Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. «Смута» в России: предпосылки и последствия

  • 3. Государственное и общественное развитие России в XVII веке

  • История России. Тема Введение в историю России (Отечественную историю) Функции исторического знания. Методология истории


    Скачать 289.56 Kb.
    НазваниеТема Введение в историю России (Отечественную историю) Функции исторического знания. Методология истории
    АнкорИстория России
    Дата22.08.2022
    Размер289.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория России.docx
    ТипДокументы
    #650753
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Тема 4. XVII век в мировой истории. Новое время: Россия в XVII в.

    1. «Новое время» как особая фаза всемирно-исторического процесса

    Термин «Новое время» появился впервые в Италии в XV веке как противопоставление Средневековью. Условно время XV-XVI  вв. рассматривается как позднее средневековье, начало нового времени не имеет точной даты, события, переход шел постепенно, но в  XVII веке  новое проявлялось в  экономической, политической жизни, в культуре, мировоззрении. Совершенствовались орудия труда, создавались новые технологии, стала складываться политическая система управления, существующая и сегодня. В новое время произошли первые революции, освободительная война в Нидерландах привела к рождению Республики соединенных провинций, а революция в Англии , пройдя ряд этапов , в том числе , казнь короля, завершилась реставрацией монархии, принятием Билля о правах, в котором закреплялись права и обязанности парламента, короля и его министров .Билль о правах покончил с абсолютизмом в Англии, в стране установилась парламентская монархия- монархия, ограниченная законом и парламентом. В ряде стран Европы успешно развиваются капиталистические отношения. формируется новая структура общества,  В России в XVIIвеке  наоборот наблюдается процесс дальнейшего закрепощения всего населения, завершение становления самодержавия и формирования предпосылок для абсолютизма, но при этом осознается необходимость осуществления реформ  для обеспечения независимости , необходимость использования достижений Европы для укрепления государства, его экономической мощи.

    2. «Смута» в России: предпосылки и последствия

    «Смутное время» - это период безвластия, хаоса, небывалых потрясений, время «общего неповиновения, раздора между народом и властью», который  начался на рубеже 16-17 веков. Некоторые связывают смутное время с именем Ивана Грозного, с последствиями опричнины. Но были социально-экономические, политические, духовные предпосылки Смуты, сложившиеся в конце 16 - начале 17 веков.

    Толчком к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей. Борис Федорович Годунов, брат жены Федора Ирины, оттеснил других, более родовитых бояр, стал регентом, получив все права. Он обладал умом, талантом правителя, опытом государственной деятельности, накопленном еще при Иване IV . Россия при Борисе Годунове начала успокаиваться, уменьшились недоимки, поднялась торговля, в пользу России закончилась война со Швецией (1590 г.), крымский хан в 1591г., дойдя до Москвы, не стал воевать, бежал. При Годунове было окончательно покорено Сибирское ханство. Укреплению государства способствовало введение в России патриаршества (1589 г).

    После смерти Федора, не оставившего наследников, власть перешла к Годунову, подкрепленная избранием его на Земском соборе в 1598 г. Осенью 1598 г. он венчался на царство. Стремясь упрочить свою власть, Борис Годунов избавлялся от соперничавших с ним и друг с другом, претендовавших на власть более родовитых бояр.

    В начале XVII в. Россия пережила ряд неурожайных лет. Народ, не совсем оправившийся от разорения в годы опричнины, стал бедствовать, голод охватил страну, современники оставили свидетельства о фактах людоедства. Запасов зерна у бояр хватило бы на несколько лет всему населению. Но раздача хлеба не была в правилах знати. Борис устроил раздачу хлеба голодным в Москве в 1605 году, но всех накормить, естественно не мог. Последствия опричнины, длительных войн и неурожаев обострили социальные проблемы, крестьяне и голодающие горожане выступали против бояр, помещиков, против имущих классов.

    Противоречия между представителями господствующего класса, борьба за власть среди бояр после смерти Годунова привели к самозванщине, а ослабление государства привлекло иноземных захватчиков, желавших воспользоваться ситуацией, и католическую церковь, надеявшуюся распространить свое влияние на Русь. Первого  самозванца, прозванного  Лжедмитрием,    поддержали московские бояре, ненавидевшие Годунова, часть польской шляхты, надеявшаяся на добычу в Москве,  казаки и служилые люди южной окраины Московского государства, пострадавшие в свое время от опричнины и неурожайных лет. При Василии Шуйском поднялись против московской власти украинские люди, тульские, рязанские дворяне, мордва на нижней Оке, Астрахани. Осенью 1606г. смута охватила все сословия московского общества. Крупнейшими ее проявлениями стали движение Болотникова, появление второго самозванца (1606-1610 гг.), вмешательство иностранцев в московские дела.

    В борьбе со вторым самозванцем Василий Шуйский опирался на поддержку шведов. Шведские отряды Делагарди помогали Скопину-Шуйскому. Это вызвало недовольство поляков, которые начали интервенцию, осадили Смоленск (1609г.), а затем разбили войско Шуйского и подошли к Москве. Шведы отошли к берегам Финского залива, заняли уступленные им города, взяли Новгород. Москва, осажденная с одной стороны, поляками, с другой – Тушинским вором, свергла Шуйского и власть перешла к боярам (семибоярщина), допустившим в Москву поляков и подписавшим договор об избрании на российский престол польского королевича Владислава.

    К концу 1611 г. Московское государство было на грани распада. В нем хозяйничали поляки, шведы. Но государство было спасено народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским. Поляки были изгнаны из Москвы. Созванный в феврале 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Романова, представителя старинного боярского рода, по разным причинам устраивавшего всех. Новой власти предстояло восстановить российскую государственность, преодолеть последствия смуты, особенно экономические  и обеспечить условия дальнейшего развития страны.

    «Смута» оказала влияние на политическую и  общественную жизнь России. В ходе борьбы было почти совсем разбито боярство. Шуйские, Мстиславские, Воротынские вымерли, Годуновы, Салтыковы обеднели, Голицыны, Куракины надолго утратили влияние. Усилилось влияние дворян и горожан, ополчения, освободившего Москву.

    Изменилось отношение к власти царя. Новый государь, избранный Земским собором должен был осознавать это. Менялось значение Земского собора. С.Ф. Платонов так оценивал новое положение: «С него окончился в Московском государстве старый порядок и началась новая эпоха».

    3. Государственное и общественное развитие России в XVII веке

    Важнейшей задачей  России после смуты была эффективная внешняя политика. Россия пыталась урегулировать свои отношения с соседями, укрепить свои границы, вернуть утраченные русские земли, присоединить новые. В 1617г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией. Шведы оставили Новгород, но удержали Иван-город, Ям, Копорье, Орешек. Россия вновь потеряла выход к Балтийскому морю. Сложными оставались отношения с другим западным соседом – Польшей. В 1618 г. в с. Деулине было подписано перемирие на 14,5 лет с Польшей, по которому к ней отошли старые русские земли: Смоленск и часть северских городов. Были возвращены пленные, но Владислав не отказался от притязаний на Русский престол, а Москва не могла навсегда отказаться от Смоленска. Она пыталась вернуть Смоленск после смерти Сигизмунда и до избрания нового короля Польши, начав войну (1632г.). Восемь месяцев осаждал воевода боярин Шеин Смоленск, войска его были окружены и за право возвращения в Москву он отдал полякам все пушки. По возвращении на Русь Шеин и воевода Измайлов были казнены как изменники. В 1634 г. в местечке на границе, на реке Поляновке был заключен «вечный мир» с Польшей. Она отказалась от московского престола, а Москва признала ее право на Смоленск и другие города, захваченные в «смуту» поляками. Новая война с Польшей началась в1654 г. в связи с согласием Москвы принять в свой состав Украину. Результатом войны стало заключение перемирия России и Польши в 1657 г. К России отошли Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина, получившая в составе единого государства автономию в виде гетманства и налоговые льготы.

    В XVII в. Россия разрешила калмыкам, пришедшим из Центральной Азии, заселить низовья Волги. Казаки взяли Азов в 1637 г.), но опасаясь войны с Турцией и не имея в то время на это сил, царь приказал казакам оставить Азов. В 1677-1681 гг. татары с турками вторглись на Украину, и русские войска вынуждены были с ними воевать.

    Важнейшие изменения произошли во внутренней политике России XVII в.: смена правящей династии, изменения в правящем классе, во взаимоотношениях разных социальных групп, в государственном и общественном строе и пр. – явились следствием «смутного» и потребностей нового времени.

    Земский собор 1613 г., созванный по инициативе лидеров ополчения, избрал на престол Романовых. Новая династия управляла страной, опираясь на поддержку Боярской Думы и Земских соборов – сословно-представительных органов.

    Всего XVII в. в России состоялось 45 Земских соборов. Соборы созывались либо царем, либо по инициативе сословий и обсуждали разные вопросы общегосударственной важности: о государственном устройстве, о политических порядках, о посылке по городам сборщиков денег и запасов, о взыскании пятинных денег, об условиях мира с Польшей, о народном движении в Пскове и др. Четыре собора утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых, военных. Порядок работы земских соборов  четко не был определен. Первое время после смуты  земские соборы работали по нескольку лет, месяцев, а иногда созывались на один или несколько дней. Состав их тоже не был постоянным. Но важнейшие вопросы первой половины XVII века решались  при участии земских соборов, в том числе введение новых налогов и сборов, реставрация государственного аппарата после войны начала XVII в., создание Соборного Уложения 1649 г. и др. Но чаще всего они обсуждали вопросы внешней политики, ибо на ведение войн требовались средства и нужна была поддержка «всей землей» новых налогов. Состав соборов тоже был очень изменчив и лишен твердой устойчивой организации.

    Не все сословия участвовали в деятельности соборов. В основном в грамотах соборов перечень чинов повторяется: духовенство, бояре, дворяне, купечество. В XVII в. упоминаются тяглые люди черных сотен и слобод. С 1654 по 1684 г. деятельность Земских соборов постепенно затухает. С упрочением новой династии менялись функции собора, выборным людям предоставлялось право возбуждать законодательные меры, ходатайствовать, а верховное управление удерживало за собой право решать возбужденные вопросы. Земский собор превращается в носителя народных жалоб и пожеланий, и постепенно надобность в нем у власти отпадает.

    Внутреннее положение в стране после окончания Смуты характеризовалось развалом налоговой системы, упадком хозяйства, разгулом преступности, разрушением служилого сословия. Правительство Михаила Романова начало с «устройства земли», служилых людей. Большую роль в решении всех вопросов играл патриарх Филарет (1619 - 1633 гг.). Для восстановления финансов в 1615 - 1616 гг. проводили сбор пятой деньги (20% годового дохода) со двора (к этой мере прибегли и в 1632-33 гг., когда шла война с Польшей). В 1616 г. провели посошный сбор (по 120 руб. с каждой сохи). Собирали обычные налоги, прибегали к займам. В эти годы была проведена опись и податная оценка земли. Разоренные земли облагались по дозорным книгам, имели льготы. Но на практике допускались злоупотребления, что вызывало недовольство владельцев разоренных земель. Широко распространялось закладничество (долговая зависимость, которая освобождала от тягла). Закладчики выходили из общины, а община за них платила тягло, так как существовала круговая порука. Это вызывало недовольство общинников. Земский Собор, обсудивший эти проблемы, решил провести снова перепись земель, писцов и дозорников взять из надежных людей, взять с них клятву, всех тяглых бежавших людей вернуть в общины, а на бояр, принявших беглых, наложить штрафы, составить роспись государственных доходов и расходов. Сыскному приказу (боярам князю Черкасскому и Мезецкому) было поручено рассмотреть жалобы на обиды «сильных людей». Таким образом, плохое экономическое положение налогоплательщиков, уклонение от податей, злоупотребления администрации требовали совершенствования системы управления и контроля, повышения платежеспособности населения страны. У правительства не было средств осуществлять надзор сверху, на местах воеводы и приказные люди творили беззаконие.

    Государственные повинности приобрели сословный характер. За годы Смуты подорвано поместное землевладение. Более богатые служилые люди захватывали государственные земли, принимали беглых крестьян из других поместий. Многие дворяне из-за бедности не могли идти на службу, шли в холопы. Правительство приняло ряд указов, направленных на восстановление служилого сословия. Земский собор (1642 г.) запретил дворянам переходить в холопы, решил, что служить они могут, если имеют 15 крестьян (дворяне просили увеличить это число до 50 душ). В 1615 г. и 1637 г. принимали решения об увеличении срока сыска беглых крестьян, до 10-ти лет в качестве исключения для ряда помещиков, к 1642 г. это стало нормой, срок сыска увеличили до 15-ти лет. Крестьяне, не вписанные в писцовые книги, могли еще переходить в другие земли и заключить новый договор с хозяином (но теперь уже на вечные времена).

    В тяжелом положении находился торговый и ремесленный люд (разорение в ходе смуты, насилие администрации, отсутствие у большинства частных капиталов, конкуренция иностранцев). В царствование Михаила Романова англичане получили право беспошлинной торговли внутри России. Голландцы с 1614 г. торговали с половинной пошлиной. Русские купцы не могли с ними конкурировать, что вызывало их недовольство, что проявилось к концу 40-х годов. 

    Восстановление государственности после «смуты» потребовало единообразия в законах. Одним из важнейших решений нового правительства совместно с Земским собором были подготовка и принятие нового свода законов - Уложения 1649 г.

    Соборное уложение отразило интересы дворянства, окончательно оформило крепостное право, отменив «урочные лета» для сыска беглых крестьян, положило юридическое основание крестьянской крепости. Дворяне получили право обмена поместий, что создавало предпосылки для наследственного владения служилого дворянства независимо от службы в поместном войске, стирало различия между вотчиной и поместьем. За действия «скопом» против царя, бояр, воевод, приказных людей полагалась смерть, смерть за убийство господина и отсечение руки за попытку убийства.

    Правительство удовлетворило основные требования посадских челобитных, ликвидировав частновладельческие слободы, введя статью о возвращении закладчиков и белопоместцев в тягло и массовом сыске беглых посадских людей, запретив крестьянам держать в городах лавки для торговли и пр. Ограничивалось право перехода посадских людей из города в город и перехода крестьян в города. Телесные наказания за нарушение дисциплины распространялись теперь и на помещиков. За дезертирство с государевой службы дворянина наказывали кнутом или полной конфискацией поместья. Частично отменялись привилегии духовенства, церковникам запрещалось приобретать вотчины светских феодалов, хотя это и вызвало протест некоторых бояр и иерархов церкви.

    Уложение унифицировало судопроизводство, регламентировало его в зависимости от характера судебного дела, суммы иска, унифицировало размеры судебных пошлин в пользу казны и уголовных штрафов в пользу потерпевших. Были отменены судебные привилегии феодальной знати. Помещичьих крестьян Уложение лишило права судебного представительства по имущественным спорам, права предъявлять такие иски и отвечать на них, и за них отвечали помещики, (кроме воровства, разбоя и убийства).

    Впервые в право вводилось понятие государственного преступления. Боярская дума из органа боярской аристократии превращалась в орган приказной бюрократии. В законодательной деятельности Русского государства со второй половины XVII в. появляется понятие «именной указ» возрастает личная власть монарха, особенно в области верховного управления. При Алексее Михайловиче была создана личная канцелярия – Приказ тайных дел, который контролировал деятельность приказов, вел личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благотворительностью, сыском руд, был личной кассой царя и т.д.

    Уложение 1649 г. действовало в России до 1833 г. и было шагом вперед по сравнению с прежними судебниками. Оно представляло собой уже не просто практическое руководство для судьи и управителя, но право, хотя по большей части и формальное. В  Уложении не было законов, регулировавших материальное право, семейное, тесно связанное с обычным и церковным, ибо никто не решился затрагивать обычаи и духовенство. Но Уложение уже проникло в состав общества, определило положение и взаимоотношение разных классов и сословий, уделяя большее внимание дворянству.

    Большое влияние на жизнь России XVII в. оказала церковная реформа патриарха Никона. В России XVII в. православная церковь владела монополией на духовную жизнь, но в самой церкви были проблемы.   Патриарх Никон (с 1652 г.) решил осуществить церковную реформу.

    К XVII в. за время, прошедшее после падения Византии, на Руси утвердилось представление об исключительности русской православной церкви, единственной преемнице и хранительнице благочестия. Однако к середине XVII в. накопились расхождения в обрядах русской церкви и греческой. Еще в 1550 г. на Стоглавом соборе было решено исправить церковные книги, достичь единообразия в богослужении. Но тогда это не сделали. В XVII  веке в Москве группа священнослужителей занялась сверкой книг (они составили «Кружок ревнителей древнего благочестия»: Стефан Вонифатьев - протопоп Благовещенского собора в Кремле, Иван Неронов - священник Московского Казанского собора, протопоп Юрьевский Аввакум). Они выступали за строгость и чистоту церковных обрядов, но идеал видели в «отечественной древности». Никон, вначале их поддерживавший, став патриархом, решил исправлять церковные книги, сверяясь с греческими образцами. Для этого в Москву пригласили киевских священнослужителей, знавших греческий язык, что вызвало недовольство у «ревнителей благочестия». Церковный собор (1654 г.) решил исправлять книги по греческим образцам, заручился поддержкой вселенских православных патриархов. Всех, кто не признавал исправленные церковные книги и новую обрядность, церковный собор 1556 г. отлучил от церкви. Это послужило основанием для раскола церкви. В 1658 г. осложнились отношения между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Никон снял с себя патриаршее облачение и уехал из Москвы в свой Воскресенский монастырь. Но избрать нового патриарха можно было только после освобождения им патриаршества, а Никон этого не делал. Поместный церковный собор (1660 г.) не имел права лишить Никона его сана. Для этого решено было созвать междуцерковный совет.

    В 1666 - 1667 гг. в Москве состоялся «великий собор», на котором кроме русских церковных иерархов присутствовали лично патриарх Александрийский Паисий, Антиохийский – Макарий, а патриархи Цареградский (Константинопольский) и Иерусалимский прислали свои грамоты и представителей.

    Собор поддержал реформу. Одобрил исправление книг (крещение тремя перстами правой руки, трижды аллилуйя, крестные ходы против солнца и т. д.). Всех, кто не признавал реформу, назвали еретиками, осудили. Собор осудил Никона за властолюбие, высокомерие, попытки стать над светской властью, лишили патриаршества и священства, сослал в Ферапонтов монастырь близ Белоозера. Собор принял решение, что царь имеет преимущество в светских делах, а патриарх - в церковных.

    Сопротивление новшествам сохранялось и после ухода Никона и решения собора. Итак, церковная реформа осуществлялась с целью повысить авторитет русской православной церкви, особенно после присоединения Украины к России, где православное население преследовалось после унии 1596 г. Реформа предусматривала введение единообразия в церковной жизни в России, что должно было способствовать усилению влияния церкви и упрочнению государственности России. Однако осуществление реформы привело к расколу церкви и населения страны. Появилось старообрядчество, которое преследовалось на основе статей Соборного уложения 1649г.

    В целом  в течение XVII века  Россия укреплялась как государство, расширилась ее территория, развивалась торговля с Европейскими странами и Востоком, осваивались новые территории в Сибири и на Дальнем Востоке.  Вместе с тем расширялась зависимость населения от государства, от власти. Росла крепостная зависимость крестьянства. Передовая часть российского общества осознавала необходимость реформ, использования технических достижений стран Европы. Россия в XVII веке даже пыталась провести военные реформы по образцу Швеции и других европейских стран, но они не увенчались успехом. В  Англии в это время развернулась борьба с абсолютизмом, восставшие массы свергли и казнили короля, а потом парламент вернул королевскую власть, существенно её ограничив. В Англии,  Голландии и других странах Европы утверждались новые экономические отношения, обеспечивавшие рост производства, становление нового качества жизни, а в России к концу века утвердилось самодержавие, не было представительных органов управления, господствовало крепостничество.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта