Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.4. Технологии социальной работы в конфессиях Конфессия

  • Вопросы для самоконтроля

  • Технология социальной работы


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеТехнология социальной работы
    Дата04.02.2020
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[Holostova-E.I.,-Kononova-L.I.]-Tehnologiya-social(z-lib.org).pdf
    ТипУчебник
    #107050
    страница23 из 30
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30
    Основные методы и методики социальной работы в рамках
    пенитенциарной системы РФ
    Имеются достаточные наработки по работе с несовершен- нолетними преступниками в рамках педагогики, психологии, криминологии и собственно социальной работы, где заявляется о важности и приоритетности воспитательной и коррекционной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, в ущерб остальным “взрослым” категориям осужденных, которые, как правило, считались уже неисправимыми людьми, которых только следует изолировать от общества с помощью карательно- репрессивных мер. Однако социальная практика показала, что такое положение дел является совершенно неправильным и необходима коррекция и перевоспитание всех категорий осуж- денных, потому что все они рано или поздно возвращаются в общество и причиняют еще большее социальное зло.
    Те же, кто осужден пожизненно, хотя и не оказывают влия- ния на положение дел на воле, но тем не менее оказывают влия- ние на других осужденных в стенах ИТУ, поэтому необходимо рассматривать методы социальной работы применительно ко всем категориям осужденных. Эти методы должны основываться в первую очередь на нравственно-гуманистических принципах.
    Как уже отмечалось, в России ввиду долгой ориентации пени- тенциарной системы на репрессивные методы воздействия на осужденных, отсутствует описание методов социальной работы с осужденными. Поэтому в данной ситуации необходимо обратить- ся к международному опыту, не забывая об особенностях рос- сийской пенитенциарной системы, и адаптировать зарубежные методы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере к современной российской действительности.
    Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за пеступностью. Поскольку непосредственное наблюдение за преступностью невозможно, используются методы непрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения яв- ляется интервью, которое берут у преступников.

    352
    Интервью как средство исследования представляет собой планомерную деятельность с научными целями, в ходе которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побужда- ется к сообщению вербальной информации. Для проведения дан- ного метода важна именно деятельность социального работника, который может установить доверительные, равные отношения с осужденными. С помощью интервью, как правило, изучают
    “преступную карьеру” личности, которая строится преимуще- ственно на личностных особенностях и свойствах характера, не поддающихся объективной оценке.
    Делать выводы о личности осужденного, составлять типоло- гии и классификации последней возможно лишь на основе срав- нительного метода, метода эмпирических наук. При этом методе результаты исследования будут подлинными лишь тогда, когда они будут повторяться в результатах различных исследований.
    На основе данных родовых методов изучения преступности можно выделить конкретные методы и модели деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся на нравственно-гуманистические основы и принципы.
    Западные ученые выделяют несколько основных методов деятельности социальных работников с осужденными. Это:
    — модель или метод справедливости;
    — метод воспитательного воздействия, включающий раз- личные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модифи- кация поведения.
    Модель справедливости гласит, что наказание не должно ве- сти к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психиче- ский или физический вред. Гуманное отношение к преступнику — основная обязанность общества, если оно хочет, чтобы такое от- ношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива.
    По модели справедливости следует существенно уменьшить количество преступлений, за которые полагается лишение сво- боды. Так, например, за тяжкие преступления должно следовать непродолжительное лишение свободы примерно в несколько

    353
    месяцев, ведь считается, что долгий срок не более действенен, чем короткий.
    Необходимо отметить, что в России данный метод в со- временных условиях неприемлем, ибо короткие сроки лишь увеличат количество совершаемых преступлений, так как люди будут знать, что за свои преступления значительного наказания они не понесут.
    Следующий метод — метод воспитательного воздействия — предполагает превращение тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступлений только индивидуальными пато- логиями и исходя из этого предлагает методы исправления и воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальные консультации, и групповые собрания, физическая, психическая и социальная терапия.
    На основе вышеперечисленных данных можно утверждать, что эти методы безусловно имеют как свои неоспоримые достоин- ства, так и недостатки, но применение их без тщательной адап- тации на российскую действительность фактически невозможно, так как российская пенитенциарная система еще не обладает ни финансовыми, ни профессиональными, “кадровыми возможно- стями” реального использования этих методов в практической деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.
    Для российской пенитенциарной системы наиболее эф- фективны методы, разработанные российскими учеными либо учеными стран ближнего зарубежья.
    Так, российские методы деятельности социального ра- ботника в пенитенциарной сфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всех объективных не- гативных явлений социально-экономического, социально- психологического характера, искоренения негативных об- стоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.
    Существует метод “расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта”, разработанный еще советскими криминологами. Этот метод помогает осужденному приобщить-

    354
    ся к социальному опыту позитивной направленности. Расшире- ние позитивных связей осуществляется через:
    1) приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности;
    2) ознакомление его с положительными традициями дея- тельности других людей;
    3) предоставление ему возможности овладеть соответствую- щей специальностью;
    4) привлечение осужденного к общественной деятельности.
    Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым стро- ится в плане:
    1) последующего формирования и утверждения социально полезной направленности, доминирующих побуждений с посте- пенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов;
    2) воспитания уважения к нормам и законам, существую- щим в обществе.
    Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться социальными работниками в пенитен- циарной сфере. Однако на современном этапе развития пени- тенциарной системы исходя из ее особенностей и специфики меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.
    Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных законом ограничений прав и свобод личности.
    В целом обеспечение процесса социальной реабилитации сво- дится к тому, что лица, нарушившие чужие права и свободы, должны нести по Конституции ответственность, но характер этого правового воздействия должен быть таким, чтобы приме- нение ограничений в правах и свободах в минимальной степени осложняло процесс возвращения человека в нормальную жизнь.
    На основании этого принципа и должна строиться деятельность социального работника в пенитенциарной сфере.
    Во главу угла должен быть поставлен не труд в период от- бывания наказания, а помощь в коррекции личности в обладании

    355
    способами социальной адаптации к нормальным условиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного должен стать дополнительным, диффе- ренцированным и дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания наказания в ИТУ. Методы деятельности социального работника должны быть построены и ориентированы на то, чтобы:
    1) не происходило истощения физических и психических сил осужденного;
    2) происходило перевоспитание осужденных.
    Наиболее эффективными методами обращения с осужден- ными являются методы, предлагаемые белорусскими учеными.
    Это метод так называемой прогрессивной системы исполнения наказания и метод исправительно-психологической коррекции личности осужденного.
    Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальных работников кардинально различается.
    Метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключа- ется в совокупности юридических, организационных и воспита- тельных средств, обеспечивающих поэтапное смягчение наказа- ния осужденному по мере повышения степени его исправления.
    Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под исправлением понимается формирование устой- чивой готовности личности вести правопослушный образ жизни.
    Это выражается в совокупности психологических свойств лично- сти, детерминирующих правовую направленность индивида. Ис- правление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного, ориентированного именно на возвращение на свободу.
    Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку степени исправ- ления самого (с помощью использования различных методик — психологических, социологических), дает рекомендации по об- легчению дальнейшей исправительной практики осужденного.
    Прогрессивный подход претендует на роль главного прин- ципа в уголовно-исполнительной системе, связывая исправле-

    356
    ние осужденного — главную цель деятельности социального работника и пенитенциарной системы вообще и главный фактор, мотивирующий стремление осужденного к правомерному по- ведению и, как следствие, к снижению наказания.
    Система принципов эффективного применения метода про- грессивного исполнения наказания в деятельности социального работника основана на нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости, гуманизма.
    Однако существует несколько требований к данному методу. Это прежде всего принцип обеспечения адекватности мер прогрес- сивной системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени исправления осужденных и принцип добровольности его применения.
    Следующий метод — это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности, определяющих содержательные стороны со- циального поведения осужденного.
    В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях:
    1. Оказание психологической помощи в традиционном смыс- ле — диагностическое консультирование и профилактические мероприятия.
    2. Улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий.
    3. Проведение исправительной психологической коррекции осужденного.
    Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем непосредственного воздействия на свойства личности.
    Исправительно-психологическая коррекция — это про- цесс психологического воздействия на определенную совокуп- ность психологических свойств личности преступника, опре- деляющих его социально-правовое поведение с целью устра- нения или понижения степени его криминогенности. Объектом

    357
    исправительно-психологической коррекции является опреде- ленная сфера личности осужденного. Предметом — элементы психологической структуры данной сферы личности осужден- ного (ценности, установки), связанные с определенным поведе- нием. Осуществление этого метода предполагает подчинение ряду нравственно-гуманистических принципов:
    1) добровольность участия (для обеспечения подлинной добровольности необходимо оказание предварительной психо- логической помощи и консультирования);
    2) предоставление осужденному возможности выражать свою точку зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание.
    Для осуществления коррекции необходимое условие про- ведения — психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые предопределяют криминогенные стороны личности.
    В настоящее время применяется ряд психологических мето- дик (например, “Психологическая коррекция в исправительно- трудовых учреждениях”, разработанная институтом МВД
    России). Но отмеченные подходы к психокоррекции личности не обеспечивали системность воздействия. Для разработки мето- дических основ системной психокоррекции необходимы анализ и обобщение, систематизация известных подходов.
    Основной критерий систематизации психокоррекционных методов определяется подходом к сущности психической регу- ляции поведения человека.
    Регуляция осуществляется в совокупности психологических механизмов: интеллектуального, импульсивного и чувственно- аффективного. В каждом из механизмов проявляются специ- фические психологические свойства личности, которые могут выступать детерминантами преступного поведения. В интел- лектуальном механизме это личностный смысл, отношения, нормы и идеалы. В импульсивном — фиксированные установки на способы действий в связи с определенными потребностями и особенностями ситуации. В чувственно-аффективном — как

    358
    компоненты личностного смысла. И механизмы исправительно- психологической коррекции должны быть направлены на из- менение указанных психологических свойств, реализующихся в каждом из механизмов регуляции поведения и их системной организации в структуре личности. Кроме этого, системность в подходе к построению данного метода определяет как форми- рование психологических барьеров к совершению преступле- ний, так и установление правомерных способов в достижении жизненных благ, изменение свойств относящихся к каждому из определенных механизмов психологической регулировки поведения.
    Таким образом, основными принципами метода являются: добровольность, индивидуальность, системность, заключаю- щаяся в ликвидации выявленных криминогенных склонностей, и формирование альтернативных способов решения жизненных задач. Данные методы могут использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных.
    4.4. Технологии социальной работы в конфессиях
    Конфессия (лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного уче- ния, объединение верующих, придерживающихся этого верои- споведания.
    Социальная деятельность — одно из важнейших направле- ний церковного служения в современном обществе, цель которо- го — содействие людям в разрешении их жизненных проблем.
    Социальное служение Церкви представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, тради- ций и обычаев, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков.
    Социальное служение складывалось столетиями. Первый опыт диаконического служения существовал в первых христи- анских общинах, в которых начала формироваться система при-

    359
    зрения, целью которой было оказание помощи бедным, больным, старикам. Милосердие считалось добродетелью, понимаемой как готовность подать милосердие убогому, несчастному, пре- старелому, больному. При монастырях существовали странно- приимные дома и больницы.
    Традиции милосердия, благотворительности развива- лись на Руси со времени принятия христианства в 988 г., когда важнейшим направлением Церкви стало призрение — забота о бедных, неимущих. Уже при первых русских христианских князьях Владимире, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе были созданы богадельни, бесплатные гостиницы для богомоль- цев, лечебницы, трапезные для странников. Дела милосердия и благотворительности были закреплены за Церковью Уставом князя Владимира Мономаха “Правила о церковных людях” и находились в ее руках до эпохи Петра I, когда церковная рефор- ма упразднила патриаршее управление, поставив Церковь на службу государству. Однако социальное служение оставалось важнейшим направлением церковной деятельности до 1917 г. Де- кретом советской власти Церковь была отделена от государства и школы, и ей было запрещено заниматься какой-либо социальной заботой. Однако даже в годы атеизма Церковь продолжала нести социальное служение
    1
    В 20-е и 30-е гг. ХХ в. в период голода Церковь организовы- вала помощь голодающим. Велика поддержка Церкви и в годы
    Великой Отечественной войны, когда по призыву Патриаршия
    Местоблюстителя митрополита Сергия, призвавшего верующих к исполнению своего долга перед Родиной, верующие организовали помощь фронту, не только жертвуя деньги, одежду, подарки для бойцов. В церквах не только служили молебны о даровании по- беды, но и организовывали сбор средств на оборону населенных пунктов, городов, поддержку раненых, сирот. На сооружение тан- ковой колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн руб., а
    1
    Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособие. — М., 2004. —
    С. 14—194.

    360
    сибирская эскадрилья “За Родину” была построена и оснащена за счет средств, собранных по призыву Церкви. Всего за годы войны было собрано для нужд фронта 200 млн руб.
    1
    После Великой Отечественной войны Русская Православ- ная Церковь и другие религиозные организации участвовали в борьбе за мир, были сделаны взносы в Советский фонд Мира.
    Тем не менее желание церкви стать полезной обществу не увенчалось успехом, так как политика государства оставалась атеистической.
    Изменение в отношения власти и Церкви внесла перестрой- ка, когда в 1985 г. государство откликнулось на желание церков- ных деятелей включиться в возрождение движения милосердия и благотворительности, включив представителей духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда имени
    В. И. Ленина.
    Возвращению социального служения Церкви положили начало Конституция РФ 1993 г., ФЗ “О свободе совести и о ре- лигиозных объединениях”. В Конституции РФ записано, что
    “государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, при- надлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”
    2
    , а “религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”
    3
    Согласно Конституции РФ “религиозные объединения отде- лены от государства и равны перед законом”
    4
    . Федеральный за-
    1
    Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М. М. Та- расова // Московская патриархия. — 1992. — № 9. — С. 45–46.
    2
    Конституция РФ. Гл. II, ст. 19 ч. 2.
    3
    Там же. Гл. I, ст. 14 ч. 2.
    4
    Там же.

    361
    кон “О свободе совести и религиозных объединениях” разреша- ет религиозным организациям “осуществлять благотворитель- ную деятельность как непосредственно, так и путем учрежде- ния благотворительных организаций”, обязывает государство оказывать “содействие и поддержку благотворительной дея- тельности религиозных организаций, а также реализации или общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий”
    1
    , “проводить религиозные обряды в лечебно- профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждени- ях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специ- ально выделенных администрацией для этих целей”
    2
    Таким образом, Церкви было возвращено право на приори- тет в делах милосердия и сострадания, заниматься благотвори- тельностью, что способствовало активизации социальной дея- тельности: приходы начали оказывать помощь нуждающимся прихожанам, была организована школа медсестер при Марфо-
    Мариинской обители и др.
    К подобной социальной деятельности подключились все традиционные конфессии России, оказывая благотворительную помощь всем категориям нуждающегося населения России.
    Возрождению диаконического служения была призвана способствовать деятельность Отдела по церковной благотвори- тельности и социальному служению Московского патриархата, созданного в январе 1991 г. в соответствии с определением Свя- щенного Синода РПЦ и Патриархом Московским и всея Руси.
    Важнейшим направлением деятельности отдела является воз- рождение социального служения на общецерковном, епархи- альном, монастырском и приходском уровнях с целью оказания помощи незащищенным членам общества — сиротам, инвали-
    1
    ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” от 25 сентя- бря 1997 г. № 125-ФЗ. Гл. III. Ст. 18 п. 3.
    2
    Там же. Гл. III, ст. 16 п. 3.

    362
    дам, одиноким старикам, больным, беженцам и др. Основными задачами отдела стали организация благотворительной дея- тельности, социального и милосердного служения религиозных организаций, принадлежавших РПЦ, а также привлечение к ней граждан и юридических лиц. В структуру отдела входят секто- ры: социального служения, медицины, по работе с беженцами и по чрезвычайным ситуациям, по связям с епархиями, по связям с общественностью. Отдел осуществляет следующие формы по- мощи — материальную, медицинскую, пасторскую. При отделе работают Общественный совет, патронажная служба, межцер- ковный центр по оказанию помощи беженцам, координационный совет женских благотворительных организаций. Отделу подчи- нена Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского
    1
    , на территории которой действуют два больничных храма. Совершенствованию социальной ра- боты Церкви призвана способствовать создаваемая отделом электронная база данных по социальному служению Церкви — реестр социальных учреждений РПЦ, осуществляющих свою деятельность на всей канонической территории. Цель проекта —
    создание инструмента, позволяющего получить через Интернет справочную информацию о всех церковных социальных объ- ектах, что поможет оценить масштабы церковной социальной работы в каждом населенном пункте.
    Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. председа- телем отдела назначен клирик Московской епархии протоие- рей Аркадий Шатов
    2
    Отделы по благотворительной деятельности и социальному служению созданы во всех епархиях РПЦ, успешно осуществля-
    1 26 мая 1992 г. постановлением Правительства Москвы № 322 город- ская клиническая больница № 5 была переведена под покровительство
    Московского патриархата и получила название Центральной клиниче- ской больницы святителя Алексия, митрополита Московского, Москов- ской патриархии Русской православной церкви.
    2
    До А. Шатова деятельностью отдела руководил митрополит Воро- нежский и Борисоглебский Сергий.

    363
    ют работу с различными категориями населения: инвалидами, многодетными семьями, заключенными, бомжами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, организовывают патронажные службы и т. д.
    Социальному служению РПЦ призваны способствовать концепции РПЦ. Концепция духовного просвещения и благо- творительности, представленная в докладе Патриарха Мо- сковского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ
    18 февраля 1997 г., направлена на выполнение следующих за- дач: возрождение прихода как христианской общины едино- мышленников; возрождение церковного братства и развитие разного рода церковных движений; организацию церковного здравоохранения; создание епархиальных комиссий по благотво- рительности; подготовку преподавателей катехизиса; организа- цию благотворительного бюджета (приходского епархиального, общецерковного)
    1
    Концепция молодежного служения РПЦ, одобренная Свя- щенным Синодом в апреле 2000 г., предусматривает работу с молодежью. Концепция РПЦ по ВИЧ/СПИДу, одобренная Свя- щенным Синодом 1 октября 2004 г., ставит своей важной задачей служение милосердия в отношении больных, ведение работы с наркозависимыми, составляющими группу риска заболеваемо- сти ВИЧ/СПИДом. В Концепции миссионерской деятельности, одобренной Священным Синодом 27 марта 2007 г., изложены цели, задачи миссионерского служения РПЦ, которые могут творчески развиваться с учетом местных условий и возможно- стей. В настоящее время РПЦ разрабатывает Концепцию раз- вития социального служения РПЦ.
    Развитию социального служения Церкви способствует сотрудничество с государством и другими христианскими конфессиями. В апреле 2000 г. на Архиерейском Соборе были
    1
    Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архие- рейском Соборе РПЦ 18 февраля 1997 г. // Московская патриархия. —
    1997. — № 3. — С. 12–82.

    364
    утверждены Основы социальной концепции Русской православ- ной церкви. В концепции излагаются базовые положения учения
    Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем, в том числе и социальной деятельности Церкви, а также отражена офици- альная позиция Московского патриархата в сфере взаимоот- ношений с государством, светским обществом, традиционными конфессиями.
    5 марта 2003 г. между Министерством социального разви- тия и Московским патриархатом было подписано Соглашение о сотрудничестве. Соглашение призвано способствовать раз- витию услуг в сфере оказания медико-социальной помощи, профилактической деятельности и медицинскому просвещению населения, оказанию медицинской помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения, обеспечению ухода за больными на дому и в стационарных учреждениях здра- воохранения, подготовке персонала, сестер милосердия для оказания медико-социальной помощи, взаимодействию в сфере благотворительности и милосердия. Соглашение дало возмож- ность совместно с медицинскими учреждениями разрабатывать благотворительные проекты, выполнять системную социальную деятельность с разными нуждающимися социальными катего- риями населения.
    Подобное Соглашение о сотрудничестве заключено между
    Департаментом здравоохранения Москвы и Московской епар- хией РПЦ 4 октября 2006 г.
    Социальному служению Церкви способствуют созданные комиссии, среди них важную роль играет одна из крупнейших социальных служб в РПЦ, действующая при Епархиальном со- вете Москвы, Комиссия по церковной социальной деятельности, созданная в 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в которую входят назначенные Патри- архом священнослужители. Цели комиссии — координация взаимодействия приходов и их социальной деятельности в
    Москве, инициирование и поддержка новых социальных про-

    365
    ектов, прикрепление к каждому социальному объекту (дома ребенка, престарелых, больницы и др.) окормляющего храма, сбор информации о социальной деятельности РПЦ
    1
    . Комиссия имеет круглосуточную справочно-информационную службу, которая информирует о социальной деятельности московских приходов, операторы принимают просьбы о помощи и собирают базу данных о помощи. Важными механизмами осуществления социальной деятельности комиссии является печатный орган
    “Нескучный сад”, в котором публикуются новости о церковных и государственных проектах, обзорные статьи о социальном служении в других епархиях.
    По предложению комиссии в каждом храме Москвы на- значается ответственный за социальную работу священнос- лужитель, что позволяет иметь представление о социальной деятельности в епархии.
    В настоящее время РПЦ придает особое значение соци- альной деятельности священнослужителей. 23 декабря 2003 г. в своем Обращении к клиру и приходским советам храмов
    Москвы, выступая на Епархиальном собрании, Святейший
    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, подчеркнул не- обходимость организовать помощь немощным, бедным, боль- ным, одиноким в каждом приходе. Это направление продолжил
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем докладе, выступая в конце 2009 г. на ежегодном Епархиальном собрании, Патриарх подчеркнул необходимость усиления со- циального служения, что требует социальной специализации каждого прихода, введения должности социального работника, привлечения к социальному служению дьяконства (как это было в апостольские времена).
    Задачам развития социального служения (диаконии) РПЦ призвана способствовать созданная 29 января 2010 г. решением
    1
    Председатель комиссии — председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель больничного храма в честь св. благоверного царевича Димитрия при
    1-й Градской больнице протоиерей Аркадий Шатов.

    366
    президиума Межсоборного присутствия РПЦ Комиссия по во- просам социальной деятельности и благотворительности, пред- седателем которой стал митрополит Калужский и Боровский
    Климент
    1
    . Цели комиссии — поддержка семьи, материнства и детства; благотворительность и социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях; разработка подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих; борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью и др. Деятельность комиссии осуществляется в трех направлениях: 1) внутрицер- ковное управление и организация диаконии на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях, роль мирян в церковной деятельности; 2) разработка юридических оснований и меха- низмов финансирования социальных церковных программ;
    3) определение направлений диаконической работы.
    В настоящее время церковное социальное служение воз- вращается к своим исконным традициям, когда призрение осу- ществлялось через монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление уюта нуждающимся.
    Социальное служение (диакония) осуществляется конфес- сиями в двух направлениях:
    1. Работа в государственных учреждениях, предусматри- вающая оказание помощи в больницах, детских домах, ин-
    1 31 марта 2009 г. Священный Синод РПЦ создал Комиссию по образо- ванию Межсоборного присутствия РПЦ под председательством Патриар- ха Московского и всея Руси Кирилла. Межсоборное присутствие РПЦ — совещательный орган Московского патриархата, содействующий выс- шей церковной власти РПЦ в подготовке решений, касающихся важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Церкви. 27 июля
    2009 г. на заседании Священного Синода в Киеве были утверждены По- ложение о Межсоборном присутствии РПЦ, состав президиума, опреде- лен круг вопросов, входящих в его компетенцию. Первое заседание пре- зидиума Межсоборного присутствия РПЦ состоялось 29 января 2010 г. в храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриар- ха Московского и всея Руси Кирилла.

    367
    тернатах (осуществляется благотворительными братствами и сестричествами);
    2. Создание собственных структур для реализации соци- альных программ — больниц, богаделен, образовательных, реа- билитационных центров, гостиниц, призванных осуществлять работу с различными социальными категориями населения — инвалидами, детьми сиротами, многодетными семьями, заклю- ченными, беспризорниками, бомжами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами и др.
    Социальная работа в конфессиях осуществляется в следую- щих направлениях:
    1. Медицинские программы—оказание помощи страдаю- щим людям в рамках медицинских учреждений (больницы, го- спитали). Первая церковная благотворительная больница свя- той блаженной Ксении Петербургской была открыта в 1990 г. в
    Санкт-Петербурге, а в 1992 г. Московскому патриархату была отдана городская клиническая больница № 5, получившая на- звание Центральная клиническая больница святителя Алексия
    Московского, на базе которой была создана патронажная служ- ба, призванная обеспечить уход за больными. На дому больных проводится уборка квартир, стирка, осуществляется помощь в домашнем хозяйстве. Подобные больницы существуют во мно- гих епархиях Московского патриархата.
    2. Детские программы — оказание помощи детям из много- детных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из многодетных семей, беспризорным и безнадзорным. Во многих епархиях созданы приюты, детские дома, школы-интернаты, при которых имеются часовни, где совершаются молебны, таинства, проводятся беседы, для воспитанников организуются культур- ный досуг, летние и зимние лагеря отдыха. С целью оказания комплексной помощи в духовном воспитании, профессиональной подготовке воспитанников детских домов и детей, нуждающихся в социальной защите, создании материальных условий для на- чала их самостоятельной жизни Отдел по церковной благотво-

    368
    рительности и социальному служению учредил Международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского.
    3. Социальная деятельность в области образованияпреду- сматривает создание воскресных школ при храмах, евангельских кружков для взрослых, групп подготовки взрослых к крещению, православных детских садов, православных групп в государ- ственных детских садах, православных школ, гимназий, лицеев, православных факультативов в частных и государственных школах; проведение бесед, лекций по определенным программам в храмах; организацию православных курсов катехизаторов, а также православные детские, юношеские, семейные лагеря от- дыха, Большую роль в духовном просвещении населения игра- ют православный Свято-Тихоновский Богословский институт,
    Православный университет Иоанна Богослова и другие высшие учебные заведения.
    4. Организация помощи престарелым и инвалидампреду- сматривает оказание не только материальной, медицинской, пси- хологической помощи нуждающимся людям, но и организацию их культурного досуга. Так, для престарелых, инвалидов, вете- ранов войны и труда устраиваются благотворительные вечера, концерты, организуются экскурсии по святым, историческим местам, встречи с известными людьми. Большую помощь в этом направлении оказывает православное общество “Надежда и спа- сение”, а также благотворительные, общественные организации.
    5. Программа по борьбе с безработицейпредусматривает оказание помощи людям, оставшимся без работы: организация занятости безработных на дому (швейное, сапожное дело и др.), оказание поддержки в поисках работы. Вопросы женской без- работицы призван решать созданный при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата Координационный совет женских благотворитель- ных организаций.
    6. Программы по работе с алкоголе— и наркозависимыми — предусматривают работу с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. С этой целью создаются семейные клубы

    369
    трезвости, в которых проводится комплексная, профилактиче- ская работа со всеми членами семьи; создаются профилактиче- ские оздоровительные центры. Работа с наркозависимыми носит системный характер и включает не только психотерапевтиче- скую работу, но дополняется ценностной ориентацией пациента, основанной на православном мировоззрении и воцерковлении.
    Огромную помощь в этом направлении оказывают общественные организации, такие как “На пути трезвости”, “Трезвая Россия”, которые ежегодно устраивают выездные мероприятия, способ- ствующие искоренению этой чумы XXI в.
    7. Работа с мигрантами, беженцами, вынужденными пере- селенцами, соотечественниками, оказавшимися за пределами своего исторического проживания, предусматривает оказание материальной, гуманитарной, консультативной юридической, психологической помощи; оказание помощи организациям бе- женцев “Общий дом”, Российскому фонду помощи беженцам
    “Соотечественники” и др.
    8. Помощь жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций предусматривает оказание материальной, психологи- ческой помощи независимо от национальности и вероисповедания.
    9. Работа с заключеннымив исправительно-трудовых уч- реждениях, изоляторах носит комплексный характер — оказа- ние психологической, материальной поддержки заключенному
    (после отбывания срока заключения), а также приобщение осту- пившегося человека к вере. Во многих местах лишения свободы созданы часовни, молельные дома, в которых священники могут общаться с заключенными, помочь им вновь обрести смысл жиз- ни, построить планы на будущее.
    10. Социальное служение РПЦ в Вооруженных Силахна- чалось с 1996 г., когда в РПЦ был создан Синодальный отдел по взаимодействию церкви с Вооруженными Силами и правоохра- нительными учреждениями. СогласноФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” “Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обря-

    370
    дах и церемониях”
    1
    . Со многими министерствами и ведомствами подписаны соглашения о сотрудничестве, предусматривающие организацию мероприятий, основной целью которых являет- ся преодоление духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. Так,в ноябре 2004 г. было подписано долгосрочное Соглашение между РПЦ и МВД РФ, предусматри- вающее развитие отношений в вопросах патриотического воспи- тания, духовно-нравственного просвещения военнослужащих, с
    Федеральной пограничной службой утвержден перспективный план взаимного сотрудничества.
    11. Оказание помощи бомжам предусматривает бесплатное питание, оказание психологической, медицинской, юридической помощи, а также помощь в поиске рабочих мест. Такая работа ведется во многих епархиях, в частности в Москве в Подворье
    Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, храме бессре- бреников Космы и Дамиана в Шубине, храме Успения Пресвятой
    Богородицы на Успенском Вражке, храме Трех Святителей на
    Кулишках и др.
    По данным Комиссии по церковной социальной деятельности, московскими приходами РПЦ и комиссией окормляются 387 го- сударственных объектов, среди них больницы, госпитали — 105; детские дома, дома-интернаты, дома ребенка — 63; ПНИ — 8; хо- списы — 4; интернаты для взрослых инвалидов и дома престаре- лых — 18; социальные приюты, социальные гостиницы, центры социального обслуживания — 51; тюрьмы, СИЗО, колонии — 68; детские сады — 13; школы-интернаты для детей— инвалидов —
    17; школы, вузы, училища — 13; воинские, милицейские, пожар- ные части — 8; центры реабилитации алкоголиков и наркозави- симых — 2; центры реабилитации лиц БОМЖ — 2 2
    1
    ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 25.09.1997
    № 125. Гл. III. Ст. 16 п. 4.
    2
    Отчет о работе Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы за период 2001–2004 гг., сайт “Ми- лосердие. ру”.

    371
    Помимо государственных учреждений, в которых несут послушание клирики Москвы и волонтеры, существуют и соб- ственно церковные службы (327): 25 благотворительных столо- вых, 7 богаделен, 66 групп милосердия, 12 патронажных служб,
    12 сестричеств, 9 служб помощи семье, 14 центров реабилитации алкоголе- и наркозависимых и др.
    1
    Социальному служению Церкви способствует православная служба “Милосердие”, объединяющая здоровые силы общества с целью создания помощи ближнему и нуждающимся. Первые проекты службы были образованы в 1991 г. В настоящее время служба объединяет 11 социальных проектов, которые на 90% осу- ществляются на пожертвования частных лиц, к ним относятся:
    • Свято-Спиридоньевская богадельня (создана в 1999 г.);
    • Святодмитриевский детский дом (2001 г.);
    • Свято-Софийский детский дом (1993 г.);
    • патронажная служба (1991 г.);
    • автобус “Милосердие” (в холод спасает бездомных от за- мерзания);
    • Служба помощи бездомным в московских больницах (со- трудники восстанавливают бездомным документы, устраивают в приют, помогают связаться с родственниками, отправляют домой);
    • помощь детям-инвалидам в двух московских интернатах и взрослым инвалидам в ПНИ;
    • помощь больным, от которых отказались родственники, в больнице святителя Алексия (51 сестра ухаживает за больными);
    • Димитровская школа — общеобразовательная школа, в которой учатся дети из детдомов, многодетных семей;
    • круглосуточная справочная служба “Милосердие”, пре- доставляющая информацию о церковной и светской помощи в
    Москве (принимает просьбы от нуждающихся, передает их в соответствующие подразделения), в 2004 г. создан сайт “Мило- сердие.ру” — средство связи для тех, кому нужна помощь.
    1
    Сайт “Милосердие.ру”.

    372
    Оказанию социальной поддержки нуждающимся способ- ствует созданная в 2008 г. программа “Друзья милосердия”, целью которой является поддержка детских домов, богаделен.
    Систематически проводится акция “Месяц милосердия”, суть ко- торой заключается в массовой раздаче листовок с квитанциями для пожертвований в пользу подопечных службы “Милосердие”.
    Важным направлением в социальной деятельности РПЦ является взаимодействие с институтами гражданского обще- ства с целью консолидации общественных сил для возрожде- ния и развития традиций христианского милосердия и благо- творительности. Эту функцию призван выполнять созданный при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Общественный совет, в который входят известные деятели науки и культуры, политики, общественные деятели.
    Совет взаимодействует с общественными организациями, бла- готворительными фондами по вопросам формирования и раз- вития целевых проектов и программ в сферах здравоохранения, социального обслуживания, организации домов общественного призрения для неимущих и бездомных.
    Деятельность православных благотворительных и других общественных организаций направлена на оказание помощи конкретным людям, целевым социальным группам и предусма- тривает создание благотворительных столовых, магазинов, раз- даточных пунктов, центров социальной адаптации, медицинской помощи, заботы о детях, заключенных и является воплощением возрождения принципов христианского милосердия в области просвещения и воспитания.
    В настоящее время социальное служение — это важней- шее направление деятельности традиционных конфессий Рос- сии, которое после долгих лет забвения начинает возрождаться и развиваться. И результат этой работы во многом зависит от со- вместных усилий традиционных религий и конфесий, институ- тов гражданского общества, государства. В современной России этой деятельности придается особое значение, что очень красно- речиво выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси

    373
    Кирилл, отвечая на вопрос корреспондента телеканала “Россия
    24” “Как будет развиваться социальная работа Церкви?”: “Мы должны стремиться к тому, чтобы социальная работа Церкви имела значительный удельный вес в масштабах страны. И не для того, чтобы что-то показать, а потому, что такова реальная потребность верующего сердца”, ибо “социальное служение — это проявление христианской любви”.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Формы и виды социальной работы в армии.
    2. Задачи социальной работы в армии.
    3. Роль женсоветов в армии.
    4. Виды социальной работы в учреждениях здравоохра- нения.
    5. Содержание социальной работы учреждениях пенитен- циарной системы
    6. Сущность и содержание социальной работы в учрежде- ниях здравоохранения.
    7. Основные направления социальной работы в Вооружен- ных Силах.
    8. Формы и методы решения проблем осужденных в пени- тенциарной системе.
    9. Социальное служение и его сущность.
    10. Виды церковных социальных служб.

    374
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30


    написать администратору сайта