Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
Скачать 3.19 Mb.
|
ГЛАВА 11. ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ 11.1. Понятия бытия и субстанции Бытие – это все, что есть. Все, о чем можно сказать, что оно существует, относится к понятию «бытие». Бытие, как существо- вание, – самая абстрактная категория в философии. Противопо- ложным ей понятием является «небытие» или «ничто». Бытие едино, но можно выделить его уровни, виды (бытие природы, со- циальное бытие, бытие человека и др.). Они находятся в опреде- ленной иерархии и взаимосвязи. Онтология – учение о бытии (от греч. слов «ontos» – сущее и «logos» – учение). Философия, воспользовавшись глаголом естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от во- проса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о веч- ных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение тако- го рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств. Какие проблемы описывает и объясняет категория бытия? Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки. История чело- вечества демонстрирует вечное стремление людей отыскать та- кие опоры своего существования, которые блокировали бы в его повседневном сознании ужас, связанный с мыслями о возможной ежеминутной гибели мира. В этом – экзистенциальные истоки категории «бытие». Понятие бытия в истории философии. Европейская философ- ская традиция началась в Древней Греции. Усложнение мифоло- гии, непредсказуемость поведения олимпийских богов подтолкну- ли греческую культуру к поиску иных (чем вера в богов) основа- ний человеческого бытия. Рассматривая человека как часть космо- са, античная философия начала с поиска первоначал. Бытие рас- сматривалось как то, что составляет единство мира. Некоторые ан- 208 тичные философы в качестве первоначала рассматривали одну из стихий как основу бытия (Фалес – воду, Анаксимен – воздух и др.), другие придумывали абстрактное первоначало (Анаксимандр – апейрон, Пифагор – число, Демокрит – атом и т.п.). Парменид поднял философское осмысление бытия на новый уровень. Он разработал учение об истинном бытии как предель- ном основании мира, которое тождественно мысли. Бытие не возникло, оно не уничтожимо, единственно, неподвижно, не- скончаемо во времени. Оно лишено чувственных качеств, а по- тому его можно постигать только мыслью. Утверждая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль чело- века, а космический разум – Логос. Немецкий философ XX в. М. Хайдеггер, посвятивший более 40 лет изучению проблемы бытия, считал, что вопрос о бытии, как он был поставлен в античности Парменидом, предрешил судьбу всей западной культуры. Запад воспринял представление о наличии за пределами вещей иного мира, где все есть Благо, Свет, Добро, Истина. Европейская культура овладела в совер- шенстве способностью мыслить в пространстве чистой мысли. В дальнейшем эта способность с успехом использовалась в науке учеными при построении научных теорий. Следует отметить, что уже в античности были оппоненты парменидовского понимания категории «бытие». Софисты стре- мились сместить акцент философствования с проблемы бытия на индивидуальную жизнь человека. Так, Протагор считал, что еди- ной для всех истины нет, а есть только множество индивидуаль- ных мнений («Человек есть мера всех вещей»). Следовательно, нет и единого для всех бытия. Киники призывали людей опирать- ся только на самих себя и не верить абстрактным понятиям (Ис- тине, Добру, Красоте и др.). Свою жизнь они строили по форму- ле, которая обычно для греков считалась страшным проклятием: «без общины, без дома, без Отечества». Линия Парменида (разделение бытия на истинное и неистин- ное) была продолжена Платоном, неоплатониками и через них перешла в средневековую христианскую философию. Мир ис- тинного бытия отождествлен в религиозной философии с миром Божественного. Разработка этой темы продолжилась и в русской 209 религиозной философии XIX – XX вв. Так, философ И.А. Ильин образно рассматривал Царствие Божие как невидимый покров над миром земным. Достижение человеком святости трактова- лось как «прорастание» в Божественный мир уже при земной жизни. Другой русский философ С.Л. Франк трактовал духов- ность как самоуглубление души человека и слияние ее с духом и миром Божественного. Такое самоуглубление души не есть субъ- ективизм, по мысли философа, а истинное обнаружение Божест- венного. С.Л. Франк обнаруживает, что «в нас самих или на том пороге, который соединяет последние глубины нашего «я» с еще большими, последними глубинами бытия», есть истинное абсо- лютное бытие. И именно оно «бьется в нас и требует себе исхода и обнаружения», иначе человек не томился бы поисками смысла жизни, а просто проживал бы жизнь, подобно животным. Мы ищем то, что в нас уже есть, надо только это обнаружить. В Новое время (XVII в.) происходит субъективизация поня- тия «бытие». Так, Дж. Беркли считал, что существование вещей зависит от их воспринимаемости, иначе говоря, критерием бытия он считал воспринимаемость вещей в ощущениях и восприятиях человека. Основатель рационализма Р.Декарт сформулировал концеп- цию, согласно которой человек как существо, способное сказать «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»), являет- ся единственным условием существования мира. Декарт сделал мысль бытием, но, в отличие от Парменида, творцом мысли объ- явил человека. Бытие стало субъективным, человекоразмерным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем. М. Хайдеггер писал: «…теперь горизонт не светился сам собой. Теперь он лишь «точка зрения» человека, ко- торый к тому же сам и творит ее» [6. С. 379]. Человек, его созна- ние и познание стали рассматриваться как нечто подлинно пер- вичное, как то, что действительно есть (Кант, философия жизни, экзистенциализм и др.). В материалистической философии, начиная с философского материализма XVIII в., бытие отождествлялось с природой, с ми- ром чувственно воспринимаемых вещей и предметов. Все харак- теристики бытия, которые Парменид ему приписывал, были пе- 210 ренесены на природу. Но если бытие всегда связывалось с вечно- стью, то формами существования природы были признаны 3-х мерное пространство и линейно-однородное время. Понятие субстанции в истории философии. Под субстанци- ей понимается основа чего-либо. «Под субстанцией, – писал Б. Спиноза, – я разумею то, что существует само в себе и пред- ставляется само через себя, т.е. то, представление чего не нужда- ется в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться» [3. С. 142]. В истории философии единое бытие обычно делилось на не- сколько видов: материальное бытие (природа) и идеальное (ду- ховное) бытие; в последнем нередко выделяли Абсолютное иде- альное бытие (Бог, Абсолютная идея, Логос), объективное иде- альное бытие (общественное сознание) и субъективное идеальное бытие (душа человека, его индивидуальное сознание). Большин- ство философских систем стремилось быть монистическими, т.е. признавать за основу всего сущего одну субстанцию. Если признавалась материалистическая субстанция, такие философ- ские системы называются материалистическими. Если призна- валась в качестве первоначальной субстанции идеальное бытие – идеалистическими. Дуалистической философской системой принято считать философию Декарта, т.к. он признавал одновре- менно и вечно существующими две независимые друг от друга субстанции: Бога и природу. Плюралистическими философски- ми системами считаются такие, где в качестве первоначал высту- пают несколько субстанций (например, четыре стихии Эмпедок- ла, атомы Демокрита и др.). 11.2. Пространственно-временные характеристики бытия Понятие материи. Мы видим многообразие материального мира. За этим многообразием угадывается единство, которое в философии фиксируется понятием «материя». Материя сущест- вует только в многообразии конкретных объектов. «Чистой мате- рии» не существует, т.е. она не есть нечто, существующее от- дельно от своих форм. 211 Само слово «материя» происходит от латинского слова «materia» – вещество. В гносеологическом плане определение материи таково: материя – это объективная реальность, сущест- вующая вне и независимо от сознания человека. Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии фи- лософской мысли: 1) Первый этап наглядно-чувственного представления о ма- терии. Он охватывает множество философских течений древнего мира, особенно античность Греции, где основой Космоса счита- лись те или иные стихии природы (вода, огонь, воздух), воспри- нимавшиеся наглядно-чувственно. 2) Этап атомистического представления о материи, когда вещество сводилось к атомам. Такой подход зародился еще в не- драх античной Греции (атомы Демокрита – Левкиппа) и разви- вался на базе данных физики и химии в XVII-XIX вв. (Гассенди, Ньютон, Ломоносов, Гельвеций, Гольбах и др.). Конечно, атомы XIX в. значительно отличались от представлений об атомах Де- мокрита. 3) Третий этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий и с формированием гносеологического пони- мания материи. Наиболее яркое свое проявление он получил в произведении В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». 4) Этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции (Декарт и Спиноза). В наше время основными являются гносеологическое и суб- станциальное представления о материи. В материальном бытии наблюдается довольно строгая орга- низованность, хотя в нем имеются также хаотические процессы, случайные явления. Структурность – это внутренняя расчле- ненность, упорядоченность материального бытия, это закономер- ный порядок связи элементов в составе целого. Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы на- столько тесно связаны друг с другом, что выступают по отноше- нию к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Сложная система – это такая система, элементы которой сами рассматриваются как системы. Каждая из матери- альных систем состоит из элементов и связей между ними. Эле- 212 ментами выступают не всякие компоненты, а только такие, кото- рые непосредственно участвуют в создании системы и без кото- рых (даже без одного из них) не может быть системы. Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит материальное бытие при его более конкретном позна- нии. Структурные уровни материи. Область неорганического мира представлена следующими структурными уровнями: субмикро- элементарный, микроэлементарный (элементарные частицы и полевые взаимодействия), физический вакуум (особое состояние материи, где происходит появление и исчезновение элементар- ных частиц), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень мак- роскопических тел различной величины, планетарный уровень, галактический (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Структурные уровни живой природы представлены следую- щими уровневыми образованиями: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки (доклеточный уровень жизни), клетки и одноклеточ- ные организмы, многоклеточные организмы (растения и живот- ные), популяции (совокупность особей одного вида), биоценозы (совокупность популяций), биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов). Для ка- ждого из этих уровней характерен и специфичен органический метаболизм – обмен веществом, энергией и информацией с ок- ружающей средой. Пространство и время. Пространство и время легко постига- ются обыденным опытом, но непросто дать их точное определе- ние. Так, в истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия «время». Один из них состоит в том, что со- поставляется прошлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вывод, что настоящее – это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще нет, это наша иллюзия. Все материальные тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены 213 друг относительно друга. Пространство есть универсальная структура (порядок) взаиморасположения и протяжения матери- альных объектов в их существовании, движении и развитии. Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, – их расположение друг относительно друга и относительную величину. Явления характеризуются длительностью существования, по- следовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого (смена дня и ночи, времен года и др.). Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. В научном плане время соотносится, преж- де всего, с изменяемостью. «Изменение составляет корень или сущность времени… изменение есть единство прошлого, на- стоящего и будущего. Время и изменение …просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в разных аспектах мысли» [3. С. 150]. Время – это совокупность отношений, выра- жающих координацию сменяющих друг друга состояний (или яв- лений) – их последовательность и длительность. Время как фило- софская категория обозначает универсальную структуру (поря- док) необратимой смены событий, последовательности и дли- тельности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии. Пространство и время существуют объективно, т.е. незави- симо от сознания человека. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека. В истории философии мнения о субъективности или объек- тивности пространства и времени различались среди философов. Объективными (т.е. независимыми от сознания человека) про- странство и время считали Демокрит («Пространство так же объ- ективно, как и атомы»), Аристотель («Пространство – это сово- купность мест, занимаемых телами»), Ньютон и др. Субъектив- ными (как особый способ человеческого восприятия мира) счи- тали пространство и время Кант (пространство и время – априор- ные формы чувственности человека), Беркли, Юм, Мах, Авена- риус (пространство и время – упорядоченная система рядов ощущений). 214 Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации объектов. В мире все простирается и длится. Еще один вопрос всегда интересовал философов: связаны или нет пространство и время с материей? По этому вопросу сложилось две концепции: субстанциальная и реляционная. Суб- станциальной теории, считавшей, что пространство и время с материей не связаны, придерживались Декарт, Ньютон и др. Так, они рассматривали абсолютное пространство и абсолютное время как оси координат: если исчезнут все материальные тела, про- странство и время останутся. Реляционная концепция утверждала связь пространства и времени с материей. Так считали Аристотель, Лейбниц, В.А. Фок, А. Эйнштейн: пространство и время меняют свойства с измене- нием материи. Сейчас постулируется наличие единого простран- ственно-временного континуума. Свойства пространства и времени. Абсолютные свойства пространства и времени для макротел, движущихся с малыми скоростями по физике Ньютона: пространство трехмерно, одно- родно, изотропно (равнозначность всех направлений); время од- номерно, однородно, необратимо. Изменение взглядов на пространство началось с создания не- евклидовой геометрии Н.И. Лобачевским и Б. Риманом. Лобачев- ским была выдвинута идея, что свойства пространства не явля- ются всегда и везде одинаковыми и неизменными, пространство может искривляться в зависимости от массы тел. В неевклидовой геометрии Лобачевского через точку, взятую вне прямой, можно провести не одну (как в геометрии Евклида), а бесчисленное множество прямых, не пересекающихся с данной. Сумма углов треугольника в этой геометрии не остается постоянной и равной 180 о , а меняется в зависимости от изменения длины его сторон и при этом всегда оказывается меньше 180 о . Риман создал еще одну неевклидову геометрию. В ней через точку, взятую вне прямой, нельзя провести ни одной прямой, не пересекающей данную. Идеи Лобачевского получили свое дальнейшее развитие и кон- кретизацию в современной физике. Великое научное открытие XX в. – теория относительности А. Эйнштейна – вскрыло конкретные связи пространства и вре- 215 мени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в определенных законах. Относительные свойства пространства и времени для микротел с малыми скоростями по квантовой физике и для мак- ротел, движущихся со скоростью света по теории относительно- сти Эйнштейна: 1) при стремлении скорости к скорости света длина тел сокращается, время замедляется; 2) гравитационные взаимодействия ведут к искривлению пространства; 3) в микро- мире пространство многомерно; 4) в микромире нет абсолютной одновременности: события, одновременные в одной системе от- счета, будут разновременными в другой. Можно сделать вывод: пространство и время есть проявление физических взаимодейст- вий. Меняется характер взаимодействий, меняются характери- стики пространства и времени. Философов интересует вопрос: есть ли нефизические про- странство и время. О таких формах пространства и времени мож- но говорить относительно, т.к. основными являются физические пространство и время. Однако иногда говорят о биологическом пространстве-времени. Живым организмам свойственна асим- метрия «левого» и «правого» в группировке атомов. Тот факт, что в живой природе одновременно существует симметрия и асимметрия, обеспечивает возможность организмов активно при- спосабливаться к окружающей среде, разнообразить свои функ- ции с целью выживания. Существуют механизмы «предвидения» будущих внешних событий (большинство растений и животных, предчувствуя дождь, начинает заранее готовиться к нему; подго- товка растений и животных к зиме и т.п.). Собственное физиоло- гическое время живых организмов может убыстряться или замед- ляться (зимняя «спячка» животных). У каждого существа разное время и разный ритм жизни – однодневный мотылек проживает свою жизнь так же интенсивно, как черепаха свою за 300 лет. Сердце ласточки бьется со скоростью двести ударов в минуту, и она живет в совсем другом времени, чем земляной червяк. Представители гуманитарных наук часто выделяют социаль- ное пространство-время. Социальное пространство – это об- ласть, в которой скрещиваются и переплетаются социальные ин- тересы, симпатии и антипатии индивидов, групп, классов. Гово- 216 рят о «социальном расстоянии». Близкое социальное расстояние есть не что иное, как сочувственное взаимопонимание, сущест- вующее между субъектами (индивидами, социальными группами, государствами, народами). Социальное время связано с измене- нием общественных процессов, ритмом и мерой этой изменчиво- сти. Закон убыстрения времени протекания социальных процес- сов связан с ускорением передачи информации. Можно говорить о психологическом времени и пространстве. Психологическое время – это время наших внутренних пережи- ваний. Для каждого конкретного человека время может «бежать», «стоять», «промелькнуть незаметно». В средние века в Европе время измерялось сменой сезонов года, церковными праздника- ми. Время отмечалось ударом монастырского колокола, времени было много, оно текло медленно, тягучим густым потоком, как мед из кувшина. Только в конце Средних веков были изобретены часы – символ убегающего времени. С появлением часов, горо- дов, машинного производства, железных дорог (ведь поезда должны ходить по расписанию) люди стали жить совсем в дру- гом времени – в ритме механизма. Времени стало постоянно не хватать. Психологическое пространство связано со смыслами че- ловеческого бытия (родные места, памятные места и др.). Движение как фундаментальное свойство материи. Движение – способ существования материи. Быть – значит быть в движе- нии, изменении. По общему определению, движение – это изме- нение вообще. В философии движение не есть только механиче- ское перемещение, не есть перемена места. Оно есть также рас- пад систем, элементов или, наоборот, формирование новых сис- тем. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета – другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Однако в бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет – бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относи- тельно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движе- 217 нию и, в конечном счете, – к бесконечным формам его проявле- ния в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относи- тельный характер. Философы выделяют несколько форм движения. Помимо ме- ханической формы движения имеются также физическая, хими- ческая, биологическая и социальная формы. По современным представлениям, механическая форма входит во все остальные, и ее нет смысла выделять особо. Кроме того, предложено считать особыми формами движения геологические и планетарные дви- жения. Развитие определяется как в основном необратимое ка- чественное и направленное изменение системы. Направленность бывает прогрессивной, регрессивной и «горизонтальной» (или одноуровневой). Философия, исследуя движение, задается вопросом о его причинах. С точки зрения диалектики, как учения о развитии, источником движения и развития является борьба внутренних противоположностей, ведущая к переходу объекта в новое каче- ство. Идеи диалектики в античные времена развивал Гераклит Эфесский, в эпоху Возрождения – Николай Кузанский, в XIX в. – немецкий философ Гегель. Дальнейшее развитие эти идеи полу- чили в философии марксизма и советской философии (диалекти- ческом и историческом материализме). Напомним три основных закона диалектики: 1) закон перехода количества в качество (точнее, это закон перехода одного качества в другое на основе количественных из- менений), 2) закон единства и борьбы противоположностей (или закон взаимопроникновения противоположностей); 3) закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза). В настоящее время выявилась ограниченность законов диа- лектики. Во второй половине XX. в научном мировоззрении ук- репляется идея самоорганизации материи, что связано с заменой модели стационарной Вселенной на модель развивающейся Все- ленной. Прежние представления о развитии сформировались на основе образа изолированных макросистем, не обменивающихся с окружающей средой ни энергией, ни веществом. Сегодня наука 218 считает все известные системы открытыми. В открытых системах развитие осуществляется путем нарастания упорядоченности (самоорганизации). Самоорганизация выражается в развитии от менее сложных форм организации вещества к более сложным, в превращении хаоса в порядок. Самоорганизация присуща и жи- вой, и неживой природе. Синергетика (сотрудничество) изучает открытые неравновесные (т.е. с существенной неустойчивостью) системы, которые под воздействием небольших изменений спо- собны переходить в новое качественное состояние с более высо- ким уровнем упорядоченности. Это и есть процесс самоорганиза- ции. При этом критическое значение параметров системы, при ко- торых возможен ее переход в новое состояние, называется точкой бифуркации. Точка бифуркации включает различные возможности развития. В этот момент небольшие изменения могут существенно повлиять на направление дальнейшего развития системы. Итак, с точки зрения синергетики, эволюционное развитие в природе осуществляется за счет притока энергии и обмена со средой. 11.3. Онтологические модели бытия Синтезом философских концепций бытия и эмпирических научных исследований являются научные картины мира. Человек всегда стремился представить мир, в котором он живет, в целом. Первые такие картины или модели бытия (мироздания) известны из древней философии. Так, античный философ и ученый Анак- симандр считал Вселенную бесконечным множеством миров, ка- ждый из которых существует «возможное для него время» и по- гибает в наказание за свою «несправедливость». Геоцентрическая модель бытия. Наиболее популярной в древ- ности и Средние века была геоцентрическая (от греч. Geos – Зем- ля и лат. Centrum – центр) модель мира, созданная в IV в. до н.э. Аристотелем и математически аргументированная Птолемеем (II в. н.э.). Согласно картине мира Аристотеля – Птолемея, Вселенная замкнута в пространстве, но не ограничена во времени, т.е. сущест- вует вечно. В центре Вселенной – сферическая Земля, вокруг кото- рой последовательно по окружностям движутся пять известных то- гда планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, далее рас- 219 положены сферы Солнца и Луны. Этот мир восьми сфер, или «под- лунный мир», состоит из преходящих, возникающих и исчезающих вещей и событий, которые есть комбинации четырех «стихий»: во- ды, огня, земли и воздуха. Над сферой Луны расположен «надлун- ный мир», состоящий из эфира. Он ограничивается «сферой непод- вижных звезд». Надлунный мир совершенен. Все эти девять сфер объемлются «небом Эмпирея» – Перводвигателя, или Бога, кото- рый придает всей системе движение. В Средние века философскую систему Аристотеля христиа- низировал Фома Аквинский, и ее стали преподавать в средневе- ковых университетах. Картина мира Аристотеля – Птолемея была господствующей вплоть до эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), т.е. существовала около двадцати веков. Величие античной учености и ныне вызывает восхищение. Однако нужно видеть и ограни- ченность «аристотелевской» науки. Прежде всего, она описывала мир как замкнутый и относи- тельно небольшой по размерам Космос, в центре которого нахо- дилась Земля. Математика считалась наукой об идеальных фор- мах, по отношению к природе сфера ее применения ограничива- лась расчетами движения небесных тел в «надлунном мире», по- скольку он понимался как мир идеальных движений и сфер. В «подлунном» мире, в познании земных явлений, по Аристотелю, возможны только нематематические, качественные теории. Ан- тичным ученым была чужда идея точно контролируемого экспе- римента: их учения опирались на опыт, на эмпирию, но это было обычное наблюдение вещей и событий в их естественной среде с помощью обычных человеческих чувств. Вероятно, Аристотель сильно удивился бы, если бы попал в современную научную ла- бораторию и узнал, что в таком отгороженном от света и мира помещении люди изучают «природу». Гелиоцентрическая модель бытия. С эпохи Возрождения на- чались попытки разработать новую картину мира. Начало этому положил польский ученый Николай Коперник (1473-1543), предложивший гелиоцентрическую (от греч. «Helios» – Солнце) картину мироздания. В идейном плане велико было влияние Френсиса Бэкона, пропагандировавшего новый образ эмпириче- ской науки. Но решающий удар по аристотелизму был нанесен 220 знаменитым итальянским ученым Галилео Галилеем (1564- 1642), который не только всесторонне обосновал учение Копер- ника, но и создал новое понимание природы науки, разработал и применил метод точного экспериментального исследования, ко- торый не знали античные и средневековые ученые. Начатое Га- лилеем преобразование познания было продолжено Декартом, Ньютоном и др. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы – математическое естествознание, опираю- щееся на точный эксперимент. Механистическая модель бытия. В Новое время первой по времени своего возникновения была механистическая картина мира, основания которой заложили Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Ко- перник, И. Кеплер. Завершителями системы явились великие фи- лософы и ученые XVII-XVIII вв. – Р. Декарт, И. Ньютон, И. Кант, К.А. Гельвеций, Ж. Лаплас. Согласно механистической карти- не мира, субстанцией мира являются частички вещества – атомы (Ньютон) или корпускулы (Декарт). Эти частички движутся в пустом пространстве, взаимодействуя по законам гравитации. В процессе такого взаимодействия образуются тела и системы тел. Так возникли Земля и Солнечная система. Вселенная бесконечна в пространстве, она всюду заполнена мирами, подобными Сол- нечной системе. Относительно вечности Вселенной не было еди- ного мнения. Ньютон считал атомы сотворенными Богом, следо- вательно, Вселенная имеет начало во времени; Гельвеций полагал материю и Вселенную несотворенными и вечными. Все призна- вали Вселенную изотропной, т.е. имеющей одинаковые свойства во всех своих частях и подчиняющуюся одним и тем же законам. Идея законосообразности природы оформилась в систему детер- минизма – представлений о том, что все явления и процессы при- чинно обусловлены, одинаковые взаимодействия всегда приводят к одним и тем же результатам. Закономерная связь причин со следствиями есть необходимость. Детерминизм – это философский принцип, согласно кото- рому явления природы, общества и сознания связаны друг с дру- гом причинной связью и обусловливают друг друга. Индетерминизм – признание моментов случайности. В ми- ре, согласно механистической картине, все совершается по необ- 221 ходимости; случайным мы называем такое явление, причина ко- торого нам пока неизвестна. Философия Нового времени верила в безграничные познавательные способности человека и в его спо- собность когда-нибудь все объяснить. Квантово-релятивистская модель бытия. С начала XX века начинает формироваться квантово-релятивистская картина мира. Ее основоположниками явились М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, Л. Де Бройль, Э. Шредингер, В. фон Гейзенберг и др. фи- зики и философы. Квантово-релятивистские представления объе- диняют вещество (частицы) и поля в единый континуум (непре- рывность), который является наблюдателю в одних условиях – как ансамбль частиц, в других – как непрерывная среда – физиче- ское поле, причем результат во многом определяется методами и средствами исследования, используемыми приборами. Эмпири- ческая Вселенная предстает как единство трех миров: микро-, макро- и мегамира. Микромир – мир объектов и явлений, размеры которых так малы, что их непосредственное восприятие невоз- можно. Законы взаимодействия объектов микромира не уклады- ваются в систему детерминизма. Например, соотношение неоп- ределенностей, установленное В. Гейзенбергом (1926): чем с большей точностью мы стараемся определить положение микро- объекта в пространстве, его координату, тем менее определенны- ми становятся значения других параметров объекта, например, его энергии и импульса. В микромире динамические закономер- ности (или причинно-следственные отношения) приобретают статистически-вероятностный характер, т.е. проявляются не как связи между отдельными объектами и явлениями, имеющие ха- рактер необходимости, а как связи между ансамблями явлений, причем каждое конкретное явление, ожидаемое вследствие нали- чия определенной причины, может иметь место только с опреде- ленной степенью вероятности. Различают динамические и стати- стические закономерности. Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определя- ет ее последующее состояние. Наука, не имея возможности пред- сказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в 222 поведении индивидуального точно подчиняется закономерностям жизни целого. Статистическая закономерность характеризует массу яв- лений как целое, а не каждую часть этого целого. Современное понимание единства материального мира (антропный принцип) заключается в следующем: единство мира фиксируют мировые постоянные (гравитационная, постоянная Планка, заряд электрона). Ученые доказали, что если бы значение хотя бы одной постоянной было бы другим, мир не смог бы су- ществовать, или существовал бы совсем в другом виде. Величи- ны этих постоянных удивительным образом подогнаны друг к другу. Существование мировых констант определяет характер действия всех законов Вселенной. Это так называемый «антроп- ный принцип» в современной космологии, согласно которому по- явление человека есть закономерный процесс. В нашем мире все удивительно «подогнано» к существова- нию человека: 1) наша Солнечная система находится на краю га- лактики, где относительно спокойно; 2) в нашей Солнечной сис- теме одно Солнце, а не два, как часто бывает в других системах (иначе была бы большая радиация); 3) Земля удалена на опти- мальное расстояние от Солнца (иначе было бы слишком жарко или слишком холодно); 4) на Земле есть атмосфера; 5) способ- ность воды замерзать дает ей возможность самоочищаться в про- цессе круговорота в природе (что важно для поддержания чисто- ты на планете); 6) лед плавает на поверхности воды, что сохраня- ет жизнь в воде во время морозов, иначе все бы живое в воде умирало и т.д. В заключение хочется отметить, что современная модель бы- тия представляет собой единство различных структурных уров- ней мира, описываемых разными локальными картинами мира. Это позволяет сделать вывод, как о недостаточности описания мира с точки зрения одной или нескольких наук, так и о вечной необходимости онтологического (философского) описания мира, в рамках которого физический мир является одним из его уров- ней. В этом плане естественные и технические науки всегда бу- дут заинтересованы в поисках предельных оснований бытия. 223 Выводы 1. Онтология – важнейший раздел философии, изучающий бытие (сущее) как таковое. Онтология исследует проблему суще- ствования реальности, законов её организации, функционирова- ния и развития. 2. Категория бытия связана с поиском объединяющего нача- ла в многообразном мире существующих вещей. Бытие свиде- тельствует о наличии того, что уже есть, осуществилось как дей- ствительность и приобрело определенный вид. Бытие (существо- вание) можно разделить на идеальное и материальное. 3. Субстанцией (основой) материального бытия является ма- терия. 4. Формы существования материи – пространство и время. 5. Материя находится в движении. Законы развития материи – диалектика и синергетика. 6. Онтологические модели бытия: модель Вселенной Ари- стотеля – Птолемея определила геоцентрическую модель бытия; коперниканский переворот способствовал появлению гелиоцен- трической модели бытия; механистическая модель мира сущест- вовала в XVII-XVIII вв., квантово-релятивистская модель бытия соответствует современному уровню развития науки. В основе онтологических моделей бытия находятся научные картины ми- ры, которые сменяли друг друга на разных этапах истории и формировали основные представления о структуре и законах раз- вития окружающего мира. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятиям «бытие» и «онтология». Ка- кие трактовки бытия существуют в истории философии? Приве- дите примеры. 2. Выявите содержание понятия «материя» и опишите ее структурные уровни. 3. Что такое пространство и время? Как меняется представ- ление о пространстве и времени в рамках различных научных и философских теорий? 224 4. Охарактеризуйте диалектику и синергетику как теории развития. 5. Какие онтологические модели мира можно выделить, и как они связаны с научными картинами мира? Библиография 1. Зайцева Л.А. Квантовый мир и вакуум идей // Философия и куль- тура. 2015. №3. – C. 355-363. 2. Зайцева Л.А. Модели и перспективы развития современного мира // Научный электронный журнал «ГосРег». 2013. № 2. 3. Миронов В.В. Философия: учебник. – Москва: Проспект, 2014. С. 140-156. 4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Рук. проекта В.С. Сте- пин и Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2010. 5. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М.: Либро- ком, 2009. 6. Севальников А.Ю. Интерпретация квантовой механики. В поис- ках новой онтологии. – М.: Либроком, 2009. 7. Спиркин А.Г. Философия для технических вузов: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 19-58. 8. Философия: учебник / под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной. 5-е изд. – М.: ГЭОАР – Медиа, 2012. – С. 373-398. 9. Эддингтон А.С. Пространство, время и тяготение. – М.: Либро- ком, 2010. |