Главная страница
Навигация по странице:

  • § 4. Понятие и содержание формационного критерия

  • Тема VII. Типология государств и правовых систем 85

  • § 5. Цивилизационный критерий классификации государств

  • Тема VII. Типология государств и правовых систем 87 2. Вопросы для самоконтроля

  • 3. Рекомендуемая литература к теме VII

  • § 2. Рабовладельческое право

  • Тема VIII. Типы и разновидности государств и правовых систем 91

  • Теория государства и права. Учебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавров Оригиналмакет подготовлен компанией ооо Оригиналмакет
    Дата11.12.2021
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТеория государства и права.pdf
    ТипУчебник
    #300227
    страница10 из 47
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   47
    Тема VII. Типология государств и правовых систем
    83
    ветствии с выработанными самой жизнью социально-политической практикой, объективными критериями. В противном случае она будет носить умозрительный, субъективный характер и не будет способство- вать углубленному познанию государственно-правовой материи.
    Среди таких критериев можно назвать социально-классовую сущ- ность, содержание и направленность государственной власти, харак- тер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства и права.
    В научной литературе предпринимались попытки классификации государств и на другой основе. Например, Л. Гумплович пытался клас- сифицировать современные ему государства в зависимости от раз- меров территории и численности населения. «С этих двух точек зре- ния, — писал он, — все современные государства можно разделить на мировые, великие и малые»
    1
    Точка зрения Л. Гумпловича и других авторов, придерживающих- ся в данном вопросе сходных позиций, не получила поддержки и раз- вития в силу того, что, во-первых, предлагавшаяся классификация распространялась не на всю историю, а лишь на относительно огра- ниченный, современный автору период существования государств, во-вторых, она затрагивала не все стороны жизнедеятельности госу- дарств, а лишь их внешнюю, количественную сторону (территорию, население). Что же касается внутренней, качественной стороны, свя- занной с сущностью, содержанием, функциями и социальным назна- чением государств, которая, собственно, должна была лежать в основе классификации, то о ней даже не упоминалось.
    В настоящее время среди исследователей различных государствен- но-правовых систем наиболее распространенными критериями клас- сификации государства и права являются так называемые формацион- ный и цивилизационный критерии.
    § 4. Понятие и содержание формационного критерия
    Основной смысл и содержание формационного критерия заключа- ется в том, что в процессе типологии за основу классификации госу- дарств и правовых систем принимается их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.
    Формационный критерий для многих зарубежных и подавляюще- го большинства отечественных авторов длительное время считался исключительно важным и наиболее приемлемым. В России с нача-
    1
    Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 254.
    84
    Раздел II. Теория государства
    лом перестройки и изменением идеологических и политических ори- ентаций некоторые теоретики стали подвергать его сомнению. Но поскольку при этом не было выдвинуто других, более убедительных критериев, в научной литературе им продолжают пользоваться и по- ныне.
    Как критерий классификации государств общественно-экономи- ческая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являю- щийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества.
    Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет наряду с общими, свойственными всем формациям и связыва- ющими их в единый процесс мировой истории законами свои особые, неповторимые законы возникновения и развития. Над экономиче- ским базисом каждой общественно-экономической формации возвы- шается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, тео- рий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений.
    Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства и права — рабовладель- ческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует со- бой смену системы производственных отношений — экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней со- ответтвующего типа государства и права. Так, общепризнанно, что смена рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной влечет за собой возникновение и развитие феодального типа государства и права. В свою очередь, появление вслед за фео- дальной капиталистической общественно-экономической формации обусловливает появление и развитие капиталистического государства и права.
    В то же время данный критерий не следует абсолютизировать и считать единственно правильным, неким «всеобщим» критерием ти- пизации государств и правовых систем. Ибо, во-первых, кроме него, как известно, существуют другие, хотя и менее общие, критерии типи- зации государства и права, комплексное исследование которых помо- гает провести более обоснованную классификацию рассматриваемых явлений. Во-вторых, критерий, в соответствии с которым тип государ- ства и права определяется только принадлежностью их к той или иной общественно-экономической формации, нуждается в уточнениях.
    Ведь в мире всегда существовало множество переходных типов госу- дарств и правовых систем, которые «не вмещаются» в рамки той или иной формации.
    Тема VII. Типология государств и правовых систем
    85

    Из сказанного можно сделать вывод о том, что формационный критерий, общий по своему характеру, должен не только использо- ваться сам по себе, но и дополняться другими, менее общими, точнее, частными критериями. Последние соотносятся с такими важнейшими сторонами или аспектами государства и права, как форма, содержа- ние, политический режим, назначение.
    § 5. Цивилизационный критерий
    классификации государств
    Суть цивилизационного критерия заключается в том, что за основу классификации государств и правовых систем берутся, в частности, не принадлежность государств и правовых систем к той или иной обще- ственно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации. При этом основу понятия цивилизации должны состав- лять не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а исключительно духовные, культурные факторы.
    Понятие цивилизации в наиболее развернутом виде было сформу- лировано английским историком А. Тойнби. Цивилизация определя- лась им в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются продолжитель- ность их существования, охват обширных территорий и распростране- ние на огромное число людей
    1
    Сравнивая цивилизационный подход к типологии государств и правовых систем с формационным подходом, следует обратить вни- мание по крайней мере на два таких его существенных изъяна, ко- торые ставят под сомнение саму возможность, а главное, эффектив- ность использования цивилизационного подхода: во-первых, весьма существенная неопределенность и аморфность понятия «цивилиза- ция», используемого в качестве критерия классификации государств и правовых систем, во-вторых, изначальная направленность «циви- лизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств и правовых систем.
    1
    Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 35–37.
    86
    Раздел II. Теория государства

    Приложения к теме VII
    1. Схемы
    1)
    Значение процесса типологии государств
    Вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей развития государства
    Дает ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития государств
    Позволяет органически сочетать исследование об- щих закономерностей развития государств с их особенностями
    Создает предпосылки для широкого обобщения и анализа материала, касающегося перехода государства от одной ступени к другой
    Формирует объективную основу для ограничения научных государственно-правовых теорий от псевдонаучных
    Типы государств в соответствии с формационным критерием
    Рабовладельческий
    Феодальный
    Буржуазный
    Социалистический
    Типы государств в соответствии с цивилизационным критерием
    Государства древневосточной цивилизации
    Государства средневековой цивилизации
    Государства западной цивилизации
    Государства православного христианства
    Государства исламской цивилизации и др.
    2)
    3)
    Тема VII. Типология государств и правовых систем
    87

    2. Вопросы для самоконтроля
    1.
    В чем заключается необходимость типологии государств и право- вых систем?
    2. Каковы основные критерии классификации государств и право- вых систем?
    3.
    Что собой представлет формационный критерий?
    4.
    В чем состоит особенность цивилизационного критерия?
    5.
    Какие еще критерии можно использовать в процессе классифика- ции государств и правовых систем?
    3. Рекомендуемая литература к теме VII
    Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
    Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм X–
    XVIII вв. М., 1992.
    Гумплович Л. Общее учение государства. СПб., 1910.
    Данилевич И. В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 1976.
    Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
    Захаров А. Еще раз о теории формации. Общественные науки и со- временность. 1992. № 2.
    Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной форма- ции. М., 1995.
    История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. М.,
    1997.
    Ковешников Е. М., Марченко М. Н., Стешенко Л. А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М., 1999.
    Мощелков Е. Н. Переходные процессы в России. М., 1996.
    Нерсесянц В. С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.,
    1992.
    Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Са- ратов, 1984.
    Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых уче- ний. М., 2007.
    Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
    Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. М., 1907.
    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
    Тоталитаризм и посттоталитаризм. М., 1994.
    Черняк Е. Б. Цивилиография. Наука о цивилизации. М., 1996.
    88
    Раздел II. Теория государства

    Тема VIII. Типы и разновидности
    государств и правовых систем
    § 1. Рабовладельческое государство
    Среди всех ранее существовавших и ныне существующих госу- дарств и правовых систем рабовладельческое государство является са- мой древней организацией, первым типом государства, возникшим на
    развалинах первобытно-общинного строя в силу расслоения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу со- циальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними ра- бовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте — Еги- петское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шуме- рийские государства, а также Ассирийское государство (III тысячеле- тие до н. э.), государства Индии и Китая (II тысячелетие до н. э.) и
    Хеттское государство (конец II тысячелетия до н. э.). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.
    Экономическую основу рабовладельческого государства составля- ла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в итории разви- тия человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограничен- ное господство рабовладельцев и полное бесправие рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства раб был вещью, «го- ворящим орудием» и рассматривался не иначе как производитель ма- териальных и иных благ. Раб не продавал свой труд рабовладельцу, а так же, как вол, со своим трудом был продан своему господину.
    Рабовладельческое государство как организация класса рабовла- дельцев по своей сущности — одно из важнейших звеньев механиз- ма его власти — использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления своего экономического бази-
    са, обеспечения устойчивости и защиты данного общественно-поли- тического строя, поддержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания и подавления свободной бедноты и рабов.
    Решая данные задачи, рабовладельческое государство осущест- вляло при этом ряд свойственных ему внутренних и внешних функций.
    Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное ее сущностью, со- циальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ней ближайшими и конечными целями и задачами.
    Среди внутренних функций следует назвать прежде всего функцию
    создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуата-
    ции разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее от- четливо проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господству- ющего класса. Будучи собственником больших земельных угодий, ко- пей, рудников и огромного количества рабов, государство не только создавало условия для эксплуатация масс рабовладельцами, но и само выступало как эксплуататор. Особенно ярко это видно на примере
    Древнего Египта. Рабовладельческое государство здесь на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало как соб- ственник значительного количества земли, недр, оросительных кана- лов, рабов и вообще как верховный управитель всей земли, обладаю- щий в лице царя или фараона правом сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ. Государство Древнего Египта (наряду с другими древневосточными государствами), чтобы поддерживать эко- номику страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуата- ции) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем и т. д.
    Важными внутренними функциями рабовладельческого государст- ва были функции охраны рабовладельческой частной собственности, подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необхо- димость осуществления данных функций вызывалась непримиримы- ми противоречиями и борьбой, которая на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя непрерывно велась между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Наглядными при- мерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и не- имущих общинников в Египте (середина XVIII в. до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (73 или 74–71 гг. до н. э.).
    90
    Раздел II. Теория государства

    Наряду с внутренними функциями рабовладельческое государство выполняло также ряд внешних функций. К их числу относились такие направления его деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате веде- ния войн территорий; установлением и поддержанием с другими го- сударствами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей.
    Внешние функции находились в неразрывной связи с внутренними, ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно- исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны и т. п.), имевших место в той или иной стране, на передний план выдвигались либо внутренние, либо внешние функции. Во время внутренних социальных потрясений более значимую роль, естествен- но, приобретали внутренние функции, в то время как при ведении за- хватнических или оборонительных войн на первый план выступали его внешние функции.
    Внутренние и внешние функции осуществлялись с помощью спе- циально созданных для этого органов, составлявших государственный
    аппарат, или механизм, рабовладельческого государства. Составными его частями являлись армия, полиция, судебные органы, законода- тельные органы, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина обеспечивала безраздель- ное господство рабовладельцев и эксплуатацию ими свободных неи- мущих и рабов, охрану существующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности на важнейшие средства производства и рабов, служила средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политиче- ской жизни общества, в решении государственных и общественных дел. Главную роль в решении наиболее важных задач государства игра- ли армия, полиция, флот и иные вооруженные формирования гос- подствующего класса. Именно они осуществляли захват и покорение других народов, защиту своей территории от нападений извне, пода- вление свободных неимущих и рабов.
    § 2. Рабовладельческое право
    Рабовладельческое государство неразрывно связано было с соот- ветствующим типом права. Рабовладельческое право представляло собой совокупность общеобязательных норм (или правил поведения), направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабов-
    Тема VIII. Типы и разновидности государств и правовых систем
    91
    ладельческого права являлись закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабо- владельческого общественного и государственного строя, различных форм господства рабовладельцев, узаконение существовавшего нера- венства между различными группами и слоями свободных людей.
    Классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко про- являлся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как Законы Солона в Афинах и Сервия Туллия в Риме, подраз- делявшие свободных людей в зависимости от размеров их собствен- ности на различные группы и категории; Законы Ману в Индии, за- креплявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре обще- ства на касты (варны).
    Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство сре- ди свободных закреплялось и в таких правовых памятниках эпохи ра- бовладения, как Законы Хаммурапи в Вавилоне, Законы XII таблиц в Древнем Риме, «Книга законов» (Фацзин) в Древнем Китае, Законы
    Драконта в Афинах.
    Наибольшее развитие рабовладельческое право вообще и такие его институты, как, например, институт частной собственности, насле- дования, займа, залога, купли-продажи, хранения, обмена получили в Древнем Риме.
    Основными формами (или источниками) римского права были обы- чаи, зародившиеся еще в недрах первобытно-общинного строя и по- лучившие общеобязательный характер в условиях рабовладельческого общества. На первоначальных стадиях развития Римского государства и права (вплоть до V в. до н. э.) обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих рели- гиозных и нравственных предписаний.
    На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем
    Риме широкое распространение получили законы, которые представ- ляли собой, согласно толкованию римских юристов, «то, что народ римский одобрил и постановил». Законы коренным образом отлича- лись от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом.
    Плебс не входил в понятие «римский народ» и в силу этого не участво- вал в принятии законов.
    Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистратов, т. е. публичные объявления правил, которые подготавли- вались и обнародавались магистратами при вступлении в должность.
    Согласно Институциям римского юриста II в. Гая эдикты представ- ляли собой «постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется маги- стратам римского народа: самое важное значение, однако, в этом от-
    92
    Раздел II. Теория государства
    ношении имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам».
    Важное значение в системе источников римского права имели «от- веты правоведов», т. е. «мнения и суждения юристов, которым позво- лено было устанавливать и творить права»; императорские «консти- туции» в виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение, мандатов — инструкций им- ператора должностным лицам, эдиктов — издаваемых и широко об- народуемых, наподобие эдиктов магистратов, решений императора, рескриптов — ответов императора на юридические вопросы частных и должностных лиц — магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Де- креты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.
    Римское право, будучи наиболее развитым правом рабовладельче- ского типа, оказало в последующие столетия огромное влияние на раз- витие правовых систем других стран.
    § 3. Феодальное государство
    Исторически феодальный тип государства возникает или же на ос- нове разложившегося рабовладельческого типа государства, либо на основе постепенного развития, а затем разложения первобытно-об- щинного строя и возникновения на этой базе феодального строя. По этому пути, в частности, развивалось государство и право у восточных и западных славян. Развитие было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые сопле- менники — в полностью зависимых от нее крестьян.
    Одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодаль- ного государства: родового военачальника или вождя — в короля, со- вета старейшин (там, где он сохранился) — в совет приближенных монарха, ополчения, состоящего из соплеменников, — в постоянно действующую дружину или армию.
    В целом процесс возникновения феодального строя заключался, с одной стороны, в образовании крупного землевладения и превраще- нии светской и духовной знати в класс феодалов, а с другой — в раз- ложении сельской общины и превращении свободных крестьян-об- щинников и несвободных земледельцев в феодально зависимых от
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   47


    написать администратору сайта