Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
§ 1. ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Изучению его уделяется определенное внимание как в зарубежной1 так, отчасти, и в отечественной литературе2. Однако с учетом его глубокой исторической возможности и значимости не только для еврейского народа, но и для ряда других соседних народов, его огромного влияния на их общую и правовую культуру, а также на развивавшуюся в пределах их воздействия на экономическую и социально-политическую жизнь, правовую теорию и правоприменительную практику, этого представляется крайне недостаточно. Необходимость и важность глубокого и разностороннего изучения иудейского права наряду с другими правовыми системами и семьями обусловливаются не только причинами философского или религиозно-этического порядка, о чем периодически упоминается в научных исследованиях3. Наряду с этим они предопределяются также причинами сугубо прикладного, прагматического плана. Речь идет, в частности, о том, что без глубокого понимания сущности и содержания иудейского права, его социальной роли и значения в жизни древнего еврейского общества практически невоз- 1 См.: Graetz Н. Geschichte der Juden. 11 Bande. Berlin, 1853—1876; Rodkinson M. History of the Talmud. N.Y., 1903; Jewish Encyclopedia. N.Y., 1905; Strack H. Einleitung in den Talmud. Munich, 1908; Kastein J. History and Destiny of the Jews. N.Y., 1933; New Jewish Encyclopedia. N.Y., 1962; Hertzberg A. The French Enlightenment and the Jews. N.Y., 1968; Englard I. Law and Religion in Israel // The American Journal of Comparative Law. № 1; Lifshitz B. Israeli Law and Jewish Law — Interaction and Independence // Israel Law — Forty Years. Proceedings of the Conference on Forty Years of Israeli Law Held at the Faculty of Law. Jerusalem, November, Jerusalem. 1990; etc. 2 См.: Липранди А. П. Равноправие и еврейский вопрос. Харьков, 1911; Беленький М. С. Иудаизм. М., 1974; Телушкин Р. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М., 1998; Барац А. Лики Торы. М., 1995; А/юв А. А., Владимиров И. Г. Иудаизм в России. М., 1998; Конституционное право зарубежных стран / Под общей ред. М. В. Баг-лая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 1999; и др. 3 Frimer D. Israel Civil Courts and Rabbinical Courts under one Roof // Israel Law — Forty Years... P. 553—555. можно до конца понять современное израильское право, в особенности семейное право, которое создавалось и развивалось на основе многовековых религиозных, национальных, исторических и социальных традиций и обычаев1. Невозможно также обстоятельно понять и другой, более широкий, значительно выходящий за рамки рассмотрения иудейского права, но традиционно обсуждающийся во многих странах мира, так называемый "еврейский вопрос". Все говорят о еврейском вопросе, писал по этому поводу еще в первой половине XX в. граф Д. Граббе — переводчик книги "Евреи и Талмуд", написанной известным французским исследователем Ф. Бренье, "все трактуют его вкривь и вкось, но мало кто знает, в чем же состоит этот вопрос и что же представляет из себя этот еврей, которого так ненавидят". Думаю, заключал автор, что "чтобы понять еврея, надо, хотя бы вкратце, ознакомиться с его историей и его мировоззрением..."2. По аналогии можно сказать, что для того, чтобы понять современную правовую систему Израиля — право исторической Родины евреев, необходимо "хотя бы вкратце" ознакомиться с правовой системой древних евреев, иудеев — ее исторической и религиозно-этической предшественницей. В свете сказанного весьма трудно согласиться с позицией Р. Давида, К. Жоффре-Спинози и ряда других авторов — компаративистов, выделяющих среди "основных систем современного права", наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей, мусульманское и индусское право — религиозные системы права и в то же время "оставляющих в стороне" иудейское право лишь на том основании, что сфера влияния этого права "значительно уже" ("куда более ограниченна"), чем сфера влиния других правовых систем и семей3. Развивая свою мысль, авторы поясняют, что "интернациональная солидарность евреев, в той мере, в какой она существует, никогда не выражалась в стремлении поставить иудейское религиозное право выше, чем действующее право страны, в которой они обладают влиянием. В этом плане иудейское право не играет такой роли, как, например, мусульманское право"4. С последним нельзя спорить, если принимать во внимание лишь современные и к тому же "количественные" параметры правовых семей и систем — степень охвата ими современных стран и народов. Однако подобную позицию трудно воспринять, если исходить из "качественных параметров" иудейского права, рассматриваемого в историческом аспекте, а именно — беспрецедентной длительности его исторического существования и глубины его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы. 2. Что собой представляет иудейское право? Отвечая на этот вопрос, некоторые авторы акцентируют внимание прежде всего на том, что это право является правом, сформированным древними обычаями религиозных иудеев, что это — "право их земли" и что это право (в современном его звучании) есть скорее "нечто фактическое, нежели юридическое"1. Другие исследователи рассматривают иудейское религиозное право как систему "юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований". Содержание этой системы, по мнению авторов, формируется в основном из "норм обычного права, весьма почитаемых соблюдающими их евреями всего мира на протяжении более чем двух тысяч лет"2. Наконец, третья группа авторов при ответе на вопрос о понятии и содержании иудейского права исходит из того, что оно представляет собой не только систему обычных религиозных норм, но и систему соответствующих религиозно-этических принципов, сложившихся на протяжении многовековой истории развития еврейского народа традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых последователями иудаизма священных книг и писаний, а также различных решений религиозных (раввинских) судов3. В иудейском праве, подчеркивает в связи с этим профессор 3. Фальк, "на совершенно одинаковой основе" сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие процедуру поклонения религиозным культам и отправления религиозных ритуалов. С другой — религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни. И, с третьей стороны, ■— нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами4. Выделяя в системе рассматриваемого права различные группы социальных норм, принципов, религиозных толкований (доктрин), обычаев и традиций и называя их в совокупности иудейским правом, следует иметь в виду, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не об израильском праве как таковом, а лишь о его хотя и весьма важной, но тем не менее только 1 См.: Falk Z. Jewish Family Law // International Encyclopedia of Comparative Law. L., 1983. P. 28—54. 2 Бренье Ф. Евреи и Талмуд. Париж, 1928. С.5. 3 Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). М., 1967. С. 46. 4Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 26. 1 Lifshitz В. Op. cit, p. 507. 2 Cm.: Falk Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages. L., 1966; Falk Z. Jewish Law // Derrett J. (ed.). Introduction to legal Systems. L., 1983. 3 Cm.: Englard I. Law and Religion in Israel. P. 185—189. 4 Falk Z. Jewish Law. P. 28. одной составной части. В определенной мере, говорится по этому поводу в израильской литературе, "иудейское право выступает в реальной действительности не иначе, как интегральная часть всего израильского права"1. Несмотря на то, что большая часть израильского населения исповедует иудаизм2, впрочем как и большинство евреев, проживающих в других странах мира, а в некоторых политических и научных изданиях, не без определенных оснований, говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является "государственной религией", "официальной религией государства Израиль"3, тем не менее, иудейское право даже по названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествляться со всем израильским правом. Первое по своей сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля4, в то же время второе, израильское, право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе, наряду с нормами светского законодательства, также и нормы религиозного, иудейского права3. Следует заметить, что в некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда вместо термина "иудейское право" употребляется термин "древнее еврейское", или просто — "еврейское право". Все эти термины используются как синонимы. Во избежание терминологической путаницы более предпочтительным перед другими терминами представляется употребление ранее обозначенного термина — "иудейское право". По сравнению с другими терминами он точнее отражает суть исследуемой правовой материи и в силу этого является наиболее распространенным и широко признанным среди авторов, занимающихся проблемами зарубежного и сравнительного права6. Будучи весьма своеобразным по своей природе и характеру правом, значительно отличающимся от других правовых систем, иудейское право, по справедливому замечанию Р. Давида, не образует вместе с этими правовыми системами какой-либо отдельной правовой семьи "в полном смысле этого слова"7. Находясьвопре- 1 Shochetman Е. Israeli Law and Jewish Law — Interaction and Independence: A Commentary // Israeli Law — Forty Years... P. 525. 2 См.: Государство Израиль // Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. M., 1993. С. 146. 3 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С 486—520. 4 YadinU. Israel // Knapp V. (ed.). National Reports. Vol. I. Ch. 1. Paris, 1972. P. 73—79. ' См.: Israel State. Laws and Status. Laws of the State of Israel. Authoris. transi, from the Hebrew. Vol. 1—2. Jerusalem, 1986. 6 Давид P., Жоффре-СпинозиК. Указ. соч. С. 25—26. 7 Давид Р. Указ. соч. С. 44. деленной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, оно тем не менее не только довольно радикально отличается от них, но и в такой же мере выделяется среди них. Иудейское право, отмечается в специальной литературе, всегда сохраняло и в настоящее время сохраняет свой "особый характер". Пройдя более чем трехтысячелетний путь развития "во всех четырех углах мира, эта правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, выделяющую ее среди других правовых систем"1. Причем эта специфичность имеет не локальный, а глобальный, всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (право собственности, купли-продажи, "конкретное право" и др.)2, так и на различные принципы иудейского права, на его многочисленные доктрины и догматы, наконец, на природу этого права и его идеологию3. Поэтому при изучении иудейского права, как и любой иной правовой системы важно учитывать не только то общее, что сближает различные правовые системы между собой, но и особенное, что отличает их друг от друга и что подчеркивает их своеобразие, относительную самостоятельность по отношению друг к другу и неповторимость. 4. Чем конкретно отличается иудейское право от других правовых систем? Чем оно выделяется среди них? Какие черты и особенности характеризуют иудейское право по сравнению с другими системами права? Не претендуя на исчерпывающий ответ на эти и другие, им подобные вопросы, обратим внимание лишь на следующие его наиболее характерные особенности и черты. Во-первых, на весьма длительный и противоречивый, но сравнению с другими религиозными правовыми системами, период становления и развития иудейского права, сопряженный с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений с весьма разнообразными, сообразующимися с духом того или иного исторического периода дополнениями. В научной литературе существует несколько вариантов и критериев деления всей истории развития еврейского общества, государства и, соответственно, иудейской правовой системы на различные периоды, стадии и этапы. Мы не будем касаться обстоятельно данной проблематики, поскольку это — дело историков, этнографов и других специалистов. Отметим лишь: а) что проблема периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни далеко не простая и далеко немаловажная для понимания сущности и вы- 1 Falk Z. Jewish Law. P. 41—42. 2 Herzog I. The Main Institutions of Jewish Law. Vol. 1—2. L, 1967. 3 Falk Z. Op. cit. P. 42—49. полняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества проблема1 и б) что наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития иудейской правовой системы являются не столько "чисто" юридические, сколько "смешанные" с правовыми социально-политические критерии. Так, например, если в работе 3. Фалька "Иудейское семейное право" предпринимается попытка подразделения истории развития правовой системы еврейского общества, в центре которого стоит семья и ее правовой статус, на различные периоды в зависимости от характера и других особенностей религиозно-этических и правовых отношений, складывавшихся в тот или иной период в иудейской семье и в иудейском обществе2, то в работе Д. Рида "Спор о Сионе"3 и в изданиях ряда других авторов в процессе периодизации истории развития иудейского общества, государства и права за основу берутся лишь сугубо религиозные и идеологические критерии. Д. Рид, например, подразделяет всю "историю Сиона" на пять периодов. Первый — "эпоха левитов" — служителей религиозных культов у древних евреев. Именно в этот период, а точнее — в 621 г. до н. э., по мнению автора, левиты закончили составление "своего писаного закона", получившего название Второзакония, или "Моисеева Закона" — "законодательной" основы иудейского права и "прочли его народу в Иерусалимском храме"4. Второй период — это "эпоха фарисеев" — представителей общественно-религиозного течения в Иудее (II в. до н. э.—II в. н. э.), выражавших преимущественно интересы средних слоев населения5. Период фарисеев в значительной мере совпал с римским правлением завоеванной Иудеей, закончившись вторым разрушением Иерусалима и рассеянием по миру последних иудеев. Фарисеи стремились по-своему истолковать, применительно к новым социально-экономическим условиям жизни еврейского общества, такой важнейший источник иудейского права, как Тора — первые 5 книг Библии (Пятикнижие). В различных изданиях Евангелия фарисеев неизменно называли лицемерами. Третий период — это "эпоха талмудистов", длившийся, по мнению Д. Рида, вплоть до конца XVIII в. и отличавшийся особой строгостью в отношении соблюдения правил и положений, содержавшихся в Талмуде — собрании догматических, религиозно-этических и правовых правил и положений иудаизма евреями, проживающими не только на территории самой Иудеи, но и в других странах мира. |