Главная страница
Навигация по странице:

  • Б. Принципы применения медитативных упражнений

  • Методы аутогенной тренировки

  • Наша научная задача – устранить эти искаженные представления и дать научно обоснованные, адаптированные к нашему образу мышления (менталитету) и условиям напряженного функционирования методики.

  • На втором этапе (в очаге экстремальности)

  • Усредненные показатели функции сердечно-сосудистой системы до и после ТМ

  • Состояние сердечно-сосудистой системы в покое у бойцов ОМОН До начала занятий ТМ После окончания 30 сеансов ТМ

  • На третьем этапе (по окончании экстремального функционирования)

  • Результаты оценки эффективности различных методик методом экспертных оценок

  • В. Методики психологической поддержки личного состава

  • Стресс и его профилактика. Тюремная библиотека


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеТюремная библиотека
    АнкорСтресс и его профилактика
    Дата26.04.2023
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSb-04.doc
    ТипКнига
    #1092209
    страница19 из 29
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   29
    Методика поддержания профессиональной чести


    1. Общая часть

    Признавая, что Вы вступили в ряды личного состава МВД, в полной мере осознавая опасность избранной Вами профессии, Вы должны стараться поддерживать престиж своего министерства и моральный дух своего коллектива. Вам, возможно, придется участвовать в очень сложных и опасных для жизни ситуациях, требующих от вас решительности, храбрости, самоотверженности во имя спасения жизни людей, а возможно, и чести Родины, народа и своей – в соответствии не только со служебным, но и гражданским и нравственным долгом.

    В напряженных условиях службы Вы всегда должны помнить, что Ваша святость – в присяге, дух – в народном героизме, совесть – в неподкупном служении Отечеству, честь – в благополучии всех сограждан.

    В экстремальных условиях Вас спасут сознательная дисциплинированность, исполнительность, инициативность, профессиональная солидарность, взаимопомощь, умение поддержать более слабых, смелость и способность к разумному риску.

    2. Упражняющая часть

    Примите удобную позу, сделайте глубокий выдох, расслабьтесь максимально и слушайте мой голос. С каждым днем Вы все больше и больше будете чувствовать свою физическую и моральную силу, так как отныне Вы служите только благородным целям, добру, которые дают непомерную энергетическую силу человеку. Всегда помните, что Ваше «Я» – хозяин умственных привычек и что воля – прямой инструмент «Я». Культивируйте в себе желания и привычки, которые сделают Вас сильным и добрым. Природа любит сильных и добрых людей и всегда помогает им. Теперь Вы всегда сможете побеждать во всех сложных и трудных ситуациях, сможете сохранить хладнокровие и здравомыслие, никогда не оставите в беде своих товарищей, не оставите павшего товарища в руках противника, ни при каких обстоятельствах не причините ущерба своей стране и не уроните престижа своей профессии. Ваша смелость, бесстрашие, уважение к старшему по званию и к своему товарищу, аккуратность и чистоплотность, уход за снаряжением и владение им есть образец для подражания. Если Вам придется участвовать в боевых действиях, Вы всегда одержите победу на поле боя, потому что «смелость города берет», потому что будете сражаться, не жалея сил, во имя защиты чести, целостности и благополучия своей Родины. Теперь сделайте глубокий вдох, несколько задержите дыхание и выдохните медленно и до конца. Повторите это еще три раза.

    3. Заключительная часть

    Вы чувствуете себя физически крепким, здоровым и спокойным, Вы ежедневно с удовольствием будете заниматься физическими тренировками. Они дадут Вам радость и свободу, силу, уверенность в себе. После тренировок или во время их Вы легко научитесь расслаблять различные группы мышц. Расслабление дает отдых и улучшает их питание, выводит токсины (шлаки) из организма. Будь то бег, прыжки в длину или в высоту – Вы все будете делать легко, свободно, красиво и вскоре почувствуете, как постепенно Вас покинет чувство необъяснимой злобы, зависти, раздражительности, желание употребить спиртные напитки или другие стимуляторы и наркотики. Ваша доброжелательность и жизнелюбие будут заражать окружающих и приносить Вам удачу и успех во всех Ваших делах. Сейчас опять сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на высоте вдоха до счета три, затем как можно медленнее выдохните. Максимально расслабьте все группы мышц. Считайте до десяти и обратно и можете вставать. Слушайте и делайте данные дыхательные упражнения ежедневно. Желаем Вам удачи!

    Относительная оценка данной методики проведена методом экспертных оценок совместно с другими методиками. Результаты приведены в табл. 4.

    Таким образом, с помощью саморегулируемого методического подхода (релаксации, концентрации, противострессовых дыхательных и физических упражнений) можно обеспечить гармоничное единство взаимосвязанных способов борьбы со стрессом и в нужный момент предупредить стресс или противодействовать его негативному влиянию даже при острых стрессовых состояниях в очаге эктремальности (на втором этапе).

    Б. Принципы применения медитативных упражнений
    Эти принципы тоже тесно связаны с дыханием. Следует подчеркнуть, что основная цель психорегуляции состоит в радикальной перестройке сознания, открывающей путь к единению с живой природой и космосом. Человек, сознание которого постоянно замутнено заботами, невзгодами, различными пристрастиями, не может приобрести эту духовную связь с окружающей природой. Поэтому сознание должно очищаться от постоянного наплыва беспорядочных мыслей, оно не должно быть перегружено предвзятыми мнениями, представлениями зависти, мести, злыми мыслями, т.е. должно быть «пустым». Эффекта пустоты можно достигнуть благодаря определенной практике сосредоточения (медитации), когда суетные мысли уходят и обретается равновесие, спокойствие, невозмутимость, готовность работать над собой, самосовершенствоваться. Это в свою очередь тоже способствует «разгрузке» и «освобождению сознания» [212].

    При проведении психопрофилактических мероприятий целесообразно использование следующих основных принципов:

    во-первых, то, что медитация в своей основе вначале имеет пассивно-созерцательный характер, но готовится всегда мгновенно сконцентрировать всю энергию, освободить ее в нужный момент в нужном направлении и войти в состояние транса, когда не чувствуется боль, шум и крики уходят в сторону;

    во-вторых, принципа духовности тела, или единства духа и тела, когда физическая активность в свою очередь помогает снимать стрессы, препятствует возникновению психических расстройств;

    в-третьих, сознание должно быть «пустым» и гибким по типу «бамбука» – с бамбука снег спадает из-за собственного веса, в отличие от дуба, который может сломаться под большим количеством снега;

    в-четвертых, овладеть правильной позой, способствующей максимальному расслаблению, и правильным дыханием. Некоординированное дыхание приводит к общему упадку сил, к утрате духовного равновесия. И наоборот, человек, овладевший правильным дыханием, может выдержать многие экстремальные ситуации и снять нервное напряжение. Восстановив правильное дыхание, может достигнуть более высоких состояний сознания.

    На современном научном языке это означает правильно дышать и насыщать организм и мозговые клетки кислородом, что способствует усилению кровоснабжения мозга и его питания. Это в свою очередь способствует улучшению памяти, концентрации внимания, и успокоению мыслей. Мозг, как и любой другой орган, очищается за счет улучшения обмена веществ (насыщения кислородом), и затем наступает момент, именуемый «пустым сознанием», не обремененным скачкообразными мыслями. То есть, просто говоря, – ни о чем не думаешь, голова становится ясной. И разумеется, с ясной головой, не загруженной мыслями, легче перейти в состояние активной медитации (концентрации), позволяющей быстро и точно реагировать на происходящее в экстремальной обстановке, сконцентрировать все внимание и энергию. Как принято говорить в обиходе, «собраться с духом» и направить все в нужное русло. Специальные психотехнические упражнения способствуют ускорению этого вполне научно объяснимого процесса. Правильная поза, дающая возможность максимально расслабиться, способствует улучшению питания мыщц, ускорению доступа к ним кислорода, снятию мышечных «зажимов» и спазмов, образуемых в ситуациях длительного нахождения в экстремальных условиях или просто утомления в условиях напряженной жизни городов.

    Учитывая сказанное, нет оснований для мистификации принципов дзена, йоги и других методов психофизической подготовки, применяемых на Западе и на Востоке. Важно, чтобы эти методики психорегуляции «работали», давая положительный результат. Каждый сотрудник МВД должен иметь возможность выбрать те методы, которые ему ближе, понятней и которые он может адаптировать к своим условиям функционирования; задача ученых помочь им в этом.

    Важно осознать относительность и условность языка описания психорегулятивных методов. Методы аутогенной тренировки, которые были популярны сначала на Западе, а затем и у нас в стране, – не что иное, как психотехнические приемы индийской йоги. При этом хотелось бы избежать прежде всего вытеснения духовно-нравственного содержания сути систем психорегуляции и йоги и, наоборот, подчеркнуть и, если это удастся, культивировать эту сторону. Она перекликается с нравственными идеалами христианской традиции, где нравственное начало связано с жертвенностью личности ради духовного спасения человечества, обращенного в веру Христа.

    В последние годы слова «медитация», «йога», «астрал», «ментальность» стали едва ли не модными, но очень часто искаженно-обывательскими. О многих восточных концепциях развития человека у нас говорят: «Это, конечно, хорошо, но не для нас, у нас, на Руси, своя духовная традиция». Русская духовность не противоречит другим религиозно-философским концепциям, взятым в их высшем синтетическом смысле. Пример семьи Рерихов свидетельствует о несостоятельности таких утверждений. Американский актер Ричард Гир, исповедующий христианство, признает восточные системы психорегуляции лучшими и использует их для ведения здорового образа жизни – снятия и противостояния стрессам.

    Наша научная задача – устранить эти искаженные представления и дать научно обоснованные, адаптированные к нашему образу мышления (менталитету) и условиям напряженного функционирования методики.
    Самым общедоступным и распространенным методом является трансцендентальная медитация (ТМ). Слово «медитация» происходит от латинского «meditor», что значит «размышляю, обдумываю». Хотя между обычным размышлением и медитативным есть отличия, а именно, с одной стороны, сосредоточенность, которая, накапливаясь, приводит к качественно высокому уровню осознания исследуемого предмета, явления, своего «Я» и т.д., а с другой – способствует умению в нужный момент максимально сконцентрировать внимание, «собраться с мыслями», как обычно принято говорить. Этой методикой может легко овладеть и заниматься практически каждый желающий [226, 159]. Она не требует почти никаких предварительных условий, не зависит от образа жизни и политических и религиозных убеждений человека. Данный метод напрямую способствует отдыху мозга, очищает его от непрерывного потока мыслей путем создания пустого сознания и помогает достичь состояния душевного покоя. Для освоения методики необходимо соблюдение трех простых условий: принять удобную, неутомительную сидячую позу, закрыть глаза и выбрать себе так называемую «мантру», т.е. звукосочетание, не несущее смысловой нагрузки. Произнося эти звуки (слова), человек не должен их ассоциировать с какими-то явлениями или предметами. Как обычно, например, при слове «стул» мы представляем конкретные конфигурации для сиденья, а если добавить к этому слову еще два звука – слог «ор», получим «сортул». Во всяком случае, в русском языке у этого слова нет смысловой нагрузки, и, повторяя его, можно начать процесс медитации. Таким образом, «мантры» – это инструмент очищения сознания (мозга). Выбранные бессмысленные слова и звуки лучше произносить на выдохе, как будто выбрасываете из себя ненужные мысли и слова, которые засоряют мозг. В первое время занятий «мантра» может вытесняться мыслями, представлениями, затем снова вспоминаться. Но постепенно, в процессе регулярных занятий, человек достигает такого состояния сознания, когда мантра больше не нужна.

    Исследования Бенсона (цитировано по Э.М. Рутман [182]) показали, что после непродолжительной медитации потребление кислорода снижается на 20%, пульс и дыхание становятся реже, тогда как во время сна такое снижение происходит только через 4–5 часов; то же происходит и с артериальным давлением.

    Чтобы правильно овладеть ТМ, необходимы два вводных занятия, знакомящие с воздействиями и техникой трансцендентальной медитации; короткое собеседование с преподавателем, которое послужит выяснению возможных вопросов и индивидуальному введению в медитацию в форме разовой тренировки. Завершают все это три двухчасовых семинара, дающие основу для понимания и практического применения медитации и перспективу раскрытия сознания.

    Также проста техника концентрирующей медитации. Концентрация – это фокусировка и частично фиксация внимания на каком-либо объекте. Это могут быть слова, звуки, молитвы, геометрические символы или дыхание. Обычно после длительной работы в экстремальных условиях нарушается концентрация внимания. Человек не может ни на чем эффективно сосредоточиться, не способен при чтении уловить смысл прочитанного, долго перечитывает одно и то же, чтобы понять, не в состоянии кого-либо внимательно выслушать.

    Проста и доступна концентрация с помощью дыхания, дарованного нам с рождения. Нужно считать вдохи и выдохи от одного до десяти и обратно. Счет связывается с дыханием так, чтобы вдох приходился на нечетные числа, а выдох – на четные. Эта двойная концентрация на счете и дыхании, с одной стороны, помогает ограничить возникновение отвлекающих мыслей, а с другой – не мешает погрузиться в более глубокие уровни сознания, поскольку не является слишком сложным действием.

    Мусульмане постоянно медитируют во время молитв, так как все молитвы – на арабском языке и смысл их никому, кроме самих арабов, недоступен, эта смысловая недоступность помогает отдохнуть мозгу.

    Бенсон [182] проанализировал традиционные требования к чтению молитвы в разных религиях (правила сосредоточения на молитве, особенности дыхания, оговариваемые в религиозных текстах), а также некоторые поэтические тексты, особым образом воздействующие на слушателей, и пришел к выводу, что механизм их действия на тип мышления и создания такой же, как при трансцендентальной медитации, и это позволяет снять ореол таинственности с ТМ.

    В табл. 9 приведены результаты применения ТМ у 170 бойцов ОМОН, имеется положительная динамика после 30 сеансов ТМ, отличия до начала занятий и после их проведения достоверные, р  0, 001.

    На втором этапе (в очаге экстремальности) очень важно умение самостоятельно применять противострессовые методики, которым обучаются на первом этапе. Кроме таких методик следует командирам воздействовать на психику подчиненных патриотической музыкой и песнями в совместных маршах и походах или во время передышки и отдыха. Маршевая музыка особенно способствует объединению идей и действий, сплочению людей, воодушевлению и подъему духовных сил. Важно поощрять людей, любящих народные или любые мелодичные песни и танцы. Групповые песни и танцы являются народными способами динамической медитации и обладают очень мощным противострессовым отвлекающим действием. Это то, что использовали чеченцы в перерывах между боевыми действиями, – танец «зикр» (он многократно показывался по центральному телевидению, но без соответствующих комментариев). Таким образом, они снимали накапливаемые в процессе боев стрессовые реакции. Ф.Т. Готвальд и В. Ховальд [56] приводят следующее высказывание участника суфи-танца: «Круги танцующих двигались все быстрее, так что в конце концов я видел только мелькание одежд. Я потерял чувство времени. Постепенно я убедился, что мое сознание, хотя я его не утратил, не подвластно целиком моему контролю. Я чувствовал себя беззаботным. Потом у меня появилось ощущение, что я часть этого движущегося целого, что я растворился в чем-то большом». В этом высказывании ощущается, что человек чувствует себя нужным группе и объединенным с ней и все заботы и жизненные тяготы уходят куда-то в сторону.
    Таблица 9

    Усредненные показатели функции сердечно-сосудистой
    системы до и после ТМ



    Состояние сердечно-сосудистой системы в покое у бойцов ОМОН

    До начала занятий ТМ

    После окончания 30 сеансов ТМ

    1. Частота сердечных сокращений

    2. Частота дыхания

    3. Задержка дыхания



    75,00,7

    15,00,4

    50,41,2


    65,00,8

    10,00,6

    75,71,1


    На третьем этапе (по окончании экстремального функционирования) возможно применение всех способов и методов самим сотрудником и психологами и психотерапевтами, а также групповых методов воздействия по типу «психологического дебрифинга» и «дружеской поддержки» командирами и другими инициативными и опытными сотрудниками с развитым чувством эмпатии и сопереживания.

    Кроме того, на втором и третьем этапах важно включение психосоциальных элементов поддержки и защиты сотрудников. Поскольку первый и третий этапы подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях предполагают реальную возможность участия в этом процессе психологов и психотерапевтов, мы более подробно остановимся на возможностях второго этапа, когда сотрудники в очаге экстремальности предоставлены самим себе, в лучшем случае ими управляет командир. В таких ситуациях опытному командиру, обученному на первом этапе некоторым психологическим приемам и методам, целесообразно использовать их по принципу групповой психотерапии [98, 58, 59, 53, 181] во взводе, батальоне и т.д. Каждая психокоррекционная группа должна устанавливать свои неформальные нормы поведения, помогающие установить сотрудничество, сопереживание, сочувствие; исключить соперничество, зависть, «удары в спину» и держание «камня за пазухой».

    Для большинства психокоррекционных групп это означает, что в группе (взводе, батальоне) должны быть высокие уровни самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, искренняя обратная связь между членами группы. Постепенно это становится нормой поведения для данной группы. В группах, ориентированных на взаимодействие, руководитель (командир) должен поощрять заботу о члене группы, имеющем проблемы. Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм.

    В экстремальных условиях функционирования тоже может происходить резкая конфронтация взглядов некоторых членов группы, что может усугубить постстрессовые переживания любого члена группы и ухудшить его общее психосоматическое состояние. Вот как описаны взаимоотношения солдат срочной службы и контрактников в 205-й мотострелковой бригаде, воевавшей в Чечне [184]: «Срочники, воевавшие почти задаром, откровенно враждовали с мужиками, приехавшими подзаработать на войне. 20-летние дембели, повидавшие смерть, считали новичков-контрактников обычными салагами. Ближе к ночи в роте началась попойка. Перепившиеся дембели схватились с «контрабасами» (так называли контрактников). Один из срочников профессионально поставленным ударом согнул пополам дневального. После этого новичка били еще долго и сильно, пока тот не потерял сознание. Утром на построении выяснилось, что во время драки убили парня-контрактника из Подмосковья. Мучившийся с похмелья, как и солдаты, командир роты устало махнул рукой...».

    Солдат-контрактник описывает в дневнике свое пребывание в Чечне следующим образом: «... 03.08.96 г. ... Витька Гром, «контрабас» из нашего взвода, ночью бросился на меня с ножом. Чудом увернулся. А утром он протрезвел, ничего не помнит. Кажется, у него едет крыша: мужик в Чечне с весны 95-го. К обеду Витька снова жестоко напился и пообещал все равно кого-нибудь замочить... Из роты сбежал салажонок из срочников... Скорее всего он сдался чеченцам – это хоть какой-то шанс выжить... Комвзвода по пьяни сказал, что я ему сразу не понравился. Не пальнул бы в спину. Обошлось разбитой мордой. Никогда не думал, что это может быть счастьем – захлебнуться в собственной крови, но остаться живым... Мне отбили почки, моча красная. Лейтенант К. напился с какой-то... и гонял на БТР двух «контрабасов», которых пустил бежать впереди. Иногда палил из автомата поверх голов. Игра называется «Охота на волков». Витька Гром все же замочил «контрабаса» из новеньких. Его увольняют за пьянку. Это счастье».

    Сможет человек быстро и самостоятельно адаптироваться к обычной жизни после таких стрессов? В таких условиях функционирования психологам и психотерапевтам трудно предложить что-то кардинальное с целью спасти души этих молодых людей от гибели, чтобы они не превратились в ходячие трупы. Но ничего не делать – тоже преступно. Необходимо учесть опыт этой войны. Готовить людей заранее к таким или аналогичным по напряженности ситуациям – долг государства и профессиональный долг психологов и психотерапевтов. Поэтому на третьем этапе реабилитации и реадаптации важно спасать этих людей от самоуничтожающих стратегий поведения, которые они могут избрать для себя от безысходности, – путей, ведущих к криминалу, суициду, пьянству и наркомании.

    Наш опыт работы в различных подразделениях МВД показывает, что психолого-психотерапевтическая подготовка имеет свои особенности и многие существующие методики должны быть адаптированы, т.е. применяться с учетом специфики их функционирования.

    В Российской Федерации стала весьма распространенной практика захвата преступниками в качестве заложников невинных людей. А последние события в Буденновске и Первомайске показали всему миру, что возможен крупномасштабный военный терроризм с чудовищным отношением к детям, больным, старикам и беременным женщинам – ни в чем не повинному мирному населению [91].

    Анализ многих ситуаций [76], связанных с захватом заложников, показывает, что они являются, несомненно, экстремальными. Их экстремальность связана в первую очередь с угрозой жизни и здоровью как заложников, так и сотрудников органов внутренних дел, участвующих в специальных операциях по их освобождению. На современном этапе сами сотрудники все чаще становятся заложниками, особенно при крупномасштабных террористических актах политического характера. Об этом свидетельствовали события, происходившие в Чечне, Первомайске и Кизляре.

    П.Б. Ганнушкин отмечал, что реактивные психозы могут развиваться у людей, по тем или иным причинам оказавшихся в условиях социальной изоляции.

    Т. Хейердал [218] отмечает, что «это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются». Последнее в настоящее время называется «тоннельным видением проблемы».

    М.М. Хананишвили [217] на основании большого количества фактов считает, что ограничение поступления личностно-значимой информации является фактором, который вызывает у людей выраженные неврозы.

    При проведении метода экспертных оценок с работниками московских спецподразделений было выявлено, что в этих ситуациях не гуманно психологам и врачам оказывать психотерапевтическую помощь только сотрудникам, оставляя без психологической поддержки людей, взятых в заложники и тоже находящихся в состоянии стресса. Учитывая, что в качестве заложника может оказаться и личный состав МВД, мы разработали методики психологической поддержки заложников.

    О стрессогенных факторах, влияющих на психическое состояние сотрудников, было упомянуто в 1 главе. Для заложников, в свою очередь, тоже имеется ряд факторов, являющихся стрессогенными:

    угроза жизни и здоровью; групповая изоляция, связанная нередко с необходимостью находиться неопределенное время с людьми непривычного круга;

    разлука с близкими людьми, информационный вакуум и др.

    С учетом отмеченных особенностей воздействия был разработан ряд методов психологической защиты заложников и участников специальных операций по их освобождению, которые направлены на ослабление или снятие отрицательных воздействий стрессогенных факторов и одновременно обеспечивают:

    профилактику отрицательных последствий воздействия на психику заложников и участников операций по их освобождению стрессогенных факторов;

    выработку стрессоустойчивости путем мобилизации физиологического и психологического потенциала человека, его собственных внутренних механизмов психологической защиты;

    предупреждение агрессивных реакций со стороны как заложников, так и террористов.

    Предложенные методики психолого-психотерапевтического влияния составлены по принципу простоты, доступности, осуществимости. Хотя имеются и другие отвечающие данным целям воздействия, но требующие особых условий их реализации и более приемлемые для условий планомерной подготовки в спокойной обстановке, нежели для действий в экстремальных ситуациях [195].

    Каждый конкретный случай захвата заложников своеобразен и отличается от других. Тем не менее на основании учета фактов успешного завершения ситуаций с захватом людей террористами, а также с учетом негативного опыта и на основе использования метода экспертных оценок были разработаны некоторые методы психологической защиты и поддержки заложников и сотрудников, которые дадут возможность психологам оказать посильную в каждой конкретной ситуации помощь.

    Поскольку в реальной ситуации применить и оценить методики очень сложно, был проведен опыт методом экспертных оценок (табл. 10). В качестве экспертов анкеты заполнили командиры отряда московского ОМОН и СОБР и рядовые бойцы, имеющие опыт работы не менее 5 лет. Из 45 человек 27 участвовали в чеченской войне (из числа последних – 5 человек медиков и психологов). Полученные результаты представлены в табл. 4, вариант анкетного опроса – в приложении 3.
    Таблица 10

    Результаты оценки эффективности различных методик методом экспертных оценок




    п/п

    Названия методик психологической поддержки личного состава МВД и заложников (соответственно I и II)

    Среднее арифметическое выведенных оценок
    по 5-балльной системе


    I

    1
    2

    3
    4

    Методика поддержания профессиональной чести сотрудников

    Методика высвобождения гнева

    Экспресс-метод моделирования поведения группы захвата и террористов

    Методика повышения боевого духа


    4,8

    5,0

    4,3

    4,9

    II

    1

    2
    3
    4
    5

    Метод перекрестной информации

    Метод мобилизационной поддержки друг друга в группе

    Метод музыкально-литературного воздействия на психику заложников

    Методика ведения дневника или записной книжки

    Метод игровой деятельности

    4,1


    4,3


    4,5


    4,3

    5,0


    Далее приводятся тексты методик, разработанных для психологической поддержки личного состава и заложников.

    В. Методики психологической поддержки личного состава

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   29


    написать администратору сайта