Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы "трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским (purely secular) государством и отказался от иудейского права"1. Будущее "еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей"2. 2. Говоря об основных принципах иудейского права, следует выделить прежде всего такой принцип, как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, — с национальным началом. Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права — со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный период, заключается лишь в формах его выражения и проявления. Суть же этого принципа и его назначение на протяжении всей истории существования иудейского права оставались без изменения. В конечном счете они сводились чаще всего к решению проблем этнического, а затем национального плана в первую очередь с помощью средств религиозного характера и реже — наоборот. По общему правилу эти проблемы ассоциировались с сохранением и укреплением иудейской общности, этнической и национальной идентичности, религиозной и социальной самобытности. На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей. Для сохранения иудейской общности и этнической идентичности, а также в целях сохранения своего уклада жизни, своей религиозной и социальной самобытности существовавшие в тот период законы и заповеди запрещали, например, иудеям вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. В священной Книге Неемии говорится, в частности, о том, что иудейский народ "вступил в обязательство с клятвою и проклятием" "не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих"3. Тем же, кто нарушил данный закон, женившись на иноземках, и чьи сыновья теперь "не умеют говорить по иудейски", Бог "сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса" и заклинал их, "чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя"4. 1 Falk Z. Jewish Law. P. 52. 2 Ibid. 3 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. И. Книги Ездры и Неемии. Стокгольм, 1987. С. 275. 4 Там же. С. 288. J Порицая царя Соломона, который "был любимым Богом своим", которого "Бог поставил царем над всеми Израильтянами", но которого "однако же чужеземные жены ввели в грех", один из библейских пророков по имени Неемия риторически обращался к иудейскому народу: "И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?"1 Однако в этом риторическом вопросе заложен глубокий смысл. А именно — беспокойство по поводу того, что, нарушая существующие законы и заповеди, иудеи, сами того не подозревая, разрушают, по мнению богословов, основы сложившегося религиозного и социального уклада жизни, благодаря которому они не один раз преодолевали жизненные невзгоды, размывают этническую общность всех евреев, исторически сложившуюся на базе их определенной самодостаточности и самоизолированности, подрывают их самобытность. Особенно высокие требования в сфере семейно-брачных и многих других отношений предъявлялись к священникам. По закону священнику, который "не должен порочить семени своего в народе своем", разрешалось брать в жены "девушку лишь из народа своего", но при этом запрещалось брать "вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу"2. Кроме жесткой регламентации семейно-брачных отношений, исключавших браки с чужеземцами, этнические, религиозные и иные проблемы, как они воспринимались иудеями на ранних стадиях развития их общества, государства и права, решались также и с помощью других средств. Например, с помощью законодательного закрепления далеко не одинакового статуса иудеев и проживающих на территории их государства иноземцев. Так, согласно священному закону иудея нельзя было вечно держать в рабстве, налагать на него "труд рабский", жестоко обращаться с ним, в то время как в отношеннии иноземца это дозволялось. "Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, — говорится по этому поводу в Книге Левит, — то не налагай на него работы рабской"3. Он "должен работать у тебя как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя"4. А с наступлением "юбилейного года", который, согласно древнеиудейским законам, праздновался каждые пятьдесят лет, "пусть он отойдет от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое и вступит опять во владение отцов своих". Их "не должно продавать, как продают рабов". Не господствуй над таким иудеем, предупреждается в Книге Левит, "с жестокостью и бойся Бога твоего"0. Если же ты хочешь, говорится далее в Книге Левит, "чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас", а также "из детей поселенцев, поселившихся у вас, которые у них родились в земле вашей"1-Они, дозволяется в древнеиудейском законе, "могут быть вашею собственностью", и вы "можете передавать их в наследство iiсынам вашим по себе, как имение"2. "Вечно владейте ими, как рабами, — резюмируется в законе. — "А над братьями вашими, сынами Изра-илевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью1"3- Более высокий социальный, а точнее — религиозно-этнический статус иудея по сравнению с неиудеями проявляется и в других отношениях, причем — не только в публично-правовых, но и в частноправовых. Например, согласно Второзаконию иудеям не дозволялось отдавать друг другу "в рост ни серебра, ни хлеба, ничего-либо другого, что можно отдавать в рост", ибо это считалось недостойным иудея, а кроме того, могло привести к подрыву религиозно-этнических основ иудейской теократической общины. Что же касается представителей других народов, то это не только не запрещалось, а, скорее, наоборот, всячески одобрялось и пооидрялось. "Иноземцу отдавай в рост, — закрепляется в законе, обращенном к иудею, — а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею"4. На более поздних этапах развития иудейского общества проблемы сохранения и укрепления иудейской общности, этнической и национальной идентичности, а также религиозной и национальной самобытности еврейского общества, для решения которых традиционно использовались многочисленные средства, включая рассматриваемый принцип, решались не только на религиозном, но на государственно-правовом уровне. В качестве примера можно сослаться на решение вопроса о toi«, кого следует считать в настоящее время евреем. Данный вопрос, имеющий, казалось бы, по справедливому замечанию И. Энглюрда — израильского ученого, "главным образом символический характер", особенно остро возник в связи с принятием в Израиле в 1950 г. "Закона о возвращении" (The Jaw of Return, 5710—1950), поощряющего переселение евреев на их историческую Родину со всех стрг»н мира, а также с установлением официальной регистрации граждан Израиля, определением в отношении каждого из них "личной идентичности"3. 1 Толковая Библия... . T. П. Книга Левит. С. 495. 2 Там же. 2 Там же. 3 Толковая Библия... . T. П. Книга Второзаконие. С. 642. 5 Englard I. Op. cit. P. 193. 1 Толковая Библия... . Т. II. Книги Ездры и Неемии. С. 288. 2 Толковая Библия... . Т. П. Книга Левит. С. 477. 3 Там же. С. 495. 4 Там же. а Там же. 11 — 1917 Раньше этот вопрос решался исключительно на религиозном уровне и имел в основном социальный, религиозный и этнический смысл. В более поздний период он стал решаться одновременно и на государственно-правовом уровне, приобретая наряду с религиозно-этническим также и государственно-правовой смысл1. 3. Одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа. "Ты народ святый у Господа, Бога твоего, — утверждается во Второзаконии в отношении иудейского народа, — и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле"2. Данный тезис-принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. В одних случаях он повторяется дословно с последующим указанием причин богоизбранности иудейского народа. "Не потому, что вы были многочисленнее всех народов, — говорится по этому поводу об иудеях в гл. 7 Второзакония, — принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленное всех народов"3. Он это сделал потому, что "любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим". Знайте, что Господь, Бог ваш есть "Бог верный, который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов"4. В других случаях данный тезис-принцип о мессианской роли и богоизбранности иудейского народа проявляется в форме его возвеличения и указания на его "благословленную", богоугодную природу. "Я произведу от тебя, — говорится, например, в Книге Бытия в обращении иудейского Бога к патриарху Аврааму — "родоначальнику евреев", — великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении"5. И далее: "Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земныя"6. В третьих же случаях рассматриваемый тезис-принцип выражается лишь в форме божественной констатации о "выделении" Богом иудейского народа среди других народов и о "приближении" его к себе. "Я отделил вас от народов, —- говорится в Книге Левит, — чтобы вы были Мои"7. "Не поступайте по обычаям народа, который 1 Rufeisen V. Minister of Interior, 16 (4). P.D. 2428 (1962); Shalit V. Minister of Interior, 23 (2). P.D. 477 (1969). 2 Толковая Библия... . Т. I. Книга Второзаконие. Глава 14. С. 623. 3 Там же. Глава 7. С. 642. 4 Там же. 5 Толковая Библия... . Т. I. Книга Бытие. Глава 12. С. 85—86. 6 Там же. С. 86. 7 Толковая Библия... . Т. I. Книга Левит. С. 476. Я прогоняю от вас", — предупреждает Бог иудеев, ибо этот народ развращен и аморален. Я "вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко п мед. Я, Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов".1 Говоря о принципе мессианства и богоизбранности иудейского народа, равно как и о некоторых других принципах иудейского права, идеализирующих иудейское сообщество и выделяющих его среди других сообществ, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, что определенный элемент идеализации и самовозвышения, как одна из форм, отражающая самоуважение, свойственен практически любой религиозной системе и, соответственно, любому построенному на ее основе сообществу, государству и праву. Главное, чтобы при этом не было противопоставления другим сообществам, государствам и правовым системам. Во-вторых, что мессианство и богоизбранность любого народа, нации, этноса, независимо от того, идет ли речь об иудеях или эскимосах, если бы они на эти экстремальные качества претендовали, — это всего лишь привнесенный их идеологами в сознание своего народа, а вместе с тем и некоторых других легковерных народов или их отдельных представителей миф. Совершенно прав Г. Гече, утверждая, что "нельзя искать за описаниями, служащими культовым целям, реальные истории".2 Наиболее ярко мифический характер мессианства и "богоизбранности" еврейского народа проявлялся на протяжении всей истории его существования в реальной жизни, так сказать, на практике. "Реальный ход истории показал, — резонно заключают исследователи, — что избранник божий — народ Израиля — не получил тех благ, которые ему сулил Яхве. Поселил его бог, правда, в земле обетованной, но вскоре другие народы его выгнали оттуда, и он рассеялся по всей земле. Обещал ему Яхве города, которых он не строил, и виноградники, которых он не сажал, попросту говоря, санкционировал удачливый грабеж. Но ничего из этого не получилось. Обещал непрерывные военные победы над всеми другими народами, на самом деле получилась цепь сокрушительных поражений, в результате которых оба государства еврейских (Иудея и Израиль. — М. М.) погибли".3 И, в-третьих, что принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа как миф, библейская история, закрепленный в праве, имеет, наряду с другими аналогичными мифами и библейскими историями, определенный рациональный — культурный и познавательный смысл. Нельзя забывать, в частности, как справедливо отмечается в литературе, что "в Библии сохранились древнейшие 1 Толковая Библия... . Т. I. Книга Левит. С. 475. 2 Гече Г. Библейские истории. Часть 1. Ветхий Завет. Часть 2. Новый Завет. М., 1989. С. 95. 3 Крывелев И. А. Библия: Историко-критический анализ. М., 1985. С. 99. сказания, в которых запечатлена память о кочевом образе жизни израильских племен до прихода и поселения их в Ханаане. Составители книг Моисея собрали их, сгруппировали и дополнили"1 их таким образом, чтобы показать, как Яхве-Бог иудеев помог "свое- іі| му избраному народу преодолеть все препятствия и достичь обето- ванной праотцам земли Ханаан, где течет молоко и мед".2 4. Важным принципом иудейского права является принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей. По общему правилу, сложившемуся в течение последних столетий, данный принцип, известный под названием принципа строгого и неуклонного соблюдения законности и конституционности, относится скорее к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и должностных лиц, нежели к самому праву. Применительно к иудейскому праву все обстоит несколько иначе. А именно — требования строжайшего соблюдения правил, содержащихся в законах и иных источниках иудейского права, не только сами собой имеются в виду и подразумеваются, как это имеет место во многих правовых системах, но и пронизывают собой все иудейское право. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать содержание хотя бы нескольких священных книг, составляющих основу признаваемого иудеями Ветхого Завета. Так, в книге Левит содержится указание Бога иудеев соблюдать "постановления Мои и законы Мои" и не делать всех тех "мерзостей", которые позволяют себе чужеземцы3. "Соблюдайте повеления мои, — убеждает Бог иудеев, — чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими"4. В книге Второзакония, наряду с повторением требования Бога к иудейскому народу соблюдать "заповеди, постановления и зако- і ны, которые тебе заповедую исполнять"5, содержится также обеща- .і. ние пророка Моисея научить правильному исполнению божествен- '■■пых указаний. "Итак, Израиль, — говорится в главе 4 Второзако- 'I ния, — слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю 'I вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и на- следовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших дает вам в наследство"6. Кроме того, в данной Книге содержится весьма характерное в плане точного соблюдения законов предостережение Моисея иуде- 1 Гече Г. Указ. соч. С. 95. 2 Там же. 3 Толковая Библия... . Книга Левит. Глава 18. С. 470. 4 Там же. : 5 Толковая Библия... . Книга Второзаконие. Глава 7. С. 610. ! 6 Там же. Глава 4. С. 602. ям: "Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того", а также обоснование необходимости точного соблюдения содержащихся в них требований. Храните и исполняйте "постановления и законы", ибо "в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышавши о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный"1. В Третьей Книге Царств содержится имеющее обязательный характер и относящееся ко всем иудеям завещание царя Давида своему сыну Соломону — будущему царю иудеев строго "хранить заветы" Господа Бога и соблюдать "уставы Его и заповеди Его, и определения Его, и постановления Его, как написано в законе Моисеевом"2. В Книге Неемии акцентируется внимание на покаянии иудейского народа перед Богом за то, что "цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Третьего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми ты напоминал им"3, а также содержится "твердое обязательство" в будущем строго соблюдать все божественные предписания4. Аналогичные положения и предписания, свидетельствующие о наличии и важности в системе иудейского права принципа четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей содержатся и в других священных книгах и отдельных божественных писаниях. В частности, во второй Книге Царств последовательно проводится мысль о том, насколько губительно и разрушительно для общества беззаконие. В песне Давида, воспетой иудейскому Богу, в связи с этим выделяются такие слова: "Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня"0. В книге Второзаконие (гл. 28) по поводу существования и осуществления рассматриваемого принципа иудейского права красной нитью проводится мысль о "благословении — исполнителям закона" и проклятии — его нарушителям6. 5. Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, "истинной вере" и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит в законодательно-религиозном закреплении требований, касающихся, с одной стороны, святости и непогрешимости иудейского Бога, веры и религиозно-нравственной чистоты иудейского народа, а с другой — заве- 1 Толковая Библия... . Книга Второзаконие. Глава 4. С. 602, 603. 2 Толковая Библия... . Третья Книга Царств. Глава 2. С. 368. 3 Там же. Книга Неемии. Глава 9. С. 272. 4 Книга Неемии. Глава 9. С. 272. 5 Толковая Библия... . Вторая Книга Царств. Глава 22. С. 350. 6 Там же. Книга Второзаконие. Глава 28. С. 653—656. домой греховности (с точки зрения "истинной веры") и приниженности неиудейских народов. "Господа, Бога твоего бойся и Ему (одному) служи, — говорится, например, в Книге Второзакония, — (и к Нему прилепись) и его именем клянись"1. И далее: "Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые-будут вокруг вас"2; "не искушайте Господа, Бога вашего" и "твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы его и постановления, которые он заповедовал вам"3. Аналогичные мысли и положения, обязывающие иудеев соблюдать принцип верности своему Богу, вере, а вместе с тем и всему "богоизбранному" иудейскому народу содержатся и в других священных книгах и писаниях. Во всем этом проявляется, однако, лишь одна сторона данного принципа, связанная с утверждением и самоутверждением иудейского Бога, "истинной" веры и "богоизбранного" народа. Она является главной и определяющей суть и содержание рассматриваемого принципа. Что же касается другой его стороны, то смысл ее заключается не только в пассивном отрицании всего того, что не соответствует религиозно-этическим представлениям иудеев о боге, вере и носителе последней — иудейском народе, но и в активном противодействии всему инородному. Так, во избежание искушения в идолопоклонстве иудеям предписывается во время завоевательных походов согласно "постановлениям и законам", которые они "должны стараться исполнять", истребить "все места, где народы, которыми вы овладеете, служили своим богам"; разрушить "жертвенники их", разбить "истуканов богов их и истребить "имя их от места того". Аналогично следовало поступать и с непокорными народами — идолопоклонниками. В Книге Второзаконие (гл. 20) по этому поводу говорится: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир" и если он "согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе"4. В том же случае, если осажденный город "не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его" и когда "Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужский пол острием меча"5, "только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой"6. "Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих", — резюмируется в Книге Второзаконие. И повторяется: "А в городах сих народов, которые Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души", "предай их заклятию", "дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим".1 И далее в отношении самого иудейского народа: "Благословен ты будешь больше всех народов" и не будет "ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем".2 И "отдалит от тебя Господь Бог твой всякую немощь". И никаких "лютых болезней" Он "не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя". И "истребишь ты все народы, которые Господь Бог твой дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя".3 Если же, просвещает Бог иудейский народ, "в сердце твоем" ты скажешь, что "народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?", то "не бойся их и вспомни то, что сделал Господь Бог твой с фараоном и всем Египтом".4 Он сделает то же самое "со всеми народами, которых ты боишься".5 "Не страшись их, — убеждает иудеев их Бог, — ибо Господь Бог твой среди тебя, Бог великий и страшный". И будет Он "изгонять пред тобою народы сии мало-по-малу", если "не можешь ты истребить их скоро, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя полевые звери".6 Говоря об эволюции принципа поддержания верности своему Богу, "истинной вере" и "богоизбранному" народу как принципа иудейского права, следует заметить, что он достаточно четко прослеживается не только на ранних этапах развития иудейского права, но и на всех последующих, вплоть до современного этапа. Отголоски его слышны и в современном израильском праве. Так, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, терпимости к гражданам Израиля, исповедующим другие религии, и строгой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих, Уголовный кодекс этого государства в то же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии в другую. Уголовная ответственность предусматривается также за искушение верующих одной религии (в практическом плане — прежде всего иудейской) перейти в другую религию, сопровождамое предложением каких-либо материальных Толковая Библия... . Книга Второзаконие. Глава 20. С. 636—637. Там же. Глава 7. С. 610. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 611. 1 Толковая Библия... . Второзаконие. Глава 6. С. 608. 2 Там же. С. 608—609. 3 Там же. С. 609. 4 Толковая Библия... . Книга Второзаконие. Глава 20. С. 636. 3 Там же. 6 Там же. благ. Уголовная ответственность при этом предусматривается в отношении обеих сторон1. 6. Среди принципов древнего иудейского права выделяется принцип кровной мести — "кровомщения". Несмотря на то, что одна из заповедей иудейского Бога, сказанных через Моисея, всему его народу гласила: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя"2, институт кровной мести, по мнению исследователей, у иудеев, "не знавших христианского всепрощения", был "совершенно обычным явлением жизни"3. Причем он признавался и регулировался не только нормами религиозного права, но и нормами морали и распространялся как на иудеев — "сынов народа твоего", так и на иноземцев. По поводу мщения последних в Книге Числа устами иудейского Бога Моисею, в частности, говорится: "Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых и после отойдешь к народу твоему"4. Призыв к мести звучит и в устах Моисея, который, выполняя заповедь своего Бога, обращается к иудеям: "Вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян совершить мщение Господня над Мадианитянами"5. Согласно религиозно-нравственным законам иудеев кровная месть считалась не только допустимой, но и в ряде случаев, судя по логике развития иудейского права, даже необходимой. Она способо-ствовала быстрому и радикальному разрешению "кровных" споров, возникающих между иудеями, и тем самым — поддержанию относительного спокойствия в обществе. Следует заметить, что в "ветхозаветный" период истории развития человечества принцип, или институт кровной мести был "заложен", как отмечают толкователи Библии, не только в иудейское, но и во все древневосточное право6. Однако у иудеев этот принцип, сдерживающий страсти враждующих, имел свои особенности. Суть их заключалась, во-первых, в том, что в законодательном порядке проводилась строгая грань между убийством по ненависти и вражде и иным мотивам, с одной стороны, и кровомщеиием, с другой. "Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, — говорится в связи с этим в Книге Числа, — то он убийца: убийцу должно предать смерти". Если кто ударит кого "из руки камнем, от которого можно умереть, так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти". Или же если кто ударит кого "де- ревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти"1. Но кровомститель не является убийцей. "Мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его"2. При этом поясняется, что речь идет о кровомщении за убийства "по ненависти", "по вражде", за убийства "с умыслом"3. Однако речь не идет об убийствах "без вражды" и "без умысла". Если же кто толкнет кого "нечаянно, без вражды, — устанавливается в законе, ■— или бросит на него что-нибудь без умысла", бросит "какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя, уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла", то он не является виновным, и "общество должно спасти убийцу от руки мстителя за кровь"4. Во-вторых, что у иудеев, как отмечают исследователи, согласно действующим законам, "всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию", и только после этого кровомститель получал право на мщение3. "Общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям", — устанавливалось в законе. В-третьих, что в иудейском праве принцип кровной мести допускал возможность избежать кровомщения в том случае, если убийство было совершенно "без вражды" и "без умысла". Согласно действовавшим законам "невольный убийца" получал возможность избежать кровной мести со стороны родственников убитого, укрывшись в одном из шести так называемых городов-убежищ, существовавших в стране. Находиться там он должен был "до смерти великого священника, который помазан священным елеем"6. Со смертью первосвященника мститель лишался права кровной мести и "невольный убийца" получал все свои прежние права7. "По смерти великого священника, — устанавливается в законе, — должен был возвратиться убийца в землю владения своего"8. В том же случае, если "невольный убийца", предусматривалось в законе, выходил до смерти великого священника "за пределы города-убежища, в который он убежал" и был "найден" и убит "его мстителен за кровь", то на последнем "не было вины кровопролития"9. ... . Книга Числа. Глава Зэ. С. 591. ... . Книга Числа. Глава 35. С. 592. 1 Толковая Библия 2 Там же. 3 Там же. С. 592. 4 Толковая библия. 5 Там же. С. 591. 6 Там же. С. 592. 7 Там же. 8 Там же. 9 Там же. 1 Подробнее см. в учебнике "Конституционное право зарубежных стран" / Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 1999. С. 809. 2 Толковая Библия... . Книга Левит. Глава 19. С. 472. 3 Толковая Библия... . С. 369. 4 Толковая Библия... . Книга Числа. Глава 31. С. 580. 3 Там же. 6 Толковая Библия... . С. 591. И, в-четвертых, особенность принципа кровной мести, закрепленного в иудейском праве, заключалась также в том, что оно, в отличие от религиозных правовых систем других стран древнего Востока, ни при каких условиях не допускало выкупа "за душу убийцы". "И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен в смерти, — говорится в Книге Числа, — но его должно предать смерти"1. Это касалось виновных в убийстве. Но это же правило действовало и в отношении лиц, совершивших убийство "без вражды" и "без умысла" и скрывавшихся от кровной мести в городах-убежищах. В священной Книге об этом свидетельствует четко сформулированное правило: не брать выкупа "за убежавшего в город убежища, чтобы ему позволить жить в земле своей прежде смерти (великого) священника"2. Страх возмездия и "стеснительное во многих отношениях проживание в городе убежища", по мнению исследователей иудейского права и толкователей Библии, оказывали сдерживающее воздействие на враждовавших друг с другом евреев и должны были приучать их к осторожности в обращении с жизнью ближнего3. Наряду с названными принципами иудейское право базировалось также на целом ряде других принципов. Среди них: принцип органического сочетания законов, регулировавших отношение иудеев к своему Богу (порядок жертвоприношения и другие формы бо-гопочитания), с одной стороны, и отношения в обществе друг с другом, с другой; принцип установления различного статуса и дифференцированного отношения к представителям иудейского и чужого рода; принцип божественного, и шире — религиозного абсолюта, упования прежде всего на Бога, суд божий, а затем уже — на суд человеческий4; и др. Особо выделяется в системе принципов иудейского права принцип уважительного отношения иудеев друг к другу, к священнослужителям и старшим, а также сострадания и великодушия к обездоленным пришельцам и нищим. "Когда будете жать жатву на земле вашей, — говорилось в одном из законов иудейского Бога, переданном иудеям через Моисея, — не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай: бедному и пришельцу оставь это"3. "И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу"6. Это указание — заповедь иудейского Бога содержится в Книге Левит. Книга Числа. Глава 35. С. 592. Толковая библия... 1 Там же. 1 Там же. Толковая библия... ' Толковая библия... Там же. В Книге Второзаконие сострадание и посильная помощь распространяются не только на бедных и пришельцев, но и на вдов и сирот. "Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, — говорится в главе 24 Книги Второзаконие, — то не возвращайся взять его: пусть он останется пришельцу, нищему, сироте и вдове"1. И далее: "Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, нищему, сироте и вдове"2. Аналогичные положения содержатся и в некоторых других священных книгах. Гуманный смысл этих религиозно-правовых установлений заключается, как это следует из их содержания, в своеобразном "ограждении" права несчастных и обездоленных лиц на существование. Законодатель настойчиво и последовательно требует, чтобы эти люди, по словам толкователей Библии, "не были забыты собственниками и владельцами при сборе хлеба, винограда и, конечно, других произведений земли"3. При этом законодатель, как правило, не устанавливает размеров части урожая, отдаваемой бедным, пришельцам, сиротам и вдовам, предоставляя решение данного вопроса на усмотрение "собственника и владельца", полагаясь на их "великодушие и сострадание"4. Однако в некоторых случаях этот размер определяется самим законодателем. Например, в Мишне говорится о том, что минимальный размер недожинаемого края поля и, соответственно, пожертвований должен определяться "в '/бо всего достояния хозяина"". Кроме названных принципов иудейского права ему свойственны также и другие принципы. Большинство из них рассматривается в специальных исследованиях6. |