Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
Скачать 3.19 Mb.
|
ГЛАВА 15. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 15.1. Понятие техники. Соотношение науки и техники на разных этапах исторического развития Философия техники, как и философия науки, является одним из разделов философского знания. Особая актуальность этой те- мы определяется необычайно возросшим влиянием техники на все стороны нашей жизни. Можно утверждать, что влияние тех- нических достижений является позитивным, поскольку решают- ся, помимо научно-технических, те или иные жизненно важные социальные проблемы, но наряду с этим возникают новые, тре- бующие прогнозирования их отдаленных социально- гуманитарных последствий, а в отдельных случаях – оперативно- го вмешательства для предотвращения катастрофы. Высокие темпы проникновения научно-технических достижений, инфор- мационных технологий в различные сферы человеческой жизне- деятельности определяют характер и содержание множества со- временных философских проблем, которые не имеют однознач- ного решения. Определение техники. Само понятие «техника» очень древ- нее и уходит своими корнями в глубины античной культуры. 273 Слово «techne» тогда означало многое: от умений ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К технике относили: земледелие, охоту, врачевание, мореходство, оружейное дело, те- атральное искусство и другие сферы деятельности человека. Аристотель (IV до н.э.) отличал техническое знание от опытного и теоретического и относил к нему все то, что возникало в ре- зультате человеческой деятельности и до нее не существовало само по себе. Отношения науки и техники в античную эпоху отличались значительным своеобразием. Оно проявлялось, прежде всего, в отрыве технических достижений от теоретической науки, которая оценивалась греческими философами как бескорыстное искание истины. Античная наука создавалась свободными людьми, удов- летворявшими свою любознательность и не претендовавшими на практическое применение выводов. Использование научных зна- ний для технического применения носило в основном эпизодиче- ский, а не регулярный характер. Как правило, техника развива- лась самостоятельно на основе наблюдательности, мастерства. Античное общество было ориентировано на приспособление к природе, казавшейся могущественной и непредсказуемой. В ан- тичной эпохе не возникла еще идея о возможности воздействия на окружающую среду, а следовательно, допустимости радикаль- ного изменения условий жизни. Продвигаясь по ступеням исто- рии, необходимо отметить, что в следующих за античностью Средневековой и Возрожденческой эпохах, произошла «техноло- гическая революция», существенным образом изменившая спо- собы производства и хозяйствования. К таким техническим про- рывам можно отнести использование энергии ветра и воды, соз- дание ветряных и водяных мельниц, а также кузнечного, валяль- ного и других производств. Ряд технических новаций позитивно отразились на средневековом хозяйствовании. Отношение к ре- месленничеству, технике становятся уважительным. Труд умель- ца ценится все более. Научная революция XVI-XVII вв. открыла новую эру, когда родилась современная наука. Это было время, начавшееся с пуб- ликации работ Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» в 274 15 43 г. и И. Ньютона «Математические начала натуральной фи- лософии» в 1687 г. Революционные открытия, сделанные Н. Ко- перником, И. Кеплером, Г. Галилеем в области астрономии, пере- вернули прежнюю аристотелевско-птолемеевскую картину мира и обосновали новую, радикально изменив представления о миро- здании. Важной чертой новой эпохи было соединение рационально- теоретического и экспериментального методов в подходе к изу- чению природы, причем усовершенствование инструментов и приборов для научных опытов стало основой для осуществления экспериментальных исследований. В эпоху Нового времени был преодолен разрыв науки и техники, существовавший в прежние времена. Одним из основателей методологии экспериментальной науки этого времени является Френсис Бэкон (1561-1626), защи- щавший тезис о неразрывной связи науки и техники и отдавав- ший приоритет опытному знанию. Бэкон считал: то, что создано искусственно, не является только подражанием природе, помо- гающим человеку приспособиться к ней наилучшим образом. Созданная человеком техника, считает мыслитель, способна су- щественно изменить природу и даже «потрясти ее до основания». Философ делает вывод, что техника есть могучее орудие власти не только над природой, но и над душами людей. В эпоху научных и промышленных революций XVII – XVIII вв. произошли значительные изменения самой техники и ее статуса как общественного явления. Эти изменения связаны с соз- данием и использованием механизмов и машин, намного превосхо- дящих усилия человека, во много раз увеличивших его мускульные возможности, экономящих его время (к примеру, изобретение пер- вого двигателя в 1776 г.). Таким образом, происходит сближение науки и техники. Механистическая картина мира становится обще- признанной моделью объяснения законов мироздания. С середины ХVII вв. до начала ХХ в. наука получила мощ- ный импульс развития. Утверждается уверенность в безгранич- ных возможностях науки решить многие проблемы преобразова- ния существующей реальности. Возрастает значение теоретиче- ского рассмотрения и обоснования научных положений. В этот 275 период возникла некоторая дифференциация науки и техники, их относительно независимое существование. Предпосылки нового сближения науки и техники были сформированы дальнейшим прогрессом общества в ХХ в. и пред- ставляли собой интеграцию, взаимопроникновение техники и науки. Происходит «сайентификация» техники и «технизации» науки. Суть этих процессов состоит в осознании того, что наука оказалась в состоянии создавать новые технологии, решать прак- тические задачи, встающие перед обществом. В свою очередь, техника значительно усложнилась, поскольку научные разработ- ки были применены к решению более сложных технических про- блем, инженерных задач. Современная техника, поражающая воображение человека, стала возможной только на основе новейших достижений чело- веческого разума, передовых научных разработок. Предметное поле современного понятия «техника» довольно широко и охва- тывает разнообразные области человеческой жизнедеятельности: это связано с глубоким проникновением техники во все сферы жизни. С прогрессом техники существенным образом менялось и со- держание этого понятия. Оно охватывало не только совокупность приборов, машин и систем, облегчающих труд человека. Техника – это – область знания, являющаяся пограничной и связывающая воедино эмпирические и теоретические достижения человека. – сфера человеческой деятельности, нацеленной на измене- ние природы, использование ее в интересах человека. – умения и навыки, искусство и мастерство человека в раз- личных видах деятельности. Сравнивая технику и искусство, особо необходимо выделить одну черту, их объединяющую, а именно: оба вида деятельности представляют собой, согласно М. Хайдеггеру, способ раскрытия «потаенного», т.е. это проявление творческого начала в человеке, состоящего в самопознании, раскрытии его глубинных процес- сов, что позволяет человеку стать более свободным в овладении стихийными силами природы. 276 15.2. Становление философии техники Термин «философия техники» был введен в научный оборот немецким мыслителем Э. Каппом. Работа, посвященная этой проблеме – «Основания философии техники» вышла в свет в 1877 г. в Германии. Позднее, уже в ХХ в., к этой теме обратились и другие авторы. На Западе о философии техники писали Ф. Дес- сауэр, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс, и другие. В России одним из родоначальников философии техни- ки стал русский инженер П.К. Энгельмейер (1855-1942), напи- савший работы «Теория творчества» и «Философия техники». Во второй половине ХХ в. взгляд на технику, как на один из важнейших факторов развития человеческого общества, стал наиболее убедительным. Вопросы, связанные с феноменом тех- ники, ее специфической ролью в обществе, перспективами разви- тия, приобрели характер философских, смысложизненных. По- требности развития современного общества, проблемы, стоящие перед ним в области экономики, науки, экологии, политики, де- мографии значительно изменили статус техники, превратив ее во всеобъемлющий фактор воздействия на общество. Все более оче- видной стала органическая зависимость человечества от состоя- ния окружающей среды, невозможность недооценки опасности спонтанного развертывания технического прогресса, некритиче- ской оценки результатов технической деятельности. Философия техники была призвана ответить на вызовы вре- мени. Каков же круг проблем, охватываемый понятием «филосо- фия техники»? Эта дисциплина отвечает на целый ряд важных и даже злободневных вопросов, а именно: что такое техника, что она может дать человеку, в чем особенности «технического по- ведения» человека в современном мире, каково своеобразие эти- ческих проблем в современной технико-информационной дейст- вительности, наконец, какова роль человека в рациональном ос- мыслении технических знаний. Важнейшими вопросами филосо- фии техники являются также образовательные, этические, вклю- чающие формирование системы ценностей, сочетание интеллек- туальных и нравственных начал в человеке. 277 Жизнь показала, что социальные последствия технического прогресса могут быть весьма негативными: это и проблемы заня- тости населения, имущественное расслоение (резкое) и как след- ствие, социальная напряженность; это и эколого-демографи- ческие проблемы, относящиеся к глобальным вопросам совре- менности. Проблемы мирового порядка: загрязнение окружаю- щей среды, включая радиоактивное, истощение невосполнимых природных ресурсов, нарушение демографического баланса, уг- роза термоядерной катастрофы и многие другие вынуждают весьма серьезно задуматься о перспективах технического про- гресса. Технологическая экспансия не могла оставить равнодуш- ной мировую общественность. Начиная с 60-х годов прошлого века, приходит осознание кризисного состояния эпохи, возника- ют движения в защиту окружающей среды (движение «зеле- ных»), а также международные организации («Римский клуб»), предпринимаются попытки регулирования рождаемости. Одно из направлений деятельности Римского клуба – информировать на- селение Планеты о важнейших проблемах человечества, об ито- гах исследований состояния окружающей среды, социальных по- следствиях и перспективах научно-технического, экономического развития мирового сообщества 49 Исследователи в области философии техники сделали вывод о том, что многие вопросы современной «технотронной эры» за- трагивают напрямую очень важные стороны человеческого суще- ствования: социальные, нравственные, образовательные. Ряд ав- торов особо подчеркивает, что неконтролируемое развитие тех- ники ведет к необратимым изменениям не только природы, но и самого человека, его сознания, восприятия им окружающего ми- ра, отношения к нему. О глубоком влиянии техники, имеющем негативные следст- вия для человека, писали русские мыслители еще в прошлом веке. 49 Римский клуб – международная негосударственная организация, возникшая в 1968 г. под председательством итальянского экономиста А. Печчеи (работа «Человеческие качества»). Задача организации, в которой участвуют более 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из различных стран мира, – привлечь внимание мировой общественности к наиболее острым вопросам глобального экономического и экологического развития, содействовать формированию мирового общественного мнения в отношении этих проблем. 278 Так, И.А. Ильин в одной из своих работ отмечал, что техника, начиная с ХХ в., революционизировала всю человеческую жизнь. Прогресс ускорил ритм жизни, что не прошло бесследно для че- ловека, от которого требуется непрестанная активность. Возника- ет невозможность остановиться, задуматься, осмыслить происхо- дящее. В результате духовная сторона жизни отодвигается на задний план. Человек все чаще оценивается как «фактор» произ- водства техники. Эта же тема звучит в работах Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского и других. Но правомерно ли ставить вопрос о тормозе научно-технического прогресса? И какой выход из по- ложения возможен? Н.А. Бердяев отвечает так: только в творче- стве возможна самореализация человека, поскольку творчество означает не только создание чего-то нового, неизвестного ранее, но также саморазвитие человека, обогащение его духовного мира, а это не может не способствовать гармонизации отношений чело- века и окружающей среды. Творчество означает также стремление минимизировать процессы отчуждения человеческой сущности. Н.А. Бердяев обращает внимание на парадоксальность феномена техники: «…без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры, и окончательная победа техники в куль- туре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели». Аналогичные идеи относительно особенностей взаимоотно- шений человека, техники, природы высказывают в ХХ в. мысли- тели Запада: Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие. Понимая всю сложность этих взаимоотношений, мысли- тели писали об ответственности человека разумного за свои дея- ния, за те цели, которыми руководствуется человек, преобразую- щий природу, окружающий мир. 15.3. Перспективы развития философии техники Философия техники возникла как результат критической оценки нашей цивилизации. Современный ее этап – информаци- онный сопровождается стремительным развертыванием высоких технологий, которые приобретают сейчас значительное влияние. Процессы, идущие в обществе, очень сложны и вызывают много вопросов. К примеру, не ясно до конца, насколько безошибочен 279 тот технологический путь развития, по которому пошло совре- менное общество. Какие следует принять меры, чтобы предот- вратить губительные последствия, к которым неизбежно придет общество, если оно будет (и это сейчас происходит) по-прежнему наращивать все более современные технологии, удовлетворяя по- требности людей? Есть ли тот предел, за которым подобное на- ращивание станет невозможным из-за опасных угроз для челове- ка и природы? Вопросы далеко не праздные, и они-то и являются предметом философской рефлексии. Информатизация общества и её последствия. Отношение к технике в обществе было всегда неоднознач- ным. Существовавшие длительное время оптимистические про- гнозы безусловного господства техники породили и иные взгля- ды, нашедшие свое воплощение в ряде художественных произве- дений, антиутопий, таких как «Утопия 14» К. Воннегута, «О див- ный новый мир» О. Хаксли и других. Эти произведения фактиче- ски содержали предостережения человечеству. Это была критика тоталитарного технократического государства, в котором наука и техника, достигнув высокой степени развития, могут подавлять свободу и человеческую индивидуальность. Социальные по- следствия информатизации общества – одна из самых серьезных проблем современной философии техники. Особенность и важ- ность этих проблем состоит в том, что они затрагивают интересы человечества, поскольку происходит изменение самого человека, восприятия им окружающего мира, меняются ценностные ориен- тации, стандартизируется поведение. Одно из проявлений противоречивости информационных процессов в обществе – возможность манипуляции сознанием людей, воздействия на него, причем в массовом масштабе. Через глобальные компьютерные сети это становится технически воз- можным, причем объектами воздействия не обязательно могут стать экономические и военные сферы жизнедеятельности обще- ства. Влияние может идти через культуру в широком смысле сло- ва, т.е. через национальное самосознание, культурные традиции, национальный язык, мораль. Так, к примеру, снижение нормативного уровня языка до не- допустимых лексических форм наносит огромный урон самосоз- 280 нанию народа, его самоуважению и самодостаточности. А это в значительной степени подрывает основы «информационной безопасности» страны, создавая сложную ситуацию в борьбе с информационным оружием. Однако было бы ошибочным не замечать позитивных соци- альных сторон информатизации общества. Интернет не только породил новые формы взаимодействия людей, дал возможность оперирования большими объемами информации, но также спо- собствовал созданию новых условий для жизнедеятельности че- ловека, включая дополнительные формы их трудовой занятости (электронная коммерция и др.). Велики возможности информатизации в области образова- ния. Разработка новых технологий, их обслуживание, конечно, требуют разнообразных знаний, квалифицированных специали- стов, но дело не только в этом. Информационному обществу нужны не только профессионалы своего дела, но личности, инди- видуальности, способные творчески мыслить, принимать само- стоятельные решения, отвечать требованиям общечеловеческой морали. Информационные технологии обладают соответствую- щим потенциалом для получения позитивных результатов. В результате широкого распространения информационных технологий перед человеком открываются новые возможности в интеллектуальной сфере. Речь здесь идет, прежде всего, о расши- рении практических потребностей получения качественного об- разования, используя системы дистанционного обучения. Допол- нительные возможности на этом пути создает также система «от- крытого образования», предоставляющая возможность для обу- чения сразу в нескольких учебных заведениях, что способствует с максимальной полнотой удовлетворению индивидуальные обра- зовательных потребностей. Реформа высшего образования, про- исходящая сейчас в нашей стране (имеется в виду переход на двухуровневую систему обучения – бакалавриат и магистратуру) как раз и будет решать задачу расширения практических возмож- ностей получения высшего образования, делая его более доступ- ным. Наукоемкие технологии ХХI века для своей разработки и профессионального использования нуждаются в квалифициро- ванных специалистах. 281 Внедрение новых информационных технологий в образова- ние способствует формированию информационной культуры. Она характеризуется не только овладением навыками работы с компьютерной техникой, но также и подготовленностью людей к восприятию новой информации и ее использованию. Информа- ционная культура проявляется также в формировании новых ценностей, стереотипов поведения, в целом иной информацион- ной среды обитания. Таким образом, новые технологические решения, явившиеся ответом на вызовы времени, позволяют радикальным образом из- менить качество жизни современного человека. Однако необходи- мо отдавать себе отчет в том, что, несмотря на огромные перспек- тивы и возможности общества, основанного на высоких технологи- ях, само по себе это не может дать гарантий торжества добра и справедливости. Современный уровень осмысления происходящих в обществе процессов позволяет уяснить главное: ошибочно ду- мать, что уровень технического развития социума может являться определяющим фактором его стабильности и благополучия. По- следствия развития техники предопределяют более глубокое пони- мание самой природы техники, бесконтрольное развитие которой не может быть конструктивным для человека и его будущего. Выводы 1. Основным кругом проблем философии техники является определение сущности техники, её роли и значении в жизни че- ловека и общества, обоснование позитивного и негативного влияния техники на окружающую действительность. 2. Философские проблемы техники актуализируются в связи с возрастающей ролью техники и технологий. Современную ци- вилизацию по праву можно назвать техногенной, в которой тех- ника является незаменимым фактором развития. В связи с этим философия техники является бурно развивающейся отраслью фи- лософского знания. 3. На начальных этапах исторического развития техника и наука существовали и развивались независимо друг от друга, но постепенно происходил процесс их сближения, который в итоге привел к их слиянию в понятии «технонаука». 282 4. Большой вклад в становление и развитие философии тех- ники как самостоятельного философского направления внести такие выдающиеся философы, как Э. Капп, Л. Мэмфорд, Х. Орте- га-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Бердяев и др., предста- вив миру собственные концепции понимания сущности техники и законов её развития. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое техника, какова история взаимоотношений науки и техники? 2. Обозначьте круг проблем философии техники. 3. Опираясь на фрагменты первоисточников, охарактеризуй- те представления философов о предмете «философия техники». 4. В чем состоит суть социальных, антропологических и экологических проблем научно-технического прогресса? 5. В чем заключается противоречивость последствий ин- форматизации общества? 6. Какие преимущества в образовательной сфере может дать внедрение информационных технологий? Библиография 1. Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологи- ческие проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 120-132. 2. Водопьянова Е.В. Европа в поисках инноваций (размышления философа) // Современная Европа. – 2014. – № 2. – С. 31-42. 3. Воронин А.А. Ответственность человека и безответственность техники // Философия и культура. – 2011. – №1. – С. 92-100. 4. Грумвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт ис- следования социальных последствий научно-технического развития. – М.: Логос, 2011. 5. Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. – М.: Горячая Линия – Телеком, 2011. 6. Розин В.М. Техника и социальность: философские различения и концепции. – М.: Либроком, 2012. 7. Ручкина Г.Ф. Гуманитарное образование как ценность культуры // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2012. – №182(8). – С. 104-114. 283 8. Скородумова О.Б., Матронина Л.Ф., Ручкина Г.Ф. Философ- ские проблемы техники и информатики: учебное пособие. – М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2014. 9. Тавризян Г.М. Философы XX века о технике и «технической ци- вилизации». – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. |