Учебник предназначен для студентов педагогических вузов. К студентам
Скачать 4.76 Mb.
|
И.П.Подласый. Педагогика Книга 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы дея- тельности педагога. Учебник предназначен для студентов педагогических вузов. К СТУДЕНТАМ Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во- первых, это наука чрезвычайно сложная, может быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее достижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень противоречивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каждый человек имеет свое мнение о воспитании и может опровергнуть чуть ли не любое утвер- ждение, приведя «противоположные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны человеческой и общественной жиз- ни. Сотни диаметрально противоположных утверждений встретятся нам в работах фило- софов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспри- страстной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказательств вытекает из предыдущего. Эвересты педагогических книг уже напи- саны, а необходимость изучать проблемы воспитания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и драмами человеческих судеб, бесчислен- ными ошибками, тупиками, заблуждениями. В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Учиться сегодня надо основательно, 3 KQHOMHO , быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактических знаний мало, нужно научиться профессиональ- но мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — первый шаг в нужном направлении. Успешной она будет лишь в том случае, если мы с вами, уважаемый сту- дент, станем единомышленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой по- нимания станут проверенные жизнью принципы прогрессивной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел студента — нелегкий познавательный труд, который нужно постараться сделать макси- мально продуктивным. Без самостоятельного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать истину. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с по- следующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызы- вающих заранее намеченное развитие познавательного процесса. Излагаются знания по принципу укрупнения дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления. «Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — за- ключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно при- меняет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе получен- ных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в об- ратном. Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру распределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное представление о примене- нии электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новей- ших способах программирования и тестового контроля. Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагно- стические индексы, сопровождающие каждую тему. Они выведены путем статистического анализа результатов изучения материала контрольными группами студентов. Первый ин- декс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за ко- торое учебный материал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс характеризует среднестатистическую трудность изучаемого материала в условных единицах. Сопоставление первого и второго индексов определяет общее время, необходимое для усвоения материала с коэффициен- том усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам. Часть 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ Педагогика — наука о воспитании Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древ- ней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка сво- его господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направ- лять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогиче- ском руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современ- ной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь упо- требляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Расшире- ние пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропого- гика» (от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести). Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые по- лезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накоп- ление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает пе- дагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных про- цессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогно- зировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях. При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из по- ложения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное об- щество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества. Не- смотря на то что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера- тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, за- крепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философ- ские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях. Как контролировать себя Самоконтроль «поджидает» нас после каждого ИБ. Для этого применяются раз- личные задания. Наряду с «прямыми» вопросами, требующими «прямых» ответов, будут предлагаться и вопросы, содержащие уже готовые альтернативные ответы, из которых нужно выбрать правильный или правильные. Проверить правильность своих ответов вы сможете, обратившись за помощью в конец главы. Не торопитесь выбирать первый по- павшийся правдоподобный ответ, не проанализировав внимательно все другие ответы. Педагогика — коварная наука: одно слово, поставленное не к месту, способно существен- но изменить смысл сказанного. Учитесь правильно и четко употреблять педагогические понятия и термины. I. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосно- вав его достоверность. 1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания. 2. Педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучении людей. 3. Педагогика — это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения. 4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подраста- ющего поколения. 5. Педагогика — наука о воспитании человека. II. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании? 1. Педагогика (от греч. «пайдос» — дитя — мальчик и «аго» — вести). 2. Андрогогика (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести). 3. Антропогогика (от греч. «антропос» — человек). 4. Антропология (от греч. «антропос» — человек и «логос» — наука). 5. Педология (от греч. «пайдос» —дитя и «логос» — наука). III. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой? 1. Воспитание, обучение подрастающего поколения. 2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса. 3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей. 4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире. 5. Исследование человеческой природы. Возникновение и развитие педагогики Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, аст- рономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развива- ющихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из жи- тейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потреб- ность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычлене- ния теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались то- гда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460—370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение выра- батывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были круп- ные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427— 347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произве- дение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35—96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жиз- нестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики обра- зование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, про- существовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), Аквинат (1225—1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педа- гогическая теория далеко вперед не ушла. Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я — человек, и ничто человече- ские мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466—1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378—1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592). Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме фи- лософии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы пото- му, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно- педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посред- ством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения ве- ликого педагога? В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632— 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уве- ренного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вер-бализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д.Дидро (1713—1784), К. Гель- веции (1715— 1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712— 1778). «Ве- щей! Вещей! — восклицал он. — Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов». Демократические идеи французских просветителей во многом определили творче- ство великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). «О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрес- сивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психоло- гии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обу- чения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс тру- дящихся. «Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1886), занимавшийся исследованием мно- гих важных проблем, но более всего — изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писате- лей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828- 1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н.И. Пирого-ва (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народно- го воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). |