Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеУчебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
    АнкорГимнастика
    Дата16.12.2019
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[M.L._Ukrana,A.M._SHlemina.]_Gimnastika(BookFi).pdf
    ТипУчебник
    #100623
    страница15 из 32
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32
    Глава МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ
    УПРАЖНЕНИЯМ
    Для гимнастики характерно широкое применение самых разнообразных упражнений на снарядах, вольных и общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, а также прыжков. Каждое упражнение, выполняемое по строго заданным параметрам, представляет собой определенную двигательную задачу, решение которой обычно строится на основе закономерностей формирования двигательных навыков 175
    ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
    В основе обучения гимнастическим упражнениям лежат принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и прогрессирования.
    Принцип сознательности и активности. Сознательное усвоение двигательных навыков и умений, а также приобретение необходимых знаний играют огромную роль в обучении гимнастов. Очень важно научить сознательно овладевать двигательными навыками, разбираться в своих движениях, вникать в сущность каждой детали. Сознательное решение задач, стоящих перед учеником, требует от него самой высокой активности.
    Принцип наглядности предусматривает показ упражнений, объяснение и демонстрацию наглядных пособий. Наглядность повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, облегчает процесс освоения упражнений, способствует прочному закреплению двигательных навыков.
    Принцип доступности и индивидуализации требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. Двигательные задачи, не отвечающие этому условию, не вызывают интереса у занимающихся.
    Принцип доступности и индивидуализации нив какой степени не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей. Занимающиеся обязательно должны прилагать известные усилия при освоении новых упражнений, но трудности должны быть посильными. Для мобилизации занимающихся на преодоление трудностей целесообразно находить для каждого те или иные мотивы показать свою смелость, внести вклад в победу команды и т. п.
    Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами, руководствуясь которыми в обучении необходимо следовать от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
    Принцип систематичности предусматривает, во-первых, определенную систему изучения гимнастических упражнений, определенную последовательность их прохождения от самого легкого до самого сложного в каждой структурной группе (причем предыдущее упражнение должно содействовать освоению последующего, еще не разученного, а во-вторых, строгую регламентацию занятий. Только при определенных интервалах между занятиями в сознании занимающегося сохраняются те двигательные действия, которые необходимы для выполнения осваиваемого элемента или соединения. Систематичность в работе над изучаемым упражнением обеспечи- ет его успешное освоение.
    -
    Принцип прогрессирования или постепенности играет огромную роль в обучении. Весь процесс обучения спортивной технике строится обычно на постепенном увеличении трудности изучаемых упражнений. Даже разучивание отдельных упражнений основано на этом принципе. Если спортсмену предстоит освоить какое-то трудное упражнение, то он постепенно осваивает его, начиная с самого легкого (по нарастающей трудности, выполняет все упражнения, сходные стем, которое предстоит изучить.
    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
    Под методом обучения, в физическом воспитании понимают способы, при помощи которых педагоги обучающийся решают поставленные задачи. В практике обычно применяется целый ряд методов рассказ педагога, беседа с занимающимися, лекция, работа занимающихся над книгой, наблюдение занимающихся, показ упражнения, объяснение техники и, наконец, методы целостного и расчлененного обучения. Все эти методы полезны при обучении любым гимнастическим упражнениям, однако последние два метода представляют собой интерес для тренера по гимнастике.
    Известно, что одни упражнения лучше осваиваются методом целостного обучения, а другие — расчлененного. Что касается рассказа, показа, объяснения и др, то они применяются ив одном ив другом случае. Так, например, расчленять при разучивании оборот назад из упора на перекладине нет смысла, в то время как прыжок боком через коня в ширину с ручками целесообразно разделить на части. При этом в процессе освоения первого и второго упражнений одинаково важны методы показа, объяснения, наблюдения занимающихся и т. п. Рассмотрим эти методы:
    Целостный метод заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом с листа, те. делается сразу после показа и объяснения. В этом случае упражнение не расчленяется, не применяются и подводящие упражнения. Этот метод пригоден для освоения простейших упражнений.
    Метод расчленения заключается в том, что занимающийся расчленяет элемент на составные части и последовательно их осваивает. Составные части элемента не содержат никаких дополнительных действий, изменяющих, предположим, начало или конец выполняемой части. После овладения отдельными частями элемент осваивается в целом.
    Кроме этих двух методов в современной практике широко применяются еще два, являющиеся как бы разновидностями первого и второго методов.
    Метод решения частных двигательных задач вариант метода расчленения) характеризуется тем, что к разучиваемому элементу подбирается серия упражнений, в каждом из которых есть компонент, аналогичный структуре одной из деталей изучаемого элемента. Эти относительно легкие упражнения имеют и самостоятельное значение.
    Метод подводящих упражнений вариант целостного метода, отличается от предыдущего тем, что структура каждого подводящего упражнения в целом от начала и до конца сходна с изучаемым элементом. Кроме того, каждое из подводящих упражнений используется и как самостоятельный элемент
    Подбор методов обучения в значительной степени зависит от особенностей конструкции каждого гимнастического снаряда, от особенностей техники исполнения упражнения на каждом из них, а также от индивидуальных особенностей обучающихся.
    Пользуясь любым из перечисленных методов изучения упражнений на каждом из видов многоборья, гимнаст должен развивать физические качества, особенно силу, а также гибкость, ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

    Процесс обучения гимнастическим упражнениям сводится к формированию двигательных навыков. Этот процесс условно можно разделить натри тесно связанные между собой фазы:
    1.
    Создание предварительного представления об упражнениях. Разучивание упражнений. Закрепление и совершенствование двигательных навыков. Создание предварительного представления о движении
    — весьма важный и сложный этап обучения. Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых спортивно-гимнасти- ческих движений. Создавая у занимающихся четкие двигательные представления, преподаватель способствует осуществлению важнейшего дидактического принципа обучения — принципа созна- тельности.
    Для создания предварительного представления о движении применяется ряд приемов:
    1)
    знакомство с терминологическим названием упражнения изучение наглядных пособий демонстрация техники выполнения упражнения объяснение техники выполнение пробных попыток. Словесное (терминологически точное) наименование упражнения играет в процессе обучения важную роль. Термины, как правило, значительно короче обычного описания техники. Поэтому если занимающиеся хорошо знают терминологию, то преподаватель тратит гораздо меньше времени на всякие пояснения в процессе обучения. Чем лучше знание терминологии, тем быстрее формируется в сознании представление о движении.
    Применение наглядных пособий также необходимо для создания двигательных представлений. Наиболее рациональным наглядным пособием в процессе обучения гимнастическим упражнениям является кино. Чем с большей скоростью произведена съемка, тем более подробное представление о технике изучаемого элемента можно получить. Современный технический прогресс позволяет пользоваться в учебных целях видеомагнитофоном.
    Использование кино и видеомагнитофона полезно и для устранения ошибок в технике. С этой целью снимают гимнаста, выполняющего упражнение с ошибками, а затем воспроизводят на экране или телевизоре его попытки, указывают на ошибки и на способы их устранения.
    В практике широко используется простейший наглядный способ показа — имитация движений руками. Если нужно показать, как двигаются ноги при выполнении махов на коне, преподаватель изображает это указательными средним пальцами, которые в данном случае обозначают левую и правую ноги.
    Преподаватель может изобразить на доске промежуточные позы, которые создаются в процессе выполнения элемента.
    Большое значение для создания представлений имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Плохой показ не только не создает правильного представления о движениях, но и снижает авторитет преподавателя.
    Если преподаватель не может показать изучаемое упражнение (а таких случаев в практике очень много, особенно на занятиях с группами гимнастов старших разрядов, то необходимо использовать другие педагогические приемы. К ним относится показ упражнения одним из учеников, который умеет выполнять это упражнение хотя бы удовлетворительно. Если такого ученика в группе нетто можно пригласить гимнаста из другой группы.
    Можно пользоваться наглядными пособиями, значение которых в практике работы пока явно недооценивается.
    При показе упражнения преподаватель должен направлять внимание занимающихся на детали, наиболее существенные на данном этапе обучения.
    Объяснения должны раскрывать внутреннее содержание элемента. Чем выше квалификация гимнастов, тем содержательнее должны быть объяснения. Квалифицированным гимнастам необходимо пояснить не только то, что нужно сделать, но и почему так нужно поступить.
    После показа упражнения и объяснения наиболее важных деталей ученики пробуют выполнить его. В процессе выполнения первых пробных попыток преподаватель дает уже более' подробные объяснения.
    Опробование упражнения осуществляется после того, как ученик получил первое предварительное представление о технике его выполнения. Необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок чем меньше ошибок в самом начале, тем быстрее сформируется новый двигательный навык. Однако первые попытки, как правило, бывают связаны с большими трудностями.
    Обычно попытки сопровождаются объяснениями и замечаниями преподавателя. Весьма полезно после попыток предлагать- ученикам самим вслух анализировать свои действия, вскрывать имеющиеся ошибки.
    Для создания необходимого представления о движении целесообразно проделывать его не только на самом делено и мысленно. При мысленном выполнении упражнения у гимнаста активизируются механизмы, воспроизводящие упражнение. Внимательное обдумывание всех деталей техники элемента и воображаемое выполнение его играют весьма значительную роль в процессе обучения, так
    как чем правильнее гимнаст представляет себе упражнение, тем меньше уйдет времени на его освоение.
    Разучивание упражнения. В процессе разучивания упражнения гимнаст решает одновременно несколько задача) уточняет представление об упражнении;
    б) контролирует свои действия;
    в) устраняет ошибки в технике исполнения упражнения.
    Уточнение представления об упражнении. При создании предварительного представления об упражнении формируется лишь общее понятие о технике его выполнения. Спортсмен знакомится с внешней формой элемента, осознает, как он выглядит со стороны. Что касается собственных двигательных представлений, то они чаще всего еще неясны.
    Чтобы знать, как выполняется упражнение, нужно получить собственные мышечные, тактильные, зрительные и даже слуховые представления. В решении этой задачи важнейшую роль играют органы чувств — анализаторы.
    В процессе разучивания занимающийся должен получить собственные четкие двигательные представления, а не только те, которые возникли при первых пробных попытках. Он должен сам прочувствовать все действия, которые связаны с правильным выполнением элемента.
    Уточнение представлений об упражнениях — весьма трудоемкий и сложный процесс, в котором преподаватель может оказать ученикам помощь, используя различные приемы:
    1)
    применение подводящих упражнений, те. сходных по технике с разучиваемыми сообщение о характере личных двигательных представлений, полученных в результате выполнения упражнения проведение устных отчетов учеников о тех представлениях, которые они получат в результате правильных попыток обсуждение техники выполнения упражнения с учениками, освоившими и не освоившими его оказание физической помощи ученикам в процессе выполнения упражнения и при фиксации отдельных положений осуществление срочной объективной информации о временных, пространственных и силовых параметрах двигательных действий, совершаемых гимнастами. Обычно преподаватель оценивает качество выполнения упражнений, технику, которой пользуется гимнаст, субъективно и делает такие замечания быстрее, медленнее, дальше, ближе, сильнее, слабее, выше, ниже и т. п. Между тем исследования показали, что точная количественная оценка двигательных действий гимнастов ускоряет процесс освоения спортивной техники. Несложные приспособления позволяют вести также срочную объективную информацию о параметрах двигательных действий при разучивании конкретных маховых элементов на снарядах.
    Нами вскрыта важная закономерность применения срочной объективной информации. Выяснилось, что даже одна точная количественная оценка выполняемого движения сразу же помогает внести существенные поправки в упражнение в целом. В этом ничего удивительного нет ведь все двигательные действия гимнаста в любом упражнении на снаряде связаны в единую цепь. Если дать, например, точную количественную оценку разбега гимнаста в опорном прыжке, указать ему, насколько он ошибается вскорости, и таким образом исправить ошибку в разбеге, то это положительно скажется на качестве прыжка в целом.
    Таким образом, срочная объективная информация (количественная характеристика) тех двигательных действий, которые совершает гимнаст, позволяет уточнять его двигательные представления об элементе и вносить нужные поправки в технику движений.
    Самоконтроль гимнаста в процессе обучения. При освоении упражнений гимнаст должен систематически контролировать свои действия. Такой самоконтроль содействует уточнению представлений об изучаемом упражнении.
    Нередко в процессе выполнения упражнения гимнаст не контролирует себя, а поэтому не может представить, что он делал при каждой попытке.
    Вдумчивые спортсмены стараются контролировать свои действия при выполнении каждого упражнения, анализируют ощущения, которые возникают в процессе совершаемых действий. Если упражнение выполнено с ошибками, то, пользуясь данными самоконтроля, они могут при следующей попытке внести необходимые исправления.
    Самоконтроль за движениями в процессе их выполнения необходим для освоения и совершенствования двигательных навыков.
    Контролируя свои действия, гимнаст должен следить за сохранением необходимого ритма. Если ученик имеет ясное представление о ритмичном рисунке данного упражнения, то может его быстрее освоить, так как сумеет определить правильность исполнения элемента по ритму, в котором он выполнен. Особенно полезно применять звуколидеры, воспроизводящие ритмическую картину движения в виде коротких музыкальных фраз монотонного звучания Р. В. Галстян):
    Большое значение при контроле за своими действиями имеют также и внешние ориентиры, используя которые гимнасту легче себя контролировать. С помощью ориентира можно уточнять направление движения тела (или отдельных его частей) при выполнении опорных прыжков, соскоков, подъемов и махов ногами, а также находить нужные формы движений, их направление, что ускоряет процесс овладения ими.
    Одним из наиболее надежных способов самоконтроля за движениями являются использование устройств, позволяющих гимнастам получать срочную объективную количественную информацию о временных, пространственных и силовых характеристиках движений.
    Устранение ошибок в технике исполнения упражнений. Для устранения ошибок гимнасты пользуются рядом приемов уточняют 181
    представления об изучаемых элементах, контролируют свои действия, анализируют объяснения преподавателя и др.
    Внимательное выслушивание объяснений преподавателя, правильное понимание его замечаний, вдумчивый анализ совершаемых попыток, оценка всех удачи неудач — вот важнейшие средства, обеспечивающие формирование навыка, а также устранение и предупреждение ошибок.
    По мере повторения упражнения ошибки постепенно устраняются. При этом важно уметь подмечать (особенно вначале формирования навыка) основные ошибки, влияющие на структуру движения. Лишь только после устранения этих ошибок ликвидируют ошибки стиля, чистоты исполнения.
    В устранении ошибок чрезвычайно важную роль играет наблюдение преподавателя или товарища за выполнением движения. Это важно в связи с некоторым несоответствием между формой упражнения и субъективными ощущениями, возникающими при его выполнении. Такое несоответствие чаще всего встречается на начальных этапах овладения движением.
    Сопоставляя субъективные ощущения, полученные при попытке, с объективной картиной, сообщенной тренером в результате наблюдений, а также объективных характеристик, зарегистрированных с помощью приборов для срочной объективной информации спортсмена, гимнаст довольно быстро устраняет возникающие ошибки.
    Для успешного устранения ошибок надо прежде всего найти их причины и не принимать следствия за причину. Ошибок в технике выполнения гимнастических элементов обычно больше, чем причин. Только распознав причины возникновения ошибки, можно найти способ для ее устранения.
    Чаще всего причины ошибок заключаются в следующем неправильное распределение действий во времени, в пространстве и несоответствующие мышечные усилия. Все эти три фактора теснейшим образом связаны между собой.
    В зависимости оттого, на чем нужно сосредоточить внимание гимнаста, применяются различные методические приемы. Когда необходимо акцентировать внимание гимнаста на времени действий, применяются дополнительные слуховые раздражители — звуковые сигналы в тех случаях, когда нужно обратить внимание на проет- ранственные показатели, используются зрительные ориентиры если не прилагается нужных усилий, преподаватель оказывает помощь, поддержку.
    Иногда ошибки возникают только потому, что гимнаст не придерживается правильной последовательности обучения. Замечено, что некоторые элементы как бы мешают друг другу в процессе изучения. Как ни странно, мешают элементы несколько похожие. Когда осваиваются совершенно различные элементы, дифференцировки протекают значительно легче и ошибок возникает меньше. Если преподаватель не может быстро найти причины ошибок, многократное повторение элемента с ошибкой приведет в конце концов к закреплению стойкого динамического стереотипа, устранить который будет очень трудно.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32


    написать администратору сайта