Главная страница

детская психология. Учебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов


Скачать 1.42 Mb.
НазваниеУчебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов
Анкордетская психология
Дата27.03.2021
Размер1.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_smirnova_e.o._detskaya_psihologiya.pdf
ТипУчебник
#188619
страница19 из 28
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28
202 Часть IV. Дошкольный возраст что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет в разных сторон. Это способствует развитию децентрации — важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации реальные предметы используются в качестве других, воображаемых ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры ял я е т с я Даниил Борисович Эльконин, который в своих работах продолжали развивал традиции Л. С. Выготского. Приведенное в данной главе содержание во многом построено на материале его монографии Психология игры (Педагогика, 1978). Социальная природа ролевой игры дошкольника Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра — это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с.позиции психоанализа детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. В основе игр ребенка, по
Фрейду, как ив основе снов невротика, лежит одна и та же тенденция кн а вяз ч ив ому повторению травмирующих воздействий. Согласно
3. Фрейду, ребенок с самого своего рождения подвергается всевозмож-
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника
203
ным травмирующим воздействиям травма рождения, травма отнятия от груди, травма неверности любимой матери, всевозможные травмы строгостей и наказаний и пр. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Игра в свете этих положений выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка с позиции Пиаже в упрощенном, примитивном виде может быть представлен следующим образом. Сначала ребенок живет в своем собственном, аутичном мире своих грез и желаний, затем под давлением со стороны мира взрослых возникают два мира — мир реальности и мир игры. Этот мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Этот мир не менее реален для ребенка, чем мир взрослых. Наконец, под давлением мира реальности происходит вытеснение и этих остатков, и тогда остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез. Таким образом, в дошкольном возрасте, помысли Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах — в своем, детском мире игры ив мире взрослой реальности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, вечно детского с навязанным извне социальным, логическим, причинно обусловленным взрослым миром. Как можно видеть, концепции Фр ей да и Пиаже, несмотря на принципиальные различия, имеют существенное сходство, которое заключается в изначальном антагонизме ребенка и общества. Если для психоаналитиков ребенок бежит от тяжелой действительности в мир игры, то для Пиаже мир игры есть остатки еще не вытесненного взрослыми изначального собственного мира ребенка. Однако в обоих случаях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы. Взрослые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, который по возможности сопротивляется этому, и способом такого сопротивления является уход в свой мир игры. Построенные на принципиально разных основах, эти два мира чужды друг другу и непримиримы. Между ними возможны только отношения противостояния и вытеснения. Но мир маленького ребенка — это прежде всего мама, папа, то есть близкие люди, которые удовлетворяют все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношения со взрослым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже в случаях противостояния и противодействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность

204 Часть IV. Дошкольный возраст почувствовать свою автономность и независимость. Ребенок живет не в воображаемом мире греза в обществе людей PI В обстановке человеческих предметов. Именно они и составляют главное содержание мира ребенка. Специфика этого детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существования в нем и средствах его освоения. С этой точки зрения детская игра — это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него В ролевой игре выражается стремление ребенка к участию в жизни взрослых которое не может быть реализовано непосредственно в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. ДБ. Эльконин, исследуя этнографические аспекты данной проблемы, обращает внимание на то, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетной ролевой игры. Стремление ребенка к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать ДБ. Эльконину важный вывод ролевая игра возникает входе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно социальна по своему происхождению и по своей природе Ее возникновение связано нес действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сила с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника Центральным моментом ролевой игры является роль которую берет на себя ребенок. При этом он непросто называет себя именем персонажа Я — космонавт, Я — мама, Я — доктор, но, что самое главное, действует как взрослый человек роль которого он взял на себя, он отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую ЕДИНИЦУ развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффектив- но-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка. Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Глава 1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника
205 Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем более сокращенными и условными являются игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот — чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми. При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область социальной действительности которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр. Здесь отражаются конкретные условия жизни ребенка. Сюжеты изменяются в зависимости от этих конкретных условий вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим. Враз ные исторические эпохи, в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых Если дети плохо знакомы с окружающим миром взрослых, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игру дошкольников. Дети играют меньше, чем 2 0 - 3 0 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-види­
мому, связано стем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы сих трудовыми или ч н ы ми отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует материал для игры. Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка отношений и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения — только то, с чем и как действует человек, или его отношения к другим людям, смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различными зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание одна мама будет бить и ругать своих детей, другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — читать детям книжки и учить их и пр. Все эти варианты отражают то, что вливается в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает, воспроизводит эти условия.

206 Часть IV. Дошкольный возраст Значение игры для развития произвольности Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что она является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника, в которой он делает только то, что хочет сам. Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Как же такое становится возможным Для того чтобы ребенок взял на себя роль другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способ его поведения. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, летчиков или учителей, нужно прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей. В том случае, если этого нет, если то или иное лицо просто обладает привлекательностью для ребенка, но его отношения с другими и правила его поведения неясны, роль не может быть выполнена. Беря на себя роль взрослого, ребенок тем самым присваивает определенный, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому. Может показаться, что ребенок берет роль взрослого только условно, понарошку. Может, PI выполнение игровых действий тоже является условным Вопрос об условности выполнения правил в игре, о свободе ребенка по отношению к взятой на себя роли специально исследовался водной из работ ДБ. Эльконина, где взрослый, организовав вместе с дошкольниками игру во врача, делающего прививки детям, пытался нарушить правила поведения доктора. Тогда, когда ребенок, выполнявший роль врача, готов был произвести все привычные вовремя прививок операции, взрослый говорил А знаете, ребята, у меня есть настоящий спирт для протирания, с которым можно делать настоящие прививки. Ты сначала привей, а я потом принесу, а ты потом смажешь спиртом. Дети, как правило, бурно реагировали на такую попытку нарушить логику действий врача Вы что Так не бывает. Сперва надо протереть, а потом привить. Я лучше подожду. Последовательность действий той роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него силу закона которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или вне-
Глава 1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника
207
сти элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек, или чтобы шофер продавал билеты, а кассир вел автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Так что свобода в игре весьма относительна — она существует только в пределах взятой на себя роли. Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л. С. Выготского, игра — это правило, ставшее аффектом или понятие, превратившееся в страсть Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается оттого, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а пол и ни и наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от этой деятельности связано как раз с преодолением непосредственных побуждений с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку новую форму желания Здесь он начинает соотносить свои желания с идеей, с образом идеального взрослого. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схемы действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками Они многократно повторяют одни и те же действия трут морковку, режут хлеб, возят машинки. При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, а машинки ничего не привозят. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, детине называют себя именами лиц, роли которых они на

208 Часть IV. Дошкольный возраст себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка. Та же по сюжету игра в середине дошкольного детства проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми роли которых детина себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается детям на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, сменяются одно за другим. Они выполняются уже не ради них самих, ад ля осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил вытекающих из взятой на себя роли. Дети 6 - 7 лет чрезвычайно придирчиво относятся кв ы полн е ни ю правил. Исполняя туи ли иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает Мамы так не делают, Суп после второго не подают. Изменение содержания игр с одними тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но ив том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производится игровое действие. Поэтому часто на машине едут два шофера, а обед готовят несколько матерей. У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей — кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, бывает так или не бывает. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Выше было отмечено, что всякая роль предполагает определенные правила поведения, то есть диктует, что можно и чего нельзя делать. В тоже время всякое правило имеет за собой какую-либо роль. Например, роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося Глава 1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника
209 и пр. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Нов ролевых играх правило скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами наоборот — правило должно быть открытым, то есть четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью искры iiтым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Виды игр и другие формы деятельности дошкольника Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, «игры-драматизации» и игры с правилами (подвижные и настольные. Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует нес другими людьми (взрослыми или сверстниками, ас игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих актеров. Поэтому такая игра и получила название режиссерской. В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных иди театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры детине придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно- печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения ив свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Особо следует упомянуть дидактические игры которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28


написать администратору сайта