Главная страница

детская психология. Учебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов


Скачать 1.42 Mb.
НазваниеУчебник для вузов е изд, перераб. Спб. Питер, 2009. 304 сил Серия Учебник для вузов
Анкордетская психология
Дата27.03.2021
Размер1.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла_smirnova_e.o._detskaya_psihologiya.pdf
ТипУчебник
#188619
страница22 из 28
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28
s*

228 Часть IV. Дошкольный возраст Развитием ы ш лени я в дошкольном возрасте идет пол и ни и преодоления эгоцентризма и развития децентрации. Особенности восприятия им ы ш лени яре б е н ка- дошкольника ив частности феномены Пи аж е объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием общественных средств и способов решения задачи (интеллектуальной или перцептивной, то есть непосредственностью восприятия и суждения. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств ( эталонов, мер, ориентировочных действий и пр, которые позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно- общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым — стихийном или специально организованном. В отечественной психологии интенсивно разрабатывалась идея Л. С. Выготского об опосредствованном характере познавательных процессов человека. Познавательное развитие в этом контексте рассматривалось как усвоение средств познавательной деятельностью. В исследованиях, проведенных под руководством Л. А. Венгера, в качестве специфических средств человеческого восприятия рассматривались сенсорные эталоны, а образного мышления ребенка — наглядные модели. Многочисленные психолого-педагогические эксперименты, проведенные в русле этого направления, показали, что овладение действием наглядного моделирования на самом различном материале значительно повышает познавательные способности дошкольников. Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления наглядно-действенного, на­
глядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь нагляд­
но-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, где наряду с ясными и отчетливыми знаниями у ребенка возникают смутные, неясные знания. В за им опере ходя сны хине ясных знаний ребенка, сточки зрения Н. Н. Поддъякова, составляет суть саморазвития детского мышления. Вопросы и задания
1. Назовите главные отличительные особенности представлений дошкольника о мире.
2. В чем заключаются суть и проявления эгоцентризма ребенка Глава 2. Познавательная сфера дошкольника
229 3. Что такое эгоцентрическая речь и чем она отличается от обычной, коммуникативной речи Приведите примеры.
4. Какова функция эгоцентрической речи в развитии мышления ребенка
5. В чем заключается закон параллелограмма развития
6. Почему сенсорные процессы человека имеют опосредствованный характер и каковы средства их осуществления
7. Каким образом формирование действий наглядного моделирования приводит к развитию мышления ребенка
8. Назовите формы мышления, характерные для ребенка-дошколь­
ника.
9. Что такое детское экспериментирование и что оно дает для развития мышления дошкольника
Глава 3 Воображение дошкольника Общая характеристика детского воображения В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение На этом этапе развития оно проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе стем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к пе­
рекомбинированию образов Сущность воображения заключается в том, что оно схватывает целое раньше частей на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлет от действительное, создание нового образа, а непростое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа 3. Фр ей д рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фр ей д у сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции. Примерно туже позицию продолжает и развивает Ж. Пиаже. Исходной точкой развития ребенка он считает мышление, ненаправленное на действительность, то есть миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней. Глава 3. Воображение дошкольника
231 Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно
1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов
2) направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности
3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям. Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мышление имеет дело нес галлюцинаторным получением удовольствия, ас реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторного удовольствия от воображаемой пищи. Удовольствия ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее. Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л. С. Выготский, мощный шаг враз витии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (то есть больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь, обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает сего реальным восприятием именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом главным средством воображения, как и мышления, является речь Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, аре зультатом его психического и главным образом речевого развития. Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камнями ли деревьям

232 Часть IV. Дошкольный возраст человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, таки ли иначе заимствованы ими из их опыта из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных словили увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение PI перекомби­
нация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно непохожую на реальность. Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, которым помешается у него в кармане, нона котором все живое и все взаправду а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. Атак как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чему взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить меньше, чем взрослый Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чему взрослого. И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чему взрослых. Дети 3 - 5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его вовремя спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене, вызывает у ребенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разные придуманные персонажи Бабу-Ягу или Змея-Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманной Бабы-Яги и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице «Баба-Яга летит — вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопас-
Глава 3. Воображение дошкольника
233 ной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Формы проявления воображения дошкольника Истоки воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н. Н. Пала- гина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создается воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает покататься на лошадке или на верблюде. Известная потешка По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму — бух позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет провала в яму. Множество других игр и забав с маленькими детьми (Коза, «Сорока-ворона»), заимствованных из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, что он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка — просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе Покажи, как, способствует созданию мнимой ситуации, где все как будто. Действие по типу как будто является, по-видимому, исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения можно говорить уже в 2-3 года. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сю-

жетно-ролевой игре Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во- первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции. Напр от я жени и часа один предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр.

234 Часть IV Дошкольный возраст Необыкновенную изобретательность дети проявляют ив создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, в поле сражения, в магазин, в дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. В таких воображаемых преобразованиях предметной среды проявляются элементы технического творчества Если к маленькой машинке приделать сверху две палочки, то будет троллейбусенок», Надо сделать такую кроватку, чтоб летала нажмешь на кнопку, и ж-ж-ж — полетел. Во- вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком.
Палагина описывает следующие ситуации. Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их покупателю. Или другой случай. После прогулки в парке дети очень устали и жаловались, что им трудно идти домой и что у них болят ножки. Воспитательница, используя испытанный прием, предложила играть в волшебников и заколдовала их в быстроногих оленей. Все дети ринулись вперед, гордо подняв голову, и даже самые усталые забыли о своей усталости. Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли
— Давай я буду шайба, а ты клюшка, PI МЫ будем сами играть в хоккей.
— Давай я буду пиркалка (баллончик с аэрозолью). Ты нажимай на меня так (показывает на свою макушку, а я буду цвикать так — ффу!
— Я буду пианино, тына мне будешь играть, а я буду так ля-ля-ля! Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа. Очень ярко воображенрю дошкольников проявляется в режиссерской игре. Даже трехлетние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают сними различные сюжеты. С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше от-
Глава 3. Воображение дошкольника
235
деляется от действия PI переносится в речевой план А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и проргзносит реплики как своего, таки чужого персонажа. Приведем пример такой игры-монолога. А давайте в Василису прекрасную Я буду Василиса, бабушка — Иванушка, а ты, дедушка, сначала отец, а потом три сына. Вот я еще лягушка (садится на корточки. "Что, Иванушка, невесел, что головушку повесил"
— А ты скажи "Как же мне ехать, все с невестами, ау меня лягушка" И вот уже — тук-тук-тук, цок-цок-цок, а все говорят, кто это едет, а ты говори, это моя лягушонка в коробчонке едет. И тут я выхожу Можно видеть, что в данном случае деятельность ребенка хотя и остается по форме ролевой игрой, очень близка к пересказу или сочинению сказки.
Начршаясь и формируясь в игре, воображение переходит ив другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется ври совании ив сочинениях сказок и стишков Здесь, также как в Pirpe, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Трех-четырехлетние дети походу рисунка могут несколько разменять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения весьма отдаленно напоминают что-то определенное. Но детине слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр. Еще большие возможности для воображения открывает словесное творчество, поскольку здесь детине ограничены какими-либо техническими приемами. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазрш перемежается с реальностью. Вот примеры таких рассказов пятилетнего мальчика
«Жил-был муравей. Захотел он полететь на самолете. Пошел он гулять по улице и увидел на дороге валяется паспорт. Содрал он чужую фотокарточку и приклеил свою. Пошел он на аэродром за билетами на самолет.

236 Часть IV Дошкольный возраст И были у него деньги. Он купил себе билет и вошел в самолет. А там ему говорят « Муравей с паспортом, с билетом, что за безобразие А он говорит Хотя я муравей, но почему же я не человек, когда у меня есть паспорт, деньги и билет Разве же муравьям нельзя летать на самолете Однажды мы шли с папой из детского сада под зонтиком, и подул ветер, и мы полетели вместе с зонтиком на небо, и вся земля полетела вместе снами, и кухня наша вместе с мамой тоже полетела, а на кухне падали кастрюли и сковородки. А мамане понимала, куда это все летит и падает Фантазии детей младшего дошкольного возраста по большей части непроизвольны. Они не могут сочинить или придумать что-то по заданию или по просьбе взрослого. Под влиянием своих чувств дети сочиняют свои сказки и стишки, как правило, не зная, о чем будет произведение. К концу дошкольного возраста дети уже могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно реализовывать их. Методы формирования воображения и этапы его развития Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов творческого воображения дошкольников Именно этой проблеме были посвящены работы ОМ. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение. Данный эксперимент позволил выделить два основных способа решения таких задач. В первом из них ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр. При этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием. Глава 3. Воображение дошкольника
237 При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки. Данный способ получил название включение. Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста, и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания. С целью развития творческого воображения был проведен формирующий эксперимент, в котором осуществлялось обучение детей способу включения. При выполнении заданий на плоскостное конструирование от детей требовалось использовать детали одной фигуры для построения другой заданной фигуры (например, для выкладывания часов и самоката нужно было использовать маятник часов в качестве колеса и передней части самоката. В этих задачах одна и та же деталь свободно использовалась при построении образов разных объектов. В конце формирующего эксперимента все дети экспериментальной группы свободно включали отдельные детали одного объекта в образ другого, то есть овладели способом включения. Повторное проведение эксперимента с дорисовыванием фигур показало, что коэффициент оригинальности у детей, прошедших через экспериментальное обучение, оказался значительно выше, чему их сверстников, обучавшихся по обычной программе. В другом формирующем эксперименте ОМ. Дьяченко целенаправленное развитие воображения осуществлялось через обучение детей способам наглядного моделирования, то есть действиям с моделями реальных предметов. Обучение проходило в несколько этапов. На первом из них малыши учились подбирать предметы-заместители для различных предметов и персонажей. На втором этапе отрабатывалось действие опредмечивания с некоторой детализацией воображаемых предметов, формировалось умение разыгрывать действие с предметами-заместителями. Дети по очереди показывали и рассказывали друг другу истории с заместителями. Например, про две полоски разной длины дети рассказывали, что это мальчики его собака и что они вместе пошли гулять или что это мама и дочка и они вместе сидят на скамейке имама рассказывает сказку. На третьем этапе, который проходил на занятиях в старшей группе, формировался способ включения при создании образа-идеи своего произведения. Детям давали наглядную схему (план-модель) какой-либо

238 Часть IV. Дошкольный возраст сказки, которую они должны были по-своему прочитать. Интересно, что среди привычных элементов модели (схематических изображений людей или деревьев) было изображение фантастического пушистого зверька с крылышками и рожками-антеннами на голове. Введение этого объекта, несвязанного ни с каким привычным контекстом, формировало у детей способность включать его, а вслед за ними привычные объекты в самые необычные связи и отношения. И наконец, на четвертом этапе у детей закреплялась возможность пользоваться способом включения при создании образов-идей своих произведений. Дети представляли замысел собственного произведения в виде наглядной модели и разворачивали ее затем в своем сюжете. После такого обучения, которое продолжалось в течение нескольких лет (от младшей группы до подготовительной, был проведен контрольный замер, в котором сравнивалась эффективность воображения в детей экспериментальной и контрольной группах. Оказалось, что дети, участвовавшие в эксперименте, создали более богатые и оригинальные образы воображения как при сочинении сказок (было предложено сочинить сказку про зайчика, таки при дорисовывании фигур. Эксперимент показал, что формирование творческого воображения на материале работы с художественным текстом переносится на другой материал, связанный с изобразительной деятельностью. На основании этих экспериментов можно полагать что воображение ребенка представляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале. Функции воображения дошкольника Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями
1) через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок отстраняется от них и начинает видеть их со стороны
2) дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствовать себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Глава 3. Воображение дошкольника
239 Многочисленные детские фантазии о собственных подвигах и невероятных успехах как рази выполняют эту функцию. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. ОМ. Дьяченко и ЕМ. Гаспаро- вой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких, которые представляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет. Результаты наблюдений показали, что уже в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты — кормление детей, укладывание их спать, прогулка сними и пр. Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей — милиционер или динозавр подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Следует напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы-фантазии детей о том, что они победили страшного монстра или залезли на крышу по высокой стене, в 3-4 года встречаются у многих детей. Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его план может разрушить всю его деятельность. В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы. Например, мальчик пяти лет после перенесенной им операции в течение месяца оперировал своего игрушечного медвежонка, проигрывая варианты наиболее травмировавших его моментов (наркоз, снятие швов и пр. Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении замещающих воображаемых ситуаций дети начинают придумывать и проигрывать истории про плохого мальчика (или девочку, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и пр. Познавательное воображение в этом возрасте связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4 - 5 лет нацелен

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28


написать администратору сайта