Главная страница

Логика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF). Учебник для студентов высших учебных заведений


Скачать 3.83 Mb.
НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
АнкорЛогика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF).pdf
Дата24.04.2017
Размер3.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛогика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF).pdf
ТипУчебник
#4168
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница2 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
§ 2. Логика как наука
Логика как наука возникла в IV веке дон. э. Ее создателем был древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг.
до н. э, который систематизировали развил логические изыскания своих предшественников в трудах, объединенных общим названием Органон (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, «Топика»,
«О софистических опровержениях. Нелишне заметить,
что логика была первой из оформившихся в самостоятельную
науку отраслей знания.
Логику определяют обычно, как науку о формах правильных рассуждений, имея ввиду выявление прежде всего законов и форм правильных выводов и доказательств. В силу чего ее часто называют формальной логикой. При этом выделяется наиболее существенное в содержании этой науки,
поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важную роль в процессах теоретического познания. Однако уже у самого Аристотеля круг исследования проблем логического характера был значительно шире. У него анализируются не только основные формы мысли понятия, суждения, но и многие приемы познавательной Учитывая это,
точнее было бы дать следующее определение:
• Логика есть наука о формах, приемах и методах теоретического познания на ступени абстрактного мышления, имеющих общенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания.
При таком подходе к логике как науке наряду см аль ной логикой в ней выделяются, по крайней мере, такие разделы как логическая семиотика Аристотель Соч Вт М Мысль, 1978. — Т. 2.
Термин формальное трактуют иногда как бессодержательное, формалистическое и т. п. Но к формальной логике это не имеет никакого отношения Дело просто в том, что задачей этого раздела логики как науки является выявление определенных форм (структур) рассуждений, но при этом учитывается как раз, что сами формы, например, высказываний, понятий, имеют содержание, а именно логическое содержание. Оно играет очень важную роль для понимания многих познавательных процессов
исследование языка как средства познания, а также то долог и я (изучение общенаучных методов и приемов познания).
Когда говорят, что логика изучает приемы и методы познавательной деятельности, имеют ввиду действия именно логического характера, те. такие приемы и методы познания, которые не связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в качестве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках.
Наряду с исследованием законов и форм выводов и доказательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними.
В исследовании же языка как средства познания выясняется, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.
В связи с этим рассматриваются такие понятия, как знак,
в и д ы знаков, принципы их употребления смысловое и предметное значение знаков и Выделяются естественные и специально создаваемый логикой — так называемые формализованные — язы- которые используются для выяснения ряда существенных логических понятий (законов логики, выводов, доказательств и др, а также для решения многих задач логико-поз- навательного характера, играющих важную роль в процессе обучения совместимы лите или иные высказывания, является ли какое-либо выражение следствием других и т. д.
• Таким образом, видно, что будучи наукой о мыслительной деятельности, логика тесно связана с психологией.
Однако есть существенные различия в их подходе кана- лизу мышления. Психология рассматривает процесс мышления как естественный процесс. Она исследует типы мышления у людей различных категорий, ее интересуют случаи патологии и их причины, зависимость мышления от интересов и памяти, от психологического состояния личности и многое другое подобного рода Предметом логики являются исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых

зависит истинность результатов познания Сами же формы, приемы и методы познания определяются не психическими особенностями личности, ее привычками и наклонностями, а некоторыми наиболее общими свойствами и отношениями вещей объективной деятельности. Дело в том,
что, в конечном счете, формы и методы познания являются опосредованными отражениями свойств и отношений объективной реальности.
Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человека тока кон должен мыслить для решения тех или иных задач логико-познавательного характера, о которых мы говорили выше. Причем, имеется ввиду такое решение этих задач, которое бы обеспечивало достижение истинных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склонность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов.
Предписания логики способствуют сокращению этих и других недостатков естественных рассуждений Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. Ив этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур сточки зрения логики направлено, в первую очередь, на выработку определенных требований и норм, предъявляемых к мыслительным процедурам.
ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА И ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МЫСЛИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Для уяснения специфики предмета логики и особенно специфики изучаемых ею законов необходимо установить понятия логической формы и логического содержания мысли. Это понятия высокого теоретического уровня и сложности. Для точного их определения используются специальные
формализованные языки. Здесь возможно лишь предварительное знакомство с ними.
Рассмотрим понятия логической формы и содержания мысли на примере такого наиболее знакомого читателю вида знания, как высказывания (суждения, в которых утверждается наличие иди отсутствие какой-либо ситуации в познаваемой области действительности. Мы имеем, например, такие простые высказывания как «2 — простое число, Волга впадает в Каспийское море, Все жидкости упруги, Некоторые кислоты не содержат кислорода, и сложные Луна вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца Все кислоты содержат кислород или некоторые не содержат его».
Про высказывания (суждения, как и про понятия, теории говорят (и мы будем говорить, что они являются бы миф о р мам из на ни я . Формы здесь означают виды знания, то есть речь идет об особых видах
Но каждое конкретное суждение (как и понятие, будучи выраженным в некотором языке и при этом достаточно точным образом, наряду с определенной знаковой (языковой)
формой, имеет также логическую форму, а наряду с определенным конкретным содержанием, — логическое содержание (здесь, поскольку речь идет осуждении с определенной знаковой формой, естественнее говорить о логической форме и о логическом содержании высказывания. Рассмотрим эти понятия на примере следующих высказываний Все металлы суть химически простые вещества и Если вода (при нормальном давлении) нагрета до Сто она закипает».
Вопрос о том, каковы здесь знаковые формы, не требует,
очевидно, разъяснений. Конкретное содержание мысли в первом случае состоит, как видно, в утверждении, что каждый предмет, который мы характеризуем свойством метал- личности, обладает свойством химической простоты, то есть состоит из однородных атомов. Чтобы выявить логическую Одно и тоже суждение может быть выражено в разных языках и даже в разных знаковых формах в пределах одного языка. Когда суждение рассматривается в связи с какой-то конкретной формой его языкового выражения, оно называется высказыванием. Термин же суждение для него мы употребляем, когда отвлекаемся оттого, какова именно его знаковая форма
форму и логическое содержание этого суждения надо отвлечься оттого, каковы именно те конкретные предметы, о которых в нем что-то утверждается, и каковы именно те конкретные свойства или отношения, наличие которых у этих предметов утверждается. Отвлекаясь оттого, что речь идет здесь о металлах, мы можем обозначить их просто переменной а вместо свойства химически простое вещество ввести переменную Р Тогда вместо данного конкретного суждения получаем его логическую форму:
Все 5 суть Р.

Это выражение обладает еще определенным содержанием, оно в определенной степени осмысленно, а именно, в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким- то свойством 5, имеет свойство Это содержание, которое

представляет логическая форма высказывания, и называется
логическим содержанием высказывания.
Читатель теперь сам, очевидно, установит, что для того чтобы выявить логическую форму второго из взятых нами высказываний, надо отвлечься от конкретного предмета, а в данном случае воды. Результатом отвлечения будет введение некоторой переменной для его обозначения, например а.
Вместе стем отвлекаемся оттого, о каких именно свойствах этого предмета идет речь, заменяя опять их знаковые формы переменными «нагретость до С обозначим а закипает В итоге получим:
Если а есть то а есть
Логическое содержание состоит здесь в указании на связь между наличием у предмета одного свойства и наличием другого Тут же логическую форму имеет высказывание Если сумма цифр числа 353 делится на 3, то само это число делится на Читатель, наверное, усмотрел уже, что при выявлении логических форм высказываний в приведенных случаях мы допускали определенные огрубления игнорировали, например,
различие между структурами таких свойств, как нагреть до
100°С» и закипает. В первом случае налицо некоторое отношение между водой и температурой С. Есть существенная разница между свойствами делимость суммы
цифр числа на 3» и делимость самого числа на которую мы также не принимали во внимание. Все дело в том, что логические формы мысли можно выявлять стой или иной степенью точности, с учетом или без учета тех или иных структурных особенностей свойств, отношений, как и самих предметов. Все зависит оттого, с какой целью, в каких ситуациях, для решения каких задач нам необходимо выявить логическую форму той или иной мысли. Иногда мы можем вообще отвлекаться от структур высказываний, составляющих другие — сложные — высказывания, и, например, в качестве логической формы вышеприведенных высказываний о делимости числа, о кипении воды получить выражение:
Если р, то где р и q
— переменные для высказываний (пропозициональные переменные).
Возьмем высказывание Если наш мир лучший из миров,
то все люди в нем должны быть счастливы. Рассматривая свойства лучший из миров и всякий человек — в нем должен быть счастлив как простые, получим форму данного высказывания, аналогичную предыдущей:
Если а есть то а есть
Если же учтем структуру второго свойства Всякий человек, если он живет в нашем мире, то он счастлив, будем иметь если а есть то все 5 суть (если SRa, то 5 есть О)»,
где
— отношение живет. Читателю предлагается теперь самому выявить логическую структуру также первого из указанных свойств и соответственно форму всего высказывания с учетом структуры этого свойства.
Не имея возможности вдаваться здесь во многие подробности
(см. гл. И заметим, однако, что в каждом высказывании мы различаем дескриптивные термины и логические Дескриптивные — это термины, обозначающие предметы, свойства, отношения К числу логических терминов относятся в наших примерах такие знаковые выражения, как все, некоторые, и, «если...,
то...» и др Именно логические термины и определяют логические

содержания высказываний и именно наличие логических операций и
отношений, которые обозначаются логическими терминами, характеризуют специфику воспроизведения действительности в
мышлении. Правда, в мышлении не все логические связи фиксируются явным образом посредством специальных логических терминов. Логические термины и являются, в частности, тем инструментарием, с помощью которого осуществляется упоминавшаяся выше синтетическая деятельность мышления. Посредством их происходит соотнесение свойств и отношений, зафиксированных в языке первоначально в отрыве от предметов, с теми или иными определенными предметами. Речь идет о той именно синтезирующей деятельности мышления, которая осуществляется в формах высказываний (суждений).
Несколько упрощенно логическую форму иногда определяют как способ связи в мысли частей мыслимого содержания. Мыслимое содержание здесь, очевидно, конкретное содержание мысли в отличие от логического — связанное со значениями дескриптивных терминов, асам способ связи характеризуется логическими терминами.
Вообще, для того, чтобы точно выявить логическую форму некоторой мысли, необходима точная и полная ее формулировка
2
,
содержащая все ее аспекты. Иначе — при выявлении логической формы — может быть не учтена какая-то часть некоторого конкретного содержания, а тем самыми потеряно нечто в логическом содержании.
Неполнота формулировки может иметь место, когда, например,
не учитывается сложная структура тех или иных признаков, как это было водном из приведенных примеров. В высказывании
«Всякий человек имеет мать имеет — не отношение здесь подразумевается утверждение о существовании для каждого человека некоторого другого человека такого, который находится в определенном отношении к первому, а именно в том отношении, которое обозначает слово «мать».
Здесь видны трудности выявления точного смысла и логической формы высказываний в естественном языке. Когда утверждаются какие-то отношения между предметами одного итого же класса, возникает необходимость к общему обозначению предметов этого класса (как в данном случае — человек) добавлять либо нумерацию либо вводить специальные сим Логическую форму имеют, конечно, и такие суждения, как Луна холодное небесное тело, Солнце — раскаленное тело, Медь — металл»,
в формулировках которых нет специальных логических терминов, однако,
здесь подразумевается наличие логического отношения принадлежности свойства предмету Точная и полная формулировка мысли нужным образом достигается в специальных, формализованных, определенным образом стандартизированных языках (см. гл. III), в чем и состоит их важное значение для логики
волы переменных X, Y, ..., употребляя выражения человек X», человек У, как это и делается в формализованных языках.
В тех или иных случаях, в зависимости от решаемых задач, мы можем, как уже было сказано, опускать какие-то стороны содержания. Но опускать — не значит вообще не замечать и неучи- тывать».
Следует добавить также, что, выявляя логическую форму, при замене терминов с конкретным содержанием — знаков предметов, свойств, отношений — мы заменяем их переменными соответствующих типов, то есть знаками, под которыми подразумеваются объекты тех же типов причем один и тот же термин, если он встречается в выражении не один раз, заменяется одной и той же переменной, а различные — различными. При этом употребляются переменные особого вида, так называемые переменные параметры, или, иначе говоря, фиксированные переменные, в отличие от так называемых «квантифицированных переменных»
(см. гл § Вообще, логические формы высказываний, как и их логические содержания, необходимы для выявления законов логики, лежащих в основе правильных форм рассуждений
(умозаключений).
Логические законы представляют собой связи, в частности, между высказываниями того или иного языка, зависящие только от их логических содержаний, а тем самым, от их логических форм. Сами они выражаются обычно также в формах некоторых высказываний того же языка, нос использованием нужных переменных. Законами являются, на- пример:
Если все S суть тони одно не-Р
есть Если все S суть то некоторые Р суть Если неверно, что некоторые S есть Р, тони одно S не есть Р.
Каждый из указанных законов определяет форму правильного умозаключения. Например, от истинности высказывания вида Все 5 суть Р можно с гарантией заключить об истинности высказываний вида Ни одно не-Р не суть 5» и вида Некоторые Р суть 5». Так, если вместо 5 и Р использовать, соответственно, металл и электропроводящее вещество, то ясно, что при истинности высказывания Все металлы суть электропроводящие вещества, обязательно истинными будут и высказывания Ни одно неэлектропроводящее вещество не есть металл и Некоторые электропроводящие вещества есть металлы».
• Высказывания, выражающие законы логики, истинны при любых значениях содержащихся в них переменных (именно тех переменных, которые мы вводим, выявляя логические формы высказываний).
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
И ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Современное понятие закона логики возникло в рамках символической логики при этом было выяснено, что существует бесконечное множество законов этого типа. Мы подчеркиваем это в противовес распространенному — идущему от традиционной логики — представлению о том, что в формальной логике есть три, а по другому мнению, четыре закона, которые называют при этом основными законами (основными и единственными. Имеются ввиду три закона закон тождества, закон противоречия, закон исключенного
третьего, — сформулированные еще Аристотелем, и закон
достаточного основания введенный в логику Г. Лейбницем.
Аристотель сформулировал упомянутые законы, критикуя современные ему философские течения. Еще в V веке дон. э. Гераклит — основоположник диалектики — сформулировал принцип, что в мире нет ничего вечного, постоянного, все течет, все изменяется. При качественных изменениях обычны непросто переходы явлений из одних качественных состояний в другие, но часто ив свою противоположность. Противоположности добра и зла, полезного и вредного, справедливого и несправедливого, горячего и холодного, отталкивания и притяжения и тому подобные взаимодействия составляют часто лишь различные аспекты одних и тех же явлений, представляют различные тенденции их развития. Из этих взглядов Гераклита и других античных диалектиков были сделаны крайние выводы.
Согласно взглядам философов, которые были названы релятивистами (Кратил и др, в мире все абсолютно относительно и вообще нет ничего определенного, а поэтому
27
Г
невозможно никакое истинное знание. Аристотель возражал релятивистам так Если мы имеем два противоречащих высказывания, то есть таких, водном из которых (А) что-либо утверждается, а в другом тоже самое отрицается (не-А), то по крайней мере одно из них истинно. Иначе говоря, противоречащие высказывания не могут быть оба ложными.
Это действительно один из законов логики — закон исключенного третьего Другая крайность, которую представляли философы- софисты (Протагор, Горгий и др, состояла в утверждении, что, наоборот, все, чтобы мы ни утверждали или отрицали, является истинным И как кому кажется, так оно и есть!»
На это Аристотель отвечал, что из двух указанных типов высказываний Аи не-А, по крайней мере, одно является ложным или, иначе говоря, противоречащие друг другу высказывания не могут быть оба истинными. Это — тоже закон логики. Он получил название закон противоречия Против абсолютизации относительности качественных различий предметов и явлений и изменчивости вещей и явлений Аристотель возражал, что в относительном, изменчивом всегда есть качественно определенное (что именно и является объектом изменения).
Существование определенности в рамках изменчивости хорошо демонстрирует нам современная наука, особенно теория микрочастиц. Известно, что многие частицы «живут»
лишь миллионные или даже миллиардные доли секунды. Казалось бы, о них вообще ничего нельзя высказать, поскольку стоит лишь даже произнести первую букву названия частицы, как ее давно уже нет в действительности. Тем не менее физики определяют массы, заряды, моменты вращения, в ряде случаев даже и строение таких частиц, хорошо отличая одни частицы от других. К нашему счастью, наше мышление при рассуждении о вещах не гоняется за ними, не идет параллельно их развитию При определении противоречащих высказываний обычно находят нужным подчеркивать, что водном из них что-то утверждается, а в другом
«то же самое, в том же смысле, о том же предмете в тоже время,
в том же отношении отрицается тоже самое, что в первом, то само собой имеется ввиду, что в том же смысле, о том же предмете и т. д
Софистика и релятивизм в процессах познания связаны с неправильным употреблением языка, с неопределенностью значений употребляемых слови языковых выражений вообще. В действительном процессе мышления всякий человек,
указывал Аристотель, вкладывает в свои слова какое-нибудь значение и для себя и для другого. Это необходимо для того,
чтобы вообще возможно было рассуждение Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друт с другом, а в действительности — и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно...»
1
Итак, Аристотель формулирует здесь важное требование к мышлению, необходимое условие его логической правильности рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необходимо выделять в них нечто качественно определенное, устойчивое, относительно тождественное, придавая таким образом словам, в которых выражаются мысли, определенное предметное значение (см. § 5). Это требование относится, в частности, и к нашим понятиям, которые должны иметь определенное содержание и сохранять свою определенность в процессах рассуждения (не допускать подмены одних понятий другими и смешения слов с различными значениями. Это требование получило в логике название закона то ж де- ства
2
Как мы уже сказали, появлению в логике четвертого закона она обязана Г. Лейбницу. То, что называют ном достаточного основания, есть также определенное требование, необходимое условие правильности нашего мышления. Оно состоит в том, что в процессе познания можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании. Правда, сам
Г. Лейбниц и традиционная логика после него не выяснили,
что именно есть достаточное основание для признания истинности некоторого высказывания Аристотель Метафизика. — С. 64.
Однако имеются различные толкования этого закона, иногда, например, как требование тождества наших понятий в процессе рассуждения,
хотя требование определенности понятий входе рассуждения отнюдь не означает, что они должны оставаться тождественными при рассуждении,
что будет показано в гл. V. К тому же, как увидим, это положение не является законом логики в современном понимании этого термина
В некоторой мере указание на это содержится в приведенном выше определении истины, в котором мы использовали результаты исследования понятия истины польским логиком А. Тарским (применившем для этого точные методы современной логики достаточным основанием истинности высказывания является наличие в действительности той ситуации, которую оно описывает и наличие которой утверждает. Другое дело, что сами ситуации бывают весьма сложными и не всегда ясными к тому жене всегда просто установить наличие или отсутствие какой-либо ситуации. Поэтому требование Г. Лейбница чаще всего приходится понимать как стремление к максимальному обоснованию (подтверждению) выдвигаемых и принимаемых нами утверждений.
Из последнего изложения нетрудно обнаружить, что в традиционной логике смешаны принципиально различные понятия такие, с одной стороны, как законы логики и, с другой — логические принципы, логические требования, как необходимые, наиболее общие условия логической правильности нашего мышления.
Законы логики представляют собой объективные, независящие от человека связи между мыслями, например, между высказываниями, обусловленные их логическими содер- жаниями. Сами эти логические содержания являются отражением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений, реально существующих.
Логические же принципы (требования) — это определенные установки, положения, к осуществлению которых человек должен стремиться, но которые, в конце концов, могут умышленно или неумышленно не выполняться или, как говорят, «нарушаться».
Из перечисленных нами так называемых основных законов логики два первых — исключенного третьего и противоречия действительно являются законами логики. Что касается законов тождества и достаточного основания — это лишь более или менее определенные требования. Впрочем,
в современной логике действительно есть закон тождества.
Он — насколько возможно выявить его смысл на данном этапе изложения материала — представляет собой так же,
как и другие законы, определенную, хотя в данном случае и тривиальную связь между высказываниями Если какое-то высказывание А истинно, то оно истинно
Ясно, что каждый закон представляет и определенное требование к нашему мышлению, по крайней мере, требование рассуждать в соответствии с этим законом. Законы противоречия и исключенного третьего часто трактовались в логике именно как некоторые требования. Можно сказать, что из закона исключенного третьего вытекает одно из условий
1
(и конечно, требование) определенности нашего мышления.
Оно состоит в следующем На всякий правильно поставленный вопрос о наличии или отсутствии у предмета тех или иных свойство наличии или отсутствии той или иной ситуации в действительности, необходим, в конечном счете, положительный или отрицательный ответ, то есть принятие высказывания А или его отрицания (неверно, что
Из закона противоречия вытекает, очевидно, принцип не- противоречия:
«Утверждая (принимая) некоторое утверждение Ане отвергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хочешь говорить
Это требование к человеку быть последовательным в своих рассуждениях. Нужно сказать, что требование непротиворечивости нашего знания является центральным в научном мышлении и обычно строго выполняется. При возникновении противоречия в томили ином процессе познания или в составе некоторого знания ученые всегда стремятся устранить его. Вместе стем появление противоречий в процессе познания отнюдь нередкое явление. Почтив каждой более или менее сложной науке возникают так называемые парадоксы, антиномии противоречия определенных видов. Несвободна от них даже такая точная наука как математика (см, например, парадоксы теории множеств) Возникновение противоречий обусловлено зачастую сложностью, многосторонностью предметов, процессов, событий, их связей и отношений в действительности. К противоречиям приводят, в частности, отмеченные выше противоречия в самих предметах, их способность проявлять себя противоположным образом в разных ситуациях и даже на Другим условием определенности мышления естественно считать также и принцип тождества
личие в них водно и тоже время взаимоисключающих сторон, тенденций. Нельзя не сказать также и о нашем неумении различить в некоторых случаях качественно различные явления, характеристики объектов, учесть все обстоятельства того или иного явления и т. п.
Хороший пример того, как легко впасть в противоречие даже весьма умному человеку, показывает И. С. Тургенев в романе Герой романа Пегасов, как вы помните, будучи человеком оригинального склада ума и особого склада характера, возмущается, что люди претендуют на наличие у них каких-то убеждений, носятся сними, уважения к ним требуют. К нему обращается Рудин:
— Что же, по-вашему, убеждений не существует Нет и быть не может Это ваше убеждение- Да Вот вам одно на первый случай!
Именно в силу того, что упомянутые нами законы логики в истории логики были истолкованы прежде всего как некоторые требования ив силу важности этих требований, появилась их характеристика как основных законов логики,
мы назовем эти требования основными принципами логически правильного мышления К ним относятся принцип исключенного третьего, принцип непротиворечия, принцип тождества как он изложен выше в соответствии с Аристотелем,
и принцип достаточного основания.
Значение логической правильности мышления, подчеркнем еще раз, состоит в том, что она является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания.
Понятие логической правильности мышления является многосторонним, имеет много аспектов и они найдут отражение в данной книге. Сейчас же важно уяснить наиболее щи е черты правильного мышления. К их числу относят определенность мышления, последовательность и доказательность.
• Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассуждениях терминов и связанных сними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положе
точность формулировок в соответствии с принципом исключенного третьего.
П осле до вате ль нос тьмы ш лени я означает, что,
утверждая что-либо, человек не должен принимать одновременно нечто несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений.
Последовательность мышления проявляется также, как умение построить цепочку рассуждения, где каждое последующее звено зависит от предыдущего, то есть выделить его исходные пункты и следствия, вытекающие из них. Непоследовательность же мышления характеризуется нарушением этапности рассуждений, наличием прерывности и несвязуемости в этом процессе.
Д ока за тельность как черта правильного мышления состоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать ничего на веру ив тоже время не делать голословных утверждений. Для человека, следующего этому требованию логики, характерно если и не приводить все аргументы в пользу чего- либо, то хотя бы иметь их ввиду. Краткий очерк истории логики

Логика — одна из древнейших наук. Точно установить,
кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия дон. э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции.
Именно здесь в V—IV веках дон. э. в период бурного развития демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, отцом логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона — Аристотель 33
гг. дон. э. Именно он в своих упомянутых выше трудах, объединенных общим названием Органон (орудие познания, впервые обстоятельно проанализировали описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно формы выводов из так называемых категорических суждений — категорический силлогизм (Первая аналитика, сформулировал основные принципы научных доказательств (Вторая аналитика, дал анализ смысла некоторых видов высказываний (Об истолковании, наметил основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»).
Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах (О софистических опровержениях»).
Важнейшее обстоятельство, способствовавшее нию логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами ораторского искусства, то есть как часть практической риторики.
Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеждать людей ценилось у древних греков исключительно высоко и стало предметом специального анализа в школах так называемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых,
авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали называть людей, заплату производивших обучение искусству красноречия они должны были научить умению убедительно защищать свою точку зрения и опровергать мнение своих оппонентов. Такого рода навыки предполагают не только умение красиво говорить, но и владение сложными механизмами мышления и, прежде всего, различными способами построения умозаключений, доказательств, опровержений, то есть того, что и составляет основное содержание ло- гики.
Фундаментальный характер логических изысканий Аристотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовершенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искаженное, просуществовало без особых принципиальных изменений до середины XIX века и получило название ц ионной логики Вместе стем неверно было бы считать, что развитие традиционной логики не сопровождалось появлением новых идей, стимулировавших развитие ее теоретического и практического содержания. Некоторые существенные добавления к работам Аристотеля о различных формах выводов были сделаны представителями философской школы стоиков века дон. э. К сожалению, они небыли известны до недавнего времени. Немало внимания уделяли проблемам логики философы средних веков. Многие полученные здесь связаны с логическим анализом языка и понятием модальности. В основном, однако, исследования шли по линии детализации результатов Аристотеля, в особенности его учения о категорическом силлогизме.
Выдающимся событием в истории логики в Новое время стало появление труда английского философа Ф. Бэкона
«Новый органон, который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский Органон в качестве орудия познания. Критически оценивая значимость форм выводов, в которых используется уже готовое знание, Ф. Бэкон стремился разработать приемы исследования самой природы. Он положил начало разработке методов установления причинно- следственных связей в объективной действительности. Его учение об этих методах приобрело относительно завершенный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля.
Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием Индуктивные методы установления причинных связей. Вопросами логики занимались и внесли определенный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового времени Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Примечательно, что Г. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального характера, получивших интенсивное развитие в современной логике.
Начало нового этапа в развитии логики было положено трудами Дж. Буля, Оде Моргана, русского логика ПС. По- рецкого. Принципиальное отличие этого этапа состояло в применении методов математики к исследованию логических связей, что привело к созданию специального раздела логики — алгебры логики, получившей завершение в трудах
Э. Шредера. В дальнейшем усилиями Г. Фреге, Б. Рассела А. Уайтхэда сложился особый метод исследования логических отношений и форм выводов — метод форма ли Суть этого метода состоит в употреблении для описания структур высказываний, законов логики и правил вывода специально созданного в рамках логики формализованного языка. Применение этого метода открыло новые возможности этой науки и положило начало ее интенсивному развитию под названием символическая логика».
В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания, в том числе и непосредственно связанных с рядом современных направлений практической деятельности. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой общей точки зрения в современной логике, как мы уже говорили, выделяют три больших раздела символическую (формальную) логику, логическую семиотику и методологию.
Логические исследования в области методологии касаются разнообразных общенаучных понятий и приемов познания, то есть тех, которые применяются в любом познавательном процессе на ступени абстрактного мышления:
определение, классификация, построение и проверка гипотез, теория, доказательство и др.
Крупным разделом современной логики является ческа я Она занимается анализом естественных и искусственных языков в разных познавательных аспектах. В этом разделе язык исследуется как средство познания действительности.
Наиболее фундаментальным среди всех разделов современной логики является символическая («фо р - логика современное учение о дедукции,
о многообразии форм, законов и правил выводов. Именно для этого раздела наиболее характерен упоминавшийся метод формализации. Конечно, современная символическая логика отличается от традиционной логики по многим аспектам. Тем не менее по предмету познания — при его широком понимании — принципиальных различий между современной символической логикой и логикой традиционной нет. И таи другая исследует различные формы отражения действительности на ступени абстрактного мышления.
Для характеристики современного состояния логической науки отметим также и тот факт, что каждый из приведенных выше ее разделов, в свою очередь весьма разветвленную область знания. Так, например, символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую. Неклассическая же логика подразделяется также на интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопросов, релевантную логику и др. Сказанного, как кажется, достаточно, чтобы утверждать в настоящее время логика представляет собой весьма широкую область знания, богатую содержанием, разнообразием направлений и методов исследо- вания.
Однако в настоящем учебнике, имея ввиду небольшой объем курса и его практическую направленность, рассматриваются в основном те вопросы, которые привлекали внимание представителей традиционной логики, поскольку они связаны с формами и закономерностями мышления в естественном языке. Однако речь идет не о простом изложении достигнутых ранее результатов. Многие положения прежней
(традиционной) логики требуют пересмотра, в ряде случаев существенных уточнений на основе достижений современной логики и с учетом выработанных ею методов. Благодаря современной логике излагаемый в данном учебнике курс практической логики приобретает теоретический характер.
Существенное значение при этом имеет уточнение в современной логике таких понятий, как логический закон, логическая форма и содержание мысли, логический выводи до- казательство.
Традиционная логика в определенной степени имела эмпирический характер. Она выделяла и описывала зафиксированные в языке повседневного обихода некоторые простейшие формы рассуждений из так называемых категорических (атрибутивных) суждений. Современная логика расширила круг рассматриваемых форм, введя в него рассуждения, специфичные для научного познания, в частности, математического. Более того, современная логика определила принципы теоретического обоснования условий правильности выводов и доказательств, используя понятия логический закон и логическое следование. Наряду с этим, понятия логического следования и логического вывода, а также некоторые другие современные понятия, относящиеся к логическому анализу языка, могут быть плодотворно использованы для уточнения и развития многих положений традиционной логики. В особенности это касается таких разделов традиционной логики, как учение о понятии, теория высказываний
(«суждений» — по старой терминологии, анализ вопроса
как формы развития знания и других. Значительной переработке подвергается и один из основных, аккумулирующих разделов традиционной логики Доказательство и опровержение (см. гл. XI).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта