Тема Предмет и методология теории права и государства
Скачать 5.52 Mb.
|
Глава государства призван обеспечить согласованное функционирование трех ветвей власти в интересах единой воли народа и для достижения общегосударственных целей. В современных государствах главу государства, по общему правилу, представляет одно лицо (в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент). Структурной составляющей государства выступают силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства: вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана правопорядка и обеспечение внутренней безопасности. Деление государственных органов по трем властям является неполным, так как существенное место в государственном механизме занимает президент (глава государства), а также органы надзора и контроля (прокуратура, ведомственные и общегосударственные инспекции, Счетная палата и др.). Органы внутренних дел в России - одновременно и элемент системы органов государственного управления (исполнительные органы), и системы правоохранительных органов. В демократическом государстве организация и осуществление власти базируется на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Данное положение обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции Российской Федерации). При этом органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12). Первичные органы государства никакими другими органами не создаются: они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо формируются в результате выборов по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные opганы, прокуратура и т. п.). Высшие органы наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на всю территорию с граны (например, правительство). Местные органы функционируют только в пределах административно - территориальных единиц (графства, округа, коммуны, уезды, провинции и др.) Следует отличать местные органы государства от органов местного самоуправления. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Так, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности (например, министерства финансов, внутренних дел) (позиция 24). Органы государства можно классифицировать и по иным основаниям:
Тема 7. Типы и формы государства С точки зрения марксизма-ленинизма, типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Суть формационного подходи; уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новыми. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются производственные отношения, дал твердое основание для представления развития общественных формаций естественно-историческим путем. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Понятие исторического типа связывается с установлением зависимости сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой. Идентичность экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающих определяющее влияние на классовое содержание государства и права. Доминирование производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства устанавливается исходя из экономической основы, атак- же выяснением, интересам какого слоя общества она служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступает в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Рабовладельческий тип - первое государственно-классовое общество. По своей сути рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция государства данной формации - защита права собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и рабов. Феодальный тип - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такому строю соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксизму-ленинизму, лишь орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владения крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и феодальное право. Буржуазный тип приходит на смену феодальной государственности. Он функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости от эксплуататоров. Теоретики марксизма доказывали, что на всех этапах развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Приверженцы учения К. Маркса утверждали, что буржуазный тип государства - последний в ряду эксплуататорских государств: общественные противоречия этого общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, затем полное отмирание государственности как таковой. Социалистический тип возникает в результате революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на них государственную машину. Новое государство создает такую систему экономических связей, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся. Оно, по представлению марксизма-ленинизма, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права -это высший тип правовой системы общества, противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в ранг закона волю трудящихся, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода общества к коммунизму (высшая фаза социализма) государство и право постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления п соответствующих социальных норм. Общие признаки эксплуататорских типов государства
В отличие от эксплуататорских, социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся, целью же выступает не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества. Основные черты государства социалистического типа
Классово-формационный подход к типологии государства до последнего времени был единственно допустимым в российской научной среде. Обобщим сказанное: исторический тип государства (или права) - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (и правовым системам) единой общественно-экономической формации. Слабость формационного подхода I. При анализе экономического базиса упускается из виду такой важный фактор, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. 2.При рассмотрении структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как берутся во внимание только классы-антагонисты, остальные же социальные слои находятся за пределами исследования.
Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой временное устройство страны, возникшее в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающееся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем по мере преобладания господствующей формы собственности подобные государства должны примкнуть к капиталистической или социалистической формации. Экономическая основа переходных государств - многоукладность с преобладанием примитивных форм собственности (родоплеменная, полуфеодальная и т. п.). Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин, который сделал вывод о возможности перехода отдельных стран сразу к социализму. «С помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития». Такого рода государства в свое время признавали основоположники марксистской теории, которые писали, что в этом случае «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам», т. е. экономически господствующему и угнетенному. Известно, что многие народы, в том числе и российский, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. Как переходный следует оценивать период вступления в лагерь социалистических стран отдельных государств, «пропустивших» стадию капитализма (Монголия, народы Средней Азии и Крайнего Севера). Как переходное характеризуется и современное Российское государство. По нашему мнению, государства переходного периода можно отнести к самостоятельному типу со следующей аргументацией. Во-первых, это достаточно долгий период, он даже может составить целую эпоху. Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, государственно-правовых институтов, но и преобразования в общественной жизни. В-третьих, рассматриваемый тип - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентацией и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности. Несмотря на недостатки, следует учитывать и некоторые достоинства формационного подхода. Продуктивна сама идея детерминации государства социально-экономическими факторами. С его помощью можно проследить поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Мировая политико-правовая мысль выработала и другие критерии типологии государства. Одним из наиболее распространенных и признанных зарубежной наукой при классификации государств является понятие «цивилизация». Английский историк А.Тойнби под цивилизацией понимает относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В основе цивилизационного подхода тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом духовно нравственных и культурных моментов общественного развития. В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы человека. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества При этом подходе тип государства определяется не столь объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А. Тойнби писал, что «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации». В сравнении с ним экономические и политические условия кажутся искусственными, заурядными, несущественными. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход к истории человечества, и том числе государственности, получает все большее признание и в современной отечественной науке. Типы государства (по Г. Еллинеку)
|