Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Причин создавшегося положения с конституцией страны, а соответственно, и с конституционным отражением проблем соотношения права и религии, светского и религиозного права, довольно много, и все они, как правило, обстоятельно рассматриваются в научных исследованиях6. Но наиболее важные из них и наиболее часто повторяющиеся в юридической литературе Израиля и других стран следующие. 1 Подробнее об этом см.: Конституционное право зарубежных стран. С. 806—810. 2 Yadin U. Op. cit. Р. 78. 3 Livneh Е. Legal Restrictions on the Freedom of Religion and Expression // Yadin U. (ed.). Israeli Reports to the Seventh International Congress of Comparative Law. Yerusalem, 1966. P. 74. 4 Lahav P. American Influence on Israel's Jurisprudence of Free Speech // Hastings Constitutional Law Quarterly. 1981. Vol. 9. P. 21. 5 Jorney U. Precedent in the Supreme Court of Israel // Harvard Law Review. 1955. Vol. 68. P. 1194. 1 Klein C.Israel // Comparative Law Yearbook. 1981. Vol. 5. P. 121. 2 Shachar Y. Op. cit. P. 1. 3 Ibid. P. 4. 4 Ibid. P. 1. 5 Englard I. Law and Religion in Israel // The American Journal of Comparative Law. 1987. № 1. P. 190. 6 Cm.: Shetreet Sh. Developments in constitutional Law: Selected Topics // Israel Law — Forty Years... P. 414—430. Во-первых, затянувшееся на многие годы и фактически не прекращавшееся в течение ряда лет с момента возникновения Израиля состояние войны с соседями, арабскими странами, мешавшее Израилю четко установить свою территорию, определить свои границы и решить другие, требующие своего решения и закрепления вопросы1. Во-вторых, существовавшая особенно в первые годы после достижения Израилем своей самостоятельности "общая нечеткость характера его политической системы и общих целей государства — требующих своего непременного закрепления в конституции". В-третьих, продолжавшая и продолжающая воздействовать на правотворческую и иную юридическую деятельность Израиля правовая доктрина, традиция и практика конституционного права Великобритании, в которой, как известно, нет своей формальной, писаной Конституции2. И, в-четвертых, негативное отношение к идее разработки и принятия Конституции Израиля религиозных партий. Данная причина, по мнению экспертов в этой области знаний, является "главной причиной провала попыток принятия конституции страны"'1. Блокируя процесс принятия конституции Израиля, религиозные партии, как подчеркивается в научной литературе, опасались, что конституция может подвергнуть сомнению некоторые положения традиционного иудейства и тем самым ущемить иудейское религиозное право. В качестве основного аргумента этих партий и стоящих за ними ортодоксальных религиозных кругов при этом был и остается тезис о том, что поскольку еврейскому народу с незапамятных времен Бог дал свое, "божественное (читай — древнеиудейское) право", то он не нуждается больше ни в каком другом "более высоком праве"4. Следует заметить, что в качестве одной из причин непринятия конституции Израиля на ранних стадиях существования его как самостоятельного государства некоторыми авторами называется и субъективная причина. А именно — "отсутствие страстного желания у всемогущественного в тот период первого премьер-министра Израиля Д. Бэн Гуриона" принимать конституцию, которая неизбежно сузила бы рамки его самостоятельности и поставила бы под контроль Верховного Суда страны все издаваемые им в процессе своей деятельности нормативные акты3. Однако отсутствие писаной конституции Израиля вовсе не означает, что в стране нет основополагающих по своей юридической природе актов, в которых бы, наряду с другими жизненно важ- ными вопросами, в определенной мере не отражались бы и не закреплялись различные стороны и аспекты взаимосвязи и взаимодействия общей системы современного израильского права с иудейским религиозным правом. Это, прежде всего, одиннадцать основных законов, принятых в период с 1958 по 1992 г. Среди них, в связи с рассматриваемой проблематикой, следует особо выделить Закон о свободе занятий, принятый в 1992 г. и радикально измененный в 1994 г., Закон о гражданских судах, вступивший в силу в 1984 г., Закон о достоинстве и свободе человека, принятый в 1992 г., и др.1 Со средины 90-х гг. на рассмотрении парламента Израиля (Кнессета) находятся еще два основных закона, точнее — их проектов: "Фундаментальные права человека" и "Законодательство", которые должны "завершить, — по словам израильского ученого Д. Кретцмера, — процесс создания формальной конституции Израиля"2. Первый из этих актов должен определить все основные права и свободы граждан, которые в обязательном порядке подлежат защите со стороны государства и повседневному надзору со стороны суда. Второй акт должен "закрепить статус каждого из основных законов и придать Верховному Суду Израиля юрисдикцию Конституционного Суда"3. Отсутствие письменной Конституции в стране, а следовательно, и конституционного закрепления характера взаимосвязи и взаимодействия общей системы израильского права с подсистемой иудейского, религиозного права юристами Израиля — теоретиками и практиками воспринимается неоднозначно. Если одни из них, судя по общему смыслу их высказываний4 относительно того, что отсутствие письменной Конституции не восполняется существующими основными законами, самой логикой их рассуждений исходят из необходимости обязательного существования письменной Конституции в стране, то другие авторы придерживаются иного мнения. Конституционный строй, как и само конституционное право "вовсе не' обязательно должны зависеть от существования жесткой конституции" — считает, например, профессор Р. Гависон. Главное при этом, по мнению автора, состоит в том, чтобы конституционным правом охватывались, по меньшей мере, две группы таких "весьма важных, фундаментальных вопросов", как а) вопросы, касающиеся государственной власти: ее содержания, порядка формирования, функций и характера взаимоотношений с дру- 1 Klein C. Op. cit. P. 172. 2Kretzmer D. Constitutional Law // Shapira A., Dewitt-Arar. K. (eds.). Introduction to the Law of Israel. Tel Aviv, 1995. P. 57. 3 Ibid. 4 Lezner N. International Law and the State of Israeli // Shapira A., Dewitt-Arar K. (eds). Op. cit. P. 383—384. 1 Klein С. Public Law in Israel: A General Background. P. 172. 2 Конституционное право зарубежных стран. С. 806. 3 Klein С. Op. cit. Р. 172. 4 Ibid. 5 Ibid. гими властями, и б) вопросы, затрагивающие основные права и свободы граждан и их судебной защиты1. Однако, как бы там ни было, вопрос о разработке и принятии письменной конституции фактически никогда, со времени получения Израилем независимости в 1948 г., не сходил с повестки дня. В научной юридической литературе Израиля в связи с этим практически всегда и весьма последовательно проводилась мысль о том, что совокупность основных законов, несмотря на декларируемую "суверенность" парламента (Кнессета) и неподверженность принимаемых им актов, включая основные законы, судебному контролю, не может заменить собой формальной (писаной) конституции2. К тому же эти акты, по мнению специалистов в области конституционного права Израиля, "в нормативном плане", с точки зрения их юридической силы ничем не отличаются от обычных законов, принимаемых Кнес-сетом3. Аналогично обстоит дело и с таким фундаментальным, основополагающим для общества политической и государственно-правовой жизни Израиля актом, как Декларация независимости. Данный акт, хотя и является одним из тех актов, к которым апеллирует суд, в частности, при рассмотрении вопросов, касающихся свободы вероисповедания, свободы совести, выбора языка или права на образование, но, тем не менее, он не имеет статуса конституционного акта и, естественно, не может подменить собой конституцию4. Декларация независимости Израиля, особо подчеркивается в юридической литературе, по своей природе и характеру не является и не может быть конституцией5. Больше того, с точки зрения юридической силы Декларация не может считаться даже обычным статутом, поскольку она сама по себе "не предоставляет гражданам каких бы то ни было прав и не возлагает на правительство каких-то обязанностей"6. Правовая значительность Декларации заключается лишь в том, что она "служит в качестве инструмента интерпретации (толкования) правовых актов". Ибо, когда суд сталкивается с разноречивыми толкованиями статута, он всегда склоняется к тому из них, которое согласуется с буквой и духом Декларации, особенно в вопросах обеспечения и защиты гражданских прав7. 4. Важная особенность общей системы современного израильского права в плане выявления характера его взаимосвязи и взаи- модействия с подсистемой иудейского религиозного права обусловливается тем, что в этой стране нет фактически ни формального, ни реального отделения государства от реализации, а, следовательно, и религии от издаваемого государством права. Констатируя данное обстоятельство, исследователи израильского права поясняют, что несмотря на то, что в государственно-правовой системе Израиля "нет никаких конституционных положений и преобразований относительно того, чтобы глава государства или любой иной политический функционер обязательно должен быть иудеем, правовая система тем не менее используется для того, чтобы наделять реальной властью религиозные институты и применять религиозные по своей природе нормы"1. В формально-юридическом и практическом плане это означает, что в стране отсутствует четкое разделение между государственно-правовой сферой, с одной стороны, и религиозно-правовой сферой, с другой, что религиозные идеи, традиции и доктрины пропитывают собой всю государственно-правовую жизнь Израиля, а государственно-правовые учреждения, нормы и институты широко используются для поддержания религиозно-правовой жизни. Отмечая тот факт, что "среди западного стиля современных демократий нет другой страны, где бы так интенсивно использовались различия в государственной жизни, как в Израиле, И. Инглард приходит к далеко идущему, с точки зрения выяснения характера отношений между общей системой израильского правительства и подсистемой иудейского, религиозного права, выводу о том, что "контраст между правом и религией это — скорее контраст между различными формами, нежели между их сущностями или содержанием"2. При этом право (в широком смысле) понимается как "правовая система израильского государства, порожденная его законодательными органами и проводимая в жизнь его соответствующими официальными институтами (агентствами)"3. Что же касается религии, то она представляется "в основном, но не исключительно" в виде такого религиозного течения, как ортодоксальный иудаизм (отличие от других его течений — реформированного и консервативного иудаизма), который "был создан с помощью раввинских традиций и который признается большинством верующих в Израиле евреев"4. В дополнение к сказанному поясняется, что а) ортодоксальный (раввинский) иудаизм, в отличие от других его течений, "в более значительной мере акцентирует внимание на правовых аспектах (срезах) религии" и б) наряду с постоянным воздействием на процесс принятия государством нормативно-правовых актов, он одно- 1 Javison R. Forty Years of Israeli Law: Constitutional Law // Israel Law — Forty Years... . P. 432. 2 Englard I. Law and Religion in Israel. P. 190. 3 Kretzmer D. Constitutional Law. P. 40. 4 Englard I. Op. cit. P. 190. 5 Youldman M. The "Right to Return" and the Problem of the Fugitive Offender // Yadt'n 17. (ed). Israeli Reports to the Seventh international Congress of Law Ierusalem, 1966. P. 92. 6 Shetreet Sh. Op. cit. P. 412. 7 Ibid. 1 Kretzmer D. Op. cit. Р.48. 2 Englard I. Op. cit. P. 185. 3 Ibid. 4 Ibid. 12 - 1917 временно стремится к созданию и своего собственного правового поля в виде "чисто" религиозного права1. Иудейская религия в Израиле, отмечается в литературе, проявляет себя не только духовно, в традиционных для любой религии формах, но и "путем установления своих собственных (религиозных) правовых норм". При этом иудейское, религиозное право, по убеждению И. Ингларда, "не следует рассматривать как право, полностью разделенное с государственным правом или же как противостоящее ему"2. Это скорее родственный и в то же время "состязательный" по отношению к нему феномен, стремящийся выступать в общей системе израильского права по отношению к "государственному законодательству", как некая его альтернатива3. Исходя из "родственного характера" подсистем государственного права и иудейского права, а также из социально- и национально ориентированного сходства лежащих в их основе светских и религиозных доктрин, в научных и политических кругах Израиля издавна развивались идеи о необходимости и допустимости интеграции "антропоцентричного, светского по своему характеру движения политического сионизма" с некоторыми разновидностями (движениями или направлениями) иудаизма4. При этом "светский сионизм" рассматривается не иначе, как "необходимая стадия в процессе духовного и национального возрождения еврейского народа и движения его по пути, ведущему к временам прихода Мессии"5. 5. Кроме названных отличительных черт общей системы израильского права, выявление и раскрытие которых способствует углубленному пониманию характера его взаимосвязей и взаимодействия с иудейским правом, следует указать также на то, что данная правовая система не только формируется, но реализуется как с помощью светских государственных органов, так и с помощью религиозных судов. В судебной системе Израиля последние действуют наряду с гражданскими судами, состоящими из судов общей юрисдикции (Верховный суд, Окружные суды и Суды магистратур), а также специальных судов (судов по рассмотрению трудовых споров — Labour Courts, и др.)6. В стране, как известно, нет ни конституционного суда, ни судов присяжных. Нет также (по примеру и под влиянием Великобритании) подразделения судов на административные и коммерческие. Уголовные и гражданские дела рассматриваются в судах общей юрисдикции1. Верховный суд Израиля, являясь высший судебной инстанцией, выступает одновременно как апелляционный суд (по апелляциям на решения окружных судов) и как суд первой инстанции по ряду дел, рассмотрение которых не входит в юрисдикцию других судов и трибуналов. Верховный суд в последних случаях действует также по аналогии с судебной практикой Великобритании как Высший суд справедливости (a High Court of Justice), нередко исходя их необходимости вынесения более мягкого решения по тому или иному делу в интересах справедливости2. Религиозные суды занимают далеко не последнее место в судебной системе Израиля, хотя сфера деятельности их ограничена "делами персонального статуса" граждан3. На рассмотрение этих дел, в зависимости от их характера, они имеют либо исключительную, либо совместную с гражданскими судами юрисдикцию. В стране существует четыре вида религиозных судов. Это раввинские суды, мусульманские (шариатские) религиозные суды, различные христианские религиозные суды и религиозные суды друзов — арабов, которые являются приверженцами одной из мусульманских шиитских сект, основанных в XI в. |