Главная страница

Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки


Скачать 3.19 Mb.
НазваниеУчебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
Дата30.05.2022
Размер3.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofia_uchebnik__pod_obsch_red_d-ra_filos_nauk_L_N_Kochetkovo.pdf
ТипУчебник
#557872
страница10 из 20
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20
ГЛАВА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
9.1.
Становление и особенности русской философии
Языческая модель мироздания у древних славян окончатель- но сложилась к X веку. Она характеризовалась поклонением при- родным стихиям, неразличением материального и духовного на- чал, культом тотемов и почитанием предков как способом соци- альной детерминации. Тройная вертикальная структура мирозда- ния (небо, земля, преисподняя), четвертичное горизонтальное членение пространства по сторонам света, бинарные оппозиции
(верх-низ, мужское-женское, день-ночь) содержали в себе модели объяснения мира и человека.
С Крещением Руси князем Владимиром в 988 г. начинается принципиально новый этап развития русской культуры. На смену родовому сознанию приходит понимание индивидуальной ответ- ственности за посмертное вечное существование личной души.
Идею вечного круговорота сменяет концепция линейного време- ни, имеющего свое начало (сотворение Богом мира) и конец
(страшный суд). Такая кардинальная смена мировоззренческих ориентиров требовала философского осмысления. Поэтому после
Крещения Руси наступает подлинное развитие древнерусской мысли. Весь контекст культуры, создаваемой в этот период, несет в себе массу философских идей. В первую очередь, это касается переводной литературы, которая предлагалась грамотному рус- скому человеку.
Одной из первых книг, переведенных с греческого языка на славянский просветителями славянских народов Кириллом и
Мефодием (IX в.), стало Евангелие. Кирилл вошел в память по- следующих поколений с почетным именем Философ. Вместе со своим братом Мефодием он создал славянскую азбуку, выработал богословско-философскую лексику на славянском языке, дал пер- вое определение философии в славянской традиции. Философия определялась им как «знание вещей божественных и человече- ских, насколько может человек приблизиться к Богу, что учит че-

171 ловека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его» [5. С. 9].
Благодаря кирилло-мефодиевской традиции Киевская Русь знакомится с античной философией. Переводятся и создаются собственные тексты (часто компилятивные, т.е. составленные из нескольких переводных сочинений, с собственными дополнения- ми и комментариями). Богатые сведения об античной философии можно найти в переведенном «Шестодневе» Иоанна экзарха Бол- гарского («Шестоднев» – жанр христианской литературы, посвя- щенный толкованию сотворения мира; материал здесь разбивался на шесть глав по числу дней творения), «Изборнике 1073 г.»,
«Палее Толковой» (греч.: палея – древний, ветхий). В XII-ХIII вв. была переведена «Пчела» – сборник изречений, наставлений, по- говорок из книг Священного Писания, патристических сочинений каппадокийской школы (IV в.): Василия Великого, Григория Бо- гослова, Григория Нисского и др. Так Древняя Русь усваивала бо- гатство византийской культуры и приобщалась к античному фи- лософскому наследию.
Через духовный опыт патристики происходило знакомство
Руси с философским наследием платонизма. Впрочем, в Древней
Руси очень рано стали известны идеи и другого великого грече- ского философа – Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами Иоанна Дамаскина (VIII в.), глубокого знатока аристо- телевской метафизики и логики.
Из оригинальных древнерусских сочинений следует выде- лить: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, с ко- торого начинается русская историософия (или философия исто- рии); «Повесть временных лет», содержащую комплекс эстетиче- ских, натурфилософских, философско-исторических идей;
«Притчу о душе и теле» Кирилла Туровского о соотношении ду- ши и тела в человеке; «Послание митрополита Никифора Влади- миру Мономаху» как первый гносеологический трактат о трех частях души и пяти видах чувственного познания; «Житие Фео- досия Печерского» летописца Нестора как выражение этики мо- нашествующих и «Поучение Владимира Мономаха» как образец мирской этики.

172
«Поучение Владимира Мономаха» было создано князем на закате жизни (между 1117-1125 гг.) и явилось его политическим завещанием. Оно содержит рекомендации, которыми должен ру- ководствоваться правитель государства. В «Поучении» закон- ность практически отождествляется со справедливостью и ут- верждается равная ответственность перед законом «малых» и
«больших» людей. Юридические принципы здесь тесно перепле- тены с нравственными, поэтому «Поучение» воспринимается как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости и попечению о слабых.
Философские идеи русского средневековья.
После монгольского разорения древнерусская культура и с нею философская мысль оказываются разделенными на три вет- ви: русскую, украинскую, белорусскую. Связи между ними суще- ствуют, а в XVII-XVIII вв. они вновь соединятся на территории единого государства (до конца XX в.). В политической и духовной жизни Московской Руси возникли новые явления: пришедший с
Афона исихазм (от греч. hesychia – покой, безмолвие) – этико- аскетическое учение о пути человека к единению с Богом; док-
трина «Москва – Третий Рим» (после разгрома Константинопо- ля турками в 1453 г. Московская Русь стала осознавать себя на- следницей культуры Византии и единственной на тот момент не- зависимой хранительницей православия); книгопечатание как на- чало нового цивилизационного этапа (первая на Руси печатная книга «Апостол» вышла 1 марта 1564 г.). Споры о путях развития страны и способах правления (самодержавие или соправление ца- ря с князьями) отражены в полемике царя Ивана Грозного и князя
Андрея Курбского. Оппонент «русского Нерона» бежит в Литву. В созданном им кружке переводятся сочинения Иоанна Дамаскина, знатока логических трудов Аристотеля; сам князь пишет первые на русском языке самостоятельные труды по логике.
В раннем средне- вековье Киевской Руси были заложены основы отечественного философствования, определен круг идей, выработана терминоло- гия отвлеченного мышления, сформировались типологические особенности русской философии (панэтизм, историософичность, антропологизм, антисхоластичность).

173
Крупнейшим мыслителем высокого средневековья в России был Максим Грек. Он принес искусство анализа текстов и фило- софского диалога. Обширный круг идей содержится в сочинениях
Епифания Премудрого, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Ар-
темия Троицкого, Ивана Пересветова и др. мыслителей XV –
XVI вв.
Ярким, образованным человеком того времени был Федор
Карпов (конец XV в. – 1540). Его интересовали вопросы богосло- вия, философии, политики, достижения западной науки и культу- ры. Федор Карпов сформулировал несколько принципов целесо- образного устройства государства. Взяв за основу аристотелев- ские идеи, изложенные в «Никомаховой этике», он утверждал, что царство должно управляться «…в правде …законами праведны- ми, а не терпением» [6. С. 47]. Терпение, по его мнению, прили- чествует монашеской жизни, а терпение к несправедливости в общественной жизни разрушает саму идею государства. Продол- жая традиции Владимира Мономаха, Федор Карпов был убежден, что не только подданные имеют обязанности перед государством, но и власти обладают обязанностями перед своими подданными.
Средневековая русская философия не была изолирована от европейского влияния. Ведь не о Петре I, а об Иване III сказал
Н.М. Карамзин: «Раздрал завесу между Европою и нами». Особое значение имело присоединение к России в 1654 г. Украины. Киев тогда был крупным центром славянской культуры. Средоточием не только богословского, но и философского образования была
Киево-Могилянская академия, созданная в 1632 г. Впрочем, в
XVII в. Москва и сама обладала крупным центром богословско- философского просвещения. В 1687 г. здесь была создана «Славя-
но-греко-латинская академия», где братья Иоанникий и Софро- ний Лихуды впервые стали преподавать этику, метафизику, логи- ку в духе поздней схоластики.
В XVII столетии монастыри продолжают оставаться просве- тительскими центрами, как это было и в западном средневековье.
В них создаются так называемые «Азбуковники» – лексико- графические словари универсального содержания, в которых да- вались определения терминам, в том числе и философским, взя- тым из латинского, греческого, еврейского, немецкого и польского

174 текстов. В приложениях к этим своеобразным энциклопедиям приводились сведения о мудрецах древности, давались философ- ские объяснения разного рода явлениям.
9.2.
Философская мысль русского Просвещения XVIII века
XVIII столетие в духовном развитии Европы было веком
Просвещения, быстрого развития наук, материализма и атеизма.
Приближаясь к западной цивилизации в результате петровских преобразований, Россия восприняла многие из этих идей.
В 1755 г. открылся Московский университет, в котором од- ним из трех факультетов был философский. Преподаватели уни- верситета проявляли интерес к французскому и немецкому Про- свещению, английскому эмпиризму, немецкой рационалистиче- ской философии. Происходит синхронизация культурного разви- тия, отечественная мысль становится частью общеевропейской интеллектуальной мысли. Философия в России преподавалась также в духовных академиях (Киевской и Московской), в духов- ных семинариях (их было около 40).
Крупнейшим представителем научного сознания был
М.В. Ломоносов (1711-1765), соединивший уважение к европей- скому знанию с любовью к отечественной истории и культуре. Он учился в Германии у Х. Вольфа, философа-рационалиста и идео- лога Просвещения, знал философские идеи Лейбница и Декарта.
Взгляды самого Ломоносова можно охарактеризовать как деизм.
Одним из продуктов философии Просвещения, воспринятой в России и от французских просветителей, был социальный ре- формизм и революционизм, нашедший в России благодатную почву. Ярким его представителем был А.Н. Радищев (174-1802).
За сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» он был со- слан в Сибирь, где размышлял о смысле жизни и написал трактат
«О человеке, его смерти и бессмертии» полуматериалистическо- го, полуидеалистического содержания, завершающегося фразой
«…верь, вечность не есть мечта». Положение человека является главной темой трактата, сквозь призму которой рассматриваются вопросы о соотношении души и тела, материального и идеально- го, о познании и роли философии. Философия должна раскрывать

175 человеку глаза на природу и самого себя. Природа состоит из множества предметов, созданных из хаоса всемогущим богом.
Человек – часть природы. Большую роль в процессе развития че- ловека сыграла рука как главное орудие деятельности. Человече- ская душа бессмертна и возрождается после смерти в телах дру- гих людей, поэтому человеческий род существует бесконечно.
Движущей силой общественного развития является человеческий разум в различных его проявлениях. Самодержавие трактовалось
А.Н.Радищевым как тормоз на пути общественного прогресса
России, как с этической, так и экономической точек зрения.
В XVIII веке впервые складывается обширное течение про- фессиональной философии, представленной университетскими профессорами С. Десницким, Д. Аничковым, а также профессо- рами духовных академий Ф. Лопатинским, Г. Бужинским и др.
Философский курс Ф.Л. Лопатинского (70-80-х гг. XVII в.) включал логику, натурфилософию, метафизику, психологию, эти- ку, естествознание и математику. Основным вопросом философии
Лопатинский считал вопрос о началах природного тела, которыми являются материя, форма и их соединение. В учении о строении вещества он развивал своеобразную корпускулярную теорию. В натурфилософском курсе Лопатинский излагал учения Птолемея,
Коперника и Тихо Браге (датского астронома XVI в.) о строении
Вселенной, отдавая предпочтение последнему. Ф. Лопатинскому следует отдать приоритет в создании первого философского слова- ря в России. Его «Диалектика» содержит специальный словарь философских терминов, включавший 141 термин, среди которых такие, как «материя», «форма», «категория», «сущность», «сущест- вование», «объективный», «субъективный» и др.
Особое место в философии ХVIII в. занимает Г.С. Сковорода
(1722-1794) – украинский мыслитель-мистик, которого называли украинским, а чаще русским Сократом, т.к. его работы написаны в основном на русском языке. Оставшийся в народной памяти
«старец», бессеребренник, «любитель священной Библии», Гри- горий Саввич Сковорода был одним из образованнейших людей своего времени. Гонимый недоброжелателями, не желавший «ни ловчить», «ни прислуживаться», он всегда находил возможность отстоять собственное достоинство перед «сильными мира сего»

176
(Сковорода завещал перед смертью написать на его могильном камне: «Мир ловил меня, но не поймал»). Педагог, чьи ученики, друзья и знакомые собрали в 1803 г. большую часть средств для основания Харьковского университета, поэт, философ Г.С. Сково- рода с мучительной остротой переживал трагическую двойствен- ность бытия.
Согласно Сковороде, любовь к мудрости, философия – не сумма готовых знаний, но прежде всего путь, рискованный поиск.
Для философствования требуется усилие, пробуждение самосоз- нания. Это относится и к научному познанию. Оторванная от жизни духа наука, согласно Г. Сковороде, не имеет смысла. Чело- век познает не для отвлеченного знания, а для своего истинного бытия, духовного самосовершенствования.
Центральное место в философии Сковороды занимает учение о «трех мирах»: макрокосм – вселенная; микрокосм – социум и человек; мир символов. Все три мира состоят из «двух едино со- ставляющих естеств»: формы и материи. Оба «естества» вечны, и диалектика их взаимодействия проявляется в виде постоянного акта «творения из ничего» – бесконечного процесса становления вещей. Неоплатоническая лестница «Единое – числа – Ум – Душа
– космос – материя» есть результат взаимодействия двух субстан- циально неравноправных моментов: Единого и материи. Вся ле- стница оказывается пирамидой «света и тьмы».
Детализацией учения о «двух натурах» и «трех мирах» стала у Г. Сковороды укорененная в библейской, античной и раннехри- стианской почвах софиология. София – Премудрость Божия – есть «мать доброты всякой» (т.е. добротности, ладности). Она есть промышление Божества о мире, сердце мира. София – это
«план» мироздания в целом и подробностях. Это принцип уст- роения, упорядоченности, размеренности и взаимосоотнесенно- сти частей и целого. В Софии заключены и модели, идеальные образцы государства, города, семьи.
В целом XVIII в. для русской философии в разных школах и направлениях характеризовался противостоянием и взаимодопол- нением различных тенденций: сциентизма и мистицизма, просве- тительства и старчества, ориентацией на западные образцы и ис- конно русские традиции.

177
9.
3. Философские концепции XIX века
В первые десятилетия XIX в. отечественные философы про- должали интересоваться немецкой философией, особенно клас- сическими системами Канта и Гегеля. В 1823 г. в Москве возник философский кружок «Общество любомудров». Для любомудров было характерно эстетическое восприятие философских идей, что в значительной мере определило своеобразие русского романтиз- ма. «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты всегда были глубокими мыслителями, были философами», провозглашал
Д.В. Веневитинов (1805-1827) [5. С. 120]. В качестве философ- ских истоков русского романтизма следует назвать имя Шеллин- га, т.к. именно ему «суждено было стать властителем русских душ философских и вплоть до конца века значительным образом влиять на развитие русского философствования. Шеллинг для
России значил больше, чем для Германии»
40
Отечественная война 1812 г. пробудила национальное само- сознание во всех сферах творчества, в том числе и в философии.
Как реакция на вестернизацию возникло славянофильство, крайности которого уравновешивались западничеством, а вместе они образовывали двуликого Януса, обращенного к прошлому и будущему, исконному и чужеземному в поисках лучшего пути для
России.
. Влияние Шеллинга обнаруживается, например, в работе представителя русского ро- мантизма князя В.Ф. Одоевского (1806-1869) «Русские ночи».
Критика западной цивилизации восходит к тезису Шеллинга о кризисе западной рационалистической традиции. Русский роман- тик в современной ему европейской жизни критиковал «односто- ронность» как следствие рационалистического схематизма. По
Одоевскому, только символическое познание может приблизить познающего к постижению «таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную» [5. С. 118].
В истории славянофильства можно условно выделить его предтеч (М. Погодин, С. Шевырев), ранних классиков (И. Киреев-
40
Гулыга А.В. Шеллинг. – М.: Молодая гвардия, 1984. – С. 289.

178
ский, А. Хомяков, К. Аксаков), представителей «официальной на- родности» (Ю. Самарин, С. Уваров), поздних славянофилов (Н.
Данилевский, Н. Страхов, К.Леонтьев).
Среди западников формируются радикальное крыло (В. Бе-
линский, А. Герцен, Н. Огарев), умеренный центр (Т. Грановский,
Н. Анненков), либералы (В. Боткин, К. Кавелин), вырабатывается широкий спектр концепций от «русского социализма» до про- грессистских теорий развития.
Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г. Белинский пи- сал: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до из- вестной степени, как протест против безусловной подражательно- сти и как свидетельство потребности русского общества в само- стоятельном развитии»
41
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) – лидер славяно- филов – был разносторонней личностью: религиозный философ и богослов, историк и экономист, разрабатывающий проекты осво- бождения крестьян, автор ряда технических изобретений (изобре- тение паровой машины было запатентовано в Англии), лингвист, поэт, драматург, живописец, врач.
. Идеи славянофилов повлияли на всю по- следующую русскую религиозную философию. В противовес не- мецкой философии, базировавшейся на протестантском и отчасти католическом духе, славянофилы стремились создать философию, историософию и антропологию в православной интерпретации.
Философские взгляды А.С. Хомякова тесно связаны с учени- ем о церкви. Под Церковью он понимал, прежде всего, рожден- ную даром благодати духовную связь, соборно объединяющую множество верующих в любви и истине. В гносеологии А.С. Хо- мяков, отвергая рационализм, обосновывает необходимость
«цельного знания» (включающего в себя не только рациональное и чувственное познание, но и веру), источником которого также выступает «соборность» («совокупность мышлений, связанных любовью»).
А.С. Хомяков развивает также историософские идеи. Ответ- ственность за рационализм западной культуры философ возлагал
41
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 11 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 10. –
С. 264.

179 на католицизм. Но, критикуя запад, мыслитель не идеализировал ни прошлое России, ни ее настоящее. В русской истории А.С.
Хомяков выделял периоды относительного «духовного благоден- ствия» (царствование Федора Иоанновича, Алексея Михайлови- ча, Елизаветы Петровны). Свой выбор он объяснял отсутствием в эти периоды «великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире». Речь шла о нормальных условиях развития «духа народа». Будущее России виделось Хомякову как преодоление
«разрывов» русской истории.
Философом, спровоцировавшим полемику славянофилов и западников, выступил Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). В
1829-1831 гг. П.Я. Чаадаев написал свои знаменитые «Философи- ческие письма» (первое было опубликовано в журнале «Теле- скоп», 1836 г.), в которых содержалась резкая критика российско- го прошлого и настоящего с точки зрения бесправности русского народа, крепостничества, самодержавия, православия, которые обособили и отбросили Россию на многие годы назад. Будучи христианином, П.Я. Чаадаев видел главную причину бед в выбо- ре Россией религии «дряхлой Византии», в результате чего были забыты истинные заветы Христа, и Россия осталась в стороне от европейских принципов жизни. Суровой была реакция властей: журнал закрыли, редактора Надеждина сослали в Сибирь. А.С.
Хомяков писал о Чаадаеве: «Может быть, никому не был он так дорог, как тем, кто считался его противником. Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце… привлекали к не- му всех. В то время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон, он особенно был дорог тем, что он и сам бодрствовал, и других пробуждал»
42
Главное направление размышлений П.Я. Чаадаева – фило- софское осмысление истории. Западная версия христианства – ка- толичество – было объявлено мыслителем фактором, определив- шем магистральную линию цивилизации, а весь Восток, особен- но Китай, назван сферой «тупой неподвижности». Россия не при- надлежит ни Востоку, ни Западу. «Одинокие в мире, мы ничего не
42
Цит. по: Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной; 4-е изд. –
М.: Гардарики, 2008. – C. 353.

180 дали миру, ничему не научили его»
43
П.Я. Чаадаев немало пострадал за свои взгляды. Был объяв- лен сумасшедшим и заключен под домашний арест. После этих унижений, а также после французской революции 1830 года
П.Я. Чаадаев вынужден был изменить свой первоначальный взгляд на Запад. Иначе он стал оценивать и судьбу России: «У нас другое начало цивилизации… Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое… То- гда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что при- шли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам»
. По мысли П.Я. Чаадаева,
Россию нельзя даже назвать христианской страной, т.к. в ней су- ществует рабство (крепостное право).
44
Вопрос о том, был ли отказ
Чаадаева от своих первоначальных взглядов искренним или един- ственной попыткой сохранить себе жизнь, до сих пор остается открытым.
Во второй половине XIX в.
Обособленно от политических страстей развивалась филосо- фия в духовных академиях (Ф. Голубинский, П. Юркевич). Среди философствующих литераторов возвышались Ф.М. Достоевский с его трагедийным миропониманием и Л.Н. Толстой с «непротив- лением злу насилием». Н.Н. Данилевский в книге «Россия и Ев- ропа» развил концепцию культурно-исторических типов, пред- восхитив Шпенглера и Тойнби. Апологет византизма и консерва- тивный славянофил К.Н. Леонтьев отмечал мещанское идолопо- клонничество буржуазного Запада и разрушительную силу мате- риального благополучия. складывается несколько активно пропагандирующих себя философских и социальных течений, от- части перешедших в следующее столетие. Впервые возникла си- туация полифонии мысли, не преследуемой властями, что приве- ло к подлинному ее расцвету. Анархизм (М. Бакунин,
П. Кропоткин), позитивизм (П. Лавров), материализм (Н. Чер-
нышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксизм (Г. Плеханов,
А. Богданов, В.И.Ленин) во взаимной полемике поднимали общий тонус философского мышления [7].
43
Там же.
44
Там же. – С. 354.

181
Подлинной вершиной философского духа стал Владимир
Сергеевич Соловьев (1853-1900), первый оригинальный русский философ общеевропейского масштаба, создавший фундаменталь- ное учение о Богочеловечестве, всеединстве, оправдании добра. В нем отечественная мысль, прошедшая западную школу и обра- тившаяся к собственным корням, дала их великолепный синтез.
Мечтая о восстановлении христианского мира, Соловьев вы- ступал за воссоединение православия и католичества. В последние годы жизни философ развивал систему религиозной этики («Оп- равдание добра»), разрабатывал вопросы теории познания («Теоре- тическая философия») и истории философии («Жизненная драма
Платона» и др.), переводил сочинения Платона, подводил итог соб- ственным историософским исканиям («Три разговора»).
Принцип Всеединства является основополагающим в фило- софии В.С. Соловьева. Единство всего – эта формула в религиоз-
ной онтологии Соловьева означает, прежде всего, связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Эта идея состоит в
«положительном всеединстве», в силу которого Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и, будучи безусловно само- стоятельным и единичным существом – вместе с тем есть произ- водящее начало всего другого. Бог как абсолютный субъект бы- тия, являясь творцом и вседержителем мира, нераздельно связан с собственным творением, но никогда полностью не совпадает и не сливается с ним.
В онтологии В.С. Соловьева различают три вида бытия: яв- ления, мир идей, абсолютное бытие; в гносеологии – соответст- венно три основных вида познания: опытное, разумное и мисти- ческое. При этом опыт веры может и должен быть представлен на суд всегда критического философского разума.
Исключительное значение Соловьев придавал идее развития, настаивая на совместимости ее с библейской картиной мира.
Эволюция имеет всеобщий характер и состоит из трех основных этапов: космогонического (развитие природы, завершается воз- никновением человека), теогонического (формирование древних мифологических систем завершается «самосознанием человече- ской души как начала духовного») и исторического (постепенное

182 одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала).
Ответственность за грехопадение Соловьев возлагал на «ми- ровую душу». Мировая душа – первооснова реальности. Свобод- ным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от боже- ства и распался сам в себе на множество враждующих элементов.
«Душа мира», отпадая от божества, дает начало развитию. Она же, «мировая душа» («идеальное человечество»), должна в итоге исторической эволюции явиться уже в образе Богочеловечества.
Для христианского сознания главное событие мировой истории – пришествие Христа – уже произошло. Дальнейшая цель истории
«состоит в универсальном усвоении этой индивидуальной побе- ды», или в распространении ее следствий на все человечество или на весь мир. Вот как пояснял эту мысль Е.Н. Трубецкой в своем фундаментальном труде «Миросозерцание В.С. Соловье- ва»: «Богочеловечество лишь при том условии является реальным делом, если оно вносит в мир и выражает собой во времени нечто абсолютно новое, от века не бывшее. Если бы человек для спасе- ния своего должен был только вернуться к тому, чем он когда-то был до начала мира, то кровавый пот и крестная смерть были бы, конечно, излишними…»
45
В этике философ выделял три типа нравственных отношений
(чувств): стыд, жалость и благоговение. Стыд указывает на над- природный статус человека (человек не может быть «равен» жи- вотному, он всегда «выше» или «ниже» его); жалость означает со- лидарность с живыми существами; благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу. Заповедь любви, как основополагающая заповедь христианства, не связана с ка- кою-нибудь отдельною добродетелью, а есть завершительное вы- ражение всех основных требований нравственности.
. Так в метафизике Соловьева обосно- вывается исключительное значение человеческого творчества, способного в своих высших проявлениях к подлинному религи- озному преображению мира.
45
Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. – М.: Московский философ- ский фонд «Медиум», 1995. Т.1. – С. 417-418.

183
Большое влияние оказали работы Соловьева на развитие фи- лософии права в России и на русскую политико-юридическую публицистику начала XX века. Считая право непременной ком- понентой христианской культуры, мыслитель считал, что нравст- венность и право не могут противоречить друг другу и где-то
(пусть по минимуму) прямо друг с другом совпадают.
В эстетике В.С. Соловьев утверждал, что «цель искусства состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой». Философ дал следующее опре- деление художественного творчества: «Всякое ощутительное изо- бражение какого бы то ни было предмета и явления… в свете бу- дущего мира есть художественное произведение»
46
В.С. Соловьев оказал значительное влияние не только на фи- лософскую мысль конца XIX – начала XX вв., но и на русский символизм – на творчество Вяч. Иванова, А. Блока, А. Белого и др. Именно Соловьеву обязан русский «серебряный век» интере- сом к религиозно-философской проблематике, который во многом определил атмосферу духовной жизни первых десятилетий XX в. в России. По утверждению исследователей творчества
В.С. Соловьева, он остался недооцененным и не вписанным в контекст мировой философии только потому, что писал свои про- изведения на русском языке, которые не переводились на евро- пейские языки, но по глубине мысли и постановке философских проблем В.С. Соловьев был наравне с величайшими философами
XIX века.
9.4.
Русская философия XX века
Русская философия конца XIX – начала XX вв.
46
Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1988. Т.1. – С. 390.
Первоначаль- но XX век принес дальнейший подъем русской мысли на фоне общего расцвета культуры «серебряного века», ставшего «золо- тым» по обилию ярких имен и творческих достижений для рус- ской философии. В начале века была создана развитая инфра- структура в виде религиозно-философских обществ («Религиоз- но-философское общество памяти В. Соловьева» в Москве

184 1906 г.; Петербургское религиозно-философское общество
1907 г.), журналов («Новый путь», «Вопросы жизни» и др.), объе- динений; выходили сборники («Проблемы идеализма», «Вехи»,
«Из глубины»). Интерес к религиозно-метафизическим идеям был глубоким, что нашло отражение в самых различных сферах интеллектуальной деятельности. Это относится и к философско- литературному творчеству (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов), философии права (П.И. Новгородцев и др.).
Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) – профессор Мос- ковского университета, либеральный общественный деятель (был депутатом первой Государственной думы). Под его редакцией вышел в 1902 г. сборник «Проблемы идеализма», который можно считать метафизическим манифестом. Ученый-юрист испытывал влияние кантианства и нравственно-правовых идей В. Соловьева.
Исключительное значение в философских воззрениях Новгород- цева имело его учение о личности. Мыслитель последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаи- вая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственно- го сознания, в ее морали и религиозных потребностях» («Введе- ние в философию права»). В работе «Об общественном идеале»
Новгородцев подверг философской критике различные типы уто- пического сознания. Он признавал необходимость «абсолютного общественного идеала», принципиально несводимого ни к какой социально-исторической эпохе, «ступени», «формации», что по- зволит избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем «земного рая». Лишь в свете высших идеальных начал временные потребности получают оправдание.
Но, с другой стороны, именно в силу этой связи с абсолютным каждая относительная ступень имеет свою ценность. Требовать от этих относительных форм безусловного совершенства – значит искажать природу и абсолютного, и относительного и смешивать их между собою, считал мыслитель.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) считается од- ним из основателей русского экзистенциализма (от лат. existentia
– существование), в центре внимания которого проблемы суще- ствования человека. Одной из центральных тем в его творчестве

185 является тема России (в 1946 г. в Париже вышла его книга «Рус- ская идея»). Неприятие Октябрьской революции 1917 г. и боль- шевизма не помешало философу проявлять исключительную ак- тивность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в Московском университете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, одним из органи- заторов Вольной академии духовной культуры (1918 г.). Однако в
1922 г. Бердяев вместе с большой группой деятелей отечественной культуры был выслан за границу, где вел активную плодотворную деятельность: писал книги, выступал с лекциями.
Две российские книги Бердяева – «Философия свободы»
(1911) и «Смысл творчества» (1916) – обозначили основные по- нятия его философии. Два начала – Бог и свобода – образуют два онтологических центра философии Н.А. Бердяева. Происхожде- ние свободы объявляется тайной, таинственны и ее отношения с
Божественной свободой, с Логосом. «Логос от Бога, свобода же из бездны, предшествующей бытию». Бердяев утверждал, что в ко- нечном счете эта «коренящаяся в Ничто» свобода преображается
Божественной любовью. Постоянно апеллируя к христианским темам, философ никогда не претендовал на ортодоксальность.
Бердяев выделял два типа свободы: «свобода от» («царства при- роды») и «свобода для» (творческого прорыва к «царству духа»).
Понятия «личность», «творчество», «свобода» философ применял при анализе проблем, изучению которых он посвятил значитель- ную часть жизни: русская идея, русская душа, судьба России, культура и цивилизация, истоки и смысл русского коммунизма и др.
Продолжателем философской традиции В. Соловьева был
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944). В начале творческого пути С. Булгаков увлекался марксизмом, был близок к социал- демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции
Булгакова передает заглавие его книги «От марксизма к идеализ- му» (1903 г.). В 1918 г. он принял сан священника, а в 1922 г. был выслан из России.
В философских и богословских трудах Булгакова централь- ную роль играет софиология. Он трактовал Софию как «идеаль- ную основу мира», Душу мира, Вечную Женственность, нетвар-

186 ный «вечный образ». Софиология Булгакова – это онтологическая система, развитая в традиции философии всеединства и восходя- щая своими корнями к платонизму. В ней предпринята попытка радикального – в рамках христианской парадигмы – обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса как обла- дающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию. Мир не тождественен Богу – это именно тварный мир,
«вызванный к бытию из ничто». Но при всей своей вторичности он обладает «собственной божественностью, которая есть тварная
София». Космос – живое целое, живое всеединство, и у него есть душа. С.Н. Булгаков различал «предвечную Софию» и мир как
«становящуюся Софию». София играет ключевую роль в обосно- вании всеединства бытия, отсутствия абсолютных границ между божественным и тварным мирами, между началом духовным и природным («идея духовной телесности»). Историческое творче- ство человека оказывается сопричастным вечности, будучи выра- жением универсальной логики развития живого, одушевленного
(софийного) космоса. «София правит историей», – утверждал
Булгаков в своей работе «Философия хозяйства».
Сложную диалектику философских идей можно обнаружить при рассмотрении «конкретной метафизики» Павла Александро-
вича Флоренского (1882-1937). Будучи студентом физико- математического факультета Московского университета, П. Фло- ренский выдвинул ряд новаторских математических идей. После окончания Московской духовной академии и защиты магистер- ской диссертации остался там преподавателем (позднее стал про- фессором по кафедре истории философии), был рукоположен в сан священника. В 1920-х гг. деятельность философа, богослова и ученого протекала в различных областях культурной, научной и хозяйственной жизни: он участвовал в Комиссии по охране па- мятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в орга- низации Государственного исторического музея, занимался науч- но-исследовательской работой в государственных научных учре- ждениях (им был сделан ряд серьезных научных открытий), пре- подавал во ВХУТЕМАСе, был редактором «Технической энцик- лопедии» и т.д. В 1933 г. П.А. Флоренский был арестован и осуж- ден, находился в Соловецком лагере, в 1937 г. расстрелян.

187
П.А. Флоренский критиковал философский рационализм, на- стаивая на принципиальном антиномизме (противоречивости) ра- зума и бытия. Наш разум «раздроблен и расколот», «надтреснут» также и тварный мир. Все это – следствие грехопадения. Однако жажда «всецелостной и вековечной Истины» остается в природе даже «падшего» человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. «Повреж- денность» мира и несовершенство человека неравносильны их богооставленности. Не существует никакой онтологической безд- ны, разделяющей Творца и творение. В образе Софии Флорен- ский видел символическое раскрытие единства небесного и зем- ного: в нетленной красоте тварного мира, в «идеальном» в чело- веческой природе. Интересно учение Флоренского о языке, кото- рый всегда символичен, выражает «энергию» бытия.
Идеи Флоренского о языке нашли продолжение в философии
Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) – выдающегося филосо- фа и ученого. В ранний период творчества Лосев серьезным обра- зом воспринял методологические принципы феноменологии Гус- серля: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагавший «очищение» сознания от всякого психологизма и переход к «чистому сознанию», «усмотрение сущностей». Лосев- ский эйдос – не эмпирическое явление и не акт сознания. Это
«живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины», являющими сущность предмета. Сло- во, согласно философу, всегда выражает сущность вещи. Назвать вещь, дать ей имя, выделить ее из потока смутных явлений, пре- одолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир ос- мысленным. Поэтому весь мир есть не что иное, как имена и сло- ва разных степеней напряженности. Поэтому «имя есть жизнь».
Идея единства, объединения, преодоления раздробленности во всех сферах человеческой жизни и жизни всего космоса лежит в основе философии русского космизма. В этом направлении, сложившимся в конце XIX начале XX вв., сливались две ветви, представленные, с одной стороны, философами Н. Федоровым,
В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым и С. Булгаковым, а с другой учеными К. Циолковским, В. Вернадским, Л. Чижев-
ским и др.

188
В центре внимания русских «космистов» находились вопросы о перспективах развития земной цивилизации, о направлении развития человечества. Их объединяло глубокое убеждение в том, что человечество сможет продлить свое существование только в том случае, если установит гармонические отношения со всем космосом. Необходимым условием этого является достижение всеобщего братства всех людей планеты. Центральной идеей уче- ния русских космистов является идея активной эволюции, т.е. пе- рехода к такому этапу, когда человечество будет направлять раз- витие мира в соответствии с требованиями разума и нравственно- сти. Представители этого направления верили в неограниченные возможности человека, в прогресс человеческой цивилизации.
В основе русского космизма лежали идеи Н.Ф. Федорова
(1828-1903).
Они оказались созвучными концепциям соборности и всеединства В.С. Соловьева. Творчество Н.Ф. Федорова прони- зывала мысль о том, что человечество можно спасти и помочь ему обрести бессмертие. Достичь этого можно в том случае, если человек откажется от наращивания техники, разрушающей при- роду и ведущей человечество в тупик, и обратится к собственной своей естественной природе, станет сознательно управлять своей эволюцией. Но для этого нужно «общее дело», суть которого
достижение единства человечества. Всеобщее братство, по мысли
Федорова, должно охватить не только ныне живущих людей, но уже ушедших и будущих. О путях достижения этой великой цели повествует его утопия о физическом воскрешении всех прошлых поколений с целью воссоздания человечества, разум которого сможет сознательно управлять природой, направляя все беско- нечное развитие. Начать это общее дело должна Россия, посколь- ку она не испорчена западной безбожной цивилизацией.
Утопический проект философа содержал в себе вполне жиз- ненные идеи о космическом масштабе человеческой деятельно- сти, о гуманизации всей жизни человечества и достижении его братства как условия дальнейшей эволюции при сохранении че- ловеческой индивидуальности. Эти идеи нашли свое продолже-

189 ние в трудах крупнейших русских ученых К.Э. Циолковского,
А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского.
Наиболее интересны концепции К.Э. Циолковского (1857-
1935) и В.И. Вернадского (1863-1944). Циолковский разрабаты- вал «космическую этику»: исходя из убеждения об одушевленно- сти всех форм и ступеней материи, он доказывал, что обмен ато- мами в космосе понуждает все разумные существа к круговой по- руке и заботе о мировом целом. Смысл философии В.И. Вернад- ского заключался в стремлении определить место человека не только на нашей планете, но и в космосе. В своей книге «Научная мысль как планетное явление» (1937-1938) он пишет, что совре- менная эпоха характеризуется переходом от биосферы к ноосфере
(от греч. noos – ум, разум): человечество, превращаясь в новое планетарное явление, становится мощной геологической силой. С этого периода начинается антропологическая эра в геологической истории земли. Исследования этих мыслителей актуальны для нашего времени, когда решение экологических проблем требует объединенных усилий всего современного человечества.
Наряду с упомянутыми школами и направлениями в России оформилось и существовало с конца XIX века еще одно фило- софское течение, связанное с учением К. Маркса (первый мар- ксист – Г.В. Плеханов; марксизм как идеология коммунистиче- ской революции – В.И. Ленин). В советское время марксизм (а точнее, диалектический и исторический материализм) стал офи- циальной философией, единственной, какую разрешалось препо- давать, изучать, разрабатывать. Прежнее разнообразие философ- ских позиций, начиная с 20-х годов XX века, сменилось однооб- разием, вводимым «сверху» властными структурами. Такое поло- жение сохранялось много десятилетий, заняв значительный отре- зок истории нашего общества. Однако и в это время работали та- лантливые философы и преподаватели философии: Б.С. Черны- шев, В.Ф. Асмус, Ю.К. Мельвиль, В.В. Соколов, Э.В. Ильенков,
А.В. Гулыга, В.П. Тугаринов, И.С. Нарский и многие другие, ко- торые разрабатывали оригинальные концепции, не потерявшие своей значимости и сегодня.

190
Выводы
Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, имея в ней глубокие корни, русская философия отличается осо- быми чертами, позволяющими представить ее как единое целое, и придающими ей национально-самобытный характер. Специфика русской философии заключается в следующем:
1. Антропологизм – особый интерес к человеку, его судьбе, месту в мире, свободе и ответственности, творчеству, повышен- ное внимание к нравственной проблематике.
2. Отсюда цель русской философии – подняться над абст- рактным теоретизированием, дать человеку высшие ценности для созидания жизни.
3. Характерная черта русской философии – плюрализм, мно- жественность теорий, идей, концепций.
4. «Русская философия... резко и безоговорочно онтологична»
(Н. Бердяев), ее сквозные темы – бытие, его строение, творение, взаимоотношения бытия и Бога.
5. Тема Софии – премудрости Божией в устроении мира –
является одной из сквозных на протяжении всей истории русской религиозной философии. Её отличают стремление к целостности и ключевые понятия – «соборность», «всеединство», «цельное знание».
7. Русской философии присущ космизм – подход к человеку как к существу, неразрывно связанному с космосом.
8.
Наконец, специфика русской философской мысли выража- ется в оригинальных достижениях в области историософии, осо- бый интерес к которой традиционно присущ русской традицион- ной культуре.
Контрольные вопросы и задания
1.
Охарактеризуйте основные идеи русской философской мысли XI-XVII вв. Какие исторические и теоретические предпо- сылки определили становление русской философии?

191 2.
Опишите философские принципы русского Просвещения.
Проведите сравнительный анализ западноевропейского и русско- го Просвещения с точки зрения философских идей и мировоз- зренческих принципов.
3.
Какие философские вопросы и ответы легли в основу раз- межевания западников и славянофилов? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.
4.
Раскройте основные положения русской религиозной фи- лософии и назовите выдающихся представителей этого направле- ния. Насколько русская религиозная философия актуальна и вос- требована сегодня?
5.
Какие идеи и направления характерны на русской фило- софии ХХ в.? Перечислите имена наиболее ярких философов
ХХ в. в России.
6.
Можно ли назвать русскую философию самостоятельным явлением и почему?
Библиография
1.
Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма. – М.:
Самообразование, 2007.
2.
Андреева И.С. Философы России второй половины XX века.
Портреты / РАН ИНИОН. – М., 2009.
3.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. – СПб.: Азбука-
Аттикус, Авалонъ, 2011.
4.
Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. – М.: ИФРАН,
2010.
5.
История русской философии: учебник / под ред. М.А. Маслина.
Изд. 2-е. – М.: КДУ, 2008.
6.
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. 6-е изд., перер. и доп. – М.: Проспект. 2014. – С. 197-225.
7.
Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве.
Глава 4. Становление социального государства в России. – М.: Инфра-М.,
2012.
С. 113-121.

192
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


написать администратору сайта