Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Все решения религиозных судов принимаются в основном на базе норм соответствующего религиозного права, действующего лишь в отношении лиц, принадлежащих к тем или иным религиозным сообществам. Перечень таких сообществ (в настоящее время их насчитывается 12) официально утверждается государством в лице его соответствующих органов и закрепляется в законодательном порядке4. Объем юрисдикции различных религиозных судов хотя и очерчивается в общем плане делами, касающимися "персонального статуса", но не у всех одинаково. Так, согласно законодательству, исключительная юрисдикция раввинских судов распространяется на все дела, касающиеся вступления в брак и разводов, а также на некоторые "другие специфические дела", сторонами в которых являются либо евреи, либо другие постоянные жители Израиля, не являющиеся евреями, или же граждане Израиля5. Исключительной юрисдикцией мусульманских религиозных судов охватываются все дела, касающиеся "персонального статуса" мусульман, являющихся гражданами Израиля, или же тех из них, 1 Englard I. Law and Religion in Israel. P. 186. 2 Ibid. 3 Ibid. 4 Ibid. P. 189. 5 Shatz I. Utopia and Messianism in the Thought of Rabbikook //Forum. 1978. № 32. P. 84—85. 6 Ben-Israel R. Labour Law // Shapira A., Dewitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 216—217. 1 Yadin U. Israel. P. 75—76. 2 Courts Law 5717—1957 (11 L.S.I. 157). S. 7. 3 Hecht A. Recent Developments Conserning Jurisdiction in Matters of Personal Status // Israeli Law Review. 1967. № 2. P. 488. 4 Yadin U. Israel. P. 76. Shachar Y. Op. cit. P. 32—33. 5 Rabbinical Courts Jurisdiction (Marriage and Divorce) Law 5713-1953 (7 L. S.I. 139). S. 2—5, 9. которые проживают в других странах, где согласно законодательству на них распространяется юрисдикция мусульманских религиозных судов. Эти суды не могут, однако, рассматривать дела, касающиеся усыновления и наследования1. Исключительная юрисдикция христианских религиозных судов охватывает собой все дела "персонального статуса" христиан, которые являются гражданами Израиля, касающиеся вступления в брак, разводов и алиментов2. Наконец, говоря об исключительной юрисдикции религиозных судов друзов, следует отметить, что в целом они аналогичны исключительной юрисдикции раввинских судов3. Все решения религиозных судов приводятся в исполнение через исполнительные органы и "теми же методами, что и решения гражданских судов"4. Судьи религиозных судов, также как и судьи гражданских судов назначаются Президентом Израиля по рекомендации Специального комитета (Nominations Committee), состоящего из представителей органов правосудия, министерств, членов Кнес-сета и адвокатуры (Chamber of Advocates)5. Рассматривая деятельность религиозных судов и оценивая сам факт включения их в судебную систему Израиля, многие ученые, занимающиеся данной тематикой, не без оснований замечают, что "религиозные суды являются уникальным феноменом правовой системы Израиля"6. Среди них особую роль и значимость имеют иудейские религиозные суды. Существование и функционирование их в судебной и правовой системе Израиля, несомненно, не только отражает весьма характерную, по сравнению с судебными и правовыми системами других стран, особенность общей системы израильского права, но и проливает свет на характер его взаимосвязей и взаимодействия с подсистемой иудейского права. 6. Помимо отмеченных особенностей современного израильского права в плане его взаимоотношений с иудейским правом следует обратить внимание также и на другие, весьма характерные для него в этом плане черты. Среди них следует назвать, в частности, такие его особенности, как широкое использование принципов персональное™ и территориальности в праве7; признание наряду со свободой вероисповедания, религии также права быть свободным от рели- гии1; органическое сочетание в государственно-правовой системе Израиля социально-политических и национальных ценностей и интересов с иудейскими, религиозными ценностями и интересами2, и др. § 5. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИУДЕЙСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА С СОВРЕМЕННЫМ ИЗРАИЛЬСКИМ ПРАВОМ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ Проблемы определения основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с формируемым государством Израиля светским правом имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Они в значительной степени затрагивают религиозные и иные интересы как тех иудеев, которые проживают на территории своей исторической Родины, так и тех, которые, оставаясь приверженцами своей религии, живут в других странах. В силу этого вопросам форм и путей взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного и израильского гражданского (в смысле — светского) права в научной юридической литературе всегда уделялось повышенное внимание3. Являясь неотъемлемой составной частью общей системы израильского права, иудейское право, несмотря на многочисленные сложности и противоречия в его взаимоотношениях с израильским гражданским правом, тем не менее решает с ним общие для всего израильского общества и государства проблемы. Вместе с другими составными частями — подсистемами общей системы израильского права оно разрешает проблемы, связанные с регулятивной деятельностью государства и религиозных институтов. С помощью норм, содержащихся в традиционных иудейских законах и заповедях, это право опосредует определенную область общественных отношений. Устоявшейся сферой "приложения" иудейского права является семейное право — преимущественно семей-но-брачные отношения, касающиеся заключения браков и осуществления с последующим оформлением разводов. В неразрывной связи и взаимодействии с израильским светским правом иудейское право разрешает проблемы, связанные с под- 1 Palestine Order-in-Council 1922—1947 (3 Laws of Palestine 2569). Art. 52. 2 Ibid. Art. 54. 3 Druze Religious Courts Law 5723-1962 (17 L.S.I. 27). S 4, 5; Yadin U. Op. cit. P. 76. 4 Yadin U. Op. cit. P. 76. 5 Ibid. P. 75. 6 Shachar Y. Op. cit. P. 32. 7 Rosen-Zvi A. Family and Inheritance Law // Shapira A., Dewitt-Arar (eds.). Op. cit. P. 76—77. 1 Englard I. Op. cit. P. 202. 2 Kretzmer D. Forty Years of Public Law // Israel Law — Forty Years... P. 341—367. 3 Cm.: Shapira A., Dewitt-Arar. (eds.). Op. cit. P. 31—35; Yadin U. Israel // Knapp V. (ed.). National Reports. Paris, 1972. Vol. I. Ch. 1. P. 75—78; Shochetman E. Esraeli Law and Jewish Law — Interaction and Independence: A Commentary // Israel Law — Forty Years. Proceedings of the Conference on Forty Years of Israeli Law held at the Faculty of Law, Yerusalem, November, 1988. Yerusalem, 1990. P. 525—552. держанием социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и в других странах. Современное израильское право стремится к достижению этой цели с помощью такого рода ярко выраженных по своей национальной окраске законов, как Закон о возвращении (1950 г.)1 и Закон об израильском гражданстве (Nationality Law — 1952 г.)2. Первый из них предоставляет право на иммиграцию в Израиль только евреям. "Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну", — устанавливается (ст. 1) в данном законе. Исключение из данного правила составляют, согласно этому закону и практике его применения Министерством внутренних дел Израиля, которое ведает вопросами гражданства, лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) "могут нанести вред общественному благополучию (public health) или безопасности государства"3; и в) "имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию"4. Второй из них — Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею — иммигранту (оле), прибывшему в эту страну3. Оба эти закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым — от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения1', весьма активно и эффективно служат в системе израильского законодательства "объединительным" интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами. На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено вместе с израильским гражданским правом также и иудейское религиозное право. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев, независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, каса- 1 Kretzmer D. Constitutional Law // Shapira A., Dewitt-Arar K. (eds). Op. cit. P. 42—43. 2 6 L.S.I. 50 (1950—1952). 3 Laws of the State of Israel. 5710—1950. Vol. 4. P. 114—118. 4 Laws of the State of Israel. 5714-1954. Vol. 8. P. 114. 5 Подробнее об этом см.: Конституционное право зарубежных стран / Под общей ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. JVL, 1999. С. 807. 6 См.: Gouldman М. The "Right to Return" and the Problem of the fugitive Offender // Yadin U. (ed). Israeli Reports to the Seventh International Congress of Law. Yerusalem, 1966. P. 92—101. ющихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению семейно-брачных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев1. Подчеркивая, что проблемы, касающиеся "религиозной юрисдикции и применения религиозного права, являются в Израиле постоянным источником юридических, политических и социальных конфликтов", исследователь израильского права И. Энглард не без оснований замечает по этому поводу, что "недопустимость гражданских браков и признание исключительности в решении этих вопросов религиозного права превратились в глазах религиозной части населения в важнейший символ еврейской сути израильского государства"2. Данное утверждение, продолжает автор, не подлежит сомнению, поскольку оно отражает сложившийся в Израиле status quo. Нарушение последнего, точнее — его возможные негативные последствия "для единства еврейского народа" выступают в качестве главного аргумента — политического средства защиты существующей в этой стране системы. Причем, заключает исследователь, данный аргумент, как показывает практика, в политическом отношении срабатывает весьма эффективно, поскольку "национальное единство евреев — это по своему характеру сугубо рациональная, если не сказать — довольно утилитарная цель, ради достижения которой в значительной степени складывается консенсус среди различных политических партий"3. 4. Наряду с названными, общими для всего еврейского сообщества и государства, проблемами иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии с израильским светским правом решает и многие другие аналогичные им проблемы. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности израильскому государству. Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях4. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля вопросам национально-патриотического воспитания евреев уделяется и сейчас5. Об этом свидетельствует как сама 1 Englard I. Law and Religion in Israel // American Journal of Comparative Law. 1987. № 1. P. 202—203. 2 Englard I. Op. cit. P. 202. 3 Ibid. 4 См.: Толковая Библия. Книга Второзаконие. Главы 7, 14. Стокгольм, 1987. С. 610—611, 623. 3Falk L. Jewish Family Law // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. IV. L., 1983. P. 43—44. практика государственной и общественной жизни Израиля, так и действующее законодательство1. В качестве примера можно сослаться на действующий в стране с 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется "цель государственного образования", сводящаяся прежде всего к тому, чтобы построить систему "первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры", "преданности своему государству и еврейскому народу"2. Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности, Закон о радиовещании в стране (The Broadcasting Authority Law), принятый в 1965 г. Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий в стране за все радиовещание и телевидение, среди прочих целей возлагается задача содействовать с помощью радио- и телевизионных программ "углублению знаний и укреплению связей" радиослушателей и телезрителей "с еврейским наследием и его ценностями", а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране3. 5. Среди общих, принципиально важных для нормального существования израильского общества и государства проблем, которые решаются совместными усилиями официальных, государственных и религиозных кругов с помощью правовых средств, содержащихся в религиозном и светском праве, далеко не последнее место занимают проблемы установления и поддержания в стране общественного порядка и законности4, обеспечения всесторонних гарантий прав и свобод граждан, сохранения и развития традиционных иудейских национальных, моральных и иных ценностей, поддержания и развития не противоречащих современной израильской действительности исторических традиций и обычаев, повышения эффективности существующих в стране государственных и общественных, включая религиозные, институтов, и др.5 Каждая из этих и иных, им подобных, общезначимых проблем опосредуется и решается религиозным и гражданским правом с функциональной точки зрения хотя и взаимосвязанно, во взаимодействии друг с другом и с другими подсистемами общей системы 1 Kretzmer D. Constitutional Law. P. 39—57. 2 7 L.S.I. 113 (1952—1953). 3 19 L.S.I. 103 (1964—1965). 4 Shetreet Sh. Developments in constitutional Law: Selected Topics // Israel Law — Forty Years. P. 368—430. 5 Cm.: Horowitz G. The Spirit of Jewish Law. N.Y., 1953; Fedeschi Y. and Yadin U. (eds.). Studies in Israel Legislative Problems. Yerusalem, 1966; Elon I. The Sources and Nature of Yewish Law and its Application in the State of Israel // Israeli Law Review. 1969. Vol. 4. P. 416—457. |