Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Следует заметить, что не все исследователи иудейского права в полной мере разделяют данное, по их мнению, слишком категоричное суждение. Его относят к разряду "довольно спорных и удивительных"2. Однако оно существует и имеет под собой, также как и весь процесс воздействия иудейского религиозного права на светское право и на общую систему израильского права в целом, весьма прочную моральную, религиозную и социально-политическую основу. Это доказано самой жизнью и многократно подтверждено проводившимися по этому поводу и предмету исследованиями. На вопрос — подвергается ли современное израильское право воздействию со стороны иудейского права и должно ли оно "вбирать в себя ■— в свою систему принципов, концепций и норм богатые традиции иудейского права" среди израильских юристов, политических деятелей, разделяющих разные взгляды и доктрины идеологов практически нет радикально отличающихся друг от друга ответов4. Все они положительны. Разница при этом заключается лишь в разной аргументации своих позиций представителями различных политических и социальных сил и различных взглядах на данный процесс. Так, например, "светские сторонники традиционного иудейского права" связывают прямое воздействие иудейского религиозного права на современное израильское право с "национальным ренессансом". Право при этом рассматривается как "важнейшая составная часть национальной культуры, как проявление особого человеческого гения, гениальное творение и артикуляция народного духа (Volksgeist)"5. Разделяя идеи исторической школы права, сторонники данного подхода исходят из того, что наступление еврейского национального ренессанса с необходимостью предполагает, с одной стороны, возрождение древнееврейского языка (hebrew), а, с другой — неразрывно связанного с ним "традиционного иудейского права"6. При этом в качестве идеальной модели взаимоотношения традиционного иудейского права с современным израильским правом рассматривается такая модель, при которой последним воспринимаются от первого лишь те "принципы и правила", которые соответствуют требованиям современного общества. 1 Kretzmer D. Constitutional Law. P. 47—48. 2 Ibid. P. 47. 3 Election Appeal 1/88. Neiman V. Chairman of Central Elections Committee, 42 (4). P.D. 189 (1988). 4 Kretzmer D. Op. cit. P. 47. 1 Englard I. The Place of Religious Law in the Israel Legal System. Part II // Mishpatin. 1970. Vol. 2. P. 513—514. 2 Ibid. 3 Lifshitz B. Op. cit. P. 509. 4 Englard I. Law and Religion in Israel. P. 203—204. 5 Ibid. P. 204. 6 Ibid. В основу данного подхода заложена общая идея о том, что "еврейская культура не является обязательно религиозной по своему характеру культурой. Религия составляет лишь часть этой культуры. Причем, хотя исторически она является очень важной, но, отнюдь, не решающей ее частью, или элементом"1. Иного взгляда на проблему характера, путей и форм воздействия иудейского религиозного права на современное израильское право придерживаются сторонники ортодоксальных религиозных кругов и соответствующих политических партий2. Их исходный постулат состоит в том, что "идеальное еврейское государство", а вместе с ним, соответственно, и право должны непременно иметь свою традиционную иудейско-религиозную основу". В силу того, рассуждают религиозные ортодоксы, что "религиозным правом охватываются практически все отрасли и институты частного права", то "восприятие традиционного иудейского права должно быть логическим следствием постулированной еврейско-религиозной природы современного израильского государства"3. Причем это восприятие должно быть, с точки зрения религиозных идеологов, не частичным, как полагают "светские круги" Израиля, а полным. "Частичное и выборочное восприятие иудейского религиозного права" современным израильским правом следует рассматривать, по их мнению, лишь как "промежуточную стадию" на пути полного возрождения традиционного иудейского права в Израиле4. 8. Наряду с прямым воздействием иудейского религиозного права на общую систему современного израильского права свое влияние на него оно оказывает также и косвенным путем. Речь при этом идет не об идеологической основе современного израильского права, создаваемой с помощью идей, традиций и канонов иудейского религиозного права, равно как и не о других сторонах и формах непосредственного интеллектуального и иного воздействия первого на второе. Имеется в виду влияние подсистемы иудейского религиозного права на светское право и на всю систему современного израильского права самим фактом своего существования и функционирования. Факт существования и функционирования иудейского права в общей системе израильского права, равно как и факт существования и деятельности религиозных (раввинских) судов не только официально признается в современном Израиле5, но и законодательно закрепляется. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов [Rabbinical Courts Jurisdiction (Marriage and Divorce) Law], принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев1. Исходя из того, что раввинские суды могут применять только нормы религиозного права, следует заключить, что данная сфера общественных отношений опосредуется только нормами иудейского религиозного права. Следует заметить, что исключительная юрисдикция иудейских религиозных судов на решение вопросов, касающихся браков и разводов, а вместе с ней и сфера "монопольного" регулирования данных общественных отношений с помощью норм религиозного права существовала и раньше2. Более того, она касалась не только иудейского суда, но и других религиозных судов и соответствующих религиозных норм. Каждое религиозное сообщество имело, как и в настоящее время, свои соответствующие суды и свое религиозное, чаще всего именуемое "персональным", то есть принадлежащим каждому отдельному лицу, а не органу или сообществу, право. Религиозные суды, равно как и соответствующие религиозные правовые массивы, были относительно обособлены от гражданских судов и светских правовых норм и имели определенную автономию3. После провозглашения независимости Израиля активность иудейских религиозных судов значительно возросла4, а традиционная сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права несколько расширилась. Согласно действующему законодательству, точнее — статутному праву, принимаемому Кнессетом, сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского права стала распространяться, кроме бракосочетания и разводов, также на некоторые отношения, связанные с взысканием алиментов, с материальным содержанием детей и супругов, усыновлением и удочерением, и др.5 Такое расширение сферы непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права, а вместе с тем — и сферы деятельности раввинских судов означало, что последние, наряду со своей традиционной исключительной юрисдикцией, приобрели также по некоторым вопросам, включая вопросы опеки и попечительства над детьми, наследования, имущественных отношений 1 Englard I. Law and Religion in Israel. P. 203—204. 2 Isaac A. Party and Politics in Israel: Free Visions of the Yewish State. Yerusalem, 1981. 3 Englard I. Op. cit. P. 204. 4 Ibid. 1 Rabbinical Courts Jurisdiction (Marriage and Divorce) Law 5713—1953 (7 L.S.I. 139). S. 1. 2 Shiloh I. Marriage and Divorce in Israel // Israeli Law Review. 1970. Vol. 5. P. 479—495. 3 Rosen-Zvi A. Op. cit. P. 75. 4 Chigier M. The Rabbinical Courts in the State of Israel // Israeli Law Review. 1967. Vol. 2. P. 147—165. 5 Family Law Amendment (Maintenance) Law 5719—1959 (13 L.S.I. 73); Women's Equal Rights Law 5711—1951 (5 L.S.I. 171) S. 7—9. между супругами и др., часть общей с гражданскими судами юрисдикции1. Отмечая весьма сложный, а зачастую — внутренне противоречивый характер подобного "совместного" регулятивного воздействия религиозного и светского права фактически на одни и те же общественные отношения, израильские исследователи констатируют, что в случае возникновения споров в данной сфере отношений правовое разрешение их зачастую идет параллельно в религиозных и гражданских судах "как дополнение друг к другу", а иногда имеет место полное их дублирование друг другом2. Само собой разумеется, как не без сарказма замечают некоторые авторы, что в случае возникновения при этом каких-либо проблем, влекущих за собой негативные последствия, каждая из сторон — религиозные и гражданские суды весьма настойчиво и последовательно возлагают вину за неудачное разрешение вопросов друг на друга. "Гражданские суды направляют свои осуждающие персты на религиозные, раввинские суды, а последние, в свою очередь, обвиняют в неудачах первых"3. Существование иудейского религиозного права наряду со светским правом, совместное разрешение ими общезначимых проблем и возникающих между ними коллизий, несомненно, накладывает значительный отпечаток на каждую из этих подсистем общей системы израильского права — на их характер, содержание, пути и формы их взаимосвязи и взаимодействия. 9. При этом, рассматривая различные пути и формы воздействия иудейского религиозного права на израильское светское право, не следует упускать из виду также пути и формы обратного воздействия светского права и соответствующих ему институтов на религиозное право и его институты. Такое воздействие всегда существовало и существует с момента появления светского права и осуществляется практически в тех же формах и через те же каналы, которые используются в процессе активного влияния религиозного права на светское4. Наиболее важными институтами, с помощью которых светское право воздействует на религиозное, являются высший законодательный орган Израиля — Кнессет и Верховный суд Израиля, а также отчасти — другие израильские гражданские суды. Несмотря на то, что в Израиле нет светского законодательства, опосредующего отношения, касающиеся браков и разводов, все вопросы бракосочетания и разводов евреев решаются исключительно на основе иудейского религиозного права и только раввинскими судами1, законодатель, равно как и Верховный суд страны, будучи органами государства — суверена, не остаются в стороне от процессов развития и применения иудейского права. Это присходит вопреки сложившемуся традиционно-религиозному мнению о том, что "светский законодатель" не может ни отменить, ни изменить те или иные религиозные акты или отдельные нормы, поскольку не он их устанавливал и "не он является источником религиозного законодательства"2. Единственно, что он может сделать "в силу суверенности самого государства", так это "рекомендовать судам, в том числе и религиозным, воздерживаться от применения той или иной нормы"3. Оказывая перманентное воздействие на религиозное право, "светский законодатель" Израиля придерживается, вопреки традиционно-религиозному представлению, совсем иного мнения. А именно — развиваемому рядом израильских юристов положению о том, что нет никаких оснований для того, чтобы "светский законодатель" не мог, в случае необходимости, отменять или изменять религиозные нормы, ибо "в отсутствие конституции в стране светский законодатель является всемогущим (all-powerful) органом"4. В плане реализации данного положения израильским законодателем был принят целый ряд нормативно-правовых актов, вносящих "коррективы" и дополнения в иудейское "процессуальное право". Среди них следует назвать, например, акты, касающиеся процедуры деятельности религиозных судов, порядка их формирования и функционирования, правил добывания и использования доказательств в суде, общей и исключительной юрисдикции религиозных судов, и др.5 Наряду с этим Кнессетом Израиля были приняты акты, вносящие существенные изменения и дополнения в иудейское "материальное право". В качестве примера можно сослаться на законодательство, "расширяющее границы гражданского права за счет иудейского религиозного права", в том числе на такие, как Закон о равноправии женщин (Women's Equal Rights Law, 1951), устанавливающий, вопреки существующим религиозным канонам и отдельным нормам, традиционно ставящим женщину в неравное положение с мужчиной, принцип равноправия ее в семейно-брачных отношениях; Закон о правоспобности и опекунстве (Capacity and guardianship Law, 1962), ставящий на первый план при разводах или решении вопросов усыновления и удочерения интересы детей; Закон об имущественных отношениях супругов (Spouses Property Relations Law, 1973), закрепляющий принцип "равноправия и со- 1 Rosen Zvi A. Op. cit. P.76. 2 Ibid. 3 Frimer D. Israel Civil Courts and Rabbinical Courts under one Roof // Israel Law — Forty Years... P. 553. 4 Cm.: Bazak Y. (ed.). Jewish Law and the State of Israel. Yerusalem, 1969. 1 Yadin U. Israel. P. 81. 2 Balaban V. Balaban (1960). 14 P.D. 285. 3 Ibid. 4 Ibid. 14 P.D. 291. 5 Rosen-Zvi A. Family and Inheritance Law. P. 81. трудничества" супругов при разрешении возникающих между ними имущественных споров; и др.1 Воздействие израильского светского права на иудейское религиозное право через судебную систему и, в первую очередь, через Верховный суд страны и Высокий суд справедливости проявляется в следующем. Во-первых, в том, что Раввинат страны, а вместе с ним и раввинские суды "подпадают под юрисдикцию Высокого суда справедливости"2. Попытки религиозных кругов доказать обратное вызвали соответствующее решение Верховного суда Израиля о том, что "обладание высшей властью в делах, касающихся иудейского права и практики его применения", Раввинат страны, тем не менее, "остается субъектом юрисдикции Высокого суда справедливости"3. К компетенции последнего относится, в частности, пересмотр ("корректировка") решений Главного раввината страны, в которых содержатся противоречащие действующему законодательству "нормы административного права"4. В рамках своей компетенции Высокий суд справедливости рассматривает также аппеляции на решения того или иного религиозного суда, который, по мнению истца, при рассмотрении дела "вышел за рамки своей юрисдикции". В частности, полным основанием для признания любого решения раввинского суда Высоким судом справедливости недействительным может служить даже сомнение в том, что хотя бы один из участников судебного процесса является евреем". Корректируя решения религиозных судов и приводя их в соответствие с действующим законодательством, высшие судебные инстанции страны тем самым корректируют соответствующим образом и религиозное законодательство. Во-вторых, в том, что высшие судебные инстанции Израиля, выступая в качестве средства воздействия светского права на религиозное, корректируют его не только в процессе применения, но и в ходе его толкования6. Причем последнее касается не только его отдельных норм или институтов, но и используемых в религиозном праве и светском законодательстве терминов. В качестве примера можно сослаться на корректировку религиозного права Верховным судом Израиля при толковании им юридически важного для законодательства этой страны — его теории и практики — термина "еврей". Традиционно, согласно "ортодоксальному раввинскому подходу" к этому понятию, в качестве евреев признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как религиозную веру и не признающие какой-либо иной веры1. |