Главная страница
Навигация по странице:

  • Кочеткова

  • ISBN 978-5-7339-1079-6 © МИРЭА, МГУПИ, 2015Ф 51 3 ПРЕДИСЛОВИЕ

  • ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 1.1. Генезис философии и развитие её предмета

  • Генез (происхождение) философии

  • «fileo»

  • 1.2. Структура и проблемы философии

  • Гносеология и эпистемология

  • Контрольные вопросы и задания

  • Библиография 1. Александров В.И.

  • Канке В.А.

  • ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  • Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки


    Скачать 3.19 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
    Дата30.05.2022
    Размер3.19 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofia_uchebnik__pod_obsch_red_d-ra_filos_nauk_L_N_Kochetkovo.pdf
    ТипУчебник
    #557872
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
    (МИРЭА, МГУПИ)
    ФИЛОСОФИЯ
    Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
    Москва
    МИРЭА, МГУПИ
    2015

    УДК 1
    ББК 87
    Ф 51
    Утверждено редакционно-издательским советом МИРЭА, МГУПИ
    в качестве учебника для студентов
    Р е ц е н з е н т ы : д-р филос. наук, проф. В.С. Глаголев (Московский государственный институт меж- дународных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ); д-р филос. наук, доц. А.М. Орехов (Российский университет дружбы народов); общеуниверситетская кафедра философии и религиоведения Московского город- ского педагогического университета
    А в т о р ы :
    Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева, С.Г. Гладышева,
    Г.Ф. Ручкина, Е.В. Водопьянова, Л.А. Зайцева, Н.А. Широкова
    Философия : учебник / Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина,
    Е.В. Гладышева и др.; под общ. ред. д-ра филос. наук Л.Н. Кочет- ковой. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с.
    ISBN 978-5-7339-1079-6
    Учебник «Философия», разработанный в соответствии с Программой ба- зового учебного курса «Философия» и требованиями ФГОС по философии, знакомит с историей философской мысли и основными разделами современ- ного философского знания: онтологией, гносеологией, философской антро- пологией, социальной философией, философией культуры и др. Особое вни- мание уделено философским проблемам науки, техники, информатики, акту- альным вопросам инженерно-технического образования, что соответствует специфике изучения и преподавания философии в техническом университете.
    Учебник «Философия» рекомендуется бакалаврам технических и экономи- ческих направлений подготовки, изучающим философию в высших учебных заведениях, а также магистрантам и аспирантам при изучении дисциплин «Фи- лософия науки и техники», «Современные технологии и методы научного ис- следования», «Теория и методология научного познания», «История и филосо- фия науки». Учебник будет полезен преподавателям философии и всем тем, кто интересуется развитием философской мысли.
    Учебное издание
    Кочеткова Людмила Николаевна, Матронина Лилия Федоровна,
    Гладышева Елена Васильевна и др.
    ФИЛОСОФИЯ
    Учебник
    Печатается в авторской редакции
    Подписано в печать . .2014. Формат 60×84 1/16.
    Физ. печ. л. . Тираж экз. Изд. № . Заказ №
    Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА, МГУПИ)
    119454, Москва, пр. Вернадского, д. 78
    ISBN 978-5-7339-1079-6
    ©
    МИРЭА, МГУПИ, 2015
    Ф 51

    3
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    50-летию кафедры философии,
    социологии и политологии МИРЭА
    посвящается
    Пространство философии огромно и безгранично. В него входят неповторимые образы, строгие научные утверждения, ценностные ориентиры, модели мироздания, общественные идеа- лы, что в совокупности и составляет все богатство человеческой мудрости. Другими словами, философия – это не только учебная дисциплина – это мощная сфера духовной жизни человека, осо- бый тип мышления и специфическая форма познания окружаю- щего мира. Поэтому в процессе изучения философии Вы столк- нетесь с огромным количеством идей, положений, концепций, каждая из которых самоценна и демонстрирует направление ду- ховного освоения мира человеком.
    Философия создается человеком для того, чтобы рационали- зировать и понять окружающий мир, определить многогранное отношение ко всему, что его окружает, в том числе, и к самому себе. Человек в его различных проявлениях всегда занимал цен- тральное место в философии со времен её возникновения и до наших дней. Но это нисколько не снижает научного значения фи- лософии, напротив, повышает её актуальность и востребован- ность в плане сознательного выбора перспектив развития челове- чества в ХХI веке.
    Философское образование исключительно важно для студен- тов технических направлений. Философия оттачивает мышление, обогащает и усиливает его культурный и интеллектуальный по- тенциал, помогает включить профессиональное техническое творчество в контекст современных процессов, придает гумани- стический смысл и направленность профессиональной деятель- ности. В связи с этим особое место в данном учебнике занимает анализ философских проблем науки, техники, информатики, ин- женерной деятельности и инженерно-технического образования.

    4
    Учебник «Философия» отражает все основные разделы ву- зовского курса философии, формулирует контрольные вопросы и задания для студентов, представляет библиографические списки по всем темам.
    Данный учебник подготовлен коллективом преподавателей кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА в соста- ве: д.ф.н., проф. Водопьянова Е.В. (глава 7), к.ф.н., доц. Глады- шева Е.В. (главы 9, 11), к.ф.н., доц. Гладышева С.Г. (главы 3, 6), к.ф.н., доц. Зайцева Л.А. (глава 10), д.ф.н., доц. Кочеткова Л.Н.
    (Предисловие, глава 1), к.ф.н., доц. Матронина Л.Ф. (главы 2, 4,
    14, 16, 17, 18, Заключение), к.ф.н., проф. Ручкина Г.Ф. (главы 5,
    12, 13, 15), к.ф.н., доц. Широкова Н.А. (глава 8) под общей редак- цией д.ф.н. Кочетковой Л.Н.
    Авторы и составители учебника не просто транслируют об- щепринятые философские знания, но и выводят студентов и всех читателей на увлекательную дорогу творческого поиска истины, креативного мышления, решения актуальных философских про- блем в целях осмысления современной жизни и определения дальнейших перспектив развития общества и человека с фило- софской точки зрения.
    ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
    ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
    ФИЛОСОФИИ
    1.1. Генезис философии и развитие её предмета
    Люди всегда стремились познать окружающий мир и разга- дать тайну мироздания. Тех, кто осознанно занимался решением этих проблем, называли философами. Так великие мыслители всех времен способствовали становлению и развитию неповто- римого явления – философии.
    Философия – это сложное и неоднозначное образование, включающее осмысление различных вопросов от строения Все- ленной до смысла человеческой жизни, поэтому дать простое и

    5 единственно верное определение философии невозможно, тем более, что понятие философии, её место и значение менялись в истории человечества.
    Одно можно сказать уверенно: философия – это одновремен- но наука, мировоззрение, особая форма познания мира и специ- фический тип мышления. Её продукты – идеи, теории, концеп- ции, учения. В этом смысле философия выступает духовной формой жизни человека и общества, результатом духовного ос- воения мира.
    Как любое значительное явление, философия не может быть понята без рассмотрения вопроса о её происхождении, т.к. в про- цессе происхождения философии заложены её сущность и спе- цифика.
    Генез (происхождение) философии относится к периоду возникновения мировой цивилизации. Древнеегипетские, вави- лонские, древнекитайские, древнеиндийские, древнегреческие, древнеримские источники свидетельствуют о том, что «на заре своего развития» человек уже ставил и пытался решать философ- ские проблемы. Но в древнем мире философские идеи были ча- стью более широких религиозных, социальных, политических воззрений. Решающей для возникновения философии как само- стоятельного, автономного явления стала античная эпоха. Доста- точно сказать, что само слово «философия» имеет древнегрече- ское происхождение.
    Появление философии неслучайно. Для того чтобы выжить в мире, который во многом был враждебным для человека, необхо- димо было изучать и анализировать окружающую действитель- ность, выявлять и понимать законы её функционирования, опре- делять свое поведение и место в ней, что естественно, связано с напряжением не только физических, но и всех внутренних (ду- ховных) сил человека. Именно эта тяга к познанию и положила начало философии, которая возникла от соединения двух само- стоятельных понятий в одно целое: «fileo»любовь, влечение,
    стремление, страсть и «sofia» – знание, умение, высокая сте-
    пень ума, мудрость. Поэтому философию часто называют «лю- бовью к мудрости» или «любомудрием».

    6
    Первое применение термина «философия» приписывается древнегреческому философу Пифагору, который с понятием
    «философ» связывал личность, стремящуюся к мудрости, но не являющуюся мудрецом, т.к. истинными мудрецами могут быть только боги. У другого древнегреческого философа Сократа с понятием «философ» связывалось представление о человеке, ко- торый пытается осмыслить то, что происходит или уже произош- ло, навсегда вписав философию в контекст актуальности, т.е. ре- ально происходящих событий.
    Великий древнегреческий философ Платон пошел еще дальше. Понятие «sofia» стало более значительным, чем только мудрость. Платон вложил в него более глубокий смысл – «лю- бовь к истине», «трепетное отношение к идее». Так за термином
    «философия» закрепился особый тип рационального (разумного)
    познания истины, отличный от мифологии и религии, в рамках которого формулировались и обсуждались наиболее важные про- блемы с точки зрения истинного (адекватного окружающему ми- ру) знания.
    В процессе своего становления философия как способ позна- ния действительности являлась совокупностью синкретических
    (разрозненных) знаний обо всем: о природе, Вселенной, человеке, душе, искусстве, воспитании, поведении, медицине, математике, физике и т.д. Философия признавалась всеобъемлющим, всеохва- тывающим знанием, за пределами которого не существовало ни- какого другого знания. Философия имела значение тотального объединителя полученных знаний о мире. Она сама – все это зна- ние. Любое теоретическое знание считалось философским. Та- ким образом, на протяжении длительного исторического периода философия ассоциировалась с теоретическим познанием окру- жающего мира и стремлением объяснить реальность в её различ- ных проявлениях. Например, древние математики Пифагор, Ар- химед, Евклид являются не только учеными, но общепризнанны- ми философами. Другими словами, в условиях античности любой ученый считался философом, а любой философ – ученым, т.к. каждый из низ них стремился к истинному знанию о мире. Отсю- да проистекает определение философии как «царицы наук» или
    «науки наук», подкрепленное утверждением древнегреческого

    7 философа Аристотеля о том, что философия является «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабы- ни, не смеют прекословить»
    1
    Концепция распочкования философии. В период с XV по
    XVIII вв. по мере развития конкретных наук от философии стали
    «отпадать» (отпочковываться) целые области знаний, составив- шие в последствии блоки естественных и социально- гуманитарных наук: математика, механика, физика, химия, ас- трономия, биология, психология и т.д. Процесс отделения и фор- мирования самостоятельных наук продолжается и по сей день.
    Относительно недавно самостоятельный статус приобрели такие науки, как политология, социология, педагогика, социальная пси- хология, акмеология, исторические и теоретические корни кото- рых можно найти в философских учениях древности.
    В результате этого возникает закономерный вопрос: остается ли что-нибудь для самой философии? Не лишается ли философия своего содержания благодаря бурному процессу развития и диф- ференциации научного знания? Ответ на этот вопрос может быть найден с помощью определения предмета философии.
    Концепция предметного самоопределения философии. Со- гласно этой концепции генезис философии как самостоятельной науки не отличался, в основном, от генезиса других наук. С этой точки зрения философия не должна брать на себя роль «науки наук». Предмет философии специфичен, стабилен и неизменен.
    Из него выделять и отдавать другим наукам нечего. Так какое же место занимает философия в системе наук?
    Важно отметить, что ученые обращаются к философии тогда, когда встречаются со значительными затруднениями и пробле- мами в развитии собственных наук. Философия помогает разра- ботать проблематику той или иной науки, оценить её способность найти свой подлинный предмет исследования, выявить законы и методы, а значит стабилизировать круг её проблем. Философия не порождает науки, а уточняет и углубляет их понимание.
    Приведем два примера. Развитие физики и создание специ- альной теории относительности в начале ХХ в. привело к необ-
    1
    Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. – С. 102.

    8 ходимости радикального пересмотра классических представле- ний о физических явлениях и физических законах, что потребо- вало создания новой теории физической реальности на основе принципов относительности и вероятности. Именно этот процесс вошел в историю как «революция в физики», в котором филосо- фия сыграла главную роль, обосновав тезис о том, что разные фи- зические системы могут описываться разными законами, при этом сохраняется истинность как законов классической механи- ки, так и законов теории относительности.
    Второй пример касается развития техники и технических на- ук. В середине ХХ в. люди столкнулись с необходимостью ос- мысления последствий научно-технического прогресса. Оказа- лось, что научно-технический прогресс несет в себе не только положительные, но и отрицательные последствия в виде реаль- ных угроз существованию человека. Потребовалась философская оценка результатов технического развития, чем естественно не занимались создатели новых технических устройств. Это привело к тому, что возникло целое научное направление – философия техники, которая стала решать философские проблемами техни- ки, способствуя постановке конкретных научно-технических за- дач с точки зрения потребностей общественного развития. И до сих пор философские проблемы техники и технического развития не потеряли своей актуальности, учитывая особенности совре- менного этапа научно-технического развития. Другими словами, в результате взаимодействия философии с естественными и тех- ническими науками объем философских знаний увеличивается, а естественные и технические науки приобретают новый смысл и траекторию развития.
    Таким образом, несмотря на вечные споры о предмете и пред- назначении философии, современное научное сообщество пре- красно понимает, что без философии невозможно двигаться впе- ред – выдвигать идеи, гипотезы, выстраивать теории и концепции в любой области знания. В этой связи можно привести слова одно- го из создателей современной физики, Лауреата Нобелевской пре- мии по физике, подготовившего нескольких Нобелевских лауреа- тов Нильса Бора, который говорил: «три четверти времени мои аспиранты занимаются философией, а физика и математика за-

    9 нимают в их подготовке не более четверти. Современная наука требует колоссальной философской изощренности».
    С одной стороны, как любой науке, философии присущи пять базовых признаков: предмет, методы, категории, законы и
    функции.
    С другой стороны, философия обладает спецификой по срав- нению с другими науками, которая заключается в том, что:
    1) философия вырабатывает общие, целостные знания о ми- ре и человеке на основе интеграции знаний разных наук, чего не может сделать ни одна частная наука;
    2) философия в отличие от частных наук не только познает мир, но и оценивает его;
    3) философия формулирует общие методы исследования действительности, которыми могут пользоваться разные науки, в то время как частные науки ориентированы только на кон- кретную область действительности.
    В этом смысле: философия – это общая система знания; философия – это система общих оценок и позиций; философия – это система общих методов и принципов дея- тельности, в результате чего связь философии с другими науками становится неизбежной.
    Специфика философии в её универсальности, т.е. она при- менима ко всем наукам, ко всем областям знания, ко всем видам человеческой деятельности. В настоящее время существуют и бурно развиваются такие отрасли философии, как философия ис- тории, философия культуры, философия образования, философия религии, философия науки, философия политики, философия права, философия языка, философия техники. Относительно кон- кретных наук наиболее развитыми являются философия матема- тики, философия физики, философия информатики, философия хозяйства (экономики) и т.д.
    Предмет философии. Однако не следует понимать, что фило- софия ограничивается решением философских проблем частных наук. И сегодня человек на уровне философских понятий про- должает размышлять о происхождении мира и месте человека в нем, о себе и обществе, о ценностях цивилизации, о добре и зле, о

    10 прекрасном и безобразном, о справедливом и несправедливом, об истинном и ложном, что всегда составляло проблематику фило- софского знания.
    Философский подход к анализу действительности вызван не- преходящей потребностью человека в разумном объяснении сути окружающего мира, своего места в нем, обосновании логики и смысла исторического развития, личной свободы и ответственно- сти. Эти вопросы никогда не потеряют актуальности, т.к. в раз- ных исторических условиях на основе накопленных знаний и опыта каждое поколение отвечает на эти вопросы по-новому.
    Неизменным остается только то, что человек в рамках фило- софии осмысливает мир и себя как проблему, ставит конкретные вопросы и ищет на них конкретные ответы. Это осуществляется посредством философской рефлексии (reflexio – размышление, рассуждение, оценивание), т.е. способности человека отражать в сознании и оценивать окружающую реальность, познавать её.
    Коротко говоря, философия имеет дело с отношением чело-
    века к окружающей действительности.
    Одной стороной этого отношения выступает человек с его сознанием, мышлением, ощущениями, переживаниями, воспри- ятием, ибо именно человек является той высшей формой, которая порождена действительностью и включена в неё, выделяя и про- тивопоставляя ей себя.
    Второй стороной этого отношения является реальность, дей- ствительность, универсум, окружающий мир, включающий при- роду, общество и других людей, который во взаимоотношении с человеком приобретает свои конкретные проявления.
    Взаимоотношения этих сторон могут по-разному трактовать- ся различными философскими направлениями, в чем можно убе- диться при дальнейшем изучении философии. Но ни исторически первые, ни самые современные философские направления не мо- гут игнорировать фундаментальное отношение «человек – мир», интерпретируя его на основе достижений своего времени. Дихо-
    томия (раздвоенность) отношения личности и внешнего мира неизменна и вечна, именно она интересует философию.
    Основополагающее отношение «человек – мир» прямо выво- дит нас на предмет философии. Понимая под предметом филосо-

    11 фии то, что она изучает непосредственно, можно сказать, что предметом философии выступает развертывание отношения «че-
    ловек – мир».
    Однако ни сам человек в отдельности, ни мир в целом не яв- ляются предметом философии, для этого есть естественные, тех- нические, гуманитарные, социальные науки, а именно отношение
    (взаимосвязь) «человек – мир» составляет предмет философского анализа. Причем следует понимать, что не все, что имеется и по- стигается человеком о мире, входит в предмет философии. В предмет философии включается только то, что оказывается в ор- бите всеобщего интереса, ценностей и деятельности человека.
    Другими словами, философия включает в себя не все представле- ния о мире и человеке, а только те идеи и положения, которые влияют на регулирование человеческой жизни в плане «сцепле- ния» необходимых видов его жизнедеятельности.
    Человек предстает как субъект (активное начало) отношения
    «человек – мир», поэтому само отношение приобретает подвиж- ный, функциональный, деятельностный характер. Так или иначе, философия не может избавиться от включения человека в любую философскую систему, этот антропоцентризм определен специ- фикой предмета философии. Именно поэтому философия являет- ся гуманитарной наукой (от лат. «homo» – человек).
    Типы философского мышления. В философии можно выде- лить два типы мышления (философствования): 1) научно- аналитическое мышление (Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, со- временная аналитическая философия);
    2) образно- художественное мышление (Платон, Шопенгауэр, Ницше, Камю,
    Сартр, постмодернизм и др.).
    Важную роль в развитии философии сыграл научно-
    аналитический способ рассуждения о мире и человеке, который привел к тому, что философия часто строилась по образу и подо- бию науки и ориентировалась, в первую очередь, на объяснение положений, которые порождались достижениями фундаменталь- ной науки. В русле таких представлений и возникло понимание философии как «науки о наиболее общих законах развития приро- ды, общества и мышления» (марксизм). Данный тип философского мышления требовал от философских теорий соответствия призна-

    12 кам естественнонаучного знания: объективности, достоверности, логичности, истинности, возможности проверки и применения на практике. Подобные наукообразные требования сегодня предъяв- ляются к такому разделу философии, как онтология – учение о бы- тии – который имеет глубокие взаимосвязи с естественными нау- ками, прежде всего, с физикой и математикой. В рамках данной ус- тановки длительное время развивались такие философские течения, как диалектический и исторический материализм.
    Однако в начале ХХ в., в связи с тем, что мир стал рассмат- риваться как совокупность разнородных, нелинейных и альтерна- тивных систем, подверглось сомнению само наличие всеобщих законов развития природы, общества и мышления, наметилась тенденция по осознанию важности соединения философской рефлексии с мировоззренческим анализом других областей куль- туры, включая все способы самовыражения человека (цели, цен- ности, потребности, переживания, творчество и т.д.). Возникло новое предназначение философии – понять не только, каково в глубинных основаниях отношение «человек – мир», но и каким оно может и должно быть. В этом плане ценностная составляю- щая философии выходит на передний план, а само отношение
    «человек – мир» приобретает более подвижный, вариативный, разнообразный, образный характер.
    1.2. Структура и проблемы философии
    Структура философии. Отношение «человек – мир» может рассматриваться как движение «от человека к миру», так и «от мира к человеку». В этих направлениях сосредоточено все богат- ство философской проблематики, которую принято структуриро- вать определенным образом. В структуру философии традицион- но входят следующие разделы:
    Онтология (лат. «оntologia» – сущее, то, что существует) –
    учение о мире и его существовании, изучающее фундаменталь- ные принципы мироздания, его структуры и закономерности.
    Антропология (греч. «antropos» – человек и «logos» – уче- ние) – учение о человеке, исследующее происхождение, развитие, существование человека в природной и культурной среде.

    13
    Гносеология и эпистемология (греч. «gnosis» – знание и
    «logos» – учение; греч. «еpisteme» – истинное знание и «logos» – учение) – учение о знании, его критериях, структуре, функциони- ровании и развитии, теория познания.
    Аксиология (греч. «axia» – ценность и «logos» – учение) – учение о ценностях, изучающее характеристики, структуру, ие- рархию, обоснование ценностей, учение об оценивании мира че- ловеком.
    Праксиология (греч. «praktikos» – деятельный и «logos» – уче- ние) – учение о человеческой деятельности, реализации ценностей в реальной жизни, о практическом освоении мира человеком.
    Таким образом, фундаментальное отношение «человек – мир» распадается на онтологический, антропологический, гно- сеологический, аксиологический и праксиологический уровни, на каждом из которых происходит акцентирование определенных философских проблем. В представленной структуре сохраняется вся традиционная проблематика философии, которая находит в ней свое определенное место. Это легко показать на примере ос- новных проблем философии.
    Основные проблемы философии. В соответствии со структу- рой философии принято выделять следующие проблемы, которые изучаются философией:
    Онтологические проблемы – это проблемы, связанные с ис- следованием наиболее общих вопросов бытия (сущего): бытие и небытие; понятие субстанции и её атрибутов; материя и сознание, потенциальное и актуальное бытие; движение и взаимодействие; материальное бытие и духовное бытие; общественное и индиви- дуальное бытие, пространство и время как формы бытия; причи- ны и законы развития.
    Аксиологические проблемы – это проблемы, связанные с цен- ностями в жизни человека и общества, положительного или от- рицательного отношения к ним. К аксиологическим проблемам философии относятся: добро и зло; красота; равенство, свобода, справедливость; нормы и общественные идеалы; цели и ценност- ные ориентации.
    Социальные проблемы – это проблемы, в рамках которых рассматривается возникновение, функционирование и развитие

    14 общества как целостного явления. Социальные проблемы обра- зуют целый раздел философии, называемый социальной филосо- фией, куда входят такие вопросы, как: происхождение общества; разделение общества на сферы; типы и виды социальных общно- стей (социальные группы, страты, классы, расы, этносы, нации и т.д.), типы и виды социальных отношений и взаимосвязей; соци- альные институты и организации.
    Антропологические проблемы – это основополагающие во- просы бытия человека: происхождение человека; сущность и ос- новные черты человека; биологическое и социальное в человеке; понятие духовного и бездуховного; индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности и возможности человека; основные виды деятельности человека; социализация человека
    (образование, обучение, воспитание); межличностные отношения
    (дружба, любовь, брак, семья), смысл человеческой жизни.
    Гносеологические (эпистемологические) проблемы – это про- блемы, раскрывающие познавательную деятельность человека: познание и сознание; формы, уровни и этапы познания; сред- ства и методы научного познания; понятие науки и закономерно- сти её развития; истина и её виды; признаки и критерии истины; роль практической деятельности в процессе познания.
    Методологические проблемы составляют важную часть фи- лософии, т.к. философия традиционно считается универсальной методологией для частных наук. Философские методы примени- мы в любых областях научного знания. Разработка новых мето- дов наиболее актуальна в современных условиях, когда основным направлением развития современной науки становятся полидис- циплинарные и трансдисциплинарные исследования на стыке разных наук (например, социологии и информатики, биологии и этики, социологии и психологии, кибернетики и биологии и т.д.).
    К методологическим проблемам философии относятся: разработ- ка современных методов познания, научного исследования, твор- чества человека; диалектика и синергетика; непротиворечивость и обоснованность методов; логическая структура методов; мето- ды и методики научного и философского познания. Поскольку методы – это способы познания действительности, очень часто

    15 методологические проблемы философии рассматриваются как часть гносеологии – учения о познании.
    В зависимости от значимости философских проблем принято различать теоретическую философию, занимающуюся изучени- ем фундаментальных теоретических вопросов, и практическую
    философию, исследование которой направлено на обоснование способов решения конкретных задач. Но это различие относи- тельно. Теоретическая компонента всегда содержится в «практи- ческой философии», а вырабатываемые «теоретической филосо- фией» идеи всегда опираются на анализ конкретных явлений и находят свое практическое применение.
    На стадии формирования и разработки находятся
    праксиологичеcкие проблемы философии, основу которых состав- ляют проблемы взаимодействия теории и практики, воплощения теоретических положений в практической деятельности. Сегодня практическое применение идей во многом является залогом их дальнейшего развития, что актуализирует праксиологические проблемы философии.
    Основной вопрос философии. В истории философии сложи- лась традиция выделять основной вопрос философии. В филосо- фии советского периода культивировалось положение, сформу- лированное Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), согласно которому основной вопрос философии рассматривался как вопрос об от- ношении мышления к бытию, сознания к материи. Такой подход базировался на двух фактах:
    1) существует два вида явлений: первый вид – объективные, материальные, независимые от человека явления, второй вид – субъективные, духовные явления: сознание, воля, мышление, но- сителями которых является человек;
    2) любая деятельность человека, с одной стороны, связана с объективными материальными явлениями, а, с другой стороны, является субъективной, т.к. опирается на сознание, волю, мыш- ление, субъективное восприятие действительности.
    Вследствие этого основной вопрос философии – это вопрос о
    детерминации (взаимосвязи и причинно-следственной связи) ду-

    16
    ховного и материального, объективного и субъективного в жиз-
    недеятельности человека. В марксистской литературе основной вопрос философии был сформулирован так: «1) Что является первичным: материя или дух, бытие или сознание? 2) Познаваем ли мир?».
    Решая вопрос о первичности материального или духовного философы разошлись по двум принципиально разным направле- ниям – материализм и идеализм.
    Материализм в качестве основы мира рассматривает мате- риальное начало: природу, воздух, огонь, атом, материю. С точки зрения материалистов, в основе всего существующего лежат ма- териальные, а не духовные явления. Материя первична, сознание вторично. Человек – порождение закономерно развивающейся материи. Вместе с тем он, бесспорно, обладает сознанием, кото- рое является отражением его бытия. Образ жизни человека де- терминирует его мышление.
    Идеализм в основу мироздания устанавливает духовное на- чало – идею, Бога, мировую волю, абсолютный дух. Весь пред- метный мир произошел от объективного духа (мировой дух, Бог) или субъективного духа - человека (сознание, разум, мышление, чувства). Другими словами, дух первичен и он определяет мате- риальное бытие. Мышление человека формирует его образ жизни.
    Дуализм достаточно стойкое философское течение, соглас- но которому в основе мироздания находятся два самостоятель- ных равноправных начала: духовное и материальное, физическое и психическое, тело и душа. Они существуют одновременно, па- раллельно и взаимодополняют друг друга. В результате этого ут- верждается идея о раздвоенности мироздания и несводимости друг к другу идеального и материального.
    По поводу решения вопроса о познаваемости мира, филосо- фы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, и тех, кто отрицает познаваемость мира. Так возник агностицизм.
    Агностицизм (греч. «а» – отрицательная приставка, «gnosis» – знание; «agnostos» – недоступный познанию) построен на отри- цании возможности познания мира человеком: или мир непозна-

    17 ваем в целом, или мир непознаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности. Акценты расставлялись в зависимости от философских школ внутри агностицизма.
    Однако марксистская формулировка основного вопроса фи- лософии не единственная. В истории философии есть примеры иного (немарксистского) подхода к формулировке основного во- проса философии. Это можно рассмотреть на примере филосо- фии А. Камю (1913–1960) и Н.А. Бердяева (1874–1948). Француз- ский философ А. Камю считал вопрос о смысле жизни самым главным из всех вопросов философии. Для русского философа
    Н.А. Бердяева основной вопрос философии заключался в дости- жении человеком свободы и наполнении личности духовным со-
    держанием.
    Современная философия пришла к тому, что в актуальной формулировке основного вопроса философии должны отражаться также проблемы оценочного (аксиологического) и практического
    (праксиологического) отношения духовного к материальному, т.к. именно ценностные и преобразовательные возможности фи- лософии наиболее востребованы сегодня в плане определения целей и перспектив современного развития человека, общества и окружающего мира.
    1.3. Функции философии
    Философия является не только сложным, структурирован- ным знанием, но и многофункциональным образованием. Функ- ции философии (лат. «function» – исполнение) – это назначение, предназначение философии, роль, которую она выполняет в сис- теме наук и в обществе. Как правило, выделяют следующие функции философии:
    онтологическая функция философии – это формирование целостного представления о мире, мироздании и его строении;
    аксиологическая функция – это функция ценностной ори- ентации человека в мире, формулирование и обоснование ценно- стей и ценностных ориентиров, норм и общественных идеалов;
    социальная функция философии направлена на формиро- вание гражданского сознания, гражданской культуры личности,

    18 её способности разбираться в сложных социальных процессах
    (политических, правовых, экономических и т.д.) для адекватного включения человека в систему общества со всеми социальными институтами и организациями;
    гносеологическая функция философии – это функция по- знания. С этой точки зрения философия предоставляет знания о способах и методах познания действительности, этапах и видах познания, о критериях истинного и ложного знания;
    методологическая функция философии вооружает чело- века, независимо от его профессии и рода деятельности, фило- софскими методами исследования действительности, методами теоретической и практической деятельности;
    эвристическая функция философии (лат. «еvrica» – оты- скиваю, открываю) состоит в создании предпосылок для новых научных открытий и новых философских теорий. Философия не содержит в себе запретов предсказывать открытия или обнару- живать неизвестные свойства и законы. Для частных наук фило- софия способна решать сложные теоретические и мировоззренче- ские проблемы, участвовать в их предвидении. Большое значение имеет философия в создании гипотез и предположений. Много- образие философских теорий приводит к созданию новых науч- ных теорий, открывающих неизвестные аспекты и взаимосвязи явлений.
    мировоззренческая функция философии – одна из наиболее очевидных функций философии, т.к. единой основой философии и мировоззрения является человек, мир и отношение между ни- ми. Другими словами, философия и мировоззрение имеют один фундамент в виде отношения «человек – мир».
    Что же такое мировоззрение? Мировоззрение – это общий взгляд на мир и место в нем человека. Назначение мировоззрения
    – обеспечить человека представлениями и идеями, регулирую- щими его поведение и взаимоотношения с окружающим миром.
    Понятие мировоззрения является более широким, чем филосо- фия. В свою очередь, философия является одним из видов миро- воззрения.
    Виды мировоззрения. Мифология – символическое мировоз-
    зрение, система символов, которая складывается из представле-

    19 ния нереального как реального. Она родилась вместе с человече- ством и является исторически первой формой осознания мира и человека в их многогранных отношениях и связях. Мифоло- гия достаточно богата – это мифы, легенды, сказания, сказки, по- словицы, поговорки, былины. Специфика мифологического ми- ровоззрения в том, что природное представляется как человече- ское, а человеческое – как природное. Мифология – донаучная, дорелигиозная, дофилософская стадия осознания отношения «че- ловек – мир».
    Религия – догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения вслед за мифологией, это система догм, постула- тов, принципов, принимаемых на веру, это акцентирование сверхестественного (божественного) в отношении «человек – мир». Религия является системой непререкаемых догматов, тре- бующих определенного мышления и поведения человека с целью спасения души для вечной жизни.
    Народное (национальное) сознаниеэто традиционное ми-
    ровоззрение, система национальных традиций, фиксация истори- ческих ценностей через призму народного (национального) опы- та. К понятию «народное сознание» близко понятие менталитета нации.
    Искусство образное мировоззрение или художественное отражение отношения «человек – мир». Понятие художественно- го образа в искусстве также важно, как понятие символа в мифо- логии и догмата в религии. Искусство эмоционально и носит ярко выраженный личностный характер: чувства, эмоции и пережива- ния автора передаются другим людям с помощью художествен- ных образов. Отдельные направления философии очень близки к искусству.
    Науканомологическое (лат. «nomos» – закон, «logos» –
    учение) мировоззрение, совокупность законов, отражение зако- номерного в системе «человек – мир». Наука – это понятийное освоение действительности, связанное с обобщением полученных знаний в виде теорий, законов и закономерностей. Научное ми- ровоззрение невозможно без усвоения знаний конкретных наук: математики, физики, химии, биологии и т.д. Отдельные разделы философии, как было показано, носят наукообразный характер.

    20
    Философия концептуальное мировоззрение. Главное для философа – не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не создавать художественные образы, не открывать законы – а продуцировать, генерировать, формули- ровать целостные концепции: концепцию мироздания, концеп- цию общества, концепцию государства, концепцию науки, кон- цепцию безопасности, концепцию человека, концепцию религии и т.д. В этом плане философия оперирует не просто понятиями, а концептами, проявляющими свое содержание в рамках опреде- ленной концепции.
    Концепция – это базовое идейно-теоретическое, логически непротиворечивое, целостное построение, дающее всесторонне обоснованное представление о рассматриваемом предмете. По сравнению с естественнонаучными концепциями философские концепции не являются экспериментальными, а в отличие от ми- фологических, религиозных, художественных концепций фило- софские построения опираются на наблюдение реальных процес- сов и явлений природы, общества, индивидуального существова- ния. В рамках философских концепций анализируется жизнен- ный опыт людей, исторический опыт человечества, опыт позна- ния природы, происходит сопоставление и интерпретация полу- ченных данных, на этой основе выдвигаются мировоззренческие идеи и обосновываются оценки.
    Для того чтобы представить разнообразие философских концепций, приведем примеры философских направлений и те- чений, которые в процессе изучения курса философии будут рас- сматриваться более подробно.
    Основные направления и течения философии.
    Эклектизм стремится построить философскую концепцию путем сочетания разнообразных и разнородных философских идей, принципов, фактов. Критерием истины здесь выступает
    «здравый смысл».
    Скептицизм – философское направление, которое не дает однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира. Мир, с од- ной стороны, познаваем, с другой, непознаваем. Философы-

    21 скептики утверждают позицию, основанную на сомнении в на- дежности и истинности знаний.
    Монизм – это объяснение мира и человека на основе едино- го принципа: материального или идеального. Вся система фило- софии строится на одном общем основании.
    Рационализм – это совокупность философских концепций, в центре которых находится разум, мышление, рассудок – как ха- рактеристики человека, и разумность и логический порядок вещей
    – как характеристики мира. Рационализм обосновывает силу чело- веческого разума и безграничное познание действительности.
    Эмпиризм – это философское направление, которое делает акцент на чувственном опыте и основывает на нем науку, жиз- ненную практику и даже нравственность.
    Иррационализм (философия жизни) – совокупность фило- софских концепций, авторы которых выступают против идеала рациональной философии и находятся в оппозиции к главенст- вующей идеи разума. Основной проблемой философии жизни яв- ляется человек во всем многообразии его душевных сил и пере- живаний. В этом плане «человек» и «жизнь» являются синони- мами.
    Религиозная философия – это совокупность философских концепций, опирающихся на определенную религиозную систе- му: буддистскую, исламскую, христианскую, иудаистскую и т.д.
    Религиозная философия занимается доказательным обосновани- ем религиозных догматов.
    Прагматизм – это философское течение, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии и ставит мышление в тесную зависимость от него. Истина должна доказываться как успехом в научном эксперименте, так и соци- альным действием.
    Аналитическая философия – это направление современной западной философии, в центре внимания которого находится проблема сознания и разработка процедур анализа естественного языка. Предметом аналитической философии являются не вещи и явления, а высказывания, понятия и аксиомы с точки зрения их осмысленности.

    22
    Важно отметить, что перечислены далеко не все философ- ские концепции, их намного больше: одни из них возникли дав- но, другие – сравнительно недавно; одни из них ближе к научным концепциям, другие – к искусству, но все они есть величайшие памятники культуры, созданные глубоко думающими личностя- ми разных эпох. Все философские течения и школы отражают, прежде всего, человека в его глубочайшем размышлении о жиз- ни. Поэтому мир философии – это огромный мир великих лично- стей, создавших бессмертные теории, воплощающие человече- скую мудрость и многовековой опыт. Но среди многообразия фи- лософских теорий не может быть одной единственной, более верной, чем все другие. Четкого и определенного критерия для этого нет и быть не может. В этом специфика и неповторимость философии, источник её притягательности и залог того, что каж- дый человек найдет в философии для себя то, что его интересует, вдохновляет и направляет в жизни.
    Выводы
    1. Философия – это результат духовного освоения мира, сис- тема знаний о фундаментальных принципах мироздания и основ- ных характеристиках отношения человека к окружающему миру.
    2. Философия возникла в глубокой древности, но как само- стоятельное явление по рационализации окружающего мира сформировалась в эпоху античности в древней Греции. Слово
    «философия» имеет греческое происхождение и переводится как
    «любовь к мудрости».
    3. Предметом философии является отношение «человек – мир» во всем многообразии связей и взаимодействий. Принято отличать научно-аналитическую форму философского размыш- ления от образно-художественной манеры философствования.
    4. Структура философии состоит из онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии, праксиологии, социальной философии и др., которые в свою очередь определяют основные проблемы и функции философии. Также принято выделять теоретическую и практическую философию.

    23 5. Многообразие философских концепций объясняется мно- гообразием взаимодействий и взаимосвязей человека с окру- жающей действительностью, что в итоге порождает различные подходы к исследованию отношения «человек – мир». Философ- ские концепции являются частью культуры человечества, выра- жением жизненных смыслов и ценностей, регулирующих жизнь человека и общества.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Приведите основные концепции генезиса философии?
    Какова роль философии в системе естественных и технических наук?
    2. Что является предметом философии? Раскройте и обос- нуйте свой ответ.
    3. Определите структуру и основные проблемы философии.
    4. Перечислите основные функции философии. Покажите взаимосвязь философии и мировоззрения.
    5. Среди приведенных высказываний выберите философские утверждения: 1) «Два плюс три равно пяти», 2) «Физика – описа- тельная наука», 3) «Сила тяготения между частицами прямо про- порциональна их массам», 4) «Математические понятия являются абстракциями», 5) «Мир делится на части до определенного пре- дела», 6) «Сопротивление линий электропередач зависит от тем- пературы воздуха».
    Библиография
    1. Александров В.И. Мудрость – миф или реальность? // Философия и общество. – 2009. – № 3. – С. 102–121.
    2. Гусейнов А.А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 4–10.
    3. Канке В.А. Философия для технических специальностей: учебник
    – М.: Издательство «Омега – Л», 2010.
    4. Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии. – 2010. –
    № 8. – С. 58-75.
    5. Философия: учебник / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев,
    Ф.И. Гиренок и др.; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. –
    М.: Проспект, 2014.

    24
    ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта