Учебник логики со сборником задаче издание, переработанное
Скачать 1.73 Mb.
|
§ 4. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, МАТЕМАТИКИ, ИСТОРИИ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание литературы, развивающее специфические стороны мышления. Учащиеся начинают с понятий «художественный образ, литературный тип, литературная форма», затем подходят к изучению более общих понятий — критический реализм, натурализм, романтизм, принцип историзма при этом понятия берутся в их системе, а не изолированно. Психологическая наука пытается дать классификацию типов мышления на основе того или иного существенного признака. В одних случаях подчеркивается целенаправленный характер мышления из типов мышления нагляд нодейственное и нагляднообразное названы исходными, а на их основе развивается теоретическое мышление В других — подчеркивается проблемность мышления, его направленность на решение какойлибо задачи. Особо отмечено, что из основных видов мышления — практического (действенного, конкретнообразного и теоретического (сло веснопонятийного) — образный тип мышления не является более низким по сравнению с теоретическим. Какой же тип мышления формируется на уроках литературы В процессе изучения литературы, — пишет О.Ю. Богданова, — развиваются взаимосвязанные компоненты мышления учащихся конкретнообразные, обобщеннообразные, теоретические и действенные. При анализе произведения художественной литературы учащиеся должны использовать как научные (теоретические, таки образные обобщения, самостоятельно применять всю систему знаний и понятий. Большое значение для развития мышления учащихся имеет использование различных типов самостоятельных работ по литературе: самостоятельные работы по образцу, реконструктивные, вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки, творческие самостоятельные работы, постановка самими учащимися проблемы и нахождение путей ее решения 21 Осветить подробно этот эксперимент не представляется возможным, поэтому мы остановимся лишь на некоторых аспектах работы, иллюстрируя их соответствующими примерами. В преподавании литературы, как и других школьных предметов, иногда вместо определения понятия применятся метод сравнения. Сравнение широко используется для сопоставления литературных фактов и явлений, в частности для сопоставления сюжета повести с ее первоначальным планом. Учащимся предлагается вопрос проблемного характера С какой целью Пушкин изменил первоначальный план повести Станционный смотритель“?». Преподавание литературы предполагает использование разнообразных вопросов проблемного характера, на которых мы остановимся подробнее. Эти вопросы представляют собой познавательные поисковые задачи. Приведем примеры вопросов по повести АС. Пушкина Пиковая дама, которые предлагаются учащимся перед уроком 1. Какую моральную оценку дает Пушкин своему герою 2. Чем мотивируется поведение Германа (в социальном или психологическом плане 3. Как раскрыта в повести тема личность и общество Что лежит в основе конфликта между героем и окружающими людьми 4. С какой целью введены в повесть фантастические элементы 5. Какова идея повести? 22 Работа в классе строится с опорой на самостоятельные высказывания учащихся по этим вопросам. Вопросы проблемнопроверочного характера ставятся и с иной целью для выяснения особенностей мышления учащихся. Например, после изучения творчества Лермонтова учащимся были предложены вопросы. Что такое литературный тип Показать на конкретном примере. 2. Что я узнало русской действительности прошлого столетия из произведений Пушкина и Лермонтова 3. Каковы основные особенности реализма Пушкина и Лермонтова В чем вы видите сходство ив чем различие Показать на конкретном примере. 4. Каков нравственный идеал Лермонтова Что в этом идеале мне близко и понятно, а что нет? Здесь обращают на себя внимание вопросы, основанные на сопоставительном анализе, на обобщениях. В ходе последующей работы вопросы проблемного характера усложняются. При изучении романа Достоевского Преступление и наказание учащимся предлагались следующие вопросы 1. Какие события предшествуют преступлению и как они влияют на Раскольникова? 2. Сопоставьте Петербург Пушкина, Некрасова и Достоевского. 3. Сопоставьте ответы Чернышевского и Достоевского на вопрос Что делать. 4. Как ив каких сценах осуждается теория Раскольникова? 5. В чем заключается новаторство реалистической манеры Достоевского 6. В чем состоит противоречивость художественного мира Достоевского И др. Целенаправленная работа, идущая от формирования первоначальных обобщений о литературных фактах к концептуальному подходу в изучении литературы и использованию системы знаний по истории и теории литературы, — таков магистральный путь развития мышления старшеклассников Развитие логического мышления на уроках математики Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя учащихся искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и сути их доказательств, изучать специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. ЛЯ. Хинчин видит воспитательный эффект уроков математики в том, что специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать в учащихся общую логическую культуру мышления, и основным моментом воспитательной функции математического образования он считает развитие у учащихся способностей к полноценности аргументации. В обыденной жизни ив ряде естественнонаучных дискуссий аргументацию почти не удается сделать исчерпывающей, в математике же дело обстоит иначе Здесь аргументация, не обладающая характером полной, абсолютной исчерпанности, оставляющая хотя бы малейшую возможность обоснованного возражения, беспощадно признается ошибочной и отбрасывается как лишенная какой бы тони было силы Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Школьники приучаются к взаимной критике ученик, который отобьется от всех возражений своих товарищей, почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему эту победу. А раз почувствовав это, он неизбежно научится уважать это оружие и, даже находясь в других ситуациях (в споре с другими или в своем одиноком мышлении, будет искать точной, полноценной аргументации, что значительно повысит его логическую культуру. ЛЯ. Хинчин сформулировал некоторые конкретные требования, выполнение которых обеспечивает полноту аргументации. Среди них борьба против незаконных обобщений и необоснованных аналогий, борьба за полноту дизъюнк ций, за полноту и выдержанность классификаций. Требование полноты и выдержанности классификации При построении классификаций необходимо соблюдать правила деления понятий классификация должна проводиться по одному существенному основанию, члены классификации должны исключать друг друга, классификация должна быть полной. На уроках математики воспитывается потребность осуществлять правильные классификации. Математический стиль мышления, по характеристике ЛЯ. Хин чина, определяется следующими особенностями 1) доведенное до предела доминирование логической схемы рассуждения 2) лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший из ведущих к данной цели логический путь 3) четкая разбивка хода рассуждений на случаи и подслучаи; 4) скрупулезная точность символики. Указанные черты стиля математического мышления способствуют поднятию общей культуры мышления школьников, развитию их интеллектуального потенциала. На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления понятиями, суждениями, умозаключениями. Чаще всего учащиеся пользуются такими видами дедуктивного умозаключения, как категорический силлогизм, энтимема, условнокатегорические и раз делительнокатегорические умозаключения, полисиллогизмы, сориты, непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату, дилеммы. Развитие логического мышления на уроках истории В начальной школе при изучении материала по истории применяются различные приемы, способствующие развитию мышления, впер вую очередь наглядные пособия картины, диапозитивы, рисунки на доске, аппликации, иллюстрации учебника. Сих помощью делаются сравнения, устанавливаются различия, производятся обобщения. Например, предлагается сравнить работу крестьян до революции ив настоящее время или сравнить вид Москвы в XIII в. и сейчас. Используется анализ и синтез в их единстве. Учащиеся учатся составлять план рассказа, выделять главное, устанавливать причинноследственные связи явлений. Они хорошо усваивают единичные понятия (Московский Кремль, Степан Разин, Пугачев и др, усваивают и общие понятия орудие труда, помещик, раб, стачка, восстание и др. Точные определения понятий, как правило, не даются. В средних и старших классах история преподается как отдельный предмет. Место наглядных пособий занимают словесные иллюстрации, яркие описания, характеристики, часто вместо определения понятий применяются приемы, их заменяющие описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение и различение. В средних классах учащиеся иногда затрудняются выделить общие и существенные признаки и дать точное определение понятия, иногда указывают лишь родне называя видового отличия (разновидность логической ошибки несоразмерность определения — слишком широкое определение, например мотыга — это сельскохозяйственное орудие. В средних и старших классах больше используется так называемая условная наглядность схемы, картограммы, планы, таблицы, диаграммы, плакаты, графики. Учащиеся знакомятся с рядом научных понятий исторический факт (событие, причина исторического события, следствие исторического события, историческая закономерность и др. У учащихся вырабатывается понимание закономерностей исторического процесса, роли народных масс, соотношения производительных сил и производственных отношений. Для запоминания последовательности событий полезно давать самим учащимся составлять хронологическую таблицу наиболее важных событий. Это развивает умение выделить главное, существенное. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в том числе вопросы, предполагающие сравнение событий или явлений 1. Чем отличается работ крестьянина в Древнем Египте 2. Чем отличается рабовладельческий строй от первобытного Предлагается задание — сравнить уровень культуры в разных странах и др. Значительное число вопросов связано с установлением причинноследственных связей. На уроках истории часто ставится вопрос «Почему?». Методисты считают, что понятия гражданской истории лучше усваиваются, если учащиеся подведены к ним индуктивным методом путем ознакомления с рядом сходных и типичных фактов и явлений; однако иногда используются и дедуктивные умозаключения. Следует обратить внимание на распространенную у учащихся ошибку смешения повода и причины события. В старших классах развитие логического мышления на уроках истории осуществляется посредством усвоения более абстрактного, теоретически обобщенного материала, посредством более углубленного формирования понятий. Большее внимание уделяется операции деления понятия и классификациям (например, классификация орудий труда, видов оружия, типов предприятий при капитализме, форм и типов государственного устройства и др.). На уроках истории используются и умозаключения по аналогии. Гипотеза и ее роль в познании исторических событий связаны с научным предвидением. И.Я. Лернер к числу методов исторического познания, имеющих общеобразовательное значение, относит следующие. Сравнительноисторический метод. Метод аналогии. Статистический метод выборочный, групповой и т.д. 4. Установление причин последствиям. Определение цели отдельных личностей и их групп по их действиями последствиям этих действий. Определение зародыша по зрелым формам. Метод обратных заключений (определение прошлого по существующим пережиткам 8. Обобщение формул, те. свидетельств памятников обычного и письменного права, анкет, характеризующих массовость тех или иных явлений. Реконструкция целого по части. Определение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры. Лингвистический метод 24 Для усвоения норм правильного мышления И.Я. Лернер предусмотрел ряд заданий на различные логические операции. Среди них определение понятий, анализ и синтез как приемы образования понятий, сравнение и обобщение, деление понятий, классификация понятий, индуктивные и дедуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии, прямое и косвенное доказательство. Желательно было бы в задания включить и оперирование логическими законами. Учитель истории, разумеется, обратит внимание учащихся и на использование гипотез в историческом познании и свяжет это с научным прогнозированием исторических событий и закономерностей. И.Я. Лернер предусматривает и другие виды заданий Задания на усвоение норм диалектического мышления и Задания на усвоение методологических знаний, а также выделяет систему проблемных задач. Очень важными средствами развития логического мышления учащихся являются работа с историческими документами и использование художественной литературы. На уроках истории, как и на других уроках, широкое применение находит метод сравнения. Итак, выявлено значительное многообразие средств, методов, приемов развития логического, творческого мышления учащихся на уроках в школе. Кроме того, мы считаем необходимым введение в школе отдельного предмета Логика, который позволит вооружить учащихся систематизированными знаниями по этой важной отрасли науки. Одна из важнейших задач курса логики — показать на основе философской теории познания основные формы и законы содержательного мышления, помочь интеллектуальному формированию личности учащегося Глава девятая ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ КАК НАУКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ § 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЛОГИК Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии — единой нерасчлененной науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, те. отождествляла законы мышления с законами бытия. Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства — одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Так было в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Риме, средневековой России. Нов искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории. Развитие науки логики на протяжении ряда столетий протекало по двум направлениям. Одно из них начиналось с древнегреческой логики (в особенности с логики Аристотеля, на основе которой развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока, в Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскую логику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии, на Цейлоне 1 Логика в Древней Индии История логики Индии связана с развитием индийской философии. Древнейший литературный памятник Индии — Веды (II — начало I тыс. до н.э.), а наиболее древняя его часть — Ригведа. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых они развивают или комментируют многие философские мысли, содержащиеся в Ведах. Индийский ученый Мадхава в своем сочинении Обзор всех систем (1350) насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. На первом месте стоит материалистическая философская школа чарвака (основатели Брихаспати и его ученик Чарвака). К ней примыкала школа локаята. В основном материалистическими были рационалистические философские системы вайшешика (ее основатель получил прозвище Канада, что значит пожиратель атомов, ньяя (основатель школы ньяя — Гаутама) и джайнизм (основатель Вардхамана Махавира). Были в Древней Индии и идеалистические философские системы, утверждающие первичность духа, сознания, мышления. Наиболее крупные из них йога, миманса, веданта, буддизм. Среди ведущих философских систем следует назвать также санкхью — систему дуалистическую, исходящую из признания равноправными двух начал — духа и материи, идеального и материального. Диспуты между представителями различных философских школ способствовали развитию теории познания и логики. Но логика самостоятельно трактуется лишь школой ньяя, хотя еще не систематически, а в форме кратких афоризмов (сутр. Лишь начиная с Дигнаги (VI в) индийская логика приобретает стройную и систематическую форму. Индийская логика развивалась на протяжении двух тысячелетий, и история ее развития на мировом уровне еще до конца не изучена. Хотя библиография по индийской философии и логике огромна, единства во взглядах на ход ее развития не достигнуто. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством. Существовавший первоначально взгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений (членов, меняется. Развитие логики шло по пути сокращения членов силлогизма. Гаутама сократил их до пяти 1) тезис 2) основание 3) пример 4) применение и 5) вывод. Эта система силлогизма стала господствующей в индийской логике. Особенностями индийской логики являются следующие: а) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции; б) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения; в) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заключает в себе акт суждения — умозаключения. Иными словами, в основе наших восприятий лежит приобретенный нами опыт; г) различение речи в себе (те. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи для других (те. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме. Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая. Следует отметить, что европейская психология лишь в XX в. приступила к изучению этих видов речи и установлению различий между ними. В сжатой форме системы индийской логики (старая ньяя, буддийская логика, новая ньяя) изложены в двухтомной Индийской философии С. Радхакришнана. Одним из наиболее полных систематических изложений основ индийской логики навьяньяя, сделанным представителем западной логики, является работа видного американского индолога, профессора Гарвардского университета Д.Г.X. Инголлса 2 Навьяньяя (новый метод, новая логика) — единственная завершенная система логики, возникшая вне пределов европейской культуры. Основоположником школы считается автор трактата «Тат твачинтамани» Гангеша (ХII—ХIII вв.). В этой школе логика становится самостоятельной наукой, выступает методом и инструментом научного познания. Однако восходящая к древней традиции громоздкая система категорий, несоблюдение различия между абстрактным выводом и конкретным примером вывода говорят о том, что эта логика не лишена недостатков. Во многом их преодолевает поздняя, или радикальная, школа навьяньяи, основанная Рагхунатхой. Знакомя с главными понятиями, теорией и методами малоизвестной за пределами Индии логики навьяньяя, с крупнейшими представителями этой школы за период с XII по XVII в, Инголлс опирается на достижения современной ему символической логики. Со времени своего возникновения и дох гг. XX в. логика преимущественно развивалась в направлении формализации и катало гизирования правильных способов рассуждений в пределах двух значений истинности. Суждения могли быть либо истинными, либо ложными. Такая логика именовалась классической, так как восходила к древней традиции. Другие ее названия — традиционная или двузначная. Классическая логика — это первая ступень развития формальной логики С развитием научного знания логика поднимается на вторую, более высокую ступень развития. Теперь она систематизирует формы мышления, применяя математические методы и специальный аппарат символов. Исследуя содержательное мышление с помощью исчисле ний, она идет дальше по пути абстрагирования. Эта формальная логика носит название символической, или математической, но является классической, так как попрежнему оперирует двумя значениями ис тинности. В современной математической логике развиваются и неклассические логики, которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конструктивными (по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинности суждений, либо модальными суждениями, либо исключают отрицания, имеющиеся в классической логике. Д. Инголлс в своей книге отмечает, что формальная логика на вьяньяя отличается высокой степенью абстракции. Ее представители не ограничивались чисто лингвистическим анализом, всегда пытались вскрыть отношения между самими вещами. В некоторых отношениях, считает американский исследователь, навьяньяя превосходит аристотелевскую логику. Ее создатели, например, имели понятие о конъюнкции, дизъюнкции и их отрицании, знали следствие о классах из законов де Моргана. В школе навьяньяи кванторы, те. логические термины, выраженные словами все, некоторые, любые и т.п., почти никогда не использовались, так как они выражались с помощью абстракции свойств и путем комбинирования отрицаний. В навьяньяе анализировались следующие проблемы отношение проникновения (те. теория логического следования, проблема отрицательных высказываний, способы образования сложных терминов и др. Навьяньяя таки не пришла к использованию символов. Хотя, по мнению Д. Инголлса, незнание представителями этой школы символов вряд ли справедливо считать недостатком. Ведь никто, за исключением стоиков, не использовал в логике символы вплоть до XIX в. Вместо символов здесь была разработана сложная система клише, благодаря которой удавалось получить множество выражений. Д. Ин голлс склонен видеть в логике рассматриваемой формальной логической системы зачатки ряда идей, получивших развитие в математической логике. Древнеиндийская логика самобытна. Она возникла и развивалась независимо от древнегреческой. С греческой философией и логикой Индия познакомилась лишь в результате похода Александра Македонского (356—323 гг. до н.э.). Логика в Древней Греции В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской школе (у Пар менида и Зенона. Гераклит Эфесский выступает сучением о всеобщем движении и изменении. Для древнегреческой философии характерно возникновение и борьба различных философских школ и направлений. В древнегреческой философии в середине V B . до н.э. появились так называемые софисты (Протагор, Горгий и др, которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них, а человека и его деятельность, в том числе этику, риторику, грамматику. Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Греции создали теорию риторики. Софисты критиковали и религию, и материалистическую философию. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали и вопросы логики. Протагор написал специальное сочинение Искусство спорить. Протагор — мастер спорить он разъезжал по Греции, устраивал диспуты, привлекавшие многочисленных слушателей. По выражению античного автора Диогена Лаэртского, нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него» 3 Протагор первым стал применять «сократический способ беседы. Этот метод заключался в постановке собеседнику вопросов и показе ошибочности его ответов. Поэтому Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логических приемов в речи ораторов. Позднее это сделал Аристотель в его Топике. Сочинение Протагора Тяжба оплате (вы уже познакомились с ним нас) посвящено знаменитому софизму, относящемуся к спору Протагора сего учеником Эватлом. Против софистов выступил выдающийся материалист Древней Греции Демокрит (460—370 гг. до н.э.), создавший всеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания математику, физику, биологию, медицину, филологию и др. Демокрит — творец первой системы логики в Древней Греции, написавший специальный трактат О логике, или Каноны (в трех книгах название Каноны означает критерии, правила. До нас, к сожалению, дошли лишь незначительные отрывки. В книге О логике» Демокрит выступает против софистов, отрицавших объективную истину. Демокрит строит логику на эмпирической основе, поэтому он один из создателей индуктивной логики. Демокрит рассматривал суждения, выделяя в них субъект и предиката также рассматривал определения понятий. В Канонах было изложено учение Демокрита о видах знания. Вопросы логики здесь не отделялись от теории познания. Последователями Демокрита были философы эпикурейской школы. Демокритов скоэпикурейское направление в логике предвосхитило индуктивную логику Ф. Бэкона и противостояло идеалистической сократоплатонов ской логике. Проблемами логики занимались и древнегреческие философы Сократ (ок. 469—399 гг. до н.э.) и Платон (428—347 гг. до н.э.). У Сократа на первый план была выдвинута проблема метода, посредством которого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его свести к общему понятию и судить о нем на основе этого понятия. Поэтому он предлагал собеседнику дать определения ряду понятий, таких, например, как «справедливость», несправедливость, храбрость, красота и т.п. Сократовский метод использовался так. На вопрос Сократа, что такое несправедливость, отвечающий давал поверхностное, непродуманное определение. Взяв отдельные случаи из повседневной жизни, Сократ показывал, что определение, которое давал отвечающий, оказывается ошибочным или недостаточными подводил к исправлению его. Новое определение (дефиниция) опять проверялось, дополнялось и т.д. Например, давая определение понятию несправедливость, в качестве несправедливых люди называли такие действия, как лганье, обман, делание зла, обращение в рабство и т.п. Но затем выяснялось, что вовремя войны с врагами эти действия не подпадают под понятие несправедливости. Первоначальное определение ограничивается действия эти являются несправедливыми только по отношению к друзьям. Но и новое определение недостаточно. Ведь тот, кто обманом заставляет своего больного ребенка принять лекарство или отнимает мечу друга при его попытке к самоубийству, не совершает несправедливого поступка. Следовательно, только тот совершает несправедливость против друзей, кто это делает с намерением им повредить. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков. Знание есть, таким образом, понятие о предмете, и достигается оно посредством определения понятия. При этом усматривается как сходство или общность предметов, подходящих подданное понятие, таки различия между тем, что подходит подданное понятие, и тем, что подходит под сходное или смежные с ним понятия. Учение Сократа о знании как об определении общих понятий и применявшиеся Сократом индуктивные приемы определения этических понятий сыграли заметную роль в развитии логики. Учение Сократа о знании развил его ученик Платон в теории «видов» или идей, создавший систему объективного идеализма, утверждавшую существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платон основал в Афинах, создав там Академию. Платон общие понятия Сократа, говорящие о сущ ностях вещей, превратил в абсолютные идеи, которые существуют сами по себе, вне познающего субъекта, и независимо от материального мира. И считал эти идеи первичными, вечными и неизменными, образующими особый потусторонний мир. Материальный мир, по Платону, вторичен, он изменчив, ив нем отражаются вечные, неизменные идеи, которые являются прообразами всех существующих материальных вещей, а вещи эти — только тени идей. В своей деятельности Платон значительное место отводил вопросам теории познания и логики. Платон стремился образовать понятие и затем осуществить деление понятия на его виды, излюбленным логическим приемом его была дихотомия, те. деление понятия А на В и неВ (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. Он сформулировал два правила для деления понятий, а теорию суждения развил в диалоге Софист. Платон отличал отношение различия от отношения противоположности. В школе Платона много занимались определениями, в частности определениями предметов органической и неорганической природы. Платону принадлежит следующее определение человека Человек есть двуногое животное без перьев. Услышав об этом, Диоген, ощипав петуха, принес его в Академию и вовремя лекции Платона выпустил его со словами Вот человек Платона. Платон признал свою ошибку и внес в свое определение поправку Человек есть двуногое животное без перьев с широкими ногтями». Один из величайших ученых и философов древности — Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Он родился в городе Стагире, поэтому его называют Стагиритом. Глубокие сочинения Аристотеля посвящены многообразным отраслям современного ему знания философии, логике, физике, астрономии, биологии, психологии, этике, эстетике, риторике и другим наукам. В течение 20 лет Аристотель был учеником в школе Платона. Через 12 лет после смерти Платона Аристотель основал в Афинах свою философскую школу (перипатетическую, или Ликей). Общее число написанных им работ приближается к тысяче. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Логику Аристотеля называют традиционной формальной логикой. Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии, логические, основы теории аргументации, гипотеза. Основными работами Аристотеля по логике являются Первая аналитика и Вторая аналитика, в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Логическими сочинениями Аристотеля являются также Топика, содержащая учение о вероятных диалектических доказательствах, Категории, Об опровержении софистических аргументов, Об истолковании. Византийские логики позже объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием Органон (орудие познания) 4 Законы правильного мышления закон тождества, закон непро тиворечия, закон исключенного третьего — Аристотель изложил также в своем главном произведении Метафизика. Аристотель законы мышления рассматривал первоначально как законы бытия, алогические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли с действительностью. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложным суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истины, создал свою логику. В Аналитиках он довольно основательно разрабатывает модальную логику. Аристотель видел в логике орудие, или метод, исследования. Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (символической) логики, у него имеются начатки исчисления выска зываний. Дальнейшая разработка логики высказываний, ив том числе теории условных и разделительных умозаключений, была осуществлена логиками мегаростоической школы (учение, известное под названием «логики стоиков. Основатели стои — Зенон (333—261 гг. до н.э.) и Хризипп (282—206 гг. до н.э.). Логика, по их учению, должна изучать и словесные знаки, и обозначаемые ими мысли. А назначение логики они видели в задаче научить правильно судить о вещах, освободить ум от заблуждений. Стоики делили логику на диалектику и риторику. Таким образом, они выходили за ограниченные рамки формальной логики. К сожалению, до нас дошли лишь отдельные отрывки из логического учения мегариков и стоиков. Логики этой школы дали анализ логических терминов отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации. В результате дискуссии об импликации у них выявились четыре различных ее понимания. Мегарик Евбулид открыл первый известный нам из истории семантический парадокс под названием Лжец Логика Древнего Китая 5 Под логикой Древнего Китая, по утверждению Пань Шимо, принято прежде всего понимать логику периода Чуньцю и Чжаньго (722— 221 гг. до н.э.), когда появляется понятие философская дискуссия» и создается ситуация, известная как соперничество ста школ. Ученые исследуют теорию имен, понятий, вопросы об искусстве спора (дискуссии. Такими мыслителями являлись Дэн Си (ок. 545—501 гг. до н.э.), Великий Конфуций (551—501 гг. до н.э.), Хуэй Ши (ок. 370—318 гг. до н.э.), Гун Суньлун (ок. 325—250 гг. до н.э.), Моцзы (ок. 490—403 гг. до н.э.), Сюньцзы (ок. 313—238 гг. до н.э.), Ханьфейцзы (ок. 280—233 гг. до н.э.) и др. 6 Пань Шимо так характеризует достижения различных школ того периода Усилиями школы имен (минцзя), школы законников (фац зя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моис тов (моцзя) была создана более или менее целостная логическая концепция. В Древнем Китае большинство логических теорий было рассеяно по различным трактатам, посвященным вопросам политики, философии, этики и естествознания. Поздние моисты обобщили достижения своих предшественников, взяв при этом за основу учение Моцзы, и создали первый в истории китайской логики энциклопедический трактат „Мобянь“ (Рассуждения Моцзы), называемый также „Моцзин“ (трактат Моцзы)» 7 Автор статьи Логика Древнего Китая дает концентрированную интересную информацию о тех проблемах, которые разрабатывались в логических теориях периода ранний Цинь: 1) теория имени 2) теория «цы» (высказываний 3) теория «шо» (рассуждения) и «бянь» (спора); 4) об основных законах мышления. В статье отмечается ряд особенностей логики Древнего Китая: |