Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
израильского права, но в то же время в структурном плане, с точки зрения особенностей составляющих их норм, сфер приложения и методов осуществления содержащихся в них велений1, относительно обособленно друг от друга. В переводе на язык практики это означает, что в процессе решения общих государственных и общественных проблем в иудейском религиозном и израильском светском праве сказывается не только их стратегическая общность, но и предметная, тактическая особенность. Последняя нередко служит причиной несогласованности, а иногда и противоречивости в механизме взаимосвязи и взаимодействия иудейского права с гражданским правом. Наиболее часто, как отмечается в израильской юридической литературе, это случается тогда, когда иудейское религиозное право, особенно в его ортодоксальном варианте, не только не согласуется с современной реальной действительностью, но и противоречит ей2. Это — своего рода противоречия между тем, что называется, по словам профессора Тель-Авивского университета А. Розен-Цви, книжным правом, то есть правом, содержащимся в религиозных книгах и писаниях, с одной стороны, и правом, которое существует в реальной жизни (Law in Reality), с другой. Причем эти противоречия касаются не только второстепенных, но и весьма важных вопросов жизни отдельных лиц и всего общества в целом, таких, в частности, как вопросы ограничения права вступать в брак по различным религиозным причинам, вопросы, связанные с нарушением равноправия женщин с мужчинами, ограничением их права заключать сделки, и др.3 Это противоречия, которые возникают в основном в сфере брачно-семейных отношений. Однако они возникают и в других сферах жизни общества. Например, в армейской среде при решении вопросов о прохождении воинской службы верующими девушками — иудейками (religious girls) и студентами "ультра-ортодоксальных талмудистских школ". Дело в том, что согласно действующему законодательству Израиля в стране установлена всеобщая воинская обязанность, согласно которой все девушки и юноши должны проходить службу в армии, в то время как существующие иудейские правовые каноны не позволяют этого делать определенным, в том числе и названным, группам лиц4. В связи с этим возникает трудно преодолимый с помощью юридических средств тупик, выход из которого официальными государ- 1 Falk L. Jewish Law // Duncan J., Derretн M. (eds). An Introduction to the Legal Systems. L., 1968. P. 47. 2 Shochetman E. Israeli Law and Jewish Law. — Interaction and Independence: A Commentary // Israel Law — Forty Years... P. 525—536. 3 Rosen-Zvi A. Family and Inheritance Law // Shapira A., Dewitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 83. 4 Englard 1. Op. cit. P. 201. ственными и религиозными кругами Израиля изыскивается за пределами права. Что же касается ожидаемого вполне логичного в таких случаях религиозного вмешательства Верховного суда страны в разрешении возникающих правовых коллизий, то он, как отмечают исследователи, ведет себя весьма осторожно и "довольно неохотно вмешивается в подобные дела". Основная причина такого поведения Верховного суда заключается в том, что он опасается тем или иным своим решением "нарушить весьма деликатный баланс сил, установившийся в обществе благодаря политическим договоренностям"1. Противоречия между нормами и содержащимися в них требованиями иудейского, религиозного и государственного, светского права возникают в израильском обществе и во многих других сферах и случаях2. Например, нередко причинами их возникновения становятся традиционные иудейские праздники, такие, в частности, как иудейская суббота (Sabbath). Правовые коллизии в таких случаях возникают в силу того, что согласно религиозным канонам и содержащимся в них нормам в субботние дни запрещается какая бы то ни была трудовая деятельность правоверных евреев, в то время как реальная жизнь и сложившиеся в современном обществе отношения, опосредуемые с помощью норм светского права, предъявляют к тем же правоверным евреям, работающим в системе медицинского, транспортного и иного повседневного жизнеобеспечения общества, совсем другие требования. А именно — обеспечения нормальной жизни общества во все без исключения дни, включая и субботние3. Верховный суд Израиля, к которому не один раз аппелирова-ли по поводу данного противоречия религиозного и светского права как ортодоксальные евреи, так и сторонники светской (сионистской) идеологии, придерживался в своих решениях, как и в других аналогичных случаях, весьма осторожной, по существу до конца не решающей данной проблемы позиции4. В результате — противоречия между иудейскими канонами, касающимися субботы — "священного дня молитв и отдохновения от мирской суеты", и требованиями повседневной жизни общества, отраженными в светском праве и идеологии, не только сохраняются, но и время от времени обостряются. Так было, например, в марте 2000 г. во время визита Папы Римского в Израиль, когда возникла проблема пилотирования вертолета, который должен был доставить понтифика в субботу из Иерусалима в Назарет5. Так бывает и в других им подобных случаях. Освобождение же от субботних ограничений военнослужащих, полицейских, пожарных и врачей в целом проблем, связанных с "субботними противоречиями" иудейского религиозного и израильского права, не решает. Противоречия между религиозным и светским правом Израиля, кроме названных сфер, имеют место и в других областях общественной жизни, включая даже те, которые обычно относятся к разряду деликатных. Они касаются, например, искусственного оплодотворения замужних женщин. Светское право при этом не только не запрещает, а, наоборот, всячески поощряет искусственное оплодотворение, стремясь к созданию всех необходимых условий для укрепления бездетных семей таким путем, в то время как иудейское религиозное право накладывает "табу" во всех таких случаях и особенно тогда, когда речь идет о доноре-мужчине, не являющемся мужем решившейся на искусственное оплодотворение женщины. Иудейские религиозные ("раввинские") суды при этом квалифицируют подобного рода "деяния" как "квази-прелюбодеяния" и, соответственно, предают анафеме всех согласившихся на проведение искусственного оплодотворения женщин'. Искусственное оплодотворение "от семени другого мужчины" рассматривается, в частности, Раввинским судом г. Иерусалима как поступок, "бесчестный" по отношению "к Богу и мужу" и "оскорбительный", грубо нарушающий моральные законы и устои Израиля. Во всех таких случаях, согласно решению этого религиозного суда, у мужа возникает право требовать развода, а у жены — "обязанность дать согласие на развод"2. 6. Наличие общих целей и задач, решаемых совместными усилиями представителей иудейского религиозного сообщества и официальных кругов Израиля с помощью правовых средств3, с одной стороны, а также наличие многочисленных противоречий между иудейским правом и светским правом, с другой, весьма остро ставят на повестку дня вопросы, связанные с основными путями и формами их взаимосвязи и взаимодействия. Как уже отмечалось, это не только теоретически, но и практически важные вопросы. Ибо от того, насколько быстро и эффективно они решаются, напрямую зависит разрешение проблем внутренней связанности и согласованности иудейского права с гражданским правом, а вместе с тем — проблем повышения эффективности общей системы израильского права в целом. 1 Shifman P. Family Law in Israel: The Struggle between Religious and Secular Law // Israel Law — Forty Years... P. 543. 2 Подробнее об этом см.: Ibid. P. 543 — 545. 3 См.: Yadin U. Israel // Knapp V. (ed.). National Reports. Vol. I. Ch. 1. Paris, 1972. P. 75—79; Shapira A. and Dewitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 31—33. 1 Englard I. Op. cit. P. 201. 2 Maoz A. The Institutional Organization of the Israeli Legal System // Shapiro. A., Dewitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 32—35. 3 Englard I. Op. cit. P. 201. 4 Ibid. P. 199. 5 Сегодня. 2000. 21 марта. Говоря о путях и формах взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с израильским светским правом, многие авторы не без оснований акцентируют внимание на следующих двух обстоятельствах. Во-первых, на том, что взаимосвязь и взаимодействие двух рассматриваемых правовых подсистем — это не только "чисто" юридический, но и социально-политический процесс. По мнению профессора Б. Лифшитца, его "нельзя понять только с точки зрения чистого права"1. Любые дискуссии по данному вопросу, замечает автор, с неизбежностью затронут "проблемы политического, религиозного и социального плана". Попытки же рассмотрения вопросов взаимосвязи и взаимодействия иудейского и светского права лишь "под углом зрения одних только голых юридических фактов непременно приведут к созданию весьма искаженной картины"2. А, во-вторых, на том, что это не односторонний, а двусторонний процесс. Иудейское религиозное право, как и иудейская религия в целом оказывают в различных формах и разными путями значительное влияние на израильское светское право. В свою очередь последнее оказывает обратное воздействие на первое, равно как и на иудейскую религию в целом. Вопрос при этом, по мнению И. Энглар-да3, заключается лишь в следующем: а) "как религиозный феномен регулируется с помощью норм государственного права?"; б) в какой степени и до какого предела "иудейская религия поддерживается с помощью правовых средств еврейским государством"; и в) в какой мере "иудейские религиозные правовые традиции оказывают влияние на израильскую правовую систему не только и даже не столько фактом своей религиозной значимости, сколько фактом своего существования в качестве национального и культурного наследия"4. 7. Рассматривая вопрос о путях воздействия иудейского права на светское право, а вместе с тем на правовую систему Израиля в целом, следует выделить два основных пути — прямой и косвенный. Такое выделение довольно условно, поскольку в реальной действительности они зачастую переплетаются. Прямое воздействие иудейского права проявляется в том, что оно создает, наряду со светскими (сионистскими) взглядами и доктринами, идеологическую основу современной правовой системы Израиля, религиозно-этический фундамент правотворческой, а, отчасти, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Под сильным влиянием иудейских религиозных традиций и догм находится, в частности, законодательная деятельность парла- мента (Кнессета) Израиля. Исследователи отмечают, что религиозное влияние сказывается не только на традиционном семейном праве, но и на других отраслях права: уголовном, гражданском, административном, трудовом и др.1 Более того, влияние иудейского религиозного права в значительной мере сказалось также на становлении и развитии основного, фундаментального законодательства Израиля, в частности, на подготовке и принятии Декларации независимости2. Хотя в научной литературе последовательно акцентируется внимание на том, что Декларация стала историческим компромиссом "между всеми социальными группами, существовавшими в момент разработки и принятия данного документа в израильском обществе", начиная от "широкого спектра иудейского религиозного сообщества" и кончая "либералами, лейбористскими сионистами и коммунистами"3, фактически же, как показала жизнь и последующая судебная практика Израиля по рассмотрению исков, связанных с оспариванием содержания отдельных принципов, зафиксированных в Декларации4, в данном документе изначально преобладали традиционные иудейские ценности и идеи. Речь идет, в частности, о содержании одного из принципов, зафиксированных в Декларации, который гласит, что государство под названием Израиль является "еврейским государством" (Jewish State). Данный принцип, по мнению некоторых исследователей, "уравновешивается" и "нейтрализуется" другим, демократическим принципом, провозглашающим израильское государство как "демократическое государство"5. Однако поскольку изначально ни в законодательных актах, ни в решениях Верховного суда Израиля никаких разъяснений и "самоопределений" "еврейского государства" не давалось, то оно, порождая длительные споры среди различных слоев населения Израиля, в одних случаях понималось как государство "еврейского большинства", которое составляет примерно две трети всего населения Израиля и которое только и является "элементом, делающим Израиль государством евреев"6. В других случаях оно трактовалось в "мессианском духе", то есть в традиционном иудейском духе — в 1 Hecht A. Legal Restrictions on the Freedom of Occupation // Yadin U. (ed.). Israeli Reports to the Seventh International Congress of Law. Yerusalem, 1966. P. 90—91. 2 Garisson R. Forty Years of Israeli Law: Constitutional Law // Israel Law Reliew. 1990. Vol. 24. P. 431—450. 3 Shetreet Sh. Op. cit. P. 414. 4 Gardor V. Chairman of Central Elections Committee for the Six Knesset, 19 (3). P.D. 365 (1965); Neiman V. Chairman of Central Elections Committee for the 11 Knesset, 39 (2). P.D. 225, 275—276, 304—324 (1985). 5 Kretzmer D. Constitutional Law // Shapira A., Deivitt-Arar K. (eds.). Op. cit. P. 47—48. G Ibid. P. 40. 1 Lifshitz B. Israeli Law and Jewish Law — Interaction and Independence // Israel Law — Forty Years... P. 507. 2 Ibid. 3 Englard I. Law and Religion in Israel. P. 186. 4 Ibid. виде "средства вхождения в золотой век (millennium)"1. В третьих же случаях, в последующей трактовке Верховным судом Израиля и высшим законодательным органом страны в ряде принятых им в 1992 г. законов (таких, как "О свободе и достоинстве человека", "О свободе занятий" и "Политических партиях") принцип "еврейского государства" понимался в смысле "еврейского демократического государства"2. При этом при рассмотрении очередной апелляции в Верховном суде Израиля на решение нижестоящего суда, касающегося содержания принципа "еврейского государства", выражалась уверенность в том, что "существование государства Израиль в виде государства еврейского народа не отрицает его демократического характера, точно так же, например, как существование французской Франции не отрицает ее демократического характера"3. Аналогичная мысль проводилась и в научной литературе. Утверждалось, в частности, что "синтез двух принципов", провозглашенных в Декларации, должен способствовать тому, что "концепция еврейского государства" будет согласовываться с концепцией и принципом демократического государства4. Однако, как бы то ни было, независимо от первоначального понимания Декларации, точнее — содержащихся в ней принципов или же последующего ее расширительного (в демократическом духе) толкования вполне очевидным является то, что в основе этого важнейшего для Израиля политико-правового акта были заложены фундаментальные иудейские ценности и интересы. Исходя из сказанного законодательную деятельность парламента Израиля, осуществляемую под непосредственным влиянием иудейских религиозных взглядов и доктрин, вполне логично и допустимо, как представляется, рассматривать в качестве одной из важнейших форм прямого воздействия иудейского права на светское и на всю систему израильского права. В качестве другой не менее важной формы можно рассматривать аналогичную иудейско-правотворческую и правоприменительную деятельность Верховного суда Израиля и всех иных его гражданских (в смысле — нерелигиозных) судов. Судебная система Израиля, также, как и деятельность высшего законодательного органа страны — Кнессета, находится под влиянием иудейских религиозных традиций и догм. Еврейский судья, отмечается в специальной литературе, "эмоционально связан узами и силой иудейского права" и придает ему особую, чисто "религиозную или же национальную значимость"1. Для него последняя является своего рода критерием, "мерой идентификации с иудейским правом", основой для выявления "интереса на длительную перспективу"2. |