Главная страница
Навигация по странице:

  • Традиционные представления о праве

  • Нормативный подход понимания права

  • Социологический подход (отрицательные моменты)

  • Признаки правового закона

  • Естественно-правовая теория

  • Социологический и философский подходы

  • Признаки позитивного права

  • Формальная определенность

  • Обеспеченность исполнения принудительной силой государства

  • Многократность реализации.

  • Применение категории «справедливость» к содержанию юридичес­ких норм.

  • Формы (источники) права

  • Правовой обычай

  • Тема Предмет и методология теории права и государства


    Скачать 5.52 Mb.
    НазваниеТема Предмет и методология теории права и государства
    АнкорKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    Дата04.02.2017
    Размер5.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKozhevnikov_TGP_kniga_1.doc
    ТипДокументы
    #2244
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16
    Тема 8. Современные подходы к пониманию права

    Право, может быть, не всегда зримо сопровождает человека в течение всей его жизни.

    Русский теоретик права Н. М. Коркунов замечал, что «можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопроса­ми естествознания и истории, но прожить свой век, никогда не задаваясь воп­росами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не заинтересовать. Чуждаясь людей, вы должны же им сказать: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».

    Древнеримский юрист Ульпиан писал, что «изучающему право надо преж­де всего узнать, откуда происходит слово “право” (ius); оно получило свое название от (institutia)... право есть наука (ars) о добром и справедливом».

    Немецкий мыслитель И. Кант подчеркивал, что «для правоведа остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий крите­рий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое» (позиция 1).

    Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и резуль­тат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целост­ному социальному явлению. В контексте сказанного заметим, что для рядо­вых граждан и правоприменителей имеют значение изданные в надлежа­щем порядке, имеющие юридическую силу законы и подзаконные норма­тивные акты. Для субъектов правотворчества (творцов права), которые дол­жны в своей деятельности опираться на принцип научности, важно обнару­жить право в повседневной жизни и облечь его в соответствующую форму.

    В рамках нормативного подхода право:


    • Традиционные представления о праве

      'Теория естественного права (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, А. Н. Радищев)

      Кроме позитивного права, которое созда­ется государством, существуют стоящие над ним естественные, неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (пра­во на жизнь, свободное развитие и т. п.)

      Реалистическая школа права (Р. Иеринг)

      Право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти

      Теория солидаризма (Л. Дюги)

      Обьективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчи­нены государство и граждане

      Психологическая теория права (Мэрилл, Л. И. Петражицкий)

      Подлинное право - это переживание лю­дей об их правах и обязанностях; офици­альное право - совокупность норм

      Историческая школа права (Г. Гуго, К.-Ф. Савипьи, Г. Ф. Пухта)

      Право - выражение духа народа, его пра­вового убеждения, формирующегося, подоб­но языку, постепенно, независимо от госу­дарства. Законодатель не может творить нор­мы по своему усмотрению, а должен лишь фиксировать уже сложившиеся правила

      Социологическая теория права (Е. Эрлих, С. А. Муромцев, Р. Паунд)

      Право есть система правоотношений, ре­альное поведение людей

      Нормативная теория права (Г. Кельзен, Р. Штаммлер)

      Право есть иерархия норм и норматив­ный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государ­ство - без права

      Материалистическая (классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

      Право «является возведенной в закон во­лей экономически господствующего клас­са, содержание которой определяется ма­териальными условиями его жизни»
      это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой;

    • система общеобязательных, формально-определенных, неперсонифицированных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти. Здесь право отож­дествляется с законом.




    Нормативный подход понимания права

    Преимущества

    Недостатки

    1. Особенно выделяется такое свойство права, как нормативность.

    2. Последняя органически связана с формальной определенностью права.

    3. Фиксированность средств государ­ственного принуждения в случае наруше­ния права.

    4. Противостояние произволу и безза­конию.

    5. Косвенная ориентация на необходи­мость введения в закон надлежащей (справедливой) воли.

    6. Ориентация на подзаконное норма­тивное регулирование общественных от­ношений в ходе юридической практики.

    7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие

    1. Игнорирование содержательной сто­роны права: положения и степени свобо­ды его адресатов, нравственного аспекта, соответствия юридических норм объек­тивным потребностям общественного развития.

    2. Ненадлежащее внимание к пробле­ме реализации права


    В советском правоведении у истоков нормативного правопонимания стоял А. Я. Вышинский, который в 1938 г. определял право так: «Право есть воля класса, господствующего в данном обществе. Воля рабочего класса, направ­ленная к построению социализма, есть воля социалистическая, и право, вы­ражающее эту волю, есть право социалистическое». И еще: «Право - сово­купность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, ус­тановленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежи­тия, санкционированных государственной властью, применение которых обес­печивается принудительной силой государства в целях охраны, «крепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господ­ствующему классу».

    Достаточно полно и доступно концепции права представлены в учебнике «Теория государства и права» В. В. Лазарева, С. В. Липеня (М., 2005), в связи с чем в данной части пособия мы и обратились к материалам этого издания.

    Наиболее последовательно нормативизм в праве раскрыт Г. Кельзеном. У него право так связано с государством, что последнее рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право, по Г. Кельзену, представляет иерархичную систему норм в виде лестницы (пирамиды), где верхняя сту­пень обусловливает нижнюю и ей подчиняет ее. И если вышестоящими явля­ются конституционные нормы, а далее по нисходящей идут нормы обыкно­венных законов, нормы ведомственных инструкций, вплоть до индивидуаль­ных актов, то принцип соответствия одной нормы права другой как раз и оз­начает утверждение незыблемого режима законности. Г. Кельзен не задавал­ся вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономии и политики. Он отдавал первенство нормам международного права перед нормами внутреннего права.

    Сторонники социологического подхода отождествляют право с регулиру­емыми им общественными отношениями. Р. 3. Лившиц в этой связи подчер­кивал, что «право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе». Данный подход полезен для исследователя и законодателя, ведь, чтобы познать право, подготовить своевременный и эффективный норматив­ный акт, надо изучать законодательство в действии.

    «Социально реализованное бытие писаных норм - источник их постоян­ного совершенствования. Жизнь права - источник выявления пробелов в за­конодательном регулировании общественных отношений».

    Для правореализующей практики данный подход менее предпочтителен, ибо он дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. С позиции со­циологической школы, отождествление права с законом неверно, так как «мерт­вые» нормы, которые не реализуются в поведении людей, не составляют дей­ствующего права. Последнее материализуется в правоотношениях.

    Сторонники социологического подхода утверждают, что отношения по поводу собственности, власти уже правовые, а нормами они лишь закрепля­ются и складываются в действующую систему права. С точки зрения нормативистов, социологическая платформа означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций.

    Вообще социологический подход концептуально оформился во второй половине XIX в. В рамках школы «свободного права», где основной тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». «Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить – вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. “Наполнять” законы правом призваны судьи и администраторы. Как убежда­емся, что недоверие к закону и законности - вот суть реалистического подхо­да к праву».

    Социологический подход (отрицательные моменты)

    1. Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уве­ренности в конечных их результатах.

    2. Возможность вынесения решения в пользу экономически и политически силь­ного в ущерб слабым, малообеспеченным.

    3. Опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

    На почве критики старых законов после Октябрьской революции социо­логический подход пропагандировался и в марксистской теории права (на­пример, П. И. Стучкой). Утверждались совершенно новые общественные от­ношения, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но, поскольку в то время издавались декреты Советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, под правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.

    Следует отметить, что в последнее время получил распространение взгляд на право как на деятельность. Б. И. Пугинский и Д. Н. Сафиуллин трактуют право как «вид деятельности, состоящий в создании и применении общеобя­зательных норм и ненормативных (индивидуальных) юридических средств при обеспеченности государственным принуждением, направленной на регу­лирование производственной, обменной и иной взаимосвязанной деятельно­сти людей для достижения необходимого результата».

    Появление социологического направления означало выход юридической науки за пределы изучения текстов норм права. Наука обратилась к пробле­мам реализации нормы, к ее претворению в реальные общественные отноше­ния. Под правом понимают право в действии. Юристы-социологи выдвигают следующий лозунг: «Право в действии - это живое право».

    В теории естественного права с ее философским подходом к предмету исследования основным считается постулат о существовании высших, посто­янно действующих, не зависящих от государства норм и принципов, олице­творяющих разум, справедливость, объективный порядок течения жизни. Та­кие идеальные правила должны не только быть директивами для законодате­ля, но и действовать напрямую.

    Становление философского подхода к праву происходило на основе кри­тики действующего законодательства. Тем самым был нанесен удар безоговорочной апологетике закона, определено несоответствие между высокими и гуманными идеалами и содержанием конкретных законов. Ученые, сторонники данного подхода - В. С. Нерсесянц, В. А. Туманов, Д. А. Керимов схо­дились на том, что право и закон не совпадают. С этих позиций закон может быть правовым, если он отвечает идеям права, и неправовым, когда он им не отвечает.

    Философский подход основывается на теории естественного права и состоит в попытке установить различие между правом как объектив­ным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права, и на этой основе сформулировать понятие правового закона. С этих позиций право определяется как всеобщий масштаб и равная мера свободы.

    С позиции естественно-правовой школы отожествление права с закона­ми государства недопустимо, так как законы могут содержать неправовые элементы и закреплять произвол властей.

    Крупным достоинством этого подхода стала его критическая направлен­ность. И сегодняшняя действительность располагает сотнями доказательств несоответствия между идеями гуманности, справедливости, равенства, с од­ной стороны, и конкретными законами - с другой, т. е. существует объектив­ное основание для различения права и закона. Заслугой нравственно-право­вого направления является утверждение приоритета прирожденных и неотъем­лемых прав человека: равенства всех перед законом, право на жизнь и телес­ную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвола и др.

    Критическое замечание в адрес естественно-правовой теории состоит в том, что далеко не всегда представления о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать. Естественно право­вые требования и прообразы норм при всей важности имеют и негативные стороны.

    Они как таковые самым непосредственным образом выражаются в морали, обычаях, религиозных и иных идеологических положениях и в этом качестве не конкретизированы в достаточной степени, не обладают строгой определенностью по содержанию, нередко понимаются в зависимости от индивидуальных особенностей, настроя тех или иных лиц. Иными словами, по своей сути не предназначены для непосредственной регламентации социальных связей.

    Признаки правового закона

    1. Есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы че­ловека.

    2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего все­общий характер справедливости.

    3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больные, престарелые, безработные и др.).

    4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права.

    5. Правовой закон - антипод произволу


    Естественно-правовая теория

    Достоинства

    Недостатки

    1. Утверждает, ставит во главу угла пра­ва человека, данные ему природой.

    2. Разграничивает право и закон, есте­ственное и позитивное право.

    3. Концептуально соединяет право и нравственность

    1. Стремится признать важнейшим в праве его идеальное начало, т. е. пред­ставление людей о праве, что способно привести к подмене общих правовых предписаний групповыми или индивиду­альными представлениями и тем самым к нарушению законности.

    2. Понятия о справедливости и неспра­ведливости права не всегда поддаются объективированию


    Социологический и философский подходы

    Широкое понимание права - это единство:

    1. правовой нормы и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский);

    2. объективного права (закона) и правосознания (Е. А. Лукашева);

    3. правовой нормы, правоотношения и правосознания (А. К. Стальгевич, Я. Ф. Ми- коленко);

    4. объективного и субъективного права (Л. С. Явич)

    Воспринимая право как единство объективного и субъективного, Л. С. Явич определяет его следующим образом: «Право - это материально обусловлен­ная и возведенная в закон господствующая воля, которая находит свое прямое воплощение как в системе юридических норм, так и в системе наличных прав (обязанностей) участников регулируемых общественных отношений».

    Варианты интегративного определения права'.

    1. Определенная гуманистическая идея, нормативно закрепленная и реализованная в жизнь.

    2. Система нормативных установок, опирающаяся на идеи справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

    3. Совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных офи­циальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

    Сущность права

    Для более глубокого понимания права необходимо проникнуть в его сущность. Это есть главное, основное, определяющее в каком-либо явлении, со­вокупность его внутренних характеристик и свойств, без которых явление теряет самобытность.

    При рассмотрении сущности права учитываются два аспекта: 1) любое право прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторо­на); 2) чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона)

    В связи с этим и выделяют два основных подхода к сущности права:

    • классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в за кон волю экономически господствующего класса (право - средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

    • общесоциальный, где право рассматривается как компромисс между классами, группами, слоями общества (право - средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии).

    Заметим, однако, что классовые характеристики страдают некоторой односторонностью при разъяснении сущности права. И происхождение этого социального института, и его качества как регулятивной, первоначально opганизационно-трудовой системы, его встроенность в структуру человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права.

    В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от классовой принадлежности (защита жизни, чести, собственности); в свою очередь, право выражает и защищает господствующие классы, его волю.

    К правильному выводу о сущности предмета можно прийти лишь тогда, когда он прошел достаточный эволюционный путь, в основном сформировался. В связи с этим С. С. Алексеев отмечал, что «на первых годах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовла­дельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразви­тые правовые системы, в которых не раскрылись, не развернулись свойства права как самостоятельного и “сильного” нормативного социального фено­мена, играющего свою особую роль в жизни общества. Такие неразвитые пра­вовые системы остаются в основном инструментом, придатком государствен­ной власти, всецело зависимым от ее усмотрения. Поэтому, в какой-то степе­ни упорядочивая общественные отношения, они не в состоянии противосто­ять государственному произволу». Известно, что в период рабовладельческо­го и феодального строя право было традиционным, или обычным. Исключе­ние составляет древнеримское частное право.

    Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой систе­мы социального регулирования, где структурными звеньями были религия, нравственность и обычаи.

    Справедливо отмечается, что вопрос о сущности права возник только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответ­ствующей ему сферы духовных ценностей, когда право как регулятор обще­ственных отношений вышло на первый план. До этого классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

    Существуют различные подходы к определению сущности права: это либо обеспечение или разграничение жизненных интересов людей, либо выраже­ние их воли, либо установление некоего порядка общественной жизни.

    На современном этапе сущность права определяется как обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных ин­дивидов общая воля, как результат согласования, сочетания частных или спе­цифических интересов, выраженная в законе либо иным способом признава­емая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциаль­ным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

    Есть и другая дефиниция. Право имеет общесоциальную сущность, слу­жит всем без исключения людям, обеспечивает организованность, упорядо­ченность, стабильность и развитие социальных связей.

    А. П. Семитко подчеркивает, что с помощью права имеется возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произвол и свое­волие, в какой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир, исклю­чить хаос в людском поведении, произвол в отношении личности. Глубинную сущность права он видит в том, что право - это инструмент, средство, меха­низм или нормативно-регулятивная система защиты личности от произвола любых других лиц, групп и общества, государства в целом.

    Обратим внимание на позицию Л. С. Явича, по мнению которого сущность права «разворачивается на трех уровнях - политическом, социальном, экономическом:

    - возведенная в закон и материально детерминированная господствующая воля (сущность права первого порядка);

    - равный и справедливый в данных исторических условиях масштаб свободы (сущность права второго порядка);

    • отношения собственности, присвоения вещи, иных социальных благ в условиях обмена имеют правовую природу (сущность права третьего порядка - глубинная)».

    Нетрудно заметить, что такой вывод Л. С. Явич сделал на основе марксистской концепции права, фундаментом которой был классовый подход, активно поддерживаемый и культивируемый в правоведении и правовом сознании при социализме.

    В настоящее время сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода личности.

    Признаки позитивного права - это те существенные характеристики, которые позволяют говорить о его появлении и функционировании в обще­стве как самостоятельном социальном институте, о его отличии от иных социальных регулятивных систем.

    Признаки позитивного права


    Общеобязательность




    Многократность реализации







    Формальная определенность




    Применение категории «справедливость» к содержанию юридических норм




    Обеспеченность исполнения принудительной силой государства










    Волевой характер










    Системность




    Объективность


    Общеобязательность. Право является системой общественных (социальных) норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через общеобязательность нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения, например членов различных общественных организаций, религи­озных обществ и т. д.

    Обязательность права обеспечивается применением мер государствен­ного принуждения - наступлением неблагоприятных последствий при нару­шении установленного поведения, имеющих характер имущественных ущем­лений, физических, моральных страданий.

    Формальная определенность - указание на то, что нормы права не про­сто идеи и мнения, а реальность, воплощенная в правовых актах. Этот признак указывает на то, что содержание норм четко очерчено. Именно юридические правила, в отличие от других, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей (указывают, на какие факты, обстоятель­ства, субъекты они распространяются, какие последствия влекут). Право, орга­низованное формально, препятствует распространению насилия и произвола, утверждает надежный и устойчивый порядок в обществе.

    В свою очередь, атрибутами данного признака выступают нормативные правовые акты, правовые прецеденты и т. д. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме, что составляет осо­бую ценность права, защищая его от произвольного изменения, закрепляя необходимую для общества устойчивость этого регулятора. Кроме того, ус­тойчивость правового сооружения подкрепляется порядком создания, изме­нения или отмены законов, что действительно «работает» на стабилизацию общества, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

    Обеспеченность исполнения принудительной силой государства сви­детельствует о мощной государственной поддержке требований права: если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необхо­димые меры принуждения.

    Системность. Право не просто конгломерат, совокупность норм, а строй­ная их система. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно (изолированно). Право действенно тогда, когда его элементы взаимосвязаны. Это сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает разделение его на три элемента:

    • естественное право, состоящее из притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важная часть в нем - права че­ловека, т. е. возможности, которые общество и государство способны обеспе­чить каждому человеку;

    • позитивное право - законодательство и другие источники юридичес­ких норм, в которых получают официальное государственное разрешение со­циальные нужды;

    • субъективное право - индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы, и потребности его обладателей.

    Многократность реализации. Юридические нормы унифицированы, их реализация рассчитана на неограниченное количество случаев.

    Применение категории «справедливость» к содержанию юридичес­ких норм. Право призвано выражать общую и индивидуальную волю граж­дан, поддерживать позиции, которые в ту или иную эпоху представляются правильными, нравственными. Jus est ars boni et aequi (лат.) - Право есть ис­кусство добра и справедливости.

    Волевой характер. Позитивное право есть проекция государственной воли. По Гегелю, в праве выражается общая воля народа, объединенного го­сударством. С позиций марксистко-ленинской теории, право - это воля клас­са, занимающего верховное положение в экономике.

    Объективность. Право должно адекватно отражать существующие об­щественные отношения. Этот признак характеризует закономерность появле­ния права на определенном этапе развития общества.

    В юридической литературе называются и другие признаки права:

    1. нормативность', исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора жиз­ни людей. Право складывается из юридических норм, имеющих общий характер;

    2. процедурность: право как система предполагает однозначные про­цедуры его создания, применения, защиты. Процессуальный характер - знаковый момент права, определяющий его связь с государственным ап­паратом, прежде всего со специализированными органами: судом, поли­цией и т. п.;

    3. неперсонифицированность: нормы права не имеют конкретного, ин­дивидуального адресата, а обращены к неопределенному кругу лиц. Если кто- либо оказывается в условиях, предусмотренных соответствующей нормой, он становится ее адресатом;

    4. институциональностъ: возникновение права связано с сознатель­ным процессом создания норм - правотворчеством, которым занимаются определенные органы государства: законодательные, например, упорядо­чивают спонтанно сложившиеся правила поведения (обычаи) п обществе для совершенствования отношений в нем; суды, по существу, преследуют те же цели, только в специфической области при отправлении правосу­дия (прецедент);

    5) система нормативной регуляции: право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, г. е, отображается в сознании, реализуется в практике людей;

    динамизм: подвижность права, возможность быстрого изменения за­конодательных положений.

    Формы (источники) права

    Источник права есть его внешняя форма. Это совокупность способов формирования, своеобразного документирования государственной воли.

    Под формой нрава понимается объективированное закрепление и про­явление содержания права в специальных актах государственных органов (ре­шения судов, договоры, обычаи и др.).






    Источник права - это чаще всего официальный государственный до­кумент (закон, указ, постановление и т. д.), которым закрепляются нормы права.







    Эти формы выражения права дают нам возможность знать и ощущать действие права как социального института.

    Правовой обычай:

    • устоявшееся правило, применение которого обеспечивается санкцией государства;

    • санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и став­шее традицией;

    • санкционированное государством правило поведения, которое сложи­лось в результате многократного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма (например, обычаи дело­вого оборота (ч. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); консульские уставы в международном праве);

    • правило поведения, сложившееся вследствие его фактического приме­нения в течение длительного времени и признаваемое государством в каче­стве общеобязательного.

    Обычаи были основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого строя. Известны, например, такие перешедшие из родо­вого строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, кото­рый был нанесен им); вира (штраф за убийство человека).

    По мере развития централизации и укрепления государственной влас­ти сфера применения обычая сужается. Он либо совсем вытесняется как регулятор общественных отношений, либо интегрируется в национальные системы права. Обычай, включенный в нормативный правовой акт или по­ложенный в основу судебного прецедента, становится частью законода­тельства или прецедентного права и перестает быть юридическим источником права.

    К основным чертам правового обычая относят стихийность и спонтан­ность возникновения; ритуальность, казуистичность, традиционность. Вряд ли верно полагать, что правовые обычаи - это архаика, утратившая в настоя­щее время значение. Напротив, правовые обычаи сейчас широко применяются при регулировании разных социальных связей (земельных, наследственных, брачно-семейных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Некото­рые обычаи, принятые в древности, действуют без изменений до сих пор.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта