Главная страница
Навигация по странице:

  • Математическое моделирование

  • Исторический метод

  • Верификация

  • «нормальной науки»

  • 14.3. Научные революции и типы научной рациональности

  • Научная рациональность

  • П.П. Гайденко

  • Научная революция последней трети XX – начала XXI вв.

  • Контрольные вопросы и задания

  • Библиография 1. Гайденко П.П.

  • Лебедев С.А.

  • Новая

  • Скородумова О.Б., Матронина Л.Ф., Ручкина Г.Ф.

  • Степин В.С.

  • Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки


    Скачать 3.19 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
    Дата30.05.2022
    Размер3.19 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofia_uchebnik__pod_obsch_red_d-ra_filos_nauk_L_N_Kochetkovo.pdf
    ТипУчебник
    #557872
    страница15 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    тематическое моделирование и др.

    262 чения понятий с целью исследования логического строения тео- рии. Создание формализированного описания является условием для использования на теоретическом уровне математического моделирования. Математическое моделированиемодель как аналог, образец изучаемого объекта – метод исследования коли- чественных закономерностей процессов; как правило имеет вид уравнения или системы уравнений, создаваемых с помощью раз- личных языков программирования и др.
    В современных научных исследованиях ученые широко ис- пользуют методы, применение которых стало возможным благо- даря внедрению новых технологий. Один из них – имитацион-
    ный эксперимент, основанный на компьютерном моделирова- нии. Компьютерное моделирование позволяет проанализировать и рассчитать варианты возможного поведения исследуемой сис- темы в различных условиях и осуществить выбор решений адек- ватных этим условиям. Экспериментирование с моделью на ком- пьютере заключается в изменении условий функционирования объекта, создании вариантов, предсказывающих поведение сис- темы в различных ситуациях. Выбор определенного варианта мо- дели для тех или иных условий зависит от целей исследования.
    Компьютерное моделирование обладает большими эвристиче- скими возможностями в исследовании динамики происходящих процессов.
    Применение методов и средств исследовательской деятель- ности позволяет ученым формулировать понятия, идеи, принци- пы, идеальные (знаковые) модели, аксиомы и их на основе созда- вать гипотезы и теории.
    Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – это форма знания, достоверность которого в данный момент не может быть доказана и проверена. Для объяснения научных фак- тов ученый выдвигает некоторые гипотезы, получая из них путем дедукции разнообразные следствия, которые проверяются экспе- риментально. Подтвержденные гипотезы становятся теориями, а такой способ формирования теорий называется гипотетико-
    дедуктивным. Отсюда следует, что научную теорию нельзя по- лучить путем индуктивного обобщения и систематизации фактов.

    263
    Наряду с гипотетико-дедуктивным методом большую роль в построении теории играют такие методы как методы логического
    и исторического исследования, методы оправдания и другие.
    Исторический метод требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Логический ме-
    тод представляет собой способ построения знания в абстрактной и теоретически последовательной форме. К методам оправдания относятся верификация и фальсификация. Верификация (от лат.
    verificatio – доказательство, подтверждение) означает возмож- ность установления истинности научных высказываний опытным путем. Фальсификация (от лат. falsificatio – подделываю) – это опровержение, доказательство ложности эмпирических гипотез или теорий.
    Теория (от греч. theõria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, существующая в виде системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений, дающая целостное представление о связях и закономерностях оп- ределенной области действительности. К теориям относятся классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория
    Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория от- крытых саморазвивающихся систем (синергетика) и другие. Сле- дует принимать во внимание, что теория строится по отношению к идеализированному объекту, поэтому требует интерпретации при применении ее к реальным явлениям.
    Анализ структуры основных типов научно-исследователь- ской деятельности показал, что эмпирическое и теоретическое познание имеют дело с одной и той же действительностью, но с разными ее срезами. Они тесно взаимосвязаны между собой. Ус- ловием формирования объективного эмпирического знания явля- ется наличие исходной теоретической установки, гипотезы. Более того, познавательно-теоретическая установка ученого, его убеж- дения являются избирательными и оказывают влияние на поста- новку опыта, его результаты, что свидетельствует о сложности научно-познавательной деятельности.
    Динамика научного знания. Научное знание – исторически изменяющийся процесс, его исследование в рамках философии

    264 науки привело к построению моделей динамики научного знания и выявлению основных факторов, влияющих на данный процесс.
    Традиционный подход к рассмотрению динамики научного знания основывался на том, что знания о реальных свойствах, от- ношениях, процессах, происходящих в природе и обществе, од- нажды приобретенные наукой, накапливаются, кумулируются (от лат. cumulo – собираю, накапливаю), и этот запас знаний обу- словливает рост науки. Эволюция научного знания есть движение в сторону все больших обобщений в соответствии с индуктивным методом. Не отрицая идеи преемственности в развитии научного знания, следует признать, что кумулятивизм не учитывает того факта, что в науке происходит не только накопление знаний, но и критическое преодоление существующих гипотез и теорий.
    В противоположность традиционному подходу известный философ науки XX века К. Поппер (1902-1994) считает, что
    «…наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых, порождаемых ею про- блем» [6. С. 371]. Наука начинает не с наблюдений и даже не с теорий, а с проблем.
    Проблема (от греч. problĕma – задача) как форма научного знания возникает в результате неполноты и ограниченности зна- ния; это своего рода «граница» между знанием и незнанием. Вы- движение, обоснование, поиски решения проблемы означают осознание (выявление) противоречия между новыми фактами и существующими теориями, которые не в состоянии объяснить эти факты. Проблема определяет дальнейшее направление науч- ного исследования. Научными объяснениями проблем выступают гипотезы. Как полагает Поппер, гипотеза превращается в теорию, если удовлетворяет двум требованиям: непротиворечивость и го- товность к опровержению, т.е. фальсификации. Тем самым,
    К. Поппер противопоставил принцип фальсификации принципу верификации, получившему широкое распространение в позити- вистской традиции.
    Выдвижение гипотез и осуществление их опровержений обес- печивает рост научного знания. Эволюция научного знания со- стоит в исключении ошибок предыдущих теорий и приближении к все более правдоподобному. Рост знания, сменяемость теорий

    265 свидетельствуют о том, что нет абсолютно истинной теории: то, что вчера казалось истинным, сегодня может оказаться ложным.
    Взгляды К. Поппера имели большое значение для дальней- шего анализа специфики научного познания и его динамики.
    Ученые и философы начали задаваться вопросами: как осуществ- ляется развитие науки – прерывно или непрерывно? Существует ли прогресс в науке, преемственность между старыми и новыми теориями?
    Американский физик и историк науки Т. Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» представил свою модель развития научного знания. Выступая против кумулятивизма, он считает, что развитие науки нельзя представить как «постепенное наполнение пустого сосуда», или непрерывное накопление зна- ний. Накопление знания, совершенствование методов, расшире- ние сферы практических приложений совершается только в пе- риод «нормальной науки», которая развивается в рамках обще- признанной парадигмы (от греч. paradeigma – образец, пример).
    Парадигма – это совокупность наиболее общих идей, методоло- гических установок, которые в течение определенного историче- ского периода принимается научным сообществом в качестве мо- дели для постановки проблем и их решения. Примерами пара- дигм являются астрономия Птолемея и Коперника, механика
    Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна.
    Парадигма определяет проблемное поле исследований и яв- ляется «защитным механизмом» науки. Любой ученый видит мир сквозь существующую парадигму, поэтому он не стремится от- крыть или создать что-либо принципиально новое. Ученые, вос- производя стандартные способы анализа и объяснения, заняты проверкой и уточнением известных фактов, а также сбором но- вых фактов, которые уже предсказаны теорией. Таким образом, нормальная наука быстро развивается, накапливая огромную ин- формацию и опыт решения задач. Исходя из этого, Т. Кун делает вывод о том, что большое значение в развитии науки имеют тра-
    диции: ученые постоянно воспроизводят одни и те же действия, один и тот же способ поведения при разных обстоятельствах.
    Традиции организуют научное сообщество, создавая условия для взаимопонимания и сопоставимости результатов. Традиция – не-

    266 обходимое условие быстрого накопления знаний. Следовательно, наука развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности.
    Постепенно в науке накапливаются проблемы (аномалии), которые она не может объяснить. Начинается период кризиса в науке, который преодолевается в ходе научной революции, озна- чающей смену парадигм. Научная революция – момент разрыва в динамике научного знания, который приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе. Революция означает «изменение взгляда на мир»: ученый как бы заново вос- принимает окружающий мир, он видит его «другими глазами».
    Это значит, что нет преемственности между парадигмами.
    Таким образом, в отличие от Поппера, который рассматривал развитие науки как непрерывный, эволюционный процесс, на- правленный на построение все лучших и лучших теорий, у Куна развитие науки предстает в единстве прерывного и непрерывно- го: устойчивые состояния науки («нормальная наука») разделя- ются научными революциями, после которых вновь наступает период накопления знаний. Концепция Куна получила широкое распространение, в философии науки утвердилась идея научной революции.
    14.3.
    Научные революции и типы научной рациональности
    В историческом развитии науки, согласно взглядам В.С. Стё- пина, можно выделить четыре глобальные научные революции, в результате которых происходит изменение образа науки в целом и типа научной рациональности. Научная рациональность ха- рактеризует особое состояние научной деятельности в тот или иной конкретно-исторический период, направленный на посто- янный рост объективно-истинного знания. В ходе научной рево- люции осуществляется перестройка оснований науки (идеалов и норм исследования, научной картины мира, философских осно- ваний науки), выбор новых стратегий исследования и направле- ний роста знаний. «Возникновение каждого нового типа рацио- нальности не приводит к исчезновению предшествующих типов, а лишь ограничивает сферу их действия» [9. С. 26].

    267
    В период научной революции XVI – XVII вв. происходит становление классической науки и утверждение научного типа рациональности, для которого характерен отказ от созерцатель- ности и установка на единство экспериментального исследования природы с описанием его законов на языке математики: на место
    «предвосхищения» природой, свойственное предшествующей философии и науке, приходит ее «истолкование» (Ф. Бэкон).
    Складываются идеалы и нормы познания, научная картина мира, новые стратегии исследования и направлений роста знаний.
    Особенность классического типа научной рациональности заключается в том, что из описания и объяснения исключается все то, что относится к субъекту, его деятельности и средствам исследования. Идеалом научности является построение абсолют- но истинной картины природы, в качестве которой выступает ме- ханистическая картина мира. Утверждение механистической кар- тины мира свидетельствует о том, что ученые не проводят разли- чия между естественным и искусственным (техническим). Все- ленная/природа предстает как «грандиозная машина», «прекрасно слаженный механизм». Поэтому «…реальность, изучаемая новым естествознанием, – это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью техниче- ской аппаратуры» [1. С. 9]. Именно в стремлении к почти полному отождествлению природного и технического (искусственного), по мнению современного исследователя в области истории филосо- фии П.П. Гайденко (р. 1934), состоит глубокое отличие новоевро- пейского понимания природы от ее античного толкования.
    В ходе научной революции конца XVIII – первой половины
    XIX вв. происходит переход к новому состоянию естествознания:
    дисциплинарно организованной науке. Механистический образ мира начинает разрушаться и подвергаться критике. Этому спо- собствовали новые научные открытия: кинетическая теория га- зов, кинетическая теория тепла, электродинамика. Наряду с ме- ханической формируются биологическая, химическая и другие частные картины мира. Возникают новые нормы исследования
    (например, в биологии утверждается идея эволюционизма). В философии осмысливаются происходящие процессы, осуществ- ляется поиск путей единства научного знания.

    268
    В результате научной революции конца XIX – начала XX вв.
    формируется неклассическая наука. Открытие теории относи- тельности (А. Эйнштейн) и квантовой физики (Н. Бор, М. Борн,
    В. Гейзенберг) способствовали изменению онтологических осно- ваний в физике. Утверждается представление о том, что материя существует в разных формах: вещество, волна, поле. На место субстанциальной концепции пространства и время, согласно ко- торой они обладают абсолютно самостоятельным существовани- ем наряду с материей (И. Ньютон), приходит релятивистская концепция, установившая взаимозависимость материи, движения, пространства и времени.
    Открытия в квантово-релятивистской физике привели к пре- образованию классических идеалов объяснения и организации знаний; утверждаются новые идеалы и нормы исследования. Так, в познании микромира выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Это связано с тем, что при описании квантовых объек- тов выясняется, что они не могут быть измерены точно одновре- менно по всем параметрам. Использование измерительного инст- румента оказывает влияние на измеряемый объект, изменяя его.
    Например, чем точнее вычисляется скорость электрона, тем более неопределенным остается измерение его положения в простран- стве и наоборот (принцип неопределенности В. Гейзенберга).
    В науке складывается неклассический тип рациональности, означающий необходимость учета связи между знаниями об объ- екте и характером познавательных средств. Изменение классиче- ских идеалов объяснения, обоснования и организации научных знаний привело к утверждению методологического плюрализма, в соответствии с которым допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга (а порой и взаимоисключающих друг друга) конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, при этом каждая из них содержит момент объектив- но-истинного знания.
    Научная революция последней трети XX – начала XXI вв.

    результат компьютеризации естествознания, широкого освое- ния идей эволюционизма и историзма, принципа системности. В этот период происходит становление постнеклассической науки.

    269
    Широкое распространение получают междисциплинарные фор- мы исследовательской деятельности, комплексные исследова- тельские программы. Объектами современных междисциплинар- ных исследований становятся сверхсложные, открытые и само- развивающиеся системы, которые включают человека в качестве элемента («человекоразмерные» объекты). «Примерами таких
    “человекоразмерных” комплексов могут служить медико- биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты нано-науки, биотехноло- гии (в первую очередь генетической инженерии), системы “чело- век – машина” (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта) и т.д.» [9. С. 24]. Знание ориентировано на утверждение человека в мире.
    Наряду с этим, одной из основных тенденций современного научно-технического развития является формирование нового типа взаимоотношений науки и техники: возникает технонаука
    (technoscience) как синтез науки и технологий, ориентированный на запросы рынка. В технонауке доминируют запросы производ- ства и сферы услуг, к которым должны быть адаптированы про- граммы научных исследований [7. С. 80-84]. Как следствие, на- блюдается сращивание теоретических и экспериментальных ис- следований, прикладных и фундаментальных знаний.
    Для постнеклассического типа рациональности характерно переосмысление ценностно-познавательных установок: новое понимание соотношения научного и ненаучного знания, между которыми подвижная грань. В постнеклассической науке при объяснении и обосновании учитывается соотнесенность знаний об объекте не только со средствами и операциями деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
    Об актуальности исследования нового типа научной рацио- нальности, характерного для постнеклассической науки, свиде- тельствует тот факт, что на XXIII Всемирном философском кон- грессе, который состоялся в Афинах (август, 2013), по инициати- ве российских философов было организовано специальное засе- дание «Рациональность как культурная ценность». На этом засе- дании представили доклады философы России, Германии, США.
    Выступая на сессии, В.С. Степин акцентировал свое внимание на

    270 анализе динамики научной рациональности и подчеркнул: «В по- стнеклассической рациональности принимается во внимание, что любая деятельность, в том числе и научное познание, социально детерминирована, определена базисными ценностями культуры, которые программируют деятельность, влияют на формирование ее ценностно-целевых установок»
    47
    . Далее выступающий отме- тил, что постнеклассическая рациональность есть особая точка
    «роста новых ценностей, когда самоценность научной истины увязывается не только с принципами внутринаучного этоса, но и с более широкой трактовкой гуманистических ценностей, пред- полагающих дополнительную этическую экспертизу научных программ и проектов»
    48
    Становление постнеклассической науки привело к переос- мыслению предмета философии науки: научное познание рас- сматривается не просто как исследовательская деятельность, имеющая свою специфику, но и как исторически изменчивый процесс в контексте развития культуры и цивилизации. Возрос интерес к этике науки как совокупности моральных норм, регу- лирующих поведение ученых по отношению к научному знанию, друг другу, обществу и государству, самому себе. Речь идет о том, что внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, должна сочетаться с общегуманистическими принципами и ценностями. Особую ак- туальность приобретает вопрос об ответственности за последст- вия научных открытий. Учитывая все более возрастающую роль и место науки в условиях глобальной информатизации мира, со- временные ученые должны стремиться к осознанию ответствен- ности за развитие и применение науки перед обществом и госу- дарством, к предотвращению рисков и нежелательных последст- вий. Примером такого подхода является создание этических ко- митетов для проведения этических экспертиз, предваряющих на- учные исследования.
    . Сказанное означает, что научная дея- тельность социально и культурно детерминирована, она опреде- ляется не только внутринаучными нормами, но и базисными цен- ностями культуры.
    47
    Стёпин В.С. О рациональности в современной культуре // Вестник РФО. – 2013.

    № 3 (67). – С. 17-19.
    48
    Там же.

    271
    Выводы
    1.
    Интерес к науке как области знания и ее особенностям философы проявляли, начиная с античности. Но философия нау- ки как комплексная междисциплинарная область исследований формируется только в ХХ в. в связи с ростом масштабов научно- исследовательской деятельности, изменением содержания науч- ного знания и его влияния на окружающий мир.
    2.
    Рассматривая науку как сложную систему, исследователи сосредоточивают свое внимание на специфике науки, ее структу- ре и динамике в социально-историческом контексте.
    3.
    Современная наука является не только особым способом освоения человеком мира, направленным на производство новых знаний, но и социокультурным феноменом – фактором развития производства и управления им, механизмом политической вла- сти, источником новых видов техники и технологии.
    Контрольные вопросы и задания
    1.
    Что изучает философия науки и каков круг ее проблем?
    2.
    Раскройте специфику эмпирических и теоретических ис- следований в науке и покажите их единство.
    3.
    Какой смысл вкладывает К. Поппер в следующее выска- зывание: «Наука начинается с проблем и развивается от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются критически»?
    4.
    Какую роль играют научные революции в развитии нау- ки?
    5.
    Как соотносятся свобода научного поиска и социальная ответственность ученых?
    Библиография
    1.
    Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой; изд. 3. – М.: Либроком, 2011.
    2.
    Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. Налетова. –
    М.: АСТ, 2009.
    3.
    Лебедев С.А. Философия науки: Терминологический словарь. –
    М.: Академический Проект, 2011.

    272 4.
    Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория: учеб. посо- бие. – М.: URSS, 2010.
    5.
    Новая философская энциклопедия: В 4 т. 2-е изд., испр. и допол. –
    М.: Мысль, 2010 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm
    6.
    Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного зна- ния. – М.: АСТ, 2008.
    7.
    Скородумова О.Б., Матронина Л.Ф., Ручкина Г.Ф. Философ- ские проблемы техники и информатики: учеб. пособие. Гл. 4. Технические науки: становление и развитие. – М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2014. – С. 64-85.
    8.
    Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии. – 2010. –
    № 8. – С. 58-75.
    9.
    Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. – 2012. – № 5. –
    С. 18-26.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта