Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 172.2(075.8) ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1 П84

  • Профессиональная

  • ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1

  • Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность


    Скачать 7.07 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность
    Дата17.01.2023
    Размер7.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAminov_Professionalnaya_etika_i_sluzhebny_etiket_sotrudnikov_org.pdf
    ТипУчебник
    #891127
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Профессиональная этика
    и
    сотрудников органов внутренних дел
    Рекомендовано Учебно-методическим центром
    «Профессиональный учебник» в качестве учебника
    для студентов вузов, обучающихся по специальностям
    «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
    Рекомендовано Научно-исследовательским институтом
    образования и науки в качестве учебника
    для студентов вузов, обучающихся по специальностям
    «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
    СЛ
    этикет
    ю н и т и
    U N I T Y
    Закон и право • Москва «2015

    УДК 172.2(075.8)
    ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
    П84
    К о л л е к т и в а в т о р о в :
    И. И. Аминов, А. В. Щеглов, Н.Д. Эриашвили, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич,
    В. В. Горохова, Г.М. Реуцкая, А.А. Ласкин, И.А. Кушнаренко, Е.А. Никоноров
    Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
    Профессиональная этика и служебный этикет: учебник
    П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям
    «Ю риспруденция», «Правоохранительная деятельность» /
    [И.И. Аминов и др.]. — М.: Ю НИТИ-ДАНА: Закон и право,
    2015. - 271 с.
    ISBN 978-5-238-02582-7
    Агентство C IP РГБ
    Этот учебник — один из немногих опытов разработки проблем про­
    фессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Его главная задача — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
    С современных позиций рассматриваются основные этические про­
    блемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в деятельности царской полиции и советской милиции. Даются рекомен­
    дации по формированию у сотрудников общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном пове­
    дении.
    Особое внимание уделяется анализу Типового кодекса профессио­
    нальной этики и служебного поведения в контексте той или иной главы.
    Для учащихся и преподавателей образовательных учреждений МВД
    России. Учебник может быть использован в процессе служебной подго­
    товки сотрудников полиции.
    ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
    ISBN 978-5-238-02582-7
    © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2015
    Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.).
    Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.

    Введение
    Учебный курс «Профессиональная этика и служебный этикет» зани­
    мает важное место в формировании и развитии профессиональной культуры курсантов (слушателей) образовательных учреждений
    МВД России. Он раскрывает роль моральных ценностей в жизни общества и человека, дает практические рекомендации нормативно­
    го регулирования существующих общественных отношений, повы­
    шает роль нравственных начал в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
    Работая над учебником, авторы ставили перед собой главную цель — оказать курсантам (слушателям) помощь в формировании нравственной культуры как определяющего качества сотрудника органов внутренних дел, которая может быть достигнута решением следующих задач:
    (1) усвоения норм, принципов и категорий этики;
    (2) знания Типового кодекса этики и служебного поведения го­
    сударственных служащих Российской Федерации и муници­
    пальных служащих, убеждения в необходимости руководство­
    ваться его предписаниями;
    (3) умения оценивать факты и явления профессиональной дея­
    тельности с точки зрения морали и нравственности;
    (4) убеждения в возрастании роли нравственных начал в про­
    фессиональной деятельности сотрудников органов внутрен­
    них дел;
    (5) отношения к человеку как высшей ценности;
    (6) умения определять причины профессионально-нравственной девиации сотрудников ОВД, находить способы ее предупре­
    ждения.
    Каждая из перечисленных задач решается различными средст­
    вами. Так, необходимые знания приобретаются при изучении лите­
    ратуры по проблемам этики и служебного этикета, а также при под­
    готовке к практическим занятиям и самостоятельной работе. Уме­
    ния и убеждения формируются практикой, постоянным общением в нравственно здоровом коллективе, где грубость, бестактность, корыстолюбие, чванливость, цинизм оцениваются как явления не­
    достойные и аморальные и т.д.
    Учебник «Профессиональная этика и служебный этикет» дает курсантам (слушателям) представление об основах профессиональной
    3
    этики и этикета, а также об основных задачах совершенствования профессиональной и этической подготовки кадров — сотрудников новой, реформированной системы правоохранительных органов.
    Специфику учебного курса «Профессиональная этика» определяют особенности службы в органах внутренних дел и контингент лиц, проходящих них службу. Особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие у сотрудников органов внутренних дел в результате непосредственного контакта с представителями преступ­
    ного мира, постоянного балансирования на границе добра и зла, препятствования распространению социальных конфликтов, агрес­
    сивности и злобы. Трудно отыскать другую профессию, владея ко­
    торой ежедневно приходилось бы встречаться с таким количеством самых разнообразных жизненных ситуаций, деяний, мотивов, люд­
    ских характеров. И во всем этом многообразии необходимо сориен­
    тироваться оперативно, всесторонне, объективно и нравственно.
    Большой объем и несхожесть служебных ситуаций нередко вы­
    нуждают сотрудников органов внутренних дел каждый раз по- новому осмысливать и решать традиционные для этики вопросы, применяя при этом специфические формы, средства и методы со­
    противления негативным общественным явлениям, наиболее ярко проявляющимся при раскрытии совершившихся или готовящихся преступлений.
    Наиболее остро в деятельности органов внутренних дел стоит проблема взаимосвязи и взаимозависимости профессиональной це­
    ли и средств ее достижения. Известно, что чем выше и благороднее цель (защита жизни, здоровья, чести и имущества граждан), тем сильнее возникает соблазн в использовании любых средств для ее достижения: «Цель оправдывает средства!» Вместе с тем, как бы ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к насильнику, убийце или грабителю, срыв в действиях сотрудника органов внутренних дел недопустим, как недопустимы с его стороны угрозы, грубость, обман, ложь, ка­
    кими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.
    Ведь привлечение максимально эффективных, но неоправданных с моральной точки зрения мер может привести к выхолащиванию и даже компрометации смысла любой благородной цели, вызвать де­
    формацию нравственного сознания сотрудника, разочарование в профессии, потерю жизненных ориентиров, цинизм, тяжелую де­
    прессию и т.д.
    Что может быть альтернативой такому поведению и как обрести
    «профессиональный иммунитет»? Естественно, в таких ситуациях важнейший смысл обретает профессионально-нравственная подго­
    товка сотрудников полиции, как усвоение ими общеэтических цен­
    ностей, так и понимание важности социального служения. Все это делает объективно необходимым профессионально-нравственное вос­
    4
    питание сотрудников ОВД, теоретической основой которого служит предлагаемый курс.
    Не менее значимо изучение правил служебного этикета, помо­
    гающее сотруднику следовать такту и выдержке, грамотно и резуль­
    тативно проводить воспитательную работу, оперативно разрешать конфликтные ситуации, быть для коллег и граждан примером пове­
    дения на службе и в быту. Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности.
    Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом со­
    трудника, единством слова и дела, правилами ношения форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков, строевой вы­
    правкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утвержде­
    нию служебных отношений, проникнутых уважением к личному достоинству сослуживцев и граждан. В то же время профессиональ­
    ная культура сотрудника ОВД решительно отвергает грубость, бес­
    тактность, сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребова­
    тельность, безразличие к нуждам и заботам людей, а значит, устра­
    няет питательную почву для беспорядка и неорганизованности.
    Таким образом, значимость служебного этикета для сотрудни­
    ков органов внутренних дел выражается в проявлении правовой и служебной эстетики и содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения.
    Предлагаемое издание подготовлено коллективом авторов в со­
    ответствии с учебной программой по указанному курсу с целью восполнить существующий пробел в учебной и научной литературе по проблеме профессионально-нравственного воспитания сотруд­
    ников ОВД. Особое внимание авторы уделили характеристике про­
    фессионально-нравственного сознания и культуры поведения со­
    трудников полиции, их единству в обеспечении законности и пра­
    вопорядка; нравственным принципам деятельности и взаимоотно­
    шений сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел с гражданами; рассмотрению не только основных этических категорий, но и правил общего и служебного этикета.
    5

    Глава
    Сущность и социальная ценность профессиональной этики
    1.1. Понятие этики. Соотношение общей и профессиональной этики
    Предмет изучения науки этики — мораль. Это исходное понятие.
    Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон (106—
    43 до н.э.) от латинского слова mos (нрав, обычай) образовал и ис­
    пользовал слово moralis, которое оз­
    начало добродетели человека, его спо­
    собности руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гар­
    монично строить отношения с други­
    ми людьми.
    В IV в. из прилагательного moralis сформировалось существительное
    тога litas {мораль), которое стало оз­
    начать совокупность человеческих добродетелей1.
    В современном понимании
    мораль — это принятые в обществе представления о добре и зле, хоро­
    шем и плохом, правильном и непра­
    вильном, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений2. В обыденной жизни такие понятия, как «мораль», «нравст­
    венность», «этика», часто отождеств­
    ляются. Если учесть, что слово «мо­
    раль» имеет латинское происхождение от mores, что означает нрав, а moralis — нравственный, то слова «мораль» и «нравственность» несут одну и ту же смысловую нагрузку, они могут восприниматься как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать неэтичным,
    1 Левчук З.С. Нравственная культура личности: сущностные характеристики и факторы развития / / Идеологические аспекты военной безопасности. Минск,
    2010. № 1. С. 11.
    2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 21. М., 2012. С. 280—281.
    I ША
    Марк Туллий Цицерон.
    Образовал и использовал слово moralis
    6
    аморальным, безнравственным. Однако со времени античности в литературе утвердилась традиция рассматривать этику как теорию морали, нравственности.
    Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нрав­
    ственность» провел немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770—1831) в
    «Философии права» (1821). Нрав­
    ственность им представлена как завершающий этап развития объ­
    ективного духа в отличие от аб­
    страктного права и морали. Абст­
    рактное право — это сфера част­
    ной собственности, формальной свободы и абстрактного добра.
    Каждый обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми
    (договор) и требовать восстанов­
    ления своих прав в случаях их нарушения (неправда и преступ­
    ления). Мораль — это сфера ре­
    альной свободы, умение отличать законы от нравственного долга;
    нравственность
    это сфера практической свободы, субстан­
    циональной конкретности воли, возвышающейся над субъектив­
    ным мнением и желанием. Это умение следовать нравственному долгу в рамках законов. По Геге­
    лю, непосредственные проявления нравственности — семья, граж­
    данское общество и государство.
    В литературе по этике советского периода также предпринима­
    лись попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались: (а) нра­
    вы как практикуемые формы поведения; (б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; (в) мораль на уровне ее общест­
    венных проявлений — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной уста­
    новки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
    Однако в общественном опыте и живом языке такое разграниче­
    ние до настоящего времени не закрепилось. Так, например, в рус­
    ском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова «этика», «мо­
    раль», «нравственность» не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать пред­
    почтение какому-то одному из них (например, «мораль сей басни такова», «этика сотрудника полиции» и пр.).
    .В.Ф. Гегель.
    Провел концептуальное различение понятий «мораль» и «нравственность»
    7

    В отличие от морали и нравственности слово «этика» не ла­
    тинского, а греческого происхождения — ethos, в переводе своем близкое к словам «обычай», «совместное проживание» (в том чис­
    ле общение), «добродетель». С учетом такого смыслового значения в IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) и ввел в оборот слово ethika («этика») для обозначения особой об­
    ласти исследования практической философии, пытавшейся ответить на вопрос: что должно делать. Этой наукой стали изучаться доброде­
    тели, условия совместного проживания, существования людей. Таким образом, этика как наука существует уже почти 25 веков.
    В современном понимании
    этика — философская наука, предметом изучения которой является мораль как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества в целом. Этика базируется на общефилософском миро­
    воззрении, которое определяет представление о месте человека в мире, о человеческих возможностях познания мира и действия в нем. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то в этике как науке изучаются мораль (нравственность), ее сущность, природа, соци­
    альное назначение, структура, закономерности возникновения и развития, место в системе общественных отношений.
    Все это образует предмет
    этики.
    В этике выделяют две ее сто­
    роны:
    (1) собственно теоретические проблемы о природе, сущности и социальном назначении (соци­
    альной ценности) морали;
    (2) учение о том, как должен по­
    ступать, вести себя человек, ка­
    кими принципами и нормами он обязан руководствоваться.
    Эта сторона этики есть не что иное, как практическая этика.
    В системе этики как науки выделяют, в частности, этиче­
    скую аксиологию (проблемы доб­
    ра и зла, их социально ценност­
    ный и, напротив, антисоциаль­
    ный характер), деонтологию (проблемы долга и должного), дескрип­
    тивную этику (мораль того или иного общества в историческом аспекте), генеалогию, социологию морали, профессиональную этику.
    Аристотель.
    Ввел в оборот слово ethika
    педагога, журналиста, юриста. Профессиональная этика сотрудников
    ОВД — это один из видов профессиональной морали, которая зани­
    мает особое место и носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, строго обязательны и обеспечиваются административными санк­
    циями (кодекс, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные ус­
    тавы, определяющие формы поведения и общения).
    Деятельность сотрудников ОВД носит государственный харак­
    тер, так как осуществляется представителями государственной власти. Поскольку действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан, их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей, что, в свою очередь, порождает повышенное чувст­
    во долга и ответственности.
    Профессиональная этика сотрудников ОВД призвана направ­
    лять усилия должностных лиц в социально полезное русло, пори­
    цать одни приемы и цели профессиональной деятельности и поощ­
    рять другие; включать в себя требования, не противоречащие госу­
    дарственным и общенациональным интересам.
    Суммируя все вышесказанное,
    профессиональную этику сотрудников ОВД можно определить как учение о специфике проявления общих нравственных норм в усло­
    виях наиболее эффективного решения служебных задач по защите прав человека на жизнь, свободу, имущество; отношении к человеку как к высшей ценности; ответственности перед обществом и госу­
    дарством согласно социальной справедливости и служебному долгу.
    Анализируя особенность проявления общезначимых моральных ценностей и требований морали к сотрудникам ОВД, профессио­
    нальная этика не только выражает теорию профессиональной мора­
    ли, но и определяет практические рекомендации, увеличивающие эффективность служебной деятельности, содействующие нравст­
    венному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с обществом, их авторитет и высокий социальный статус.
    1.2. Структура и функции этики (морали)
    Говоря о самом феномене морали как системе ценностей и требо­
    ваний, регулирующих поведение людей, следует отметить, что она функционирует в обществе как единое целое и в ней, как правило, выделяют три структурных компонента: (1) нравственную деятель­
    ность; (2) нравственные отношения; (3) моральное сознание1.
    1 Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. М., 2000. С. 25—30.
    10

    Н равствен н ая д еятельн ость лю дей
    Это основа морали. Нравственная деятельность — это понятие, ис­
    пользуемое в этике для выявления смысла, присущего всем другим видам деятельности. Оно выражает общественную значимость лю ­
    бой деятельности. Нравственная деятельность складывается из поступков. Совершая поступки, человек вступает с другими людьми в определенные отношения, разновидность которых может быть названа нравственными.
    Любая человеческая деятельность, в том числе и моральная, включает в себя цель, средства и результат. Каждая деятельность имеет свою конкретную цель, поскольку человек что-то предпола­
    гает, планирует сделать. Однако в любой предметной деятельности всегда присутствует и моральный мотив — во имя чего совершается данное дело: во имя добра, справедливости, других каких-то мо­
    ральных целей или же содержится злой умысел. Эта сторона пред­
    метной деятельности и выражает нравственное содержание ее цели.
    Человек может ставить перед собой как приемлемые (нравствен­
    ные), так и неприемлемые (безнравственные) цели.
    Для достижения цели используются определенные средства, ко­
    торые по своему содержанию также могут быть нравственными или безнравственными. Например, в деятельности следователя при про­
    ведении допроса, преследующего положительную цель — раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравст­
    венные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.
    Любая деятельность имеет определенные последствия (близкие или далекие, благоприятные или неблагоприятные) и результаты
    (нравственные и безнравственные). При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора со­
    ответствующих целей и средств. Если один из этих элементов при­
    обретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.
    Н равственны е отнош ения
    В любой человеческой деятельности между ее участниками склады­
    ваются специфические нравственные отношения. Складываясь в процессе нравственной деятельности, они существуют в виде сово­
    купности определенных зависимостей и связей, являются условием, через которое осуществляется эта деятельность.
    В нравственных отношениях отражается объективный интерес об­
    щества, коллектива, личности. Они закрепляют на практике устойчи­
    вые формы поведения и выступают как единая связь норм, запретов, как определенная система. Таким образом, каждый человек независи­
    мо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.
    11

    Нравственные отношения — это не особый вид отношений, су­
    ществующий отдельно от других общественных отношений, а их ценностное смысловое содержание. Нравственная жизнь невозмож­
    на без оценки, но моральная оценка осуществляется через призму понятий морального сознания — добра и зла, справедливости, дол­
    га, совести. В морали сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространя­
    ются фактически на все действия человека. Нравственные отноше­
    ния выступают способом детерминации поведения человека, они накладывают на человека определенные обязанности. В моральных отношениях человек является и субъектом, поскольку они возни­
    кают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку опре­
    деленный уровень нравственных отношений сложился и существует независимо от человека. Глубинным содержанием нравственных от­
    ношений является отношение личности к обществу, а точнее — от­
    ношение личности к общественному благу как к высшей ценности, из фундамента которой вырастают другие моральные отношения.
    Вместе с тем отношение к человеку как конечной цели обществен­
    ного развития предопределяет гуманистический характер общест­
    венного блага.
    Одна из важнейших особенностей нравственных отношений — их универсальность, которая находит свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.
    В зависимости от объекта нравственные отношения подразделя­
    ются на нравственные отношения — личности и общества; личности и личности; личности к самому себе; личности и человечества.
    По признаку универсальности и сферам жизни нравственные от­
    ношения можно классифицировать на отношения к труду и к лю­
    дям в процессе труда, отношения в общественно-политической дея­
    тельности: в правовой, научной, педагогической, художественной, семейно-бытовой и т.д.
    Богатство и многообразие нравственных отношений, в которые включается личность, определяют богатство и многообразие его нравственной культуры. Их специфика выражается в том, что, вступая во взаимоотношения друг с другом, обществом, люди воз­
    лагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием долга, ответственности, совести.
    Нравственные отношения — социально значимые взаимоотно­
    шения людей, которые закреплены в нравах, определяют понимание смысла и значимости бытия, являются каналами морального обще­
    ния людей, регуляции поведения и передачи морального опыта.
    Любой поступок человека, в котором проявляются определенные нравственные отношения, объективно приобретает значение положи­
    тельной или отрицательной ценности или их противоречивого соче­
    тания. С изменением материальных, социально-экономических
    12
    условий жизнедеятельности людей происходит и изменение ценно­
    стей, которые были закреплены в духовной культуре общества.
    Исчезают старые и появляются новые ценности, меняется их соот­
    ношение: одни отодвигаются на второй план, а другие — выходят вперед. Вместе с изменением нравственных отношений людей в обществе меняется и их нравственное сознание.
    Нравственная деятельность и нравственные отношения состав­
    ляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях сторону морали. Свое устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, т.е. относительно устойчивых, массовых формах поведения и отношений. Идеальную сторону морали со­
    ставляет моральное сознание.
    М оральное сознание
    Это система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно порождается потреб­
    ностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, обра­
    зующих в совокупности идеальную модель данного поведения и отношений. Моральное сознание пронизывает все сферы жизнедея­
    тельности человека, оно универсально.
    Моральное сознание объединяет нравственный опыт человече­
    ства, систематизирует его и создает рассудочные шаблоны для сте­
    реотипного поведения, вполне эффективные для обычных мораль­
    ных ситуаций. Для решения проблемных, конфликтных ситуаций моральное сознание вырабатывает нравственную интуицию.
    Моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности — эмоционально-чувственный и рациональный.
    Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувства — это особая форма отношения человека к явлениям действительно­
    сти, обусловленная их соответствием или несоответствием потреб­
    ностям человека. По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более личностны, субъективны. Моральные чувства — это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возни­
    кает определенное отношение к поступку, которое может прояв­
    ляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, рас­
    каяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, на­
    правленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относится чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, дос­
    тоинства, сострадания и т.д.
    13

    Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные, эгоистичные: себялюбие, зависть, трусость, жестокость, душевная черствость. По существу они являются безнравственными чувства­
    ми, так как лишены главного признака нравственности — осозна­
    ния необходимости способствовать укреплению общественных на­
    чал человеческой жизни.
    На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм. Моральные нормы — это наи­
    более простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать правильный выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой — осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.
    В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям
    («Будь правдив», «Уступи место старшим»). Негативные нормы за­
    прещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»).
    Нормы морали, как и нравственные чувства, представляют со­
    бой универсальные регуляторы поведения. Одни из них регулируют отношение человека к себе, другие — к другим людям разных по­
    колений, пола,
    Более сложная форма морального сознания по сравнению с нормами — принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований. В отличие от норм морали, которые определяют тактику поведения в конкретных жиз­
    ненных ситуациях, принципы морали определяют обобщенную со­
    циальную ориентацию, являются своеобразной программой дея­
    тельности. Если нормы морали не имеют самодовлеющего смысла и при определенных условиях отступление от них не только допусти­
    мо, но и необходимо, то принципы являются безусловными нравст­
    венными требованиями, следование которым обязательно во всех случаях жизни.
    Эмоционально-чувственный и рациональный компоненты соз­
    нания человека находятся в неразрывном единстве, но решающая роль в нравственной жизни принадлежит убеждениям, формирую­
    щимся под влиянием социальной среды и воспитания. Нравствен­
    ные убеждения объединяют чувства и разум, придают устойчивость поведению, определяют общую направленность личности.
    Моральное сознание состоит из общественного и индивидуаль­
    ного. Общественное — это теоретические требования, нормы, ко­
    дексы, идеалы, запреты, правила поведения. Индивидуальное — это мотивы, чувства, убеждения конкретной личности.
    14
    ные и эгоистические инстинкты людей, но делает это в рамках замкнутой общности. В современном виде общечеловеческая мораль в определенной мере всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, хотя и не является доминирующей. Регулятивная функ­
    ция общечеловеческой морали выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляют общественные и социально- конкретные нормативно-ценностные представления.
    3. Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов пред­
    ставляет собой совокупность ценностей, которые служат ориенти­
    ром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для нее средствами ориентации. Та­
    ким образом, мораль проявляет себя не только как поведенческий регулятор человеческих отношений, но и как императив, опреде­
    ляющий вектор становления и развития личности. Система мораль­
    ных идеалов и ценностей, выбранная человеком, проявляет себя в практическом поведении.
    4. Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание в достояние каждого нового поколения людей.
    Нравственность присуща всем видам воспитания, придавая им пра­
    вильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и це­
    ли, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и обществен­
    ных интересов, она ориентирует на такие действия, которые выра­
    жают волю данной личности, не попирая в то же время волю дру­
    гих людей. Мораль учит поступать таким образом, чтобы не было от этого плохо людям, которые находятся рядом.
    Свою воспитательную функцию мораль осуществляет через конкретных людей и конкретные условия. В современном обществе при всем разнообразии методов и средств воспитания доминирует методы ненасильственного воздействия. Конечно, наказание за аморальный проступок не исключается, но насилие как педагогиче­
    ское средство, как правило, осуждается1.
    5. Коммуникативная функция морали. Мораль создает опреде­
    ленные формы человеческого общения, то, что называется этике­
    том. Хотя мораль не сводится исключительно к этикету, она часто сливается с ним, создавая основные способы взаимоотношений между людьми.
    В своих высших проявлениях коммуникативная функция мора­
    ли выражается в том, что люди следуют главному правилу, согласно
    1 Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Екате­
    ринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2001. С. 32—33.
    16

    Д обро и зло
    Это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Какого-то догматического опреде­
    ления добра не существует. Добро понимается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями.
    В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах: (1) добро как объективное качество поступка, деятельности; (2) добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали; (3) добро как нравственная цель поведения, как мотив по­
    ступка; (4) добро как моральное качество поступка, как то, что име­
    нуется добродетелью, нравственным качеством человека.
    Формы проявления «добра» очень разнообразны. В отношении к труду — это прежде всего добросовестность, сознательное, творче­
    ское отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку — это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактич­
    ность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела. Добрый человек всегда приветлив, от него исхо­
    дит свет и тепло, что и проявляется во всем облике человека.
    Зло как категория этики по своему содержанию противополож­
    но добру. В категории «зло» обобщены и выражены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи­
    вающем осуждения. Зло есть все, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой посту­
    пок, направленный против нравственности, попирающий принци­
    пы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием. Если при этом нарушаются правовые предписания, то такое злодеяние есть правонарушение или даже преступление. При оценке содержания злодеяния (злого поступка) берутся во внима­
    ние цель и мотивы его совершения, средства и способы достижения определенного результата.
    Зло как явление многообразно. Как невозможно попытаться пе­
    речислить все возможные стороны, формы проявления человече­
    ской жизни, его интересов, так и невозможно перечислить все воз­
    можные формы проявления зла. Это и черствость, и бюрократизм
    (в негативном смысле), пьянство и паразитизм, пренебрежение нормами морали, совершение любого правонарушения, тем более преступления. В основе их лежат, как правило, такие отрицатель­
    ные моральные качества, как эгоизм, жадность, цинизм, грубость, чванливость, равнодушие и другие негативные проявления.
    Борьба со злом, в том числе и с правонарушителями, объектив­
    но есть утверждение добра во всех сферах жизни нашего общества.
    Разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с
    18
    винения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
    Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в Конституции Российской Федерации.
    Несправедливость, будучи категорией, противоположной спра­
    ведливости, имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
    Д олг
    Эта категория этики означает отношение личности к обществу, другим людям, выражается в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях). В долге выделяют две стороны — объективную и субъективную. Объективная выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, быть патриотом, соблюдать правила общежития, не до­
    пускать нарушения правовых предписаний и т.д.
    Субъективная сторона долга связана с осознанием каждым че­
    ловеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни. Долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть соци­
    альным (воинский долг, долг сотрудника правоохранительных орга­
    нов и т.д.) и личным (родительский, сыновний, супружеский, това­
    рищеский и т.д.).
    Когда говорят, что тот или иной сотрудник ОВД обладает высо­
    ким чувством долга, то это означает, что им глубоко осознано со­
    циально полезное значение своей деятельности и он готов вопреки всем трудностям выполнить свое предназначение. Именно в слу­
    жебном (профессиональном) долге органично связаны между собой правовое и нравственное. Служебный долг есть совокупность обя­
    занностей, налагаемых на сотрудника по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.
    К атегория «совесть»
    С категорией «долг» неотъемлемо связана категория «совесть». Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный само­
    контроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего по­
    ведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
    21
    именуется «спокойной совестью». Эмоциональные переживания являются весьма значимой побудительной силой, не позволяющей человеку совершать поступки, противоречащие морали. Следова­
    тельно, совесть — это не только реакция человека на свои неблаго­
    видные поступки, но и предъявление к себе высокой требователь­
    ности, взыскательности, что делает совесть побудителем нравствен­
    ного поведения человека.
    Совесть выступает не только как чувство, но и как волевой мо­
    мент. Совесть удерживает от совершения того или иного неблаго­
    видного поступка, заставляет поступать определенным образом.
    Всякое чувство приобретает социальную ценность лишь постольку, поскольку оно претворяется в соответствующее ему действие.
    И воля представляет собой такую форму ориентации человеческого поведения, когда ни рассудочной (интеллектуальной), ни чувствен­
    но-эмоциональной оценки уже недостаточно. Воля — способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной це­
    ли. Проявляется воля в таких чертах характера человека, как его целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, му­
    жество. То, насколько важны названные черты сотруднику ОВД, доказывать не нужно.
    Служение государственным и общенациональным интересам, затрагивающее жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью прини­
    мать ответственные решения, причем нередко в сложных кон­
    фликтных ситуациях. Развитое чувство совести, способность пра­
    вильно, самокритично и принципиально оценивать свои побужде­
    ния и действия являются залогом выполнения сотрудников поли­
    ции своего высокого предназначения.
    К атегории «честь» и «достоинство»
    Их содержание раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других людей, со стороны общества.
    Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль. В таких поединках погибли выдающиеся личности, которых можно причис­
    лить к национальным героям (Пушкин, Лермонтов и др.). Пред­
    ставление о честном и бесчестном — еще один стержень морали.
    Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ро­
    лью. Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведе­
    нию («береги честь смолоду», «береги честь мундира» и т.д.). Вклю­
    ченность личности в различные социальные группы приводит к вы­
    делению таких понятий, как «честь офицера», «честь судьи», «честь ученого», «честь врача» и т.д., то есть профессиональной чести.
    23

    К атегория «гуманность»
    Гуманность (от лат. humenus — человечный) как мировоззренче­
    ская, в том числе этическая, категория означает признание челове­
    ка высшей ценностью, выражает необходимость защиты прав и свобод, удовлетворения его потребностей и интересов. Стремление к счастью, полнокровной, достойной человека жизни есть основа нравственности.
    Гуманистическое начало очень хорошо выражено в нравствен­
    ном требовании: «Поступать по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; «чего в дру­
    гих не любишь, того не делай». Общее же правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), также гармонично дополняет и развивает это правило.
    Ни одно нормальное общество не позволит представить части своих членов безграничную свободу, что привело бы к многочис­
    ленным конфликтам и столкновениям интересов, а также злоупот­
    реблениям со стороны отдельных лиц.
    Текущее законодательство запрещает нарушать права и свободы одних лиц в результате осуществления своих прав другими. Этому служит, например, возмещение материального и морального вреда, если они нанесены незаконными действиями не только государст­
    венных органов, но и индивидов.
    Необходимость соблюдения прав и свобод одних при осуществ­
    лении этих прав другими подчеркивается и в международном праве во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других актах.
    К атегория «ответственность»
    Поскольку сотрудник ОВД должен исполнять свои служебные обя­
    занности не только добросовестно, но и ответственно, на высоком профессиональном уровне, несколько слов следует сказать и о та­
    кой категории этики, как ответственность. Ответственность — это обязанность и необходимость отвечать за свои действия (бездейст­
    вия), поступки, последствия.
    Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связа­
    ны между собой. Так, в основе правовой ответственности лежит принцип личной и виновной ответственности.
    С точки зрения этики выделяют позитивную и негативную ответ­
    ственность. Позитивное — это ответственное, осознанное отношение человека к своему поведению, добросовестное выполнение им, в ча­
    стности, своих служебных обязанностей. Негативный аспект ответст­
    25
    венности проявляется в обязанности нести лишения личностного, морального и материального характера за свое аморальное поведе­
    ние, но и в определенных случаях за недостойное поведение других.
    Так, сотрудник органов внутренних дел, наделенный организацион­
    но-распорядительными полномочиями по отношению к другим госу­
    дарственным служащим, согласно Типовому кодексу этики и слу­
    жебного поведения, несет ответственность в соответствии с законо­
    дательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и пра­
    вила служебного поведения, если он не принял меры по недопуще­
    нию таких действий или бездействия. Более того, ответственность данного должностного лица усложняется еще тем обстоятельством, что для своих подчиненных он должен быть образцом профессиона­
    лизма, безупречной репутации, способствовать формированию в кол­
    лективе благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (ст. 21—24).
    Итак, этические категории пронизывают всю человеческую жизнь. Они определяют все содержание права, лежат в основе за­
    конодательных актов, деятельности всех государственных органов, в том числе и органов внутренних дел.
    1.4. Принципы профессиональной этики
    Нравственное сознание как элемент морали базируется на принци­
    пах, сущность и содержание которых зависят от нравственных цен­
    ностей, существующих в обществе. Моральные принципы в наибо­
    лее общем и концентрированном виде выражают сущность мораль­
    ных отношений и определяют стратегию поведения и жизнедея­
    тельности социальных субъектов. Целесообразность, определенность и сравнительная устойчивость моральных принципов обусловлива­
    ются соответствующими историческими, социально-экономичес­
    кими, политическими, профессиональными и иными факторами.
    Моральные принципы воспринимаются и осознаются нравствен­
    ным сознанием как безусловные и неуклонные требования, следо­
    вание которым строго обязательно при любых обстоятельствах.
    В этом состоит их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях вполне допустимо, а порой и необходимо.
    Применительно к сфере государственной гражданской службы основными принципами морали выступают гуманизм, коллекти­
    визм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка.
    Рассмотрим более подробно некоторые из них.
    26

    П ринц ип гум анизм а
    Гуманизм — основополагающий и ведущий моральный принцип, соответствующий запросам и вызовам развития человечества. В са­
    мом общем виде данный принцип означает человечность и челове­
    колюбие, уважение и защиту человеческого достоинства, права лю­
    дей на достойный образ жизни, счастье и полноценную возмож­
    ность для саморазвития. Принцип гуманизма определяет все нормы морали и охватывает все отрасли права. В соответствии со ст. 2
    Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, принцип гуманизма опре­
    деляет обязанностью государства признавать, соблюдать и защи­
    щать права и свободы человека и гражданина. Применительно к деятельности государственных органов принцип гуманизма состав­
    ляет основу всей системы нравственно-правовых отношений между представителями этих органов и гражданами и обеспечивает долж­
    ное функционирование органов государства, с одной стороны, и реализацию прав и законных интересов граждан — с другой.
    Требования принципа гуманизма, являясь служебным долгом представителей государственных органов, обязывают их своевре­
    менно, неуклонно и адекватно реагировать на все недостойные по­
    ступки и правонарушения, от кого бы они ни исходили. Невыпол­
    нение этих требований осуждается как законом, так и обществен­
    ным мнением.
    Важнейшей формой проявления гуманизма следует признать со­
    четание убеждения и принуждения. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства — в установлении разум­
    ного их сочетания.
    К методам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, разъяснительная работа государствен­
    ных служащих с населением. Вместе с тем любое человеческое об­
    щество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Как и убеждение, принужде­
    ние имеет различные методы и степень проявления. В демократи­
    ческом обществе государственное принуждение имеет свои особен­
    ности: (1) оно является не главным методом, а второстепенным, применяемым после убеждения; (2) принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах пра­
    ва1, что исключает произвол.
    В Конституции Российской Федерации (ст. 21) указывается на недопустимость пыток, насилия, другого жестокого или унижающего
    1 См.: Ататманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 451.
    27
    человеческое достоинство обращения или наказания. Существуют определенные правовые гарантии данной нормы. Так, законода­
    тельство предусматривает ответственность должностных лиц, до­
    пустивших превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучи­
    тельными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Наконец, государственное принуждение выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания. Сле­
    довательно, оно включает в себя черты убеждения правонаруши­
    телей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний1.
    Принуждение включает в свой состав различные по нравствен­
    но-правовым последствиям меры принудительного воздействия — меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъектив­
    ных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответ­
    ственности.
    Приведенные положения, лежащие в основе деятельности всех органов государственной власти, для органов внутренних дел имеют особое значение, обусловленное назначением этой государственной структуры.
    К не менее важным конституционным положениям, оказываю­
    щим непосредственное влияние на содержание принципа гуманиз­
    ма в деятельности полиции, относятся также:
    (1) неприкосновенность жилища (ст. 25);
    (2) гарантированность судебной защиты прав и свобод, а также возможность обжалования в суд решений и действий (без­
    действия) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 46);
    (3) право на возмещение государством вреда, причиненного не­
    законными действиями (или бездействием) органов государ­
    ственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
    П ринц ип кол л екти ви зм а
    Коллективизм и товарищеская взаимопомощь проявляются в отно­
    шениях между коллегами, основанных на дружбе, взаимной помо­
    щи и поддержке. Вместе с тем коллективизм оказывается важен не только в профессиональном, но и общечеловеческом смысле (проти­
    воположен ему принцип индивидуализма), так как в нем заключает­
    ся самая главная сущность взаимоотношений личности и общества.
    Как правило, все социальные и профессиональные интересы инди­
    видов обусловлены их личными интересами. Констатируя это
    1 См.: Добрынина Е. Укрепляй и властвуй / / Российская газета. 2005. 13 сентября.
    28
    их волю. Но если первый фактор (цель) носит в основном внеш­
    ний, строго императивный характер, то второй фактор (воля) в большей степени определяется морально-психологическим клима­
    том коллектива и нравственной воспитанностью всех его членов.
    Цели деятельности служебного коллектива определяются как зада­
    чами, которые ставит руководство перед коллективом того или ино­
    го подразделения, так и осознанием необходимости требований по­
    вседневной службы. Не случайно российский индивид не «зараба­
    тывает» (как западный), а «заслуживает» репутацию. В этой, каза­
    лось бы, «игре слов» заключается пока еще сохраняющееся разли­
    чие в ценностных установках западного и российского человека.
    2. Сотрудничество и взаимопомощь. В служебных коллективах ор­
    ганов внутренних дел эта сторона коллективизма проявляется осо­
    бенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не просто красивые слова, а коренной принцип служебного взаимодействия, получивший неоднократное подтверждение на практике. При этом сотрудничество и взаимопомощь непременно должны органично со­
    четаться с принципиальностью и беспристрастностью взаимоотно­
    шений в коллективе, чтобы предотвратить такие негативные явления, как покровительство, круговая порука, непотизм, «прикрытие» недоб­
    росовестных сотрудников, бездельников, прогульщиков. В противном случае создается серьезная угроза морально-психологическому клима­
    ту в коллективе, возникает опасность его нравственной деформации, и, соответственно, при таком нравственном «заболевании» остро встает вопрос о необходимости срочного «оздоровления» коллектива.
    3. Демократизм. Демократический стиль взаимоотношений в коллективе основан на принципах равенства и возможности уча­
    стия каждого в принятии существенных решений. Даже в таких нормативно организованных и централизованных структурах, как органы внутренних дел, существует немало аспектов, которые опре­
    деляются коллективным решением. И чем более сплоченным и мо­
    рально сознательным является то или иное подразделение, тем бо­
    лее возникает предпосылок у руководства для делегирования власт­
    ных полномочий членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе, общности целей и общей ответственности за успешное решение служебных задач1.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта