Главная страница

Стресс и его профилактика. Тюремная библиотека


Скачать 1.93 Mb.
НазваниеТюремная библиотека
АнкорСтресс и его профилактика
Дата26.04.2023
Размер1.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSb-04.doc
ТипКнига
#1092209
страница18 из 29
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29

В широком смысле в США под психологическими операциями понимается спланированное использование средств, форм и методов распространения информации для оказания определенного воздействия на установки и поведение человека. Такие операции по своей сути являются социально-психологическими и состоят из политических, военных и идеологических методов, цель которых – изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных людей в желательном направлении. Они проводятся в русле государственной политики национальной безопасности, а их военная сторона координируется с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.

В узком смысле психологические операции применяются вооруженными силами США и других стран для деморализации и дезориентации противника. В этом случае они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий и одновременно психологическая стрессоустойчивость военнослужащих.

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 году благодаря психологическим операциям 70 тыс. иракских военнопленных сдались в плен. Силами и средствами психологических операций среди военнослужащих и населения Ирака было распространено более 29 млн листовок, 70% опрошенных военнопленных подтвердили, что именно они повлияли на их решение сдаться в плен. Военнопленные, регулярно слушавшие «Голос Залива» – передачи, подготовленные специалистами-психологами вооруженных сил США, отмечали, что их влияние на моральный дух иракских солдат было настолько серьезным, что им даже запрещали при себе иметь радиоприемники [122].

По итогам войны в Чечне можно сказать кратко, что практически целенаправленных психологических операций, видимо, не было подготовлено и проведено. Наоборот, были такие моменты, которые могли только деморализовать наших солдат и офицеров. Прошел по всем телеканалам без комментариев и разъяснений эпизод взятия новосибирских милиционеров боевиками. Этот эпизод породил много слухов и домыслов, нелицеприятных для личного состава МВД. Они лишь выполняли приказ «не стрелять». И приказ, и поведение новосибирских милиционеров были единственно верными на тот момент. «Это была патовая ситуация: у блокпоста образовалась огромная толпа безоружных людей – заложников, жителей Первомайского, столпившихся вокруг автобусов. Перестрелка между боевиками, милицией и высадившимися в нескольких метрах с вертолетов десантниками превратила бы эту толпу в кровавое месиво за считанные минуты. По существу, новосибирцы спасли собой в тот миг сотни жителей. И негодяй тот, кто посмеет бросить в них камень», – твердили нам повсеместно в Дагестане» [91]. Но психологически – камень был брошен. Боевики вели свои комментарии на радиоволнах. Наши средства массовой информации так и не дошли в то время до истины, «федералы» выглядели в глазах большинства населения как «непрофессионалы» или «трусы». И этот факт психологически очень сильно повлиял на наших сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.

Анализ современной военной литературы и опыта чеченской войны позволяет заключить, что для обеспечения социально-психологической защищенности и выживаемости личный состав МВД необходимо подготовить к современным методам устойчивости к воздействию средств поражения с помощью новейшего технического оснащения.

В настоящее время на Западе и частично у нас имеется много активных и пассивных средств противодействия системам обнаружения и поражения: малогабаритные индивидуальные компьютеры, приборы связи и опознавания «свой – чужой»; комплекс чувствительных датчиков (оптических, акустических, тепловых), усиливающих и расширяющих возможности человека по контролю за обстановкой;

управляемые дистанционно робототехнические средства, всесторонне обеспечивающие решение задач радиационной, химической, биологической и инженерной защиты; устройства идентификации целей, обнаружения мин.

Понятно, что чувство технической защищенности повышает чувство уверенности в себе и способствует повышению стрессоустойчивости и боевого духа.

В настоящее время социально-психологический уровень трансформации стрессов наблюдается уже не в одном человеке, а в группе, организации, коллективе – в массе людей. Например, во время событий в Первомайске и Кизляре, где терроризм имел характер массового социально-политического явления, в кровавый стрессогенный процесс было вовлечено огромное количество людей (таковыми в любую минуту могут оказаться и все учащающиеся межнациональные конфликты). Почти сутки продолжался кошмар для многих сотен мирных жителей небольшого дагестанского города Кизляр. Дагестан был вздыблен эмоциями, население было оскорблено бандитским нападением соседей, правомерно считая его ударом в спину. В ходе этих операций в Кизляре и Первомайске погибли 10 сотрудников МВД Дагестана [91].

Таким образом, актуальность правовой и социально-психологической защищенности личного состава бесспорна и по своей сути она должна представлять собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом сотрудников и их реальным социальным положением в обществе. Решение этой проблемы возможно посредством организации государственной системы социально-правовой и психологической защиты и обороны. Она должна быть нацелена на достижение такого состояния, когда будет всесторонне и надежно гарантировано высокое социально-правовое положение сотрудников в структуре общества и обеспечена унифицированная система правовой и психопрофилактической защиты.

Резюмируя сказанное, следует заключить, что необходимо в дальнейшем для повышения стрессоустойчивости сотрудников более детально разработать и утвердить федеральный закон о социально-правовой и психологической защите личного состава, в котором должны быть законодательно закреплены:

социально-правовые гарантии (право восстановления здоровья, компенсации морально-психологических потерь в случаях получения увечий, защита в конфликтных ситуациях, защита интересов престарелых и одиноких родителей и семьи, страхование жизни, здоровья, имущества);

социально-психологические пути обеспечения выживаемости и стрессоустойчивости в экстремальных условиях (обеспечение соответствующими современным требованиям технической культуры экипировкой, средствами технической защиты от повреждающего влияния стрессогенных факторов; медицинской защиты – необходимые вакцины, сыворотки, медикаменты, сбалансированное питание);

право на практическую помощь юриста, адвоката, психолога и психотерапевта.

2. Духовно-психологические методы психопрофилактики
и повышения стрессоустойчивости

В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит в таком преодолении тревоги и страха смерти, которые позволяли бы воину действовать с максимальной эффективностью. Люди давно научились естественный биологический страх смерти вытеснять сильными социальными, нравственными чувствами. Среди них чувство долга, чести, любви к Родине. Вспомним подвиг горстки спартанцев, героически защищавших от персидских полчищ вход в Фермопильское ущелье, или чудеса стойкости защитников нашего Отечества, которые без колебания отдавали жизнь «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина» и т.д. За подобными примерами лежат определенные методы психорегуляции и психотехнические приемы, их механизмы приводятся в действие самыми разными пружинами [212, 65].

В одних случаях страх смерти преодолевается за счет волевого сверхусилия во имя личной славы и жажды подвига (европейские рыцари), в других – во имя высшего патриотического долга (массовый героизм русских воинов в Куликовской битве, в Бородинском сражении, советских солдат в годы Великой Отечественной войны). Наиболее ярким примером может послужить участие в Куликовской битве двух духовных лиц из охраны Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на решающий бой. Первый из них начал битву без какого-либо защитного снаряжения, но не уступил первенство татарскому богатырю, второй прошел через кровавую сечу и стал свидетелем великой победы русских. Обучение монахов ратному делу, искусству рукопашного боя еще долго составляло традицию русской православной церкви. Огромное значение имела вера в лучшую (загробную или будущую) жизнь. Она приобретала своеобразную окраску у языческих народов (скандинавских викингов, древних германцев, славян), у христиан и мусульман.

Героев нашей гражданской войны особенно воодушевляла вера в светлое коммунистическое будущее. Вообще непоколебимая вера в светлые идеалы помогала людям всходить на костры инквизиции, проходить через ад концентрационных лагерей, демонстрировать чудеса воинской доблести. В некоторых случаях страх смерти могло заслонить отчаяние смертников.

Древние китайцы сражались особенно яростно, оказавшись «в местности смерти», из которой уже не было выхода. Конечно, на действие тех или иных механизмов психорегуляции существенное влияние оказывали культурные и национальные факторы. Своеобразные психотехнические приемы, позволяющие в том числе преодолевать страх смерти, укоренились на русской почве. Отлитые в выражения «авось», «была – не была», «двум смертям не бывать – одной не миновать», они отражают распространенные установки сознания народа. Показательно, что русские витязи и былинные богатыри, воплощающие национальные идеалы, безбоязненно идут навстречу смерти. Они выбирают дорогу, где «убиту быть», и всегда выходят победителями.

Известны и другие способы вытеснения страха смерти, являющиеся плодами как высокого разума, так и самых низменных, корыстных инстинктов. Существует, например, чисто интеллектуальный (философский) способ решения проблемы, который выражен в афоризме: «Если мы есть – смерти нет, если смерть есть – нас нет» [212].

Однако известны случаи, когда страх смерти преодолевается неуемной жаждой наживы. Вспомним хотя бы расхитителей чеченской нефти, ставших вечными пленниками этой войны, и особую категорию солдат-наемников, готовых служить тому, кто больше платит. К множеству других пружин, приводящих в действие механизмы психорегуляции, можно добавить и те, которые не ограничиваются использованием внутренних ресурсов психики, а связаны с применением разного рода искусственных препаратов, галлюциногенов и допингов. Некоторые скандинавские народности употребляли для поднятия духа настойку из мухоморов.

Однако самыми надежными методами, которые не дают таких отрицательных последствий, как при употреблении алкоголя и наркотиков, в реальной практике могут быть те или иные факторы психорегуляции, вербального (воздействие словом) и психофизического характера, хотя многие из них совмещаются. Важно другое. В основе названных и им подобных психорегулятивных установок сознания, методов, средств, приемов лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной мотивационной деятельности сознания. Она выстраивает «стратегию» психорегуляции по двум линиям:

либо на непреодолимой воле к жизни (которая оказывается выше чисто биологического инстинкта самосохранения);

либо на презрении к смерти.

Обе построены на тактике «борьбы», а не «бегства». Однако одна лишь интеллектуальная пружина еще не дает безусловной гарантии сохранения столь необходимого для воина психологического равновесия. Более того, экстремальная природа действий личного состава требует мгновенных бессознательных реакций, сметающих барьеры интеллектуальной рефлексии. Поэтому установки сознания должны получать очень прочное подкрепление в механизмах спонтанного «бессознательного» поведения, которое бы обеспечивало максимальную эффективность целенаправленных действий в экстремальных условиях.

Именно эта сторона психорегуляции в восточных боевых искусствах хорошо освоена и привлекла нас для формулировки концепции духовно-психологической подготовки личного состава ОВД и ВВ.

Сотрудникам МВД, действующим в основном в экстремальных условиях, необходимо освоить не только технику боевых искусств, но и их универсальные принципы и основу, которая построена как на природных законах, так и на знании человеческой психики. Суть боя не в использовании приемов борьбы, а в умении сохранить ясное мышление и сознание, быстро и точно сориентироваться в применении современного бесшумного оружия или нейлоновой удавки и в любой неожиданной ситуации чувствовать себя физически крепким и уверенным человеком, не имея кевларового бронежилета. Это сила и выносливость, ловкость и быстрота реакций, смелость и находчивость. Это высокий боевой дух, позволяющий сохранять хладнокровие в условиях смертельной опасности. Это также умение восстанавливаться после боя без допингов.

Кардинальное переосмысление боевых искусств как одного из путей духовного совершенствования человека. Именно такой подход открыл нашим современникам уникальность и культурную целостность традиций воинских искусств. Во многих видах борьбы коренным образом переосмысливалась боевая практика как особый путь духовно-нравственного совершенствования человека через систему средств гармонизации внутренней психической жизни, всей его жизнедеятельности в природе и в обществе. Таким путем боевые искусства превратились в путь самопознания и постижения высшего закона мироздания, чем и сняли противоречие между миролюбивым настроем и насильственной природой любых военных действий [212].

Существует принципиальное различие между состоянием сознания чиновника, удобно расположившегося в кресле, и состоянием сознания сотрудника ОМОН или спецназа ВВ во время проведения специальной операции по освобождению заложников или других операций, связанных с риском для жизни. Последние балансируют на грани жизни и смерти и поэтому должны уметь мобилизовать все ресурсы человеческих возможностей.

В экстремальных ситуациях даже слабая женщина, спасая своего ребенка, может поднять автомобиль. В условиях регулярной практики «медитации» подобные необычные достижения могли стать делом более привычным. К примеру, широко известный в единоборствах тест – разбивание твердых предметов – не является испытанием лишь физической силы и техники. Это в равной степени и тест духовный, так как нужно достичь состояния транса, в котором не чувствуется боль. Данный тест – одна из форм активной кратковременной медитации, способствующей мгновенной концентрации всей энергии и высвобождения ее в нужный момент.

Однако для этого нужны длительные тренировки, духовные и физические, и, конечно, непосредственное поднятие духа перед выходом сотрудников на ответственные и сложные операции.

Изучение патогенетических механизмов развития стресса и ПТСР, анализ множества существующей литературы о разных учениях (даосизм, буддизм, индуизм), включая школы «здорового образа жизни» (у-шу, карате, айкидо, дзюдо) и йоги [41, 74, 75, 169], по развитию духовности [41, 43, 72, 148, 162, 213, 222, 223] позволили нам прийти к заключению, что наилучшим путем достижения эффекта в борьбе со стрессовыми нарушениями личного состава МВД является использование психорегулятивных принципов в создании адаптированных к нашему образу мышления (менталитету) и жизни методик.

Данный анализ литературы позволил нам выделить два этапа в ходе расслабления или медитации.

Первый этап – расслабление, пониженная чувствительность к внешним объектам, отрешенность от них, а также от внутренних второстепенных переживаний. Умение отрешиться от постороннего – условие, без которого нельзя достигнуть состояния транса. Но расслабление полностью нельзя ощутить без предварительного напряжения. Напряжение должно достигнуть максимума, и тогда расслабление наступит само по себе. Далее нужно просто созерцать и наблюдать нисходящее на вас расслабление, вы не думаете ни о чем, вы только чувствуете, как расслабляются множество частей организма. Имеется комплекс упражнений, нацеленных на цикл «напряжение – расслабление» [181]. Наиболее гармоничный путь, когда ум и тело направлены на одну цель – достигнуть «пустого сознания», очищения мозга. Если одновременно равномерно и глубоко дышать, то происходит освобождение от подавленных эмоций, одновременно с продуктами распада и углекислотой. При регулярных занятиях наступает следующий этап.

Второй этап – просветление, озарение, прозрение, экстаз, который можно назвать более понятно – этапом здравомыслия. На этом этапе наступают основные эффекты медитативных упражнений:

1) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, улучшение памяти, внимания;

2) увеличение глубины восприятия окружающей действительности и отдельных явлений, развитие аналитических способностей, дедуктивного и индуктивного мышления;

3) общее оздоровление организма, профилактика функциональных расстройств, повышение выносливости организма, проявление высоких сенсорных способностей;

4) изменение генеральной линии поведения человека в сторону большей духовности. В мотивации деятельности начинают проявляться высшие ценности – бескорыстие, доброта, доброжелательность и любовь к людям. Многие могут достигнуть такого уровня развития сознания, когда христианская заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» становится вполне достижимой и реальной. В некоторых концепциях этот уровень сознания называется «космическим» и указывает на тесную связь человека с окружающим его мирозданием.

Вышеуказанных эффектов можно достигнуть различными техниками медитации, описанными в литературе [159, 74].

При разработке и конструкции методик мы искали такие моменты, которые помогли бы личному составу МВД при функционировании в экстремальных условиях преодолеть страх смерти и выполнять свой долг в состоянии психофизического равновесия.

Л.А. Китаев-Смык считает, что возможны пути к профессиональному бесстрашию:

через становление и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в критической обстановке;

через веру в собственную неуязвимость; через постепенное (за первые 2–3 года работы) замещение состояния тревожности напряженностью внимания;

через культивирование приятных переживаний риска, постепенно вытесняющих чувство тревожности, сильного страха.

В подтверждение он приводит следующий пример: Бывший военный разведчик А., отличавшийся, по мнению его коллег, «абсолютным бесстрашием», рассказал, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он стал бояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что я когда-нибудь буду обязательно разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах свою смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности» [92].

Но порой встречаются трудные и сложные ситуации, как, например, следующая, которая случилась на чеченской войне. В начале войны в самый разгар боев в расположении штаба боевиков в пригороде Грозного появилась пара – муж с женой, которые решили искать сына вместе. Они показывали фотографии, писали на клочке бумаги фамилию и отдавали его командиру чеченцев. Когда они, немного отдохнув, пошли дальше, командир, глядя уходящей паре вслед с каменным лицом, сказал:

«Вот эти... Муж с женой. Мы же расстреляли их сына. Троих пленных тогда взяли. Все говорили: я не виноват, я в вас не стрелял никогда, срочник, куда от приказа денешься. А этот начал рубаху на себе рвать: я вас, гадов, ненавижу, убивал и буду убивать. И в билете у него – «снайпер». Ну, куда его? Расстреляли. Молчал бы – ничего бы не было... Вон там, под тем деревом его похоронили. А им я как про это скажу? Я не могу...»

В данном случае трудно судить, кто из этих ребят поступил правильно (и вправе ли мы это делать?). Но тот, который погиб, знал, что его убьют. Но он не побоялся смерти. Судя по его словам, он был готов принять смерть сознательно, мотивированно. Солдат войну не выбирает. Он выполняет присягу и приказы командира и, если нужно, с честью умирает за них.

Много было героев среди сотрудников МВД на чеченской войне. О подразделении, которое носит русское имя «Витязь», пишут газеты и журналы. Солдаты и офицеры этого отряда внутренних войск побывали в тревожной Фергане, горящей Абхазии, в Цхинвали и Владикавказе, в Грозном. Но не каждый солдат этого подразделения имеет право носить краповый берет, который является грозой преступников. Его надо заслужить высокой профессиональной выучкой, умением хладнокровно действовать в экстремальной ситуации.

В Грозном заместитель командира этого отряда был тяжело ранен. Когда командир отряда встретился с ним в московском госпитале, тот к тому времени уже перенес несколько операций и оставался в тяжелом состоянии, но, прощаясь, тихо сказал: «Я выживу, Саша, обязательно выживу. Несмотря ни на что. Как тот январский тюльпан, помнишь, в овраге под Первомайском?» Командир помнил, как тогда ему заместитель сказал: «Смотри, командир, на дворе январь, а тюльпан уже выбросил стрелку, вот-вот распустится» [91, 111–114].

Разрабатывая методику, направленную на формирование установки, на обретение душевного равновесия, гармонии, необходимо было научить личный состав развивать в себе «здоровое» чувство самосохранения, мобилизующее, заставляющее быть предельно собранным, а «паническое», нездоровое чувство страха удалить. Кроме того, развить подсознательно существующее в каждом человеке неприятие смерти. Внушение, что «я» проходит испытание воздухом, водой, огнем, пулей и выходит невредимым, мобилизует скрытые ресурсы организма.

Участие сотрудников специальных подразделений МВД в ЧС является для них ситуацией стресса [166–168]. Поэтому группы, участвующие в процессе захвата и обезвреживания террористов или других преступников, нуждаются в создании вокруг них атмосферы сочувствия и поддержки. Одни участники в период внутреннего беспокойства, растерянности или страха очень хотят ощутить сочувствие, теплоту, но испытывают большие трудности в высказывании подобных просьб, другие стесняются и отвергают поддержку со стороны (в данном случае имеется в виду поддержка со стороны других членов группы или руководителя).

Со временем с помощью опытного руководителя (каким являлся командир «Витязя» в Чечне) или психолога группа может стать способной, обеспечить своего члена положительной обратной связью как самостоятельно, так и с помощью руководителя, но такая связь появляется в процессе накопления опыта участия в ЧС или учениях.

Общая биоэнергетическая модель предполагает, что чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводя к образованию так называемой «мышечной брони» [181]. В свою очередь, «мышечная броня» мешает течению биоэнергетических процессов в организме и способствует энергетическому распаду и изменениям как в физическом плане, так и психическом. Поэтому очень актуально снятие «зажимов» и «мышечной брони» путем релаксации, которую можно провести перед выполнением различных специальных операций.

Разработанная нами методика повышения боевого духа сотрудников МВД состоит из двух частей.

Первая часть направлена на проведение цикла «напряжение – расслабление».

Методика повышения боевого духа личного состава.
Первая часть

Необходимое время: от 10–15 до 30 минут.

Материалы: записи с текстом тренинга релаксации на магнитофоне. Если записи не используются и нет психолога, то руководитель группы или командир должен обучиться тренингу релаксации.

Техника: сядьте в кресло, расслабьтесь, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Глаза закройте. Два или три раза медленно и глубоко вдохните, обращая внимание на прохождение воздуха в легкие до диафрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5–10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает, а его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15–20 секунд снова сожмите руку в кулак, 5–10 секунд изучайте напряжение, затем расслабьте руку. Почувствуйте расслабленность и тепло. Через 15–20 секунд повторите процедуру с левой рукой. Обязательно сосредоточивайтесь только на группах мышц, которые напрягаете, и расслабляете и старайтесь в это время не напрягать остальные мышцы.

Отведите время для проведения тех же циклов «напряжение – расслабление» для разных частей тела, чтобы расслабить соответствующие группы мышц:

руки, сгибая каждую для напряжения бицепсов;

руки, выпрямляя каждую для напряжения трицепсов;

плечи, сгорбив их;

шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь;

рот, открывая его как можно шире;

язык, прижимая его к небу;

глаза, зажмуривая их;

лоб, как можно выше поджимая брови;

спину, прогибая ее и выпячивая грудь вперед (будьте осторожны, если у Вас есть проблемы со спиной);

ягодицы, сокращая мышцы;

живот, втягивая его к позвоночнику;

бедра, вытягивая ноги и приподнимая их несколько над полом;

икры, прижимая пальцы ног к верху ботинок.

Завершите упражнение, сделав 2-3 глубоких вдоха и почувствовав, как расслабленность «течет» по Вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Одну или две минуты (если позволяет время, то и больше) можно посидеть или полежать, полностью расслабившись, закрыв глаза.

Когда почувствуете себя готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим и бодрым.

Цикл «напряжение – расслабление» можно отрабатывать ежедневно. Те сотрудники, которые занимались самостоятельно дома, в общежитии или на работе, могут ускорить процедуру и научиться расслаблять мышцы без предварительного напряжения. Технику данной релаксации можно выполнять лежа, сидя, частично стоя или в позе «кучера». Без предварительного напряжения техника может занять от 5 до 10 минут, и при этом достигаются те же результаты за счет того, что расслабление снимает «зажимы» и улучшает приток крови к различным частям тела. Следовательно, улучшается энергетический обмен, происходит раскрепощение тела, включение его в жизнь.

Вторая часть методики направлена непосредственно на повышение боевого духа.

Известно, что слова «духовность» и «душа» образованы от слова «дух». В свое время определение этих понятий дали Декарт, Спиноза, Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Согласно их учениям и современным представлениям [240, 213]

дух человека – это его внутреннее «я», его «эго»;

душа человека – совокупность его «я» с умом, включающим в себя сознание и подсознание; мышление и психические способности человека;

духовность человека – наличие в нем возвышенных чувств, желаний, стремлений делать добро, любить людей, альтруизм, порядочность в совокупности с высокой культурой отношения к людям вне зависимости от их этнической и классовой принадлежности.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (1993) сказано: «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Чем выше духовность людей, тем благополучнее общество, в котором они живут. В таком обществе нет места злобе, зависти, ненависти по отношению друг к другу. Во второй части методики также дается небольшая нравственная установка, связанная с ценностью душевного покоя родных и близких. Этот психотехнический прием связан уже с мыслью не о себе, а о близких людях, с семейно-культурологической предпосылкой, имеющей определяющее значение в традиционной жизнеспособности человека. Несмотря на простоту, по своей психологической структуре вторая часть методики обращена к тонким биосоциальным механизмам самосохранения. В каждом человеке генетически существует иллюзия собственного бессмертия. Возможно, она делает человека в жизни оптимистом и поддерживает в нем стремление к самосовершенствованию и целеустремленность. Особенно хорошо эта иллюзия поддерживается в молодом возрасте.

Единственным препятствием для быстрого освоения методики является необходимость предварительного обучения умению расслабиться (релаксировать). После этого любой сотрудник ОВД может освоить ее самостоятельно. Регулярные занятия постепенно приводят к радикальной перестройке сознания, открывающей путь к обретению уравновешенности, уверенности в себе, смелости, бесстрашия, единения со своей природой и окружением.

Вторая часть
Необходимое время: 15–20 минут.

Материалы: место для удобного сидения или лежания.

Техника: Принимаете удобную для Вас позу (закрываете глаза) и пытаетесь представить себя мертвым, т.е. пытаетесь составить умственную концепцию о себе как о мертвом. И хотя это кажется на первый взгляд просто, полностью осуществить это невозможно, так как Ваше «эго» отказывается принять подобную мысль. Можно представить себя в бессознательном состоянии, уснувшим, раненым, заболевшим, но не мертвым. Даже если Вы участвовали в боевых действиях или в других чрезвычайных обстоятельствах и теряли друзей и близких, все равно Ваше «я» не приемлет концепции о собственной смерти. На этой генетически заложенной в человеке жизнеспособности и жизнелюбии будет основываться Ваше самовнушение. Теперь представьте себя окруженным блестящей металлической оболочкой, как панцирем или оболочкой из кевлара. Теперь у вас двойная защита: Ваше «я» и металлический панцирь или кевлар на всем теле, на голове, на руках и ногах. Теперь представьте свое «я», проходящим испытание огнем, водой, стрелой, пулей и вышедшим невредимым; помните, ни стихия, ни люди не могут воздействовать ни на Вашу физическую оболочку, ни на Ваше «я». Такое мысленное упражнение дает постоянное ощущение уверенности в себе, силы, смелости. Вы представите, что ваше «я» побеждает стихию. При этом повторяете: «Мое «я» вечно и не может быть уничтожено ничем». Представьте себя непобедимым, абсолютно защищенным со всех сторон, недоступным злу и другим вредным влияниям. Так Вы постепенно, в процессе частых упражнений, приобретаете мощь, силу, уверенность и спокойствие, равновесие, способность без страха смотреть в лицо смерти и другим надвигающимся событиям, подняться над неприятностями и преодолевать их беспрепятственно. При этом представляете, сколько счастья и гордости испытают от этого Ваши близкие и те, которых Вы спасете или оградите от несчастий. Вы можете стать героем, Вами будут восхищаться все. Вы настоящий защитник Родины. Теперь считайте до 10 и обратно и откройте глаза.

Вначале мы апробировали данную методику на московском подразделении ОМОН, прошедшем Чечню. После каждого проведенного сеанса проводилась беседа с каждым членом группы, и в результате удалось выявить несколько групп, по-разному реагирующих на проведенное внушение. На предложение представить себя мертвым все реагировали абсолютно спокойно, хотя ни один из бойцов не смог себя представить мертвым.

Но представить себя в оболочке на первых сеансах смогли не все одинаково: 75% – охотно представляли себя окруженными блестящим панцирем и кевларовой оболочкой, 7% – представляли себя только в форме, 8% – сказали, что для них не важно, в чем они находятся, они могут в любой ситуации представить себя непробиваемым ничем, без всякой защиты и в любой момент готовы «еще отправиться в Чечню и куда угодно».

Некоторые из тех, кто представлял себя только в форме, говорили, что в форменном обмундировании они чувствуют себя более мобильными. Один из них отметил, что как только он себя пытается представить в оболочке, чувствует давление и тяжесть в груди. Затем в процессе углубленной беседы удалось выяснить, что во время участия в одной из специальных операций в него попала пуля. Тогда он был в тяжелом бронежилете весом 32 кг и «чуть не задохнулся; к счастью, командир был опытный, ударил меня и помог выдохнуть; грудь распухла, посинела и долго болела».

Необходимо отметить, что данную методику внушения в первое время до полного освоения должен проводить психолог или психотерапевт. Затем освоивший может заниматься самостоятельно, противопоказаний, кроме нежелания самого человека, нет (в таких случаях психолог должен подобрать другие методики или выяснить причину неприятия и устранить).

В течение 1994–1996 гг. мы обследовали группу сотрудников ОВД, участвовавших в боевых операциях в Чечне. Всего было 99 человек в возрасте от 21 года до 30 лет, с которыми проводились занятия релаксационного тренинга из 2 частей: предварительного расслабления в течение 10–15 минут; затем внушения в бодрствующем состоянии.

Показатели функционального психофизического состояния (уровень тревоги по Спилбергеру–Ханину, интенсивность внимания, объем памяти, эмоциональная устойчивость состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы в покое) определялись до начала занятий после 2,5 и 5 месяцев, проведенных ежедневных 30-минутных занятий. После 2,5 месяцев наметилась тенденция к повышению эффективности занятий. Значение показателей (в сторону улучшения) статистически значимо (p< 0, 05), отличалось при сравнении результатов до начала занятий и через 5 месяцев. Результаты приведены в табл. 8.

Затем 55 человек из этой группы по собственному желанию были отправлены в Чечню, когда там была очень сложная оперативная обстановка. Эта группа бойцов участвовала там, в боевых операциях с применением боевой техники в течение 45 дней, вернулась без человеческих потерь, только три человека получили легкие осколочные ранения. Вышеуказанные показатели психофизического состояния держались на уровне нормы (как до начала занятий), был выше нормы уровень реактивной тревожности по Спилбергеру–Ханину у 56% бойцов, который через 2 недели отдыха пришел в норму.

Таким образом, улучшение психофизического состояния сотрудников ОВД после проведенных занятий позволяет сделать вывод об улучшении адаптационного резерва, способного преодолеть страх смерти, повышении общей стрессоустойчивости организма, а следовательно, создании предпосылок для поднятия боевого духа сотрудников при функционировании в экстремальных условиях.

По мнению В.А.Пономаренко [163], сегодня армия снижает боеготовность, теряет квалификацию. Но самое главное – что профессионализм напрямую связан с боевым духом. Армия без него – источник цинизма и нравственного растления. Русские религиозные философы предупреждали: если в армии прекращается воспитательная работа, мышление становится милитаризованным, все кончается духовным оскудением и деспотизмом. Автор считает, что боевой патриотический дух есть не проявление милитаризованного мышления, а нравственный клич «не убий» [163].


Таблица 8

Оценка усредненных психофизиологических показателей сотрудников МВД в процессе проведения психорелаксационных занятий по методике повышения боевого духа




Психофизиологичес-кие показатели

1 этап
(до проведения)

2 этап
(после
2,5 мес.)

3 этап
(после
5 мес.)

1


2


3

4


5

а)

б)

в)

Высокий
уровень тревожности по Спилбергеру
в %

Интенсивность
внимания: количество просмотренных букв

Объем кратковременной памяти

Эмоциональная устойчивость (кожно-гальваническая реакция)

Состояние сердечно-сосуд. и дыхательной систем:

ЧСС* в покое;

ЧД** в покое;

ЗД*** в покое


351,8
670,421,2

6,71,2
29,03,3

73,41,2

14,00,4

54,41,9



271,6
690,021,3

6,81,2
19,22,2

70,21,2

11,60,6

68,42,4


182,0
750,023,9

7,41,3
15,72,3

67,31,3

8,00,3

76,93,1


Примечание:

* ЧСС – частота сердечных сокращений;

** ЧД – частота дыхания;

*** ЗД – задержка дыхания.
Нарушение духовного и физического равновесия лиц, функционирующих в экстремальных условиях без определенной целенаправленной профилактики этих состояний, может плохо сказаться на результатах деятельности различных спец-подразделений ОВД и ВВ.

В процессе проведения исследований, изучая патогенез стресса, мы пришли к выводу, что, пожалуй, самым действенным в механизме повышения психологической устойчивости к стрессам является духовно-психологическое воздействие на мотивы и сознание сотрудников.

Таким образом, необходимость создания благоприятных условий для реализации и развития духовного потенциала сотрудников МВД не вызывает сомнения. И безусловно, требуется разработка законодательного обоснования целенаправленной подготовки личного состава МВД к действиям в экстремальных условиях.

3. Основные принципы и методы психокоррекции состояний
психической дезадаптации, соответствующие профессиональным особенностям служб и направленные на обеспечение
безопасности жизнедеятельности

А. Принципы регуляции дыхания и применения дыхательных упражнений для снятия стрессового напряжения
В «постоперационных состояниях» [167–169], если даже они протекали кратковременно, для личного состава всегда характерны изменения в виде сильной усталости, разбитости, снижения работоспособности, потери сна, головных болей, повышенной раздражительности, агрессивности т.е. признаки астенического синдрома, характеризующие состояние истощения адаптационной энергии. Поэтому стратегия и тактика медиков и психологов всегда должна быть направлена на оказание неотложной и плановой помощи.

При физическом напряжении или в стрессовой ситуации дыхание становится затрудненным и тяжелым. При сильном испуге, напряженном ожидании оно может невольно задерживаться, когда напряжение и испуг проходят, оно становится спокойным и равномерным. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения как мышечного, так и психического. Поэтому ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом наряду с релаксацией и концентрацией. При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать принципы постепенности и систематичности, отрабатывать их в определенной последовательности. Осваивать регулируемое дыхание желательно не в острой стрессовой ситуации, а в спокойном состоянии.

Дыхательные упражнения лучше выполнять в таком состоянии, когда позвоночник находится в свободном прямом положении (сидя или лежа), что дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Если спина прямая, то дыхательные мышцы груди и диафрагма могут функционировать легко и непринужденно. Диафрагмальное дыхание способствует расслаблению и выпрямлению тела. При этом очень важно держать прямо голову и шею, последняя ни в коем случае не должна быть напряжена. Во время выполнения дыхательных упражнений шея должна быть релаксирована. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно начинать дыхательные упражнения в свободном дыхании, постоянно контролируя его. Такой способ дыхания постепенно можно довести до автоматизма, чтобы он стал для вашего организма естественным [41, 74, 75, 200 и др.].

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие принципы и технику выполнения дыхательных упражнений:

1. Руки свободно положить на колени, если сидите, или вдоль туловища, если лежите. Лучше закрыть глаза, чтобы визуальная информация не мешала сосредоточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании и дышите через нос, слегка сомкнув губы.

2. Для начала в течение нескольких минут просто контролируйте дыхание. Оно должно быть легким, свободным, незаметным (нешумным), вдыхаемый воздух должен быть более холодным, чем выдыхаемый. Дыхание должно быть спокойное и ритмичное. Во время вдоха и выдоха не должны заметно включаться в работу вспомогательные дыхательные мышцы – особенно при вдохе не должны расправляться плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад.

3. Постоянно контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленно вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2-3 минуты. Очень важно при этом соблюдать правильный ритм.

4. Сосчитав до шести, сделайте вдох. При таком медленном вдохе грудная клетка расширяется, затем на высоте вдоха задержите дыхание на три счета, не дольше и выполняйте медленный выдох, снова считая до шести. После выдоха снова задержите дыхание на три счета, не дольше. Таким образом, ритм дыхания будет 6:3:6:3.

При задержке дыхания после максимально глубокого вдоха появляется возможность более длительного и обильного снабжения эритроцитов кислородом. Сердце и мозг получают кровь, значительно обогащенную кислородом, что позволяет снять усталость и напряжение, вызванные стрессом.

5. Повышение эффективности отдельных фаз дыхания. В дыхании должно участвовать практически все туловище. Включать отдельные части туловища в дыхательный цикл нужно в следующем порядке. При вдохе сначала включается нижняя часть туловища, т.е. брюшная полость, активизируя главную дыхательную мышцу – диафрагму. Затем за счет расширения грудной клетки, т.е. активизации межреберных дыхательных мышц, должна включаться средняя часть туловища. Заканчивается вдох в верхней части, т.е. в надключичной области. Выдох должен осуществляться в том же направлении и в той же последовательности, что и вдох.

Для того чтобы приступить к тренировке дыхания, необходимо отработать выдох с усилием, т.е. при сопротивлении выдыхаемого воздуха. Для преодоления сопротивления необходимо удлинить выдох и тем самым активизировать деятельность не только грудных мышц, но и мышц брюшного пресса. Кроме того, продолжительный выдох способствует общей релаксации. Выдох начинается тоже с брюшной полости (можно контролировать рукой), затем постепенно перейти к другим частям туловища.

Приведенные элементы дыхательных упражнений оказывают противострессовое действие, поскольку обеспечивают саморегулируемый спокойный ритм дыхания [182, 200, 57, 41, 74].

Ниже в разработанной нами «Методике поддержания профессиональной чести» использованы приведенные принципы применения дыхательных упражнений.

Каждое участие личного состава в различных экстремальных условиях имеет свою специфику, поэтому особенно важно вербальное (словесно-образное) воздействие на мотивационный уровень сознания. Это довольно ярко показала чеченская война. Учитывая данное обстоятельство и изучив опыт функционирования подразделений московского ОМОН, в том числе и в Чечне, мы составили методику внушения в бодрствующем состоянии,

Ее можно проводить в группе и по отдельности с каждым человеком или, записав на магнитофон, включать для прослушивания в комнатах психологической разгрузки перед ответственными операциями, связанными с угрозой жизни и здоровью. И возможно, даже на полях сражений в минуты отдыха.

Текст внушения в бодрствующем состоянии состоит из трех небольших частей: общей, как бы вступительной; основной – упражняющей, релаксирующе-дыхательной и заключительной. Ниже мы даем вариант текста, когда его произносит психолог или психотерапевт. Но можно психологически подготовленным сотрудникам, склонным к самосовершенствованию, повторять текст от своего имени (слова «Вы», «Ваша» заменяются на «Я» и «Мое» с соответствующими изменениями в падежах).


1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   29


написать администратору сайта