Главная страница
Навигация по странице:

  • Романо-германская правовая система

  • Особенности романо-германской правовой системы

  • Особенности

  • Мусульманская правовая доктрина

  • Характерные черты мусульманского нрава

  • Классификация норм мусульманского права

  • Тема Предмет и методология теории права и государства


    Скачать 5.52 Mb.
    НазваниеТема Предмет и методология теории права и государства
    АнкорKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    Дата04.02.2017
    Размер5.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    ТипДокументы
    #2244
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 4. Правовые системы современности

    Правовая карта мира представляет множество национальных правовых систем, каждая из которых объединяет всю правовую действительность конк­ретного государства: правовую доктрину, структуру, источники, ведущие ин­ституты и отрасли права, правовые традиции, правосознание, правопорядок и правовую культуру.

    Правовая система - это право, рассматриваемое в единстве с другими элементами правовой действительности: правовой идеологией и судебной (юридической)практикой.

    Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается сложная многоуровневая организация общеобя­зательных, формально-определенных юридических норм, то правовая систе­ма - это явление, охватывающее всю правовую организацию общества, цело­стную правовую действительность, совокупность юридических средств, с по­мощью которых, официальная власть оказывает воздействие на людей. Пра­во - ядро правовой системы, ее связующее, цементирующее звено. По харак­теру права в обществе можно судить о сущности всей правовой системы.

    Анализ национально-правовых систем мира позволил обозначить следу­ющие тенденции: 1) увеличение их количества; 2) унификацию как результат их взаимодействия в различных сферах. В современном мире отсутствуют государства, в правовой системе которых действуют только судебные преце­денты. В США, Англии, например, действуют и законы и судебные прецеден­ты. Более того, в англосаксонской правовой системе идет процесс увеличе­ния удельного веса статутного права, а в романской правовой системе растет доля прецедентного права.






    Правовая система каждого государства отражает закономерности разви­тия общества, его исторические, национальные и культурные особенности.

    Национальная правовая система - конкретно-историческая организа­ция права (законодательства), юридической практики и господствующей пра­вовой идеологии отдельной страны (государства). В настоящее время насчи­тывается более 200 национальных правовых систем.





    Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы (правовые семьи). При их классификации использу­ют различные факторы.




    Категория «правовая семья» служит для обозначения относительного един­ства правовых систем> имеющих сходные юридические признаки и отража­ющих те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конк­ретно-исторического бытия (структура, источники, ведущие институты и отрас­ли, правовая культура, традиции и др.). Она вторична по отношению к понятию «исторический тип пр^в», отражая прежде всего относительную самостоятель­ность правовой формь(, особенности технико-юридического содержания права.

    Правовая семья - более или менее широкая общность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных идентичностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и ин­ститутов, правоприменения, научного понятийно-категориального аппарата.

    Романо-германская правовая система включает национальные право- III,1с системы многих государств: Италии, Испании, Португалии (страны ла- I миской Европы); ФРГ Франции, Норвегии, Дании (германские страны); го­сударств континентальной Европы, всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

    Особенности романо-германской правовой системы

    1. Наличие писаного права.

    2. Единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное.

    3. Деление системы права на отрасли и институты.

    4. Кодифицированный характер права.

    5. Общий понятийный фонд.

    6. Единая система правовых принципов

    Главный признак этой правовой семьи - формирование на основе рим­ского права. Решающую роль в ее становлении сыграли средневековые уни­верситеты, где изучалось римское право, а позже началось развитие нацио­нального права. Образование семьи датируется XII-XIII вв. в Болонском университете (Италия).

    Рецепция - заимствование содержания и некоторых форм права из пра­вовых систем других стран или прошлого опыта. При этом подразумеваются не механистические действия, а процесс восприятия, адаптации права к кон­кретным условиям государства. Современная правовая система России со всеми ее особенностями более близка романо-германской правовой семье.

    Другие признаки романо-германской правовой семьи: 1) главная роль в формировании права отводится законодателю, создающему общие юридичес­кие правила поведения; правоприменители (судья, административные орга­ны) призваны лишь точно реализовывать их в конкретных актах; 2) главен­ствующие позиции занимают не обязанности, а права человека и гражданина;

    1. особую роль играет юридическая доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи (позиция 6).

    Английское общее право распространено в Англии, Уэльсе, США, Кана­де, Австралии, Новой Зеландии, а также в 36 государствах-членах Британско­го содружества. Английское право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирлан­дия, острова Ла-Манш и Мэн английскому праву не подчиняются.

    Английское право развивалось автономно, преобразования континенталь­ной Европы практически не влияли на него, в том числе и рецепция римского права. Датой становления английского права называют 1066 г., когда норман­ны завоевали Англию. До этого господствовало англосаксонское право парти­кулярного свойства (от лат. particularus частичный, частный). Общее право (Common Law) стало действовать на всей территории Англии, где ранее при­держивались местных обычаев. В свою очередь, оно и сложилось на основе обычаев и судебных решений (прецедентов).





    Особенности Common Law

    1. Отсутствует деление на частное и публичное, его заменяет

    общее право и пра-

    во справедливости.




    2. Приоритет отдается вопросам процедуры (процессуальное

    право)




    Ю
    Активное участие при этом приняли королевские суды Вестминстера (Лондон). Они постепенно накапливали сумму решении, которыми и руко­водствовались в последующем остальные суды. Так выработалось правило прецедента-,
    однажды вынесенное судебное решение в дальнейшем станови­лось обязательным для судов.

    В связи с активизацией социальной жизни феодальной Липши (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сло­жившихся прецедентов. Эту работу взял на себя королевский канцлер (лорд- канцлер), решая в определенном порядке процедурные споры, освободив от такой обязанности короля. И параллельно с общим сложилось гак называ­емое право справедливости, которое образует часть прецедентной) права.

    Несмотря на сходство общего права и права справедливости, их преце­денты создавались собственным путем, охватывали разные отношения и фик­сировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой систе­мы, который существовал до судебной реформы 1873-1875 гг. Она слила об­щее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. Все английские суды получили возможность применять и нормы общего пра­ва, и нормы права справедливости.
    ридические источники романо-германской правовой системы





    Специфическим источником англосаксонской правовой системы высту­пает судебный прецедент. Например, в США прецеденты создает Верховный суд, рассматривая наиболее значительные дела, имеющие, как правило, об­щественно-политическое, конституционное значение. Эти дела проходят раз­личные судебные инстанции, пока по ним окончательное решение не выно­сит Верховный суд. Такой вердикт всегда основательно аргументирован, обя­зателен, авторитетен, должен быть опубликован и исполнен.

    Судебный прецедент

    1. Выступают решения только высших судебных инстанций (в Англии - Палата лордов, апелляционный суд, Высокий Суд, Судебный комитет Тайного Совета; в США - Верховный суд и верховные суды штатов).

    2. Являются не все решения, а принципиальные положения, в них сформулиро­ванные.

    3. Носят императивный характер (дело необходимо решать так, как аналогичное дело было решено раньше).

    4. Распространяются не только на нижестоящие суды, но и на те, которые их ранее приняли (исключение - Палата лордов)

    Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерар­хии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. Это значит, что: 1) решения высшей инстанции Палаты лордов - обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд обязан исходить из прецедентов Палаты лордов и своих собственных, а и о реше­ния обязательны для нижестоящих судов; 3) Высокий Суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, а его решения обязательны дня всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды следую прецедентам вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

    Англосаксонская правовая семья имеет ряд признаков

    1. основной источник права - судебный прецедент;

    2. юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

    3. важная роль в формировании права отводится судам, которые в эгой связи занимают особое положение в системе государственных органов;

    4. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражда­нина, защищаемые прежде всего судом;

    5. главное значение имеет процессуальное (процедурное, доказатель­ственное) право, которое во многом определяет материальное право;

    6. отсутствуют кодифицированные отрасли права;

    7. статутное право (законодательство) и юридические обычаи вспомо­гательные, дополнительные источники права;

    8. юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

    Ежегодно английский парламент издает до 80 законов, в тоже время по­является около 300 тыс. прецедентов. Связь законов (статуты) и прецедентов своеобразна. Статут может отменить действующий прецедент, однако закон реализуется в прецедентах, т. е. он не считается действующим, пока не «обра­стет» ими, пока на его основе не будет принят ряд судебных решений.

    О религиозно-традиционных правовых системах Рене Давид писал: «Можно даже усомниться в том, что они являются правом, ибо в большинстве из них акцент делается на обязанности, которые возлагаются па праведного человека, а понятие субъективного права отсутствует. Термин "право” упот­ребляется в этих системах только за отсутствием лучшего термина»

    Правовые семьи религиозного права отличаются рядом признаков:

    1. главным творцом права признается Бог, предписывающий юридичес­кие нормы раз и навсегда;

    2. источниками права являются религиозно-правовые нормы и ценнос­ти, содержащиеся в Коране, сунне, иджме (распространяющие и па мусуль­ман) либо в шастрах, ведах, Законах Ману (действующие в интересах индусов);

    3. переплетение юридических положений с религиозными, философски­ми и моральными поступками, а также местными обычаями, которые образу­ют в своей совокупности единые правила поведения;

    4. особое место в системе источников права занимают труды ученых- юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и нежащие в ос­нове отдельных решений;

    5. отсутствует деление на частное и публичное;

    6. нормативные правовые акты имеют вторичное значение.

    7. судебная практика не является источником права;

    8. в основе - идея обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях)

    Мусульманское право - разновидность религиозного права, распрост­раняющегося только на лиц, исповедующих ислам. В своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском Халифате в VII-Х вв. Это единая исламская система социально-нормативного регулирования, ко­торая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи; Так, мусульманское право опреде­ляет молитвы, которые праведный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, паломничества, кото­рые он должен совершать.



    В настоящее время мусульманское право действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов (около 50 государств).

    Коран состоит, главным образом, из положений о нравственности, нося­щих слишком общий характер. Он учит мусульманина высказывать сострада­ние слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не пред­лагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. В Кора­не не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются по большей части молитвенных ритуалов, поста и паломничества.

    Образование мусульманского права характеризовалось тем, что государство санкционировало, главным образом, нормы, выработанные мусульман­ской доктриной. Окончательно толкование Корана и Сунны дается в иджме, которой руководствуются судьи при решении возникающих споров. После­дняя имеет более важное значение по сравнению с другими источниками. Как бы ни была богата созданная докторами права казуистика, она не может пре­дусмотреть все ситуации, возникающие в жизни. Чтобы правовая система стала всеохватной и во времени, и в пространстве, надо предвидеть способы урегу­лирования в будущем коллизий, готового разрешения для которых нельзя найти в книгах. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по аналогии, который можно воспринимать как способ толкования и применения.

    Мусульманская правовая доктрина (иджма) служит основным источ­ником мусульманского права. В свою очередь, оно есть яркий пример «права юристов», поскольку было создано учеными-богословами. Юридическая на­ука, а не государство играет роль законодателя. 11ри рассмотрении дела судья не обращается к Корану или Сунне, вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

    Наряду с писаным правом (шариат) в мусульманских странах действует и обычное право (адаты).

    Законодательство (государственное нормотворчество), развивающее­ся на основе доктрины (принципов мусульманского права), также является источником мусульманского права.

    Характерные черты мусульманского нрава

    1. Архаичность.

    2. Казуистичность.








    3. Классификация норм мусульманского права



















      По степени определенности




      По содержанию

      1. Абсолютно точные, не допус­




      1. Нормы, содержащие оценку

      кающие различного толкования.




      того или иного поступка.




      2. Отвлеченные и недостаточно




      2. Нормы, формулирующие пра­

      ясные,

      допускающие различное




      вила поведения и определенных си­

      толкование их смысла




      туациях, а также определяющие ус­







      ловия и последствии деяний



      Отсутствие писаных систематизированных норм, что сглаживается принятием в новейшее время законов и кодексов





    Традиционно мусульманская правовая доктрина не проводит различия между публичным и частным правом и не использует данного понятия при определении отраслей мусульманского права. Однако такое деление в извест­ном смысле все же существует.

    Мусульманское право в целом - это в значительной мере частное право, возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Наиболее развитую его отрасль представляет «право личного стату­са». Основные институты этой отрасли: брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследова­ние «по закону», опека, попечительство, ограничение дееспособности и т. д. К частному праву относится и мусульманское гражданское право, регулиру­ющее отношения собственности, различные виды сделок, их обеспечение, по­рядок исполнения обязательств.

    Отрасль «властных» норм, которую можно обозначить как публичное право, охватывает ряд институтов и норм, регулирующих государственно - административные (в том числе финансовые) отношения н современном понимании.

    Мусульманское уголовное право отличается схематичностью и слабой детализированностью. В нем содержатся санкции за правонарушения, неза­висимо от их характера. В силу этого в уголовном мусульманском праве объе­диняются нормы как публичного, так и частного права. Однако публично-правовые нормы относятся лишь к нескольким наиболее опасным преступлени­ям, устанавливая жесткие меры наказания (отсечение рук, ног, четвертова­ние, избиение плетьми, палками). Большинство же других правонарушений считаются частными, так как затрагивают права и интересы отдельных лиц.

    Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи. Это не право Индии, а право общины. В настоящее время оно распро­страняется на 300-350 млн индусов. Подавляющее большинство их прожи­вает в Индии, меньше в Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, а также в странах Африки: Танзании, Уганде, Кении.

    Основу индуизма составляет учение о перевоплощении духа и кастовом делении общества. Согласно ему, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им при жизни, создают фундамент его будущего существова­ния. В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, где во главе угла идея равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из того, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты должны подчиняться своду правил, регулирующих их поведе­ние в общении между собой и по отношению к членам других каст.

    Традиционно выделяются 4 большие группы:

    1. брахманы (первоначально, священнослужители);

    2. кшатрии (воины);

    3. вайшья (торговцы);

    4. шудра (слуги и ремесленники).

    Невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть, пере­ход из одной касты в другую невозможен. Каждая каста не должна быть за­пятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия (например, признание в определенных случаях недействительными браков между членами разных каст).

    На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежнос­ти. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придержива­ются традиционных правил поведения. Так, до сих пор редки браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежи! к более высокой касте.

    Главная черта индусского права - тесная связь с религией. В свою оче­редь, оно является неотъемлемой частью индуизма, охватывающего также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предлагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

    Индусское право выражено в Ведах - священных книгах брахманов с текстами религиозных песен, молитв, гимнов и изречений, созданных в далекой древности (примерно во II тыс. до н. э.). Отдельные строки в них можно истолковать как правила поведения. Развитие индусского права связано с дхармашастрами - обширными сводами правил поведения, приписываемыми известным ученым (например, Закону Ману, II в. до н. э.). Комментарии дхармашастр содержатся в сборниках, именуемых нибандхазы. Дхарма в индий­ской философии означает закон, истину, учение, право, долг. Она допускает следование обычаям, а также рекомендует индусам руководствоваться совестью и справедливостью. Судебные прецеденты и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права.

    Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

    Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа - комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. В современных условиях ин­дусское право продолжает действовать в сферах регламентации личного статуса, включая брак и развод, институтов несовершеннолетия и опекунства, родства, усыновления; семейной собственности, наследования, религиозной догматики, совместной собственности, договорного права.

    Тема 5. Понятие, признаки и сущность государства
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта