Логика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF). Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 3.83 Mb.
|
§ 4. Значение логики как науки Во-первых, логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно вать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение указанных выше требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способностей тонко чувствовать возможные отступления отлоги- ческих норм в рассуждениях своих коллеги тем более оппонентов. В этом случае недостаточно уже просто приобретенных мыслительных навыков. Здесь необходимы уже и определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедура также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов. Формируясь прежде всего под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Незнание ее правил чревато, по существу, не меньшими неприятностями, чем неосведомленность в грамматике естественного языка. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, — писал известный английский логик Дж. Стона рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем Далее, изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. Как нередко отмечают, логика не учит мыслить, также как и физиология не учит переваривать пищу. Эта аналогия страдает значи- по Г. И Учебник логики. — МС тельной неточностью. Дело в том, что аппарат для переваривания пищи дан человеку от рождения, формы же и приемы мышления он усваивает в течение всей своей жизни, прежде всего овладевая языком и основами наук. Логика привносит сознание в этот стихийно осуществляемый процесс и тем самым сокращает опыты быстротекущей жизни. В определенном смысле логика именно учит человека правилам мышления. Способность человека мыслить, схватывать связь явлений, находить их объяснение, делать обобщения — все это нередко связывают с интуицией, считая, что результаты познания возникают, как правило, бессознательно, в итоге некоторого озарения, инсайта, научного наития, а основу научных открытий составляет один лишь природный дар, данное от рождения умение проникать в сущность явлений. Конечно, нельзя отрицать значения всех этих факторов. В познании действительно большую роль играет интуиция (чувственная и интеллектуальная, однако сама она развивается, совершенствуется при овладении техникой мышления и во всяком случае становится более продуктивной в сочетании с последней. Кроме того, в познании часто возникают задачи такого рода, в которых интуиция просто бессильна. Она неспособна, например, решить вопрос о совместимости или несовместимости условий функционирования агрегата, автоматического устройства. Столь же трудной, недоступной для интуиции задачей является извлечение следствий из большого количества высказываний, из множества данных, как это нередко бывает, например, в юридической практике. Задача педагогики, как известно, не сводится просто к сообщению слушателям какой-то совокупности знаний; здесь важна выработка навыков приобретения знаний, атак- же понимания изучаемого материала, что связано с определенной творческой деятельностью. Хороший учитель непросто требует решения задач, но и объяснения того, каким образом ученик приходит к этому решению, и поощряет поиски оригинальных, нестандартных решений. Вместе стем он требует максимального обоснования предлагаемых решений и его, безусловно, не должна удовлетворить ссылка на простую интуицию. Итак, важная задача учителя состоит в том, чтобы научить человека творческому мышлению. Но едва ли он может успешно выполнить эту задачу без знания приемов такого мышления. Не уподобится ли он в этом случае тренеру, готовящему спортсмена-бегуна и незнающему законов физиологии и механики бега? Значение логики в педагогическом процессе отмечали многие выдающиеся педагоги и философы. Это значение становится ясным, если учесть, что процесс познания представляет собой определенную деятельность, направленную на воспроизведение действительности в особых знаково-ло- гических формах понятиях, высказываниях, теориях — и складывается в основном из также структурно определенных процедур выводов и доказательств, обобщений, определений, операций с понятиями и высказываниями и др. Важно, чтобы преподавание осуществлялось в соответствии с законами логики и указанными структурами мыслительных и познавательных процедур, выработанных человечеством в процессе развития логики. И здесь безусловно важную роль играет весь тот инструментарий мышления, выявление которого составляет основную задачу логики в достаточно широком ее понимании. Именно они составляет то, что называют культурой мышления. Овладение этим инструментарием несомненно повышает эффективность и результативность процесса обучения, облегчает учащимся понимание и усвоение изучаемого материала. Логика всегда считалась философской наукой. Дело в том, что, будучи, вообще говоря, специальной наукой, она в тоже время является и некоторой специальной частью раздела философии, именуемого теорией познания (гносеологией, эпистемологией. Это значит, что само изучение логики выступает как философская пропедевтика. Особенно возросла роль логики для философии после того, как в ней — в рамках символической логики — сложились специальные методы познания, связанные с применением формализованных языков аксиоматизация, формализация теорий и др. Применение этих методов продвинуло решение ряда проблем философии о соотношении эмпирического и теоретического в познании, о диалектике формального и содержательного, о возможностях и пределах формализации и акси- оматизации, о выразительных возможностях языков различных типов и т. д. Впервые в истории философии получены результаты, относящиеся к философии математики и касающиеся природы математического знания, которые точно зафиксированы и доказаны в ряде теорем. Причем доказаны, как отмечают А. А. Френкель и И. Бар-Хилел, в соответствии с наивысшими из известных критериев строгости, даже более строгими, чем те, что общеприняты при математических доказательствах» 1 Само собой разумеется, что логические формы и процедуры существуют и реализуются как определенные аспекты, естественной мыслительной деятельности. Это значит, что они в известной мере определяют характер процессов психологии познания. А это обусловливает значение результатов логики как науки также и для психологии, хотя здесь есть, безусловно, и обратное влияние психологии на логику Все более и более в последнее время усиливается связь и взаимное влияние логики и лингвистики (см. гл. Наконец, впервые в истории логика нашла на современном этапе ее также важные применения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Речь идет, в частности, о применении логики как специального аппарата в теории автоматического управления, искусственного интеллекта, программировании и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности Френкель А. А, Бар-Хилел И Основания теории множества. — 1966. — С. 365. Глава ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ Мы говорили уже, что принципиальное отличие мышления от чувственного познания состоит в том, что оно неразрывно связано с языком. Более того, познание на этой ступени представляет собой отражение (воспроизведение) реальной действительности с помощью языка. С помощью языка происходит и формирование мысли, ив языковых же формах выражаются результаты познания. Естественно поэтому, что, имея дело с мышлением, логика уделяет определенное внимание исследованию некоторых аспектов языка. Ее интересует язык именно как средство познания. Основная задача логического анализа языка состоит в том, чтобы выяснить хотя бы в общих чертах, как, каким образом язык может выполнять эту функцию. В самом общем виде ответ на этот вопрос состоит в том, что слова и словосочетания языка соотносятся каким-то образом с предметами, свойствами, отношениями действительности, то есть являются их представителями в нашем сознании, выполняют роль их знаков Задача логики — выяснить эти способы и характер связи выражений (элементов языка) с объектами действительности При этом важно учитывать, что воспроизведение (отражение) действительности в языке не означает установления простых соответствий между предметами действительности и выражениями языка. Оно связано со сложными процессами мысленного расчленения и обобщения самих предметов, процессов и явлений действительности. Это порождает большое многообразие как самих знаков, таки типов их отношения к объектам действительности. Закономерно, что выяснение общих характеристик, специфики различных видов знаков и принципов их употребления необходимо для решения основной задачи логики, относящейся к анализу языка. Результатом же логического анализа, естественного языка будет построение специального формализованного языка. И этот специальный язык, как мы уже говорили, и послужит в дальнейшем основным средством уточнения многих понятий логики и описания ряда ее методов 5. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды и основные характеристики знаков Знаком называют любой материальный предмет, который служит в процессе общения и мышления людей представителем какого-то другого объекта (вещей, их свойств и отношений, процессов действительности, ситуаций и т. п. В нашей жизни мы наблюдаем большое многообразие знаков. Дорожные знаки, показания приборов, следы на снегу, дым из трубы, азбука Морзе — все это знаки. Различают три основных вида знаков в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам 1) зна- ки-индексы; 2) знаки-образы; 3) знаки-символы. З на кии н дек с ы связаны с представляемыми ими предметами некоторым причинным образом. К ним относятся следы на снегу, положение флюгера, дым из трубы и т. д. В языке к знакам-индексам относятся, по-видимому, некоторые выражения, возникающие как реакции человека на внешние воздействия (междометия). З на к и - образы являются в какой-то мере изображениями обозначаемых предметов (картины, чертежи, схемы, фото. Вероятно, к числу знаков этого типа в языке принадлежат такие которые по своему звучанию воспроизводят какие-то звуковые характеристики обозначаемых ими процессов, вызывают определенные звуковые образы обозначаемых ими предметов, например треск, «звон», «жужжание» и т. п. З на кис им волы физически никак не связаны с обозначаемыми ими предметами. Это большинство слов, в частности, имен естественного языка. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка и практического усвоения его отдельным человеком. В языке решающую играют знаки именно этого типа, они и будут интересовать нас в дальнейшем. В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка. Слова и словосочетания языка являются знаками, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т. пи как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты, и прежде всего из внеязыковой действительности, то есть имеют те или иные предметные значения. Это могут быть отдельные предметы, классы предметов, процессы, ситуации действительности и многообразные характеристики предметов (свойства, отношения и т. п.). Основная проблема изучения языка как средства познания (которая явно является важной проблемой философского характера) состоит как разв выяснении того, каким образом осуществляется связь объектов языка как знаков стем, что они обозначают, и каким образом возможно с помощью сравнительно небольшого количества значимых слови предложений языка познание окружающего мира, а также и нашего внутреннего мира, во всем их бесконечном многообразии. • Итак, для знака характерно, во-первых, быть материальным объектом, а, во-вторых, быть представителем какого-то другого объекта. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА Естественный язык, рассмотренный с этой точки зрения, представляет собой систему знаков. При рассмотрении языка как системы знаков важно принимать во внимание три основных аспекта языка синтаксис, семантику и прагматику языка. С и н такси чески й аспект включает многообразие отношений знаков к другим знакам, имеющиеся в языке правила образования одних знаков из других и правила изменения знаков (склонение, спряжение и т. п Семантический аспект составляет совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой действительности, то есть к тому, что они обозначают. Слово «Киев» обозначает определенный город, слово Волга — реку, «жидкий» — указывает на некоторое свойство объекта, а «старше», больше — на определенные отношения в действительности Прагматический аспект включает все такие особенности языка, которые зависят оттого, кем ив каких ситуациях он применяется. Читателю, бесспорно, самому известны многие случаи, когда одно и тоже выражение языка в зависимости от ситуации, например, от интонации, может иметь различные смысловые оттенки, а иногда даже и противоположные значения. Исходя из принципа объективности знания, в науке стремятся исключать при определении смысловых содержаний языковых выражений и при описании познавательных процедур всякие возможные влияния субъективных особенностей познающих (и при этом, естественно, использующих язык) людей. Не должно быть, например, неопределенно- стей, двусмысленностей в выражении мысли в языке. Этим требованиям удовлетворяют специально построенные логические формализованные языки, предназначенные, вообще говоря, для максимально точного представления, по крайней мере, каких-то разделов конкретных наук (рассчитанные при их формировании прежде всего на точное представление математического знания). При построении этих языков принимаются многие упрощения и огрубления в рассмотрении и синтаксиса, и семантики языка. Так, говоря о словах и словосочетаниях языка, отвлекаются от их изменений в различных падежах, лицах, временах. Существительные понимаются в основном лишь в именительном падеже ив единственном числе, глаголы — в единственном числе настоящего времени. Как показывает практика использования определенных логических языков, упрощенный таким образом язык достаточен для выражения утверждений той или иной науки. Допускаемые же упрощения обычно даже необходимы и во всяком случае не являются помехой для уяснения того, каким образом язык служит средством познания действительности. Ясно, что весьма абстрактным является и рассмотрение семантики независимо от прагматики, поскольку отношения знака к тому или иному объекту вообще не существует без человека (или, как говорят, без некоторого интерпретатора знака. Но опять же абстракция эта правомерна. Допустимость ее очевидна хотя бы из того, что даже в обычных разговорных (естественных) языках имеется некоторая система зафиксированных общепринятых нормальных — употреблений слови словосочетаний, то есть определенная система семантических отношений, независимая от субъективных особенностей отдельных людей. Однако требование исключения прагматического аспекта в языках точных наук не выполняется, например, в обычном языке Евклидовой геометрии. При формулировке ряда ее теорем, определений и вычислительных процедур, явно допускаются в ряде случаев моменты субъективного их восприятия и применения. Так при изучении треугольников определенную сторону треугольника здесь называют основанием. Перпендикуляр, опущенный из противолежащего этой стороне угла на эту сторону, называют высотой. Далее формулируется, например, правило вычисления площади треугольника, согласно которому она равна половине произведения основания на высоту. Но что является основанием и высотой в изображенном нас треугольнике Как, следовательно, вычислить его площадь Дело в том, что в указанных разъяснениях геометрии относительно треугольника, очевидно, предполагается, что человек, который его анализирует, располагает (должен расположить) его так, чтобы одна из его сторон была горизонтальной по отношению к этому человеку. Тогда именно она будет основанием, и ясно как найти высоту и т. д. Очевидно, чтобы освободить геометрию от этих прагматических предпосылок, нужно считать, что в каждом треугольнике ется не одна высота или одно основание, а три основания и три высоты. Правило вычисления площади треугольника при этом должно звучать так, что она равна половине произведения какой- либо высоты на связанное с этой высотой. Впрочем, сами термины основание и высота окажутся, очевидно, излишними. Площадь треугольника равна просто половине произведения длины какой-нибудь стороны на длину перпендикуляра, опущенного из вершины угла, противолежащего этой стороне. Кстати, даже А. Гильберт в известной книге Основания геометрии при максимально строгом аксиоматическом построении геометрии, касаясь терминов основание и высота треугольника, пишет, что мы их определяем обычным образом (Л Гильберт Основания геометрии МС. Конечно, наличие указанного субъективного момента в геометрии является безобидным, поскольку вычислительные процедуры, в которых он может играть роль, приводят к одними тем же результатам. Однако можно указать и другой случай неопределенности в той же геометрии, возникающей в результате установки на субъективное применение ее понятий. Мы имеем ввиду наличие прагматического момента ив определении утла. Обычно, в том числе и у Гильберта, например, угол определяется как система (иначе можно сказать, фигура образуемая лучами, лежащими водной плоскости, исходящими из одной точки и принадлежащими двум различным прямым (там же. — С. 68). Но два луча образуют два угла (показаны дугами на рисунке. Поэтому, когда исходят из этого определения, рассуждая так рассмотрим определенный нами угол, то подразумевают фактически, что человек сам должен выбрать какой-то изданных двух углов. Нов этом случае не исключены, конечно, недоразумения, поскольку не все, что можно сказать об одном из углов, верно и о другом (обычно, видимо, подразумевается, что надо иметь ввиду острый угол, но никак не исключается возможность другого выбора). ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАКОВ Основными характеристиками знаков являются предметное значение, смысли смысловое содержание. П ред м е т н ы м значением, как следует из самого определения знака, является то, представителем чего именно он является. Это — основная характеристика знака. Предметным значением знаков, например имен, являются предметы — в широком смысле этого слова, все, что может быть объектом мысли, все, о чем мы можем что-либо утверждать или отрицать. Предметные значения имен называют иначе десигнатами, асами имена десигнаторами. С другой стороны, в качестве таких значений могут выступать и сами характеристики предметов, по которым предметы мысленно выделяются и наличие или отсутствие которых у предметов можно утверждать или отрицать. Вообще, предметные значения знаков многообразны. Иногда даже трудно установить, каково оно для тех или иных видов знаков. Это относится в особенности к таким сложным знакам, как предложения. Из грамматики мы знаем, что предложения бывают повествовательные, вопросительные и побуди- тельные. Относительно повествовательных предложений можно сказать, что они указывают на наличие или отсутствие некоторых ситуаций в окружающей действительности. Но сложность состоит в том, что знаками тех же ситуаций могут быть и отдельные имена. Сравним, например, выражения Волга впадает в Каспийское море (высказывание как знак — повествовательное предложение) и впадение Волги в Каспийское море (имя определенной ситуации. Все дело в том, что сами отношения знаков к тому, что они обозначают, могут быть различными (о чем речь пойдет ниже. Сейчас нам важно лишь подчеркнуть наличие у каждого знака того, что он обозначает, на что он указывает в процессе нашего мышления или общения людей. В дальнейшем будут рассмотрены различные типы этих значений в зависимости от типов самих выражений языка (см. гл. II, § Смысл знака это такая характеристика обозначаемого им объекта, которая позволяет однозначно мысленно выделить этот объект из множества других объектов. Точнее говоря, это есть некоторая совокупность признаков, такое описание предмета, ситуации, вообще того, что составляет предметное значение знака, является отличительным для этого объекта. Иначе — это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Смыслу слова Луна — в обычном его употреблении — соответствует такая ее (Луны естественный спутник Земли слова «глагол» это — слово, обозначающее действие. Для треугольника это — плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами геометрическая фигура». Отметим, что для одного итого же предмета или класса предметов возможны различные выделяющие характеристики. Это значит, что два различных выражения могут иметь различные смыслы, но одно и тоже предметное значение, например: равноугольный треугольники равносторонний треугольник Столица России и самый большой город России». Знаки с одними тем же предметным значением называют равнозначными, иногда синонимами Смыслы представляют определенные формы мысли. Для имен это — понятия, для повествовательный предложений суждения, которые, утверждая или отрицая наличие некоторых ситуаций познаваемой действительности содержат в тоже время и описание этих ситуаций. Таким образом, смысл, позволяя выделять предметы, связывает знак с объектом. Он является посредствующим звеном между знаком и обозначаемым им объектом. Учитывая эту роль смысла знака для выделения обозначаемого им объекта, говорят, что предметное значение знака есть функция его смысла. Однако это не совсем точно. Как мы дальше увидим, знак может связываться с обозначаемым им объектом не только с помощью смыслов. Смыслы знаков могут быть собственными и приданными. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемого им объекта выражена в самой структуре знака. Смысл знака называется приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Так выражение город, являющийся столицей России имеет собственный смысл (при условии, конечно, если известно, что обозначают слова город, «столица», «Россия»). Но Луна, Земля, Москва, ромб не имеют собственного смысла. Хотя в русском языка, как известно, они имеют приданный смысл. Но поскольку слово «Москва» употребляется для обозначения нескольких городов в мире (и не только городов, то для обеспечения точности относительно его употребления в томили ином контексте, мы можем пояснить, например, что имеется ввиду столица России. Ассоциировав это выражение со словом Москва, мы тем самым придали последнему определенный смысл. В результате Москва стала именем определенного города. Приданный ему смысл выражается в данном случае также в форме имени, но описательного. Для Луны приданным является указанный выше смысл этого слова, выражаемый описательным именем — естественный спутник Земли». Едва ли можно удачно употреблять в качестве знаков слова ромб, дифракция, интерференция и тем более, например, искривленное пространство без придания им определенного смысла. Для слова ромб таковым является сочетание (описательное общее имя плоская геометрическая фигура, ограниченная четырьмя равными сторонами Придание смысла некоторому языковому выражению является важным логическим способом введения новых терминов знаков — в языки уточнения предметных значений уже имеющихся в нем знаков. Эта процедура осуществляется посредством специальной логической операции — определения (или дефиниции. Ее анализу посвящен отдельный раздел данного учебника (см. гл. Смысловое содержание третья основная характеристика знака — некая совокупность знаний. Важно иметь ввиду, что наряду со словами, имеющими собственный или приданный смысл, в любом языке есть слова (знаки, не имеющие никакого определенного ни собственного, ни приданного смысла. Примерами словесных знаков русского языка, не имеющих, по крайней мере до настоящею времени, ни собственного, ни приданного смысла, могут служить такие фундаментальные термины теорий как множество (для теории множеств, предложение (в лингвистике, болезнь, «игра» и др. Ученым-медикам до сих пор не удается найти такую совокупность характеристик болезни, которая бы отличала болезнь от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответ на вопрос, что такое игра (то есть не удается определить этот термин. Не имеют определенного смысла так называемые неопределимые понятия теорий — точка, «прямая», «плоскость» в геометрии. И, конечно, едва ли мы можем ответить на вопрос, что мы имеем ввиду, когда упоминаем о своих ощущениях и впечатлениях — кислое, сладкое, вкусный, приятный и т. п. Однако не иметь смысла для знака вовсе не означает быть бессмысленным». В подобных случаях связь знака с объектом возникает стихийным образом в процессе формирования языка приобщении людей, и прежде всего, в совместной трудовой деятельности. Здесь играют роль, очевидно, зрительные и иные чувственные представления о предметах, а также рефлексы, возникающие в тех или иных ситуациях. Учитывая сказанное, способ установления связи знака с обозначаемым объектом без посредствующих звеньев, каковым является смысл, можно было бы назвать чувственно- рефлекторным, в отличие от упоминавшегося выше способа связи через посредство смысла, который назовем логическим Однако при этом необходимо учитывать, что в установлении связей «чувственно-рефлекторного» типа всегда играет определенную роль наличие у каждого человека некоторой совокупности знаний о соответствующих объектах, знаний некоторых характеристик этих объектов — хотя бы тех, которые выявляются при непосредственном восприятии предмета. Так, положим, что некто в первый раз слышит слово тучный в применении к какому-то человеку. Ясно, что у него сразу может возникнуть понимание того, что сданным словом тучный связаны такие характеристики человека, как полнота, большие габариты. Про множество в математике мы знаем, что оно бывает единичным, конечным, бесконечными даже пустым. Точку в геометрии характеризуют как то, что не имеет никаких размеров, и т. д. В дальнейшем отдельные характеристики превращаются в более или менее широкую совокупность знаний о предмете. Эту совокупность знаний мы называем смысловым содержанием знака. В отличие от смыслов, представляющих собой, как мы видели, определенные формы мысли, общие для всех людей, и при этом различные для различных типов знаков, указанная совокупность знаний не имеет никакой определенной логической структуры и является сугубо индивидуальной для каждого человека. Однако она выполняет роль, в определенной степени подобную той, которую играет смысл. Естественно поэтому выделить понятие об этой совокупности как одну из характеристик знаков. Однако, отличая смысловое содержание от смысла, надо учитывать также, что смысловое содержание может включать и смысл. Более того, к формулировке смысла мы приходим, имея уже определенное смысловое содержание знака. Отношение между понятиями смысли смысловое содержание знака таково, что смысл есть вид смыслового содержания. Но обратное неверно. Смысловое содержание, которое не является смыслом, естественно охарактеризовать как «неоформленное», не имеющее определенной логической структуры, никак не систематизированное. Заметим, что в логике наряду с определением, суть которого, как мы сказали, состоит в приписывании смысла некоторому знаку языка, а тем самыми в мысленном выделении объекта и установлении связи знака с этим объектом, существуют так называемые приемы, сходные с определением. Они отличаются от определения как раз тем, что посредством этих действий знаку приписывается некоторое смысловое содержание. Кстати, понятие смыслового содержания окажется существенным для разрешения некоторых трудностей, связанных с употреблением знаков, — так называемых парадоксов замены равных. Возвращаясь к вопросу о многообразии предметных значений знаков, обратим внимание на то, что в качестве таковых могут выступать и воображаемые предметы. В научный обиход вводятся часто объекты, на основе лишь предположений об их реальном существовании. В этом проявляется активность нашего познания. Нередко, однако, даже самые, казалось бы, надежные предположения о существовании некоторых объектов оказываются ошибочными. Так появляются знаки-фикции: теплород, «флогистон», «мировой эфира в повседневном обиходе — русалки, «лешие», «ведьмы», домовые. Однако эти знаки являются фиктивными лишенными предметных значений — лишь тогда, когда претендуют на обозначение реально существующих предметов (когда употребляются в контексте описания реальной действительности. Но неправильно их характеризовать как фикции, когда они применяются для обозначения предметов, которые фигурировали в теории на определенных этапах, и существование которых не подтвердилось, а также для обозначения объектов воображаемых миров сказок, легенд, романов... Вместе стем явно не лишены предметных значений такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, несуществующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей, такие, как абсолютно упругая жидкость, меридиан, небесная сфера, числа, бесконечное множество (см. § 12). Речь идет о так называемых идеализированных, абстрактных и идеальных объектах теорий. Вообще, говоря о наличии — существовании — или отсутствии несуществовании — предметного значения у некоторого знака, мы имеем ввиду существование или несу- ществование в томили ином универсуме рассуждения. Такой универсум рассуждения (или область рассмотрения) всегда более или менее четко определены в каждой теории. И конечно, в повседневной жизни мы обычно без труда определяем (хотя бы по ситуации) идет ли речь о реально существующих в той или иной области действительности или воображаемых предметах. В современной логике различные универсумы рассуждения характеризуют как предметные области различных возможных миров Естественно, могут возникать вопросы, имеют ли предметные значения такие знаки — слова языка, как Платон, «Аристотель», «Александр Македонский, Вавилон и др. — вообще, имена ког- да-то существовавших, но к настоящему времени исчезнувших предметов В связи с этим также можно усомниться, имеют лире- альное содержание такие высказывания, как Аристотель — основоположник логики, Аристотель — учитель Александра Македонского Обычно эти вопросы решаются положительно интуитивно мы склонны считать такие высказывания исторического характера Однако возникает теоретический вопрос, в каком смысле их можно считать истинными Можно ли сказать, что ситуации, которые в них утверждаются, существуют в действительности, если они когда-то существовали, а теперь исчезли? Очевидно, что употребляя слово действительность (реальная действительность, мы фактически всегда имеем ввиду некоторый временной фрагмент, срез, периода иногда даже пространствен- но-временной фрагмент реального мира. Эти фрагменты рассматриваются зачастую как самостоятельные миры из множества возможных миров вообще. Это нередко выражается и явным образом, когда говорят Древний мир, Мир Нового времени и т.д. Тогда про указанные термины можно сказать, что они имеют предметное значение в таких-то и таких-то временных фрагментах действительности. Подобным же образом обстоит дело и с высказываниями, в которых употребляются. Упомянутые высказывания истинны в действительности IV века дон. э. в мире Древней Греции. Высказывание Земля вращается вокруг Солнца безусловно истинно по отношению к современной действительности. Но по отношению, например, к действительности давности не является истин- ным. Обычно опуская временные параметры, мы чаще всего имеем ввиду современную действительность. Не различая временных срезов действительности и говоря о действительности вообще, мы можем прийти к противоречию Земля вращается вокруг Солнца» и Неверно, что Земля вращается вокруг Солнца — оба высказывания были бы истинными по отношению к этой действительности вообще». Рассматривая выше понятия смысла, мы имели ввиду прямой, или, иначе говоря, лексической смысл слови словосочетаний, вот- личие, например, от косвенного, или так называемого переносного («белое золото, черное золото для характеристики соответственно хлопка и нефти, успешно поднимается по служебной лестнице, летит на крыльях любви и подобные метафорические выражения, указывающие лишь на определенное сходство одних предметов, процессов, явлений с другими. Прямой смысл надо отличать также от так называемого буквального или этимологического смысла (география буквально означает описание Земли, «врать» буквально означает говорить, разговаривать и т. д.). Что касается прямого смысла, то надо сделать некоторые уточнения и оговорки относительно его роли в осуществлении связи знака с обозначаемым им объектом. Возможны такие ситуации, когда, зная смысл некоторого слова, мы можем, встретив предмет, не узнать в нем того, что обозначает данное слово. Например, Президент Франции — это словесный знак с определенным смыслом. Однако при встрече с человеком, являющимся президентом Франции, мы можем не узнать в нем главу французского государства. Дело в том, что мы не всегда можем обнаружить в предмете те признаки, на которые указывает смысл слова. Из этого следует практический вывод, относящийся к процессам обучения — разъясняя смысл употребляемых научных терминов, преподаватель должен заботиться о том, чтобы признаки были доступны учащимся для их обнаружения в предметах, с которыми они должны иметь дело В этом отношении едва ли удачным является, например, разъяснение того, что представляют собой подлежащие изучению в разделе Молекулярная физика макроте- ла, когда они характеризуются как большие тела, состоящие из огромного числа молекул». Неясно, относится ли тело, состоящее, например, из 10 молекул, к макротелам? Являются ли 10 молекул огромным числом молекул Обычно для выяснения предметного значения знака посредством приписывания ему смысла указывают примеры таких объектов. С другой стороны, опять-таки зная смысл некоторого термина, мы можем не знать обозначаемых им конкретных предметов. В этом случае говорят, что человек знает, что представляет собой предметно незнаком с ним. Известен исторический пример. В. Шекспира однозначно характеризуют такие выражения, как автор трагедии «Ромео и Джульетта, и тем более великий английский писатель XVII века, написавший трагедию «Гамлет». Однако среди ученых-литературоведов до сих пор продолжаются споры о том, кто конкретно скрывается под именем В. Шекспир? Имеется около десяти претендентов на это почетное место, ив том числе, известный логик-философ Ф. Бэкон. Плохо (но, к сожалению, это нередко бывает ив педагогической практике, когда человек, излагая какой-то материал, употребляет специальные термины или даже обычные слова, ноне в обычных своих значениях, не проявляет заботу о том, чтобы дать возможность слушателю или читателю понять, какие предметы, явления обозначаются этими словами. Без этого человек не может по какие ситуации описываются и утверждаются в высказываниях этого изложения, как связываются одни ситуации с другими и как они компонуются в контексте изложения. В таком случае изложение воспринимается просто как совокупность словосочетаний, лишенных какого-либо смысла. Если слушателем подобного изложения является ученик, он может, конечно, добросовестно записывать, а потом заучивать произносимые фразы и их сочетания без понимания того, о чем идет речь. Таким образом он обреченна зубрежку, а не на изучение материала. И еще хуже, если сам учитель вместо реальных знаний имеет просто запас заученных когда-то определений, предложений и вместо знаний передает ученикам, по существу, лишь определенные словесные конструкции. Каждому, наверное, известны случаи, как учителя такого типа не любят нестандартных дотошных учеников, каких раздражает любознательность и как они требуют при проверке знаний повторять слово в слово то, что было сказано ими. Если за словами стоят какие-то реальные ситуации, знание которых и есть собственно то, что называют знанием, — тогда их можно описать в различных словесных формах. А требование отвечать теми же словами означает как раз, что никаких ситуаций ввиду не имеется. Здесь, как мы видим, затрагивается проблема понимания Ясно, насколько важна она в педагогическом процессе. К сожалению, в логике нет разработок самого понятия понимание. Можно отметить здесь, что есть разные типы понимания и, соответственно, непонимания Человек может понимать или не понимать смысл самого высказывания, который, кстати, определяется предметными значениями его составляющих (как сложной знаковой формы. Этот вид понимания и условия достижения понимания этого вида мы считаем в определенной мере разъясненными выше. Можно понимать или не понимать, как одно высказывание вытекает в процессе рассуждения из других, как оно связано с другими высказываниями. Проблема понимания этого вида — это главная проблема теории выводов и доказательств в логике и будет рассмотрена в соответствующих разделах гл. III и IX. Контексты представляют собой, очевидно, определенную форму знания. Однако в логике она до сих пор не нашла отражения. Вопрос о предметном и смысловом значении контекстов, как лингвистических образований, остается неясным. Можно предположить лишь, что это своего рода минитеории. В таком случае логическая специфика этих образований в ка- кой-то мере будет прояснена в разделе Теория (см. гл. X, § 42). 55 3. Можно понимать или не понимать, что представляет собой то или иное явление, как, по какой причине оно происходит. Например Почему и как вода поднимается вверх по стволу дерева вопреки закону тяготения Речь о понимании такого вида будет идти в связи с методом научного объяснения (см. гл. Возможны, очевидно, и другие случаи употребления слова понимание. Однако, по нашему мнению, выделенные случаи являются основными. • Упражнения 1. Укажите, какие предметные значения имеют следующие выражения языка как знаки естественный спутник Земли», самая большая река в Европе, Аристотель, мужество, любовь, доброта, Солнце, Земля. Укажите, какие знаки из пункта 1 имеют собственный смысл, в чем он состоит. Попытайтесь установить приданный смысл (в настоящее время) тех знаков из пункта которые не имеют собственного смысла. Являются ли знаками и почему следующие слова и словосочетания познание, мыслящее число, четное простое число, отличное от 2», чувственное наслаждение», «вкус мысли, творческая деятельность, «духовность», «бессмыслица», стремление, абракадабра. Каковы предметные значения тех выражений из пункта, которые являются знаками. Смысл какого знака — кроме самих указанных далее выражений — представляют выражения Плоская геометрическая фигура, ограниченная четырьмя взаимнопараллель- ными противоположными сторонами, целое положительное число, имеющее ровно два различных делителя, явление загибания света в область геометрической тени, предел деления вещества, при котором тело сохраняет свои физические свойства |