Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность
Скачать 7.07 Mb.
|
дядя Стёпа. Этот блестящий во всех смыслах образ милиционера жив и по сей день. В 1966 г. на экраны страны вышел ставший затем легендарным фильм Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Зрителям всех поколе ний симпатичны два замечательных образа — мудрого следователя Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» (худ. А. Дудин) 60 ным и добрым, нельзя назвать интеллектуалом, но он в прекрас ной физической форме, хорошо дерется, никогда не бьет хороших людей и не берет взяток. Другой литературный и киногерой, как правило, — мститель, в прошлом милиционер, безнаказанно «мочит» всех подряд, «со рит деньгами», колесит по миру, громит мафию, да еще и живым остается... Литературно-исторический экскурс показывает, что на читателя (зрителя) не меньше, чем герои кино и литературные, оказывала масштабность самой творческой личности, неповторимость гени ального жизненного пути автора. Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соав тором главного создателя — Бога. Классик отечественной литературы К.Г. Паустовский (1892—1968) говорил: Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Она выражается не только в непос редственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения1. Тому пример — жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Гри боедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького, А.Р. Беляева, В.В. Маяковского и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые. Не случайно многих из них читатели называли «прокурорами российской действительности». Подводя итог, можно сказать, что взаимосвязь искусства и нрав ственности — одна из бесспорных закономерностей развития духов ной культуры общества. Искусство способствует нравственному фор мированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы 1 Паустовский К.Г. Рассказы. Очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства. М., 1972. С. 434. 62 ративно-правовые санкции. Для самого же сотрудника ОВД мо рально-этические нормы являются надежными ориентирами в ре шении возникающих в процессе служебной деятельности проблем. Вместе с тем создание какие-либо официальных схем должного по ведения бывает весьма затруднительно, поскольку духовно нравственные проблемы нелегко поддаются формализации. С дру гой стороны, нельзя рассчитывать, как заметил французский фило соф XIX в. Огюст Конт, что идеи порядка и гармонии победят сами по себе и все само собой образуется. Без стремления коренным об разом оздоровить нравы не только людей избранных, но и широких масс, считал он, можно добиться лишь временного успеха и благо получия1. Одна из давних, опробированных практикой идей упорядочива ния отношений в сфере осуществления правоохранительной дея тельности — создание морального кодекса поведения сотрудников органов внутренних дел, представляющего собой систему определен ных нравственных стандартов, конкретных норм поведения особой социально-профессиональной группы, главная задача которой — обеспечение реализации служебных функций. Моральный кодекс не регламентирует частную жизнь служащего полиции, не ограничивает его права и свободы вне службы. В то же время кодекс определяет моральные основы его профессиональной деятельности, устанавливает четкие нормы его служебного поведе ния, которые не только позволяют исключить конфликт интересов с опорой на воспитательные меры и общественное мнение, но и предусматривают конкретную ответственность2. Кодекс профессиональной этики как регулятор поведения не является изобретением сегодняшнего дня. Более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая (Бусидо Сосинсю), представляющий собой свод этических правил профессионального воина, которые регла ментировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни3. В наше время существуют диаметрально противоположные мнения о значении кодексов поведения тех, кто находится на госу дарственной службе: некоторые исследователи видят в них чуть ли не панацею, другие умаляют значение этого документа4. Так, А. Блум, профессор Чикагского университета, считает, что отсутст 1 См.: Конт О. Дух позитивной философии / / Западноевропейская социология XIX века. Вып. 1. М., 1996. С. 6 1-84. 2 См.: Кошева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы / / Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Социология власти: Вестник социологического центра РАГС. № 1. М., 2004. С 109-115. 3 См.: Клири Т. Кодекс самурая. Ростов н/Д, 2001. 4 4 См.: Реферативный бюллетень. 2003. № 3 (49). Государственная служба за рубежом. Этика государственного служащего. М.: РАГС, 2003. С. 72. 64 вие системы моральных координат не смогут заменить никакие ис кусственно созданные этические кодексы. С.Д. Линч и С.И. Линч (США) считают, что создание специальных моральных кодексов «превращает государственных служащих в особую закрытую обще ственную группу, что в конечном итоге умаляет демократию». Другое мнение у Э. Глора (Канада), считающего, что «этические кодексы (кодексы поведения) могут рассматриваться как полезные инструменты утверждения необходимых ценностей и ориентиров этического поведения, как методы борьбы с коррупцией, более гибкие по сравнению антикоррупционными законами»1. В статье «Кодексы поведения и три поколения государственных служащих» Глор ука зывает на три взаимодополняющие задачи кодексов поведения: (1) создают конкретный механизм, который стимулирует лич ную ответственность; (2) помогают создавать общую атмосферу взаимоотношений; (3) устанавливают нормы-принципы, вводят процедуры и опре деляют меры наказания. По своей юридической сути кодексы профессиональной этики являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку при нимаются органами профессиональных сообществ, а не государст венными законодательными органами. Однако это не принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи, когда нормы этических кодексов тех или иных профессиональных групп становились настолько актуальными, что заимствовались действующим законодательством. В результате нравственный запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его на рушение. К примеру, сформулированный еще основателем психо анализа Зигмундом Фрейдом в этических правилах проведения пси хоаналитических сеансов запрет на интимные отношения психо аналитика с пациенткой был криминализирован в Германии (§ 174с УК ФРГ) и некоторых других западноевропейских странах. Приказом министра внутренних дел от 31 октября 2013 г. № 883 Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации2 признан утратившим силу. До подго товки Департаментом государственной службы и кадров МВД Рос сии (до 1 июля 2014 г.) нового проекта Кодекса профессиональной этики предписано руководствоваться Типовым кодексом этики и слу жебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих3. Этот документ устанавливает основные (общие) принципы и правила служебного поведения работников российской системы государственных (муниципальных) органов 1 Реферативный бюллетень. 2003. № 3 (49). С. 29. 2 Утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138. 3 Одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодейст вию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21). 65 Нарушение норм и правил Кодекса подлежит моральному осуж дению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, вле чет применение мер юридической ответственности. Соблюдение сотрудниками Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий. Будучи отражением профессионально-этической системы, ее состояния в конкретный момент времени, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Фе дерации и муниципальных служащих не может быть чем-то раз и навсегда данным, застывшим. В соответствии с изменениями в целях и задачах профессио нальной деятельности Кодекс должен периодически пересматри ваться, подвергаясь большим или меньшим изменениям, постоянно совершенствоваться. Однако в период своего действия профессио нально-этический кодекс представляет собой документ, обязательный для руководства в профессиональной повседневной деятельности. Таким образом, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципаль ных служащих — важнейший нормативный акт, регламентирующий профессиональную деятельность наравне с действующим законода тельством. Его знание и соблюдение — не только условие профес сионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого слу жащего полиции, но и настойчивое требование общества ко всем представителям государственных органов и государственной службы. Вопросы для самоконтроля 1. Объясните сходство и различие между правом и моралью. Возмож ны ли между ними противоречия? Аргументируйте свои ответы. 2. Что объединяет мораль и политику? Приведите примеры противо речия моральных принципов политическим взглядам, традициям. 3. Что общего между религией и моралью. Почему «не укради», «не убий», «не лги» являются одновременно как правовыми, религи озными, так и нравственными заповедями? 4. Что связывает мораль и искусство? Почему одно невозможно без другого? 5. Каково нравственное содержание присяги сотрудника органов внутренних дел РФ? Какова ее социальная ценность? Почему отличительными ее особенностями являются конкретность и лаконичность? 6. Раскройте смысл Типового кодекса этики и служебного поведе ния государственных служащих Российской Федерации и муни ципальных служащих, а также других актов с позиции нравствен ного воспитания сотрудников органов внутренних дел. 67 V в. до н.э. и заключавшегося в том, что законы природы и законы морали существенно различаются. Если законы природы постоянны и имеют обязательный характер, то нормы морали изменчивы в зависимости от нравов и обычаев, существующих у тех или иных народов в те или иные времена. При этом источником обоснования моральных норм оказывался разум. Это открытие софистов было подхвачено и развито Сократом и Платоном1. В то же время было бы несправедливым отрицать существова ние философской этики у мыслителей, живших в досократовский период. Нет сомнений в том, что она существовала у пифагорейцев (VI—IV вв. до н.э.), у Гераклита (544—483 до н.э) и Демокрита (ок. 460 — ок. 370 до н.э) если не как законченная стройная система, то в виде ряда обобщений, находящихся в логической связи с их мета физическими воззрениями. Это так называемый период предэтики, когда впервые обнаруживаются те общие этические принципы, ко торые были положены в основание теорий позднейших философов- моралистов. В моральной традиции древнейшего периода греческой мысли существовали два противоположных понимания добродетели: ге роический идеал самоутверждения, разрушение всяких границ и пределов личности, нашедший свое воплощение в героях Гомера «Илиада» и «Одиссея», и идеал соразмерности, соответствующий принципу на дельфийском храме, который отстаивали семь мудре цов — «Ничего сверх меры». Этическая проблематика в трудах древнегреческих философов появляется примерно в VIII—V вв. до н.э., но окончательное ста новление этики происходит только в классическую эпоху (IV в. до н.э.). Это было связано с утверждением в большинстве греческих государств-полисов демократического правления. Новый образ жизни потребовал от человека способности осоз навать и выражать свои интересы, формулировать свои позиции и доказывать их истинность. Это вызвало появление V в. до н. э. ф и лософского направления софизма и софистов, преподавателей фи лософии. Этическую концепцию софистов можно выразить в тези се, провозглашенном Протагором (ок. 490 — ок. 420 до н.э.): «Че ловек, мера всех вещей», согласно которому человек сам является критерием добра и зла, нет никакого объективного содержания добродетелей, моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, т.е. являются относительными. 1 См.: Гусейнов А.А., Дубко Е.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Эксмо-Пресс, 2010. С. 8 - 9 . 69 Признавая равнозначными мудрость и благоразумие, Сократ признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если чело век, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствует ся этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравст венно безобразное, избегает его. В системе ценностей Сократа совпадали мораль и мудрость, достичь которых возможно постоянным критическим осмыслением своего собственного знания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но, изменив свой способ мышления, человек может познать, что есть добро и зло, и впредь следовать только добру1. Под влиянием учения Сократа во времена античности возникли так называемые сократические школы, развивавшие разные аспек ты учения своего учителя. Первая школа — киренаики — была основана в IV в. до н.э. уче ником Сократа Аристиппом из Кирены. Он считал, что главная цель в жизни человека — получение наслаждения, которое и является высшим благом. Представители этой школы полагали, что удоволь ствие есть благо само по себе, оно не зависит от способа удовле творения и может вызываться даже самыми безобразными вещами. Удовольствия различаются по степени интенсивности, поэтому те лесные удовольствия предпочтительнее духовных. Наслаждение — это ярко выраженное положительное пережи вание, следовательно, отсутствие страдания — это еще не наслаж дение. Счастье — это совокупность наслаждений, и стремиться к ним надо ради них самих. При этом не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем сво бодно распоряжаться. Вместе с тем переизбыток наслаждений при водит к страданиям. Чтобы этого избежать, следует обратиться к разуму. Следовательно, знания ценны не сами по себе, они нужны для того, чтобы лучше наслаждаться. Добродетель — умение господ ствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Вторую школу — киников (букв, др.-греч. собаки) — представляли ученики Сократа Антисфен и Диоген, которые считали, что доброде тель свободна от любых внешних требований, а личность автономна от всех социальных институтов. Так, Антисфен развивая принципы Сократа, утверждал, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Для достижения бла га, полагал он, следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: (1) простоту жизни, следование собственной природе, презре ние к условностям; (2) умение с твердостью отстаивать свой образ 1 См.: Иодлъ Ф. История этики в новой философии: В 2 т. М., 1896—1898. 71 ...то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наде ляет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое — познание и истина, — но если идею блага ты будешь считать чем- то еще более прекрасным, ты будешь прав1. Иными словами, все самое лучшее есть проявление идеи блага. Именно благодаря предпочтительному отношению Платона идее блага удалось создать весьма сбалансированную картину миро здания, где не только все согласовано, но и находится в соответст вии с высокими принципами нравственности. Мораль, по Платону, возвышается над реальными людьми, она достояние «неба», где пребывают всеобщие образцы блага, справед ливости, добра и др. «Небесный» мир выступает у него как единст венный реально существующий, порождающий все многообразие земного мира. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспо рядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами ду ши стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым. Обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь возможны только по мере отрешения души человека от всего земного. Душа человека, согласно воззрениям Платона, состоит из трех частей — разумной, волевой и чувствующей. При этом каждой час ти души соответствует определенная степень ее совершенства, дос тижение которой влияет на степень добродетели человека. Разумно сти соответствует мудрость, чувствам — умеренность. Добродетель человека зависит от того, какая способность его души является преобладающий и от степени совершенства этой способности. Ка ждый человек должен вести такой образ жизни и заниматься такой деятельностью, которая соответствует части его души. В этом случае земная жизнь людей в обществе будет приближаться к порядку иде ального мира2. Исходя из этого, Платон создал идеальную картину общества, где имеются три сословия, каждое из которых обладает своими доб родетелями. Первое сословие — правители-философы, главная доб родетель которых — мудрость. Они наделены даром заглядывать в мир идей, им доверено решать все государственные дела: кому из людей принадлежать, к какому сословию, подбирать супружеские пары для лучшего потомства и т.д. Второе сословие — воины- стражи, главная добродетель которых — мужество, и они должны хорошо различать, чего бояться, а чего — нет. Воины, как и прави 1 Платон. Диалоги. М., 1986. С. 311. 2 См.: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. С. 15—16. 73 несла моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потусто роннего и сверхъестественного. Основным источником морального учения христианства является Священное Писание, согласно кото рому мир сотворен Богом. Христианской этике на основе Учения о Боге — теологии удалось сформулировать позитивный общедоступ ный нравственный идеал. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, а сверхъестествен ное начало — Бог. Мораль, добродетели, нравственные заповеди есть результат откровения. Они неизменны и вечны. Гарантией их суще ствования и действенности является Бог Притягательная сила средневековой христианской этики со стояла и состоит в том, что она дает ясные и простые ответы на вопросы о несовершенстве и жестокости мира, обещает избавление от зла и бедствий для отдельного человека. Постулаты христианской средневековой этики утверждают, что существует два вида бытия: абсолютное бытие, то есть Бог, и сотво ренное Богом бытие — природа и человек. Человек, как подобие и образ Бога, имеет способность к духовной жизни, то есть служить Богу и поддерживать установленный им порядок, в том числе и моральный. Вместе с тем в мире существует конкретное эмпирическое зло, возникшее из человеческого греха. Зло не было создано Богом и является лишь результатом своеволия людей, уклонением их от ис полнения велений Бога. На вопрос, в чем состоит природа зла, христианство отвечает так: в неправильном употреблении свободы воли, в следовании собственным целям, а не божественному порядку. Первые люди ослушались Бога и были изгнаны из рая. Оказав шись в естественном, природном мире, человек, чтобы выжить, был вынужден заниматься практическими делами, отошел от Бога и впал в грех. Первородный грех наследуется от поколения к поколе нию и поэтому все человечество погрязло во грехе. Греховность — это всеобщее качество людей, вытекающее из свободы и гордыни человека. Она ослабляет душу человека и склоняет его ко злу. Че ловек слишком слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла и страданий. Христианство полагает, что человек способен обрести счастли вое бессмертие только через Бога. Все бедствия человеческой жизни — бедность, болезни, вражда, насилие, злоба — проявления всеобщей человеческой греховности. Конечно, Бог мог создать человека не способным нарушить его заповеди, но тогда все добродетели поте ряли бы свою цену, так как не были бы результатом свободного сознательного выбора. Поэтому всесильный Бог сознательно огра ничил свое могущество, наделив сотворенного им человека свобо дой воли. Он поставил человека во главе живых существ, дал ему 76 заповеди, чтобы тот им свободно следовал. Однако человек, пожелав сам стать как Бог и жить по своей воле, нарушил божественные заповеди, чем породил грех и склонность ко злу. Быть нравственным — это значит соблюдать запреты и заповеди Бога, не отступать от пути, предначертанного им. Следовательно, религиозность и нравственность тождественны. Человек может получить моральные ценности от Бога естест венным путем. Так, в процессе творения души Бог закладывает оп ределенные нравственные чувства (совесть, стыд, благородство и др.), которые предопределяют дальнейшее нравственное развитие личности. Однако для нравственного поведения людей этого оказы вается недостаточно. Подверженные жизненным соблазнам и ис кушениям люди могут не услышать или не понять голос собствен ной совести. Поэтому им необходимы заповеди, предписания, ко торые содержатся в Библии. Спасение человека от греховности осмысливается в христиан ской этике как восстановление утраченной духовной связи человека с Богом, обретение с ним полного духовного единения в Царстве Божием. Люди приобщаются к Богу, прежде всего, через любовь, которая является ведущей христианской добродетелью. Духовная связь меж ду человеком и Богом основывается в христианстве не на страхе, не на долге, а на любви. Христианская любовь бескорыстна, деятельна и милосердна. Она делает невозможным отвечать злом на зло. Хри стианская любовь, понимаемая как этический идеал, не восторгает ся врагами, но она учит их прощать и, если надо, вступать с ними в диалог. Заповедь любви — любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу, — является краеугольным камнем религи озно-нравственного учения христианства. Любовь предполагает смирение. Оно означает отказ от собст венного своеволия и выражается в умении обуздать свои страсти. Смирение невозможно без веры. Смирение и вера подразумевают надежду. Надежда означает, что каждый отдельный человек нахо дится под покровительством Бога и всегда может на него поло житься. Христианство осуждает пессимизм, тоску, поскольку они означают эмоциональное недоверие к Богу, сомнение в его мило сердии и справедливости. В христианстве нравственные заповеди обращены к внутренне му человеку. Высшей нравственной инстанцией является не долг, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Бо гом. Совесть же есть голос свободного духа, делающего человека независимым от природы и общества, подчиняющимся только соб ственной высшей правде. Таким образом, христианская этика возвышает мораль над дру гими формами духовного освоения мира (кроме религии), придав 77 ей абсолютный характер, освятив авторитетом Бога. Христианство показало равенство и одинаковость всех людей перед Богом, а фак тически — в своих нравственных возможностях. Оно утвердило воз вышенный и бескорыстный характер нравственности1. Средневековая христианская этика за тысячу лет своего разви тия прошла несколько этапов — патристика (IV—V вв.), схоластика (XI—XIII вв.), этика протестантизма (XV в.), на протяжении кото рых представления о добродетелях и путях их достижения несколько менялись. Неизменной оставалась идея нацеленности действий и по мыслов человека на единое и высшее Благо — Бога. С XIV—XV вв., в эпоху Возрождения, в этике на первый план выдвигается проблема человека. А главным моральным принципом становится принцип гуманизма (от лат. homo — человек). В этике этого периода Человек в значительной степени заменил собой божественные сущности, особую ценность обретает Человеческая личность во всех своих проявлениях, ее оригинальность и индивидуальность 3.3. Этика Нового времени Новое время (XVII—XVIII вв.) — это эпоха грандиозных социально- экономических и политико-правовых преобразований, которые происходили на фоне духовного раскрепощения общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусто ронних — на земные, человеческие. Духовная жизнь Нового време ни взяла ориентир на новые ценности, сформировавшиеся в период Возрождения и Реформации, а именно на развитие разума, науки и техники как основного условия общественного прогресса. Главным носителем разума стал человек, следовательно, этика должна была основываться на жизненных потребностях и интересах людей. Важнейшим устремлением этого времени было желание спус тить мораль с небес на землю, связать ее с условиями реальной жиз ни, найти объяснение кризисных явлений не высшей и абсолютной предопределенностью, а жизненными причинами и факторами. Этика Нового времени отказалась от идеи сверхъестественного источника морали и устремилась к практике и опыту, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни. Она искала рационального обоснования нравственных установок. Философы Нового времени определяли моральную ценность человеческих поступков характером знаний о мире природы и о существовании человека. Показательны в этом смысле учения Б. Спинозы и И. Канта. 1 См.: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. С. 26—28. 78 его путем увеличения своей власти, своего совершенства, чтобы достичь как можно большей независимости от внешних причин. Совершенствование человека сопровождается естественным чувством удовольствия (радостью), а уменьшение совершенства — печалью и неудовольствием. Состояние души и тела, по Спинозе, выражают страсти (жела ния, аффекты). «Желание есть самая сущность человека». Все стра сти вытекают из стремления каждого к сохранению своего сущест вования. Понятие страсти выражает пассивные состояния человече ской души, порождаемые чувственным, недостоверным познанием. Б. Спиноза называет рабством бессилие человека перед лицом сво их страстей, ибо в них выражается слабость человека, обусловлен ная его сущностью как природного существа. Таким образом, чув ственно-абстрактное знание, состоящее из смутных идей, порожда ет пассивные состояния (аффекты) человеческого тела и духа. Че ловек, мыслящий лишь о том, что он ощущает, скован своими страстями. Находясь на этом уровне познавательной деятельности, человек лишь частично осознает свои желания, не понимая их ис тинных причин. Однако всякая страсть перестает быть пассивным состоянием, как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т.е. познает его (активные аффекты). Путь перехода от пассивных аф фектов к активным является путем добродетели, нравственного со вершенствования. То, что определяется пассивными состояниями, может также определяться разумом. Добродетель же находится в переходе от одного уровня детерминации к другому. В результате эгоизм, который движет поведением человека, становится мораль ным лишь тогда, когда он становится разумным эгоизмом. Философ утверждал, что свобода человека — это познанная не обходимость. При этом у разных людей существуют различные сте пени свободы. Хотя познание бессильно перед страстями, оно само может стать страстью (любовь к познанию). Радость познания может подавить все другие страсти и тем самым привести человека к под линной свободе. Подлинная свобода, которая не нарушает природ ной необходимости, связана лишь с достоверным, рациональным познанием. Это знание позволяет понять необходимость, присущую всем природным вещам, и осознать себя звеном единой субстанции. В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма. Он счи тал, что первая и единственная основа добродетели или правильно го образа жизни есть искание собственной пользы. Идеал нравст венного человека — мудрец, поднявшийся над эгоистическими ин тересами и избавившийся от страданий, связанных с попыткой вы ступить против необходимости. Рационалистическая методология Спинозы позволила ему сформулировать основное требование эти ки: «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать». 80 содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — это принуждение, необходимость действовать вопреки эм пирическим воздействиям. Гипотетические императивы (относительные или условные им перативы) говорят о том, что поступки эффективны для достиже ния определенных целей (удовольствия или успеха). Например, приноси пользу другим людям, если хочешь, чтобы они делали по лезное для тебя. Среди поступков этого типа могут быть поступки, сами по себе заслуживающие одобрения. В целом это поступки, которые сами по себе не могут осуждаться, они допустимы, легаль ны. Этика легальных поступков соответствует области обыденного нравственного сознания. Однако Кант признает этику, обосновывающую собственно мо ральные поступки. Принципы морали восходят к одному верховно му принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотноси тельно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели. Категорический императив гласит: «Относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда — как к средству». В нем утвер ждается формальное выражение того идеала, который в соответст вии с практическим (моральным) разумом человечества должен быть безотносителен к реальности. В качестве условий применимости категорического императива Кант выдвигает три постулата практического разума: (1) полная автономия человеческой воли, ее свободы: «Ты дол жен, значит, ты можешь»; (2) надежда на счастье вопреки внутренним и внешним препят ствиям: «Должно существовать бессмертие души человека»; (3) в стремлении к счастью и стремлении к добродетели перене сение надежд личности в сверхэмпирический мир: «Для пер вого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать». Так Кант вернулся к религии, показав, что религиозная вера есть следствие моральности человека. Марксистская этика Основатель марксизма немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818—1883) выводил этические взгляды и нормы морали из эконо мических отношений, из социально-экономических условий суще ствования классов. Этика марксизма, с одной стороны, продолжает линию класси ческой философии с ее принципом рационализма в объяснении морали. С другой стороны, марксизм преодолевает абстрактное мо рализаторство через материалистическое понимание общественного 82 Марксистская этика не была воспринята индустриально разви тыми странами, так как ее классовая сущность не соответствовала смыслу института частной собственности и принципам рыночной экономики. Практическое применение марксистская теория про шла в России (СССР) путем принудительного насаждения наду манных и утрированных идей равенства, братства, коллективизма. Этика Фридриха Ницше Немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844—1900) называл себя иммо ралистом, иррационалистом, антихристом и т.п. Он объявил необ ходимость великой переоценки ценностей, разработал иерархию страстей и обосновал идею воли к власти. Существующие формы морали, по его убеждению, стали главными препятствиями на пути возвышения человеческой личности. Переоценка ценностей, пред лагаемая Ницше, была направле на на высвобождение творческой энергии личности, которая сме тает на пути утверждения своего «я» все стереотипы, устоявшиеся ранее. Для полного «освобождения жизни» человек должен ликви дировать традиционные, ориен тированные религией, навязы ваемые внешним миром нравст венные ценности. Ценности, которые, по его мнению, подлежали переоценке, — это, прежде всего, христианско- социальные добродетели: любовь к ближнему, сострадание, защита слабых. На смену им должны были прийти новые: власть сильных, индивидуализм, мораль гос под, установки «сверхчеловека», который находится «по ту сторону добра и зла», он вне всяких ценностей. Ницше полагал, что в мире существует организующее начало, которое мы знаем в виде жизни. Эту силу он называл волей к власти. Для Ницше жизнь — это стремление к полноте власти. Ницше полагал, что западноевропейская культура шла к своему закату из-за того, что была ориентирована на идеалы, противоре чащие жизни, воле к власти. Добиться перелома в европейской культуре, по Ницше, можно, лишь отказавшись от ее двух основ ных иллюзий. 84 Одна из них — христианская мораль. Вред, причиненный хри стианством европейской культуре, Ницше усматривал в противоре чащем жизни утверждении слабости, всепрощения, ненасилия. Как пишет философ, христианство проповедуют калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Призывами к скромности и ра венству эти плебеи пытаются оправдать свою бездеятельность, без дарность, опустить до своего уровня способных и сильных. Равенство — это другая иллюзия, лежащая в основе социализма, демократии. К равенству стремятся слабые, сильные избегают его всеми средствами. Люди в целях безопасности установили между собой равенство, противоречащее природе, считал Ф. Ницше. Об щество, в его понимании, должно быть иерархическим по структуре и аристократическим по духу. Должна быть вершина общества, представленная немногими, а остальные должны стремиться к ней. Нужно бороться против объединения слабых. Они тянутся друг к другу и оказываются сильнее одиноких героев. Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна, он должен быть вне морали. Мораль нужна слабому. Мораль рабов, как угнетенных, должна уступить место морали господ. Ницше был убежден, что мораль — это «учение об отношениях власти, при которых возникает феномен «жизнь». Она органичное свойство человека, мера его воли к власти. Нравственность, добро детель знатного человека, в частности философа, аристократа, — это прямое выражение и продолжение его силы. Провозглашая идею торжества жизни, Ницше выступал против возведения любых рамок, ее ограничивающих. Именно этим объяс няется его нравственный декаданс, направленный против моральных устоев общества. «Чего добивается мораль?» — спрашивал Ницше. И сам же отвечал: «Она добивается постоянного воспроизводства «среднего человека», обывателя, лишенного творческого начала. Мораль — это средство подчинить человека интересам рода и тем самым заставить работать для других. Нравственность, добродетель, таким образом, — это потреб ность, защита, способ жизни человека. Если у человека рабская натура, то она тоже выражает его волю, так как эта воля очень сла бая, то она не может найти выражение в поступке человека и пре вращается в воображаемую месть, принимая форму морализации». Главной ценностью у Ницше провозглашалась воля к власти, а главным героем — сверхчеловек. Идеал сверхчеловека с течением времени приобрел ярко выраженные расистские признаки. У человека будущего — сверхчеловека — должна быть новая мораль, опирающаяся не на рассудок, а на волю. Главные заповеди будущей морали, предлагаемой Ф. Ницше, можно сформулировать следующим образом: (1) люби самого себя; (2) люди по природе не равны; 85 Швейцер выделял в жизни человека два периода: (1) эгоистический, который посвящен удовлетворению частных стремлений; (2) моральный, христианский, — это период самоотречения, слу жения людям. Взаимосвязь между ними со стоит в том, что чем больше вни мания человек уделял себе в пер вой половине жизни, тем лучше он развил свои способности и тем более полезен будет людям во вто рой части жизни. По Швейцеру, безнравствен ным является вмешательство во внутренний мир человека, навязы вание ему своих мнений и оценок. Человек должен совершать только те поступки, за которые может не сти полную ответственность. При этом руководством к дей ствию является чувство вины за благополучную эгоистическую жизнь. В частности, философ по лагал, что жители богатых стран несут ответственность за страда ния народов третьего мира. Яркая черта личности и учения Швейцера — подвижничество — непосредственное служение людям. Он сформулировал основные признаки подвижничества: (1) помощь в любых условиях и жизненных обстоятельствах; (2) подвижник должен находиться в тех же условиях, что и те, кому он помогает, терпеть ту же нужду; (3) деятельная помощь, а не просто сочувствие; (4) чистота мотивов помощи. Человек не должен использовать несчастье других для самоут верждения, любования собой. Философ-гуманист, Альберт Швейцер сам вел очень жертвен ную жизнь. Он писал: Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя лю дям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — ка кой бы скромной ни была его деятельность. Альберт Швейцер: «Этика — это безгранично рас ширенная ответственность по отношению ко всему живущему» 87 Глава Этические установки в деятельности царской полиции и советской (российской) милиции 4.1. Нравственные основания полицейской службы в Российской империи Основание Петром I российской полиции стало важным шагом в укреплении абсолютизма в России, формировании всей системы государственного управления. В ряду создания органов государст венного контроля и политического сыска образование в 1715 г. в Санкт-Петербурге полицейской канцелярии стало началом создания российской полиции1. В 1721 г. Петром I был утвержден Регламент {устав) Главного магистрата. Он провозглашал, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». То есть изначально полиция возникла как нравственно-правовой «инструмент» утверждения добропоря дочности и человеческой безопасности в обществе, потому что ина че было бы невозможным претендовать на роль «души гражданства» (общества), как было сказано в петровском Регламенте. С этого самого времени и вплоть до реформы 1861 г. на офи церские должности в полицию, как правило, назначались те, кто прошел школу офицерства в российской армии с ее боевыми тра дициями. Это были люди служебного долга, высокой чести и дос тоинства, чья нравственная сущность совпадала с теми нравствен ными целями, которые изначально ставились перед полицией2. В 1782 г. в царствование Екатерины I I вышел документ, кото рый кардинальным образом изменил деятельность российской по лиции и по сей день считается одним «из самых замечательных па мятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII века»3. Документ этот — «Устав Благочиния, или Полицейский». В нем, пожалуй, впервые в истории 1 См.: Полиция и милиция России: Страницы истории. М., 1995. С. 4. 2 См.: Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя. М., 2013. С. 173-185. 3 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. 1703—1903: Крат, ист. очерк. СПб., 1903. С. 57. 89 Примечательно, что почти на протяжении столетия в различных документах, непосредственно связанных с деятельностью россий ской полиции, встречается указание на то, что одной из ее главных задач является «охранение добрых нравов», сохранение нравствен ной целостности общества. Таким образом, исполнение сотрудником своих функциональ ных обязанностей как в прошлые времена, так и в нынешние свя зано с исполнением правоприменительной деятельности во имя достижения нравственного благополучия в обществе. То есть как сто или даже двести лет назад, так и ныне «охранение нравов» (бла гонравие) составляет смысл работы правоохранительных органов. При этом охрана нравов возможна лишь при использовании нрав ственных средств. Это особенно важно при «сопротивлении злу си лою», а именно в таких ситуациях нередко оказываются сотрудники по роду своей деятельности. Поскольку мораль и нравственность чрезвычайно консерватив ны (и это величайшее благо, иначе бы каждая новая эпоха создава ла мораль заново и в мире царил бы не только нравственный, но и правовой беспредел), в нашем случае было бы целесообразным обращение к профессионально-этическому опыту российских правоохранительных орга нов прошлого в целях его творческого применения в наши дни. Общность культурных традиций настоящего и прошлого, а также сопоставление его с деятельностью зарубежной полиции де лают этот опыт бесценным. Так, если главным оружием городового в России всегда были «вежливость, находчивость и российская сметка», то в Европе по лицейский уже в конце XIX в. был воо ружен каучуковой дубинкой, веревочной петлей с палочками, которая накидыва лась на запястья задержанному1. Анализ различных документов ми нувших лет показывает, что среди нравственных качеств, которыми дол жен был обладать полицейский, первостепенными были: долг, со весть, справедливость, честь, достоинство. Однако в перечне этих важнейших качеств главное место занимали верность императору и верность присяге. В «Клятвенном обещании околоточных надзирате лей» (присяге) 1894 г. сказано, что полицейский обещает «верно и 1 См.: Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. СПб., 1901. С. 10. 91 нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота сво его до последней капли крови» быть преданным императору. На это же нацеливает и «Инструкция городовым московской полиции». В ней, в частности, говорится, что городовой должен «питать в душе своей непоколебимую преданность государю императору, исполнять службу его императорского величества по совести»1. Аналогичное указание мы встречаем и в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи», в которой указывается, что чины стражи, «храня непоколебимо преданность государю императору, службу его императорского величества должны исполнять честно, по совести, памятуя священные слова присяги»2. Поскольку в дореволюционное время русского человека с детства вос питывали в духе священного отноше ния к Богу и государю, требование быть верным императору для полицей ских, как и всех подданных империи, означало не слепое поклонение, а вер ность государю как гаранту личности и собственности. Проводя параллель с современностью, это означает, что со трудник органов внутренних дел дол жен хранить верность президенту стра ны как гаранту конституционных прав граждан, то есть охранять не интересы отдельной партии или ее членов, а быть защитником интересов личности и собственности граждан. Представляются важными слова в тексте присяги о том, что околоточный надзиратель клялся исполнять свой долг, не щадя своей жизни, и быть верным присяге «до последней капли крови». То есть, оказавшись в ситуации выбора, когда нет никаких внеш них «контролеров», кроме собственной совести, даже если жизни угрожает опасность, полицейский обязывался не допустить неспра ведливости, чего бы это ему ни стоило. Есть еще одно актуальное для нас положение присяги, смысл которого заключается в том, что полиция — опора государства, а любой чин полиции есть человек государственный, и потому его долг состоит в том, чтобы посвятить всего себя служению обществу (народу, гражданам). Для полицейского как человека государственного проблема взаимоотношений органов внутренних дел с обществом была всегда первостепенной значимости. Сложный узел этих взаимоотношений 1 Инструкция городовым московской полиции. М., 1883. С. 6. 2 Инструкция лпя стражников уездной полицейской стражи. Ревель, 1913. С. 3. 92 цейские охраняют покой граждан и нередко выполняют долг ценой своей жизни. Далее автор писал, что «при массе труда, при постоян ной опасности и материальной необеспеченности, это уже служба не на страх, а за совесть, это не дело, а подвиг; тут не материальные выгоды, а идеалы общегосударственные; здесь не низшие служа щие, а герои»1. Подобное отношение к сотрудникам полицейского ведомства находит свое отражение в фактах оценки со стороны го сударства и его высоких чиновников — тех, кто преданно служил Отечеству. Например, среди награжденных орденом св. Владимира 4-й степени в 1907 г. был пристав села Балакова Тедерс, которого император наградил «за мужественное и самоотверженное выпол нение служебного долга». В свою очередь, реагируя на это событие, самарский губернатор Якунин издал специальный приказ по полиции Самарской губер нии, в котором отмечал: «В лице пристава Тедерса я приветствую чиновника, запечатлевшего собственной кровью верность служения своему государю, и горжусь тем, что среди чинов полиции высо чайше вверенной мне губернии служат лица, готовые в смутную годину горячо любимого нами Отечества на столь высокие подвиги мужества и доблести»2. Таким образом, преданность долгу, служение «не за страх, а за совесть», защита интересов государства и героизм — нравственные традиции российской полицейской службы. Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы того периода соответствовали нравственным ценностям и воспитанию русского человека. В частности, особый смысл и значение придавалось доброму имени любого человека, вне зависимости от его социального положения (крестьянин, купец, дворянин). Эта национальная тради ция также нашла свое отражение в упомянутой ранее «Инструкции городовым», которой предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания»3. Повелевалось не только блюсти личную нравст венность, но и предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, сообщая о них ближайшему начальнику. Вместе с тем руководители полицейского ведомства всегда стремились к тому, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, а поэтому при подборе кандидата нравственные требо вания часто имели решающее значение. В частности, предписыва лось осуществлять «строгий подход к нравственным качествам кан дидатов на службу и строгую разборчивость при определении на должности»4. 1 Вестник полиции. 1907. № 1. С. 4. 2 Там же. С. 5. 3 Инструкция городовым московской полиции. С. 6. 4 Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. С. 179. 94 Петербурга устройства на городском кладбище специального, «с ка менной часовней посредине, кладбища для чинов полиции, и каждый похороненный чин полиции имел фундаментальный памятник», сумел организовать «дачную колонию (базу отдыха), которой ежегодно поль зовались более 30 семей городовых из числа многосемейных»1, и мно гое другое. | Традицией российской полицейской службы всегда был крите рий честности и порядочности, что кратко именуется «честью». В § 7 «Инструкции городовым», посвященном поведению в суде, говорилось: Как бы ни был городовой исправен, сметлив и расторопен, но если он будет замечен в лицеприятии, пристрастном показании на суде, умышленном обвинении невинного, лихоимстве и других подобных ему поступках, то он не только не будет терпим на службе, но и подвергнется сверх того за такие поступки строгому по закону взы сканию2. Это к вопросу о выражении внешней честности. Что же касается внутренней, то во многих документах, цитированных выше, шла речь о необходимости для полицейских исполнять службу «по совести». Таким образом, тексты присяги, инструкций, уставов и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что испол нение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, среди которых: (а) беззаветная пре данность интересам государства; (б) личная честность и порядоч ность; (в) вежливость и доброжелательность, отзывчивость в обще нии с населением; (г) дружелюбие в общении с коллегами. Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессио нальной пригодности сотрудника полиции3. 4.2. Нравственные традиции советской милиции После Февральской революции Временным правительством были приняты постановления «О ликвидации корпуса жандармов» (6 марта 1917 г.), «Об упразднении Департамента полиции» (10 марта 1917 г.). Провозглашена замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Пра вовые основы организации и деятельности создававшейся народной 1 Вестник полиции. 1908. № 25. С 10—11 2 Инструкция городовым московской полиции. С. 9 3 См.: Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя. С. 173-185. 96 милиции были определены в постановлении «Об учреждении ми лиции» и во Временном положении о милиции, изданных 17 ап реля 1917 г. В соответствии с этими документами вместо наруж ной полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти. Временным положением о милиции она определялась как «исполнительный орган государственной власти на местах» и, что самое важное, предпринималась попытка ее де централизации путем подчинения милиции земским и городским общественным самоуправлениям (временная муниципализация м илиции)1. Вновь созданная Временным правительством милиция была слаба и организационно, и профессио нально. Положение усугублялось еще и тем, что был выпущен из тю рем практически весь уголовный элемент, получивший в народе на звание «птенцы Керенского». Нема ло сотрудников этой милиции после Октябрьской революции заняли враждебную позицию по отношению к советской власти. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о соз дании принципиально нового орга на, который был бы, по выражению Ленина, «действительно народным»2. 28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию советского правительства Народный комиссариат внутренних дел издал постановление «О рабочей милиции». В нем говорилось: (1) все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабо чую милицию; (2) она всецело находится в ведении Советов рабочих и солдат ских депутатов; (3) военные и гражданские власти обязаны содействовать воо ружению рабочей милиции и снабжать ее техническими си лами, вплоть до снабжения ее казенным оружием; (4) настоящий закон вводится в действие по телеграфу. Постановление юридически закрепило создание в нашей стране органа охраны порядка — советской милиции. 1 См.: Шабельникова Н.А. Милиция в системе исполнительной власти в 1917— 1930 гг.: теоретические и организационно-правовые аспекты / / История госу дарства и права. 2010. № 14. С. 25—29. 2 Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. В.Я. Кикотя. С. 185—191. 97 Несколько бандитов было убито, остальные бежали. Отстреливаясь, они убили Швыркова и смертельно ранили Пекалова. Милиционе ры не дали ограбить ни одной квартиры, все жильцы остались не вредимыми. Герои-милиционеры Е. Швырков и С. Пекалов похо ронены на Красной площади у Кремлевской стены. В первые же годы создания милиции большое внимание уделя ется ее общеобразовательной и профессиональной подготовке, соз данию курсов и школ, проводится большая работа по повышению общеобразовательного и культурного уровня сотрудников. Повсеме стно создаются клубы, библиотеки, читальни. К концу 1930 г. при органах милиции РСФСР насчитывалось 447 библиотек, 246 чита лен и 96 клубов. В целях системного и целенаправленного формирования полити ческих, нравственных и других качеств, необходимых сотрудникам, в 1931 г. в органах милиции были образованы политические органы, в центральных аппаратах — политотделы, на местах — политинспек- ции. На них возлагалось руководство всей партийной, политико воспитательной и культурно-просветительной работой. 8 октября 1932 г. вводится обязательная марксистско-ленинская подготовка для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Большой вклад внесла милиция в защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны. Помимо сво их основных обязанностей работ ники милиции сражались в истре бительных батальонах, обезврежи вали шпионов и диверсантов, ма родеров и т.д. За мужество и геро изм, проявленные сотрудниками на фронтах, немало сотрудников орга нов внутренних дел было удостоено звания Героя Советского Союза, а бывший работник НКВД С.Е. Артеменко (1913—1977) , про шедший всю войну, стал дважды Героем Советского Союза. В условиях войны активизиро вались преступные элементы, а поскольку многие опытные со трудники ушли на фронт, то от милиционеров требовались неимо верные усилия для выполнения своих основных обязанностей. Напряженная борьба с преступностью велась органами милиции Ленинграда, Свердловска, Горького, Саратова и других городов. Органы милиции принимали меры к усилению борьбы с кражами, 99 к гражданам », где были сформулированы также основные требова ния к нравственной воспитанности работника милиции. В приказе отмечалось, что хотя милиция и наделена большими полномочиями и ее работники в соответствии с законом имеют право привлекать виновных к уголовной ответственности, задержи вать граждан за нарушения общественного порядка, налагать на них штраф, производить обыск, осуществлять административный над зор, привод и официальное предостережение в отношении лиц, склонных к правонарушениям, но пользоваться этими правами на до очень умело и разумно, проявлять при этом выдержку и высо кую культуру. Сотруднику милиции вменялось в обязанность быть вдумчивым и осмотрительным... объективным при пресечении противоправных действий... не злоупотреблять властью, ущемлять права граждан, в том числе арестованных и задержанных. За нарушение приказа № 235, текст которого висел в каждой дежурной части, санкции следовали самые жесткие. Строгий выго вор с занесением в личное дело считался большой «удачей» в слу жебной карьере... 4.3. М орально-этические проблемы в деятельности Российской милиции, полиции В конце 1980-х в милиции произошли серьезные изменения. Уровень материального обеспечения сотрудников понизился до критической отметки. Для того чтобы покормить семью, часть со трудников была вынуждена устраиваться ночными сторожами в коммерческие организации или подрабатывать иными способами. Естественно, что в таких условиях наиболее подготовленная в профессиональном отношении часть сотрудников уволилась и на шла себе более достойное применение в новых (банки, страховые компании, торговые фирмы и т.д.), а иногда и в криминальных структурах. В милиции остались служить преимущественно те, кто осозна вал, что в коммерции они никому не нужны, либо те, у кого до пенсии оставалось два-три года. Но были и фанаты своего дела, которые не мыслили себя вне органов внутренних дел. Кадровый дефицит в милиции того времени преодолевался за счет случайных людей, не нашедших применения в других сферах деятельности. Разумеется, ни о какой преемственности, не говоря уже о нравственных началах службы, что делало бы милицию дей ствительно народной, не могло быть и речи. При этом профессио нальный уровень сотрудников новой, российской милиции упал до невиданного до этого уровня. Появились немыслимые раньше 101 требования к профессиональным качествам каждого сотрудника1. В его преамбуле было обозначено: Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотруд ника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обя занность следовать требованиям Присяги, служебного долга, до рожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения. Нормы и принципы, изложенные в этом Кодексе, отражали аксиомы общечеловеческой морали, международные стандарты Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопо рядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и Декларации о полиции Совета Европы. Подобными принципами руководствуются сотрудники правоохранительных органов стран мирового сообщества. В последние десятилетия были созданы принципиально новые условия для осознания роли нравственных начал в деятельности правоохранительных органов, вызванные гуманизацией права, по вышенным интересом к человеческой личности. «Декларация прав и свобод человека и гражданина», утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 ноября 1991 г., стала рассматривать права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства. Однако следует отметить, что значимость нравственных основа ний служебной деятельности в органах внутренних дел не всегда оценивались должным образом высшим руководством. Так, в част ности, негативную роль в организации нравственного воспитания личного состава сыграл приказ МВД № 420 (сентябрь 1993 г.), ко торый существенно снизил статус воспитательных аппаратов и уре зал объем их функциональных обязанностей. Понижение статуса сотрудников, занимающихся воспитательной работой, привело к «вымыванию» из этой службы наиболее опытных сотрудников, их переход в другие службы, сокращению их штатного состава. В ре зультате профессия воспитателя утеряла былой престиж у офицер ского состава, резко снизился контингент желающих посвятить се бя воспитательной работе. Данная ситуация стала одной из главных причин ухудшения профессионально-нравственного потенциала органов внутренних дел в целом. Появилась тенденция переориентации некоторых со трудников на приоритеты, прямо противоположные требованиям служебного долга; участились случаи нарушения законности и дис циплины сотрудниками органов внутренних дел; увеличилась теку честь кадров, увольнение из органов по отрицательным мотивам, 1 См.: приказ МВД РФ № 501—1993 г. 103 Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 был утвержден «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». При его создании за основу были взяты Ко декс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, Европейский кодекс по лицейской этики, что облегчало дальнейшее реформирование отече ственной милиции, сосредоточение ее основных усилий на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международ ными стандартами. Разработчики учли также богатейший педагоги ческий опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже положения Священного Писания. При этом главная идея по следнего кодекса российского милиционера звучала так: Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотруд ника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод. После масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило более 33 тыс. откликов и конкретных пред ложений по совершенствованию текста законопроекта, был принят Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. В результате многие положения законопроекта были изменены или дополнены1. Основными целями Закона стали: закрепление парт нерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое определение обязанностей и прав полиции, а так же правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повы шение результативности этой деятельности; усиление антикорруп ционной составляющей в деятельности полиции; освобождение по лиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. В Закон были включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельно сти: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию право порядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и ряда других. Кроме того, в Законе реализован положительный международный опыт в области строительства по лицейских институтов, а также сохраняются отечественные тради ции правового регулирования деятельности царской полиции и со ветской милиции. Реформирование и преемственность норм и процедур, доказав ших свою жизнеспособность многолетним правоприменением, го ворят о наличии прочного не только правового, но и нравственного 1 Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону «О поли ции» / / М р://президент.рф 105 Глава Нравственно-психологические особенности деятельности и личности сотрудника ОВД 5.1. Нравственно-психологическая характеристика деятельности сотрудника ОВД Представителям любой профессии этикой предписываются прису щие только им моральные качества. Но это вовсе не означает, что люди каждой профессиональной группы имеют особые, неповтори мые, редкие моральные качества. Моральных качеств и чувств су ществует всего несколько десятков. Они охватывают как добродете ли — высоконравственные свойства личности, так и пороки — амо ральные качества. Следовательно, речь может идти только о специ фике проявления этих общих моральных качеств человека и о зна чимости тех или иных из них по отношению к работникам кон кретной профессии. Так, отвага, решительность, неподкупность, благородство — важные качества любого сотрудника правоохрани тельных органов, но если данные свойства выступают как жела тельные для инженера, преподавателя или ученого, то по отноше нию к работнику органов внутренних дел они являются профессио нально необходимыми. Проблема усложняется еще и тем, что деятельность сотрудника полиции, как отмечалось ранее, относится к социономическому виду профессий системы «человек — человек» («человек — группа» и «че ловек — общество») и связана с постоянным взаимодействием с людьми. В своей деятельности сотрудники полиции сталкиваются с необходимостью оценивать поступки людей с позиций закона, на блюдать разнообразные проявления активности людей в кризисных ситуациях их жизни, решать их судьбу на основе норм права — эта профессия несет в себе высочайшую социальную значимость и от ветственность и требует не только моральной чистоплотности, но еще психологической компетентности. В качестве общих характерных особенностей труда полицейского следует отметить то, что эта деятельность представляет собой слож ную в социальном отношении открытую систему, поскольку включе на в более широкий контекст исполнительной ветви власти и реша ет поставленные государством задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граж 107 |