Тема Предмет и методология теории права и государства
Скачать 5.52 Mb.
|
Понятие государства Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человечества вследствие экономических, социальных и других закономерностей, государство становится основной управляющей системой. Организованное таким способом общество приобрело уникальные возможности для своего существования, развития производительных сил, социума, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей. С поступательным движением общества изменяется и государство, его цели и задачи, структуры и функции. Исторически трансформируются и взгляды на государство, его роль и предназначение в жизни. Научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те знания о предмете исследования, которые уже имелись и были приобретены в данный период. Так, в античном мире государство понимали как организм, охватывающий собой все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек (существо биологическое) полностью поглощался гражданином (существо политическое). Аристотель трактовал государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточием всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон (римский политик и философ) рассматривал государство как союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Русские юристы также занимались толкованием категории «государство». Так, Н. М. Коршунов полагал, что государство - это общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное, принудительное властвование над свободными людьми. Е. Н. Трубецкой считал, что государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах какой-либо территории. Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Австрийский юрист Л. Гумтович полагал, что государство - естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны правопорядка. Таким образом, ряд мыслителей прошлого рассматривали государство с социологической точки зрения, хотя предпринимались попытки одновременно охарактеризовать его и с юридических позиций. Например, Г. Еллинек рассуждал так: если право - существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство он определял как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. По Гегелю, государство выступает продуктом особых духовных начал человеческого бытия. Оно «есть действительность нравственной идеи». Марксизм-ленинизм определял государство исходя из его неизменной классовой природы. Сторонники этой теории мыслили так: поскольку государство - результат раскола общества на непримиримые классы, то оно, по общему правилу, олицетворяет самую могущественную, экономически господствующую его часть, которая при помощи государства становится также политически господствующим, следовательно, приобретает новые средства для подавления и угнетения. Отсюда вывод: государство - организация политической власти экономически господствующего класса. В. И. Ленин писал, что «государство - есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Буржуазное государство середины XIX в., по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист». В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль по взглядах на государство оставалась неизменной: «Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов». В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались исключительно в классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с официальной версией. Так, С. А. Голунский и М. С. Строгович заключали, что «господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса». Патриарх отечественной теории государства и права А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал, что «государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть-диктатуру». Авторы учебника «Теория государства и права» (М., 1955) М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян, А. С. Федосеев, Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, гак и за ее пределами». В работах 60-70 гг. XX в. понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» (М., 1970) считали, что государство - «это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая политические интересы собственников основных средств производства». В учебнике «Теория государства и права» (М, 1985) под редакцией С. С. Алексеева определение государства несколько конкретизируется. Оно рассматривается как «особая организация политической пласт экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны». Понятие «государство» несколько иначе интерпретируется авторами учебника «Теория государства и права» (М., 1987): «Государство л о политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть». Многообразие взглядов на государство обусловлено, в первую очередь, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Основные методологические подходы к изучению государства Приведем другие варианты определений государства:
Существует два основных значения рассматриваемого термина:
Если их объединить, то государство следует трактовать как организацию политической власти, существующей в определенной стране. В этой связи отметим, что государственная власть - это концентрированное выражение воли, силы и мощи государства, воплощенное в государственных органах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов, в том числе принуждения и военной силы. Признаки государства Для того чтобы научно достоверно сделать вывод о том, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному обществу, специально определяют признаки государства, которые отличают его от общественной власти первобытного строя.
Для выполнений своих функций этот обособленный коллектив аппарат государства - наделяется властью, т. е. возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить своей воле другие слои населения, обеспечить осуществление тех или иных интересов. Для того в первичных государствах (в отличие от социальной организации первобытного общества) появляются такие специфические инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы, ориентированные на способность принуждать.
Следует подчеркнуть, что в качестве признака государства рассматривается не территория, а присущее ему деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства. В отличие от первобытнообщинного общества, государство - территориальное образование. Если первобытные люди делились на роды и племена, то государственный аппарат стал ориентироваться не только на управление теми или иными группами людей, но и на управление территориями. Последняя приобретает статус неотъемлемого атрибута, собственности государства; это его пространственная основа, физическая, материальная опора. Территориальное разделение населения порождает новые социальные институты: гражданство (подданство), иностранные граждане, лица без гражданства; территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельности аппарата государства с учетом его пространственного деления: возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границе. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей, исключающих вмешательство иностранной власти. 11ринципиальной характеристикой государства выступает его существование и качестве территориальной организации. Имеются в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий, профессиональным интересам и т. д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На нее распространяются власть, правовые нормы государства, т. е. юрисдикция.
Налоги- обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержании органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддерживания социальной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение и т.п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для других общих дел. Существует позиция, согласно которой государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их государственного финансирования. Налоги - только один из источников дохода государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, ценные бумаги и т. д.
Государственный суверенитет как признак государственной власти следует отличать от народного и национального суверенитетов. Под первым понимается само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет и второе. Это право наций и народностей на самостоятельное решение вопросов своей жизни, на национальное самоопределение. Государственный суверенитет предполагает, что власть государства стоит над властью других учреждений, партий, организаций, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власть данного государства не обязана, как правило, юридически выполнять приказы других государств. В данной категории концентрируются наиболее существенные черты государственной организации общества. С юридической точки зрения, суверенитет проявляется в исключительном праве на:
Суверенитет государства распространяется на всю территорию и не может быть ущемлен. Однако заметим, что не всякое государство непременно суверенно. Так, средневековые государства не могли считаться таковыми, ибо не обладали внешней независимостью, внутригосударственная власть ограничивалась властью церкви, инквизиции (церковные следственные, карательные органы). В современном мире суверенитетом не обладают субъекты федерации (например, американские штаты, республики, входящие в состав России), он свойствен лишь федерации в целом. Учеными-правоведами выделяются следующие свойства суверенитета:
территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше последней. Отсюда, государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет строй правовых отношений; в) осуществляет правовое регулирование различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) устанавливает права, свободы и обязанности личности; д) регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц. Верховенство, однако, не означает вседозволенности государственной власти. В демократическом обществе она ограничена правом и базируется на нем.
Напомним, что к специальным средствам воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация относятся: армия; правоохранительные органы - часть государственного аппарата, куда входят прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, таможенные органы и т. д. В качестве дополнительных признаков государства называют: транспортную, денежную, информационную, энергетическую системы, оборону и внешнюю политику, наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством, государственный язык.
Сущность и социальное назначение государства Сущность - это сумма наиболее важных, значительных характеристик, которые и определяют содержание, цели, функционирование, обусловливают объективную необходимость государства, помогают уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. До недавнего времени в юридической науке безраздельно господствовала марксистско-ленинская трактовка сущности государства, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, попыток хотя бы найти и них рациональное зерно. Теории о сущности государства можно условно разделить на группы.
Теория элит сформировалась в начале XX в. Ее основное положение: народные массы не способны управлять государством, и это осуществляется верхушкой общества - элитой, которая формируется по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и пр.). Она может пополняться за счет наиболее талантливых представителей масс. Сторонники данной теории полагают, что есть несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право. Технократическая теория возникла в 20-х гг. прошлого столетия и получила распространение в 60-70-х гг. По сути, это современная интерпретация теории элит. Главная мысль: управлять обществом должны специалисты-управленцы, менеджеры. Последние способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Теория плюралистической демократии появилась в XX в. Смысл ее в том, что современное общество перестало делиться на классы, власть утратила классовый характер. Общество сейчас - совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов и пр. Каждый человек входит в несколько страт. На их основе создаются различные политические и общественные организации, воздействующие на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Отсюда вывод: любой человек или объединение обладает частицей государственной власти, участвует в управлении государством, а государство таким образом становится выразителем всеобщей воли, интересов общества в целом. Известно, что возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением ее в политическую, осуществляемую, в отличие от власти первобытной, в интересах привилегированной части общества. Поэтому классовый подход к сущности государства следует принимать во внимание, ибо он дает богатые возможности для анализа характера такой власти, выявления существенных черт государства, обнаружения и нем социальных противоречий. Ведь выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть, фиксировались во все времена: восстание рабов в Риме, крестьянские бунты и войны в Англии, Франции, Германии, забастовочные и революционные движения рабочих в России начала XX в.). Политические реалии сегодняшнего дня настойчиво убеждают в том, что понимание государства как машины господства насилия (классовый подход) уже не выдерживает критики. Иными словами, установление классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства. Использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Нельзя упускать из виду и общесоциальный подход к выявлению сущности государства. По Марксу, «общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения груда внутри общества». Аргументы в пользу общесоциального подхода
Общесоциальный подход имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с классовым: I) он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, властной системе, управляющей в интересах пан отдельного человека, так и общества в целом; 2) ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия; 3) подчеркивается ценность государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Выводы:
Иными словами, государство имеет двойственную природу: будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Несмотря на противоположность указанных подходов - классового и общесоциального - к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. Таким образам, обе характеристики уместны для толкования сущности государства, но удельный вес того или иного начала не одинаков в силу ряда причин: национальных традиций, особенностей исторического прогресса религиозной, культурной специфики, географического положения и т. д. Вместе с классовым и общесоциальным можно выделить и религиозные, п национальные, и расовые, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые и иные интересы будут доминировать в политики конкретного государства. Социальное назначение государства вытекает из его сущности: канона сущность государства, таков и характер его деятельности, цели и задачи Платон, Аристотель, Гегель видели назначение всякого государства в утверждении нравственности; представители договорной теории – в общем благе (Г. Гроций), общественной безопасности (Т. Гоббс), свободе (Ж. Ж Руссо); Лассаль предполагал, что основное предназначение государства в развитии и реализации свободы человека. Классики марксизма считали, что с помощью государства создается такой порядок, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновения. В середине XX в. возникают теории (государства всеобщего благоденствия, правового государства), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Как же изменилось современное государство? Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь решений, поддерживаемых различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план выступают такие общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. На международной арене государства стали более терпимыми друг к другу, применяя в общении взаимные уступки, компромиссы, разумную договоренность. Все это дает возможность охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство взаимного социального сдерживания, управления делами общества (содержание) на фундаменте права (форма). |