Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
§ 5. Обычай в системе источников романо-германского права 1. Вопрос о понятии и содержании обычая3 как источника права, а также его месте и роли среди других источников романо-германского права довольно сложный и противоречивый. Это проявляется, во-первых, в том, что в рамках романо-гер-манской правовой семьи издавна сложились и продолжают существовать два взаимно исключающих друг друга взгляда и подхода к обычаю как источнику права, к определению его места и роли в системе других источников права. Это, с одной стороны, так называемая социологическая концепция, не в меру преувеличивающая 1 Dessemontet F., Ansay T. (eds.). Introduction to Swiss Law. L., 1983. P. 5—6. 'National Reports. Vol. 1. Boston, 1987. P. 183—184. 3 Ibid. S. 183. 4 Cm.: Reinmann M. Op. cit. P. 7. 5 Juenger R. American and European Conflicts Law // American Journal of Comparative Law, 1982, № 30. P. 132—148. ' См.: Reinmann M. Op. cit. P. 7—8. 2 Конституции государств Европейского Союза. С. 521. 3См.: Свечникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право, 1998, № 9. С. 98—102. роль обычая в сфере распространения романо-германского права. А с другой — позитивистская теория, фактически противопоставляющая обычай закону и в практическом плане сводящая его роль на нет. Оценивая значимость каждой из этих концепций и степень их адекватности реальной действительности, Р. Давид и К. Жоффре-Спинози совершенно справедливо отмечают, что для позитивистской теории "характерно отсутствие реализма, тогда как социологическая школа, напротив, преувеличивает роль обычая". По мнению авторов, обычай в романо-германском праве не является "тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа. Он лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современном обществе этот элемент далеко не всегда имеет первостепенное значение по отношению к законодательству". Но его роль вместе с тем отнюдь "не так незначительна, как полагает юридический позитивизм"1. Во-вторых, противоречивость суждений об обычаях, существующих в странах романо-германского права, и их роли среди других источников права проявляется в том, что во многих исследованиях допускается ничем не оправданная "унификация" их значимости в пределах рассматриваемой правовой семьи, несмотря на то, что в конкретных правовых системах, формирующих романо-германское право, их роль и значение далеко не одинаковы2. Так, например, в Испании и в ряде других испаноязычных стран обычай как источник права играют весьма важную практическую роль, и ему, естественно, придается большое значение. Достаточно сказать, что в некоторых провинциях Испании, в особенности в Каталонии, обычное право, сформированное на базе местных обычаев, почти полностью заменяет собой "национальное гражданское право" (систему норм, содержащихся в "национальном" гражданском кодексе), и в силу этого вполне обоснованно рассматривается применительно к подобным случаям не только как "весьма важный, но и как фактически первичный источник права"3. Однако совсем по-иному обстоит дело с местом и ролью обычаев как источников права в других странах романо-германского права. Типичным примером в этом отношении может служить Франция, где роль обычая в теоретическом и практическом плане считается весьма незначительной. Французские юристы "пытаются видеть в нем (обычае) несколько устаревший источник права, играющий не- значительную роль с того времени, когда мы вместе с кодификацией признали бесспорное верховенство закона"1. Аналогичная, относительно ограниченная роль обычая просматривается не только во Франции, но и в некоторых других странах романо-германского права. Например, определяя место и роль обычая в системе немецкого права, многие исследователи последовательно указывают на то, что как отдельно существующие обычаи, так и обычное право Германии в целом в настоящее время имеют "весьма ограниченное влияние", хотя и вбирают в себя "признаваемую в качестве обязательной всю повседневную социально-значимую практику". Обычаи в правовой системе Германии — это "почти исчезающий источник немецкого права"2. Несмотря на то, что данная точка зрения не всеми авторами разделяется, она, тем не менее, свидетельствует о том, что представление об обычае, его месте и роли в одних странах романо-германского права, в данном случае — в Германии и Франции, трудно сопоставимо с представлением о нем и его реальной значимостью в других странах романо-германского права, в частности в Испании. Из этого следует, что "унификация" различных представлений об обычае в рамках романо-германского права3, а также о его роли и значении в системе источников права как "первичного источника" является весьма спорной и проблематичной. Нельзя механически переносить сильные или слабые стороны обычаев как источников права одних стран на другие страны, а тем более, неправомерно придавая им общий или всеобщий характер, — на всю романо-гер-манскую правовую семью в целом. Тот факт, что обычаи в теоретическом и практическом плане являются первичными источниками права в одних странах романо-германского права, вовсе не означает, что они воспринимаются в качестве таковых и в других. Не означает это и применительно к романо-германской правовой семье в целом. В силу этого весьма распространенное в западной литературе утверждение о том, что существует "общее признание обычая как первичного источника в системе иных источников романо-германского права при осознании того факта, что во многих европейских и других странах обычай играет довольно скромную роль"4, имеет, как представляется, не только спорный, но и весьма условный характер. Более правдоподобно и оправданно было бы говорить об обычаях не как об "общепризнанных первичных источниках" романо-германского права, а как об источниках права, имеющих в разных странах, принадлежащих к данной правовой семье, свои общие чер- 1 Давид Р., Жоффрс-Спинози К. Указ. соч. С. 94. 2 International Encyclopedia of Comparative Law. L., 1973. Vol. II. Ch. 3. P. 98—100. 3Glendon M., Gordon M., Osakwe Ch. Comparative Legal Traditions in a Nutshell. St. Paul. Minn., 1982. P. 122. 1Давид Р. Указ. соч. С. 140. 2 Foster N. Op. cit. P. 47. 3Levy-Bruhl H. Sociologie du droit. Paris, 1961. P. 18—45. 4 Pearson Ed. Law for European Business Studies. L., 1994. P. 24. ты и особенности, сходные традиции своего возникновения и становления, общие закономерности и тенденции своего развития. Наконец, в-третьих, сложность и противоречивость вопроса о понятии и содержании обычая как источника романо-германского права, а также о его месте и роли в системе других источников права проявляется в том, что данный вопрос в силу целого ряда объективных и субъективных причин в течение весьма длительного времени не столько разрешался, сколько в огромном количестве опубликованных по данному вопросу работ непроизвольно затушевывался. В частности, многих исследователей романо-германского права приводило в замешательство то обстоятельство, что в явном "несоответствии" находились и находятся друг с другом два таких весьма очевидных и показательных явления, как огромное количество научных публикаций, посвященных обычаю в системе романо-германского права, с одной стороны, и относительно небольшая значимость, которая придается в реальной действительности обычаю как источнику романо-германского права — с другой1. Количество работ, посвященных исследованию обычая в рома-но-германском праве, "обратно пропорционально той реальной роли, которую выполняет данный источник права" в рассматриваемой правовой семье2. Основные причины такого рода диспропорции заключаются прежде всего в том, что, уделяя повышенное внимание обычаю как источнику права, западноевропейские юристы — ученые и практики — хотят тем самым показать, что "право — это нечто такое, что создается не только законодательной властью государства", но и творится самим обществом3, что право не вмещается в рамки закона и не ограничивается законом. Оно шире, глубже и гибче закона. Другая причина столь обостренного внимания к обычаю, особенно в академических круга, усматривается многими авторами в том, что в настоящее время в рамках романо-германского права "по инерции" продолжает существовать и оказывать влияние на правовое воззрение исследователей старейшая традиция, согласно которой обычаю как важнейшему и основополагающему источнику романо-германского права в период его становления и развития вполне оправданно и закономерно придавалось решающее значение4. 2. Восприятие обычая как основополагающего по своей значимости первичного источника романо-германского права в значительной степени сохраняется в настоящее время, несмотря на то, что в самом статусе обычая и в отношении к нему со стороны государства и общества за весь период существования романо-германской правовой семьи очень многое изменилось. Так, играя огромную роль в римском праве, основные идеи, принципы и институты которого легли в основу процесса становления и развития романо-германского права, обычай в значительной мере утратил свое прежнее значение как источник права уже вскоре после падения Римской империи. Разумеется, обычай как таковой никогда не переставал существовать ни на ранних, ни на более поздних этапах развития романо-германского права. Функционировал он как источник романо-германского права и в период между падением Римской империи и возникновением в странах Западной Европы в XII—XIII вв. так называемого "правового ренессанса"1. Однако в данный период, когда "право не изучалось" и "не действовало", равно как и не функционировала судебная система, основанная на праве, поскольку спорные вопросы решались'в основном путем "обращения к Богу за справедливым разрешением", а также путем проведения поединков между спорящими сторонами и путем принесения ими клятв, в этих условиях обычаю отводилась лишь весьма незначительная роль. В этот период "в общем и целом" обычаи все же соблюдались, но им при этом отводилась скорее "социологическая", далеко не первостепенная роль. В силу этого, в случае возникновения конфликтов интересов и воль, мало кого интересовало при их разрешении, "были ли какой-либо из стороной нарушены какие-либо нормы, содержащиеся в обычаях". Основное внимание судей, как и спорящих сторон, было обращено прежде всего к Провидению2. По мере наступления в XIII в. в европейских странах "правового ренессанса", подготовленного не в последнюю очередь благодаря интенсивному обучению римскому и каноническому праву в европейских университетах и построению общества на правовой основе, в них появляется реальная возможность "осуществления правосудия на основе норм, содержащихся в обычаях"3. Это касалось всех без исключения европейских стран, независимо от того, в какой мере они восприняли на своей территории новое рецепированное римское право. Это же относилось ко всем частям Франции и прежде всего — северной и южной частям ее территории, далеко не в одинаковой степени воспринявших рецепцию римского права4. 1 См.: Merryman J. Op. cit. Р. 23. 2 Ibid. 3 Ibid. 4 См.: Mehrem A., Gordley J. The Civil Law System. N.J., 1997. P. 32—48. 1 Ryan K. An Introduction to the Civil Law. Brisbane, 1962. P. 36—85. 2 International Encyclopedia of Comparative Law. L., 1973. Vol. II. Ch. 3. P. 99. 3 Ibid. 4 Dickson B. Op. cit. P. 1—4. Наиболее глубокие исторические корни римское право имело на юге Франции. Его влияние в этом регионе "восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря". Свои позиции римское право сохранило в этом регионе и в века, последовавшие за падением Римской империи. Однако оно трансформировалось в своеобразное гал-ло-римское, писаное право, "опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризованный сборник римского права, составленный вестготским королем Аларихом"1. "Галло-римское право", формировавшееся на юге Франции в рассматриваемый период, очень тесно переплеталось и органически сочеталось с многочисленными региональными, общинными и иными обычаями. Аналогичная картина тесного взаимодействия рецепированного (хотя и в меньшей степени, чем на юге страны) римского права с многочисленными местными обычаями наблюдалась в это время и в северной части Франции, которую в связи с обилием последних зачастую называли "страной обычного права" — страной Кутюмов. Обычаи (кутюмы) в этой части Франции были преобладающим источником права2, хотя и традиционные для римского права источники при этом не отвергались. Последние широко использовались, например, в процессе решения проблем в области договорного права, в сфере регулирования договорных отношений, которые не были в достаточной мере охвачены кутюмами, но которые весьма эффективно регулировались с помощью высокоразвитого в формальном (с точки зрения форм проявления) и содержательном плане римского права. В северной части Франции в этот период распространилась точка зрения, согласно которой к римскому праву "как к писаной мудрости, следует обращаться с позиции его субсидиарного применения и в целях толкования в том случае, если в кутюмах нет ответа на поставленный вопрос"3. Подчеркивая, что во Франции, в отличие от Германии и некоторых других стран романо-германского права, рецепция римского права никогда не оспаривалась, а само оно (право) на всем протяжении своего развития в этой стране органически сочеталось с местными обычаями, обычным правом, авторы констатируют, что римское право применялось во всех частях Франции "в той мере, насколько оно отвечало местным обычаям юга, или в силу большей эффективности регулирования по сравнению с кутюмами на севере"4. Аналогичной точки зрения на характер соотношения римского права и обычая в большинстве европейских стран рассматриваемого периода придерживаются и другие авторы, которые особое внимание акцентируют на том, что "рецепция римского права вовсе не означала ликвидацию местных обычаев". Она, согласно сложившейся практике, свидетельствовала лишь о том, что суды в случае отсутствия необходимого для решения того или иного конкретного вопроса обычая в поисках ответа на поставленный вопрос обращались к римскому праву. Римское право при этом рассматривалось нередко в качестве общего ("генерального", широко охватывающего) обычая, который органически сочетался и "давал дорогу" местным и региональным обычаям1. Прослеживая тенденции развития обычая как источника романо-германского права в последующие за наступлением "правового ренессанса" годы и столетия, эксперты в области сравнительного правоведения констатируют, что несмотря на имеющиеся различия в оценке роли и значения обычаев в различных странах, значимость их повсеместно в Европе "по мере усложнения общества и формирования его разветвленной правовой системы" постепенно уменьшалась2. Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами, включая процесс формирования значительных по своей территории, по сравнению с прежними феодальными доменами, централизованных государств, где местным и даже региональным обычаям оставалось все меньше места. Обычай все больше вытеснялся из системы источников романо-германского права также издававшимися государственной властью статутами и, отчасти, принимавшимися судами "судейскими решениями". 3. Определенное влияние на процесс исторической "девальвации" обычаев в системе романо-германского права оказали проводившаяся в XV—XVII вв. во Франции и других европейских странах компиляция огромного количества "накопившихся" в течение предшествующих столетий обычаев, а позднее — последовавшая за ней кодификация. Несомненно, что компиляция различных по своему объему и характеру обычаев была объективно необходимой и имела для становления и развития национальных правовых систем трудно пере-оценимое значение3. |