры, встал, чтобы принять вызов. 'Али был очень молод и не имел такого опыта и совершенного владения техникой поединка, как ибн ‘Абд Вудд, но, несмотря на это, он не мог позволить, чтобы вызов, брошенный врагом Аллаха, остался без ответа. Мухаммад посмотрел на своего двоюродного брата, – юношу, которого он вырастил как сына, но не запретил ему делать задуманное, ибо всеми его поступками руководила вера в Аллаха. Мусульмане затаили дыхание, беспокоясь за 'Али. Когда ибн ‘Абд Вудд увидел, кто принял его вызов, то сказал: – Племянник (обращение к младшим у арабов), я не хочу убивать тебя. Твой отец всегда был добр ко мне. 'Али не ответил на это реплику, но заговорил с этим человеком так, как ислам предписал обращаться к врагам. Он предложил ему поклонение Аллаху взамен поклонению идолам. Когда ‘Амр отка- зался, 'Али сказал: – В таком случае я убью тебя. – Я не хочу убивать тебя, – сказал ‘Амр ибн ‘Абд Вудд. – Но я хочу убить тебя, – ответил 'Али, и не тратя больше слов по- пусту, он подошел к ибн ‘Абд Вудду, поверг его вниз и одним ударом покончил с ним. Мусульмане в изумлении вскричали: «Аллах Велик!» И действительно, 'Али не смог бы сделать это без помощи Аллаха. Остальные курайшиты бежали назад. Неужели там, среди мусульман, был такой же великий воин, как ибн ‘Абд Вудд, или даже более вели- кий чем он? Они повернули коней и перепрыгнули назад через ров. Вечером другой курайшитский воин, испытывая удачу, попытал- ся перепрыгнуть через ров, но упал в него и сломал себе шею. Абу Суфьян отправил к Мухаммаду послов, чтобы выкупить его труп за сотню верблюдов. Мухаммад сказал: «Заберите его, он ничтожен, и цена его ни- чтожна». Он имел в виду, что этот человек не достоин даже того, чтобы взять за него выкуп, и что они могут беспрепятственно за- брать его. Ночью племена жгли огромные костры, чтобы вселить ужас в сердцах мусульман. Куда бы они ни посмотрели, везде можно было видеть костры враждебных племен, уходящие в пустыню без конца и края. Тем временем фанатично настроенные курайзиты, не удовлет- Жизнь Мухаммада 202 из библиотеки сайта www.islamua.net ворившись одним лишь расторжением договора, часто выходили из своих укреплений и бродили по городу между домами, в которых на- ходились женщины и дети мусульман, зная, что мужчины находятся у холма Саль и противостоят курайшитам. Чтобы уменьшить натиск на мусульман, Мухаммад попытался договориться с племенем Гатафан. Он предложил им треть урожая Медины за то, чтобы они не сражались и повернули назад. Однако, эти переговоры расстроились, поскольку некоторые мусульмане, с которыми он посоветовался, сказали, что не делали такого никогда ранее, теперь же, когда Аллах облагодетельствовал их исламом, они чувствуют себя в полной безопасности под Его защитой, и нет нуж- ды совершать такой поступок. 38 23.7 хиТрОсТь Ну'айма Человек по имени Ну'айм, который недавно принял ислам, решил взять иудеев хитростью. И, получив разрешение Пророка, он отпра- вился к бану Курайза, чтобы поговорить с ними. До принятия ислама он был их союзником, и они еще не знали о том, что он стал мусульма- нином. Он сказал им, что племена беспокоятся, что они не довольны таким долгим ожиданием. Какова же будет их участь, если племена передумают после того, как бану Курайза уже разорвало договор с Мухаммадом?! Делая вид, что обеспокоен их судьбой, он посовето- вал им не сражаться на стороне язычников до тех пор, пока те не дадут им подтверждение доброй воли. «Пусть они дадут вам заложников, – сказал Ну'айм, – тогда они не бросят вас и не оставят Мухаммаду». Затем он отправился к курайшитам, которые тоже не знали о том, что он принял ислам. Говоря, что пришел сообщить им секретные сведения, он рассказал, что люди Курайза сожалеют о расторжении договора с Мухаммадом и сделают все, чтобы умиротворить его. «Они собираются попросить у вас заложников и убить их, чтобы успокоить Мухаммада. Так что, если они придут просить залож- ников, вы будете знать, что думать», – сказал им Ну'айм. Затем он пошел к племени Гатафан и сказал им то же самое. 38 Мединцы не унижались перед племенем Гатафан, когда все они еще были много- божниками. Теперь же они не желали отдавать свое имущество язычникам, будучи мусульманами и полагаясь на Аллаха. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 203 из библиотеки сайта www.islamua.net Чтобы проверить слова Ну'айма, Абу Суфьян отправил посла к Ка'бу ибн Асаду, вождю бану Курайза. Он передал Ка‘бу, что его войско перейдет в наступление сразу же, как только он получит от- вет Ка'ба. Ка'б ответил послу, что следующий день – суббота, а они ничего не могут делать в субботу. Это оскорбило Абу Суфьяна, и он отправил им новое послание: «Сделайте другую субботу праздником, а завтра выходите сра- жаться вместе с нами. Если вы откажетесь от нашего соглашения, то завтра мы нападем на вас». Бану Курайза ответили, что они не могут сражаться в субботние дни, и что Элохим 39 проклянет тех из них, кто совершит такое. И вдобавок к этому они потребовали заложников. Теперь у Абу Суфьяна не было сомнений относительно предостере- жений Ну'йама. Бану Гатафан также полностью поверили ему, и меж- ду племенами и их иудейскими союзниками установилась атмосфера взаимного недоверия, в которой начали распространяться сомнения и подозрения. Несмотря ни на что, Абу Суфьян и вожди остальных племен назначили время атаки на раннее утро следующего дня, по- скольку чувствовали, что не могут больше откладывать ее. 23.8 Буря Настала ночь, а вместе с ней пришел нежданный гость – лютый ветер, безжалостный в своей свирепости. Он опрокидывал шатры врагов Аллаха, убивал их лошадей и верблюдов. Во мраке, под за- вывания ветра, странный ужас поразил их сердца. Невидимая сила громила их и наносила удары со всех сторон. Затем раздались прон- зительные крики о том, что мусульмане пришли уничтожить их. На некоторых напали их же животные, обезумевшие от урагана. Тальха ибн Хувайлид воскликнул: «О курайшиты, Мухаммад обрушил на вас проклятие, спасайтесь, спасайтесь!» Они метались, сбитые с толку, спотыкаясь в темноте. Затем, во время наступившего перед рассветом затишья, Абу Суфьян встал и сказал: «О курайшиты, мы находимся во враждебном и безлюдном месте. Наши лошади и верблюды мертвы, бану Курайза изменили 39 Элохим – так иудеи называют Бога. Это имя созвучно имени «Аллах», как назы- вают Бога на арабском языке не только мусульмане, но и арабы-христиане. – Прим. ред. Жизнь Мухаммада 204 из библиотеки сайта www.islamua.net соглашению с нами, и мы слышали от них недобрые слова. Вы сами видели, что ночью мы пострадали от бури, так что давайте вернемся назад. Я за возвращение в Мекку». Курайшиты взяли с собой только легкие вещи, которые они могли донести, и пошли к Мекке пешком, а ветер тем временем все так же не давал им покоя. Племя Гатафан и племена поменьше поступили таким же образом. Так разбежалась самая большая армия, которую идолопоклонники когда-либо собирали против мусульман. Мусуль- мане провели ночь спокойно, большинство из них молилось, затем они собрались вместе на утреннюю молитву, не зная, что принесет им этот день. Наступило утро, и мусульмане увидели, что пустыня перед ними спокойна и безжизненна. Куда и подевалась прибывшая сюда армия? Она исчезла, словно ее никогда и не было. Вначале они вышли осто- рожно, опасаясь, что это какая-то уловка, но вскоре разведчики со- общили достоверные сведения: они своими глазами видели, как Абу Суфьян и остатки его армии идут в сторону Мекки. Поэтому поводу священный Коран говорит: «вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замер- ли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об аллахе. Там верующие подверглись испытанию и сильному по- трясению. вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены не- дугом: “Обещания аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением”» (сура 33 «Союзники», аяты 10-12). Дальше аяты описывают, как Аллах послал ветер для спасения тех, которые уверовали, и для мучения многобожников. Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести. Он испытывал мусульман, но под конец спас их от неверующих и неравной битвы. Лагерь мусульман находился всего в трех милях от лагеря язычни- ков, но ураган не причинил им никакого вреда и не напугал их. 23.9 Осада БаНу Курайза В полдень того же дня глашатай прошелся улицами Медины, при- зывая всех уверовавших собираться возле укреплений бану Курайза, которое разорвало договор с мусульманами и согласилось открыть ворота врагу, прекратив поддержку мусульман едой и водой. Кроме Жизнь Мухаммада 205 из библиотеки сайта www.islamua.net того, пока мусульмане-мужчины были на войне, люди племени Ку- райза бродили по городу, угрожая женщинам и детям. Они оказались предателями, им нельзя было больше доверять и невозможно было позволить им оставаться в городских стенах. 'Али ибн Абу Талиб шел впереди, неся знамя, а остальные следо- вали за ним. И уже было достаточно всего того, что они слышали, но когда 'Али приблизился к укреплениям бану Курайза, то услы- шал оскорбления в адрес Пророка и клевету на мусульманских женщин. Чуть позже подошел Мухаммад, и ‘Али попросил его не приближаться к укреплениям. «Почему? – улыбнулся Мухаммад. – Возможно, ты слышал, что они говорят обо мне? Когда они увидят меня, то прекратят». Согласно древним книгам иудеев, одна их группа, нарушившая субботу, была окрашена в обезьян и свиней. Теперь Мухаммад воззвал к ним: «О братья обезьян и свиней, не унизил ли вас Аллах и не пало ли на вас Его проклятие?» Мусульмане продолжали прибывать, пока их не собралось доста- точно много, тогда Мухаммад велел им осадить укрепления бану Ку- райза. Осада продолжалась двадцать пять дней, пока иудеи не поняли, что им не остается ничего другого, кроме как попытаться договориться с Посланником. Они отправили послание, что хотят уйти в Азрийат, как это сделали до них другие еврейские племена, но Пророк отказал им, сказав, что им придется подчиниться его решению. Они не желали такого поворота событий и попросили своих бывших союзников, пле- мя Аус, вступиться за них перед Мухаммадом. 23.10 суд Над БаНу Курайза По своей природе Мухаммад был великодушным и терпимым, он не выносил грубости, но как могли смягчиться его чувства по- сле всех злодеяний этих людей, которые обманули сами себя? Ев- рейским племенам, замышлявшим его убийство, было позволено покинуть Медину и взять с собой все что угодно, кроме оружия. Все его поступки больше походили на защиту, чем месть. Всем знатным курайшитам, которые годами преследовали его и остальных мусуль- ман, было даровано прощение после освобождения Мекки. Коран говорит о нем: Жизнь Мухаммада 206 из библиотеки сайта www.islamua.net «мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура 21 «Пророки», аят 107). Отказываясь от решения Мухаммада, бану Курайза отвергали милость Аллаха ради человеческого суда, в то время как все, что им было нужно, – это милость, а не справедливость. Ведь, согласно человеческим законам, справедливым воздаянием за предательство была смерть. Все, что им было нужно, – это милость Аллаха, которая могла проявиться только посредством Посланника, но они взыва- ли к своим бывшим союзникам, племени Аус, чтобы те заступились за них; точно так же бану Кайнука, потерпев поражение, взывали к хазраджитам. Таким образом, ауситы пришли к Мухаммаду и сказали: – О Посланник Аллаха, позволишь ли ты нам то же, что позво- лил хазраджитам и их союзникам? – Конечно, – ответил Пророк. – Хотите ли вы, чтобы один из вас выступил судьей между мной и бану Курайза? – Да, – ответили ауситы. – Тогда пусть они выберут одного из вас, чтобы он рассудил меж- ду ними и мной, – сказал Мухаммад. Он отказался от своего права потерпевшей стороны, от своей вла- сти победителя и позволил иудеям самим избрать в судьи того, кого они пожелают. Но, по Воле Аллаха, они словно сами подписали свой смертный приговор, избрав того человека, которого не должны были избирать, – Са'ада ибн Му'аза. Они забыли, что именно Са'ад приходил предостеречь их о пагубных последствиях разрыва договора; они за- были, что именно Са'ад слышал, как они поносили Пророка и желали погибели мусульманам. Они забыли, что перед ним они проявили свою мерзкую сущность, показав, что не уважают ни клятв, ни договоров, ни этот город, ни эту землю, а почитают лишь иудейский народ. Перед тем, как принять обязанности судьи между Мухаммадом и бану Куйраза, Са'ад попросил у обеих сторон поклясться, что они примут его решение, затем он попросил иудеев выйти из укреплений и сложить оружие. А потом было зачитано его решение. Всех мужчин бану Курайза следует предать смерти, всех жен- щин и детей – обратить в рабов. Если бы они приняли решение Мухаммада, то их не постигла бы такая участь, но они больше до- Жизнь Мухаммада 207 из библиотеки сайта www.islamua.net веряли своим союзникам среди людей, а не полагались на милость Аллаха. Мухаммад не отменил решение Са'ада, поскольку поклялся придерживаться его, но он выдвинул одно требование. Он поставил условие, чтобы семьи не разлучали, и так учил своих сподвижников: «Кто разлучает мать и ребенка, также будет разлучен в загробной жизни с теми, кого любит». Перед тем как предать их смерти, мужчинам бану Курайза пред- ложили принять ислам. Ислам стирает все, что было до него, и что бы человек ни сделал в невежестве, до принятия ислама, все это про- щается ему. Такой человек принимается остальными мусульманами как брат и подобен новорожденному. Только четверо вняли этому призыву, спасая себя, свои семьи и свое имущество. Все остальные отказались, а один из их старейшин заявил, что все это было предо- пределено Элохимом для бану Исраиль. Нет большой разницы в принципах и основных догматах ислама и иудаизма, в ритуалах же разница велика, но как часто люди отдают предпочтение внешней стороне дела, не вникая в его суть. Са'ад ибн Му'аз был смертельно ранен курайшитской стрелой не- задолго до осады бану Курайза. Тогда он сказал: «О мой Господь, если война с курайшитами еще продолжится, позволь мне жить, ибо я буду бороться ожесточенно с теми, кто оскорблял Посланника, прогонял его и поступал с ним несправедливо. О Господь, пусть я умру мученической смертью, если Ты решил прекратить войну, и не позволь мне умереть прежде, чем я получу удовлетворение от бану Курайза». Вскоре Са'ад умер от ран. После того, как удрученные курайшиты вернулись в Мекку, они никогда больше не обнажали меч против Мухаммада. |