Главная страница

Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность


Скачать 7.07 Mb.
НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность
Дата17.01.2023
Размер7.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAminov_Professionalnaya_etika_i_sluzhebny_etiket_sotrudnikov_org.pdf
ТипУчебник
#891127
страница14 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
«Презумпция неви­
новности» —
ст. 14 действующего УПК РФ, который является обяза­
тельным для соблюдения всеми правоохранительными, судебными и иными органами государства, на всей территории РФ.
Преступление — понятие
морального сознания,
характеризующее просту­
пок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравст­
венности. К преступлениям обычно относят те поступки, которые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представ­
ления о гуманности и справедливости, не могут быть оправданы об­
стоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большин­
стве случаев понятия правового и морального преступления совпа­
дают (убийство, воровство, взятка). Однако в отличие от права, ко­
торое считает преступление только нарушение официально санкцио­
нированного закона, мораль может оценивать как преступление и действие, не наказуемое правом.
Принципиальность — положительное нравственное
качество,
характери­
зующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.
Принципы этические (от лат. principium — основа, начало) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования вы­
ражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морально­
го качества характеризует отдельные стороны поведения и черты ха­
рактера личности, то принципы в общей форме раскрывают содер­
жание той или иной нравственности, выражают выработанные в мо­
ральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаи­
моотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.
Проступок — поступок, по своему содержанию представляющий нару­
шение требований нравственности.
Профессиограмма — объективные характеристики той или иной про­
фессиональной деятельности.
Профессиональная культура — высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, об­
разованность и воспитанность человека.
256

Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Профессиональ­
ная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.
Профессиональная честь — забота об авторитете своей профессии в об­
ществе.
Профессиональная этика — учение о профессиональной морали, пред­
ставляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям различных профессий.
Многообразие видов профессиональной деятельности определяет и множество видов профессиональных моралей: мораль врача, педагога, юриста. Профессиональная этика сотрудников ОВД — это один из видов профессиональной морали.
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел — наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.
Профессионально-нравственная деформация — искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужеб­
ных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.
Психограмма — профессионально значимые свойства и качества лич­
ности.
Публичное выступление — передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов.
«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» — Наполеон Бонапарт.
Раскаяние — признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружаю­
щими своей виновности и готовности нести наказание, либо в осо­
бом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раская­
ние всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление че­
ловека в дальнейшем. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль само­
оценки человеком своих поступков, которая направляет его даль­
нейшие действия. Раскаяние — специфически моральный акт. Одна­
ко оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания оп­
ределяется с учетом раскаяния виновного.
Речевой этикет — правила речевого поведения на службе. Речевой эти­
кет включает: (1) устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности; (2) способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п.
Различают речевой этикет проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений, написания деловых писем, ведения теле­
фонных разговоров.
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно.
257

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — подтвержде­
ние нравственных требований посредством моральной оценки (одоб­
рения или осуждения) уже совершенных действий людей. Моральная санкция является одной из форм социального воздействия, она со­
вершается посредством оценки поведения человека. Оценивая ка- кой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым пред­
писывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.
Смысл жизни — понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.
Совесть — внутренний регулятор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее сильных человеческих чувств, свидетельствующих о высокой степени нравственного развития личности, ее самосознания и ответственности, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Сознание моральное — одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о долж­
ном поведении, соответствующем социальным интересам.
Социальная сеть (от англ. social networking service) — онлайн-сервис, предназначенный для построения и организации социальных взаи­
моотношений через Интернет. Ведущие социальные сети в мире —
Facebook, Twitter; в России — ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир@таИ.ги.
Социальная установка личности — это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и го­
товность действовать в соответствии с этой оценкой.
Справедливость — категория этики, характеризующая соответствующее распределение деяния и воздаяния, например соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, пре­
ступления и наказания. Нравственная справедливость — вознаграж­
дение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравст­
венными требованиями.
Стиль управления (от лат. stilus (stylus) — стержень для письма, от греч. stylos — палочка, стержень) — (1) совокупность методов воздействия руководителя на подчиненных, (2) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.
Стыд — одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.
Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состоя­
ние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовле­
творенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности
258
жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависи­
мости от того, как истолковывается назначение и смысл человече­
ской жизни, понимается и содержание счастья.
Такт (тактичность) (лат. tactus — прикосновение) — (1) этическое чув­
ство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо (че­
му-либо) чему-н.; (2) принцип этикета, выражающийся в умении че­
ловека держать себя подобающим образом.
Развитие профессионального такта имеет огромное значение для со­
трудника полиции, так как в их служебной деятельности общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени.
Требования этические (к государственному (полицейскому) служащему) — требования, предъявляемые к государственному (полицейскому) слу­
жащему как при поступлении на службу, так и при исполнении слу­
жебных полномочий, и отражающие рекомендательные нравственные установки. В общем виде эти этические требования можно предста­
вить следующим образом:
(1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высо­
ком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
(2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и со­
держание деятельности как государственных органов, так и госу­
дарственных служащих;
(3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответ­
ствующего государственного органа;
(4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
(5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо лич­
ных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препят­
ствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
(6) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государ­
ственному (полицейскому) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
(7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением службы;
(8) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влия­
ния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
(9) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
259

(10) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражда­
нами и должностными лицами;
(11) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям наро­
дов России и других государств, учитывать культурные и иные осо­
бенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
(12) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомне­
ние в добросовестном исполнении государственным (муници­
пальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
(13) принимать предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникш их случаев конфликта интересов;
(14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного само­
управления, организаций, должностных лиц, государственных
(полицейских) служащих и граждан при решении вопросов лич­
ного характера;
(15) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа ме­
стного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (полицейского) слу­
жащего;
(16) соблюдать установленные в государственном органе правила пуб­
личных выступлений и предоставления служебной информации;
(17) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информа­
ции в установленном порядке;
(18) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средст­
вах массовой информации, от обозначения стоимости в ино­
странной валюте (условных денежных единицах) на территории
Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской
Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­
темы Российской Федерации, размеров государственных и муници­
пальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Феде­
рации, международными договорами Российской Федерации, обы­
чаями делового оборота;
260

(19) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффек­
тивного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его от­
ветственности.
Труда нравственность — одна из важнейших сфер действия морали, ох­
ватывающая все области общественно полезной деятельности чело­
века. Общественная полезность труда — главный показатель его мо­
ральной ценности и источник нравственных трудовых отношений.
Трудолюбие — нравственное качество человека, проявляется в его по­
ложительном отношении к труду, профессии, службе, которое в пси­
хологическом аспекте характеризуется потребностью и привычкой трудиться, увлеченностью работой, заинтересованностью в достиже­
нии полезного результата труда.
Естественное трудолюбие отрицает отношению к труду как к прину­
дительной необходимости, источнику материального обогащения или средству достижения карьерного роста. Трудолюбие также про­
тивостоит и трудоголизму — болезненному психологическому со­
стоянию трудозависимости.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразуме­
вающее признание достоинств личности. Сложившееся в обществен­
ном моральном сознании понятие уважения предполагает: внимание к интересам другого человека, справедливость, равенство прав, дове­
рие к людям, предоставление им свободы; внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis — относящий к форме) — чисто внешнее следование моральным заповедям, принципам и нор­
мам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действи­
тельного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравст­
венных правил нередко сопровождается нарушением важнейших об­
щих принципов морали — гуманизма, справедливости, чести, досто­
инства, служебного долга, уважения к людям.
Ханжество — (1) отрицательное моральное качество, характеризуемое показным благочестием, моральным лицемерием и притворной доб­
родетельностью; (2) лицемерное демонстративное порицание чужих неэтичных поступков, поведения или точек зрения, часто при одно­
временном допущении аналогичных неэтичных действий со своей стороны.
Цель — заранее предполагаемый результат, на достижение которого преднамеренно направлен процесс. Целенаправленный характер дея­
тельности присущ только человеку в его общественной жизни. В со­
ответствии с общими принципами морали цель всегда должна быть нравственна.
Целесообразный характер деятельности человека помимо постановки цели предполагает выбор наиболее оптимальных из имеющихся в наличии средств для ее достижения. Благая цель не может быть дос­
261
тигнута использованием безнравственных средств. Общественная мораль требует, чтобы нравственной оценке в соответствии с дейст­
вующими в обществе нормами подлежат не только цели, но и ис­
пользование тех или иных способов и средств их реализации.
Ценности — философская и морально-этическая категория, применяе­
мая для обозначения материальных и нематериальных объектов и явлений, включенных в систему жизненно важных потребностей, ре­
гулирующих и стимулирующих деятельность человека и формирую­
щих его нравственное сознание.
К общечеловеческим ценностям в порядке иерархии относятся:
(1) человек — абсолютная и наивысшая ценность, «мера всех ве­
щей1». В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозгла­
шается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценно­
стью»;
(2) семья — первейший коллектив человека;
(3) труд — потребностей индивида и общества, основа человеческого бытия;
(4) знания — форма существования и систематизации результатов разнообразного творческого труда;
(5) культура — совокупность общечеловеческих и духовных ценно­
стей (богатств), накопленных человечеством в сфере духовной и материальной жизни, передаваемые из поколения в поколение;
(6) Отечество — единственная для каждого человека Родина, где ему было дано судьбой появиться на свет;
(7) Земля — наш общий дом, всеобщий базис;
(8) мир — отсутствие войны, главное условие существования челове­
ка и Земли.
Все вышеперечисленные ценности имеют моральный аспект, то есть одновременно являются и морально-этическими понятиями.
Кроме того, существует целый ряд ценностных представлений, отно­
сящихся к области морального сознания, — это моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Наряду с этими общепризнанными ценностями существуют и дру­
гие, в том числе спорные с точки зрения морали и нравственности ценности: деньги, богатство, власть, успех, карьера, материальное благополучие, беззаботная жизнь в роскоши, развлечениях и удо­
вольствиях.
Положительная или отрицательная моральная ценность вещей, явле­
ний, действий и поступков определяется их соответствием сущест­
вующим нравственным требованиям.
Представления морального сознания также являются разновидно­
стью духовных цегаюстей общества, так как в идеалах, принципах, понятиях добра и зла выражено отношение людей к явлениям дейст­
1 Определение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н.э. — ок. 420 до н.э.).
262
вительности. С одной стороны, в них содержится морально- этическое требование, с другой — дается нравственная оценка суще­
ствующих или имевших место явлений. Кроме того, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных социальных явле­
ний и человеческих поступков.
Цинизм (лат. cynismus, от греч. kynismys — учение киников, от греч. kyon, kynos — собака) — моральный феномен и моральное качество, выра­
жающиеся в полном пренебрежении к общечеловеческим ценностям, неприкрытом отрицании морали, неприятии любых авторитетов, ис­
пользовании этики для манипулирования людьми в своих интересах с помощью рассуждений на моральные темы. Цинизм в убеждениях и поведении характерен для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к нигилизму и духовной опустошенности, а также для людей, преследующих свои эгоистические цели, не пренебрегая при этом любыми, в том числе и аморальными, средствами.
Человечность — высокое моральное качество, означающее человече­
ское, гуманное, доброжелательное отношение ко всем окружающим.
Человечность — это воплощение лучших черт человека, соединенных воедино, — любви к людям, великодушия, благожелательности, за­
ботливости, душевности, сочувствия, готовности прийти помощь, достоинства и др.
Честь — (1) моральное, профессиональное, служебное, социальное, человеческое и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому се­
бе или со стороны общества; (2) категория этики и понятие мораль- но-этического сознания, означающее совокупность высших мораль- но-этических принципов личности, характеризующих определенную социальную группу. Честь включает в себя нравственное достоинство человека, его честность, благородство, доблесть, чистую совесть, правдивость, стремление следовать идеалам добра, справедливости, служение Родине и народу. Чувство чести формируется в человеке в процессе его социализации в той социальной группе людей, членом которой он является.
Различают такие виды чести, как гражданская, профессиональная, служебная, военная, рыцарская, мужская, женская и т.д.
Служебная честь складывается в процессе осуществления сотрудни­
ком служебной деятельности, то есть службы государству, отчизне, народу. Служебная деятельность имеет публичный характер, что вы­
ражается в пристальном внимании общественности к моральному облику государственных служащих и выполнению ими служебного долга. По словам немецкого философа XIX в. А. Шопенгауэра, «слу­
жебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служеб­
ные обязанности.
Чувства — эмоциональные процессы (эмоциональные переживания) человека, отражающие его субъективное оценочное отношение к ма­
териальным или нематериальным объектам. Наряду с убеждениями
263
чувства характеризуют субъективную нравственную позицию лично­
сти, так как представляют собой отражение в сознании человека его отношений к действительности. В психологическом смысле чувства — это устойчивые условно-рефлекторные явления в сознании человека, составляющие основу его эмоций и побуждений. По своему соци­
альному содержанию моральное чувство представляет собой особую форму отношения человека к различным реальным и абстрактным объектам, выражающую их соответствие или несоответствие потреб­
ностям человека.
Эвдемонизм (от греч. eudamonia — счастье, блаженство) — направление в этике, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Жизненная установка эвдемонизма состоит в том, что счастье является высшим и приоритетным человеческим благом, ко­
торое «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель). Достижение счастья является высшим крите­
рием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом центральным для эвдемонизма является вопрос о соотношении сча­
стья как индивидуального благополучия и добродетели как нравст­
венного образа мыслей и действий.
Эгоизм (от лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, основанное на убеждении в приоритете собственного блага, собст­
венной пользы и выгоды, когда человек ставит свои собственные и н ­
тересы выше интересов общества и окружающих людей.
Как моральное качество эгоизм оценивается обычно отрицательно.
Вместе с тем существует понятие «разумный эгоизм» (или «здоровый эгоизм»), под которым часто понимается так называемый целесооб­
разный эгоизм — умение жить собственными интересами, не проти­
вореча интересам других людей.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — (1) философская наука о мо­
рали и нравственности; (2) система норм нравственного поведения, в которых выражены наши представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости, правильности или не­
правильности поступков людей. Этические нормы выступают одним из главных регуляторов различных общественных отношений (дело­
вых, служебных, профессиональных, бытовых, семейных, нацио­
нальных, мультикультурных и др.). Этика формирует оценивающее сознание человека, позволяющее ему правильно с точки зрения об­
щепринятой морали и внутренней нравственной убежденности со­
вершать этические (нравственно) правильные поступки.
Этика руководителя — система норм нравственного поведения руково­
дителя, основанная: (1) на понимании и учете психологии сотрудни­
ков. Подчиненные слушают тех руководителей, которые к ним при­
слушиваются; (2) на воспитании личности; (3) на культуре управле­
ния; (4) на умении управлять своими чувствами в процессе личност­
ных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководи­
телями и коллегами.
264

Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — (1) свод правил пове­
дения в обществе, своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения (обхождение с окружающими, формы обращения и при­
ветствий, поведение в общественных местах, правила учтивости, проявление тактичности, манеры, внешний вид, поведение за сто­
лом); (2) внешние нормы и правила поведения, принятые в опреде­
ленных социальных, профессиональных, национальных и иных общностях (в деловых кругах, государственной службе, дипломатии, армии и т.д.); (3) совокупность норм и правил поведения, уместных в определенных обстоятельствах или видах деятельности (деловой этикет, повседневный этикет). Соблюдение соответствующего эти­
кета — необходимый атрибут жизнедеятельности цивилизованного человека.
Современный этикет значительно упрощен и выражается в доброже­
лательном, тактичном и уважительном отношении ко всем людям.
В основе внешних этикетных проявлений, как правило, лежат нрав- ственно-этические убеждения и установки. При их отсутствии этикет превращается в искусственный снобистский ритуал, не являющийся показателем подлинной культуры человека. Так, изысканные манеры и безупречный внешний вид еще не означают, что их обладатель действительно высоконравственная и гуманная личность. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, могут иметь безнравственную цель замаскировать неблаговидные поступки и намерения.
Этический кодекс — это свод моральных норм, которому следует от­
дельный человек или коллектив людей. Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
«Эффект аквариума» — особое положение государственного служащего в обществе, когда к нему приковано обостренное внимание людей, в том числе даже к его личной жизни.
«Эффект шлепанцев» — неэтичное действие, выражающееся в переходе государственного служащего после отставки на должность консуль­
танта (начальника отдела, президента и т.д.) в фирму, работающую в той же сфере, которую он недавно курировал, в связанный с его пре­
дыдущей работой банк и т.п. Другими словами, это ситуация, когда чиновник, используя свое служебное положение, заблаговременно позаботился о своем безбедном будущем на случай отставки, сумел подготовить себе «свечной заводик».
265

Приложение 3
Формула идеального рукопожатия
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта