Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение государства

  • Организация общественной власти рода

  • Особенности первобытно-общинной власти

  • Основные причины возникновен

  • 2. Происхождение права, основные пути его формирования

  • Исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в

  • Регулировали труд (охоту, рыбную ловлю и др.)

  • Выступали одновременно и нормами морали, религии, лежали в основе отправ­ления обрядов.

  • Обеспечивались силой общественного мнения, привычкой, естественной по­требностью соблюдать укоренившиеся правила.

  • Отличались единством прав и обязанностей

  • Равенство всех.

  • Пути возникновения права в процессе перехода от первобытно-общинного строя к государственной организации общества

  • Тема Предмет и методология теории права и государства


    Скачать 5.52 Mb.
    НазваниеТема Предмет и методология теории права и государства
    АнкорKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    Дата04.02.2017
    Размер5.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    ТипДокументы
    #2244
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 2. Происхождение государства и права

    1. Возникновение государства

    Общественными науками было доказано, что самым крупным, наиболее протяженным этапом в жизни человеческого общества было время, когда не существовало ни государства, ни права, ни политических отношений в совре­менном смысле. Этот период длился тысячелетия: от появления человека до возникновения классового общества и государства. В науке за ним закрепилось наименование первобытного общества (общинно-родовой строй). По мнению ученых-археологов, такая организация людей зародилась менее 1,5 млн лет назад, некоторые же авторы относят его к более отдаленному времени. Верхняя граница первобытности колеблется в пределах 5 тыс. до н. э.: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., в Европе и Амери­ке в 1 тыс. до н. э., других частях земного шара - еще позднее.

    Содержание этой эпохи — преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

    Экономика первобытного общества основывалась на общественной собственности. При этом соблюдались 2 принципа: 1) все, что производилось, сливалось в общий котел; 2) все сданное затем перераспределялось между «семи, каждый получал определенную долю. Производительность труда была крайне низкой, все, что производилось - потреблялось. Таким образом, ос­новная черта первобытного времени — последовательный коллективизм в про­изводстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределе­ние Естественно, что в таких условиях не может возникнуть ни частной собственности, ни эксплуатации. Это было общество экономически равных, по равных в бедности, людей. Производимые продукты. прежде всего пища, рас­пределялись поровну между всеми членами рода. В известном объеме су­ществовало личное владение и собственность на оружие, украшения, неко­торые другие предметы. Способы получения первобытных благ были край­не примитивны: охота, рыбная ловля, собирательство. Такой тип экономики носит название присваивающий. Тем не менее она постепенно развивалась по двум направлениям:

    • совершенствование орудий труда;

    • оптимизация способов, приемов и организации труда.

    Благодаря этому повышается производительность труда. Как следствие, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общая собственность заменяется обособленной собственностью отдельных домохозяев. Родовые связи постепенно рвутся и уступают место соседским. Зарождается частная собственность и прибавочный продукт.

    По мере роста производительных сил и усложнения производствен­ных отношений развиваются и формы человеческих коллективов. Здесь упорядочиваются брачные отношения, в среде родовой общины возникает разделение между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами. Члены родовой общины были связаны кровным родством по материн­ской линии; женщина играла не менее важную роль в производственной жизни, чем мужчина. Первоначально разделение труда между членами родовой общины имело место по возрасту и полу (половозрастное разде­ление труда). Но постепенно, в особенности при более сложных формах земледелия, а также распространения скотоводства, намечается специали­зация целых общин и племен, в первую очередь, в земледелии и скотовод­стве, дававших наиболее высокий конечный продукт. Между племенами возникает обмен. В этих условиях мужской труд ценится больше, чем жен­ский. Матриархат (главенство материнского в общине, роду) уступает ме­сто патриархату, где родство ведется по отцовской линии. С применением людьми металлов и связанных с этим усовершенствованием орудий труда растет его производительность. Человек становится способным в одиноч­ку получать больший прибавочный продукт. Это обстоятельство не могло не отразиться на характере общественных отношений. Если раньше захва­ченных пленников чаще всего убивали, то теперь стало экономически вы­годным превращать их в рабов. Внутри родовой общины происходят изме­нения огромной важности: коллективные формы существования вытесня­ются трудом отдельной семьи. Слабеют старые внутриобщииные связи, и родовая община уступает место сельской (соседской) общине специфи­ческой форме организации людей, которая основана не на кровнородствен­ных связях, а на территориальной общности и лишь отчасти - на коллективной собственности.

    Хотя земля, вода, другие природные ресурсы все еще остаются общими, орудия труда, рабочий скот постепенно переходят в собственность отдельных патриархальных семей. Поэтому в сельской общине коллективный труд уже но играет прежней роли. В этой новой социальной ситуации начинает актив­но развиваться обмен между племенами и отдельными производителями, часть Которых (в основном, родоплеменная знать) постепенно овладевает органами общинного самоуправления и ставит их на службу.

    Основной единицей структуры первобытного общества была родовая община - объединение людей, основанное на кровном родстве, а также общ­ности имущества и труда. Род - это исторически сложившееся объединение Людей, связанных узами родства (происхождение от. одного прародителя) И ведущих совместное хозяйство. Отсюда и равенство социального положе­ния, единство интересов и сплоченность членов рода, а также уравнительное распределение. На более поздних стадиях появляются племена, объединяю­щие близкие родственные общины, а затем - союзы племен.

    Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позво­ляло противостоять силам природы, использовать более эффективные при­емы труда, например охоту загоном, успешнее отражать агрессию соседей и Самим нападать на них.

    Организация общественной власти рода






    Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов, где каждый взрослый имел право участвовать в их обсуждении и решении. Для оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Его должность была сменяемой: как только появ­ился более сильный, умный, опытный человек, он замещал старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, так как, во-первых, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, во-вторых, должность старейшины не давала никаких, кроме уважения, привилегий: он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

    Таким образом, родоплеменная власть была в интеpecax всего общества. Она не давала каких-либо материальных преимуществ тем, кто занимался организационной работой. Однако со временем позиция вождя, старейшины стала привлекательной в силу приобретения ими некоторых благ.

    Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники как органы общества становятся над обществом. Свободного, добровольного ува­жения им уже недостаточно. Будучи носителями отчуждающейся от обще­ства власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновен­ность. «Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше “авторитета”, чем все органы родового общества, вместе взя­тые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный дея­тель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказываю т самому незначительному родовому старейшине».

    Племя управлялось советом старейшин, представляющих свои роды. Совет избирал племенного вождя, союзом племен руководил сове т племен­ных вождей, который избирал вождя союза либо двух, один из которых был военным вождем.

    Форма власти в первобытном обществе называется потестарной (от лат. potest as - власть, мощь).

    Особенности первобытно-общинной власти

    1. Власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода.

    2. Старейшина, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осу­ществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смеще­ны собранием.

    3. Специального аппарата, который бы занимался только управлением, не было.






    Ведущим в образовании государства на территории Европы было клас­совое разделение общества. Это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. Ф. Энгельс отмечал, что наиболее нагляден пример Древних Афин. Для генези­са афинского государства характерно, что оно возникает непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов, начало которых в недрах родоплеменного общества. Постепенно формируемая частная собственность становит­ся базой экономического господства имущих классов, что позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

    В Риме процесс образования классов и государства в силу ряда причин тормозился и растянулся на столетия. Основная причина - двухсотлетняя борь­ба между плебеями (свободные члены римского родоплеменного общества) и патрициями (римская знать). Становление франкского государства происхо­дило на фоне завоевания франками значительной территории Римской импе­рии. Захват, с одной стороны, показал неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на оккупированных территориях, что подвигло на образо­вание государства раннефеодального типа, а с другой - разрушил рабовладель­ческие порядки и ускорил переход к феодализму на земле Римской империи.


    Европейские

    Восточные (азиатские)

    Экономические

    1. Переход от собирательства к произ­водящей экономике («неолитическая ре­волюция»).

    2. Общественное разделение труда по трем направлениям:

    • скотоводства от земледелия;

    • ремесла;

    • купечества.

    1. Рост производительности труда и по­явление избыточного продукта.

    2. Частная собственность

    1. Потребность в осуществлении мас­штабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия.

    2. Частная собственность имела второ­степенный характер. Собственность как орудие власти концентрировалась в руках будущих правителей

    Социальные

    1. Разложение рода и возникновение семьи.

    2. Антагонистические отношения.

    3. Раскол общества на классы

    1. Превращение родоплеменной знати в обособленную группу.

    2. Целесообразность объединения в экономических целях значительных масс людей и необходимость единого, цент­рального руководства этими массами

    Причины возникновении государств
    Восточный (азиатский) путь огосударствления представлял собой плав­ный переход, перерастание первобытного родоплеменного общества в госу­дарство. Наибольшее распространенно получил азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Социально-экономические структу­ры родового строя - сельскохозяйственная община, коллективная собствен­ность-оказались устойчивыми. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно эксплуатировали сель­ские общины и управляли ими, т. е, выступали организаторами производства. Административно-государственные структуры, появление которых обуслов­ливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возни­кает частная собственность (главным образом, на землю).

    На протяжении веков деспотия не только была оружием классового гос­подства, но и служила источником классового образования, возникновения различных привилегированных групп и слоев: узурпировались не сами сред­ства производства, а управление ими. Государства азиатского способа произ­водства были типичными во многих регионах Земли.

    Основные причины возникновения государства

    1. Усложнение управления обществом, связанное с развитием производства, раз­делением труда, новыми условиями распределения общественного продукта, обо­соблением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения. Это особенно проявилось там, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии.

    2. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к раз­делению общества с градацией его на богатых и бедных, к возникновению эксплуа­тации, а вместе с тем к социальным антагонизмам и сопротивлению той части об­щества, которая угнетается.

    3. Поддержание в обществе порядка, социальной устойчивости, стабильности. Это обеспечивается применением различных мер, в том числе принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, даже те, которые воспринимаются ими как несправедливые.

    4. Ведение как оборонительных, так и захватнических войн. Накопление каких- либо богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа со­седей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войны государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество.

    В большинстве случаев указанные причины группировались в различных сочетаниях. При этом в исторических, социальных, географических, природных, демографических условиях плавными, решающими могли становиться те или иные из указанных причин.

    2. Происхождение права, основные пути его формирования


    Обычай




    1. Исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени, и ставшее естественной жизненной потребностью людей.

    2. Правило поведения, которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании и передается из по­коления в поколение

    Особенности

    1. Регулировали труд (охоту, рыбную ловлю и др.), боевые действия, быт, семейные отношения.

    2. Выступали одновременно и нормами морали, религии, лежали в основе отправ­ления обрядов.

    3. Выражали интересы всех членов рода.

    4. Обеспечивались силой общественного мнения, привычкой, естественной по­требностью соблюдать укоренившиеся правила.

    5. Отличались единством прав и обязанностей

    Закрепляет




    1. Равенство всех.

    2. Кровную месть.

    3. Коллективное и уравнительное распределение.

    4. Общую собственность





    «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее пра­вом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, является ли еда, сон, охота - правом или обязанностью?».

    Перечислим признаки обычаев:

    - как правило, не имели письменной формы выражения;

    - обеспечивались в основном силой привычки, а также мерами убежде­ния (внушения) и принуждения (например, изгнание из рода);

    - ведущим способом регулирования был запрет (система табу), отсут­ствовали собственно права и обязанности;

    - возникали как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала поведение привычкой.

    Кроме обычая, бытовали и иные социальные нормы, регулирующие от­ношения в первобытном обществе.

    Нормы морали - правила поведения, базирующиеся на представлениях о добре и зле.

    Агрокалендарь - система правил наиболее целесообразного ведения сель­скохозяйственных работ и распределения их результатов. Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием. Многолетние наблюдения позволяли устанавливать точные сроки выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций.

    Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Особое значение имела система табу — запреты, налагаемые на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которых неминуемо влечет за собой жестокую кару (бо­лезнь, смерть) со стороны фантастических существ (духов, богов). Табуирование также являлось системой обычаев, но облекалось в форму религиозно­го запрета.

    Мифология -рассказы, повествование о богах, героях, природных явлени­ях, отражавшие наивные знания людей о мире, природе и собственном бытии.

    В целом системе нормативного регулирования в первобытном обществе присущи следующие черты: 1) естественно-природный процесс формирова­ния; 2) действие на основе механизма обычая; 3) синкретичносгь нерасчлененность норм морали, религии и др. (мононормы); 4) предписания мононорм не расценивались как право и обязанность, ибо были выражением естествен­ных условий жизнедеятельности; 5) доминирование запретов, преимуществен­но в форме табу, т. е. непререкаемых, нарушение которых карается высшими силами; 6) распространение только на конкретный родовой коллектив; 7) нор­мативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм ху­дожественного общественного сознания; 8) специфические санкции: осуж­дение родовым коллективом, остракизм (изгнание из общины, в результате чего человек оказывался «без роду и племени», что было равносильно смер­ти); телесные повреждения и смертная казнь.

    Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало тем­пам движения вперед самого общества. Позднее появились тесно связанные с обычаями и отражавшие общественные представления о справедливости, добре и зле нормы морали и религиозные догмы. Все эти правила постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс - мононормы, обеспечивавший достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда отношений между членами семьи, рода, племени.

    Принятие обычаев как «своих», безусловная солидарность с ними были связаны с тем, что, во-первых, первобытный человек не отделял себя от об­щества; во-вторых, все нормы расценивались как ниспосланные свыше, следовательно, правильные, справедливые. Поэтому у многих народов за их совокупностью закреплялись такие наименования, как «право», «правда».

    Развитие первобытного общества привело на определенном этане к тому, что произошло его расслоение. Возникла либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, либо класс, обративший средства производства в частную собственность. В обоих случаях имеет мес­то социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Естествен­но, что для людей, чьи интересы ущемлялись при распределении обществен­ного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Обычное течение жизни стало все чаще нарушаться. Членами общества, более всего нуждающимися в пресечении нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность, но и публичная власть. И государственный аппарат постепенно направляет эту власть на подавление сво­еволия и осуществления мер принуждения к допускающим его. Таким образом, возникают правовые обычаи, т. е. обычаи, обеспечивающиеся силой государства.

    Развитие общества становится более динамичным, и правовые обычаи «не успевают» должным образом обеспечить регулирование социальных свя­зей. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты.

    Пути возникновения права в процессе перехода от первобытно-общинного строя к государственной организации общества

    1. Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (правовые обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством

    2. Правовой прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

    3. Издание государством новых актов, содержащих норм права.

    Как верно отметил Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития в обществе возникает потребность охватить общим правилом по­вторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена про­дукта и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта