Главная страница
Навигация по странице:

  • Великие географические открытия

  • Марсилио Фичино (1433-1499)

  • Франческо Пет

  • Лоренцо Валла (1407-1457).

  • Леонардо да Винчи (1452

  • Джованни Пико делла Мирандола (1463

  • Мишель Мон

  • Дезидерий

  • 5.2. Натурфилософия и развитие естествознания

  • Николая Кузанского

  • Николай Коперник (1473-1543)

  • Галилео Галилей (1546-1642)

  • Никколо Макиавелли (1469-1527)

  • 5.3. Реформация и проблема человеческой индивидуальности Реформация(от лат. reformatio – преобразование) была нача- та Мартином Лютером (1483-1546)

  • Жаном

  • Контрольные вопросы и задания

  • Библиография 1. История

  • Макиавелли Н.

  • Учебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки


    Скачать 3.19 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки
    Дата30.05.2022
    Размер3.19 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаFilosofia_uchebnik__pod_obsch_red_d-ra_filos_nauk_L_N_Kochetkovo.pdf
    ТипУчебник
    #557872
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
    5.1. Зарождение итальянского гуманизма
    и его распространение в Европе
    Эпоха Возрождения (Ренессанс), пришедшая на смену Сред- невековью и ставшая своеобразным синтезом Античности и средних веков, во временном отношении охватывает интервал, равный примерно трем векам: с середины XIV до начала XVII ве-

    85 ка. Это было время зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств, вызревания глубоких соци- альных преобразований. Формирование новой эпохи сопровож- далось ослаблением церковного влияния, затронувшим различ- ные сферы культурной жизни общества. Произошли перемены и в умонастроениях людей, выразившееся в постепенном освобож- дении от безраздельного господства религии. В немалой степени этому способствовали Великие географические открытия: в
    1492 г. – Америки Христофором Колумбом; в 1498 г. – морского пути из Европы в Индию Васко да Гамой; в 1519-1521 гг. –
    первое кругосветное путешествие, совершенное Ф. Магелланом.
    Эти открытия помогли преодолению рамок средневековой замк- нутости, национальной обособленности. Отличительной особен- ностью эпохи стало укрепление теоретического знания, подры- вавшего влияние теологии. Несмотря на значительные различия двух эпох, средневековой и возрожденческой, было бы неверным недооценивать преемственность их культур. Это касается не только естественнонаучного знания (в позднем средневековье связующими звеньями стали идеи Р. Бэкона и У. Оккама). Ренес- санс, утверждая светскую культуру и мировоззрение, широко ис- пользовал также идеи неоплатонизма. Так, в VI в. во Флоренции возобновила свою деятельность Академия, возглавляемая неоп- латоником Марсилио Фичино (1433-1499).
    Гуманизм эпохи Возрождения. Ренессанс означал возрожде- ние Античности. Однако тяга к античной культуре не предпола- гала слепого подражания ей. Это был скорее эталон, на который следовало равняться в создании собственной культуры. Античное культурное наследие явилось одним из важнейших источников гуманизма, определившего лицо возрожденческой эпохи.
    Другим важным источником гуманизма явилось христи- анство, преимущественно раннее. Именно христианская традиция привнесла в гуманистическое движение духовность, «любовь к ближнему». Это обогатило гуманистическую мысль, укрепило ее нравственное начало.
    Родина Возрождения – Италия, точнее, Флоренция (а затем
    Неаполь и Рим), где в середине XIV века появилось новое куль- турное движение гуманизм (от лат. humanus – человечный, чело-

    86 веческий). Носителями этой культуры являлись представители нарождающихся буржуазных слоев общества – художники, по- эты, ученые, философы. Стиль их жизни характеризовался стремлением к практической деятельности, распространением своих идей путем публичных выступлений, бесед с друзьями, дискуссий с противниками. Гуманистами было написано огром- ное количество статей, памфлетов, трактатов, посланий. Особен- ностью первых кружков гуманистов стало критическое, и даже оппозиционное, отношение к церкви, священнослужителям, средневековым университетам, являющимся оплотом схоласти- ческой учености.
    Гуманисты определили основные проблемы: утверждение
    нравственного идеала, воспитание человека, формирование его
    самосознания, критика средневековой схоластики, всей архаич-
    ной системы мышления.
    Проблема человека оказалась в центре внимания деятелей итальянского Возрождения. Первые его представители (а это
    Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и др.) считали важным осмыслить суть человека, его духовный мир, социальное бытие. Гуманистам был близок идеал действия, активности человека, предполагавший не уход от мира, а полнокровную жизнь в нем.
    Переход от теоцентрического к антропоцентрическому по- ниманию мира – важная характеристика мировоззрения данного периода. Однако две соседствующие эпохи довольно сильно от- личаются друг от друга. Самое главное отличие состоит в появ- лении новых идей о человеке. На смену авторитарному стилю церкви, утверждавшей греховность человека, в противовес господ- ству аскетических установок средневекового мировоззрения при- шло признание уникальности, неповторимости человеческой лич- ности, ее права на земное счастье, гармоничное развитие. На этой основе формируется новое самосознание человека, его обществен- ная позиция, зреет уверенность в своем таланте, значимости как самостоятельной личности, творца собственной судьбы.
    Первым гуманистом Возрождения признан Франческо Пет-
    рарка (1304-1374), воспевший человеческие чувства и осознав- ший их огромную ценность. Его поэзия резко противостояла ми- ру средневековой схоластики. В творчестве Петрарки, его заме- чательных сонетах о любви, обращенных к Лауре, соседствуют и

    87 переплетаются духовное и светское, аскетическое и возвышен- ное. Здесь на первый план выступает свободная человеческая ин- дивидуальность.
    По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жизни, размышлять над ее проблемами. Самая же главная цель философии – исследование человеческой души, внутреннего мира человека. В этом отношении Петрарка ставил изучение человека выше изучения природы вещей, а важнейшим способом познания считал самопознание, овладение всей слож- ной и богатой духовной жизнью.
    Ф. Петрарка, таким образом, заложил основы главного прин- ципа восприятия окружающего мира – гуманистического ан-
    тропоцентризма. Оно состояло в признании творческой роли человека, действующего по собственной воле и реализующего свое земное предназначение. Только отличных усилий, от инди- вида зависит его слава и признание в глазах общества. Продол- жая сократовскую тему, Ф. Петрарка связал тесными узами нрав- ственность и знание, которое заставляет человека меняться к лучшему, действуя не только на разум, но на чувства и волю.
    Конкретные требования к знанию включали у Ф. Петрарки инте- рес не только к свободным искусствам, но и к практическому ов- ладению историей, моральной философией, грамматикой и рито- рикой.
    К выдающимся гуманистам Возрождения принадлежал также
    Лоренцо Валла (1407-1457). Работы Л. Валлы вызывали бурную полемику («Об истинном и ложном благе», «О свободе воли» и др.). Противник клерикализма (сращивание церкви с политикой), гуманист не поддерживал притязания папского престола на свет- скую власть, критиковал монашество, аскетизм, как изжившие себя формы человеческого существования. В аспекте антисхола- стических убеждений Л. Валлы понятным становится его интерес к учению Эпикура. В духе гуманистических идей раннего Возро- ждения мыслитель выступает сторонником этики «наслаждения»
    Эпикура, понимая ее не просто как чувственность, но как достой- ное человека, свободное существование, реализующее стремле- ния, свойственные всем живым существам. Л. Валла был также противником теологической концепции свободы воли и божест-

    88 венного провидения. Такие убеждения Л. Валлы вызвали повы- шенный интерес инквизиции.
    Важной особенностью Ренессанса явилось взаимовлияние и взаимопроникновение всех сфер культуры. Наиболее ярко эта особенность воплотилась в творчестве Леонардо да Винчи (1452-
    1519)великого художника Возрождения, автора всемирно из- вестных полотен, таких как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Ма- донна Литта», «Дама с горностаем» и др. Но интересы Леонардо распространялись на многие области человеческой деятельности: он ученый, художник, философ, изобретатель.
    Обширен перечень его технических прозрений: идея танка, парашюта, шлюзов, проект автоматической самопрялки и др., выходящих за рамки технических возможностей эпохи, опере- дивших время на столетия. Многие страницы сочинений Леонар- до до сих пор требуют изучения, расшифровки. В записных книжках он раскрывает суть своей методологии: стремление к получению опытного знания, выяснению его роли в деле дости- жения истины. По мнению Леонардо, науки, не использующие опытные знания, полны заблуждений.
    Художественное творчество явилось в эпоху Возрождения
    главенствующим видом искусства, и это не случайно: культ кра- соты, интерес к индивидуальности, личности способствовал об- ращению к подлинному, земному, телесному человеку и его про- блемам. Великое искусство Возрождения получает здесь наибо- лее яркое выражение.
    Как настоящий мыслитель-универсал, Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некоего общего разумного принципа, лежащего в основе всего и запечатленного в человече- ском разуме. И к живописи, и к ее техническим средствам Лео- нардо подходил как исследователь, поскольку живопись, по его представлениям, – это наука, являющаяся средством познания жизни. Для Леонардо, поэтому, наблюдения, эксперименты, ис- следования в области изготовления красок, новых способов про- изводства фресок, мелиорация, военная инженерия – неотрывны от живописи, скульптуры, архитектуры.
    Центральная тема гуманизма, тема человеческого достоинст- ва, ярко раскрыта в творчестве видного представителя итальян-

    89 ского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463-
    1495).
    Согласно Пико, всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей ее действия. Каждый вид животного живет своей жизнью, иная жизнь для него невозможна. Человек же не обладает природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Человек есть результат собственных усилий. Только ему дано право творить свою личность. В тракта- те «Речь о достоинстве человека» Мирандола дал интересную разработку проблемы свободы воли, отмечая, что специфика че- ловека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и другие небесные создания. Это превосходст- во состоит в том, что человек может достичь высшего совершен- ства собственными усилиями, напрягая волю, данную Богом.
    Рассуждая о счастье, Пико делла Мирандола видит его в очищении от страстей, в совершенствовании разума посредством философских размышлений, а также в познании божественного при помощи теологии. Для Мирандолы человек – существо мыс- лящее и свободное. Как творец собственной жизни, судьбы чело- век становится неограниченным господином природы. И именно высшее духовное начало в человеке поднимает его до божествен- ных высот.
    В ХV-ХVI вв. гуманистические идеи проникают из Италии в центральную Европу. Гуманизм позднего периода отличается от раннего итальянского. Это более сложное явление, в котором на- блюдается постепенное исчезновение идеализации человека, присущее раннему Возрождению, формируется критическое от- ношение к нему. Растет сомнение в доброте человеческой приро- ды, ее постоянстве, неизменности. Человек предстает как суще- ство противоречивое.
    Одним из выразителей этих идей становится Мишель Мон-
    тень (1553-1592). В знаменитых «Опытах» М. Монтень отстаи- вает идею независимости, самостоятельности человеческой лич- ности. Добродетельная жизнь, согласно его взглядам, несовмес- тима со страхом, злобой, унижением человека. Бессмыслен, од- нако, и аскетический образ жизни. М. Монтень резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению свободно-

    90 го, самостоятельного мышления: подлость, подобострастие, ли- цемерный конформизм.
    Гуманистический идеал М. Монтеня таков: человек – часть природы, поэтому в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему она учит. Философ высказал радикальное мнение о том, что человек не занимает привилегированного положения в мире природы и не имеет преимуществ перед другими существа- ми, живущими на земле. Смысл этой позиции М. Монтеня – в наиболее полном включении человека в природу. Такая жизнь, считает философ, не может принизить человека, напротив, согла- сие с природой означает умение жить «по-человечески».
    Жизнь в согласии с природой у М. Монтеня имеет нравст- венную основу. Критерием морального поведения он считал со- весть, которая не позволит человеку пренебречь ценностями об- щественных устоев. Одним из принципов своей концепции
    М. Монтень провозглашал сомнение, не позволяющее самоуспо- каиваться на догмах и авторитетных суждениях. Но его скепти- цизм шел вразрез с представлениями о греховности человека. Не принимая идеи незыблемости греховности, Монтень настаивал на праве человека иметь сомнения как стимул в познании мира и ак- тивности в поисках земного счастья.
    Наиболее известным представителем центрально- европейского гуманизма был Дезидерий Эразм Роттердам-
    ский (1469-1536) – голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения «Похвальное слово Глупости».
    Общество, современное Эразму, было полно противоречий.
    Одно из наиболее кричащих – противоречие между официально провозглашенными духовными ценностями, формально рекомен- дуемыми правилами и нормами жизни, и поступками людей, прежде всего тех, кто эти нормы провозглашал. Эразм Роттер- дамский не хотел мириться с фальшивой моралью церкви. Мно- гочисленные случаи лицемерия и ханжества, а также фанатизм, нетерпимость, жестокость стали объектом его острой критики.
    Философ был убежден, что католическая церковь, в сущности, полностью отошла от моральных идеалов первоначального хри- стианства. Глубокую неприязнь и возмущение Эразма вызывала продажа индульгенций, получившая широкое распространение,

    91 неспособность священнослужителей хранить тайну исповеди, от- крытое нежелание верховных духовных лиц подражать Богу в смирении и бедности. Стрелы острой сатиры Роттердамца были направлены также против схоластики как системы высшего оп- равдания практики католицизма. Он требовал отказа от схоласти- ческой псевдоучености, называемой им «схоластической дребе- денью».
    Однако взаимоотношения Эразма с христианством не столь однозначны. Конечно, философ не сомневался в существовании
    Бога, его всемогуществе и милосердии. Но христианскую веру
    Эразм сравнивает с разумно обоснованным убеждением, а не со слепым чувством, принуждающим верующего христианина при- нимать то, что ему не вполне ясно и понятно. Помимо этого, убеждение сочеталось у него с отрицательным отношением к же- сткой иерархической организации церкви, догматизму, порож- дающему ханжество. Мыслитель осуждал нетерпимость церкви в лице ее священнослужителей, оправдание ими грабительских войн, сожжение еретиков. Но Эразму был также чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали. Неслучайно основатель ре- форматорского движения в Европе М. Лютер упрекал Эразма в том, что того больше интересует в человеке человеческое, зем- ное, чем божественное, возвышенное.
    Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, ко- торые произошли на рубеже XV-ХVI столетий в Германии.
    5.2. Натурфилософия и развитие естествознания
    Идеи гуманистов с их верой в неограниченные возможности человека познать себя и окружающий мир получили свое естест- венное продолжение в натурфилософии и новом естествознании.
    Ряд оригинальных идей содержится в работах видного на- турфилософа Возрождения неоплатоника Николая Кузанского
    (Кребса) (1401-1464). Творчество Кузанца – наиболее яркий при- мер взаимопроникновения двух философских традиций – средне- вековой и возрожденческой. Николай Кузанский – теолог, карди-

    92 нал, но в то же время, он – член кружка, образовавшегося вокруг
    Папы Римского Николая V, приверженца гуманистических идей.
    Следуя теологическим традициям, Кузанец видел в Боге универ- сальный объединяющий принцип. Но вместе с тем, в своем глав- ном труде «Об ученом незнании» он стремился не противопос- тавлять Бога-творца и мир – его творение, как того требовало ре- лигиозное мировоззрение, но объединить их.
    Переосмысливая учение неоплатоников, философ отвергает их дуализм, выражавшийся в противопоставлении Единого всему остальному, т.е. «иному», противоположному. Новый взгляд Ни- колая Кузанского: Единое есть все, оно не имеет противополож- ности и совпадает с бесконечным. Бесконечное поэтому стано- вится «максимумом», тогда как Единое превращается в «мини- мум». Вывод: «максимум» и «минимум» сливаются, они совпа- дают. Николай, таким образом, утверждает диалектический принцип слияния противоположностей. Выстраивая систему до- казательств, философ широко использовал математику. Так, в своем труде «Об ученом незнании» он, рассуждая о «совпадении противоположностей», берет в качестве аргумента равнобедрен- ный треугольник и, бесконечно уменьшая в нем угол, противопо- ложный основанию, превращает его в прямую линию. Аналогич- но, если радиус окружности увели- чивать до бесконечности, то это неизбежно приведет к тому, что окружность будет все больше сов- падать с касательной к ней. В бес- конечности прямая и кривая сов- падают (см. рис.1).
    С идеей «совпадения противо- положностей» у Николая Кузанского тесно связан вопрос о дос- тижении истины в процессе познания. Суть состоит в том, что истина неотделима от заблуждения (своей противоположности).
    Для разума постижение истины означает все большее приближе- ние к абсолюту, хотя и не завершение этого процесса. Таким об- разом, вывод из этого рассуждения Николая Кузанского таков: способность человеческого ума к бесконечному углублению сво- их знаний важнее попыток рассудка получить окончательную ис-
    Рис. 1.

    93 тину. Важное место в познании философ отводил интеллектуаль- ной интуиции, называемой им «ученым незнанием», которое не означало отказа от силы человеческого разума, но противостояло
    «всезнанию».
    Согласно Кузанцу, человек есть микрокосм, т.е. миниатюр- ное повторение всей природы. Философ ясно выразил главную идею Возрождения – человек стоит выше всех остальных творе- ний, являясь центральным звеном природы.
    В понимании природы, истолковании ее тайн философия эпохи Ренессанса сделала значительный шаг вперед. В первую очередь это касалось космологии и означало совершенно иной взгляд на мироздание, чем тот, что имел место в античности и средневековье. Аристотелевско-птолемеевское понимание космо- са, принятое в средние века, было основано на представлении о земле как центре Вселенной.
    Великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) опроверг геоцентрическую систему, господствовавшую более
    1500 лет, предложив принципиально новую систему мироздания.
    Взгляды ученого были изложены в главном труде «Об обраще- нии небесных сфер», вышедшем в год его смерти. Система Ко- перника была гелиоцентрической, т.е. прямой противоположно- стью уже известной, и имела огромное мировоззренческое значе- ние. Она показала, прежде всего, неисчерпаемые возможности человеческого разума, способного осмыслить сложные вопросы мироздания, и во многом предопределила дальнейшие шаги нау- ки. Гелиоцентрическая система Коперника требовала пересмотра всей физической картины мира. В представлении Коперника
    Земля не является центром Вселенной, центром является Солнце.
    Мир сферичен, подобен бесконечности, а Земля вместе со звез- дами и планетами образует единую Вселенную. Открытие Н. Ко- перника свидетельствовало о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные ав- торитеты. Оно нанесло значительный удар по религиозному ми- ровоззрению.
    Философские идеи Николая Кузанского и Николая Коперни- ка, идеалы итальянского гуманизма оказали благотворное влия- ние на одного из выдающихся представителей пантеистической

    94
    (пантеизмотождествление Бога и природы, их слияние) фило- софии Возрождения – Джордано Бруно (1548-1600).
    Судьба Бруно трагична. Доминиканский монах, он, вступив в конфликт с церковью, отказывается от монашеского сана и поки- дает Италию. По возвращении на Родину по доносу он предстает перед судом инквизиции, а затем мужественно принимает смерть на костре. Это случилось в Риме в 1600 году.
    Ряд плодотворных идей, высказанных еще Николаем Кузан- ским, получил свое логическое продолжение в работах Д. Бруно.
    Одна из них – мир не имеет фиксированного центра, поскольку таким центром является Бог. Земля, следовательно, также не нахо- дится в центре мира и ей не противопоказано движение. Вторая идея – земной и небесный миры не имеют принципиального раз- личия, поэтому возможно существование множества миров. У
    Вселенной нет границ. Однако идею бесконечности Вселенной нельзя понять с позиций обыденного сознания, которое формиру- ется на основе опыта. Здесь необходим философский разум.
    Д. Бруно, как представитель пантеизма, стремился устранить
    Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. Об этом он пишет в своих основных работах «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и ми- рах», где отмечает, что движение и материя, природа и мировая душа слиты воедино. В конечном итоге философ приходит к идее всеобщей одушевленности материи. Для Бруно органичной была также идея бесконечности познания.
    Выдающимся ученым и мыслителем эпохи Ренессанса был
    Галилео Галилей (1546-1642), главная заслуга которого состоит в обосновании экспериментально-математического естествознания.
    Путем математических расчетов и экспериментальных исследо- ваний (он усовершенствовал подзорную трубу в 1609 году и мог наблюдать планеты), ученый подтвердил справедливость откры- тия Николая Коперника, его гелиоцентрической системы.
    Г.Галилей наглядно показал, что природные явления, как бы ни были сложны для понимания, могут быть постигнуты человече- ским разумом, если применить для этого эксперимент и матема- тику. Природные процессы возможно измерить и математически описать на основании существующих законов. Г. Галилея по пра-

    95 ву считают основоположником научного естествознания, по- скольку он создал метод научного исследования, неотъемлемыми частями которого являются математика и опытная проверка сде- ланного открытия.
    Мысли Г. Галилея, изложенные в основных его работах:
    «Звездный вестник», «Пробирщик», «Диалог о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» и др., имели в мировоззренческом плане далеко идущие последствия для разви- тия естествознания. Неслучайно католическая церковь преследо- вала Г. Галилея, вынудив его отречься от своих взглядов.
    Отличительная особенность Ренессанса – поворот к человеку и культуре – нашла свое проявление в новых теориях государст- ва, основанных не на теологических представлениях, а на земных потребностях и интересах людей.
    Социально-философские теории. Ярким выразителем соци- ально-философских и политических взглядов эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский государст- венный деятель, философ, историк и поэт. Необходимо напом- нить, что Н. Макиавелли (Флорентийский секретарь, как его на- зывали) жил в условиях разрозненной и раздробленной на многие княжества Италии. Смыслом всей своей жизни он считал созда- ние единого мощного итальянского государства под руково- дством Лоренцо Медичи, кому и был посвящен его главный труд
    «Государь».
    В работах Н.Макиавелли есть идеи, которые достаточно объ- ективно оценивают мотивы человеческих поступков. Мысли, из- ложенные в «Государе», были весьма созвучны эпохе, а именно: человек – хозяин своей судьбы, он в состоянии повернуть ее «ко- лесо» таким образом, чтобы достичь максимального удовлетво- рения интересов. Но рассчитывать он может лишь на собствен- ные силы. Совершенно определенно автор «Государя» дает по- нять, что человеческие поступки продиктованы не провидением, а реальными жизненными потребностями и интересами людей.
    Эгоизм, материальный интерес, стоящий выше даже родственных связей, определяют природу человека. Природа человека, по мнению Н. Макиавелли, скорее плоха, чем хороша. Поэтому ради достижения всеобщего блага, под которым Н. Макиавелли пони-

    96 мал, прежде всего, создание сильного централизованного госу- дарства, можно пожертвовать всем, включая человеческие жизни и моральные устои. Мораль и политика не совместимы. Важны лишь цель и эффективные способы её достижения. Поэтому
    Н. Макиавелли часто приписывают выражение «Цель оправдыва- ет средства», которое полностью соответствует духу его соци- ально-философской теории.
    Особое внимание Н. Макиавелли проявлял к идеальному го- сударственному деятелю – государю. Размышляя на эту тему, он решает проблему человеческой индивидуальности, придя к выво- ду, что государь не должен оставаться самим собой в разных ис- торических ситуациях. В зависимости от обстоятельств он обязан играть ту или иную роль, пренебрегая особенностями характера, своими личными качествами. В этом плане Н. Макиавелли упо- добляет государя двум животным: льву и лисе. Государь должен быть сильным как лев и хитрым как лиса. Но мотивы поступков сильного и хитрого государя, согласно Н. Макиавелли, должны быть продиктованы лишь интересами государства как высшего субъекта. Только таким образом становится возможным овладе- ние стихийным движением человеческого поведения, преодоле- ние эгоизма людей в интересах их собственного самосохранения в условиях сильного, мощного и централизованного государства.
    Н. Макиавелли по праву считают одним из основоположников социальной философии и философии политики, так как в своих произведениях он ставил и решал философские вопросы государ- ственного устройства, субъекта политики, роли личности в исто- рии, взаимосвязи государства, человека и общества, нравственно- сти, морали и политики [2]. Произведения Н. Макиавелли до сих пор являются дискуссионными и вызывают научный интерес.
    5.3.
    Реформация и проблема
    человеческой индивидуальности
    Реформация(от лат. reformatio – преобразование) была нача- та Мартином Лютером (1483-1546), основателем немецкого
    протестантизма (одного из направлений христианства), и про- должена его последователями – французским теологом Жаном

    97
    Кальвином (1509-1564 ) и Ульрихом Цвингли (1484-1531). По существу Реформация представляла собой движение, направлен- ное против особого положения католической церкви, претендо- вавшей на превосходство своей идеологии в европейском обще- стве. Но реформы Лютера имели и другие последствия, выходя- щие за рамки лишь церковных преобразований.
    Истоки религиозной реформации коренились в глубинных социально-культурных процессах западноевропейского общества
    XVI века. Католическая церковь этого периода, сосредоточив в своих руках государственную и духовную власть, препятствовала развитию свободной мысли, изменению существующих консер- вативных религиозных традиций. Протест против всесилия цер- ковнослужителей – католиков неизменно подавлялся жестоко и бескомпромиссно. Довольно заметными в это время стали также проявления оккультизма, мистики, суеверий, аморализма и иных признаков упадка духовной жизни общества. В этих условиях, в особенности касающихся Германии, появились реформаторы, ко- торые ратовали за перестройку церкви и возвращение ее к ранне- му периоду существования, т.е. началу христианской эры.
    Свое начало Реформация берет с момента обнародования
    М. Лютером в 1517 году известных 95 тезисов против пороков католицизма (свои тезисы М. Лютер прикрепил к дверям церкви в Виттенберге), в которых он подверг осуждению широко рас- пространенную практику торговли индульгенциями, а также на- рушение священнослужителями христианских норм морали. Од- нако нравственно-религиозная программа, выдвинутая М. Люте- ром в тезисах, а затем и других работах, не только осуждала зло- употребления, допускавшиеся папским престолом, но акцентиро- вала внимание на внутреннем покаянии каждого христианина, греховного от рождения.
    Критикуя церковь, М. Лютер развивает мысль о том, что ка-
    ждый человек должен отвечать сам лично перед Богом за все,
    что совершил в земной жизни. Спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов, жертв в пользу церкви. Оно опреде- ляется верой, т.е. каждый человек индивидуально отвечает перед
    Богом за свои деяния, а это значит, что земная жизнь – путь к спасению. Человеку не нужен посредник в виде церкви.

    98
    Акцент на греховности был не случаен. М. Лютер надеялся на то, что ненависть ко злу человек обратит вовнутрь, на свое нравственное несовершенство, чтобы, тем самым, преодолев се- бя, направить любовь на исправление и спасение мира (исцеле- ние верой). Должно состояться как бы внутреннее перерождение человека, покаяние. По мнению М. Лютера, практику покаяния необходимо переосмыслить так, чтобы истинно верующий хри- стианин мог получить прощение от Бога даже в том случае, если священник откажет ему в отпущении грехов. Отсюда следовало, что М. Лютер, смирив человека перед Богом, сделал его свобод- ным от людей, оставив ему «христианскую свободу». Однако свобода, трактуемая М. Лютером как внутренняя свобода хри- стианина (свобода убеждения), противоречила его отрицанию свободы воли, выраженному в произведении «О рабстве воли». В полемике с Эразмом, сторонником свободы воли, М. Лютер оста- вался жестким и непреклонным.
    Обосновывая право на свободу вероисповедания как неотъ- емлемое, универсальное право каждого человека, М. Лютер до- пускал необходимость его защищать в том случае, если оно будет нарушено. На собственном примере он показал, что это совер- шенно реально, когда в ответ на требование Папы Римского от- речься от своих взглядов, Лютер публично сжег папскую буллу, тем самым открыто разорвав связи с Римом.
    Оценивая влияние реформаторских идей М. Лютера, можно утверждать, что они в значительной мере способствовали разви- тию самосознания широких масс, помогая делу освобождения со- вести и мысли людей. В результате Реформации в Германии,
    Швейцарии, Нидерландах, Англии, а также в скандинавских странах утвердилось новое христианское течение – протестан-
    тизм, которое по-иному стало трактовать отношения между Бо- гом, церковью и человеком, создав новую модель поведения ве- рующего человека.
    Выводы
    1. Эпоха Возрождения предъявила новые требования к чело- веку и обществу. На смену теоцентризму пришел антропоцен-

    99 тризм, обосновавший необходимость гуманизма как главного философского течения.
    2. Эпоха Возрождения – это возрождение античных ценно- стей в новых исторических условиях.
    3. Философия Возрождения освободилась от религиозных догм и приобрела светский характер.
    4. В эпоху Возрождения были созданы условия для развития искусства, натурфилософии, экспериментального естествознания, расцвета социальных и политических теорий.
    5. Реформация поставила вопрос о роли церкви и новом смысле жизни человека, что в итоге способствовало развитию ка- питалистических отношений и предпринимательства, становле- нию гражданских прав и свобод личности.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Многие философы называют эпоху Возрождения своеоб- разным синтезом Античности и Средневековья. Как вы понимае- те это утверждение?
    2. Определите основные идеи философии Н. Кузанского?
    3. Какие философы эпохи Возрождения внесли вклад в раз- витие экспериментального естествознания? Приведите примеры.
    4. Раскройте смысл социально-философских воззрений эпо- хи Возрождения на примере учения о государе Н.Макиавелли.
    Почему именно ему приписывают слова «Цель оправдывает средства»?
    5. Выявите причины Реформации. В чем заключалось ре- формирование церкви, и к чему оно привело? Почему, на ваш взгляд, социальный философ ХХ в. М. Вебер назвал «протестант- скую этику духом капитализма»? Обоснуйте свой ответ.
    Библиография
    1. История философии : учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
    2. Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве.
    Глава. Социальные функции государства в учениях Средневековья, Воз- рождения и Нового времени. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 29–35.

    100 3. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2013.
    4. Монтень М. Опыты. – СПб.: Азбука, 2012.
    5. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Книга по требованию, 2012.
    6. Практикум по истории философии. – М.: МИРЭА, 2011. – С. 65–81.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта