Главная страница

Геодезия строение перекрытий. Талеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп. Талеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга


Скачать 5.15 Mb.
НазваниеТалеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга
АнкорГеодезия строение перекрытий
Дата11.07.2022
Размер5.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТалеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп.pdf
ТипКнига
#628960
страница18 из 55
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   55
Как пережить чужой совет. — Ничего не потерять или ничего не обрести. — Что делать вовремя следующего кораблекрушения
З
а пару тысяч лет до Жирного Тони проблему антихруп- кости решило другое дитя Апеннинского полуострова. Правда, этот человек был куда большим интеллектуалом, чем наш горизонтальный друг, и писал утонченную прозу. В придачу он был не менее успешен в мирском смысле слова — наделе куда более успешен в бизнесе, чем Жирный Тони, и ничуть не глупее Ниро. Этим человеком был философ-стоик Сенека, которого мы ранее упоминали как предполагаемого любовника матери Нерона (наделе он им не был).
Сенека решил проблему антихрупкости — той, что соединяет элементы Триады, — используя стоическую философию 234
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 234 15.10.2013 16:47:31 15.10.2013 16:47:31
Ан тих р у п кость Н ас коль ко это серьезно ?
Луций Анней Сенека был философом и одновременно богатейшим человеком Римской империи, последнее — отчасти благодаря коммерческой жилке, отчасти потому, что он был наставником такой колоритной личности, как император Не- рон (тот самый, который несколько глав тому назад пытался отравить собственную матушку. Сенека принадлежал к философской школе стоиков, проповедовавшей определенное равнодушие к судьбе, и был видным выразителем и толкователем этого мировоззрения. Его работа заключалась в том, чтобы совращать таких людей, как я и мои друзья, которым я рекомендую его книги, потому что Сенека обращался к нам он много чего испытали сосредоточился на практическом аспекте стоицизма — как путешествовать, как вести себя, когда кончаешь с собой (ему приказали наложить на себя руки, а по большей части — что делать, когда тебя постигло несчастье, когда ты стал бедным или, что еще важнее, богатым.
Поскольку Сенеку интересовало практическое принятие решений, ученые описывают его как слабого теоретика и слабого философа. При этом ни один из комментаторов Сенеки не увидел в его трудах концепцию асимметрии, которая лежит в основе этой книги, а также жизни, ибо это ключ к неуязвимости и антихрупкости. Ни один Я же считаю, что мудрость в принятии решений неизмеримо важнее — нес чисто практической, нос философской точки зрения, — чем знание.
Другие философы, совершая какие-то поступки, шли от теории к практике. Аристотель, когда он пытался дать практический совет, и (за несколько десятков лет до него) Платон сего концепцией государства и советами правителям (скажем, тирану Сиракуз) либо не достигали цели, либо обрушивали на сограждан бедствия. Для того чтобы стать ус 235
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 235 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Нас сим Ник о л ас Тале б пешным правителем-философом, куда лучше начинать как правитель, а не как философ, что и доказывает следующая история из современной жизни.
Сегодня ученые, специализирующиеся на теории принятия решений, увы, идут лишь в одну сторону — от теории к практике. Как правило, такие ученые набрасываются на самые сложные и самые отвлеченные проблемы и говорят, что они двигают науку вперед. Вот вам история о профессоре Триф- фате (я изменил имя, потому что рассказ может оказаться апокрифическим по своему опыту могу сказать, что эта ситуация весьма типична. Профессор Триффат — научное светило, один из наиболее часто цитируемых специалистов в области принятия решений. Он написал главный учебники помог разработать какую-то великую и бесполезную штуку под названием рациональное принятие решений, которая под завязку набита грандиозными и бесполезными аксиомами-шмаксио- мами, а также грандиозными и еще более бесполезными ве- роятностями-шмероятностями. Триффат, преподававший тогда в Колумбийском университете, все никак не мог решить, переходить ему в Гарвард или нет, — многие из тех, кто рассуждает о риске, за всю жизнь не принимают ни одного решения рискованнее этого. Коллега предложил Триффату применить его собственные Весьма Уважаемые, Высокочтимые и Не Раз Награжденные ученые методы с учетом чего-то вроде максимальной ожидаемой полезности, потому что — добавил коллега — вы всегда об этом писали. На что Триффат раздраженно отозвался Хватит вам Это серьезно!»
И напротив, Сенека — это на самом деле очень серьезно. Однажды он пережил кораблекрушение, в котором погибли его родственники в письмах он давал советы друзьям, имевшие большую или меньшую практическую значимость. Когда
Сенека накладывал на себя руки, он очень точно и достойно
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 236
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 236 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Ан тих р у п кость следовал принципам, которые проповедовал в своих сочинениях. И если гарвардского экономиста читают только те, кто пишет научные статьи, а их в свою очередь читают только те, кто пишет другие статьи, и все их труды (я надеюсь) поглотит безжалостный детектор чуши под названием история,
Луция Аннея, известного как Сенека Младший, читали и читают через две тысячи лет после его смерти.
Давайте к нему прислушаемся.
Т ер ять как можно меньше Начнем со следующего противоречия. Мы представили Сене- ку как богатейшего жителя Римской империи. Его состояние оценивалось в 300 миллионов динариев (чтобы стало понятно, много это или мало в тот же период Иуде заплатили тридцать динариев, эквивалент месячной зарплаты, зато, что он предал Иисуса. Надо признать рассуждения о том, как плохо быть богатым, не слишком убедительны, если они исходят от человека, который пишет письма за одним из сотен своих столов (с ножками из слоновой кости).
Комментаторы традиционно понимают стоицизм как некое безразличие к судьбе — среди прочих концепций гармонии с космосом, которые я опущу. Стоики последовательно принижали значение земных благ. Когда Зенон Китийский, основатель стоической школы, пережил кораблекрушение в античных текстах кораблекрушения упоминаются часто, он заявил, что ему крупно повезло, ибо он освободился от имущества и может теперь заняться философией. Ключевая фраза, которую Сенека повторяет после описания той или иной катастрофы, я ничего не потерял. Благодаря стоицизму вы радушно относитесь к переменам в виде бедствий. Кроме того, стоики презирали роскошь о приятеле, который
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 237
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 237 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Нас сим Ник о л ас Тале б жил на широкую ногу, Сенека написал Он в долгах, у кого бы ни занимал — у другого человека или у своего богатства»
*
Стоицизм, если посмотреть на него под этим углом, превращается вчистую неуязвимость обретение иммунитета от любых внешних обстоятельств, хороших или плохих, когда судьба над тобой уже не властна, — это неуязвимость и есть. Случайные события никак нас не затрагивают (мы слишком сильны, чтобы терять, и некорыстолюбивы, чтобы наслаждаться плюсами жизни, так что мы остаемся в средней колонке Триады.
Если читать самого Сенеку, а не его комментаторов, окажется, что он говорил нечто другое. Стоицизм по Сенеке — это анти- хрупкость в отношении судьбы. От Госпожи Фортуны — никаких перемен к худшему, одни только перемены к лучшему.
Да, Сенека сочинял свои труды с философской целью, пытаясь сохранить верность стоической традиции, как она описана выше стоицизм не предполагал никаких выгод и прибылей, и на бумаге речь шла не об антихрупкости, а об ощущении контроля над судьбой и уменьшении психологической хрупкости. Но кое-что комментаторы упустили. Если богатство — это столь тяжкое и совершенно ненужное бремя, зачем им обладать Почему Сенека от него не избавился?
В главе 2 я писало психологах, игнорирующих посттравматический рост, но обращающих внимание на посттравматический ущерб точно также интеллектуалы в упор не видят антихрупкость — для них все заканчивается неуязвимостью. Не знаю почему, но антихрупкость им не нравится. Они стараются не думать о том, что Сенека ждал от судьбы перемен к лучшему — и что ничего плохого в этом нет.
Но сначала давайте посмотрим, как великий мудрец проповедует смягчение воздействия перемен к худшему, стан Читателям, которые интересуются разницей между буддизмом и стоицизмом, я скажу, что стоик — это буддист, который встал в позу и говорит судьбе Греби отсюда 238
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 238 04.12.2014 18:10:44 04.12.2014 18:10:44
Ан тих р у п кость дартную идею стоиков — неуязвимость, защиту от вредных эмоций, выход из первой колонки Триады и т. д. Второй шаг мы покажем, что на самом деле Сенека говорит об антихрупко- сти. И третий шаг в главах 18 и 19 мы обобщим уловку Сенеки и выведем общий метод распознавания антихрупкости.
С то ици з м : как контролировать эмоции Успех ведет к асимметрии теперь вы можете потерять больше, чем обрести. Следовательно, вы хрупки. Вернемся кис- тории о дамокловом мече. Ничего хорошего нам не светит, зато плохих новостей будет вдоволь. Когда вы богатеете, боль от мысли об утрате состояния сильнее, чем радость от прибавления богатства, так что выживете в перманентном эмоциональном стрессе. Богач попадает в плен вещей имущество контролирует его жизнь, заставляет по ночам страдать от бессонницы, увеличивает концентрацию гормонов стресса, лишает чувства юмора иногда богача поражают диковинные недуги, скажем, у него начинают расти волосы на кончике носа. Сенека понял, что благосостояние заставляет нас тревожиться о переменах к худшему и превращается в наказание, так как мы впадаем в зависимость от собственности. И более того зависимость от обстоятельства точнее, от эмоций, которые появляются при тех или иных обстоятельствах порождает своего рода рабство.
Эта асимметрия между последствиями от счастья и несчастья, выгоды и ущерба, была хорошо знакома древним схожую мысль я обнаружил у Ливия Люди к благу менее чувствительны, чем к беде (segnius homines bona quam mala sentiunt), — писал он за полпоколения до Сенеки. Древние — в основном благодаря Сенеке — наголову обгоняли совре-
* Перевод М.Е. Сергеенко.
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 239
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 239 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Нас сим Ник о л ас Тале б менных психологов и теоретиков принятия решений вроде
Триффата, которые навыдумывали теорий вокруг понятия неприятие риска (или потери. Древние выходят за пределы вульгарной трактовки и остаются более глубокими ибо- лее практичными мыслителями.
Я могу сказать о том же самом ив терминах нового времени. Представьте ситуацию, когда вы можете многое потерять, но мало приобрести. Если дополнительное богатство, скажем, тысяча финикийских шекелей, особо вас не обогатит, но из-за потери такой же суммы вы сильно расстроитесь, вы — жертва асимметрии. И это скверная асимметрия вы хрупки.
Разработанный Сенекой практический метод борьбы с подобной хрупкостью состоит в упражнении ума нужно представлять себе, что богатство испарилось, так что когда богач что-то потеряет, он не ощутит боли. Метод Сенеки позволяет обрести свободу от внешних обстоятельств. Это все равно что купить страховку от убытков. Так, Сенека часто отправлялся в путь, имея при себе, можно сказать, только то, что осталось бы у него после кораблекрушения, — включая простыню, чтобы спать на земле, поскольку найти гостиницу в то время было трудно (тут нужно оговориться, что, как было заведено в ту эпоху, Сенека брал с собой всего одного или двух рабов»).
Чтобы показать, насколько современен этот метод, я расскажу о том, как применил данную концепцию стоицизма к себе, чтобы обрести психологический контроль над переменами в жизни. Я всегда ненавидел работу на дядю и связанную с ней зависимость от какого-нибудь самодура, особенно в условиях, когда многое из того, что делается в больших корпорациях, оскорбляет мое нравственное чувство. Поэтому, за исключением восьми лет в моей биографии, я работал только на себя. На последней работе на дядю перед тем, как приступить к своим обязанностям, я написал заявление об увольнении, положил его в сейф и остаток времени чувствовал себя
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 240
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 240 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Ан тих р у п кость свободным. Точно также, работая трейдером — а это занятие сопряжено с большими дозами случайности, которые наносят огромный ущерб психике и разъедают душу, — я проделывал одно и тоже упражнение каждое утро представлял самую ужасную ситуацию, в которую могу попасть, — и остаток дня ощущал себя счастливым. Наделе у метода психологической подготовки к худшему были свои преимущества перед тем, чтобы тешить себя настроем на лучшее, — в итоге я рисковал только тогда, когда четко и недвусмысленно представлял себе, чем обернется дело в самом скверном случае перемены к худшему были в этом случае ограничены и известны. Сложно приучить себя постоянно воображать, что дела пошли плохо, когда они идут хорошо, однако именно к этому и надо себя приучать. Более того, иногда я по примеру Сене- ки путешествую безо всяких удобств (хотя, в отличие от него, не беру с собой одного или двух рабов).
Умный человек постоянно работает со своими эмоциями, чтобы исключить боль от ущерба. Достичь этого можно, уничтожая в воображении собственное имущество, чтобы потом тебя не расстроили никакие потери. Переменчивый мир уже не сможет сломить тебя.
П рир учение эмоций С этой точки зрения стоицизм учит приручать, а не истреблять эмоции. Стоики не призывают нас превращаться в овощи. Мой идеал современного стоического мудреца — это человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие.
Сенека создал полный курс обучения тому, как управлять своей жизнью и использовать эмоции по назначению — благодаря маленьким, но эффективным хитростям. Вот одна из таких хитростей римский стоик обычно разделял гнев —
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 241
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 241 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Нас сим Ник о л ас Тале б и справедливое возмездие, и старался не причинять вреда, о котором он впоследствии мог пожалеть. Провинившегося слугу он бил по меньшей мере через сутки после происшествия. У нас, людей нового времени, такой метод может не вызвать особого доверия, но вспомним о том, как вдумчивый император Адриан в припадке неконтролируемого гнева воткнул кинжал рабу в глаз. Когда гнев Адриана утих ион раскаялся в содеянном, исправить что-либо было невозможно.
Сенека также снабжает нас каталогом общественных деяний он советует инвестировать в добрые дела. Мы можем лишиться имущества, но благие дела и добродетельные поступки останутся с нами.
К а к стать господином Все это нам уже знакомо мы умеем перемещаться из левого столбца Триады (хрупкость) в ее центр (неуязвимость. Но Сенека на этом не останавливается.
Он говорит, что богатство — это раб мудреца и господин дурака. Тем самым он отступает от стоической традиции, которую вроде бы поддерживает Сенека предпочитает плюсы минусам. Мне кажется, что если стоики до Сенеки утверждали, что предпочтут бедность богатству, доверять им не следует по всей вероятности, это болтовня и не более того. Почти все они были бедны и могли попросту оправдывать этой теорией свое положение (из истории Фалеса Милетско- го мы узнаем, что такое кислый виноград — когнитивная игра, призванная убедить самого человека в том, что ягоды винограда, до которых тыне можешь дотянуться, незрелые.
Сенека был человеком действия, и мы не можем игнорировать тот факт, что он владел богатством. Главное тут то, что он предпочитал богатство бедности, но без вреда от богатства 242
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 242 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Ан тих р у п кость Сенека обрисовал свою стратегию в трактате О благодеяниях по сути применяя анализ по критерию затраты — выгода, — философ говорит о счете расходов и доходов Расчет затрат прост это все статьи расходов если какие-то расходы возвращаются, это чистая прибыль курсив мой если не возвращаются, это не убыток — я отдал что-то ради того, чтобы отдать. Да, это ментальная бухгалтерия, но все равно бухгалтерия.
Так Сенека сумел обхитрить судьбу он сохраняет благое и отбрасывает скверное уменьшает расходы и хранит доходы. Своекорыстно, то есть игнорируя удары судьбы, он, невзирая на философию, не игнорирует приобретения. Этот анализ затрат и выгоды — не совсем то, что принято понимать под стоицизмом (те, кто изучает стоицизм, кажется, хотят, чтобы Сенека и другие стоики думали также, как они. Здесь есть асимметрия между утратами и приобретениями.
Это и есть антихрупкость в самом чистом виде
*
Фу н дам ен таль на я асимметрия Выразим асимметрию Сенеки в четком правиле.
Я уже использовал концепцию большей потери при неблагоприятном исходе. Если от перемены обстоятельств вы больше теряете, чем обретаете, вы имеете дело с асимметрией, и это скверная асимметрия. Подобная асимметрия универсальна. Посмотрим, как она делает нас хрупкими.
Вспомним о почтовой посылке из главы 1: ей не нравится, когда ее трясут, иона ненавидит членов семейства беспо-
* А для тех, кто верит, будто Зенон, основатель стоицизма, считал материальное богатство злому меня есть новости я случайно наткнулся на упоминание о том, что он инвестировал средства в строительство кораблей, что не слиш- ком-то согласуется с образом утописта, не желающего богатеть 243
N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 243 14.10.2013 15:03:53 14.10.2013 15:03:53
Нас сим Ник о л ас Тале б рядка, поэтому она хрупка (очень хрупка, поскольку ничего не может приобрести, а значит, ее положение весьма асимметрично. Антихрупкая посылка, когда ее трясут, больше улучшается, чем ухудшается. Вот простой тест если мне нечего терять, значит, я могу только приобрести — и я антихрупок.
В этих терминах можно объяснить всю таблицу 1 с триадами в разных областях жизни. И вообще все на свете.
Чтобы понять, почему асимметричная отдача любит перемены, подумайте вот о чем если вы теряете меньше, чем обретаете, то есть ваши доходы всегда больше расходов, значит, переменчивость вам нравится (в итоге выбудете не в убытке, другими словами, вы обладаете антихрупкостью.
Теперь передо мной стоит задача соединить четыре следующих элемента фундаментальной асимметрией:
Хрупкое больше теряет, чем приобретает, его расходы больше доходов, оно асимметрично, и эта асимметрия не-
благоприятна
и
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   55


написать администратору сайта