Главная страница
Навигация по странице:

  • Важной особенностью такого отношения к службе является способность и готовность человека к самопожертвованию во имя интересов государства, нации, армии, т. е. во имя предполагаемого высшего добра

  • Переход к контрактному способу комплектования ВС США не решил и такие проблемы, как дезертирство, самовольные отлучки и преступность.

  • Служба обществу.

  • Выполнение поставленных задач

  • Дисциплинированность

  • Взаимодействие и взаимопомощь

  • Политическое невмешательство.

  • Стресс и его профилактика. Тюремная библиотека


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеТюремная библиотека
    АнкорСтресс и его профилактика
    Дата26.04.2023
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSb-04.doc
    ТипКнига
    #1092209
    страница11 из 29
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29

    Война во Вьетнаме послужила мощным стимулом роста в армии коррупции, наркомании и алкоголизма, преступности и дезертирства. В связи с масштабностью этих явлений в обществе стали говорить о развале армии, об утрате ею своего функционального предназначения. В этих условиях система найма военнослужащих по контракту рассматривалась как наиболее приемлемый способ преодоления кризиса военной структуры.

    Многовековая теория и практика военной науки, выявляя преимущества и недостатки армии определенного типа, традиционно опирается на оценку боеспособности вооруженных сил. Одной из важнейших ее составляющих по праву считается моральный дух войск.

    Это особый фактор, оказывающий существенное влияние на степень боеготовности, уровень боевой выучки, эффективность применения техники и вооружения и в конечном итоге на успех ведения боевых действий. Это емкое понятие опирается, прежде всего, на категорию «мораль», которая определяет одну из форм общественного сознания, регулирующую поведение людей во всех областях общественной жизни. Мораль выражается в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Проблема морального духа изучается различными областями истории, социологии, этики, психологии, педагогики и др.

    При изучении проблемы морального духа войск предпочтение отдается анализу ценностно-мотивационных основ военной службы через такие внешние проявления, как отношение людей к службе в армии, а также показатели морально-психологического состояния войск (дезертирство и самовольные отлучки, наркомания и алкоголизм, преступность и пр.).

    Отношение людей к военной службе представляется одним из важнейших факторов, определяющих нравственно-этические нормы социального поведения военнослужащих, которые зависят от того, какие ценностные ориентации доминируют в сознании человека. Военная служба будет для человека призванием в том случае, если ее цели и задачи преобладают в его сознании над личными интересами или соответствуют им. Важной особенностью такого отношения к службе является способность и готовность человека к самопожертвованию во имя интересов государства, нации, армии, т. е. во имя предполагаемого высшего добра [223].

    Как показали результаты социально-психологических исследований, при переходе к контрактной системе комплектования ВС большинство американских военнослужащих стали относиться к службе, как к профессии или ремеслу. Отчетливо проявились тенденции снижения морально-нравственных стандартов социального поведения, в связи с чем в начале 80-х годов в США наблюдалась вспышка активности по пересмотру этических кодексов поведения.

    Переход к набору военнослужащих по контракту в США привел к «огражданиванию» армии. У военных формировался и укреплялся рыночный образ мышления, рыночные стереотипы, принципы ситуативной этики социального поведения.

    Вопреки ожиданиям общественности позитивных перемен, замена традиционной американской армии контрактными вооруженными силами выявила целый ряд негативных явлений.

    С одной стороны, военные стремились остановить процесс разрушения социального статуса военной службы. С другой – общественность воспринимала это как попытку исказить истинность рыночных ценностей военнослужащих (с сохранением ремесленной перспективы). Парадокс сложившейся ситуации состоял в том, что общество продолжало ожидать приверженности морально-нравственным принципам от военнослужащих, которые в своем поведении теперь уже руководствовались законами рынка.

    Мотивацию поступления молодежи на военную службу удалось создать за счет стратегии «двойного рынка», в основе которой была заложена программа льгот для военнослужащих при получении ими образования. По сути это была продуманная система развития ближних и дальних перспектив для призывников. В дальнейшем она приобрела теоретическую базу, прошла опытную проверку и получила официальное признание. Перспективы, предусмотренные программой, опирались на личные интересы военнослужащих и заключались в следующем: новобранцу нравилась сама идея временного найма на военную службу с целью заработать деньги для продолжения обучения; молодежь осознавала, что созданные в армии условия по овладению гражданской специальностью повышают шансы на трудоустройство по истечении срока службы; более короткий период службы способствовал выносливости молодых военнослужащих и пониманию солдатом того, что прерывание контракта может повлечь за собой потерю существенных льгот при получении образования.

    Практика показывает, что армии, где постоянно процветают алкоголизм, наркомания, дезертирство, самовольные отлучки, оказывались, как правило, неспособными вести эффективные боевые действия. Возникает вопрос: насколько контрактная система комплектования армии эффективна для решения этих проблем?

    После перехода ВС США к такой системе проблема наркомании и пьянства в армии не утратила своей остроты. Статистические данные, приведенные в официальных источниках, а также отчетно-аналитические документы военного ведомства США свидетельствуют о некотором снижении уровня наркомании в американской армии контрактного типа по сравнению с дореформенным периодом, но все-таки сама проблема нередкой алкоголизации и наркотизации военнослужащих осталась.

    Переход к контрактному способу комплектования ВС США не решил и такие проблемы, как дезертирство, самовольные отлучки и преступность.

    Военное ведомство США предпочитает умалчивать о них в целях поддержания авторитета военных и создания у американцев иллюзии благопристойности армейской жизни. Однако средства массовой информации стран, где дислоцируются части и подразделения ВС США, неоднократно приводили данные, свидетельствующие о достаточно высоком уровне преступности среди американских военнослужащих и постоянном его росте. Наиболее распространенными видами преступлений являются насилие над личностью и торговля наркотиками.

    Контрактная система комплектования ВС США не смогла решить основных социально-психологических проблем армии. Более того, уровень ее боеспособности после реформирования несколько снизился.

    С одной стороны, она способствует существенному повышению профессионализма военнослужащих. Возможность многократного продления контракта и его условия позволили американскому военнослужащему длительное время заниматься исключительно профессиональным самосовершенствованием, что является очевидным достоинством контрактной системы.

    С другой – сама природа контракта послужила мощным фактором изменения ценностно-мотивационных основ военной службы, привела к снижению морально-нравственных стандартов социального поведения военнослужащего, доминированию личных интересов наемника над государственными и армейскими ценностями, что более значимо в оценке качества военнослужащего [158].

    Во Вьетнаме на касках многих наемников было написано: «Мы убиваем вьетконговцев, потому что нам за это платят»... Это жизненное кредо наемника является концентрированным выражением морального облика военнослужащего, который формируется в условиях контракта.

    Может ли армия, укомплектованная такими наемниками, быть боеспособной, эффективной и надежной у нас в стране? Покажет время.

    Данные за и против контрактной системы приведены так подробно не только, чтобы просто решить, нужен ли контракт в России, но и чтобы доказать, что если контрактная система не искореняет таких явлений, как дезертирство, самовольные отлучки и другие признаки дезадаптивного поведения, то это подтверждает наши выводы о психотравмирующем влиянии социальной изоляции, которая не может быть профилактирована и искоренена только одними социальными мерами. Нужен комплекс социально-правовых и медико-психологических мер, которые бы удовлетворяли как материальные, так и духовно-нравственные потребности солдат и в условиях контрактной службы, в какой бы стране солдат ни служил.

    Но, учитывая свой опыт контрактной системы комплектования, военно-политическое руководство США сделало определенные выводы и в настоящее время, осуществляя программу строительства и совершенствования вооруженных сил, уделяет большое внимание морально-этическим вопросам, духовно-нравственным сторонам службы.

    Основой морально-этического воспитания личного состава ВС США в настоящее время являются идеи американизма, преданности президенту и национальному флагу, а также военные традиции армии. В пропаганде престижа воинской службы, ее романтики, преимуществ добросовестного отношения к воинскому долгу большую роль играют средства массовой информации, принадлежащие как министерству обороны, так и другим ведомствам, а также реклама вооруженных сил в национальном масштабе. К этой работе широко привлекаются различные общественные организации и движения. Чтобы стимулировать добросовестное отношение к выполнению воинского долга, предусмотрена система морального и материального поощрения. Кроме того, существует жесткий порядок дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности военнослужащих.

    Единого документа, который бы объединял все нормы, правила, принципы и требования поведения американских военнослужащих, нет. В 1955 году появился исполнительный указ № 11222 президента США Д.Эйзенхауэра о кодексе поведения военнослужащих, но касался он только двух аспектов – боевых действий и плена. Существующий в настоящее время в вооруженных силах морально-этический кодекс формируется на двух основах: исторической, охватывающей прежде всего военные традиции и обычаи; психологической, включающей комплекс конкретных морально-этических норм поведения, а также юридической, разъясняющей ответственность за их нарушение.

    Официальные американские издания, регламентирующие деятельность личного состава (руководства для офицеров каждого вида вооруженных сил, устав AR 600-5 «Стандарты поведения» и другие), выделяют целый комплекс традиций, определяющих морально-этические аспекты поведения военнослужащих и выполнения ими поставленных задач. Ниже перечисляются наиболее важные из этих традиций, сохраняется американская последовательность их изложения [129].

    Служба обществу. Эта традиция исходит из того, что военнослужащий является «слугой общества». В мирное время он постоянно готовится к защите страны, а в период войны непосредственно участвует в боевых действиях. Вооруженные силы рассматриваются как главная опора общества в обеспечении национальной безопасности США.

    Выполнение поставленных задач считается первоочередным требованием, предъявляемым к военнослужащим. Так называемый «военный подход» к решению задач подразумевает воспитание у военнослужащих таких морально-психологических качеств, как энтузиазм, решительность, напористость, агрессивность и другие.

    Руководство (командование). Офицеры должны уметь планировать, ставить задачи, этично строить отношения с подчиненными и быть стабилизирующей частью воинского коллектива. В то же время предполагается их умение психологически спокойно воспринимать приказы старших начальников.

    Верность (лояльность) означает преданность военнослужащих – от лояльности к президенту (главнокомандующему) и командирам до доверия подчиненным новобранцам. В руководстве для офицеров сухопутных войск США подчеркивается, что «даже малейшее подозрение в нелояльности может поставить под сомнение полезность любого военнослужащего, поскольку ему уже нельзя доверять».

    Дисциплинированность основана на принципе единой дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от звания и должности. Как образно выразился один из сенаторов США при обсуждении в конгрессе военного бюджета на 1994 финансовый год, «без дисциплины любая армия не стоит и цента из кармана налогоплательщика».

    Готовность отражать постоянное наличие у военнослужащего одного из высших качеств – быть всегда готовым к выполнению боевых задач, а также к внезапному изменению обстановки, обязанностей и задач. Данная традиция связывается также с проявлением гибкости и быстроты мышления, умением понять и реализовать новые подходы к решению боевых задач.

    Взаимодействие и взаимопомощь – это искусство совместной работы (деятельности) военнослужащих, необходимое для достижения общей цели.

    Постоянное поддержание имиджа порядочного человека. Военнослужащие традиционно соблюдают корректность, вежливость в общении, избегают вульгарности и грубости. Не допускаются финансовые махинации, оговоры и ложные показания.

    Политическое невмешательство. Вооруженные силы США осуществляют военное обеспечение национальной политики независимо от политической партии, стоящей у власти (демократов или республиканцев), собственных взглядов и позиций.

    Рассмотренные традиции систематически и в массовом масштабе закрепляются в сознании военнослужащих через систему соответствующих военных структур (службы по работе с личным составом, по связям с общественностью, военно-юридическая, военных священников), а также через сеть военно-исторических учреждений типа специализированных музеев,

    В настоящее время в США функционирует свыше 80 музеев по истории вооруженных сил, оружия и военной техники, памятных мемориалов, например мемориалы корейской и вьетнамской войн в Вашингтоне. Традиции становятся неотъемлемыми элементами морально-этического кодекса поведения и деятельности американских военнослужащих.

    Юридическую основу кодекса составляют следующие документы: присяги (отдельно для каждой категории личного состава – офицеров, рядовых и курсантов военно-учебных заведений), кодекс поведения военнослужащих и единый кодекс военной юстиции. Содержание этих документов направлено на формирование представления об «идеале национальной военной службы, образе жизни, что необходимо для обеспечения безопасности страны, защиты ее народа и конституции». Ниже приводятся общие положения морально-этического кодекса, включающие нормы поведения в боевых условиях и в случае пленения и юридическую ответственность [129].

    1) Служба в вооруженных силах является честью и долгом гражданина Соединенных Штатов. В руководстве для офицеров сухопутных войск США указывается, что «в тот день, когда большинство наших граждан перестанет рассматривать службу в вооруженных силах как честь и гражданский долг, наша гордая страна окажется страной людей, не способных или не желающих бороться за свои принципы и за сохранение свобод».

    2) Каждый военнослужащий обязан поддерживать и защищать конституцию страны от внешних и внутренних врагов, сохранять ей верность и преданность, подчиняться приказам президента и командиров в соответствии с воинскими уставами и единым кодексом военной юстиции.

    3) Личный состав вооруженных сил следует присяге и прилагает все силы для быстрого и успешного выполнения возложенных на него обязанностей и решения боевых задач независимо от своих личных взглядов на характер национальной политики или на отданные приказы. Последние должны выполняться беспрекословно, с максимальной отдачей моральных и физических сил, знаний и умений, без колебаний и сомнений. В уставе AR 600-5 подчеркивается, что «исполнять каждую обязанность и приказ надо так, как будто именно от этого зависит вся ваша репутация».

    4) Военная профессия является не частным делом, а общественным (гражданским), так как американский народ содержит вооруженные силы для своей защиты и защиты своей страны, ее суверенитета. Поэтому он вправе требовать от офицеров и солдат поддержания высоких стандартов поведения и исполнения военных обязанностей. Военнослужащие должны проявлять себя как граждане и патриоты своей страны. Под патриотом понимают того, «кто проявляет готовность к самопожертвованию, обеспечивает благоденствие страны и защищает свободы и права граждан».

    5) Командиры и начальники всех степеней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненного личного состава – за высокий уровень его боевой подготовки, постоянную боевую и мобилизационную готовность, оснащение необходимым оружием и военной техникой в соответствии с потребностями, а также за морально-психологическое, физическое состояние и интеллектуальное развитие.

    6) Личный состав в своей практической деятельности руководствуется комплексом конкретных морально-этических норм: следовать принципам справедливости и честности, взаимного доверия и уважения независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и образования (исходя из принятой концепции «все военнослужащие – сестры и братья»); не поощрять фаворитизм; не допускать использование служебного положения в корыстных целях.

    Морально-этический кодекс предъявляет к военнослужащим следующие требования:

    – уметь сохранять хладнокровие в любой обстановке; обладать способностью к компромиссным решениям; проявлять лояльность к партнерам; соблюдать корректность и вежливость;

    – избегать резких и грубых замечаний; не действовать через голову вышестоящего командира;

    – избегать политизации выполняемых обязанностей и решаемых задач; не допускать лести и восхваления командиров и начальников; строго соблюдать дисциплину и порядок, утвержденные соответствующими воинскими уставами и наставлениями; не допускать употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем.

    Рассмотренные выше общие положения морально-этического кодекса военнослужащих США, по оценке американских специалистов, способствуют «созданию в вооруженных силах условий для пристойной жизни, обстановки непримиримости к злу и разложению» (устав AR 600-5).

    Ниже мы приводим нормы поведения американских военнослужащих в боевых условиях и в случаях пленения.

    Военнослужащий должен быть готов отдать жизнь во имя защиты своей страны, он должен отвечать за свои действия и придерживаться принципов, сделавших свободными его страну.

    Военнослужащий не должен попадать в плен по собственной воле. В случае пленения он обязан оказывать сопротивление, не сообщать сведений, составляющих военную тайну, и не участвовать в действиях, наносящих ущерб его стране и товарищам. Например, делать устное или письменное заявление, дискредитирующее страну или ее союзников. В интересах сохранения жизни военнослужащему разрешается отвечать на вопросы, касающиеся его имени, воинского звания, даты рождения, личного номера. При проведении боевой подготовки военнослужащих большое внимание уделяется имитации условий нахождения в плену.

    Следует отметить, что эти нормы приобрели для вооруженных сил США особое значение еще и потому, что в ходе локальных конфликтов после второй мировой войны значительное число американских военных оказалось в плену. Так в период корейской войны численность пропавших без вести военнопленных превысила 8000 человек.

    Юридическая ответственность военнослужащих США за нарушение морально-этических норм регламентируется единым кодексом военной юстиции и охватывает широкий диапазон – от дисциплинарных взысканий до предания военному суду и увольнения из вооруженных сил.

    Несовместимыми со званием офицера считаются следующие действия: официально ложное заявление или преднамеренно ложная жалоба, отказ от уплаты денежного долга, просмотр чужой корреспонденции без разрешения, грубость, оскорбительное поведение, издевательство и глумление в отношении других военнослужащих, состояние сильного опьянения и нарушение порядка в общественном месте, отказ без достаточных оснований в помощи другому военнослужащему или его семье (статья 133).

    Любой военнослужащий, употребивший «высокомерные слова» в отношении президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, а также другого министра, губернатора либо властей штата, где он несет военную службу или временно находится, должен быть наказан в соответствии с решением военного суда (статья 88).

    Важно отметить, что в вооруженных силах США разработана система мер наказания за проступки на расово-этнической почве. За такие проступки рядовому предъявляется обвинение в подстрекательстве к беспорядкам, младшие командиры и офицеры младшего и среднего звена привлекаются к ответственности за поведение, не совместимое с их статусом по званию. Если имело место расистское поведение подчиненного, то старшие офицеры могут быть обвинены в непринятии административно-воспитательных мер со всеми вытекающими отсюда последствиями вплоть до увольнения из вооруженных сил.

    Американские военные специалисты считают, что эффективность существующего морально-этического кодекса зависит от его правильного восприятия и повседневной реализации личным составом. Анализ официальной зарубежной статистики показывает, что и в прошлом и в настоящем в вооруженных силах США отмечаются отклонения и прямые нарушения положений этого кодекса, особенно в кризисных ситуациях.

    В целом морально-этический кодекс военнослужащих направлен на поддержание необходимого уровня морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил и повышение их боеспособности в интересах национальной безопасности США.

    И в других странах, в частности в Иране, при реорганизации вооруженных сил вопросы идеологической и психологической подготовки личного состава были выдвинуты на первый план, при этом они решили использовать изначальную религиозность этого народа, сделав крен в сторону ее усиления.

    Основной задачей политико-идеологических органов считается воспитание личного состава вооруженных сил в духе преданности существующему строю, беспрекословного подчинения духовенству, готовности не щадя своей жизни вести борьбу за веру и реализацию идей экспорта исламской революции в соседние страны. Главным средством решения этой задачи избрана исламизация армии, активное повседневное религиозное воспитание личного состава, нейтрализация промонархических и демократических элементов, ограждение вооруженных сил от политической жизни. Участие военнослужащих в политической деятельности рассматривается как грубое нарушение дисциплины и строго наказывается. «Если солдат занимается политикой, то это уже не солдат, политика для армии хуже гашиша» [3].

    В основу морально-психологического воспитания положена высокая степень религиозности иранцев, которая при сравнительно низком образовании, особенно среди жителей сельских районов, составляющих основу солдатского и сержантского контингентов армии, создает необходимые условия для формирования определенных морально-боевых качеств.

    Концепция верности своей религии используется и как один из аргументов укрепления воинской дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. В выступлениях представителей духовенства постоянно проводится мысль, что «шахидом» может стать только четко выполняющий приказ и распоряжения воин, так как лишь повиновение командиру соответствует нормам шариата.

    Основными формами идеологической работы являются беседы и лекции, на которые отводится до 8 часов в неделю, а также ежедневные намазы (молитвы) в составе подразделений. По пятницам в масштабе частей проводятся продолжительные так называемые пятничные намазы, на которых выступают высокопоставленные представители духовенства. Они превратились из религиозно-культовых в политико-религиозные мероприятия, в ходе которых правящее духовенство внедряет в массы военнослужащих свои политические лозунги, мобилизует их на решение очередных задач. Во время молитв и лекций наряду с чисто религиозными темами обязательно затрагиваются вопросы повседневной жизни, дается целенаправленное разъяснение и трактовка актуальных внутренних и международных проблем. Любые занятия, проводимые с военнослужащими, начинаются с чтения Корана. Несоблюдение намаза расценивается как нелояльность к режиму.

    Созданный в вооруженных силах Ирана политико-идеологический аппарат представляет собой хорошо продуманную, строго централизованную и одновременно разветвленную систему органов. Она дает возможность шиитскому руководству быстро реагировать на изменения обстановки и эффективно осуществлять религиозную идеологическую подготовку военнослужащих, доводя их верность и преданность исламу до фанатизма. И это позволяет в конечном счете поддерживать дисциплину и порядок в их армии.

    Военно-церковная служба является одним из наиболее авторитетных, прошедших испытание временем воспитательных институтов в германских вооруженных силах. Право военнослужащих на удовлетворение религиозных потребностей было закреплено еще в конституции Веймарской республики, без изменений перенесено в конституцию ФРГ [141].

    В августе 1956 года в ФРГ была подготовлена директива об организации военно-церковной службы в войсках, а в июле 1997 года принят закон «О духовном обслуживании армии», в соответствии с которым деятельность военно-церковной службы стала финансироваться в основном из государственного бюджета. Руководство этой службой возложено на евангелических и католических военных епископов. Министерство обороны ФРГ не оказывает давления на военно-церковную службу при решении религиозных вопросов, однако в административном отношении исполнительные религиозные органы подчиняются лично министру обороны.

    Военные священники не являются кадровыми военными и в мирное время не обязаны носить военную форму. По своему правовому статусу они приравниваются к государственным чиновникам. Священники заключают контракт с министерством обороны сроком на шесть–восемь лет (его продление допускается не более чем на четыре года), а затем возвращаются к прежнему месту исполнения своих обязанностей. Исключение делается только для военного генерального декана, военного генерального викария и начальников отделов в исполнительных религиозных органах, а также для деканов военных округов и их заместителей, срок службы которых не ограничивается.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29


    написать администратору сайта