Главная страница

Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29


Скачать 4.5 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Дата30.09.2022
Размер4.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла8ef6948.doc
ТипУчебник
#706395
страница54 из 61
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   61
§ 3. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИУДЕЙСКОГО ПРАВА

1. Будучи религиозным по своей природе и характеру правом, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и харак­теру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как "точ­но переданные слова Бога", а с другой, — как "их божественно вдох­новленная интерпретация (толкование)"7.


1 Толковая библия... . Книга Второзаконие. Глава 24. С. 645.

2 Там же.

3 Там же. С. 471.

4 Там же.

5 Там же.

6 См., например: Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий завет. М., 1916; Granam L. Deceptions and Myths of the Bible. N.Y., 1975; Ginsberg L. On Jewish Law and Lor. Philadelphia, 1962; и др.

7 Falk Z. Jewish Law // Duncan Z., Derrett M. (eds.) An introduction to Legal Systems. L., 1968. P. 33.


Четвертая Книга Царств. Глава 9. С. 507-Книга Левит. Глава 23. С. 485.


-510.





Первоначально иудейское право было устным правом, содер­жавшим в себе, по словам исследователей, целый ряд "иррацио­нальных установок и форм", связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении неприс­тойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотре­ния судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к "небесному голосу", и др.1

По мере своего развития иудейское право постепенно приобре­тало письменный характер и освобождалось от свойственных ему прежде "иррациональных особенностей". Согласно заключению спе­циалистов в области иудейского права уже примерно к 100 г. н. э. "иррациональная" техника добывания судебных доказательств была заменена "рациональным способом правового мышления" и соответ­ствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные "небесные пророчества"2. В системе источников иудейского права они приоб­рели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.

Высокая значимость письменных источников иудейского пра­ва — священных писаний, как свидетельствует история, проявля­лась самыми различными путями и постоянно сохранялась во все последующие времена. Даже в самые трагические периоды истории жизни еврейского народа, когда, как констатирует Илларион Киев­ский, под натиском "разбивших до основания" и "пленивших" Иеру­салим римлян "иудейство с тех пор пало", их "закон как вечерняя заря угас", а сами иудеи были "рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе"3, — даже в это время высокая значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не коле­балась.

2. О каких конкретно источниках иудейского права, обобщен­но именуемых священными писаниями, идет речь?

Имеется в виду, прежде всего, Библия (в переводе с греческо­го biblia, букв.— книги). Она представляет собой "сборник разно­временных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н. э. — II в. н. э.", включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных, отражающих в себе разнообраз­ные социальные, политические и этические воззрения, норм4.

В известном словаре Вебстера поясняется, что под Библией следует разуметь: а) священную книгу христианства, состоящую из


1 Falk Z. Jewish Law // Duncan Z., Derrett M. (eds.) Op. cit. P. 33.

2 Falk Z. Jewish Family Law // International Encyclopedia of Comparative Law. Z., 1983. P. 28—32; Falk Z. Jewish Law. P. 33.

3 Идейно-философское наследие Иллариона Киевского. Ч. 1. М., 1986.

С. 52.

4 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 139.


в равной мере признаваемых христианами Ветхого Завета и Ново­го Завета; б) священную книгу иудаизма, состоящую только из при­знаваемого иудеями Ветхого Завета1; и в) "любое собрание священ­ных писаний и книг, неразрывно связанных с постулатами той или иной религии"2. Например, вполне допустимо, по мнению издателей этого словаря, называть Коран "мусульманской Библией"3.

Наиболее полное представление о Библии как о священном писании и одновременно — как об источнике религиозного права содержится в "Толковой Библии". Со словом "Библия", говорится в этом произведении, у нас "соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета". Однако в сущности это не одна книга, а "целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными це­лями и принадлежащих или богодухновенным (книги канонические), или только богопросвященным мужам (книги неканонические)"4.

По своей структуре Библия распадается на две основные со­ставные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, "которые были написаны до пришествия Христа и лишь про­рочески Его предизображали" и Новый Завет, состоящий из книг, которые "возникали уже после пришествия в мир Спасителя"1'. Вет­хий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на гла­вы, а последние, в свою очередь, — на стихи.

3. В силу того, что иудейская религия признает в качестве свя­щенных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют еврейской Библией'1. В христианской богословской лите­ратуре все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги "зако-ноположительно-исторические", книги "пророческие" и книги "по-этическо-назидательные"7. О сути и содержании каждой из этих групп книг в значительной мере свидетельствует их название. Ра­зумеется, в плане рассмотрения иудейского права под углом зрения его форм, или источников, права особый интерес представляет пер­вая группа священных книг — книги "законоположительно-истори-ческие".

В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же, как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и названия этих


1 См.: История политических и правовых учений. Хрестоматия. Бел­город, 1999. С. 72—79.

2 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1993. P. 179.

3 Ibid.

4 Толковая Библия, или комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. Стокгольм, 1987. С. III.

5 Там же. С. XIII.

6 Гене Г. Библейские истории. М., 1989. С. 11—12.

7 Толковая Библия... С. XII.





групп книг разные. Так, в первую группу книг входят книги Мои­сея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще все­го называют Пятикнижием Моисея, или же Торой1. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традици­онно в качестве самостоятельного источника права.

Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг -— Небиим. Наконец, к третьей группе книг, согласно иудейс­кой классификации, относятся все остальные священные книги под общим названием — Кетубим2.

По свидетельству экспертов в области иудейского права, до II в. до н. э. Пятикнижие Моисея (Тора) рассматривалось как одна кни­га. Позднее, "вероятно, по техническим причинам" (содержание кни­ги не умещалось на одном свитке), книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием Пятикнижие3. Каждая из них отличалась не только своим названием, но и содержанием. Так, кни­га под названием "Бытие" повествует о сотворении мира из хаоса, о рождении человечества и "сынов Израилевых". И хотя, как под­мечают авторы, рассказ в "бытии" начинается с момента сотворе­ния мира и человека как такового, в конечном счете он сводится лишь к истории одного народа — израильтян, начиная с его мифи­ческого прошлого4. Причем, речь идет не только о бытии как тако­вом, но и о правилах (законах) проживания и общения иудеев друг с другом, складывающихся обычаях, традициях и прочих регулято­рах их повседневной жизни5.

Сказанное подтверждается как названием, так и содержанием всех остальных книг Пятикнижия. А именно — книгой "Исход", повествующей об исходе иудеев из Египта; книгой "Левит", расска­зывающей о выделении из иудейского общества и признании при­вилегированного колена Левитов, в обязанности которого входило отправление ветхозаветного культа — жертвоприношения, религи­озно-обрядовые очищения, религиозные праздники, теократические подати и т. п.; книгой "Числа", повествующей "об исчислении" иу­дейского народа, левитов, первенцев, станов передвижения и ука­зывающей при этом на некоторые "богодарованные" иудеям через пророка Моисея законы; и, наконец, книгой "Второзаконие", явля­ющейся фактически повторением изложенных в прежних священ­ных книгах законов.


Второзаконие, отмечают профессиональные толкователи Биб­лии, "не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изло­женным в книгах Исход, Левит, Числа законов и постановлений". Оно представляет собой "нравственно-назидательное воспроизведе­ние, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны и в озна­ченных книгах"1. В юридической литературе Второзаконие зачастую рассматривается как самостоятельный источник иудейского права.

Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуля­торам религиозной и обычной, повседневной жизни иудеев, как за­поведи, которые по своему характеру и содержанию подразделяют­ся на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

К числу первых относятся такие заповеди, которые: а) запре­щают поклонение перед другими богами, кроме своего Бога. "Я Гос­подь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства", говорится в связи с этим в главе пятой Второзакония, "да не будет у тебя других богов пред лицом Моим"; б) требуют от иудеев не творить себе кумиров и не создавать других изображе­ний. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в водах, ниже земли"2, назидается во Второзаконии; в) запрещают произносить имя Бога своего напрасно, "ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя его напрасно"; и г) обязывают "святить" день субботний. "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его" устанавливается во Второзаконии и тут же поясняется "шесть дней работай и делай всякие дела твои", а "день седьмой субботу Господу, Богу твоему"3.

Ко второй группе заповедей относятся заповеди, гласящие: 1) "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе"; 2) не убивай; 3) не прелюбодействуй; 4) не кради; 5) "не произноси ложного свидетель­ства на ближнего твоего"; и 6) "не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы­ни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ни всего того, что есть у ближнего твоего"4.

Не менее важное значение во Второзаконии, наряду с запове­дями, авторами Библии и ее толкователями, придается многочислен­ным и весьма разнообразным постановлениям и законам. "Вот за­поведи, постановления и законы, отмечается в связи с этим во Второзаконии, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас,


1 См.: АркоМ. Защита Моисеева Пятикнижия. Казань. 1870.

2 Гече Г. Указ. соч. С. 12.

3 Подробнее об этом см.: Вигуру Ф. Введение в Святое Писание Вет­хого Завета. М., 1897; Гече Г. Указ. соч. С. 54—95.

4 Гече Г. Указ. соч. С. 55

5 См.: Goldman S. God and Israel. L., 1957; Ljutostanski J. Leben und Treiben im judischen Kahal. Berlin, 1934.


1 Толковая Библия...книга Второзаконие. С. 595.

2 Там же. С. 606.

3 Там же.

4 Там же.





чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею"1.

С помощью "законов и постановлений" в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и де­ятельности людей. Причем речь шла не только о нормах материаль­ного права — регуляторах общественных отношений, выражаясь современным языком, но и о нормах процессуального права.

С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов, а также обязатель­ность в случае возникновения тяжбы, ее судебного рассмотрения. "Если будет тяжба между людьми, — говорится в главе 25 Второ­закония, — то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят"2.

Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний и иных необходи­мых для принятия судебного решения материалов и доказательств. В частности, устанавливалось, что "если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть"3.

Подобного рода процессуальные нормы закрепляли также по­рядок ответственности и порядок исполнения различных наказаний. Например, отдельно в законе предусматривалось, что "если винов­ный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету"4. В законе особо под­черкивалось, что "отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, а дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каж­дый должен быть наказываем смертью за свое преступление"'.

Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, вклю­чая, естественно, и те из них, которые составляют содержание Вто­розакония, в исследовательской литературе нередко называются "Законами завета", или "Законами Моисея". Последнее должно оз­начать, что автором этих законов, по преданию, исходивших от иу­дейского Бога Яхвы, фактически является пророк Моисей.

Так традиционно считалось вплоть до XI в. н. э., пока извест­ный еврейский философ Ибн Эзра (1092—1167 гг.) не высказал мысль о том, на основании своих исследований, что не все книги Ветхого завета были написаны Моисеем. Подобные сомнения в более поздний период выражали Гоббс, считавший Моисея автором лишь некото­рых глав Второзакония; Б. Спиноза, называвший авторство Моисея "необоснованным и абсурдным"; и некоторые другие мыслители6.


Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудей­ского права всегда существовали и существуют вместе с другими источниками, или формами, права, формируют его религиозный ха­рактер и содержание.

4. Одним из важнейших источников иудейского права являет­ся Талмуд. В различных научных изданиях и словарях он опреде­ляется не одинаково. В одних из них обращается внимание на то, что это — собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сло­жились в период с IV в. до н. э. и вплоть до V в. н. э.1. В других из­даниях Талмуд рассматривается как "толкования и дополнения рав­винов жидовских к Ветхому завету'.'2. В третьих же работах он пред­ставляется как "собрание священных писаний, формирующих иу­дейское гражданское и религиозное право и подразделяющихся на две группы под названием Мишны (сами тексты) и Гемары (толко­вание этих текстов)"3.

Общим для всех этих и иных представлений о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием священных древнейших писаний, относящихся к периоду с IV в. до н. э. по V в. н. э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкований. В системе норм и догматов иудейского права последним, по мнению исследователей, придает­ся, как правило, гораздо большее значение, чем первым4. Кроме того, нередко под сомнение ставится положение об одинаковой юридичес­кой и религиозно-духовной силе отдельных норм и догматов, содер­жащихся в Библии (Ветхом завете) и Талмуде. В последнем посто­янно проводится мысль, отмечают авторы, "о превосходстве творе­ний раввинов над творением, вдохновленным Богом". При этом в качестве доказательства приводятся такие подтверждающие пра­воту авторов положения — догмы, как: "Слова Талмуда более слад­ки, нежели слова Завета", "Грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии", "Не должно иметь общения с тем, кто име­ет в руках Библию, а не Талмуд", или: "Сын мой, относись с боль­шим вниманием к словам раввинов, чем к словам Завета"'1.

С древнейших времен и вплоть до наших дней было осуществ­лено много изданий Талмуда. В его первой части — Мишне было собрано огромное количество иудейских заповедей и сосредоточено множество "иудейских традиций, имеющих отношение к праву"6. Однако неизменным остается то, что в структуре и содержании





1 Толковая Библия ... Книга Второзаконие. С. 607.

2 Там же. С. 646.

3 Там же. С. 592.

4 Там же. С. 646.

5 Там же. С. 644.

6 Подробнее об этом см: Гече Г. Указ. соч. С. 55—56.


1 Словарь русского языка. Том IV. М., 1984. С. 336.

2 Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. М., 1882. С. 389.

3 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. P. 1861.

4 БренъеФ. Евреи и Талмуд. Париж, 1928. С. 61—66.

5 Там же. С. 64.

6 Falk Z. Yewish Law. P. 31.





Талмуда как в количественном отношении, так и в качественном, в смысле своего фактического приоритета в системе регулятивных средств и эффективности воздействия на общественные отношения превалирующими были и остаются раввинские толкования (Гемара).

По замечанию исследователей, раввинские толкования бук­вально наводнили по мере развития иудейского права Талмуд. Из­вестно, пишет по этому поводу Д. Рид, что "все, что где бы то ни было, могло произойти или случится в жизни еврея, регулировалось законами Талмуда: браки, разводы, имущественные сделки, коммер­ческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета". И поскольку в повседневной жизни постоянно происхо­дят непредвиденные события, вопрос о том, что законно и что не­законно, в каждом случае приводит к бесконечным дискуссиям, "ре­зультатом которых были наводняющие Талмуд объемистые прото­колы раввинских решений" — соответствующих толкований текстов заповедей1.

Наряду с многочисленными и многотомными решениями рав­винских судов2 данные, отчасти систематизированные, толкования следует рассматривать в качестве важных источников иудейского религиозного права.

Высокую значимость этих источников израильские авторы объ­ясняют тем, что хотя изначально, согласно замыслу творцов иудей­ского права, оно "должно было охватывать и решать все возника­ющие в жизни иудейского общества проблемы", тем не менее, прак­тика показала, что это невозможно было сделать раз и навсегда. В силу этого по мере изменения жизненных обстоятельств время от времени возникала необходимость вмешательства в процесс реали­зации этого права с целью его соответствующей корректировки как со стороны выполняющих академические функции религиозных кругов, так и со стороны применяющих это право раввинов3. Раввин­ское толкование стало объективной необходимостью и жизненной потребностью боговерных иудеев.

Нередко оно заменяет сам текст иудейских богословных поло­жений. Ибо даже тогда, когда раввинское толкование явно расходит­ся с изначальным содержанием "библейских повествований и свя­щенных традиций", оно, тем не менее, сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими рав­винами так называемая "теория (идея) чрезвычайной власти", со­гласно которой в чрезвычайных условиях допускается весьма ши­рокое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм4. Раввинское
1 Рид Д. Спор о Слоне. М., 1993. С. 89.

2 Falk Z. Jewish Law. P. 32.

3 Ibid. P. 33.

4 Ibid. P. 41—45.


толкование в таких случаях, именуемых чрезвычайными, получа­ет несомненное преимущество как перед подвергшимися толкова­нию библейскими текстами, так и перед соответствующими религи­озными нормами1.

5. Важными источниками иудейского права являются религи­озные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столе­тий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающи­еся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, пуб­личной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуаль­ных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно, оказывая воздей­ствие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только в традиционной для иудей­ского религиозного права сфере приложения сфере регулятив­ного воздействия семейного права, но и в сфере общественных от­ношений, опосредуемых нормами других отраслей права.

В качестве одного из примеров можно сослаться на несомнен­ное воздействие древних иудейских традиций и обычаев, на инсти­тут права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969 г.) право собственности на землю в этом госу­дарстве ограничивается не только такими свойственными законода­тельству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим соб­ственникам (разд. 14 Закона о земле), но и таким весьма своеобраз­ным принципом, как "принцип благопристойности", или "приличия" (principles of decency) в процессе реализации данного права2.

Данный принцип, с одной стороны, ограничивает право соб­ственности на землю, а, с другой выделяет его и подчеркивает его особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещав­ших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

"Землю не должны продавать навсегда, назидательно гово­рит Бог иудеям, ибо Моя земля", а вы являетесь "пришельцами и поселенцами у Меня"3. По всей земле "владения вашего дозволяй-


1 Falk Z. Jewish Family Law. P. 28.

2 Подробнее об этом см: Deutch М. Property Law // Shapira A., Dewitt-Arar K. (eds). Introduction to the Law of Israel. Tel Aviv, 1995. P. 159—166.

3 Толковая Библия... Книга Левит. С. 493.





те выкуп земли". При этом в отношении каждого иудея устанавли­ваются следующие правила: а) если "брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его"; б) если же "некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп"; в) в этом случае "пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое"; и г) если же "не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступает во владение свое"1.

Древние иудейские традиции и обычаи, как это видно из биб­лейских заповедей, не позволяли произвольно распоряжаться зем­лей, как с обычной недвижимостью и товаром. Основная причина этого состояла в том, что, по иудейскому преданию и древнему те­ократическому принципу, единым и постоянным собственником зем­ли является только сам Бог. Что же касается имеющих прямое от­ношение к нему "богоизбранных" иудеев, то они являлись лишь вре­менными собственниками земли — "пришельцами и поселенцами", и уже в силу этого право свободного распоряжения землей им не предоставлялось.

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилей­ного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собствен­ником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

Данное правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи лишь в пределах определенного срока ("известного числа лет жатв"2), было направлено на предотвраще­ние полного отчуждения земельных участков от их обедневших вла­дельцев, на предотвращение их полного обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на зем­лю, как и различные формы распоряжения ею преследовали не только и даже не столько сугубо коммерческие цели, выражаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегуманитарные цели. Помимо всего прочего это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа. Суть ее сводилась к соблюдению, помимо коммерческих правил, также и нравственных норм, содержавших в себе требования уважения, любви и справедливости по отношению к ближнему1.


"Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, — говорится по этому поводу в кни­ге Левит, — не обижайте друг друга". И дальше установочное по­вторение: "Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Гос­подь Бог ваш"1.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавши­еся по мере развития иудейского общества в традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только на эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Из­раиле современного светского права.

6. Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как "на­следие". В израильской научной литературе этот источник имену­ется также "культурным наследием" в широком смысле, "религи­озным наследием" или же "иудейским правовым наследием"2.

Однако независимо от названия в понятие "наследие"3 как ис­точника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл. А именно — констатируется факт перехода от одного поко­ления к другому сложившихся в течение всего предшествующего периода жизни иудейского общества религиозных, культурных, на­циональных, этических, общесоциальных, бытовых и иных обыкно­вений — феноменов, оказывающих влияние на процесс формирова­ния и развития иудейского права. В некоторых изданиях к этому дополняется, что в библейском смысле под "наследием" понимает­ся также: а) "богоизбранный народ"; б) израильтяне и в) христиан­ская церковь4.

"Наследие" как источник иудейского религиозного права тра­диционно представляется в качестве естественного правового источ­ника, порожденного самим обществом и регулирующего, а точнее — упорядочивающего многочисленные и многообразные отношения, возникающие в рамках этого общества. Что же касается его связи с современным израильским государством, то "наследие", будучи естественным источником иудейского права, по мнению исследова­телей, возникает до государства и существует помимо и независи­мо от государства5.

В подтверждение сказанного в научной литературе Израиля нередко даются ссылки на "естественное право" евреев возвращать­ся на постоянное место жительства на свою историческую Родину
1 Толковая Библия... Книга Левит. С. 492, 493.

2 Englard I. Law and Religion in Israel // The American Journal of Comparative Law. 1987. № l. p. 206—207.

3 Dictionary of Sociology and Related Sciences. Totowa, New Jersey, 1988. P. 283.

4 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. P. 851.

3 См.: Shachar Y. History and Sources of Israely Law // Shapira A; Dewitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 6—7.


1 Толковая Библия... Книга Левит. С. 493—494.

2 Там же. 493.

3 Там же.





Израиль, независимо от того, в какой стране они проживают и как долго они там находятся. Это право возникло задолго до того, как оно было закреплено в законодательстве Израиля (в Законе о возвра­щении 1950 г.), и имеет свои нравственные, логические и юридичес­кие корни, по мнению исследователей, именно в "наследии"'.

Еще во Второзаконии относительно иудейского народа в свя­зи с этим говорилось: "Хотя бы ты был рассеян (от края неба) до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя"2. И далее: "И (оттуда) приведет тебя Господь Бог твой в зем­лю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и об­лагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих0'.

О естественном характере права на возвращение евреев на свою историческую Родину, а также о том, что это право историче­ски заложено в самом "наследии", многократно повторялось вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е гг. XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства.

Так, обосновывая необходимость принятия Закона о возвраще­нии евреев, тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бэн Гурион подчеркивал, в частности, что не государство "дарует это право евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле" а как раз наоборот, "это право само создает условия для строительства изра­ильского государства". Источник права на возвращение евреев, от­мечал автор, следует искать "в исторических и никогда не преры­вавшихся связях еврейского народа с его Родиной"4. Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую Родину по времени "предшествовало возникновению государства". Существо­вание и реализация его "лишь подтверждает тот факт, что это право принадлежит каждому еврею уже в силу того, что он еврей"5.

Говоря о "наследии" как об источнике иудейского религиозного права, следует обратить внимание также на то, что оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права. По отношению к другим источникам израильского права, как свидетельствуют теория и практика, "на­следие" выполняет далеко не главную роль. Но, тем не менее, оно в практическом плане как источник права время от времени весь­ма активно проявляется и к тому же в отдельных случаях даже за­конодательно закрепляется.

В качестве примера можно сослаться на статью первую зако­на под названием "Основы права" (Foundations of Law), принятого


в 1980 г., которая гласит, что если суд в процессе рассмотрения дела не может найти ответ на возникший вопрос "в статутном или судеб­ном праве (case law), или не может решить его путем применения аналогии, то он должен рассмотреть его и принять решение, сооб­разуясь с принципами свободы, справедливости, беспристрастнос­ти и мирного израильского наследия"1.

Возможность использования "наследия" в качестве источника израильского светского права находит отражение и в некоторых других законодательных актах.

7. Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно — и как писания богословов, и как мнения различных иудейских акаде­мических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно по­нимания и толкования различных библейских положений и текстов.

На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает про­фессор 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарожде­ния, мы должны обращать внимание прежде всего именно на "ли­тературные источники"2, в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, "ни государство, ни другие со­циальные структуры не играли решающей роли в процессе форми­рования норм иудейского права и институтов". Эту роль выполня­ли "труды ученых — богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей, и правоприменителей"3.

По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако, тем не менее, доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израиль­ского светского права (такими, например, как доктрина "благоразу­мия"4) она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   61


написать администратору сайта