Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Причины возникновения государств и правовых систем. Многочисленность теорий их возникновения

  • Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории 67

  • Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории 69

  • § 3. Материалистическая теория происхождения государства и права

  • Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории 71

  • § 4. Содержание теории насилия

  • § 5. Естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства и права

  • Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
    Дата11.12.2021
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТеория государства и права.pdf
    ТипУчебник
    #300227
    страница8 из 47
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   47
    Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории
    65
    и «рядовые» государства под влиянием происходящих в обществе и в мире процессов претерпевали и претерпевают существенные изме- нения, а со временем уходят с мироваой арены.
    Этот процесс неизбежно коснется и всех ныне существующих, даже самых сильлных в промышленном, военном и некоторых других от- ношениях государств, таких как США, Канада, Англия, Франция и др.
    Эволюционные, радикальные или революционные изменения предо- пределены их социально-политической природой, непрерывно про- исходящими изменениями в мировой экономике, политике, идеоло- гии, науке, культуре.
    Чтобы понять сущность и особенности существующих ныне госу- дарств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо знать, как эти госу- дарства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин был несомненно прав, когда писал, что если рассматривать какое-либо общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего
    1
    Таким образом, акцентируя внимание на изучении проблем воз- никновения и развития государства в настоящем, мы тем самым пере- брасываем мост в его прошлое и создаем предпосылки для понимания
    основных тенденций его развития в будущем.
    Рассматривая проблему взаимосвязи и взаимодействия настоящего с прошлым и будущим на примере эволюции общества, Н. М. Корку- нов писал, что помимо настоящего для общества и государства име- ет важное значение и прошлое. Каждое поколение, с одной стороны, оказывает определенное влияние на развитие общественной жизни в будущем, и каждое поколение, с другой стороны, получает богатое наследство от отцов и дедов из прошлого.
    Жизнь и уклад общества, подчеркивал ученый, в значительной степени определяется прошлым, тем, насколько это прошлое богато историческими событиями. Слабое в настоящем общество может, од- нако, продолжать существовать, если оно богато прошлым. Примером служит Римская империя, существовавшая в течение долгого време- ни, несмотря на то что сопутствующие ей условия вели ее к падению.
    Прошлое империи было так богато, что даже варвары, разрушившие ее политическое могущество, не могли не преклоняться перед величием ее цивилизации.
    1
    Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 181.
    66
    Раздел II. Теория государства

    Однако рядом с прошлой исторической жизнью, продолжал
    Н. М. Коркунов, «определяющей склад всей общественной жизни, и рядом с настоящими благоприятными или неблагоприятными усло- виями находится еще третий элемент, составляющий важную отличи- тельную черту общественных явлений». В силу того, что человек ода- рен сознанием и памятью, он переносится от прошедшего к будущему.
    Память и желание — две стороны одного и того же явления. То, что человек накопил в опыте прошлого, он так или иначе переносит в бу- дущее. Каждый человек способен, благодаря создаваемым им идеалам, иметь свое собственное представление о будущем. «Существование этих идеалов или отсутствие их, их характер — все это чрезвычайно важные моменты, определяющие общественную жизнь».
    Таким образом, делал вывод автор, общество определяется тремя моментами — «настоящими условиями жизни, прошедшими и теми идеалами, которые образуются на основании прошедшего опыта»
    1
    Сказанное в полной мере относится не только к общественной, но и к государственной жизни, к государству. Возникновение и становле- ние любого из его типов в настоящем всегда имеет свои корни в виде причин, условий, материальной, социальной, политической и иной основы данного процесса в прошлом. Одновременно с этим заклады- ваются материальные и иные предпосылки для поддержания его вы- сокого жизненного тонуса, для его укрепления и развития в будущем.
    Исходным моментом в движении государственно-правовой материи является процесс возникновения государства и права со всеми свой- ственными признаками и особенностями в виде различных способов и форм проявления, разных условий и причин формирования государ- ства и права, разнообразных обычаев и традиций, содействующих или препятствующих их зарождению.
    § 2. Причины возникновения государств
    и правовых систем.
    Многочисленность теорий их возникновения
    Прежде чем говорить о причинах возникновения государств и правовых систем, необходимо отметить, что они не существовали и не существуют вечно, а возникают на определенном этапе развития человеческого сообщества в силу определенных условий, достигают апогея в своем развитии, видоизменяются или вовсе исчезают. Много- численными научными исследованиями историков, археологов и дру- гих ученых доказано, в частности, что первобытное общество не знало
    1
    Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 204.
    Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории
    67
    государственной организации как таковой. Не знают ее также и при- митивные сообщества аборигенов, проживающих в настоящее время в Африке, Азии, Латинской Америке и других частях земного шара.
    Причины, лежащие, с одной стороны, в основе разложения перво- бытно-общинной организации, а с другой — в основе возникновения государственной организации, коренятся прежде всего в материаль-
    ных условиях жизни общества; в расслоении его прежде всего по матери-
    альному признаку, а затем, какследствие, по социальному, политиче- скому, идеологическому и др.
    Причины возникновения государства и права не следует смешивать
    с конкретными условиями и формами их образования. У разных народов они могут быть неодинаковыми. Важное значение для формирования конкретного государства имеют многие факторы, в том числе религи- озные, географические, климатические, этнические и др.
    Говоря об общей теории возникновения государства и права, сле- дует подчеркнуть, что она складывается из таких компонентов, как: а) теория (теории) происхождения исторически первого государства, а вместе с ним и права; б) теория (теории) возникновения различных типов государства и права; в) теория (теории) возникновения конкрет- ных государств и правовых систем.
    Каждому народу присущи свои особенности возникновения, ста- новления и развития государственной организации и правовой систе- мы, обусловленные специфическими природными, климатическими и иными факторами. Вместе с тем существуют и общие для процесса возникновения, становления и развития государства и права у разных народов закономерности и черты. К ним, в частности, относится обу- словленность этого процесса уровнем развития материальной и духов- ной (интеллектуальной) культуры общества, неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государственной организации и правовой систе- мы (позитивистский подход) и др.
    В отечественной и зарубежной науке существует множество теорий происхождения государства и права, что вполне естественно и понят- но, если учитывать, с одной стороны, сложность и многогранность та-
    ких явлений, как государство и право, с другой — тот факт, что каждая из этих теорий отражает различные взгляды и суждения определенных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей относи- тельно данного процесса или взгляды и суждения определенной со- циальной общности относительно данного процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда лежат экономические, финансовые, политические и иные интересы.
    Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это утверждалось в отечественной и отчасти в за- рубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду
    68
    Раздел II. Теория государства
    весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникнове- ния, становления и развития государства и права.
    За время существования юридической, философской и полити- ческой наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин.
    Высказаны сотни, если не тысячи различных предположений, а споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.
    Особая роль в решении вопроса о происхождении государства и права на протяжении истории развития человечества отводилась ре-
    лигии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам
    Моисей, наследие обществу Иакова», — читаем мы в Библии.
    Особенно широкое распространение эти идеи имели на стадии пе- рехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На ру- беже XII–XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория
    «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили себе, ибо не пристало церкви использовать меч, а второй вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наде- ляется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви.
    Основной смысл этой теории состоит в том, чтобы утвердить приори- тет духовной организации (церкви) над светской (государством) и до- казать, что нет государства и власти «не от Бога».
    Примерно в тот же период развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского. Он ут- верждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам «божественный разум», согласно учению Фомы Аквинского, управляет всем миром, лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.
    Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и в настоящее время, как продолжают существовать и идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и раз- витие государства и права, особенно на закат отдельных государств и правовых систем, решающее влияние оказали нравы, мораль. Жаж- да денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти вели к гибели государств. «Что послужило главной причиной упадка Римского госу- дарства?» — вопрошал римский историк I в. до н. э. Гай Саллюстий
    Крисп в известной работе «Заговор Катилины». И отвечал: «Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим из- лишествам».
    Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории
    69

    После того как трудом и справедливостью возросло Римское государ- ство, после того как силой оружия были укрощены великие цари и сми- рились дикие племена, после того как исчез с лица земли Карфаген — «со- перник Римской державы и все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и все перевернула вверх дном. Римляне, которые с легкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством».
    Падение нравов населения подорвало основы Римской империи, признавал Саллюстий, она была обречена. Так может случиться с лю- бым государством. Нравы — положительные и отрицательные, добрые и злые — несомненно, играли и играют значительную роль в процессе возникновения и развития государства и права. Важную, но не реша- ющую. Они являются скорее следствием, а не первопричиной, хотя и выступают иногда, как в случае с Римской империей, на первый план.
    Наряду с названными теориями важная роль в решении вопроса о происхождении государства и права на протяжении истории развития человечества отводилась и другим теориям.
    § 3. Материалистическая теория
    происхождения государства и права
    Основной смысл данной теории заключается в том, что главные причи-
    ны возникновения государства и права усматриваются не в сфере религии или морали, а в области экономики и социальной сфере жизни людей
    1
    .
    Согласно этой теории государственная организации приходит на смену родоплеменной организации, право — на смену обычаям. И про- исходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а вследствие коренных изменений в экономи- ческой сфере и самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности с помощью первобытных обычаев регулировать общественные отноше- ния в новых условиях.
    Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от зем- леделия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к производству средств производства в боль- шем объеме, чем это было необходимо для поддержания жизни чело- века. Становилось экономически выгодным использовать чужой труд.
    Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя, а
    1
    См.: Сырых В. Н. Материалистическая теория права. М., 2011.
    70
    Раздел II. Теория государства
    производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормле- ния) продукт присваивали.
    В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные.
    Чтобы получить избыточный продукт, стали широко использовать труд не только военнопленных, но и своих сородичей. Общество по- степенно, в течение тысячелетий, расслаивалось на устойчивые груп- пы, классы, социальные прослойки с собственными интересами и собственным статусом.
    По мере расслоения общества из общей массы членов рода посте- пенно выделялась знать — обособленная группа вождей, военачаль- ников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе бóльшую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали большое количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих сопле- менников. Появились и другие признаки разложения первобытно-об- щинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организа цией.
    В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти — родоплеменная, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед изменениями в сфере эко- номики и социальной жизни, сопровождавшимися противоречиями в общественном развитии, перед углублявшимся неравенством. «Ро- довой строй, — писал Ф. Энгельс, — отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на клас- сы. Он был заменен государством». Государственные органы и орга- низации появились частично в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя, частично — в результате полного вытеснения последних.
    О появлении признаков государства, в частности, свидетельствует:
    выделение особого слоя людей, не производящих материальные или духов-
    ные блага, а занятых лишь управленческими делами; наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-террито- риальному; появление особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных на постоянной основе, с одной стороны, защищать тер- риторию и общество от нападения извне, с другой — вести территори- альные завоевания.
    Тема VI. Происхождение государства и права. Основные теории
    71

    О вытеснении государственной организацией первобытно-общин- ных институтов свидетельствуют и другие факторы. Помимо прочего, они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне.
    Оно возникает на его основе естественным путем, вместе с ним разви- вается и совершенствуется.
    Среди многочисленных сторонников материалистической тео- рии происхождения государства и права особое место принадлежит
    К. Марксу, Ф. Энгельсу и В. И. Ленину.
    § 4. Содержание теории насилия
    Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права кроется не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
    «История не предъявляет нам ни одного примера, — рассуждал в связи с этим Л. Гумплович, — где бы государство возникало не при помо- щи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным, чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»
    1
    В результате насилия и завоевания одних племен и народов дру- гими, порабощения одних другими победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные — «класс рабочих и служащих».
    Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверж- дал Л. Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, можно признать
    «главные, основные части, действительные краеугольные камни госу- дарства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству»
    2
    Таким образом, не общественный договор, не божественное про- видение, не «высшие» идеи, не «известные потребности» или «раци- оналистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое на- силие — вот «родители и повивальная бабка государства»! — являются основной причиной, согласно теории насилия, возникновения дан- ных институтов.
    1
    Гумплович Л. Указ. соч. С. 47.
    2
    Там же. С. 120.
    72
    Раздел II. Теория государства

    При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, ло- кальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, не толь- ко порождающее единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические и полити- ческие последствия. Основным среди них является возникновение и развитие государства и права.
    Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отра- жает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и его происхождение.
    Видными представителями теории насилия были немецкий фило- соф и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государствовед
    Л. Гумплович и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский.
    § 5. Естественно-правовая (договорная) теория
    происхождения государства и права
    В отечественной и зарубежной литературе естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется дого- ворной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Ее сторонники рассматривают государство как результат объ- единения людей на добровольной основе (договора). Отдельные по- ложения этой теории развивались еще в V–IV вв. до н. э. софистами
    Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! — обращался к своим собеседникам один из них — Гиппий. — Я считаю, что вы все тут род- ственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».
    Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII–XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной тео- рии в этот период поддерживались и развивались многими мыслите- лями и просветителями. В Голландии это были Г. Гроций и Спиноза, в Англии — Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции — Ж. Ж. Руссо, П. Голь- бах, в России — А. Радищев и др.
    Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их пред- ставлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятель- но развит П. Гольбахом в его работе «Священная зараза. Разоблачен- ное христианство».
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   47


    написать администратору сайта