Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Разумеется, и в этом случае элемент политического цинизма и конъюнктуры, несомненно, имел место. Однако применительно к интеллектуальной элите, обладающей влиянием на процесс выбора пути развития общества и государства, а также средствами воздействия на саму власть, огромное значение имеют и сугубо мировоззренческие, философские факторы. Непреходящая значимость при этом отводится различному пониманию исторического процесса и социально-политического прогресса. Прямолинейное, "хронологическое" понимание исторического процесса и социально-политического прогресса, согласно которому мир, непрерывно развиваясь по восходящему пути — "исторической" спирали2, последовательно движется от одной, менее совершенной и прогрессивной стадии своего развития к другой, более совершенной и прогрессивной, от рабовладельческой общественно-экономической формации, в рамках которой возникает и развиваются рабовладельческое государство и право, к коммунистической общественно-экономической формации, в пределах которой функционирует высшее по своему типу социалистическое государство и право, — такое понимание исторического процесса с неизбежностью приводит к выводу о том, что социалистический путь развития России и других стран является более совершенным и прогрессивным, нежели капиталистический путь развития. Любое иное представление об историческом и социально-политическом прогрессе логически приводит к совершенно другому выводу. Так, например, взяв за основу своих рассуждений в процессе выбора пути развития государства и общества переходного типа "хронометрическое" представление об историческом процессе и социально-политическом прогрессе, согласно которому вся мировая история, а вместе с ней и мировой прогресс развиваются не по прямой, точнее — спиралеобразной восходящей линии, а циклически, неизбежно придем к выводу о том, что во всем мире, равно как и в отдельно взятой стране, нет заранее предопределенных прогрессивных или регрессивных стадий развития государства и общества. Все относительно и условно, ибо история повторяется по истечении определенного времени, цикла. Представление о циклическом характере развития истории не оставляет никаких шансов ни для марксистов Востока (включая бывший СССР и другие социалистические страны), еще совсем недавно говоривших с государственных и партийных трибун об исключительности, подлинной ценности и прогрессивности социалистического строя, ни для их противников на Западе, постоянно твердящих то же самое в отношении капиталистического строя. И восточный, социалистический, и западный, капиталистический, пути развития с точки зрения циклического характера всемирной истории отнюдь не являются эталонами общественного и государственного развития. Каждый из них заключает в себе и весьма прогрессивные, оптимистические начала, и не менее регрессивный, печальный конец. В отношении социализма, который на протяжении десятков лет усиленно практиковался в СССР и других странах Восточной и Центральной Европы, история довольно наглядно показала несостоятельность данной искусственно созданной псевдомарксистской модели. В отношении же противостоящей ей западной социально-политической конструкции истории, по утверждению многих ученых, еще предстоит сказать веское слово. Западный мир, писал вскоре после второй мировой войны известный английский историк А. Тойнби, "стал очень обеспокоен собственным будущим, и наше беспокойство есть естественная реакция на угрожающую ситуацию, в которой мы оказались. А ситуация действительно угрожающая". Обзор исторического пейзажа в свете известных нам данных показывает, что "к настоящему моменту история повторилась около двадцати раз, воспроизводя общества такого вида, к которому принадлежит наш Западный мир" и что, за вероятным исключением нашего собственного общества, "все представители этого вида обществ, называемых цивилизациями, уже мертвы или находятся в стадии умирания". Более того, когда мы детально рассматриваем эти мертвые или умирающие цивилизации, сравнивая их между собой, "мы находим указания на повторяющуюся схему процесса их надлома, упадка и распада"1. Ничто "не может помешать" западному миру последовать данному историческому прецеденту, "совершив социальное самоубийство"2. 1 Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М., 1985. С. 8. 2Гегель. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 118—126. 1 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 1995. С. 39. 2 Там же. С. 40. Третье. Переходное состояние социалистического или иного государства, права и общества, на базе которого они возникают и развиваются, неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения. Это — своего рода печальная закономерность, свойственная всем переходным этапам, которая особенно ярко проявилась в последнюю декаду, в период "развернутого строительства" рыночных отношений в современной России и других бывших социалистических странах, на пути их "обратного перехода" от социализма к "народному" или "олигархическому" капитализму. Отмечая это обстоятельство, некоторые авторы вполне справедливо указывают на то, что такого рода эксперименты нередко приводят к гражданским войнам и другим негативным социальным последствиям. В таких условиях правительства ряда стран зачастую "оказываются неспособными остановить галопирующую инфляцию и нейтрализовать негативные последствия, порожденные длительной экономической неопределенностью"1. Четвертое. Для переходного тип государства и права, включая и социалистический, свойственно временное ослабление их социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса. Изучая состояние общества и умонастроение широких слоев населения Франции в переходный период, порожденный Великой французской революцией, французский писатель-романтик Ф. Ша-тобриан не без горечи отмечал также заметное падение в тех переходных и, как правило, весьма неопределенных условиях общественных нравов, веры в человеческую доброту, гуманность и справедливость. Революции, констатировал он, сметают со своего пути не только старый мир, но и сокрушают нравственность2. Что стало бы с родом человеческим, рассуждал автор, если бы люди всегда "изощрялись в оправдании нравов, достойных осуждения, если бы они силились воодушевить нас отвратительными примерами, пытались выдать за успехи века, за воцарение свободы, за глубину гения деяния натур низких и жестоких? Не смея ратовать за зло под собственным именем, люди прибегают к уверткам". Остерегайтесь, предупреждал Шатобриан, "принять эту тварь за духа тьмы, это ангел света!" Всякое уродство при этом считается красивым, всякий позор — почетным, всякая гнусность — возвышенной, всякий порок — достойным восхищения. В результате "мы вернулись к тому материальному языческому обществу, где всякое извращение имело свой алтарь"1. Находясь в смятении в переходный период, многие из прежних сознательных членов общества ищут себе душевное утешение и успокоение в вере в загробную жизнь, предаются во множестве своем несбыточным иллюзиям, впадают в попытках выхода из жизненного тупика во всевозможные пороки. При этом они зачастую вовсе не замечают, как образно живописал Шатобриан, что "мы окружены монархами", которые лишь воображают себя монархами, министрами, которые мнят себя министрами, депутатами, которые принимают свои речи всерьез, хозяевами, которые, владея состоянием утром, полагают, что будут владеть им и вечером. "Частные интересы, честолюбивые помыслы скрывают от черни серьезность момента. Как бы ни казались важны насущные хлопоты, они не более чем рябь над пучиной — суете на поверхности вод не уменьшить их глубины. Не отказываясь от мелких, ничтожных лотерей, род человеческий играет по-крупному, короли еще не выпустили карты из рук, но игру они ведут от имени народов"2. Пятое. Переходный тип государства и права, не исключая социалистический, помимо названных особенностей, отличается, как правило, доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти. Обусловливается это как объективными факторами, так и субъективными. Среди объективных факторов выделяются, прежде всего, природа и характер исполнительно-распорядительной (или просто исполнительной) власти, а именно ее мобильность, оперативность, действенность, способность к быстрой концентрации и эффективному использованию материальных, духовных, финансовых и иных средств. В числе субъективных факторов важное значение имеют экономические, политические и иные интересы отдельных групп людей или конкретных лиц, оказывающих решающее влияние на исполнительную власть, а также профессиональные и личные качества людей — непосредственных носителей исполнительной власти. Роль объективных факторов в переходный период возрастает в связи с тем, что, как это можно было видеть на примере России 1 Status of Economic Reforms in Cooperation Partner Countries in mid. — 1990s; Opportunities, Constrains, Security Implications. Colloque. 28— 30. June. 1995. Bruxelles, 1995. P. 275. 2 См.: ШатобрианФ. Замогильные записки. М., 1995. С. 579. 1 Шатобриан Ф. Указ. соч. С. 579. 2 Там же. С. 582. и других бывших соцстран в 90-е и последующие годы, экономическая и социально-политическая динамика, а также зачастую порождаемые ею нестабильность и неопределенность в стране, постоянно требуют оперативного вмешательства в решение возникающих при этом проблем исполнительно-распорядительных органов и прежде всего правительства. Важность субъективных факторов при этом усиливается, помимо всего прочего, ввиду того, что в этот период, по общему правилу, происходит передел собственности1. Шестое. Наряду с отмеченными признаками и чертами государство и право переходного типа отличаются и другими особенностями. Среди них: повышение роли и значения объективного и субъективного факторов в развитии государства и права в переходный период; органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого и нового; периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов; выполнение государством и правом в переходный период целого комплекса новых, охватывающих все сферы жизни общества задач. Находясь в центре переходного процесса и оказывая на него, как правило, огромное влияние, государство в данный период решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга группы задач. Одна из них связана с реорганизацией самого государственного механизма — изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же группа задач касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии2. В прямой зависимости от характера и видов стоящих в переходный период перед государством задач находятся и основные направления его деятельности, функции. Выполнение их направлено на достижение таких жизненно важных для постсоциалистического общества и государства целей, как: а) перестройка системы социального страхования и социального обеспечения на новый социал-демократический лад; б) введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов; в) совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей; г) перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, "партнерский" лад; сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов в сфере экономики не только и даже не столько на макроэкономических, сколько на микроэкономических проблемах и др. 4. Наряду с названными и подобными целями постсоциалистическое государство как тип государства решает одновременно задачу создания однотипной правовой системы1. Особое внимание при этом уделяется в первую очередь конституционному законодательству переходного периода. Оно представляет собой систему конституционных актов, законов, действующих на данном этапе в той или иной постсоциалистической стране. Наряду с конституцией государства эта система включает в себя также все законы, с помощью которых вносятся в нее изменения, дополнения или же проводятся изъятия из нее отдельных положений. К системе конституционных актов относятся также законы, изучение которых предусмотрено самой конституцией. Согласно, например, Конституции России 1993 г., к числу таких законов относятся: федеральный конституционный закон, определяющий порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114, п. 2); федеральные конституционные законы, устанавливающие полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3); федеральный конституционный закон, устанавливающий порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов Федерации (ст. 65, п.2); федеральный конституционный закон, определяющий порядок и условия изменения статуса отдельного субъекта или нескольких субъектов Федерации (ст. 66, п. 5), и др. Характер, сущность и содержание конституционного законодательства, так же как и другие его отличительные параметры, никогда не оставались неизменными, застывшими. Они постоянно изменялись и развивались. Каждому этапу развития общества, его экономическому, социально-политическому, культурному и иному уровню всегда соответствует определенный уровень развития конституционного законодательства. Разумеется, абсолютного соответствия при этом нет и не может быть. Но стремление к наиболее полному соответствию конституционного законодательства условиям жизни и уровню развития общества, к наиболее адекватному отражению в нем происходящих в обществе процессов у законодателя всегда имеется. 'Cm.: Brovkin V. The Imperor's New Clothes. Continuity of Soviet Political Culture in Contemporary Russia / Problems of Post-Communism. March-April, 1996. P. 21—28. 2 Cm.: Lane D. Op. cit. P. 151—152. 1 См.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 1—63. В особенности это касается отражения в конституции соотношения противодействующих друг другу и одновременно взаимодействующих друг с другом социально-классовых и иных общественных сил. Любая конституция, доказывал еще в прошлом веке один из ранних немецких социалистов Ф. Лассаль (1825—1864), есть ни что иное, как "действительное соотношение сил страны"1. Существует ли в стране, задавался вопросом автор, какая-нибудь регулирующая, постоянно действующая сила, которая оказывала бы влияние на все издаваемые в стране законы, "влияла бы так, чтобы законы эти в известных границах всегда были таковы, как они есть, и не могли бы быть иными?" И тут же отвечал: "На этот вопрос мы должны ответить утвердительно". Такая сила существует. И сила эта есть "то фактическое отношение сил, которое существует в данном обществе. Эти действующие соотношения сил присущи всякому обществу. Они составляют постоянно действующую силу, определяющую все законы и все правовые учреждения данного общества и делающую их такими, как они есть, и никакими другими"2. Понятно, что речь при этом шла не о формальных конституционных законах, а о реальных конституционных актах. Ф. Лассаль, а вслед за ним и многие другие исследователи вполне оправданно различали два вида конституций: а) конституции действительные, отражающие "реально существующее соотношение общественных сил страны", и б) конституции писаные, которые, в отличие от первых, нередко представляли собой "лист бумаги"3. Конституции действительные, реальные представляли собой, по мнению автора, не что иное, как "действительный общественный уклад". Они существовали во все времена и во всех странах. Каждая страна, убеждал Ф. Лассаль, "не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной все равно. И это так же верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами"4. Что же касается новейшего времени, продолжал автор, то для него характерной является не эта действительная, а только писаная конституция. Или, иначе говоря, "лист или листы бумаги". В новей- шее время "повсеместно наблюдается стремление установить писаную конституцию, собрать на одном листе бумаги, в одном акте основания учреждений и правительственной власти всей данной страны"1. По мере развития общества и изменения в нем соотношения сил меняется и соотношение между этими видами конституций. Писаная конституция, справедливо отмечал Ф. Лассаль, только тогда будет "хорошей и долговечной", когда она будет находиться "в полном соответствии с конституцией действительной", иными словами, если она будет адекватно отражать "фактически существующее в стране соотношение общественных сил"2. Если же она не будет соответствовать конституции фактической, действительной, то между ними "неизбежно рано или поздно произойдет столкновение" и предупредить его "нет возможности". В результате писаная конституция, "это лист бумаги, этот акт, неизбежно побеждается конституцией естественной, действительными соотношениями между общественными силами страны"3. Рассуждения Ф. Лассаля о видах конституций и об их соотношении друг с другом, несомненно, распространяются на все конституционное законодательство и имеют значительное рациональное начало. С определенными оговорками, например, о понятии и содержании действительной конституции, о ее вечности и принадлежности всем странам, обусловленности ее только соотношением общественных сил, о сведении любой писаной конституции a priori к "клочку бумаги" и др., эти суждения можно применить не только к анализу конституционного законодательства "традиционного" типа, но и переходного постсоциалистического периода. В переходный период, в силу его динамичности и относительной быстротечности, особенно ярко проявляется как реальный, так и формальный характер конституции и других конституционных актов; обнаруживается совпадение или, наоборот, несовпадение формальной, писаной конституции с реальной, жизненной "копией" — самой жизнью со всеми ее сложностями и противоречиями; выявляется адекватность или же неадекватность отражения в конституции реальных экономических и социально-политических процессов, происходящих в обществе, а следовательно, ее жизненность или же искусственность. В том случае, если конституция адекватно отражает и соответственно закрепляет сложившиеся и складывающиеся в обществе и государстве переходного типа отношения, она, несомненно, способствует и даже ускоряет развитие этих отношений, а вместе с ними — 1 Лассаль Ф. О сущности конституции / Конституционное право. Общая часть: Хрестоматия / Авт. вступ, ст. и сост. Н. А. Богданова. М., 1996. С. 44. 2 Там же С. 41. 3Там же. С. 45. 4 Там же. 'Лассаль Ф. Указ. соч. С. 41. 2 Там же. С. 46. 3 Там же. развитие общества, государства и права. В противном же случае она искусственно тормозит их эволюцию1. 5. В связи с особенностями переходного периода, и в первую очередь с его быстротечностью и динамизмом, в отечественной и зарубежной литературе неоднократно вставал даже вопрос о реальной возможности и целесообразности принятия на этом этапе самих конституций. Вполне логично и закономерно при этом ставился вопрос, а можно ли вообще в условиях резко и весьма радикально изменяющейся экономической, социально-политической и иной среды создать фундаментальный, долго работающий, а не сиюминутный нормативно-правовой акт в виде конституции, который бы адекватно отражал и эффективно закреплял подобного рода быстротекущие общественные отношения. Ответ на это вопрос применительно к переходному состоянию общества и государства дается далеко не однозначный. Противники безоговорочного принятия конституции переходного этапа исходят из того, что в таком акте есть теоретический и практический смысл лишь тогда, когда в стране профессионально отлажен механизм принятия поправок, внесения изменений и дополнений в конституцию, а также механизм толкования различных положений конституции. Такая ситуация складывалась, например, в США, где Верховный Суд имеет поистине непревзойденный опыт смысловой интерпретации конституции страны, а также в других странах, где толкованием конституций традиционно, на высокопрофессиональной основе занимаются конституционные суды. В противном случае, утверждают противники принятия конституции в переходный период, быстрое и вместе с тем весьма радикальное изменение закрепленных в конституции "переходных" отношений вызовет ее немедленное старение, отставание от реальной жизни и вновь возникающих в обществе отношений и как результат этого — ускоренное выхолащивание и превращение ее из реальной конституции в формальную. Вместо принятия конституции переходного периода предлагается создать иной, более гибкий и динамичный, но временный конституционный акт. По мере завершения переходной стадии от социалистической, плановой экономики к капиталистической, рыночной экономике и установления в обществе на этой основе новых экономических и социально-политических отношений предполагалась замена временного конституционного акта постоянно действующим, фундаментальным, рассчитанным на многие десятилетия своего существования и функционирования конституционным актом. В отличие от противников принятия конституции в переходный период, его сторонники уповают, и не без оснований, на то, что конституция как фундаментальный юридический, экономический и социально-политический акт — это документ не только настоящего, но и будущего. В силу этого она не может ограничиваться лишь закреплением сложившихся отношений на переходном этапе, в настоящем. Не менее важное ее предназначение — создавать условия для возникновения и развития новых общественных отношений, отношений будущего. Уже только этим, по мнению ряда ученых, оправдывается необходимость и возможность принятия конституции в переходный период. Уже только поэтому, согласно их логике, можно не придавать принципиального значения тем ее изъянам, которые являются следствием расхождения данной, формально-юридической по своему характеру конституции как "переходного" документа с реалиями жизни в переходный период и конституции фактической. Представляется, что это глубокое заблуждение, чреватое не только негативными академическими, но и аналогичными им практическими последствиями, а именно полным выхолащиванием конституции, отрывом ее от реальной действительности, утратой доверия к ней со стороны населения и, как следствие этого, падением ее эффективности. Яркие примеры такого рода последствий дают конституции России и ряда других бывших социалистических государств, принятые ими за последние переходные годы. Поспешив объявить себя социальными, демократическими, правовыми государствами без достаточных для того условий и оснований, они тем самым не только выхолостили данные теоретически и практически важные по своим последствиям положения, превратили их в пропагандистский лозунг, но и в значительной степени подорвали доверие к самим конституциям как фундаментальным актам, адекватно отражающим происходящие в реальной жизни процессы. В особенности это касается конституций бывших прибалтийских социалистических республик — Эстонии, Литвы и Латвии -— ныне независимых государств, объявивших себя демократическими республиками, но вместе с тем грубо нарушающих права некоренных жителей ("неграждан"), огромной части населения этих стран. Что характеризует в целом процесс развития конституционного законодательства в переходный период? Чем он отличается от аналогичных процессов, происходящих в другие периоды? Что общего и особенного в "переходных" конституциях по сравнению с "непереходными"? Каковы основные цели принятия этих конституций и на решение каких задач они направлены? Отвечая на подобные вопросы, обратимся к конституционному законодательству и к самим конституциям — сердцевине этого законодательства России и других бывших соцстран. Прежде всего от- 1 См.: Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Отв. ред. Ю. Н. Старилов. Воронеж, 1999. С. 410—427. метим, что большинство из них, если не все они, создавались при материальном и ином содействии со стороны западных государств и поэтому несут на себе отпечаток их влияния. Следы такого влияния сказались на всех сторонах конституционных актов, и прежде всего на их сущности и содержании1. В попытках сочетания национальных моментов, сложившегося уклада жизни внутри страны, обычаев и традиций с западным видением путей развития бывших социалистических стран, с его влиянием на весь "переходный" процесс, включая процесс правотворчества, заключается, помимо всего ранее сказанного, одна из особенностей формирования и развития конституционного законодательства в переходный период. Эта особенность имеет общий, глобальный характер по сравнению с другими особенностями процесса развития всего конституционного законодательства и самих конституций. Она заметно отражается и на всех остальных их более частных особенностях, например, на таких, которые связаны с созданием и функционированием в России, на Украине, в Грузии, Туркменистане и ряде других бывших социалистических государств весьма сильной президентской власти. В значительной мере эта власть формировалась, так же как и сам институт президентства, по образу и подобию президентской власти в США и Франции. В качестве примера можно сослаться также на такую особенность конституций, принятых в переходный период, которая связана с определением статуса и созданием Конституционного Суда. Этот весьма важный и нужный институт создавался под непосредственным влиянием теории и практики функционирования конституционных судов Австрии, Германии, Италии и других западных стран. Определенный отпечаток на процесс развития конституционного законодательства и на содержание самих конституций в переходный период в России и других бывших соцстранах наложило то обстоятельство, что вместе с проводимыми в них реформами это развитие было инициировано "сверху", со стороны правящих кругов, а не "снизу", со стороны широких слоев общества. Рассуждая по этому поводу, некоторые авторы вполне резонно замечают, что во многих странах мира радикальные реформы также нередко инициировались "сверху". Однако важное и принципиальное отличие заключается в том, что в этих случаях понуждение сверху выступает лишь в качестве "первичного катализатора глубинных процессов, впоследствии развивающихся в самой толще общества. Затем функции самой власти в основном сводятся к обес- печению институциональной поддержки этих процессов в соответствии с общепринятыми демократическими процедурами"1. Другое дело — Россия. Здесь "подход новой власти к реформам (прежде всего в силу ее генетической связи со старой номенклатурой) остается традиционным аппаратным администрированием на всем протяжении посткоммунистического периода, что вызывает пагубное для демократической ориентации растущее отчуждение общества от власти. Многочисленные социологические данные фиксируют в российском общественном мнении рост политического разочарования и безразличия, падения доверия к властным институтам и политическим лидерам, уход от общественных в частные интересы"2. Аналогичные явления наблюдаются в переходных условиях и в других постсоциалистических странах. Первоначально, во время подготовки и принятия новых конституций, они заметно сказались на их содержании. Например, при разработке проекта Конституции России 1993 г. административистский взгляд (подход) на проводимые реформы, а также на методы удержания и осуществления государственной власти логически привели авторов этого проекта к необходимости придания институту президента сверхмощной "суперпрезидентской" власти; наделения президента правом роспуска нижней палаты парламента — Думы, представляющей через ее депутатов интересы всех слоев общества; предоставления президенту права вводить при определенных обстоятельствах на всей территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и др. В последующем отсутствие широкой поддержки реформ, начатых по инициативе "сверху" и проводимых административистски-ми методами в различных сферах жизни общества, стало негативно сказываться на эффективности реализации конституционных актов, на их применении. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что в случае нарастания положительного потенциала проводимых в бывших соцстранах радикальных реформ и усиления их поддержки со стороны широких слоев населения эффективность конституционного законодательства, юридически опосредствующего эти реформы, значительно возрастет. 6. Выявляя особенности конституционного законодательства переходного периода по сравнению с обычным периодом его развития, нельзя не обратить внимание также на следующие обусловливающие их факторы и обстоятельства. 1 См.: Конституции и декларации о государственном суверенитете государств — участников СНГ и стран Балтии. М., 1994. 1 Мелъвилъ А. Ю. Демократический транзит в России — сущностная неопределенность процесса и его результата / Космополис: Альманах. М., 1997. С. 66. 2 Там же. Первое. Необходимо отметить, что с помощью конституционного законодательства, и в первую очередь с помощью самих конституций, создаются условия для нового конституционного, государственного и общественного строя. В конституциях всех постсоветских государств в косвенной форме содержится отказ от прежней концепции государства, государственной власти и общественного строя. И одновременно в прямой форме декларируется и закрепляется новая концепция. Прежняя концепция единой системы Советов народных депутатов как основы всей государственности заменяется концепцией разделения властей. Объявляя одним и тем же, причем единственным, источником власти народ, прежние советские конституции, как, например, Конституция СССР 1977 г., провозглашали, что "народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР", и что "все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов" (ст. 2), тогда как постсоветские конституции "распределяют" ее на основе провозглашенного принципа разделения властей между различными государственными органами. Так, согласно Конституции России, "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления"1. В соответствии с Конституцией Грузии "народ осуществляет свою власть посредством референдума, других форм непосредственной демократии и через своих представителей"2. Согласно Конституции Таджикистана, народ, являясь "носителем суверенитета и единственным источником власти, осуществляет ее непосредственно, а также через своих представителей"3. В целях создания условий для формирования нового государственного и общественного строя конституции постсоветского периода закрепляют форму государственной власти — форму правления и форму государственного устройства; методы ее осуществления — государственный режим; определяют круг органов, осуществляющих государственную власть; устанавливают правовой статус граждан; закрепляют характер отношений государства с гражданами и негосударственными организациями4. Второе. С помощью конституционного законодательства переходного периода создаются условия для формирования новой системы экономических отношений в обществе, для становления и развития экономической основы нового государственного строя. Достигается это разными путями. Например, путем провозглашения и конституционного закрепления концепции перехода к рыночным отношениям. "Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция, — говорится в связи с этим в Конституции Республики Молдовы (ст. 9, п. 3), — являются основополагающими факторами экономики". "Государство обязано содействовать развитию свободного предпринимательства и конкуренции, — закрепляется в Конституции Грузии (ст. 30, п. 2). — Запрещается монопольная деятельность, кроме допускаемых законом случаев. Права потребителей защищаются законом". Создание условий для формирования экономических основ нового государственного и общественного строя достигается также путем конституционного закрепления основных принципов (например, в ст. 9, п. 1, 2 Конституции Республики Молдовы) и различных форм собственности. Закреплению последних уделяется особое внимание. Положение о признании и одинаковой защите различных форм собственности содержится практически во всех конституциях, принятых в переходный период. Так, в Конституции России говорится о том, что в стране "признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности" (ст. 8, ч. 2). Наряду с законодательным закреплением различных форм собственности существуют и другие пути создания экономических основ нового государственного и общественного строя. Среди них: расширение круга субъектов хозяйствования; упразднение государственной монополии в сфере внешнеторговых операций; введение в ранг принципиальной, стратегически важной государственной политики кампаний по приватизации государственной (в России — "общенародной") собственности, по денационализации бывших общегосударственных объектов и по деколлективизации народного хозяйства; совершенствование финансово-кредитной системы страны и др. Следует отметить, что последнему на конституционном уровне особо важное значение придается в Основном законе Республики Беларусь. В отличие от конституций других посткоммунистических стран, в Конституции этой страны вопросам финансово-кредитной системы — ее понятию, содержанию, принципам ее формирования и деятельности — посвящается целый раздел. Финансово-кредитная система Республики Беларусь при этом определяется как общая система, включающая в себя "бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан" (разд. VII, ст. 132). Третье. В конституционном порядке закрепляются новые принципы организации и функционирования государственной и общественно-политической жизни. 'Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 3. конституция Грузии. Тбилиси, 1995. Ст. 5. 3 Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1994. Ст. 6. 4 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 6—9. Так, повсеместно, в каждой постсоветской конституции закрепляется принцип разделения властей. Формулировки данного положения не всегда одинаковы, но суть их всегда одна и та же — власть не должна сосредоточиваться в одних руках или в системе каких-либо однородных — законодательных, исполнительных или судебных — органов, а должна быть сбалансированно распределена между ними. Почти во всех конституциях, принятых в переходный период, закрепляется принцип политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации, говорится в Конституции России, "признается идеологическое многообразие". Никакая идеология "не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной". В Российской Федерации "признаются политическое многообразие, многопартийность" (ст. 13, п. 1—3). Конституция Таджикистана провозглашает, что в стране "общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма" (ст. 8). Конституция Республики Беларусь закрепляет, что демократия в этом государстве "осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений" и что "идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан" (ст. 4). Кроме названных принципов, в конституциях постсоветских государств закрепляются также принципы верховенства закона, департизации государственной жизни, самоуправления, принцип участия граждан в управлении делами общества и государства, независимости церкви от государства и др. Российская Федерация, декларируется в Конституции России в связи с провозглашением принципа независимости церкви от государства, является светским государством. "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Религиозные объединения "отделены от государства и равны перед законом" (ст. 14). Ни одна идеология, "в том числе и религиозная", утверждается в Конституции Таджикистана, "не может устанавливаться в качестве государственной". Религиозные организации "отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела" (ст. 8). Государство, провозглашается в Конституции Грузии, "признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства" (ст. 9). Четвертое. В конституционном законодательстве переходного периода большее внимание, по сравнению с прежним законодательством, уделяется основным правам и свободам граждан. Явление это вполне естественное и легко объяснимое, если иметь в виду следующие два обстоятельства. Во-первых, то, что переход от любой тоталитарной, авторитарной или иной им подобной системы к явно демократической (не на словах, а на деле) или к псевдодемократической системе с необходимостью должен сопровождаться реальным или же, что нередко случается, формальным декларированием основных прав и свобод. Переход от социализма, или, точнее, псевдосоциализма, ассоциируемого с тоталитаризмом, к капитализму, в политических и идеологических целях зачастую отождествляемому с системой отношений, основанных на принципах демократизма, в этом плане не является исключением. А во-вторых, расширение прав и свобод граждан является для мировой цивилизации вполне естественным и исторически обусловленным процессом. В научной литературе вполне оправданно указывалось на то, что "процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающего характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе"1. Совершенно справедливо утверждалось также, что "культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития минимум свободы, хотя бы классово-исторически ограниченной, но все же расширяющейся от одной общественно-экономической формации к другой"2. Среди основных прав и свобод, провозглашаемых в новых конституциях переходного периода, по сравнению с прежними особо выделяются политические права и свободы: право на жизнь, право на определение и указание своей национальной принадлежности, право частной собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной экономической деятельности, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право на забастовку, право на подачу петиций и др. Фактически каждая конституция, принятая в переходный период, содержит в себе отдельную главу или даже раздел, посвященный основным правам, свободам и обязанностям граждан. Принципиально важная проблема с правами и свободами в переходный период, равно как и в иное время, заключается в том, что они весьма широко декларируются, но далеко не всегда гарантируются и реализуются. 1 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 3. 2 Там же. Пятое. В конституционных законах переходного периода по сравнению с конституционными актами прежних периодов развития общества и государства не только провозглашается более широкий круг прав и свобод граждан, но и более открыто и развернуто определяются их ограничения. Так, в Конституции России, объявляющей, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2), вместе с тем говорится, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом". Эти ограничения допускаются только в той мере, "в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 55, п. 3). Ограничения прав и свобод граждан России " с указанием пределов и срока их действия" могут устанавливаться также в связи с введением чрезвычайного положения на всей территории страны или же в ее отдельных местностях (ст. 56). В соответствии с законом допускаются и иные ограничения прав и свобод граждан России. Согласно Конституции Грузии, "в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой для существования демократического общества государственной и общественной безопасности, охраны здоровья, предотвращения преступности или осуществления правосудия" допускаются ограничения прав граждан на свободное передвижение по территории страны, на свободный выбор места жительства, на свободный въезд и выезд из Грузии (ст. 22). В тех же целях, а также для обеспечения территориальной целостности страны, защиты прав и достоинства граждан, "предотвращения распространения информации, признанной конфиденциальной, или для обеспечения независимости и беспристрастности правосудия" в стране допускаются ограничения прав граждан на свободное получение и распространение информации, на высказывание и распространение своего мнения в устной или письменной или иной форме. Допускаются также ограничения свободной деятельности средств массовой информации (с. 24). Отдельной статьей Конституция Грузии предоставляет "правомочие" государству на установление "ограничения политической деятельности иностранцев и лиц без гражданства" (ст. 27). Законом устанавливаются и другие ограничения прав и свобод грузинских граждан. Целый ряд ограничений прав и свобод граждан содержится также в Конституции Украины. Так, согласно ст. 34, "в интересах национальной безопасности, территориальной целостности либо общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия" законом может быть ограничено осуществление таких прав, как "право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений". Может быть ограничено также право "свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом — по своему выбору" (ст. 34). В Конституции Украины содержатся также "ограничения относительно членства в политических партиях", "ограничения относительно членства в профессиональных союзах" (ст. 36) и другие ограничения. Шестое. Отличительной особенностью конституционного законодательства переходного периода является также то, что многие из постсоветских конституций провозглашаются основными законами прямого действия. В качестве таковой рассматривается, например, Конституция Российской Федерации, которая, как отмечается в ст. 15, "имеет высшую юридическую силу, прямое действие" и применяется на всей территории страны. Актом прямого действия считается Конституция Украины. В ст. 8 этого Основного закона страны провозглашается, что "нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия". Аналогичные положения содержатся в Конституции Казахстана, декларирующей, что Конституция этого постсоветского государства "имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики" (ст. 4, п. 2), а также в конституциях других постсоветских и постсоциалистических государств. Например, в Конституции Болгарии, принятой в 1991 г., говорится, что "положения Конституции действуют непосредственно" (ст. 5, п. 2)1. Седьмое. Важной особенностью конституционного законодательства переходного периода по сравнению с прежним периодом является признание приоритета международного права перед внутригосударственным (национальным) правом. Исторически вопрос о соотношении международного и национального права решался не всегда одинаково. В конце XIX — начале XX в. в юридической науке и практике доминировала точка зрения о безусловном приоритете внутригосударственного права над международным правом. В более поздний период и вплоть до настоящего времени преобладает мнение о примате международного права по отношению к национальному праву. Многие современные государства в силу разных причин избегают вообще закрепления вопроса о приоритетности или же непри- 1 Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989—1992): Сборник конституций / Под ред. Д. Л. Златопольского. М., 1992. С. 34. оритетности международного права над национальным правом на конституционном уровне. Однако это не относится к конституциям постсоветских и постсоциалистических государств. Подавляющее большинство из них в разных формулировках содержат в себе соответствующие нормы или даже статьи. Суть всех их сводится к закреплению безусловного приоритета международно-правовых норм над внутригосударственными правовыми нормами. В Конституции России, например, "общепризнанные принципы и нормы международного права", так же как и международные договоры Российской Федерации, признаются составной частью ее правовой системы. При этом оговаривается, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15, п. 4). Согласно Конституции Казахстана, все "международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона" (ст. 4, п. 3). Конституция Республики Молдовы устанавливает, что при наличии "несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы" (ст. 4, п. 2). При этом следует дополнение, согласно которому "вступлению в силу международного договора, содержащего положения, противоречащие конституции, должен предшествовать пересмотр конституции" (ст. 8, п. 2). Аналогичные положения содержатся в конституциях и других постсоветских, постсоциалистических государств. |