Главная страница
Навигация по странице:

  • § 5. Краткий очерк развития судебного почерковедения

  • Этап становления теоретических основ судебного почерковедения

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная

  • Дополнительная

  • Учебник допущен Учебнометодическим объединением


    Скачать 33.71 Mb.
    НазваниеУчебник допущен Учебнометодическим объединением
    АнкорUchebnik_PiPE.doc
    Дата28.04.2017
    Размер33.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаUchebnik_PiPE.doc
    ТипУчебник
    #6191
    страница3 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    § 4. Почерк как объект криминалистического исследования
    В качестве объекта криминалистического исследования почерк выступает благодаря следующим основным свойствам (качествам), существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач различных классов: индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности, избирательной изменчивости.

    Индивидуальность почерка — это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, который обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3—4 классам средней школы.

    Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

    1) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;

    2) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;

    3) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т. е. системы объективных и субъективных факторов.

    В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента (кортикальные1 уровни Д, Е), большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т. п. Однако, с автоматизацией процесса движений при письме активно включается непроизвольный компонент (субкортикальные уровни с присущей им проприоцептивной афферентацией и сенсорными коррекциями). В связи с этим активное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др.

    В процессе письменных движений сенсорная сигнализация различных чувствительных систем: двигательной, зрительной, вестибулярной, осязательной в ЦНС обобщается и, складываясь в сложный сенсорный афферентный синтез, вступает во взаимодействие с начавшим сознательно формироваться зрительно-двигательным образом. Этот афферентный синтез естественно своеобразен у каждого пишущего.

    У обучающегося вырабатываются траектории движений, наиболее адекватно отвечающие требованиям его афферентного синтеза, его акцептора действия, т. е. его индивидуальным свойствам. Причем многие из этих индивидуальных свойств находятся близко к природному началу человеческого организма и поэтому на формирование почерка оказывает влияние целый ряд индивидуальных врожденных факторов. Это влияние подвергается коррекции со стороны вышележащих корковых уровней, однако, учитывая, что письмо — это не копирование прописей, а средство коммуникации, которое должно быть удобным и быстрым, функции корковых уровней ограничиваются. Оказывается достаточным соответствие изображаемых схем удобной для них и отвечающей эстетическим требованиям пишущего программе. Таким образом, формирующийся и сформировавшийся почерк — «сплав» требуемого и действительного, программы и исполнения. В результате он несет на себе печать индивидуальности пишущего.

    Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды» обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчивости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у одного учителя и менее — во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и практике письма в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формированию и реализации лишь его ФДК. Например, поспешность при выполнении домашних заданий (связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т. п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.

    В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый индивидуальный почерк.

    Индивидуальность почерка как его существенное, фундаментальное свойство (качество) почерка обусловливает возможность криминалистического исследования последнего с целью решения класса идентификационных задач, связанных с установлением исполнителя конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе его частных свойств. Будучи изученными эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистическая идентификация.

    Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах.

    Индивидуальность проявившейся в таких рукописях системы свойств доказана всей практикой судебно-почерковедческой экспертизы, а также специальными исследованиями, показавшими неидентичность сходных почерков, почерков близких родственников и даже близнецов.

    Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почерковых свойств.

    Проявившийся их объем относительно всей системы является лишь частью. Причем эта часть далеко не всегда может обладать свойствами целого, достаточными для его индивидуализации. Всегда есть граница, за которой системные свойства почерка не отображаются в почерковой реализации в необходимом и достаточном для идентификации объеме. Особым почерковым объектом является подпись, как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже в какой-то мере (часто большой) освоенного письменно-двигательного навыка. Поэтому его формирование значительно облегчается наличием уже сложившихся на фоновых уровнях автоматизмов и коррекций.

    В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ, расписывающийся сознательно (уровни Д, Е), вносит изменения с целью, с одной стороны, индивидуализации, учитывая, что подпись его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т. п.; с другой — приспособления ее к очень быстрому, непрерывному (целостному) выполнению, ибо подпись — удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию; отсюда обычно в средней ее части — отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).

    В процессе формирования подписи образуется ее своеобразный зрительно-двигательный образ, который в большей или меньшей мере отличается от соответствующей письменно-двигательной программы того же лица. При этом, если в нем сохранены буквы, то для выполнения их сочетаний может использоваться соответствующий двигательный состав, взятый из сформировавшегося ФДК навыков письма. Для безбуквенной части могут заимствоваться фоновые почерковые компоненты (преобладающие форма и направление движений). Так, подписной почерк заключает в себе и общие компоненты и специфичные. Однако возможно формирование подписного почерка при полном отказе от выработанных ранее почерковых свойств, что бывает довольно редко.

    Динамическая устойчивость почерка означает его определенную стандартность (стереотипность), стабильность во времени и относительно различного рода сбивающих факторов. Динамическая устойчивость почерка складывается с формированием письменно-двигательного ФДК. В начале обучения изображения букв и рукописи в целом неустойчивы, они постоянно корректируются и совершенствуются. Постепенно период относительной стабильности их возрастает. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и в дальнейшем не подвергается существенным изменениям до наступления пожилого (60 лет) и старческого (74 года) возраста, когда в силу возрастных изменений организма возникают явления деградации ФДК.

    Динамически устойчивый характер почерка проявляется и в том, что его существенные свойства сохраняются при влиянии на процесс письма сбивающих факторов. Динамическая устойчивость функциональной системы состоит в том, что в случаях возмущающих воздействий она стремится возвратить рабочий орган на запрограммированную траекторию. Причем для этого могут быть мобилизованы другие компоненты двигательного состава. Двигательный аппарат человека располагает большими компенсаторными возможностями. Поэтому «пороги сбиваемости» сформировавшегося почерка довольно высокие и он оказывается стабильным относительно различного рода внешних и внутренних воздействий.

    Динамическая устойчивость в качестве существенного свойства почерка может рассматриваться как своего рода форма проявления его индивидуальности. Поэтому информативность почерковых объектов предполагает выраженность не только своеобразия почерка, но и его устойчивости. С этой точки зрения, большие по объему рукописи избыточно или достаточно информативны потому, что в них не только проявились изображения всех или почти всех букв и рукописи в целом, но эти изображения повторяются, т. е. возможно проследить их устойчивость, за исключением тех случаев, когда объектом исследования является краткая запись или подпись. Здесь, как известно, определенной гарантией устойчивости проявившихся в них признаков будет естественность, т. е. привычная скорость выполнения. Именно она свидетельствует о том, что ФДК реализовал свою программу в динамически устойчивом для него состоянии.

    Это особенно существенно для подписей, представляющих собой единичный образ, в котором может не быть повторяющихся компонентов. Однако, сформировавшийся подписной почерк в силу очень высокой автоматизации и быстрой реализации обладает и хорошо выраженной устойчивостью.

    Однако динамический характер устойчивости почерка не означает абсолютной стереотипности его свойств.

    Формами проявления динамического характера устойчивости почерка являются вариационность и разброс в пределах вариантов.

    Вариационность почерка и его признаков обусловлена адаптационным, приспособительным характером формирования и функционирования писменно-двигатель-ного ФДК. Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в его рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения; под вариационностью признака — наличие в рукописях (почерковых реализациях) одного и того же лица разных признаков, отражающих одну характеристику почерка, как основание систематизации признаков.

    В судебном почерковедении выделяются два вида вариационности: программная и коррекционная. Эти наименования условны, так как вариационность всегда программируется. Они лишь подчеркивают различную степень участия сознания в формировании вариационности.

    В процессе формирования навыка письма пишущий постоянно приобретает способность таким образом корректировать свои движения, что, несмотря на обилие влияющих на процесс письма факторов, обеспечивается примерно одинаковый результат. Это достигается за счет незначительных перестроек механизма письма. Однако влияние этих факторов может оказаться настолько значительным, что небольшие перестройки не достигают цели. В этом случае осуществление движений идет по новому иннервационному пути, более соответствующему изменившимся условиям. Так возникает программная вариационность. Ее происхождение носит сознательный характер, связано с установкой пишущего. Программная вариационность может затрагивать как общие, интегративные характеристики почерка, так и локальные. Например, у пишущего вырабатываются следующие варианты строения почерка: простой и упрощенный; усложненный и простой либо упрощенный. В итоге выработки варианта его реализация становится автоматизированной, хотя выбор остается всегда сознательным. Появление программной вариационности почерка в целом тесно связано с особенностями профессии пишущего, частой потребностью писать в различном темпе.

    «Коррекционная» вариационность присуща любому выработанному почерку. Толчком к ее образованию в процессе формирования письменно-двигательного ФДК является быстрое и связное письмо, сопровождающееся автоматизацией движений пишущего. Однако коррекционная вариационность от программной отличается тем, что она обусловливает видоизменения движений в пределах определенных на уровне D программных схем буквенных и иных изображений.

    В зависимости от того, где находится выполняемая буква, в какой части строки или слова, и в каком контексте, пишущий при сохранении ее общей схемы изыскивает наиболее подходящие к данному случаю направление, форму, ориентацию, протяженность движения.

    От вариационности следует отличать другое проявление динамического характера устойчивости почерка — разброс в пределах вариантов. Разброс связан с обратной афферентацией, каналы связи которой доставляют в систему информацию о состоянии и, в частности, положении исполнительных органов — координатах и их производных, т. е. скоростях, ускорениях и т. д. Это информация, поступающая от нижележащих уровней к вышележащим, играет для последних, наряду с основным исходным сигналом, роль управляющих воздействий. Естественно, при изменении этих воздействий изменяется и реакция системы, что приводит к разбросу — неабсолютной адекватности реакции целевой установке.

    В судебном почерковедении под разбросом признака почерка понимают видоизменение признака в рукописях, выполненных одним лицом, в пределах одного варианта. Стереотипность итоговых движений при письме относительна и не подобна штампу. Движения пишущего всегда имеют определенные допуски, в пределах которых колеблются, причем их отклонения от заданного направления не лишают реализующийся в рукописи образ его существенных свойств, необходимых для опознания. В этой связи о зрительно-двигательном образе представляется возможным говорить как об идеально усредненной картине, в которой жестко детерминированные компоненты пробивают себе путь сквозь вероятностностно-статистические. Параметры разброса имеют вероятностно-статистический характер и ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица.

    Вариационность — свойство почерка, существенное с точки зрения проявления его индивидуальности, устойчивости и потому имеет большое значение в плане решения идентификационных задач. Она увеличивает индивидуализирующую конкретный почерк информацию, т. е. позволяет использовать признаки не только в однократно проявившихся буквенных изображениях, но и в их вариантах.

    Закономерности изменения вариационности и разброса важны для разработки научных основ и методов решения диагностических задач. В этом случае вариационность и разброс сочетаются со следующим существенным свойством почерка — его избирательной изменчивостью.

    Перестройка письменно-двигательного ФДК под влиянием сбивающих факторов осуществляется в пределах вариативных изменений и разброса, если влияние необычных условий не столь значительно. В случае сильного их воздействия наступает нарушение нормальной деятельности функциональной системы, и это получает свое отображение в почерке. Очень сильное или комплексное воздействие различных сбивающих факторов может привести к разрушению ФДК и полной неспособности писать (как, например, это имеет место при тяжелой степени алкогольного опьянения). В ином же случае в почерке наблюдаются частичные изменения, характер которых зависит от вида влиявших на процесс письма причин, степени их воздействия и индивидуальных особенностей ФДК конкретного пишущего. Эта изменчивость, наступающая под влиянием различных групп сбивающих факторов, носит избирательный характер, т. е. изменения (их объем, характер) жестко детерминированы или статистически зависят от воздействующих причин (избирательная изменчивость). Поэтому всякого рода избирательная изменчивость, включая характер вариационности и разброса, содержит в себе информацию об условиях, в которых протекала реализация ФДК.

    Так, специфичны наступающие изменения признаков, проявляющиеся при письме непривычной левой рукой, информативен комплекс признаков, проявляющийся в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка скорописным способом; характерны изменения в почерке, наступающие при письме в затемненном помещении и т. п.

    § 5. Краткий очерк развития судебного почерковедения
    Судебное почерковедение как наука имеет длительную историю развития. Потребность в данной отрасли криминалистики возникла очень давно. Еще в древнем Риме во времена правления императора Юстиниана (V—VI вв.) почерковедческая экспертиза использовалась при решении судебных споров о подлинности документов.

    В процессе развития судебного почерковедения выделяются следующие основные направления: калиграфическое, приметоописательное, (сигналетическое), графометрическое, графологическое.

    Каллиграфическое направление было характерно, в частности, для становления судебного почерковедения в России в XVII—XVIII вв. и отражало особенности проведения почерковедческих экспертиз в это время. Суть специфики каллиграфических исследований заключается, прежде всего, в том, что «сличение почерков» в судебных целях законодательно поручалось в общем то некомпетентным людям, якобы владеющим «тайной» письма — секретарям присутственных мест, учителям чистописания, художникам либо просто грамотным людям. При этом назначение конкретного лица экспертом-почерковедом происходило лишь на основании главного критерия, который заключался в умении красиво и правильно писать. Процесс каллиграфической экспертизы, таким образом, сводился к установлению внешнего сходства или различия почерков в сравниваемых рукописях. Естественно, что такие исследования не имели под собой никакой научной основы и очень часто приводили к грубым экспертным ошибкам. В результате, как отмечал великий отечественный ученый-криминалист Е. Ф. Буринский, органам правопорядка приходилось бороться как с подделывателями различных документов, так и с фантазией каллиграфов.

    Основателем приметоописательного-сигналитического направления в судебном почерковедении является широко известный французский криминалист А. Бертильон. В 1987 г. он изложил результаты соответствующих научных разработок в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация». Суть предложенных А. Бертильоном нововведений заключалась в механическом перенесении на процесс почерковедческого исследования общих принципов описания внешности человека по ранее разработанному им методу словесного портрета. Соответственно, при сравнении рукописей основное внимание экспертов рекомендовалось обращать на наиболее броские признаки почерка — своеобразные графические приметы, связанные с формой, размером, положением, наклоном письменных знаков и т. д. Некоторая совокупность таких «примечательных» признаков, без учета всех остальных менее заметных особенностей, ложилась в основу процесса судебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям, и поэтому составило главный недостаток сигналитического метода.

    В целом, приметоописательное направление внесло и определенный положительный вклад в развитие судебного почерковедения. Например, были разработаны некоторые признаки почерка, введено применение специальных сравнительных таблиц для иллюстрации обоснования выводов, сделанных в ре­зультате проведения идентификационных исследований.

    Возникновение графометрического направления в судебном почерковедении также связано с деятельностью французской криминалистической школы. Его родоначальником считается ученый-почерковед Э. Локар, впервые предпринявший попытку научного обоснования графической идентификации личности с помощью различных измерений почерка.

    Графометрия, будучи разновидностью приметоописательного метода, разрабатывалась с целью устранения недостатков последнего. Поэтому сущность измерительного направления заключалась, прежде всего, в стремлении на основе экспериментальных данных о размерных характеристиках письменных знаков обективизиро-вать сигналитический способ проведения почерковедческой экспертизы.

    В целом, графометрический метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках в виде кривых и сопоставлялись между собой. Совпадение или различиепоследних свидетельствовало соответственно об одном либо разных исполнителях исследуемого графического материала.

    Сам Э. Локар в качестве недостатков своего метода отмечал его трудоемкость (необходима большая точность в измерениях) и учет исключительно количественных характеристик письменных знаков (качественные свойства почерка не возможно было использовать в процессе исследования). Естественно, что отмеченные изъяны могли привести к грубым экспертным ошибкам.

    Положительное значение графометрического метода выразилось в разработке отдельных признаков почерка, которые имеют место в современных классификациях — размер, разгон, расстановка, связность, наклон и т. д. Некоторые элементы графометрии до сих пор применяются в математических методах почерковедческих исследований.

    Графологическое направление является основой неидентификационных исследований в судебном почерковедении. В соответствии с литературными источниками, история его возникновения относится к периоду Сан (древний Китай), времени правления императора Нерона (Римская империя).

    Изначально, развитие графологии происходило в виде учения о распозна­нии по почерку характера человека. В настоящее время, в некоторых странах Европы и Америки, данная «наука» сформировалась как отрасль психологии личности.

    Первые опубликованный в 1622 г. графологический трактат принадлежит итальянскому врачу Камилло Бальди. Он называется «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму». Автором термина «графология» считается аббат Гипполит Мишон, который в 1872 г. в работе «Тайны письма» проанализировал почти все, по его мнению, свойства и качества человека, получающие отражение в почерке. В 1910 г. профессор А. Рошталь, будучи убежденным последователем Г. Мишона, в статье «Почерк и характер» утверждал, что по почерку определяется весь внутренний облик конкретного человека, его наклонности, недостатки и т. д.

    Одним из наиболее известных псевдонаучных направлений в графологии конца XIX в. является реакционное учение основателя французской антропологической школы Ч. Ломброзо. В 1895 г. в своей работе «Руководство по графологии» он попытался экспериментально доказать наличие корреляции — взаимозависимости между специфическими особенностями графики «прирожденных преступников» и их криминальными наклонностями. В результате, он, якобы, смог дифференцировать две группы «уголовных» почерков: 1) убийц, разбойников, грабителей и 2) воров.

    Одиозный и зачастую наивный характер графологии с момента возникновения и до конца XIX в. был очевиден современникам. Сам Мишон полагал, что это учение является не наукой, а скорее искусством или «ремеслом, рожденным из опыта».

    Дальнейшее развитие графологии связано с именами Л. Клягеса, Г. Мейера, В. Лагенбруха, М. Пульвера, Р. Визер, И. Хайдера и многих других исследователей. В большинстве случаев их работы имеют фрейдистскую, идеалистическую направленность. Основной задачей выдвигается определение психических критериев — свойств и качеств личности как социальной единицы. Их объективное отражение они пытаются установить в почерке. В настоящее время, графология, помимо прочего, тесно связана с медициной. В частности, она стремиться разработать альтернативные методы диагностики по почерку разнообразных психических и соматических заболеваний человека.

    Учитывая изложенное, данные современной графологии по своей направленности представляют определенный интерес для судебного почерковедения и не связанных с ним сфер общественной жизни. Отдельные работы высоко оцениваются отечественными криминалистами и неоднократно использовались ими в целях решения диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы. В некоторых странах Америки и Европы графологический анализ почерка используется для определения профессиональных свойств конкретного человека, его пригодности к той или иной специальности, должности и т. д.

    Дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии, иным отраслям науки в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечественного криминалиста Е. Ф. Буринского — автора термина «судебное почерковедение». В своем учении о почерке он обобщил и систематизировал различные междисциплинарные научные данные, имеющие отношение к объекту познания. Особое внимание было уделено механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного исследования почерка и т. д. В итоге им был заложен фундамент в разработку научных основ судебного почерковедения, определены задачи и перспективы его дальнейшего формирования.

    В послереволюционный период можно условно выделить следующие этапы развития судебного почерковедения:

    • накопления знаний и опыта;

    • становления теоретических основ;

    • развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации;

    • совершенствования научных и практических основ судебно-почерковедческой идентификации, формирования теории и методики судебно-почерковедческой диагностики;

    • продолжения и развития ранее начатых научных разработок, использования в судебно-почерковедческой экспертизе компьютерных технологий, адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству.

    Этап накопления знаний и опыта охватывает период с начала 20-х и до середины 30-х гг. ХХ в. Он связан с деятельностью таких известных ученых, как С. М. Потапов, П. П. Михеев, Н. Д. Вороновский и др.

    Своими работами они устранили укоренившееся в то время в криминалистике представление о судебно-почерковедческой экспертизе как о доступном практически всем грамотным лицам виде исследования. Большое внимание уделялось поэлементному строению букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соответствующие рекомендации послужили началом разработки методических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка, который рассматривался как «система привычных движений, выраженная в письменных знаках».

    Этап становления теоретических основ судебного почерковедения продолжался с середины 30-х и до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И Винберг, Н. В. Терзиев, С. И. Тихенко, А. А. Елисеев, Б. М. Комаринец и другие ученые. Впервые в истории криминалистики на основе данных естествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изучены основные идентификационные свойства почерка — индивидуальность и динамическая устойчивость; разработана методика идентификационного исследования письма, которая базируется на признаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в криминалистике.

    Этап развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длилсяс середины 50-х и до начала 70-х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова, А. И. Винберг, Л. Е. Ароцкер, А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова, В. В. Томилин, М. В. Шванкова и др.

    Для данного этапа характерно обращение ученых-почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерковедения. Их решение проходило при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате были впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, экспериментальным путем произведен анализ измененного почерка, осуществлено проникновение в почерковедческие исследования математических методов.

    Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятностно-статисти-ческом, измерительно-статистическом и кибернетическом направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса внесли: В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман и другие ученые.

    Наиболее значимым достижением в этот период является создание теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой и в настоящее время служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности ученых-почерковедов и экспертов-практиков.

    Этап совершенствования научных и практических основ судебно-почерковед-ческой идентификации, формирования теории и методики судебно-почерковедчес-кой диагностики составляет период с начала 70-х и до начала 90-х гг. Его можно назвать расцветом судебного почерковедения как отрасли криминалистики и науки о судебной экспертизе. Он связан с деятельностью В. Ф. Орловой, А. И. Винберга, М. В. Шванковой, З. И. Кирсанова, П. Г. Кулагина, А. И. Колонутовой, Ю. Н. Погибко, Р. Х. Пановой, А. А. Куприяновой и др.

    В этот период было осуществлено становление фундаментальных основ судебного почерковедения и судебно-почерковедческой экспертизы. Разработаны учения о закономерностях почерка и процессе его криминалистического исследования. Существенные достижения получены в области теории и методики судебно-почерковедческой диагностики. Прежде всего, они связаны с установлением по признакам почерка пола и возраста исполнителя рукописи, отдельных показателей его внутреннего состояния.

    Этап продолжения и развития ранее начатых научных разработок, использования в судебно-почерковедческой экспертизе компьютерных технологий, адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательствусоответствует постсоветскому периоду — с начала 90-х гг. по настоящее время. Его (особенно последнее десятилетие ХХ в.) можно охарактеризовать как наиболее сложный в современной истории судебного почерковедения. Политический и экономический кризис во время развала СССР закономерно сказался на данной отрасли науки. Распались сильные авторские коллективы, финансирование исследований сократилось в такой степени, что многие известные ученые были вынуждены иммигрировать из России либо искать себе в новых условиях иное применение.

    Между тем, современные политические преобразования, вооруженные конфликты и переход к рыночной экономике, вызвавший рост документооборота в стране, повлияли на криминальную ситуацию, что сказалось в том числе и на практической деятельности экспертов-почерковедов. Возникла потребность в ее адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству;совершенствовании методов исследования малоинформативных почерковых объектов — подписей и кратких записей; теории и методики судебно-почерковедческой диагностики с целью розыска неизвестных преступников; использовании компьютерных технологий, облегчающих процесс составления экспертных заключений и выполнения иллюстративного материала. Эти задачи, несмотря на указанные трудности, были успешно решены учеными-почерковедами, среди которых выделяются В. Ф. Орлова, Р. Х. Панова, А. А. Куприянова, Н. Г. Окромешко, Т. И. Стрибуль, В. В. Серегин, М. П. Кошманов, М. В. Бобовкин, Т. Г. Шаова, Т. И. Исматова,

    В настоящее время судебное почерковедение представляет собой высокоразвитую отрасль криминалистики, способную обеспечить эффективное решение задач судебно-почерковедческой экспертизы. Вместе с тем, достигнутый уровень позволил наметить новые перспективы развития отрасли. Среди актуальных направлений выделяются объективизация и формализация процесса идентификации личности человека по почерку, совершенствование теории и методики диагностических исследований, создание на их основе новых методов решения неидентификационных экспертных задач, инструментализация и автоматизация практической деятельности эксперта-почерковеда и некоторые другие. Решение этих важных задач, несомненно, позволит в будущем значительно повысить роль применения специальных познаний в области судебного почерковедения при обеспечении законности и правопорядка.


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    Основная:

    1. Винберг Л. А. Почерковедческая экспертиза: учебник для вузов МВД СССР / Л. А. Винберг, М. В.Шванкова.Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977. 207 с.

    2. Судебно-почерковедческая экспертиза: Пособие для экспертов-почерковедов и судебно-следственных работников. Ч. 1. М.: ВНИИСЭ, 1971. 335 с.

    3. Судебно-почерковедческая экспертиза. Общая часть: метод. пособие для экспертов, следователей, судей. Вып. 1 / род общ. ред. В. Ф. Орловой. М.: ВНИИСЭ, 1988. 125 с.

    4. Почерковедческая экспертиза: курс лекций. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. 200 с.

    5. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций / под ред. В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2002. 228 с.



    Дополнительная:

    1. Орлова В. Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации / В. Ф. Орлова// Труды ВНИИСЭ. Вып. 6. М.: ВНИИСЭ, 1973. 335 с.

    2. Манцветова А. И., Орлова. В. Ф., Славуцкая И. А. Теоретические основы судебного почерковедения / А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, И. А.Славуцкая // Труды ЦНИИСЭ. Вып. 1. М., 1967. 338 с.

    3. Словарь основных терминов судебно-почерковедческой экспертизы / В. Ф. Орлова и др.М.: РФЦСЭ, 2003. 84 с.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта