Главная страница
Навигация по странице:

  • ряде случаев выступало лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства

  • Основные положения марксистско-ленинской теории происхождения государства

  • Уязвимость марксистско-ленинской теории происхождения государства

  • Теория естественного права.

  • Историческая (спиритуалистическая) школа права

  • Марксистско-ленинское учение о происхождении права

  • Тема Предмет и методология теории права и государства


    Скачать 5.52 Mb.
    НазваниеТема Предмет и методология теории права и государства
    АнкорKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    Дата04.02.2017
    Размер5.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    ТипДокументы
    #2244
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 3. Концепции о происхождении права и государства

    Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, объясняющих причины возникновения права и государства. До недавнего времени концептуальные положения по данному вопросу базиро­вались на неразрывности процессов развития права и государства, одновре­менности их зарождения. Во многом это обусловливалось доминированием философии марксизма-ленинизма. В настоящее время есть вполне достаточ­ные основания рассматривать указанные феномены в их движении, особенно на начальной стадии, как вполне автономные, хотя и естественным образом взаимосвязанные - и право и государство есть средства управления социальны­ми процессами. Поэтому в данном случае целесообразно представить право и государство в качестве автономных образований.

    Понимание природы государства невозможно в рамках какой-либо одной теории, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.

    «Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объек­тивные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не одно­сторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни».

    Кроме перечисленных, существуют и другие подходы к происхожде­нию государства. Ирригационная теория. Современный немецкий ученый К. А. Виттфогель писал, что восточный деспотизм связывается с необходи­мостью строительства гигантских ирригационных сооружений на обезвожен­ных территориях, что приводит к образованию бюрократического класса, по­рабощающего общество.

    С таким подходом можно и согласиться и опротестовать его. Действи­тельно, создание и поддержание мощных оросительных систем имело место в регионах образования первичных городов-государств (Месопотамия, Еги­пет, Индия, Китай). Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих ка­налы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство.


    Теория происхождения государства

    Сущность теории

    Аргументы







    «за»

    «против»

    1

    2

    4

    3

    Теологическая (религиозная) Аврелий Августин (354-430), христиан­ский философ и богослов;

    Фома Аквинский (1225-1274), христиан­ский философ и богослов

    Государство возникает и развивает­ся как осуществление Божественного замысла

    Многие государства (почти все древ­ние) претендовали на божественное происхождение некоторых обществен­ных институтов (законы, царская власть)

    Ненаучность данной теории она основана не на объективных историчес­ких и иных фактах, а на вере в потусто­ронние силы

    Патриархальная Конфуций {ок. 551-479 до н. э.), древне­китайский философ;

    Николай Михайловский (1842-1904), русский социолог, публицист

    Государство возникает в результате разрастания семьи.

    Власть в нем продолжение отцов­ской (патриархальной) власти, которая первоначально распространяется толь­ко на семью, а затем на все население страны.

    Таким образом обосновывается ут­верждение «отцовской» власти монар­ха в обществе

    Изучение архаичных культур (напри­мер, племен североамериканских ин­дейцев) позволяет утверждать, что за­чатки государственных структур созда­вались у них по аналогии с семейными

    Наблюдается явное и очевидное не­совпадение задан государственного уп­равления (прежде всего, обороны л аг­рессии) и функций семьи (воспроизвод­ство и совместное потребление)


    Договорная Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права; Джон Локк (1632-1704), английский философ-просветитель;

    Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист;

    Шарль Луи Монтескье (1689-1755),

    французский философ-просветитель;

    Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист;

    |Жан-Жак Руссо (1712-1778), француз­ский философ-просветитель


    Общественный договор как резуль­тат свободного соглашения народа - главная причина возникновения госу­дарства.

    Сущность договора: народ отказыва­ется от своей свободы в обмен на га­рантии личной безопасности.

    Его содержание:

    - воля народа является источником любой политической власти в обще­стве;

    - верховенство закона;

    - взаимная ответственность государ­ства и личности;

    - обеспечение прав и свобод лично­сти в рамках государства

    Отдельные элементы договорной те­ории получили реальное воплощение в практике государственного строитель­ства (например, в США, где имело мес­то юридическое закрепление в Консти­туции договора между народами, вхо­дящими в их состав).

    Теоретические положения многих представителей договорной теории легли в основу понятия правового го­сударства

    Государство выступает исключитель­но искусственным продуктом созна­тельной воли людей. Упускаются из виду объективные исторические, эконо­мические, геополитические причины возникновения государства.

    Подавляющее большинство госу­дарств мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения



    Органическая Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог

    Отождествление строения и функций - государства со строением н функциями живого организма.

    Государство состоит из людей так же, как живой организм из клеток

    Вводится системный признак в понятие государства; обосновывается дифференциация и интеграция государственной и общественной жизни; указывается на связь естественных и об­щественных законов

    Разнородность государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении, нельзя отождествлять общественные и физиологические процессы.

    У государства есть задачи и функции, не имеющие аналогов в природной среде.

    Насилия Шан Ян (390-338 до н.э.),древнекнтай- ский государственный деятель;Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ; Людвиг Гу.мплович (1838-1909), австринский социолог и юрист;Карл Каутский (1854-1938), один из ли- деров и теоретиков германской социал- демократии

    Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутрен­него насилия одних людей над другими.

    Внешнее насилие - завоевание одно­го народа другим, внутреннее - эконо­мическое и политическое господство одних членов общества над другими

    Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождала процесс образования государства.

    Монополия на легитимное (закон­ное) насилие до сих пор является опре­деляющим атрибутом государства.

    Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев выступало лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства


    Психологическая Н..М. Коркунов (1853-1904), русский юрист

    Психическая потребность людей жить в организованном обществе - основная причина, порождающая государство.

    Психологическое осознание необхо­димости власти государства

    Человек-биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Органи­зованное общество, безусловно, являет­ся естественной (и единственно воз­можной) средой его жизнедеятельнос­ти. Человек практически лишен воз­можности нормально, полноценно раз­виваться вне социума

    Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т. е. подвергнуться влиянию внутрен­них (самосознание) и внешних (эконо­мических, политических и др.) объек­тивных факторов

    Классовая(экономическая)Карл Маркс (1818-1883), немецкий философ, основоположник диалектическо­го и исторического материализма; Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкий философ, основоположник диалекти­ческого и исторического материализма; Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП (РКП(б)), один из основателей Совет­ского государства

    Государство-результат действия объективных процессов экономическо­го развития общества: разделение тру­да, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к воз­никновению классов с противополож­ными экономическими интересами.

    Государство, возникая, использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы господствую­щего класса

    Общественно-историческая практи­ка показывает, что эволюция производственных отношений неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов и, соответственно, классовому расслоению

    Недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства

    Вместе с тем ирригационная (гидравлическая) теория охватывает лишь отдельные связи, некоторые стороны государствообразования, гиперболизируя их. Известны факты параллельного формирования государственных образований и ведения ирригационных работ. Однако и здесь возникновение государства было первичным. Именно его наличие позволяло организовывать столь крупные и скоординированные работы.

    В других же регионах города-государства возникали при становлении производящей экономики, опирающейся на иные формы продуктивного тру­да: разработку рудников, металлургию, металлообработку, мореплавание и ведение на этой основе морской торговли.

    Патримониальная теория. Сторонник данной теории швейцарец К. Л. фон Галлер. Суть ее в том, что государство создано той фактической соци­альной силой, в руках которой концентрировалась собственность. Правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собствен­ность. Народ рассматривается не более как собрание арендаторов земли соб­ственника, а княжеские чиновники вступают с ними в такие же отношения, и какие вступают с населением приказчики помещика. Исходя из чего делает­ся вывод, что государство как земельная собственность является частной соб­ственностью. Французский король Людовик XIV в этой связи говорил: «Госу­дарство - это я». Нетрудно заметить, что в этом учении приоритет отдается нраву собственности (сначала коллективной, которая затем захватывается бу­дущими правителями и становится частной). Владение собственностью рас­пространяется впоследствии на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Иными словами, происходит смешение публич­ной власти и частной собственности.

    Марксистско-ленинское учение о происхождении государства. Воз­никновение марксистского учения о государстве и праве относится к середи­не XIX в. Суть его раскрывается в следующих произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса:

    «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.);

    «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.);

    «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.);

    «Критика Готской программы» (1875 г.);

    а также В. И. Ленина:

    «Государство и революция» (1917 г.);

    «О государстве» (1919 г.);

    «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.).

    Марксистская трактовка возникновения государства в наиболее полном виде представлена в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства». Основные положения работы: государство (и право) возникли из внутреннего поступательного развития общества, его экономики, повлекших за собой раскол общества на противоположные классы.

    Из непримиримости классовых противоречий и возникает государство. Ина­че говоря, рождение последнего однозначно связывается с размежеванием на классы, что, в свою очередь, обусловлено изменениями в экономическом ба­зисе, ставшими причиной разложения первобытно-общинного общества. Со­гласно данному подходу государство — главное орудие диктатуры экономи­чески и политически господствующего класса.

    Историко-материалистическая теория происхождения государства име­ет два аспекта. Один из них, превалирующий в советской науке, решающую роль отводил классовым, антагонистическим противоречиям, непримиримо­сти классовой борьбы: государство возникает как продукт этого противосто­яния и становится орудием подавления.

    Суть второго аспекта заключается в том, что в результате экономическо­го развития усложняется само общество, его производительная и распредели­тельная сферы, его «общие дела». Требуется совершенствование управления, что обусловливает возникновение государства.

    Кратко подытожим: оба направления теории жизнеспособны, поскольку в разных исторических условиях причинами появления государства могут быть как классовые антагонизмы, так и необходимость решения «общих дел», совершенствования управления обществом.

    Основные положения марксистско-ленинской теории происхождения государства

    1. Глубинная причина возникновения государства - экономический базис, основ­ным содержанием которого выступают материальные условия жизни людей на оп­ределенных стадиях их существования.

    2. В первобытном обществе неразвитость экономических отношений (коллектив­ный общинный труд, уравнительное распределение его продуктов) обусловливала социальное равенство людей. В результате, отсутствуют антагонистическое проти­воречие между его членами и эксплуатация. Социальное управление обеспечива­лось на основе принципов и норм первобытного общества.

    3. Три важнейших этапа в разделении труда (обособление скотоводства и земле­делия; о гночковывание от земледелия ремесленничества; появление торговли) при­вели к возникновению частной собственности, а последняя через расслоение обще­ства на имущих и неимущих - к разложению первобытной организации общества, его классовости, а затем к властвующим и подвластным.

    Важнейший результат образования частной собственности - публичная власть, in- совпадающая с обществом, т. е. не выражающая его интересы. Властные функ­ции переходят (захватываются) к имущим слоям, превращающимся в элитную часть общества, категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических и кассовых интересов новую властно-силовую организацию - государство, которое служит инструментом проведения воли имущих.

    Уязвимость марксистско-ленинской теории происхождения государства

    1. Изложенные взгляды базировались, главным образом, на сведениях об обществе XIX столетия и использовались К. Марксом, Ф. Энгельсом, а позднее и В. И. Лениным преимущественно лишь к опыту возникновения государственности на европейском континенте. Догматическое толкование марксизма по данному вопросу распространило положения этого учения на все историческое пространство. Применительно к вопросу о происхождении государства и права фетишизации подвергся я классовый фактор государствообразования при игнорировании роли и зна­чении иных факторов: географического, этнографического и т. д. В то же время достижения науки XX в. предоставили много свидетельств иного характера, напри­мер, что процессы классообразования и государствообразования далеко не всегда и не везде протекали одновременно. Наиболее отчетливо это обнаруживается при об­ращении к теме происхождения государства на Востоке.

    2. Утверждения классиков марксизма-ленинизма о том, что возникновению госу­дарства (и права) предшествует частная собственность, приведшая к образованию агонистических классов и тем самым к государству, также не могут быть приня­ты за единственно верную и обоснованную исторической практикой точку зрения. И восточных (азиатских) государствах именно обладание властью приводит к тако­му распределению и перераспределению продуктов коллективного (общественного) труда, т. е. коллективной собственности, при которой часть последней начинает аккумулироваться у носителей власти, и с этого момента процесс образования госу­дарства и классов идет параллельно.

    3. В. И. Ленин называл государство инструментом экономически и политически господствующего класса («аппарат угнетения», «механизм диктатуры»). По его мне­нию, государство и возникает в целях поддержания и удержания власти имущих и таковым остается до тех пор, пока не отомрет в ходе социалистического, а затем и коммунистического строительства. В таком случае, могло ли развиваться человече­ство, если его эволюция только борьба классов, только насилие? И нельзя ли на­жать государство выражением общественной необходимости на определенном куль­турном уровне развития общества? При таком подходе «угнетательский», «классо­вый» характер государства перестает играть свою абсолютную роль, а рассматрива­ется как объективно присущий обществу (и государству) признак, но признак исто­рически преходящий, временный. Более того, возникновение многих государств да­леко не всегда связывается с возникновением классов, а тем самым и с необходимо­стью удержания и охраны власти имущих

    Расовая теория. Основоположником данной теории является Жозеф Артюр де Гобино, автор сочинения «Опыт о неравенстве человеческих-рас» (1839-1840). Большой вклад в ее содержание внес Ф Ницше, идеолог фашиз­ма. Теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление людей по расовому признаку: человеческие расы различаются в физическом, психологическом, умственном и других от­ношениях. В мире существуют «высшие» расы, которые призваны господ­ствовать, и «низшие», предназначенные природой для подчинения. Государ­ство необходимо для обеспечения господства одних рас над другими.

    1. Расовая теория имеет долгую историю, но в наибольшей степени она реализовывалась в средние века в период колонизации и в первой половине XX в. - в виде фашизма. Сторонники теории утверждают, что белые расы внесли большой вклад в создание цивилизации, а представители других рас являются людьми, не способными к созданию цивилизации. Вот почему они могут быть объектом господства. Так, Фридрих Ницше делил людей на 3 груп­пы: 1) гениальные - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители порядка); 3) прочая масса посредственных людей. Силь­ная раса - особая порода властвующих, аристократические господа; слабая раса - жизненно слабые, подневольные. Отвергая различные концепции го­сударства, Ф. Ницше считал, что оно выступает средством того насильствен­ного процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

    2. Если оценивать подобные взгляды с позиции современной культуры, то нет оснований производить деление рас на низшие и высшие. Биологическая, антропологическая и генетическая науки не видят никакой связи между цве­том кожи, формой черепа, носа и нравственными и интеллектуальными ха­рактеристиками представителей рас. Что же касается уровня достижений раз­ных народов, то это объясняется исключительно географическими, истори­ческими, политическими, экономическими и социально-культурными факто­рами. Но при сегодняшнем (динамичном) международном диалоге процесс огосударствления у менее развитых народов ускоряется. Не надо забывать, что и «передовые» народы когда-то и сами находились на более низкой ступе­ни развития. Поэтому и следует рассуждать не о ступенях (выше - ниже), а о дистанции (кто дальше ушел).

    3. Теория инцеста. Французский этнограф и социолог К. JI. Стросс в XIX в. разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешение), явилось исходным социальным фактором выделения человека из мира при­роды, структурализации общества и возникновении государства. Суть этой теории заключается в том, что для реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения. Понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посред­ством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стали прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю про­стоту и привлекательность данной теории, вряд ли оправданно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета Инцеста и создание внутри родового общества силы, его контролирующий. Табу на кровосмешение возникло задолго до первых государств, следователь ми. последние обусловливаются не одной, а комплексом причин.

    Диффузионная (диффузия - от лат. diffusio распространение, растекание) теория была выдвинута в конце XIX -- начале XX вв. Д. Гребне­вом, по мнению которого, государство есть продукт передачи опыта управле­нии одних народов другим или результат распространения опыта на те регионы, где он еще неведом. Такой процесс носит объективный характер, на это Вин ют совершенствование производительных сил, транспортных средств, из­менения производственных отношений, возрастание личностного потенциа­ла людей, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, что дает возможность при этом перенимать то положительное, что кем- либо достигнуто.

    Сторонники данной теории, в отличие от представителей расовой тео­рии, говоря о распространении навыков государственно-правовой жизни сре­ди других народов, не считают это основанием для деления народов на выс­шие и низшие. Разница интеллектуального потенциала — только результат ионий природной среды проживания.

    Достоинства теории.

    1. Действительно, народы приобретают исторический опыт в разное время. Рождение государственности - одна из стадий человеческого развития, на обязательна для всех народов. Вопрос лишь во времени: одни раньше, другие позже, поскольку материальная база для такого события создается не одновременно. Влияние оказывают и климатические, географические, при­родные условия проживания.

    2. Государственность - сложный феномен, и здесь не исключены ошиб­ки поэтому народы, организовавшиеся в государство, могут поделиться опытом. Эта теория опирается на многочисленные исторические факты, она на­учим. гак как ее положения многократно проверялись на практике.

    1. Сторонники теории не отзываются уничижительно о народах, позднее вступивших или только вступающих на путь государственности.

    Недостатки теории.

    1. Если согласиться с тем, что некоторые народы построили свою государственность, используя достижения в этой области других стран, то не по­нятно, как появилось государство впервые.

    1. Не раскрываются глубинные причины возникновения государства. Нельзя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах Земли: у индейцев в Америке, австралийских племен, у многих африканских народностей. Вероятно, одного вмешательства недостаточно; требуется «почувствовать» необходимость в государстве.

    Спортивная теория. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет возник­новение государства напрямую связывает с происхождением игр и физичес­ких упражнений, а также спорта в целом. Человек - существо социально-биологическое с присущей ему двигательной активностью. Физкультурно-трени­ровочный характер имеют распространенные охотничьи и военные танцы, ис­полняемые перед охотой или походом. В религии элементы физических уп­ражнений связывались с обрядами. Так оформились культовые танцы, пляс­ки, игры. Развитие общества привело к появлению физического воспитания. Наряду с земледелием и скотоводством все большую роль начинает играть военная организация племен. Физическое воспитание в этих условиях выпол­няет функцию подготовки не только к труду, но и к военному делу.

    У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд по­священия (инициация), который использовался при переходе из одной возра­стной группы в другую, при приеме в род или племя. Ожидая посвящения, юноши усиленно тренировались и закалялись. При этом широко использова­лись физические упражнения и игры. К инициациям молодежь готовили спе­циально выделенные старейшины, члены рода, которые имели большую фи­зическую силу и педагогические способности. Так создавалась особая груп­па, в которую входили организаторы инициации, имеющие опыт их проведе­ния; люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые сле­дили за правильностью отправления обряда. Возможно, что существовали органы, которые применяли санкции к непрошедшим испытания. Появляется специальная организация со своей структурой, где каждый член имеет свои функции; отсюда, сходность со структурой государства. Таким образом, вы­членяется родовая и военная аристократия; родовые же члены племени все отдаляются от участия в общественной жизни, их уделом становятся тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. Общество распадается на две группы: управляющие и управляемые.

    Достоинство теории в том, что она опирается на достоверные факты, в частности проведение олимпийских игр. Сила и ловкость действительно имели в то время большое значение. Справедливо подчеркивается, что орга­низаторы инициации - это люди почтенного возраста, имеющие большой жиз­ненный опыт, отличающиеся мудростью. Вожди, помимо осуществления ими управленческих функций, также были хранителями социальных правил сооб­щества людей, которыми они управляли. Вот почему они разрабатывали пра­вила проведения спортивных состязаний, алгоритм оценки результатов со­ревнований. Поэтому можно считать эти правила зачатками права, в частно­сти судебных прецедентов, законов.

    Что касается недостатков, обратим внимание, по крайней мере, на два об­стоятельства: 1) Греция не единственный регион, где возникает государство. В других же частях земли не наблюдаются такие всеохватные спортивные состязания, как олимпийские игры, проводившиеся в Греции. Таким образом, теория не объясняет процесса возникновения государства в глобальных масштабах; 2) не вскрываются глубинные основания рождения государства, так как материальные условия жизни остаются без внимания.

    Концепции происхождения права

    Теологическая теория. Возникновение и природа права непосредствен­но связаны с божественным волеизъявлением. Понятие и источник права вытекают из категории справедливости. Так, согласно древнеегипетской мифологии, в качестве владыки справедливости фигурирует бог Осирис. По такому представлению о справедливости и праве все люди равны и наделены богами равными возможностями, нарушение такого равенства в человечес­ких отношениях свидетельствует об отступлении людей от божественного закона.

    По мере развития общества и представлений о праве во взглядах мыслителей все более четко отмежевываются право и закона. По Фоме Аквинскому, право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а закон - «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. стоящими у руля государственной власти. Философ замечает, что человеческие законы должны быть правовыми, т. е. соответствовать высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

    В эпоху победившего капитализма эстафету теологизма принял неотомизм (Ж. Мартен, Й. Месснер и др.), согласно которому и государство и право есть результат божественного творения, действия духовных начал, отраже­на божественного разума в общественном порядке.

    Рассматриваемая теория имеет 3 варианта: древнейший, средневековый и современный.

    Религиозно-мистическое сознание (древнейшее) исходит из того, что Бог есть причина всего и рассматривает право как божественное установление.

    Средневековые теологи (Фома Аквинский и др.) стремились идеализизировать феодальное право, придать ему ореол святости, утверждая, что действующее право основано на естественном божественном законе и догмах Священного Писания.

    В современном варианте идеи Фомы Аквинского поднимает из глубины веков теория возрожденного естественного права, датируемая началом столетия. Представители школы возрожденного естественного права (Ж. Мартен и др.) пытались доказать, что буржуазное право соответствует требованиям естественного права, вытекающего из божественной и неизменной человека.

    Психологическая теория. Наиболее ярким представителем этой теории являлся Л. Петражицкий. Он и другие сторонники психологизма трактовали право как элемент психики, сводя его к эмоциям и чувствам. Вследствие это­го, по их мнению, право вечно и не зависит от экономики, классов, государ­ства. Право может быть официальным и неофициальным. Источником проис­хождения официального права является государственная власть, ею право и поддерживается. Неофициальное право возникает в сознании людей помимо, а зачастую в противовес официальному.

    Кроме того, JI. Петражицкий выделял еще две разновидности права: позитивное, т. е. основанное на действующих в обществе законах, и интуи­тивное как результат внутреннего, инстинктивного самоопределения инди­вида. Отсюда делается вывод: сколько индивидов, столько и интуитивного права. Тем самым интуитивное право, будучи более значимым в сравнении с позитивным, отождествляется с индивидуальным правосознанием. Большая значимость интуитивного права объясняется следующими обстоятельствами:

    1. оно выражает личностное начало общества; 2) оно более гибкое, способ­ное быстрее и эффективнее реагировать на изменения жизненных запросов общества.

    По мнению сторонников психологической теории, главная причина со­циальных катаклизмов заключается в том, что между интуитивным и пози­тивным правом время от времени возникают противоречия.

    Чем руководствуются и должны руководствоваться субъекты правово­го общения? Согласно Л. Пегражицкому, эмоциями, «обязательственно при­тязательными переживаниям». Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Правом «оправдывается» не только то, что находится вне ве­дения государства, не пользуется положительным официальным признани­ем и покровительством, но и то, что со стороны государства встречает пря­мо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государ­ственном смысле.

    Теория естественного права. Основной постулат - существование выс­ших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принци­пов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок, ценность, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориен­тируется на поиск лучшего решения, справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентируется на природу вообще: человека, вещей и пр.

    Как самостоятельное течение научной мысли наивысшее развитие и рас­пространение доктрина получила в преддверии буржуазного переустройства Европы (Г. Гроций, Т. Гоббс и другие деятели XVII-XVIII вв.). Суть этой теории заключается в следующем. В обществе существует дуализм (двойственность) права: наряду с позитивным правом, т. е. созданным государством (законодательство), существует и высшее право, свойственное человеку oт природы, - естественное право. Именно оно служит критерием оценки позитивного права с точки зрения его соответствия высшей справедливости. Отсутствие же такого баланса приводит к оценке действующих в обществе законов как неправовых.

    В само понятие «естественное право» вкладывался разный смысл.

    Так, по Т. Гоббсу, это свобода всякого человека использовать свои силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы (человеческая природа - главное понятие социальной концепции английского философа). Иными словами, человек свободен в выборе средств для сохранения своего начала. Такая свобода ограничена лишь разумом.

    С точки зрения Г. Гроция, естественное право есть предписание здраво­го ума, посредством которого то или иное действие, в зависимости от соот­ветствия или несоответствия самой разумной (человеческой) природе, при­знается либо морально позорным, либо морально необходимым.

    По мнению Б. Спинозы, естественное право каждого индивида прости­рается так далеко, как далеко простирается его мощь. По учению же Дж. Лок­ка, естественный закон выражает разумность человеческой природы: он тре­бует мира и безопасности всего человечества. В свою очередь, человек, обла­дая разумом и будучи членом сообщества, следует естественному праву: реа­лизуя свои интересы, отстаивая свою жизнь, свободу, собственность, он дол­жен стремиться не навредить другому.

    Исключительно важными в учении английского мыслителя Дж. Локка являются следующие моменты: 1) при заключении общественного договора об образовании государства люди не отказываются от своих естественных (природных) прав и, прежде всего, права собственности; 2) в силу этого они имеют право восстать против деспотической власти.

    В результате договора с государством народ остается верховным судьей, решающим правильно ли учрежденные и уполномоченные власти выполня­ют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать их и тем самым утрачивать оказанное народом доверие.

    Теория естественного права имела исключительно важное значение для идеологической и политической борьбы против феодализма, способствовала расшатыванию его основ. Под ее лозунгами совершались первые буржуазные революции. Основные идеи естественного права были закреплены в Декларации независимости США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789 г., Конституции России 1991 г. и т. д.

    Отношение к рассматриваемой теории в отечественном правоведении неоднозначно. Для советского периода характерно открытое непринятие ес­тественно-правовых взглядов, которые оценивались как метафизические и субъективные. В последние годы подходы к данной концепции колеблются с амплитудой от скрытого непринятия и сдержанных оценок до всестороннего признания единственно верным учением. Российская Конституция закрепля­ет, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17). По мнению же комментаторов Основного Закона, данная норма не свидетельствует о безусловном признании естественно- правовой доктрины, а лишь связывает возникновение прав человека с фактом его рождения.

    Теория естественного права может быть обоснована и с религиозных позиций, смыкаясь с теологической теорией происхождения права.

    Позитивное значение естественно-правовой теории в следующем: 1) ут­верждается идея естественных, неотъемлемых прав человека; 2) не отожде­ствляются право и закон, естественное и позитивное право; 3) концептуально соединяются право и нравственность.

    Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом мож­но объективировать (выразить) в правовой действительности.

    Историческая (спиритуалистическая) школа права сложилась в первой половине XIX в. Она рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. По мнению ее представителей (Г. Ф. Пухта, К. Ф. Савиньи, Гирке), право, подобно языку, складывается в эпоху подъема народного духа, а юристы все лучшее всегда заимствую т из развившегося без них или развивающегося обычного права. Так, Савиньи писал, что право не создается законодателем, оно возникает самопроизвольно в результате про­гресса народного духа примерно также, как и язык. Ученые-правоведы долж­ны уметь схватить и зафиксировать всплески правовой коллективной мыс­ли, изложить ее в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое пра­во, должен превратить его в действующее законодательство. Таким образом, творцом права выступает мистический народный дух, а законодателю отво­дится скромная роль ученика, извлекающего юридические нормы из право­вых убеждений народа, выраженного в обычаях.

    Многие исследователи справедливо отмечаю! ограниченный и консер­вативный характер исторической школы права и преувеличение роли обыча­ев в нормативном регулировании общественных отношений. Более того, пе­ренос «первопричины» из сферы хозяйственно-трудовой, культурно-бытовой жизни общества в сферу «духа», «общественного сознания» является гипер­болизацией отдельных сторон процесса происхождения нрава.

    Историческая школа, используя принцип историзма, снизывала право с более глубоким этнокультурными пластами, с самоорганизующейся приро­дой права, его эволюцией. Школе приписывались национализм и мистицизм и упускалось из виду, что она учитывала некоторые реальные процессы фор­мирования права, особенно в средневековой Европе. И хотя данной концеп­цией излишне преувеличивались положения о самоорганизации права, реша­ющей роли национальных традиций, духовных начал, отрицать значение этой школы в утверждении эволюционного характера содержания и форм права было бы ошибочным. Историческая школа, опираясь на объективную ситуа­цию формирования права средневековья из обычного права, утверждала, что главное в них - самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное разви­тие. Эта школа использовала категории общей воли, общего убеждения. Не­мецкий ученый К. Ф. Савиньи писал: «Право существует в общем народном духе и, стало быть, в общей воле, которая постольку является и волею каждо­го определенного индивида».

    Историческая школа права есть мощное продвижение теоретико-право­вой мысли в изучении происхождения права, так как она уловила роль и зна­чение этнокультурных факторов возникновения права и особенности этого процесса у разных народов.

    Марксистско-ленинское учение о происхождении права

    1. Возникновение права неразрывно связано с возникновением государства, что обусловлено общей причиной - частной собственностью, породившей в обществе антагонистические классы.

    2. Основные пути правообразования:

    -перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права;

    • правотворчество государственных органов.

    1. Признаки права:

    • выражает волю господствующего класса, является средством навязывания ее всему населению;

    • состоит из обязательных, формально-определенных юридических норм;

    • выступает классовым регулятором общественных отношений, направлено на обеспечение классового господства;

    • поддерживается и охраняется принудительной силой государства

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта