Главная страница

Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки


Скачать 3.19 Mb.
НазваниеУчебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
Дата30.05.2022
Размер3.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаFilosofia_uchebnik__pod_obsch_red_d-ra_filos_nauk_L_N_Kochetkovo.pdf
ТипУчебник
#557872
страница14 из 20
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20
ГЛАВА 13. ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
13.1.
Познание как социально-исторический процесс
Как было показано, философия возникла как всеобщее зна- ние о мире, обо всех его сторонах, и было это до возникновения науки в качестве самостоятельной области знания.
Рассуждая о знании, необходимо отметить, что в нынешнее время стремительного развития компьютеризации всех сфер про- изводственной и культурной жизни возник интерес к сущности информации и ее отношению к знанию. Нередко два понятия –
знание и информация отождествляют. Однако различие все-таки существует. Оно состоит в том, что информация (как особый спо- соб взаимодействия объекта и субъекта, реализующийся через поток сигналов), может превратиться в знание в процессе ее пе- реработки с помощью ранее накопленного знания, хранящегося в памяти, и обрести смысл и значение. Этому способствуют зако- номерности, регулирующие деятельность мозга, психических процессов с учетом культурного контекста конкретной эпохи.
Таким образом, знание как форма социальной и индивидуальной памяти, должно стать достоянием общества, оно по статусу выше информации, т.е. не всякая информация есть знание, тогда как само знание – это всегда информация. Таким образом, век ин- формации актуализирует гносеологическую проблематику в по- исках новых механизмов получения и использования знания.
Теория познания – гносеология (от греч. gnosis – знание,
logos –
учение). В философии наряду с этим понятием употребля- ется также тождественное ему – эпистемология (от греч. epis-
teme –
знание, logos – учение), но чаще всего его относят к науч- ному познанию. Гносеология – составная часть философии, при- чем одна из наиболее сложных. Познание изучается не только философией, но и психологией, логикой, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и др. Однако познание яв- ляется главной задачей именно философии, поскольку она связа- на с анализом мировоззренческих вопросов, выясняющих отно- шения человека и окружающего мира.

238
Проблемное поле гносеологии.
Большая часть философов признает принципиальную воз- можность познания, пытаясь ответить на вопросы:
Какие же вопросы входят в состав теории познания? Это – источники, границы познания,
структура познавательного процесса, методы, соотношение
субъективного и объективного моментов в познании, многообра-
зие критериев истины и ряд других.
1)
Что представляет собой образ действительности, воз- никший в нашем сознании? Насколько он адекватен самой дейст- вительности?
2)
Каков механизм возникновения этого образа?
Но если предположить, что результаты познания адекватны самой действительности, то возникает другой вопрос: откуда у человека такой оптимизм? Что именно дает основания для такой уверенности? На это можно было бы дать следующий ответ: че- ловек в целом правильно, разумно ориентируется в окружающем мире, осуществляя целесообразную деятельность, духовно осваи- вая действительность. Эта способность обобщать, создавать аб- стракции (от лат. abstraktio – отвлечение) и на этой основе глуб- же познавать мир формировалась в течение длительного времени.
Человечество, таким образом, ставило и решало все более труд- ные задачи.
Казалось бы, ответ достаточно ясен: да, человек может по- знать окружающий мир, и это знание адекватно окружающему миру. Однако мы знаем о существовании другого подхода к это- му вопросу. Это агностицизм и его разновидность скепти- цизм.
Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)
философская позиция, согласно которой в нашем знании нет объективного содержания. Сущность вещей непознаваема. В античности такой взгляд разделял софист Протагор (V в. до н.э.), скептик Пиррон (1У в. до н.э.) выражал сомнение в возможности получения достоверного знания.
Существование агностицизма было в значительной степени обусловлено созерцательным характером гносеологии матери- ализма XVII-XVIII вв., недооценкой в познании разума, прив- носящего в познавательный процесс нечто свое, субъективное.

239
Элементы агностицизма присутствуют в самых различных философских системах, но нельзя при этом, к примеру, отождест- влять идеализм с агностицизмом. Так, Гегель критиковал агно- стицизм, признавал неограниченные возможности познания, но рассматривал познание как развертывание, развитие, самопозна- ние мирового духа, абсолютной идеи.
Существование агностицизма обусловлено тем, что оно свя- зано со сложными проблемами процесса познания, а именно: не- исчерпаемостью познания, его бесконечностью, невозможностью полного постижения вечно изменяющегося мира, а также субъ- ективными характеристиками познавательных возможностей че- ловека.
Субъект и объект познания.
А объект познания? Что может им быть? Ответ: природа,
общество и сам человек. Объект (от лат. objectum – предмет) – это фрагмент действительности, на который направлено внима- ние познающего субъекта.
Для более глубокого понимания процесса познания необходимо выяснить, что представляют со- бой субъект и объект познания. Ответ очевиден: субъектом по- знания является человек, рассматриваемый не только в аспекте натуралистическом, (т.е. его естественные и психологические ха- рактеристики), но и, прежде всего, социальном. Процесс позна- ния осуществляет человек, но его познавательные возможности зависят не только от генетики, но преимущественно от культур- но-исторических особенностей, возможностей мышления, прак- тических целей и задач. Человек в мире не один, он является представителем определенной исторической эпохи, научной школы, профессионального сообщества, носителем определенной национальной культуры. Поэтому субъектом (от лат. subjectum –
лежащий в основании) познания может выступать и отдельный
человек, и социальная группа, и общество в целом.
Познание представляет собой единство субъекта и объекта, т.е. здесь имеет место субъект-объектное отношение. Но чело- век становится субъектом познания в процессе активной деятель- ности, практики, социальных преобразований окружающего ми- ра. Объектом познания становится та часть объективной реально- сти, с которой субъект вступил в практическое и познавательное

240 взаимодействие. А через систему накопленного знания общество становится познающим субъектом. Таким образом, субъектом познания выступает все человечество, которое живет и действует в определенных конкретно-исторических условиях.
Теоретическое знание неотделимо от практической деятель- ности, в процессе которой человек получает знания, открывает какие-то свойства окружающего мира и делает их предметом своего изучения. Но как бы ни были совершенны наши знания, действительность всегда будет поворачиваться к нам какой-то новой стороной, и тогда возникает необходимость осмысливать ее в новых понятиях, соотносить свой чувственный опыт с теоре- тическими представлениями.
Таким образом, гносеология выявляет исторически сложив- шиеся возможности человека осмыслить мир, добывая знания, чтобы преобразовывать действительность. Без знаний человек не мог бы состояться как личность, а общество следовать по пути прогресса. Но поскольку окружающий мир многообразен в своих проявлениях и всегда богаче наших представлений о нем, то че- ловек, общество как субъекты познания преодолевая трудности, должны постоянно совершенствовать свои когнитивные и прак- тические возможности, развивать свой интеллект.
13.2.
Структура познавательного процесса
Изучая природу познания, выявляя его формы, мы отмечаем существование ступеней познавательного процесса. На обыден- ном уровне – это чувственная и рациональная ступени познания.
Какая ступень важнее? Корректно ли именно так ставить вопрос?
В истории философии существует на этот счет две противопо- ложные точки зрения – сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувства, ощущение) и рационализм (от лат. ratio – разум, мыш- ление). Сторонники первой считали, что важнейшую роль в по- знании играют чувства, некоторые даже были убеждены в том, что чувственность – главная форма достоверного знания. Сенсуа- листами были: Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и др.
Вторые полагали, что рациональное знание, всеобщие необ- ходимые истины нельзя вывести непосредственно из чувственно-

241 го опыта, но они могут быть получены только из самого мышле- ния. Этой позиции придерживались Р. Декарт, Г. Лейбниц, Гегель и др. Обе точки зрения, выражающие крайние позиции, не могут быть признаны удовлетворительными, хотя и имеют право на су- ществование. В реальности чувственное и рациональное сущест- вуют как единое целое. Органы чувств доставляют разуму чувст- венный материал, который в той или иной форме осмысливается, систематизируется и регулируется разумом. Этот процесс, являю- щийся итогом многовекового развития человеческой культуры.
Чувственное познание
Ощущение – субъективный образ объективного мира. Это - характеристика предмета, явления с какой-то одной стороны.
Ощущения – зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные представляют собой простейший, исходный эле- мент чувственного познания. В ощущении отображается объек- тивная связь субъекта с теми предметами, с которыми субъект познания взаимодействует практически. существует в трех формах, тесно взаимосвязанных друг с другом. Это ощущение, восприятие и представление.
Восприятие – целостный образ предмета, явления действи- тельности. Это – непростая сумма многих ощущений, но качест- венно новая ступень чувственного познания. На восприятие на- кладывает отпечаток также и своеобразие самого воспринимаю- щего субъекта, например, его прошлый опыт. Воспринимая что- то, человек сталкивается не только с предметами природы, но и теми объектами, которые созданы им самим (« вторая природа»).
При этом восприятие может осуществляться, в том числе, и при помощи искусственных средств, приборов, инструментов, на- пример, компьютерной техники. Важно отметить следующее: значительный объем своего чувственного опыта человек берет также и из опыта других людей. В этом ярко выражена человече- ская способность усваивать и передавать общечеловеческий опыт, многократно усиленный включением вербальных возмож- ностей человека. Чувственный опыт зависит от языка, от поня- тийного аппарата, используемого субъектом в познавательной и практической деятельности.

242
Представление обобщенный, чувственно-наглядный об- раз объективной реальности, не воспринимаемой нами в данный момент, но имеющей отношение к прошлому, либо к будущему.
В этом образе имеет место обобщение, выделение некоторых об- щих признаков и отбрасывание случайных, несущественных.
Представление дает нам возможность сохранять преемственность познавательной деятельности. Это не просто воспроизведение прошлого, либо фантастическое моделирование будущего, оно есть синтез многих существенных впечатлений, открывающих возможность комбинировать, воображать, прогнозировать.
Чувственное созерцание – лишь небольшая часть того, что познает человек. Важнейшая роль в познании отводится мышле-
нию – рациональному (от лат. ratio – разум, который признается основой познания и поведения людей)освоению мира.
Рациональное познание.
1.
Мышление выражает сущность вещей, явлений. Происхо- дит понимание, т.е. обнаружение существенного в явлениях.
Что же такое мышление? Это выс- шая ступень человеческого познания, процесс постижения объек- тивной реальности. Мышление не только приводит в порядок данные чувственного восприятия, но и рождает нечто новое – то, чего не было в живом созерцании. Существуют и другие отличия между чувственным восприятием и рациональной ступенью по- знания, мыслительной деятельностью:
2.
Мышление – это целенаправленное, опосредствующее восприятие, оно предполагает активное соотношение между со- бой данных практического опыта и его результатов, т.е. происхо- дит процесс абстрагирования, отвлечения от конкретных предме- тов, их свойств и признаков.
3.
Мышление имеет социальную природу, поскольку именно в процессе опредмечивания результатов мышления в человече- ской практике устанавливается соответствие полученных знаний объективному миру. С помощью мышления можно конструиро- вать будущее. В этом проявляется творческая сила мышления.
Основные формы рационального знания – понятие, сужде- ние, умозаключение.
Понятие – логический образ действительности. Это такая форма мышления, в которой выражены общие закономерные свя-

243 зи, признаки явлений, закрепленные в их определениях. Понятие
– это слово, либо словосочетание, а слово всегда обобщает.
Суждение – форма мышления, которая фиксирует опреде- ленные связи, отношения между предметами и явлениями дейст- вительности. Суждение – это предложение, в котором высказана какая-то мысль, утверждающая что-то, либо отрицающая это.
Умозаключение – форма мышления, которая способствует из ранее установленного знания (одного, либо нескольких суждений) вывести новое знание. Получение достоверных выводов, умозак- лючений, конечно, во многом зависит от исходных посылок, но не только. Важна также и роль законов мышления, принципов логи- ки, знанием которых должен обладать искатель истины.
Чувственное познание и рациональное мышление невозмож- но противопоставлять друг другу, поскольку они не являются са- мостоятельными способами взаимодействия человека с окру- жающим миром. Чувственное восприятие человеком конкретных явлений зависит от содержания понятий, а также от адекватного, полного усвоения их содержания конкретным человеком. Из это- го следует, что чувственный опыт зависит от языка, понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и позна- вательной деятельности. А сами понятия являются итогом исто- рического опыта человечества, тех или иных социальных общно- стей, а также творческого вклада конкретной личности.
Единство чувственной и рациональной ступеней познания дополняется неразрывным единством знаний (теоретической дея- тельности) и практической, материальной, поскольку труд обес- печивает существование человека и является основой других форм деятельности.
Практика – материальная деятельность людей, направлен- ная на преобразование окружающего мира. Разновидности прак- тики:
1.
Материальное производство, создание предпосылок для физического существования людей, преобразования природы;
2.
Научный эксперимент, формирование искусственных ус- ловий для исследования свойств окружающего мира;
3.
Социальная деятельность, изменение существующих ус- ловий жизни людей.

244
Функции практики:

основа познания, пронизывающая все ее стороны. Позна- вательный процесс неразрывно связан с задачами и по- требностями практики. В процессе практической дея- тельности человек открывает все новые и новые свойства вещей, чтобы глубже проникнуть в их сущность;
– практика имеет конечной целью преобразование сущест-
вующей жизни, а не только познание различных ее сто- рон;

критерий истины.
Процесс познания в целом сложен и противоречив. Об этом свидетельствует необходимость в познавательном процессе при- менения тех или иных нестандартных решений, которые выходят за рамки привычного и в то же время не являются иррациональ- ными по смыслу. Такой процесс и его результат называют твор- чеством. Поэтому творчество – это создание чего-то принципи- ально нового, не известного ранее. Творчество не совместимо с копированием, воспроизведением уже ранее известного. Творче- ство не является иррациональным явлением, хотя некоторые мыслители прошлого относили творческие процессы именно к сфере бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг и др.), отмечали его несовместимость с сознанием. В реальности же творческий про- цесс, привнося что-то новое в познание, не противоречит рацио- нальности, а является ее естественным дополнением.
Причем это имеет отношение не только к объективному ми- ру, но связано также с внутренним субъективным миром челове- ка, отличающимся бесконечным разнообразием его психических состояний, волевых актов и т.д. Однако важным является сле- дующее обстоятельство: творческие усилия выдающихся пред- ставителей культуры являются таковыми в силу их принципиаль- ной новизны, значимости в истории цивилизации.
С творчеством тесно связана интуиция, которую можно оха- рактеризовать следующим образом. Процесс мышления может протекать сложно и необязательно в логически доказательном виде. Иногда человек мгновенно схватывает ситуацию и находит решение. Человека как бы осеняет. Интуиция- не автономный способ познания, но лишь качественно особый вид, когда отдель-

245 ные звенья логической цепочки остаются на уровне бессозна- тельного. В итоге: возникает предугадывающее прозрение, всегда опирающееся на «осевший» в подсознании опыт. Человек в дан- ной конкретной ситуации не может дать себе отчет, где и когда он по мельчайшим крупицам собирал этот опыт, который стал основой для творческого озарения. На первый взгляд кажется, что интуиция-- это ни с чем не связанное и совершенно не объяс- нимое явление. Но это лишь на первый взгляд. В действительно- сти в результате исследований становится ясно, что интуитивно- му озарению обычно предшествует жизненный опыт, накопление информации, попытки логически решить ту или иную проблему.
Проблема интуиции, ее природы, возможности ее постиже- ния волновало людей давно. В глубокой древности Платон оце- нивал интуицию как важную способность ума. Интуиция, соглас- но Платону, может постигать неизменные и вечные истины, ко- торые существуют в ней независимо от человека. Л. Фейербах, правда, по- иному оценивал идеи, считая, что они коренятся в са- мой чувственности человека. Несмотря на трудности в постиже- нии природы интуиции, в наше время достижения в области пси- хологии творчества, нейрофизиологии дают основания надеяться на получение позитивных результатов.
Таким образом, в этом вопросе рассмотрена структура позна- вательного процесса: чувственная ступень и абстрактное мышле- ние, их формы, специфические особенности. Важно осознавать, что в реальных условиях познания такое четкое разделение на ступени и формы установить сложно. Мышление постоянно со- провождает чувственное восприятие. Это единый процесс, кото- рый можно так разлагать на составляющие только в теоретиче- ском аспекте. Тем не менее мышление осуществляет ведущую роль в этом тандеме. А практика и предваряет познавательный процесс, и пронизывает его, и завершает, являясь также и крите- рием истинности добываемого знания. Невозможно абсолютизи- ровать практику как критерий истины, потому что она включает и абсолютный, и относительный моменты. В процессе познания важное место принадлежит творчеству и интуиции, имеющей некоторые общие черты с творчеством. И творчество, и интуиция
– важные характеристики познавательного процесса, сложность

246 постижения которых является предметом внимания философов и ученых.
13.3.
Проблема истины в философии
Важнейшей целью познания является получение истины.
Главный вопрос в проблеме истины таков: можем ли мы в ре- зультате взаимодействия с внешним миром получить такие зна- ния, которые не зависят по содержанию ни от конкретного чело- века, ни от человечества, а также вопрос о том, в какой степени наши знания об объективной реальности соответствуют самой этой реальности. В истории философии отсутствовало единое представление о том, что такое истина. Классическое понимание истины восходит к Аристотелю. Аристотель в IV веке до н.э. оп- ределял истину как совпадение мыслей и действительности. Это

корреспондентская теория истины. У Гегеля истина есть про- цесс бесконечного приближения к исчерпывающему знанию. В марксистской философии истина – это соотношение мысли и действительности, проверенное практикой. В современной за- падной философии (в конвенционализме, от лат. convention
истина) – это соглашение между учеными, лежащее в основании тех или иных научных положений. Есть и другие представления об истине.
Критерии истины
1.
Формально-логический критерий. Сторонники рациона- лизма критерием истины признавали само мышление. Известные философы прошлого Р. Декарт, Г.В. Лейбниц отталкивались от самоочевидности первоначальных истин. В основу их рассужде- ний была положена математика. Однако не вполне ясным был вопрос, касающийся достоверности этих истин.
Возникает вопрос по какому основанию можно соотносить имеющиеся у человека знания и объективную реальность? Что брать за точку отсчета? Единого ответа на этот вопрос нет. Таких критериев несколько:
2.
Верификация (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

247 3.
Прагматизм (от лат. pragmatos – дело, действие). Кон- цепция истины, утверждающая, что сущность истины следует усматривать в определении полезности знаний для получения оп- тимальны результатов человеческой деятельности.
4.
Фальсификация (от лат. falsus – ложный, facio – делаю) – означает установление ложности какого-то утверждения, полу- ченного в результате его эмпирической проверки.
5.
Практика. Практика – важнейший критерий истины.
Практика включает в себя знание, на котором основана и имеет способность порождать новое знание. Можно ли считать практи- ку самым надежным, быть может, единственно возможным, спо- собом подтверждения истинности теоретических и эксперимен- тальных усилий человека? Жизнь показывает, что это не совсем так. Современная наука достигла высокой степени абстракции. В связи с этим научные теории проверяются не в одном каком-то эксперименте, а в целой серии различных экспериментов, по час- тям, а не целиком, при этом один эксперимент не может стать ис- тиной в последней инстанции. Таким образом, доказательная си- ла одного эксперимента относительна.
Таким образом, критерий практики имеет две стороны: абсо- лютную и относительную. Абсолютность этого критерия состоит в том, что, в конечном счете, все наши знания проверяются прак- тикой, а относительность критерия практики выражается в том, что далеко не всегда полученные знания могут быть немедленно проверены на практике, а истина надежно отделена от заблужде- ния. В этом случае на помощь могут прийти другие критерии ис- тины, например, формально-логический. Таким образом, практи- ка – не единственный, но ведущий критерий истины.
С прогрессом цивилизации практические возможности чело- века совершенствуются, объем истинного знания увеличивается, возрастает познавательная активность человека. В характеристи- ке истины важное место принадлежит понятиям абсолютной и относительной истины. Природа этих понятий обусловлена тем, что сама истина не может быть дана человеку сразу, в полном объеме.

248
Абсолютная и относительная истины
Абсолютная истина – это исчерпывающее объективное знание, которое не будет опровергнуто в будущем, при этом оно складывается из суммы относительных истин и характеризует от- дельные стороны предмета. Абсолютная истина не может быть достигнута, это процесс бесконечный, означающий постоянное приближение к исчерпывающему знанию. Можно сказать, что абсолютная истина – это абсолютные моменты в объективной ис- тине. К примеру, утверждение «Человек смертен» можно рас- сматривать как абсолютную истину (иначе говоря – это истина факта), т.к. это утверждение соответствует действительности: че- ловек физически смертен как таковой, как физическое тело.
– два необходимых мо- мента постижения объективной истины. Первая характеризует не- изменное в явлениях, вторая выражает изменчивое, преходящее.
Относительная истина – верное, проверенное практикой представление о действительности, но неполное, неточное, кото- рое еще будет уточняться, конкретизироваться. Пример – соот- ношение классической и релятивистской физики. В каждой отно- сительной истине содержится зерно абсолютной истины.
Процесс постижения истины сложен и на своем пути встре- чает и заблуждение, и ложь. Ложь – преднамеренное искажение истины, возведение заведомо ошибочных представлений в ранг представлений истинных. Заблуждение имеет иной статус, со- стоящий в том, что в процессе познания совершаются непредна- меренные ошибки, происхождение которых главным образом объясняется неполнотой знаний, их ограниченностью на данном этапе развития познания. К примеру, возникновение химии как науки в Новое время произошло через алхимию, появившуюся в эпоху Средневековья.
13.4.
Познание и сознание
Проблема сознания – одна из наиболее сложных в филосо- фии. Эта сложность вызвана многими обстоятельствами. Одно из них – изучать сознание человек может только при помощи созна- ния. А между тем феномен сознания был всегда интересен лю- дям. Каждая эпоха на своем уровне пыталась преодолеть возни- кающие трудности в понимании сознания или «души», как назы-

249 вали это явление древние мыслители. Античное мышление выде- ляло человека из всей окружающей реальности как нечто особен- ное, неповторимое. Первыми на этом сложном пути были греки, которые будучи реалистами, смогли выделить лишь внешнюю сторону существования сознания, т.е. его проявления.
Христианская культура восполнила пробел в трактовке соз- нания мыслителями древности. Внутренний мир человека стал объектом их пристального внимания. Так, крупнейший философ и религиозный мыслитель Средневековья Августин Аврелий ут- верждал, что человек как творение Бога, должен строить свою жизнь по соответствующему образцу.
Классическая философия Нового, а затем Новейшего време- ни внесли свою значительную лепту в этот вопрос: сознание не просто отражает окружающий мир, испытывая его воздействие, но и творит его. Палитра трактовок сознания в разных философ- ских школах имеет большую специфику. Для примера рассмот- рим некоторые из них.
Материалистическое понимание сознания. Его придержива- ется определенная часть философов. Суть этой позиции: сознание является порождением объективного внешнего мира. Это означа- ет, что материя первична, сознание вторично и является резуль- татом деятельности высокоорганизованной материальной систе- мы – человеческого мозга. А мозг (особым образом организован- ная материя) мог сформироваться и функционировать только у общественно развитого человека. Марксистская философия как зрелая форма материализма добавляет к этому положение о том, что общественная жизнь и трудовая деятельность способствовали более точному пониманию всей совокупности причин, привед- ших к возникновению сознания и появлению человека разумного.
Идеалистическое понимание сознания. Этот вариант понима- ния сознания реализован в идеалистической философии. Суть этого подхода такова: сознание – первичная реальность, порож- дающая и организующая окружающий мир (объективный и субъ- ективный идеализм, религиозная философия). К этой точке зре- ния близко подходит позиция, называющаяся солипсизмом (solus
– один, единственный и ipse – сам), признающим мир вещей, лю- дей, существующим постольку, поскольку Я, субъект познания,

250 это воспринимаю. Значит, нам не дано выйти за пределы своей субъективности. Существует только сознание и рожденные им образы, мысли, переживания.
Однако после И.Канта стало невозможным поддерживать идею о «чистом» объективном знании, никак не связанном с субъектом. Напротив, речь может идти о субъектно-объектной природе знания, поэтому Кант пишет об априорных формах чув- ственности и рассудка. В современном научном познании стала необходимой процедура принятия тех или иных решений после длительного обсуждения в результате научного консенсуса, та- ким образом подтверждая мысль об исключительной важности субъекта познания в достижении истины.
Сейчас тема сознания вновь особенно актуальна. Научно- технический прогресс, взаимодействие человека и техники, ост- рые вопросы современного общественного развития, включая взаимоотношения человека и природы, не могут не быть связан- ными с исследованием сознания.
Эволюция сознания, происходившая на протяжении значи- тельного промежутка времени, предполагает наличие информа- ционного взаимодействия, существовавшего между живой мате- рией и окружающим миром. Различные ступени этой эволюции – раздражимость, чувствительность, психика, сознание, возникно- вение субъективной реальности, доказательство существования которой обнаруживается в определенных актах поведения чело- века. Возникает специфически человеческая форма бытия, взаи- модействие с миром. Оно проявляется в создании «второй приро- ды», выстраивании форм общения, другими словами, в созидании культуры. Сознание носит ярко выраженный характер целена- правленного освоения действительности.
Очень сложно дать определение сознания так, чтобы оно бы- ло исчерпывающим, окончательным. Но можно отметить его ха- рактерные черты. Сознание – это внутренний мир человека, его субъективная реальность. Сознание есть продукт деятельности мозга, т.е. особым образом организованной материи. Сознание не может возникнуть и функционировать вне общества. Человек как социальное существо должен обмениваться опытом в процессе общения при помощи знаков, символов, речи (устной и письмен-

251 ной). Сознание формирует предметную сферу человека, в кото- рой материализованы результаты человеческой деятельности. В них сконцентрированы знания и умения людей. Сознание облада- ет относительной самостоятельностью и может намного опере- жать реальную действительность, прогнозировать будущее. Для примера можно назвать имя Леонардо да Винчи, замечательные идеи которого не могли быть осуществлены в ХVI веке, посколь- ку не были востребованы обществом.
Размышляя о сознании, отношении мыслящего субъекта к предметному миру, невозможно не учитывать то обстоятельство, что человек вынужден задумываться о необходимости самокон- троля за своим поведением, управления самим собой. Собствен- ный внутренний мир человека, взгляд на себя как бы со стороны, самооценка, рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) как осмысление и осознание человеком своих собственных действий, переживаний, т.е. мыслительный процесс, направленный на са- мопознание, являются необходимой составной частью целена- правленного освоения человеком действительности. Рефлексия тесно связана с самосознанием, которое выступает мерилом раз- вития человека. Самосознание – оценка человеком своего нрав- ственного облика, идеалов, мотивов поведения есть важнейшая черта современной личности.
Сознание и бессознательное. Сознание- центральная, опреде- ляющая часть более широкого образования, называемого психи- кой. Существуют и другие, например, самосознание, бессозна-
тельное. Природа бессознательного в ХХ в. изучалась З. Фрей- дом, известным психологом, который многое сделал для понима- ния важности в то время малоизученной сферы человеческой жизни. Однако его позиция представляет собою значительное преувеличение роли бессознательного. Согласно З. Фрейду, глав- ным в человеческой жизни является не сознание, а иррациональ- ная деятельность, а именно, инстинктивная, не подвластная соз- нанию. Структура психической деятельности, по Фрейду, вы- страивалась так: сверх-Я (сфера нравственных ограничений в по- ведении, давление общества), далее-Я- сознание, затем Оно- сфера бессознательного, инстинкты, главным образом, сексуаль- ные, управляющие человеком. Ученик Фрейда К. Юнг внес кор-

252 рективы в теорию Фрейда. Юнг разработал теорию коллективно- го бессознательного – архетипов, т.е. бессознательных психиче- ских структур. Это врожденная программа поведения человека.
В итоге сознание и бессознательное – это стороны единой психической реальности, которые дополняют друг друга и, как полагал Фрейд, могут достигать гармонии. При всей индивиду- альности сознания оно не может стать абсолютно независимым от сообщества, к которому принадлежит человек. Процесс фор- мирования личности предполагает развитие самосознания, яв- ляющегося свойством каждого человека, очень близкое по смыс- лу с самооценкой, самоконтролем, соотнесением собственного Я с неким идеалом, на который надо равняться. Печально, если че- ловек не может оценивать себя глазами другого, потому что страдает завышенной, либо заниженной самооценкой. Это и не позволяет ему иметь о себе адекватное представление, что озна- чает невозможность выстраивать правильно свое поведение. Та- кая личность нередко не в состоянии реализовать себя, свои по- тенциальные возможности.
Выводы
1.
Гносеология выявляет исторически сложившиеся возмож- ности человека осмыслить мир, добывая знания, чтобы преобра- зовывать действительность. Без знаний человек не мог бы состо- яться как личность, а общество следовать по пути прогресса.
2.
Важно осознавать, что в реальных условиях познания чет- кое разделение на ступени и формы установить сложно. Мышле- ние постоянно сопровождает чувственное восприятие. Тем не менее, мышление осуществляет ведущую роль в этом тандеме. А практика и предваряет познавательный процесс, и пронизывает его, и завершает, являясь также и критерием истинности знания.
3.
В процессе познания важное место принадлежит творче- ству и интуиции. Творчество и интуиция – важные характеристи- ки познавательного процесса.
4.
Проблема истины – важнейшая в теории познания. При- нято выделять абсолютную и относительную истину. Важное ме- сто в перечне критериев занимает практика, не являющаяся толь- ко абсолютным критерием. У практики есть и абсолютный, и от-

253 носительный моменты, дающие возможность использовать в по- знавательном процессе в разных условиях и иные критерии.
5.
Сознание является высшей формой постижения объектив- ной реальности, присущей только человеку. Это человеческая спо- собность возникла в результате длительной эволюции живой мате- рии. Сознание – не единственная составляющая человеческой пси- хики. Есть и другие, например, самосознание, бессознательное.
Контрольные вопросы и задания
1.
Что изучает гносеология? Какова её роль в структуре фи- лософии? Являются ли синонимами понятия «гносеология» и
«эпистемология», и почему?
2.
Раскройте содержание понятия «интуиция». Приведите примеры интуитивного знания.
3.
Охарактеризуйте различные критерии истины. Как Вы думаете, почему нельзя сформулировать один абсолютный кри- терий истины?
4.
Что такое сознание? Какое место занимает самосознание в структуре сознания?
5.
Какова роль «бессознательного» в жизни человека и об- щества? Назовите философские течения, предметом которых яв- ляется «бессознательное»?
Библиография
1.
Знание как предмет эпистемологии. – М.: ИФ РАН, 2011.
2.
Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева; 2-е изд., перераб., доп. – М.: РГ-Пресс, 2012.
3.
Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2015.
4.
Морозов Е.В. Эволюция сознания. Современная наука и древние учения. – М.: Новый Акрополь, 2013.
5.
Практикум по истории философии: учеб. пособие. – М.: МГТУ
МИРЭА, 2011.
6.
Сёрл Д. Открывая сознание заново. – М.: Идея-Пресс, Дом интел- лектуальной книги, 2002.
7.
Фокина Н.И. Современная западная философия: учеб. пособие. –
М.: Проспект, 2009.
8.
Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон РООИ «Реа- билитация», 2012.

254
ГЛАВА 14. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
14.1.
Понятие науки и специфика научного знания
Современная наука представляет собой особый способ освое- ния человеком мира, направленным на производство новых зна- ний, в то же время она является и особым социокультурным фе- номеном – фактором развития производства и управления им, ме- ханизмом политической власти, источником новых видов техники и технологии и т.д. Возрастание роли науки и ее противоречивое влияние на жизнь человека и общества обусловили появление двух противоположных позиций в ее оценке – сциентизм и анти- сциентизм. Сторонники сциентизма (от лат. scientia – наука) абсо- лютизируют социальную роль науки и утверждают, что «наука может все», с ее помощью успешно решаются проблемы, которые встают перед человечеством. Противоположную позицию занима- ет антисциентизм, подвергая резкой критике науку: она не в со- стоянии обеспечить социальный прогресс, являясь причиной обо- стрения экологической ситуации, военной опасности и др. («наука
– причина всех бед»). Эти позиции представляют собой крайности в оценке науки, которые могут быть преодолены в результате кон- структивно-аналитического подхода к ее пониманию.
Рост масштабов научно-исследовательской деятельности, из- менение содержания научного знания и его влияния на окру- жающий мир привели к формированию философии науки.
Значительное влияние на становление философии науки ока- зал позитивизм (лат. positive – положительный) – одно из направ- лений философии, складывающееся в сер. XIX в. Сторонники данного направления, родоначальником которого стал француз- ский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), поставили задачу по- строения научной («позитивной») философии, утверждая при- оритет научного знания по отношению к традиционной филосо- фии. В своем развитии (XIX-XX вв.) позитивизм прошел не- сколько этапов, в рамках которых рассматривались проблемы ме- тодологии науки, логического анализа языка науки, структуры научного знания, его динамики и другие [4].

255
Как отмечают современные исследователи (а философию науки разрабатывают как ученые, так и философы), философия
науки – комплексная междисциплинарная область исследований, изучающая как методологические проблемы науки, так и миро- воззренческие вопросы, связанные с пониманием того, в чем спе- цифика науки, какова ее связь с другими формами знания, как ис- торически меняются функции науки в жизни общества и ее место в культуре, как она влияет на социальную жизнь на разных эта- пах человеческой истории, каковы перспективы ее развития и т.д.
Становление и развитие науки
Созерцательно-умозрительный характер знания начинает преодолеваться лишь в эпоху Возрождения, и в XVI-XVII вв. наука формируется как самостоятельная область знания, отлич-
.
Наука зарождается в антич- ности в тесной связи с философской мыслью (VII-VI до н.э.).
Стремясь создать целостную картину мироздания, философия использовала известные в те времена формы духовного освоения человеком мира: обыденные представления, религиозно- мифологические образы, рационально-умозрительные построе- ния, научные достижения. Первые философы в то же время были учеными, многие их идеи предопределили дальнейшее развитие научного знания. Так, Фалес доказал ряд теорем геометрии и предсказал солнечное затмение. Анаксимандр создал географиче- скую карту Земли и ввел в практику солнечные часы. Левкипп и
Демокрит разработали учение об атомах и стали предшественни- ками современной теории элементарных частиц. Интеллектуаль- ная атмосфера, царившая в античном полисе, способствовала становлению медицины (Гиппократ), математики (Пифагор и
Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей) и т.д.
Особую роль в развитии античной науки сыграл Аристотель
(«Учитель тех, кто знает», по образному выражению А. Данте), который известен как создатель формальной логики, естествоис- пытатель и систематизатор научных знаний. Специфика антич- ной науки заключалась в том, что она носила преимущественно рационально-теоретический характер и выходила за рамки на- личного опыта. Здесь уместно вспомнить Аристотеля, который писал о том, что «… к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» [Метафизика, 982b 20].

256 ная от философии и теологии. Она рассматривается как инстру- мент, с помощью которого человек увеличивает власть над при- родой и удовлетворяет собственные потребности («Знание – сила»). В этот период утверждается научный способ мышления, для которого характерно соединение эксперимента как метода изучения природы с математическим знанием.
Большую роль в возникновении и развитии опытного (точнее экспериментального) естествознания сыграла разработ- ка/модернизация измерительных приборов и инструментов, таких как компас, спиртовой, водяной, воздушный термометры, баро- метр, микроскоп, телескоп, счетная машина и др., которые стано- вились неотъемлемой частью научного познания и открывали но- вые возможности в исследовании мира. «Я вне себя от изумле- ния…», – заявлял итальянский ученый Галилео Галилей (1564-
1642)
, наблюдая Луну в подзорную трубу, им же усовершенство- ванную. Он был одним из первых, кто соединил эксперимент с ма- тематическим описанием и ввел в науку мысленный эксперимент.
Бурное развитие математики (в частности, разработка анали- тической геометрии, создание дифференциального и интеграль- ного исчисления) способствовало тому, что многие ученые того времени были убеждены: мир математически структурирован.
Математика – это не просто наука о величинах, а наука о порядке и мере, царящих в природе; в свернутом виде она содержит в себе все законы природы. Наука рассматривается как знание объек- тивных свойств тел, которые могут быть определены по количе- ственным параметрам, доступным измерению. На основе опытов, базирующихся на точных измерениях, Г. Галилей открыл закон равномерного ускоренного движения тел и установил, что все те- ла при свободном падении движутся с одинаковой скоростью.
Введение математических понятий позволило английскому уче- ному Исааку Ньютону (1643-1727) открыть закон всемирного тяготения и сформулировать законы механики. Однако заметим, в отличие от Г. Галилея, И. Ньютон большое значение придавал реально проводимым экспериментам («Гипотез не изобретаю»).
Необходимость в специальном языке науки привела к поиску универсальных методов (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) как совокупности приемов, правил, регулятивных

257 принципов познавательной деятельности, которая вырабатывает- ся субъектом на основе изучаемого объекта научного познания.
Ими стали индукция (от лат. inductio – наведение) как переход от знания отдельных фактов к знанию общего, и дедукция (от лат.
deductio – выведение) – способ получения логических выводов, исходя из определенных, интуитивных истин. Разработка этих методов способствовала развитию опытно-математического есте- ствознания.
В XVIII-XIX вв. происходит дифференциация (франц.
differentiation,
от лат. differentia – разность, различие) научного знания: наряду с естествознанием формируются технические, а затем и социально-гуманитарные науки, каждая из которых имеет свою область исследования:

естественные науки изучают процессы изменения и раз- вития природы, ее закономерности;
– объекты технических наук имеют искусственную природу, являясь продуктами целенаправленной деятельности человека
(технические устройства, системы);
– общество, социальные отношения и мир человека изучают
социально-гуманитарные науки.
Следует заметить, что длительное время естествознание, ориентированное на получение объективно-истинного знания о мире, рассматривалось в качестве идеала научности. Таким обра- зом, постепенно складывается наука, которая предстает как
форма духовно-практической деятельности людей, направленная
на производство новых знаний о природе, обществе, человеке и
самом познании.
Расширение масштабов научной деятельности и усиление роли науки как социально-производственной силы на рубеже XX-
XXI вв. свидетельствует о том, что современная наука – это не только особая духовно-практическая деятельность людей, на- правленная на производство знаний, но и общественное образо- вание (социальный институт): специфический способ организа- ции, определяемый профессиональной деятельностью ученых и социально-культурными механизмами.
Специфика научного знания. Познавательная деятельность человека не ограничивается сферой науки, в той или иной форме

258 знание существует и за ее пределами. Наряду с научным, сущест- вуют вненаучные формы знания: обыденно-практическое, интуи- тивное, художественное, мифологическое, религиозное и т.д. На- учное знание находится в тесной связи с вненаучными формами знания и имеет свою особенность.
«Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возмож- ные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые со- ответствовали бы будущим типам и формам практического изме- нения мира», – подчеркивает ведущий отечественный исследова- тель в области философии науки В.С. Степин (р. 1934) [8. С. 60].
Согласно его взглядам, науку характеризуют следующие основ- ные познавательные установки: «1) на предметно-объектное ис- следование мира, 2) на изучение объектов, выходящих за рамки уже сложившихся массовых практик того или иного конкретного этапа развития цивилизации» [8. С. 60]. Наряду с этим можно вы- делить другие специфические характеристики научного позна- ния, отличающие науку от иных форм познавательной деятельно- сти: системность, обоснованность полученных результатов, логи- ческая доказательность, достоверность выводов, способность к опровержению и предсказанию новых явлений, установка на по- стоянный рост знания и т.д. При этом современные исследовате- ли в области философии науки особо отмечают тот факт, что гра- ницы между научными и вненаучными формами знания измен- чивы, поэтому достаточно сложно выделить однозначные крите- рии научности. Более того, следует учитывать, что некоторые критерии научности исторически изменчивы.
Установка науки не только на постижение объектов, которые уже включены в деятельность, но и тех, которые могут стать объ- ектами будущих преобразований, позволяет различать приклад- ные и фундаментальные научные исследования. Прикладные
науки непосредственно ориентированы на применение результа- тов научного познания для решения социально-практических проблем. В свою очередь, исследования в области фундамен-
тальных наук не предполагают прямой направленности на прак- тику, они обращены на изучение сущности вещей и явлений, от- крытие закономерностей.

259
14.
2. Структура и динамика научного знания
Научное знание – сложная развивающаяся система, в ней вы- деляются различные формы знания: эмпирические факты, поня- тия, проблемы, законы, гипотезы, теории и т.д. Все они относятся к двум уровням организации знания – эмпирическому и теорети- ческому.
Наука изучает объективную реальность в разных предметных срезах, поэтому эмпирическое и теоретическое познание отлича- ется по характеру предмету исследования, который вычленяет- ся, формируется субъектом познания в ходе деятельности. Заме- тим, что в научном познании объект и предмет исследования со- относятся между собой как общее и частное: в объекте выделяет- ся часть, которая служит предметом исследования. При этом один и тот же реальный объект может стать основой для форми- рования предмета ряда наук, а также их синтеза. Например, тех- ника как объект исследования раскрывается в разных научных дисциплинах: электротехнических (теория электрических цепей) и теплотехнических (теория паровых двигателей, паровых тур- бин, тепловых электростанций), радиотехнике (радиоэлектрони- ка, радиолокация) и космонавтике, сопромате и металловедении, машиностроении и атомной энергетике, волоконной оптике и по- лупроводниковой технике, микроэлектронике и квантовой элек- тронике и т.д.
Выявление объекта – сложная задача, поэтому необходимо знание методов, с помощью которых он выделяется, а затем ис- следуется. Метод – совокупность приемов, правил, регулятив- ных принципов познавательной деятельности, которая вырабаты- вается субъектом на основе изучаемого объекта. Результатом
научного исследования являются различные формы эмпириче- ского и теоретического знания.
Структура эмпирического познания. Реальный объект обла- дает множеством свойств и признаков, он находится в многооб- разных связях и отношениях. Эмпирический объект фиксирует ограниченный набор признаков, присущих реальному объекту.
Выбор признаков зависит от многих факторов, в том числе от знаний и установок субъекта познания.

260
Особенность эмпирического познания заключается в том, что оно базируется на непосредственном практическом взаимодейст- вии исследователя с изучаемым объектом и предполагает осуще- ствление наблюдений, измерений, экспериментов.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное ис- следование объекта, при котором он остается недоступным для изменений. В свою очередь, эксперимент характеризуется вме- шательством исследователя в положение изучаемых объектов, активным воздействием на предмет исследования. Эксперимент позволяет изучать поведение объекта в строго контролируемых условиях с целью проверки выдвигаемых по поводу этого пове- дения предположений (гипотез). У исследователя есть возмож- ность изолировать объект от побочных явлений, комбинировать различные условия, многократно воспроизводить ход процесса.
Существенно повышает активность наблюдения и эксперимента
измерение как деятельность, основанная на создании и использо- вании измерительных приборов. Так, проводя эксперименталь- ные исследования по электричеству, английский физик М. Фара- дей открыл явление электромагнитной индукции, немецкий фи- зик Г. Герц впервые обнаружил электромагнитные волны, рус- ский ученый С.И. Вавилов подтвердил предположение о двойст- венной природе света и т.д.
Рациональная обработка данных наблюдения и эксперимента
(сравнение множества наблюдений, выделение повторяющихся признаков, устранение случайных погрешностей) на основе ранее полученных теоретических знаний, ведет к установлению науч- ных фактов. Научный факт (от лат. factum – сделанное, совер- шившееся) – это эмпирическое высказывание о конкретных со- бытиях, достоверность которого устанавливается опытным пу- тем. В научном познании факты составляют эмпирическую осно- ву для выдвижения гипотез и построения теорий, с одной сторо- ны, а также имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении, с другой.
Дальнейшая обработка фактов, их обобщение осуществляет- ся с помощью методов, которые повышают достоверность ре- зультатов исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция,
систематизация и классификация и др.

261
Результатом эмпирического познания являются эмпириче-
ские законы. Например, установив факт притяжения и отталки- вания двух электрических токов без участия магнита, был сфор- мулирован закон Ампера.
Эмпирические законы носят описательный характер и со- держат предположения о том, как ведет себя объект, но не объяс- няют почему именно так. Они представляют собой вероятност- ную (а не достоверную) форму знания и могут впоследствии из- меняться. Это можно проиллюстрировать на следующем приме- ре. В работе «Определение закона проводимости контактного электричества металлами…» выдающийся немецкий физик Г. Ом описывает проводимые им опыты и приходит к выводу о том, что он обнаружил закон, согласно которому цилиндрические провода из разных металлов и различного диаметра имеют одинаковую проводимость, если отношение их длин равно отношению пло- щадей их сечений. Позднее, повторяя опыты с серебряной прово- локой, учёный установил, что проводимость серебра выше про- водимости меди.
Структура теоретического познания.
Абстрагирование означает отвлечение от свойств и отноше- ний объекта, незначащих для данного исследования. Идеализа-
ция в отличие от абстрагирования предполагает мысленное кон- струирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде. Формализация – метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаково-символической форме при помощи различ- ных искусственных языков, обеспечивающих отвлечение от зна-
В качестве основы тео- ретического исследования выступает идеализированный объект как результат мысленного конструирования (например, матери- альная точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, инерция, абсолютное пространство и время и т.д.). Его особенность заклю- чается в том, что он наделяется не только теми признаками, кото- рые обнаруживаются в реальном объекте, но и признаками, кото- рых у него нет. Для приведения объекта в знаковую форму ис- пользуются методы построения и исследования теоретического объекта: абстрагирование и идеализация, формализация и ма-
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


написать администратору сайта