Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 .

  • 2 .

  • 3 .

  • 4 . В научной литературе при этом указывается на разные обсто­ятельства и даются различные объяснения ослабления центральной

  • "теоретическими при­чинами". Однако вместе с тем были и другие, так называемые "практи­ческие причины"

  • -четвертых

  • Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29


    Скачать 4.5 Mb.
    НазваниеУчебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
    Дата30.09.2022
    Размер4.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла8ef6948.doc
    ТипУчебник
    #706395
    страница26 из 61
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   61
    § 2. Отличительные черты и особенности романо-германского права

    При изучении романо-германского права с неизбежностью встает вопрос не только об истории его становления и развития, его


    сущности, содержании и других сторонах его внутренней жизни или внешних формах его проявления, но и о специфических чертах и особенностях, свойственных данной правовой семье.

    Не претендуя на полный охват всех отличительных черт и осо­бенностей романо-германского права, остановимся на рассмотрении лишь некоторых, наиболее важных из них, по существу своему фак­тически определяющих его характер и содержание.

    Среди такого рода черт и особенностей романо-германского пра­ва следует выделить, во-первых, его органическую связь с римским правом, его становление и развитие на основе римского права.

    Многократно подчеркивая данную отличительную черту и осо­бенность романо-германского права, отечественные и зарубежные исследователи особо фокусируют внимание на том, что романо-гер­манская правовая семья сложилась "на основе изучения римского глава в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII—XVI веках на базе Свода законов Юстиниана об­щую для многих европейских стран юридическую науку"1, и что сер­дцевиной этой правовой семьи явилось "римское jus civile — част­ное право, которое применялось лишь к римским гражданам и в от­ношениях между римскими гражданами на территории и в преде­лах Римского государства"2.

    Следует заметить, что некоторые авторы-компаративисты при­дают настолько большое значение прямому воздействию римского права на процесс формирования и развития романо-германского права, что даже пытаются определять последнее путем указания на его неотъемлемую связь с первым.

    Одним из примеров такого определения может служить "рабо­чая дефиниция" А. Ватсона, в соответствии с которой романо-гер-манское (цивильное) право рассматривается как система права или правовая семья, "в которой Свод законов Юстиниана (Justinians Corpus juris civilis) всегда был и остается если не важнейшей состав­ной частью этого права, то, по крайней мере, той силой, которая оказывает на него прямое и весьма эффективное воздействие"3.

    Соглашаясь в принципе с подобного рода определениями и с положением о том, что на природу и характер романо-германского права, в отличие от других правовых семей, решающее воздействие оказало римское право, нельзя в то же время избежать вопроса о том, рассматривалось ли такое воздействие в одинаковой мере на всю романо-германскую правовую семью или же оно затрагивало лишь ее отдельные составные части.

    Ведь если римское право оказывало сильное воздействие на все без исключения национальные правовые системы — составные час-





    1 См.: Zweigert К. and Ketz Н. Introduction to Comparative Law. Oxford, 1992. P. 76—112.

    2См.: Dickson B. Op. cit. P. 10—12.


    1 Саидов А. X. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988. С. 73.

    2Cruz P. Modern Approach to Comparative Law. Boston, 1993. P. 41.

    3Watson A. The Making of the Civil Law. N.Y., 1975. P. 4.





    ти романо-германской правовой семьи, то в этом случае мы будем иметь одну историческую картину и сможем без оговорок заявлять о том, что римское право действительно стало методологической и юридической основой всего романо-германского права. Ибо речь при этом идет не столько о рецепции, своеобразном "внедрении" норм римского права в систему романо-германского права, сколько о при­способлении и использовании в новых исторических условиях его основных идей, институтов, образа юридического мышления, подхо­дов, правовых доктрин1.

    В противном случае, когда выясняется, что римское право ока­зывало далеко не одинаковое влияние на процесс формирования и развития различных национальных правовых систем — составных частей романо-германского права, мы сможем говорить лишь с оп­ределенной долей условности о формировании и развитии всего ро­мано-германского права на базе "рецепированного" римского права.

    Именно об этом, в определенной мере условном характере те­зиса о решающем воздействии римского права на всю систему ро­мано-германского права и идет речь, поскольку, согласно данным истории государства и права и других наук, выявляется историчес­кая картина, свидетельствующая о том, что римское право оказы­вало далеко не одинаковое воздействие на процесс формирования и развития различных правовых систем — составных частей рома­но-германского права2.

    Разумеется, все западноевропейские народы в период средне­вековья испытали влияние античной культуры и "римского права как неотъемлемой его части", хотя это происходило в разное вре­мя и было по отношению к каждому из них весьма различным.

    В Германию, например, римское право пришло сравнительно поздно, в основном в середине XV в., но его воздействие на местное право было значительно сильнее, чем, скажем, во Франции, не го­воря уже об Англии. Это проявлялась, в частности, в том, что ни в одной западноевропейской стране "процесс рецепции не только ин­ститутов и понятий римского права, но и древнеримской юридичес­кой мысли не получил столь широкого распространения, как в Гер­мании"3.

    Основные причины такого явления лежат прежде всего в по­литической сфере, нежели в правовой или иных сферах. А имен­но — в существенном ослаблении центральной имперской власти в данный период и одновременном усилении власти отдельных фео­далов и больших городов4.

    В научной литературе при этом указывается на разные обсто­ятельства и даются различные объяснения ослабления центральной


    власти в Германии в рассматриваемый период. Говорится, например, о том, что германские императоры "чрезмерно увлеклись итальян­скими делами в ущерб интересам внутренней политики". Указыва­ется на то, что императорская власть оказалась неспособной, в силу разных причин, окончательно решить проблемы ленных владений и тем самым сплотить вокруг себя феодальных баронов "в той мере, как это имело место во Франции или в Англии"1.

    Однако, как бы там ни было, ясно одно, что ослабление импе­раторской власти в стране и усиление самостоятельности немецких княжеств способствовали рецепции римского права. Исследователя­ми справедливо указывалось на то, что раздробленность политичес­кой власти помешала становлению и консолидации прежде всего общегерманского частного права, появлению "общегерманской судеб­ной системы и общегерманского юридического сословия". А это, в свою очередь, могло бы, как показывает пример Франции и Англии, стать противовесом римскому праву и в значительной мере ослабить его влияние2.

    В Германии, между тем, этого не случилось. Отсутствие в стра­не в средневековый период сильной централизованной политичес­кой и судебной власти, с помощью которой можно было бы консо­лидировать как социальную систему, преодолев раздробленность многочисленных народов, населявших Германию, немецких племен и свободных городов, так и правовую систему, способствовало созда­нию в стране важнейших предпосылок для укоренения в ее право­вой системе римского права.

    Раздробленность германского общества и слабость централизо­ванной политической власти, сочетаемые с отсутствием юридичес­кого сословия в стране и слабостью имперского суда, в значитель­ной мере зависимого от центральной политической власти и уже в силу этого не имевшего сколько-нибудь значительного влияния в обществе, — все это и многое другое создало условия для сохране­ния в стране в течение длительного времени весьма архаичной и раздробленной национальной правовой системы, с одной стороны, и широкого проникновения в нее норм, канонов и доктрин римского права — с другой.

    Этому же в значительной мере способствовали церковь и уни­верситеты. Традиция изучать право в германских университетах того времени, писал по этому поводу один из зарубежных компара­тивистов Н. Фостер, пришла в страну как наследие от итальянских университетов, где изучение римского права стояло превыше все­го. Первоначально оно изучалось "для разрешения религиозных вопросов (каноническое право)", а позднее — в силу того, что вы-





    1 См.: Cruz Р. Ор. cit. Р. 73—82.

    2 См.: Koschaker N. Europa und das rцmische Recht. Bonn, 1953. S. 3—75.

    3 Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 205.

    4 См.: Kobler G. Bilder aus der deutschen Rechtsgeschichte. Mьnich, 1988.


    1 Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 205.

    2 См,: Zweigert К., Ketz Н. Introduction to Comparative Law. Oxford, 1992. Р. 138—147.





    сокоразвитое римское право было преобладающим правом в Ита­лии1.

    Известно, что в рассматриваемый период германские студен­ты права сначала учили римское право в итальянских университе­тах, а затем, начиная с XVI столетия, по мере становления и раз­вития университетского образования в Германии, изучение его было перенесено "естественным путем" на территорию собственно самой Германии. Более того, многие германские университеты были вна­чале созданы как теологические колледжи, где преподавалось ка­ноническое право, "основанное на римском праве"2.

    Названные политические, академические и иные причины, спо­собствовавшие укоренению и развитию в Германии римского пра­ва, в научной литературе нередко называют "теоретическими при­чинами".

    Однако вместе с тем были и другие, так называемые "практи­ческие причины", касающиеся характера, содержания и практичес­кого значения как самого местного права, так и римского права3.

    Теоретические причины объясняют многое в соотношении рим­ского и местного права Германии в данный период, но далеко не все. Они не объясняют, например, того, почему римское право было вос­принято в столь широком объеме именно в этой стране и почему местное право, пусть даже раздробленное, оказалось неудовлетво­рительным4.

    Это связываю с тем, что "формы отправления правосудия в Германии уже более не отвечали потребностям времени". В частно­сти, в соответствии с традицией судьи принимали решение на ос­нове уже состоявшихся правовых понятий, практической сметки, житейского опыта и знания дела, интуитивного понимания того, что наиболее соответствовало конкретной жизненной ситуации, которая была у них перед глазами5.

    Такой основанный не на умозаключениях, а на чувственном восприятии "органолептический" метод отправления правосудия, уходящий корнями в далекое прошлое, в основном перестал удов­летворять экономическим и социальным условиям позднего средне­вековья, которые становились все более сложными, многообразны­ми и запутанными. В этот вакуум и устремилось римское право. "И не потому, что его нормы были по содержанию лучше или правиль­нее, чем нормы обычного германского права, а благодаря многооб­разию выработанных им понятий и формализации правового мыш­ления, с помощью которых даже трудные проблемы можно было


    опосредовать юридически, подвергнуть логическому анализу и рас­крыть их суть, сделав предметом доступной для понимания аргумен­тации"1.

    Разумеется, если бы в Германии в данный период существова­ло свое "национальное" сословие юристов — высококвалифициро­ванных судей, адвокатов и профессоров права, способных, с одной стороны, обобщить и систематизировать нормы местного права, а с другой — дополнить и обогатить местное право с помощью норм, институтов и понятий римского права, как, например, во Франции, то в таком виде нормы и институты местного права, с точки зрения специалистов в области истории и теории германского права, мог­ли бы полностью отвечать потребностям своего времени2.

    Однако ничего этого не случилось. К подобной эволюции мес­тного права Германии в это время не созрели еще ни социальные, ни политические предпосылки. Поэтому местное право как бы зас­тыло в "преднаучном", неупорядоченном, раздробленном состоянии. В силу этого понятия и институты римского права были восприня­ты в большинстве государственно-территориальных образований Германии и в большинстве отраслей права как таковых "в чистом виде", без учета национальных особенностей единой правовой куль­туры, "которой попросту не существовало, как не существовало и сплоченного сословия судей и адвокатов, которые могли бы ее со­здать"3.

    К этому следует добавить также, что в данное время римское право не было каким-либо действующим иностранным правом4. Оно рассматривалось как право Римской империи и его притязания на применение в Германии "могли основываться на том, что Священ­ная Римская империя германской нации, как свидетельствует уже одно ее название, считала себя преемницей Римской империи", а германский император претендовал на роль наследника римских цезарей5.

    Не затрагивая другие стороны процесса рецепирования рим­ского права в средневековой Германии, отметим лишь два связан­ных с этим обстоятельства и вытекающих из них вывода: а) данный процесс в Германии приобрел гипертрофированный характер по сравнению с другими странами, правовые системы которых относят­ся к романо-германскому праву; б) в связи с неравномерностью воз­действия римского права на национальные правовые системы — со­ставные части романо-германского права его можно лишь весьма ус-





    1 Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 207.

    2Foster N. Op. cit. P. 15—18.

    3 Цвайгерт К., Кетц X. Указ. соч. С. 207.

    "См.: Wolff Н. Roman Law: A Historical Introductions N.Y., 1951. 5 См.: Koschaker N. Europa und das romische Recht. Munich, 1953. S. 70—75, 113.


    1 Foster N. German Law and Legal System. Mayyfield, 1993. P. 14.

    2 Ibid. P. 14.

    3См.: Foster N. Op. cit. P. 14—15.

    4 Cm.: Цвайгерт K., Кетц X. Указ. соч. C. 207.

    5 Там же.





    ловно считать юридической, интеллектуальной и методологической базой этой правовой семьи.

    Таковой она представляется лишь в сравнении с другими пра­вовыми семьями и прежде всего с англосаксонским правом. Одна­ко некоторые авторы считают, что последнее, и в особенности анг­лийское право, "в некоторых отношениях" (казуистический харак­тер норм права, пренебрежение общими формулами и т. п.) находит­ся даже ближе к римскому праву, чем романо-германское право1. Однако данная точка зрения разделяется лишь отдельными иссле­дователями-компаративистами.

    Во-вторых, следует указать на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженная по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и кон-цептуальность.

    В западной научно-исследовательской литературе в связи с этим традиционно указывается на то, что "работы ученых-юристов (la doctrine, die Rechtslehre), подобно решениям суда, пользуются значительным влиянием в системе цивильного права"2. Их значение усиливается особенно тогда, когда право, призванное регулировать те или иные общественные отношения, находится в процессе станов­ления и весьма неопределенно, или же когда вообще отсутствуют те или иные востребованные самой жизнью нормы права и институты. В этих условиях правовая доктрина может играть весьма заметную роль.

    Сравнивая "уровень доктринальности" романо-германского анг­лосаксонского права и подчеркивая, что во Франции право, будучи относительно автономным социальным явлением, "полностью отде­лено от политики и религии", многие авторы-компаративисты рас­сматривают французское право, а вместе с ним и всю романо-гер-манскую правовую семью скорее "в терминах фундаментальных принципов", различных концепций и "абстрактных подходов", не­жели с позиций его как важнейшего средства разрешения возника­ющих в обществе, между его членами и их организациями споров или же средства "установления социального мира"3.

    Романо-германская правовая семья более доктринальна в смыс­ле восприятия и абсорбирования правовых теорий и доктрин, неже­ли англосаксонская правовая система. В силу этого, как не без ос­нований замечают исследователи романо-германского и, в частно­сти, французского права X. Даномо и С. Фарран, "французское вос­приятие (концепция) права гораздо шире, чем английское", посколь-


    ку при всей относительной автономии французского права его вос­приятие ассоциируется не только с юридическими нормами, но и с политической наукой, социальной сферой, моралью1.

    Согласно сложившейся в рамках романо-германского права концепции (во Франции, Германии, Италии и других странах), право не должно быть лишь профессиональным достоянием юристов, "су­ществовать только ради их сохранения как некой касты или сосло­вия и обслуживающих ими судов". Восприятие права при этом тра­диционно выходит за пределы того, что в англосаксонском понима­нии считается "чистым" правом — системы юридических правил, "судейских" и иных, вырабатываемых в процессе правоприменения принципов, отдельных судебных решений, стартов и норм.

    Оно не только не изолируется от окружающей, "не юридичес­кой" среды и "других интеллектуальных дисциплин", а наоборот, органически сочетается с ними, фокусируя при этом внимание прежде всего на "правах и обязанностях, признанных в обществе в соответствии с идеалами справедливости"2.

    Сущность права при этом усматривается не столько в суще­ствовании системы неких, "механических" установленных, "нетех­нических норм, с помощью которых решаются те или иные задачи", сколько в наличии социально-правовых принципов и общих идей, на основе которых оно формируется и развивается, которые оно само, в свою очередь, порождает3.

    В отличие от англосаксонского права, где "юридические нормы вырабатываются судами при решении спорных вопросов, примени­тельно к каждому конкретному, специфическому случаю", в системе романо-германского права все обстоит несколько иначе. А именно — в процессе его формирования и развития исходят не из конкретных спорных дел или случаев, а из определения "общих принципов" и правовых доктрин, на основе которых не только создаются те или иные нормы права, но и решаются конкретные дела4.

    В-третьих, среди отличительных черт романо-германского пра­ва следует указать на особую значимость закона в системе источ­ников права.

    Отмечая данную особенность, исследователи романо-герман­ского права справедливо акцентируют внимание на том, что в совре­менных условиях в странах, правовые системы которых относятся к рассматриваемой правовой семье, как правило, считается, что для юриста "лучшим способом установления справедливого, соответ­ствующего праву решения является обращение именно к закону"3.





    1 Cm.: Buckland N., McNair J. Roman Law and Common Law. L., 1952. P. 3—18.

    2Glendon M., Gordon M., Osakwe Ch. Op. cit. P. 137. 3 Harris D., Tallon D. Contract Law Today: Anglo-Freeh Comparisons. Oxford, 1989. P. 6—9.


    1 Dadomo Ch., Farran S. Op. cit. P. 12.

    2 Ibid.

    3 Ibid. P. 13.

    4 См.: David R. Englisch Law and Frech Law. L., 1980. P. 56—84.

    5 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 78.





    Эта тенденция восторжествовала в XIX в., когда в подавляю­щем большинстве государств романо-германской правовой семьи были приняты кодексы и писаные конституции. Она еще более ук­репилась в современную эпоху в силу ряда причин и прежде всего благодаря значительному расширению роли государства практичес­ки во всех областях жизни общества.

    Такого рода тенденция опоры на закон как основной источник права, с одной стороны, соответствовала, по мнению авторов, уста­новленным в обществе принципам демократии1. А с другой — оправ­дывалась, что государственные органы обладают гораздо большими возможностями по сравнению с любыми иными организациями "для координации деятельности различных секторов общественной жиз­ни и для определения общего интереса"2.

    Кроме того, закон уже "в силу самой строгости его изложени­ям рассматривался как лучший "технический способ" установления "четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного реше­ния его точность и ясность"'1.

    Последнее имеет немаловажное значение как для эффективно­сти правоприменения, так и для сохранения и поддержания един­ства романо-германской правовой семьи, где, несмотря на сложность и огромную географическую протяженность последней, нормы права понимаются и оцениваются одинаково.

    В романо-германской правовой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, "правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая". Благодаря усилиям нау­ки "норма права поднята на высший уровень". Ее понимают и оце­нивают не иначе, как "правило поведения, обладающее всеобщно­стью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее при­менение судьями в конкретном деле"4.

    Следует особо подчеркнуть, что в странах романо-германской правовой семьи, в отличие от стран общего права, норма права не создается судьями3. "У них для этого нет времени". Кроме того, за­боты о справедливости решения именно по тому или иному конкрет­ному делу "отстраняют все иные соображения". К тому же судьи, согласно, например, законодательству Франции (ст. 5 Гражданско­го кодекса Франции), не могут выносить решения в виде "общих распоряжений". Правовая норма, которая не может и не должна быть творением судей, появляется позднее. Она создается как "про­дукт размышления, основанного частично на изучении практики, а


    частично на соображениях справедливости, морали, политики и гар­монии системы, которые могут ускользнуть от судей"1.

    По своей природе и характеру норма права в романо-герман­ской правовой семье, выступающая как основа кодификации права, является "чем-то средним между решением спора — конкретным применением нормы — и общими принципами права". При этом вполне справедливо подмечается, что сам термин "норма", так же как и термин "закон", ассоциируется в нашем сознании с определен­ной степенью обобщенности2, ибо без этого невозможно было бы во­обще говорить о применении содержащегося в них правила для ре­шения каких бы то ни было конкретных дел3.

    Однако вопрос применительно к романо-германскому праву заключается в том, а какова же должна быть степень этой обобщен­ности нормы права, каков должен быть ее наиболее оптимальный вариант? В теоретическом и практическом плане вопрос этот далеко не простой, а тем более — не тривиальный. От успешного решения его в значительной мере зависит как степень востребованности за­кона, содержащего в себе те или иные правовые нормы, так и сте­пень его эффективности.

    Искусство юриста в странах романо-германской правовой си­стемы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с уче­том необходимости поддержания некоего равновесия между конк­ретным применением нормы права, с одной стороны, и общими принципами права — с другой.

    Нормы права не должны быть слишком общими, поскольку в этом случае они перестают быть "достаточно надежным руковод­ством для практики". Но в то же время они должны быть "настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться подобно судебному решению, лишь к конкретной си­туации"4.

    Разумеется, что применительно к различным отраслям права требование сохранения подобного равновесия не может быть одина­ковым. В отношении таких отраслей права, как уголовное или на­логовое право, степень конкретизации норм права по возможности должна быть максимальной. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы свести к минимуму возможный "произвол администрации".

    Что же касается других отраслей права, где "нет нужды так строго навязывать жесткие юридические решения", степень конк­ретизации норм права, содержащихся в законах, может быть мини­мальной. Здесь допускается высокая степень обобщения5.





    1 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 78.

    2 Там же.

    3 Там же. "Там же. С. 69.

    5 См.: Dickson В. Introduction to French Law. P. 13—18.


    'Давид Р. Указ. соч. С. 112.

    2Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 70.

    3См.: Merryman J. The Civil Law Tradition. Stanford, 1992. P. 21—25.

    4 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 70—71.

    5 Там же.





    Однако, независимо от степени "обобщенности" норм права, формирующих в пределах романо-германской правовой семьи те или иные институты и отрасли права, неизмененным при этом тра­диционно остается то, что, в отличие от правовой системы общего права, приоритет здесь всегда отдавался не "судейским" нормам, а нормам статутного права. Разумеется, что на первом плане при этом всегда стояли нормы, содержащиеся в конституционных актах и обычных законах1.

    В-четвертых, одной из отличительных черт романо-германско-го права является ярко выраженный характер деления его на пуб­личное и частное право.

    Основным критерием классификации правовых систем на пуб­личное и частное права является, как известно, интерес. Для пуб­личного права преимущественное значение имеет общественно зна­чимый (публичный) интерес, который понимается как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общнос­ти, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее суще­ствования и развития"2. Он касается в основном вопросов правово­го регулирования деятельности государственных органов и обще­ственных организаций, закрепления правового статуса должностных лиц, взаимоотношений граждан с государством и т. п.

    Критерием определения частного права является, соответствен­но, частный интерес, материализующийся в интересах отдельных лиц, — в их правовом и имущественном положении, а также в их отношениях друг с другом и отчасти с государственными органами и общественными организациями3.

    Деление права на публичное и частное в настоящее время ста­ло вполне обычным явлением для многих правовых систем и ряда правовых семей. Однако изначально и вплоть до позднего средневе­ковья такое деление было свойственно лишь романо-германскому праву.

    Для подавляющего большинства национальных правовых сис­тем, относящихся к романо-германскому праву, никогда не было чуждым также деление их на отрасли и институты права. Оно имело огромное не только теоретическое, учебно-академическое, но и прак­тическое значение.

    Вместе с тем наиболее важной классификацией норм в системе романо-германского права, выделяющих его среди других правовых семей, было подразделение их на нормы публичного и частного права4.


    Такое подразделение было обусловлено в решающей степени влиянием римского права на процесс формирования и развития романо-германского права, которое унаследовало от него не только основополагающие принципы, институты и доктрины, но и класси­фикацию норм права на нормы публичного и частного права1.

    Констатируя данный факт, исследователи подчеркивают, что в самом римском праве деление на публичное и частное право по­явилось лишь на одной из самых поздних стадий его развития. А именно — в классический период, когда римские юристы стали про­водить более или менее четкое различие между "jus publicum" — "правом государства и сообщества", с одной стороны, и "jus priva­tum" — правом индивидуумов — с другой. Причем для римских юристов и их последователей деление права на публичное и част­ное имело не только "чисто техническое преимущество", но и обла­дало огромной практической значимостью2.

    По мере развития романо-германского права совершенствова­лась "тематика" разделения правовых норм на нормы публичного и частного права, создавались новые и модернизировались старые "публично-правовые" и "частноправовые" доктрины.

    В настоящее время, по данным западных исследователей, на­считывается около двух десятков разного рода доктрин, касающихся подразделения норм на нормы публичного и частного права3. В цен­тре внимания данных доктрин находятся вопросы определения и уточнения критериев классификации, характера соотношения сис­темы норм публичного и частного права, установления типичных для публичного и частного права субъектов и объектов права, воп­росы интерпретации содержания и толкования норм публичного и частного права и др.4

    Однако несмотря на огромные усилия, прилагавшиеся многи­ми учеными по более четкому разграничению публичного и частного права и их самоопределению, многие проблемы классификации норм на публичные и частные в рамках романо-германского права оста­ются до конца нерешенными. На это в юридической литературе периодически обращается внимание.

    Всячески выделяя, например, тот факт, что публичное и час­тное право — это "не две разные правовые системы", а одна, в рам­ках которой проводится классификация норм, некоторые авторы обращают особое внимание на то, что между публичным и частным правом никогда не было и в принципе не может быть раз и навсег­да установленной грани. Последняя в известной мере условна и


    1 См.: MacCornick D., Summers R. (eds.). Interpreting Statutes: a comparative study. Aldershot, 1991.

    ^Тихомиров Ю. А. Публичное право. M., 1995. С. 55.

    3См.: Гойбарх А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. С. 35—68.

    4 См.: International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. Chapter 2. Paris, 1971. P. 15.


    1 Cm.: Kдser N. Das rцmische Privatrecht. Munich, 1955. S. 18—46.

    2Schulz E. Principles of Roman Law. Oxford, 1936. P. 34—55. 3Cm.: International Encyclopedia of Comparative Law. P. 22—24.

    4 Cm.: International Encyclopedia of Comparative Law. P. 22—46; Burckhardt T. Methode und System des Rechts. Zьrich, 1936. S. 146—180.





    довольно подвижна, поскольку публичное право нередко проника­ет в сферу частного права, и наоборот1.

    Разумеется, что на процесс деления норм права на публичные и частные значительное влияние оказывают сложившиеся в той или иной стране политические и правовые традиции, обычаи, уровень развития правовой культуры и многие другие факторы. Этим, по­мимо доктринальных и прагматических причин, объясняется, в ча­стности, то, что в рамках одной и той же романо-германской пра­вовой семьи перечень отраслей и институтов права, причисляемых в разных странах к категории публично-правовых и частноправо­вых, далеко не одинаков.

    Например, в правовой системе Франции к публично-правовым дисциплинам обычно относятся: конституционное право, админис­тративное право, финансовое право и международное публичное право. К частноправовым — "собственно частное право" (droit civil), коммерческое право, включающее в себя также морское право (droit maritime), гражданское процессуальное право, уголовное право, тру­довое право, сельскохозяйственное право, право индустриальной собственности (droit de propriйtй industrielle), право интеллектуаль­ной собственности, лесное право, право социального обеспечения, транспортное право, воздушное право, право, регулирующее отно­шения в угольной промышленности (droit minier), и международное статутное право2.

    Классифицируя таким образом различные отрасли права и институты, специалисты в области французского права, как прави­ло, при этом делают оговорки. В частности, поясняется, что несмотря на то, что уголовное право "по своей природе и характеру являет­ся публичным правом", тем не менее по французской классифика­ции оно относится к разряду частного права, поскольку содержит в себе множество положений, "направленных на защиту частнопра­вовых интересов и отношений"3.

    В отличие от правовой системы Франции, в правовой системе Германии вырисовывается несколько иная публично-правовая и частноправовая картина4. Так, к категории публично-правовых дис­циплин, согласно сложившейся здесь теории и практике, относит­ся не только конституционное, административное, финансовое (на­логовое) и международное публичное право, но и уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, система правовых норм и институтов, опосредствующих отношения сторон, возникающих в результате банкротства (Konkursrecht), цер-


    ковное право (Kirchenrecht) и так называемое "согласительное пра­во" (Freiwillige Gerichtsbarkeit)1.

    Соответственно, к частноправовым дисциплинам в Германии относятся такие, как гражданское право, коммерческое право, право компаний (Gesellschaftsrecht), право "переговорного инструмента­рия" (Wertpapierrecht), право интеллектуальной собственности, па­тентное право, торговое право и международное частное право2.

    Что же касается таких дисциплин, как трудовое право, кото­рые могут рассматриваться в одних отношениях как частноправо­вые дисциплины, а в других — как публично-правовые, то их обыч­но не относят ни к тем, ни к другим3.

    Следует заметить, что в рамках романо-германского права французский и немецкий варианты классификации норм, институ­тов и отраслей права на публично-правовые и частноправовые яв­ляются типичными. По их образцу проводится аналогичная клас­сификация и в других странах.

    Так, согласно проведенным исследованиям, "немецкая схема классификации" воспринимается в качестве своеобразного образца в таких, например странах, как Австрия, Италия, Испания, Швей­цария и "большинство других европейских стран4". Французский вариант подразделения права на публично-правовые и частнопра­вовые дисциплины широко используется, в частности, в правовых системах Бельгии и Голландии.

    Указывая на особенности классификации правовых норм, ин­ститутов и отраслей на публично-правовые и частноправовые в раз­личных правовых системах, формирующих романо-германскую пра­вовую семью, необходимо обратить внимание на следующих два обстоятельства: а) на то, что при всей неодинаковости вариантов классификации в различных правовых системах романо-германского права наблюдается рост общей тенденции усиления роли публичного права за счет ослабления частного права, тенденции "публицизации" частного права, нарастающей "трансформации" различных норм, институтов и отраслей права в соответствующие феномены публич­ного права (tout devient droit public)5; б) на то, что хотя процесе де­ления норм, институтов и отраслей права на публичные и частные в настоящее время свойственен не только романо-германскому пра­ву, но и другим правовым семьям, в условиях романо-германского права он значительно отличается по своему характеру и последстви-





    1 Cm:. International Encyclopedia of Comparative Law. P. 42.

    2 Cm.: Nouveau Repertoire de droit II // Droit, 1963, № 15—20. S. 252—254. 'International Encyclopedia of Comparative Law. P. 21.

    4 Cm.: Rehfeldt K. Einfьhrung in die Rechtswissenschaft. Berlin, 1982. S. 175—179.


    1 Cm.: International Encyclopedia of Comparative Law. P. 21.

    2 Cm.: Esser G. Einfьhrung in die Grundbegriffe des Rechts und Staates. Vienna, 1949. S. 233—235.

    3Cm.: International Encyclopedia of Comparative Law. P. 21.

    4 Ibid. P. 22.

    5 Cm.: Ripert K. Le declin du droit. Paris, 1949. S. 3—21.





    ям от процессов классификации, происходящих в этих правовых семьях, и прежде всего в системе общего права1.

    Принципиальное различие при этом заключается прежде всего в том, что в романо-германской правовой семье, по сравнению с англосаксонским правом, процесс классификации права на публич­ное и частное носит "более глубокий и более четкий характер"2.

    В системе общего права, и в особенности — английского пра­ва, подразделение права на публичное и частное имеет в основном академический характер и значение. Основным следствием его яв­ляется лишь то, что "в случае возникновения спора (дела) в сфере отношений, регулируемых с помощью норм публичного права, у ин­дивида появляется возможность одновременного использования для защиты своих интересов средств из арсенала частного права"3.

    В системе романо-германского права, напротив, классификация норм, институтов и отраслей на публичные и частные имеет не толь­ко академический, но и практический характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что в странах романо-германского права существуют даже "две различных иерархии судебных органов, каж­дая из которых действует, соответственно, в системе публичного и частного права"4. При этом имеется в виду, прежде всего, система арбитражных судов и судов общей компетенции, рассматривающих наряду с гражданскими исками уголовные и административные дела.

    В-пятых, важной отличительной особенностью романо-герман­ского права является его ярко выраженный кодифицированный ха­рактер.

    В отличие от других правовых семей, где кодификации также подверглись значительные правовые массивы, кодификация рома­но-германского права выделяется тем, что она: а) имеет более глу­бокие и более прочные исторические корни; б) проявляется, как своеобразная юридическая техника, которая позволила осуществить на европейском континенте "замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право, соответствующее интересам общества"5; в) имеет не локальный, а глобальный харак­тер, охватывает собой практически все отрасли и институты права; г) имеет свою собственную идеологию.

    Суть последней исторически заключалась в том, как это особен­но ярко было видно на примере Кодекса Наполеона, чтобы в корне преобразуя, а зачастую и "аннулируя все ныне существующее и


    ранее существовавшее право", создать новую правовую реальность, "установить новый правовой порядок, который бы воплощал в себе идеал построения единого национального государства и отвечал бы требованиям, предъявляемым новым, постоянно изменяющимся об­ществом и новой системой управления страной"1.

    Эта идеология в теоретическом плане отражала господствовав­шую в тот период в Западной Европе "философскую веру в благо­разумие права", хотя в реальности все выглядело зачастую наобо­рот. Создававшиеся кодексы, призванные символизировать собой эту веру в "благоразумие прав", равно как и олицетворять "новый правовой порядок", нередко "вбирали в себя значительные масси­вы существующего в изначальном виде законодательства" и дале­ко не всегда, как эта официально декларировалось, строились на радикальных идеях и доктринах2.

    Тем не менее следует отметить, что кодификация права, начав­шаяся в странах Западной Европы в раннее средневековье и про­должающаяся по сей день, оказала огромное влияние на характер и процесс развития романо-германского права, во многом предопре­делила важнейшие тенденции его эволюции.

    При этом речь не идет только о масштабных кодифицирован­ных актах, "сопутствовавших" кодексу Наполеона и оказавших зна­чительное воздействие на процесс развития романо-германского права в данный период, таких как Гражданский процессуальный кодекс (1806), Кодекс коммерческого права (1807), Уголовный и Уго­ловно-процессуальный кодекс (1810)3. Имеются в виду также и мно­гочисленные кодифицированные акты в области трудового, транс­портного, природоохранительного и других сфер права, принятые в гораздо более поздний период в странах романо-германского права и в особенности во Франции4.

    Значительная роль каждого из них, как и кодификации в це­лом, заключалась в том, что они положили конец "достаточно мно­гочисленным юридическим архаизмам, правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшим практике"3.

    Разумеется, кодификация имела не только позитивную сторону, но и определенные недостатки. Суть их усматривается различны­ми авторам в основном в том, что она: а) с самого начала упустила из виду сложившуюся на Западе в течение ряда веков университет­скую традицию, которая заключалась "в стремлении обучить поис­кам справедливого права, предложить право — образец, а не сис­тематизацию или комментарии права той или иной страны или об-





    1 См.: David R. Op. cit. P. 182—196.

    2Cruz P. A Op. cit. P. 42.

    3 Ibid.

    4 Ibid.

    5 Давид P., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 49.


    1 Dadomo Ch., Farran S. Op. cit. L, 1993. P. 24.

    2 Ibid. P. 24.

    3 Ibid. P. 26.

    4 Handbuch des frazцsischen Rechts. Berlin, 1927. S. 83—136.

    5 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 50.





    ласти"1; б) способствовала, вопреки идее, которая вдохновляла со­здание кодексов, "юридическому позитивизму, усиленному нацио­нализму". С принятием многочисленных кодексов юристы стран ро-мано-германского права "стали считать правом их национальное право". Они "занялись своими кодексами" и перестали видеть, что по своему существу настоящее право как "норма общественного по­ведения" является "наднациональным" правом2.

    Наряду с названными отличительными признаками романо-германское право имеет и другие особенности.

    В их числе можно назвать, например, такую черту, как отно­сительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития, четко проводимое различие между тем и другим3.

    В системе романо-германского права изначально были весьма важные, порожденные главным образом сильным влиянием на него римского права, причины "для проведения четкого различия меж­ду гражданским правом, с одной стороны, и коммерческим — с дру­гой"4. Во Франции и некоторых других странах континентального права это привело к возникновению особых коммерческих судов и созданию кодифицированных актов коммерческого права5.

    Помимо указанных отличительных черт и особенностей рома-но-германское право выделяется среди других правовых семей так­же тем, что в его системе "доминирует как особая отрасль права" торговое право, что в большинстве стран этой правовой семьи наря­ду с гражданскими кодексами, существуют также и торговые кодек­сы. Такие кодексы имеются в Бельгии (1807 г.), Австрии (1862 г.), Франции (1807 г.), Германии (1897 г.), Испании (1829 г., переработан в 1885 г.), Нидерландах (1838 г.) и во многих других странах11.

    Названные отличительные черты и особенности романо-герман­ского права не являются исчерпывающими. Однако, тем не менее, они дают общее представление об этой старейшей правовой семье.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   61


    написать администратору сайта