Учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям Юриспруденция, Правоохранительная деятельность
Скачать 7.07 Mb.
|
а — отрицательная частица и лат. moralis — нрав ственный) — отрицание моральных норм, сознательный отказ от за конов нравственности, провозглашение безнравственности принци пом обществ поведения. Формы проявления аморализма различны. Это могут быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отно шению к преступным действиям других. К аморализм следует отне сти также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуетизм, Макиавеллизм), в частности изуверства (Фанатизм), де магогии. Наконец, аморализм может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляю щей свой протест против ханжества и лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта. Антипатия (греч. antipatheia, от anti---- приставка со значением враж дебности и pathos — чувство) — чувство неприязни, нерасположе ния, враждебности к кому-либо. Является противоположностью чув ства симпатии. Обычно антипатия (как и симпатия) не обусловлена волевым решением, но может возникать и сознательно в результате нравственной оценки по отношению к аморальным, жестоким, не порядочным людям. Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо; отшельник, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям само отречение, самоограничение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или этических целей. Благо — общее этическое понятие, употребляемое для обозначения по ложительной ценности чего-либо, всего, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие, радость. Иногда слова «благо» и «добро» употребляют как синонимы. Различают материальные, нематериальные, духовные, личные, общест венные блага, социально-экономические блага. Материальные блага — предметы, полезные для жизни человека (пи ща, одежда, жилище и т.д.). Нематериальные блага — блага неимущественного характера, лишенные экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выра жения. Это жизнь и здоровье (в том числе психическое/душевное), имя, репутация, достоинство личности. Духовные блага — то, что служит для удовлетворения духовных по требностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота). Общественные блага — это совокупность общих материальных и духов ных условий общественной жизни, которая предоставляется населению на безвозмездной основе за счет финансовых средств государства, на 236 пример дороги, мосты, здравоохранение, образование, услуги, пре доставляемые государственными и муниципальными органами вла сти, деятельность органов полиции, армия, судебное исполнительное производство и т.д. Личные блага — это совокупность частных условий жизни человека и лич ного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из разно видностей духовного блага — моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). Социально-экономические блага — это блага (материальные и немате риальные), имеющие рыночную стоимость, вследствие чего ставшие товаром. Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сде ланное добро. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в со ответствующих практических действиях. Благородство — моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (ду шевная чистота, высокая нравственность, честность, самоотвержен ность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение челове ка, для которого уважение к людям стало повседневной нормой по ведения и привычным способом обращения с окружающими. Под вежливостью понимается элементарное требование культуры поведе ния, включающее умение тактично и уважительно общаться с людь ми, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность выслушать противоположные точки зрения и найти компромисс, внимательность, деликатность. Вежливость выражается в хороших манерах и знании этикета. Проти воположностью вежливости являются грубость, хамство, высокоме рие и пренебрежительное отношение к людям. В целом позитивное этическое качество, подчеркнутая вежливость может иметь негативный оттенок, демонстрируя нежелание общать ся, презрение, должностную или социальную дистанцию. Чрезмер ная вежливость также может вызвать раздражение, поскольку может быть воспринята как угодничество, навязчивость или намерение из влечь из общения выгоду. Верность — свойство сохранять преданность кому-то — другу, господи ну, супругу, самому себе; или чему-то — дружбе, любви, слову, Ро дине, Конституции, присяге, служебному долгу, избранной профес сии. В определенных ситуациях может приобретать отрицательный, ироничный оттенок (верность начальству, привычкам). Взаимопомощь — (1) поддержка, оказываемая друг другу; (2) отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности ин тересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. 237 Вина — состояние (положение), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нор мы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины яв ляется выражением морального отношения, в котором личность на ходится к другим людям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответст венен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пре небрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнори рующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совес ти, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием. Воздаяние — вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент ное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости. Без воздаяния представлялось невозможным требо вать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой пре ступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральным воздаянием являются поощре ние и наказание, осуществляемые посредством духовного воздейст вия на людей. Воля — (1) способность человека преодолевать препятствия и добивать ся поставленной цели; (2) способность делать выбор и совершать действия. Воспитание нравственное — составная часть единого процесса общест венного воспитания. Необходимость регулирования обществом пове дения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи: (1) выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; (2) внедрение этих требований и связанных с ними пред ставлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участ вовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Вторая задача реализуется путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых мораль ных качеств, установок. 238 Выбор моральный — акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, ко гда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другим обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, сопоста вить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманно стью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчет ливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собствен ные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к ли цу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и обязывают предпочесть вари ант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра. Выдержка — моральное качество, в котором находят конкретное прояв ление определенные стороны самообладания. Выдержка включает: (1) умение и привычку человека осуществлять контроль над своими чувствами, владеть собой, подчинять свои действия достижению по ставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непред виденные обстоятельства (настойчивость); (2) способность преодоле вать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); (3) верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активно му противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость). Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие, а стремление к наслаждению — основным мотивов человеческого по ведения. Как этический нормативный принцип гедонизм противопо ложен аскетизму. Героизм — (1) мужество, самоотверженность, доблесть, способность к совершению подвига; (2) особая форма человеческого поведения, ко торая в нравственном отношении представляет собой подвиг; (3) свер шение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя боль шую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к лю дям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре одолевает в связи с этим особые препятствия. Грубость — (1) отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости; (2) внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Гру бость выражается в откровенной недоброжелательности к окружаю щим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом 239 навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в нападках на личность человека, в развязности, сквернословии, в хулиганских действиях. Гуманизм (от лат. homo — человек, humanus — человечный, humanitas — человечность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравствен ности), в основе которого лежит убеждение в безграничности воз можностей человека и его способности к совершенствованию, требо вание свободы и защиты достоинства личности, идея о человеке как высшей ценности, о праве человека на счастье и о том, что удовле творение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Деликатность — положительное нравственное качество личности, про являющееся в тактичности, вежливости, мягкости, обходительности, умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них ситуаций. Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека, свойство действительно воспитанных, интелли гентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупре дительности и приветливости. Деловое общение — особый вид общения, которое подчинено решению определенной задачи (служебной, профессиональной, производст венной, научной, коммерческой и т.д.) исходя из общих интересов и целей сторон. Деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение, слово) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, в котором рас сматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное соз нание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности человека, об щества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что и как «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению факти чески существующая реальность. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрешы насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о долж ном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать, а какие нет. Применитель но к человеку эти требования выступают как его обязанности, кото рые в обобщенной форме правил формулируются в моральных нор мах, заповедях, этических правилах. Все эти категории этики и яв ляются предметом изучения деонтологии. Деятельность моральная — категория этики, при помощи которой во всем многообразии человеческой деятельности выделяется нравст венная сторона, а из всех видов побуждений — специфически нрав ственные мотивы: желание совершать добро, стремление следовать определенным идеалам, верность долгу. Иными словами, моральная деятельность есть сознательная практическая реализация ценностей 240 добра и зла. В отличие от поведения, которое охватывает всю сово купность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определен ным моральным целям. Добро — (1) все то, что способствует благу (хорошему); (2) одно из наи более общих понятий морального сознания и одна из важнейших ка тегорий этики, характеризующей положительные нравственные цен ности. Вместе со своей противоположностью — злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения хорошего и плохого, нравственного и безнравственного, имеющего положительное и от рицательное моральное значение. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаи моотношения людей и т.д.), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — благодеяния, добродетели, справедливости, благотворительности и др. Творить добро — значит совершать дейст вия, приносящие счастье и радость и не причиняющие никому вре да, ущерба, боли, страданий, неприятностей. Добродетель — (1) понятие нравственного сознания, служащее обоб щенной характеристикой положительных устойчивых моральных ка честв личности, указывая на их моральную ценность; (2) моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности соз нательно и твердо следовать добру. Понятие добродетели подчерки вает деятельную форму усвоения добра (добродетель — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели явля ется понятие порока. Доверие — отношение к действиям другого лица и к нему самому (со участнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, дру гу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, уверенности в правоте его поступков. Противоположностью доверия является недоверие, подозритель ность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готов ность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов действий. Долг — одна из основных категорий этики, обозначающая нравствен ную обязанность человека перед кем-либо (кредитором) или чем- либо (обществом, коллективом, семьей, службой государством), вы полняемую под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Иными словами, это превращение требо вания нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находит ся в данный момент. Достоинство — (1) понятие морального сознания, выражающее пред ставления о ценности всякого человека как нравственной личности; (2) категория этики, характеризующая уважение и самоуважение че ловеческой личности. С одной стороны, сознание человеком собст 241 венного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, на оборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Ценностный фе номен достоинства заключается в том, что оно есть у каждого, даже не подозревающего о том человека. В законодательстве РФ достоинство личности имеет правовое закре пление и правовую защиту. В гражданском праве достоинство — од но из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ)1, которые принадле жат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Выраженное в неприличной форме унижение достоинства другого лица (ст. 5.61 КоАП РФ — «Оскорбление»2) и распространение заведо мо ложных сведений, порочащих достоинство другого лица (ст. 128.1 УК РФ — «Клевета»3), являются административным правонарушени ем и уголовным преступлением соответственно. Жизненная позиция — (1) общее, целостное отношение человека к окру жающему миру, выражающееся в его мыслях, поступках, служебной деятельности; (2) направленность жизнедеятельности человека, осоз нание им своего места и роли в общественной жизни. В морально- этическом аспекте жизненная позиция — это система поведения лич ности, определяемая его убеждениями, долгом, совестью. В зависимо сти от субъективных и объективных установок различают основные виды жизненной позиции: пассивную, активную и проактивную. Пассивная (конформистская, приспособленческая) жизненная позиция направлена на подчинение окружающей среде, следованию и подчи нению обстоятельствам. Активная жизненная позиция направлена на преобразование окру жающего мира, контроль над ситуацией. Проактивная жизненная позиция — характеризуется наличием у челове ка четкого осознания своих жизненных принципов и целей, обуслов ливающих все его действия независимо от условий и обстоятельств. Критерий истинности, правильности той или иной жизненной пози ции — ее соответствие правовым и морально-этическим принципам и нормам общества. Зависть — (1) неприязненно-враждебное чувство (настроение) по отноше нию к успехам, популярности, моральному превосходству или преиму щественному положению другого лица; (2) социально-психологическое 1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Ч. 1 (ред. от 2 ноября 2013 г.). 2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.). 3 Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 25 ноября 2013 г.). 242 состояние, возникающее по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия, амбициозности и тщеславия. Голландский философ Б. Спиноза определял зависть как «неудо вольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несча стье»1. Чувство зависти деформирует (уродует) личность и отравляет взаимоотношения людей. Оно, например, возбуждает у человека же лание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал се бя перед коллективом и окружающими, и нередко толкает на совер шение неэтичных действий и аморальных поступков. Зависть как черта характера осуждается в христианстве и исламе. Законность — принцип политики, права и морали, характеризующийся верховенством в общественной жизни закона и безусловным испол нением его требований гражданами, должностными лицами, а также всеми другими субъектами общественных отношений. Законность предполагает наличие специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Заповедь — (1) религиозное или нравственное предписание назидатель ного характера; (2) нравственное предписание (положение, норма), имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет; (3) нравственная норма, представленная в мораль ном сознании в виде повеления, исходящего от какого-то авторитет ного источника. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает Бог, давший внешний закон в виде запове дей ослабевшему человеческому духу (совести). Зло — (1) категория этики, по своему содержанию и значению проти воположное понятию добра (блага); (2) понятие морального созна ния, являющееся наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслужи вающем осуждения; (3) умышленное, преднамеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле к понятию «зло» относят все то, что подрывает и разрушает благо (хорошее) и противостоит ему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны, включая негативные состояния человека (болезнь, наличие неопла ченных долгов, совершение преступления) и силы, вызывающие эти состояния (стихийные бедствия, жадность, безрассудность, гнев, аг рессия, ненависть). Золотое правило этики — «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Золотое правило лежит в основе многих мировых религий (христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и др.) и является основополагающим мировым этическим принципом. Это всеобщий нравственный закон, определенный для человека, живу- 1 Спиноза Б. Этика. М.: Азбука, 2013. С. 24. 243 щего в обществе. Известны различные (но по сути идентичные) формулировки Золотого правила: «Относись к людям так, как хо чешь, чтобы относились к тебе»; «Не делайте другим того, чего не хотите себе». В русском языке оно закрепилось в виде пословицы «Чего в других не любишь, того и сам не делай». Отрицательная формулировка Золотого правила (с использованием отрицательной частицы «не») получила название Серебряного прави ла этики: «Не поступайте с другими так, как вы не хотели бы, чтобы поступали с вами». Идеал нравственный (лат. idealis от греч — образ, идея) — понятие мо рального сознания, в котором выражаются предъявляемые к людям нравственные требования в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и от ношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития человека и общества. Измена — предательство, неверность, нарушение верности кому-либо или чему-либо. Негативный с точки зрения нравственности характер измены обусловливается положительным значением тех явлений, в отношении которых совершается предательство. Например, измена любви, дружбе, служебным интересам, узам партийного товарищест ва и т.д. В случае если эти явления утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не является изменой. Наоборот, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное това рищество, круговая порука и т.д. Имидж (человека) — это внешнее отражение человеческого образа, на глядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Созда ние имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать самого себя — наиболее сложная работа, но, безусловно, она пред ставляет интерес для каждого человека. Это обусловлено тем, что имидж — своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека). Английский писатель и государственный деятель Ф. Честерфилд (1694—1773) остроумно заметил: «Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит». Интуитивизм (лат. intuitus — взгляд) — направление в этике, сторонни ки которого утверждают, что моральные понятия (добро, зло, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта. Они «са моочевидны», постигаются человеком чисто интуитивно и принима ются без доказательств. Этический интуитивизм есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе, носят внеисторический, абсолютный характер. Иррационализм (irrationalis — неразумный, от лат. i — отрицательная частица и rationalis — разумный) — методологический принцип ис толкования природы нравственности, характерный для ряда теорий 244 морали. Иррационализм в этике означает отрицание возможности сформулировать единые для всех моральные законы. Следовательно, разум и наука совершенно неприменимы к области морали и поэто му сфера морали непознаваема. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникаль ны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. По этому, с их точки зрения, невозможно сформулировать какие-либо общие принципы нравственности, моральные устои, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различ ных практических и жизненных ситуациях. Искренность — (1) моральное качество, характеризующее тем, что чело век делает и говорит то, в правильность и нравственность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и другим; (2) одно из проявлений правдивости, честно сти, отсутствие противоречий между мотивами и действиями, реаль ными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. Искренность противоположна обману, лицемерию, ханжеству и по пыткам скрыть реальные мотивы, которыми человек руководствуется ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма, прикрывая их внешним приличием. Как правило, искренность расценивается как положительное качество. Однако при определенных обстоятельствах воспринимается как бес тактность. Она может вступать в противоречие с вежливостью и норма ми этикета, которые в зависимости от ситуации ограничивают высказы вание «в глаза» негативных, обидных или оскорбительных оценок. Исполнительская дисциплина — это точное, своевременное и квалифи цированное исполнение каждым сотрудником или служебным кол лективом приказов, указаний, предписаний, постановлений, реше ний, распоряжений руководства. В основе исполнительской дисцип лины лежит ответственность за государственные дела и непосредст венно за людей, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на граждан с момента их рождения. Исполнительская дисциплина характеризуется такими качествами, как дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, от ветственность, педантичность, внимательность, законопослушность. Исполнительская дисциплина обеспечивается высоким качеством организации и контроля исполнения, воспитанием чувства ответст венности за порученное дело у каждого работника. По уровню ис полнения можно судить о зрелости организации. Категории (греч. kategoria — утверждение, высказывание, признак) — наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся универ сальные формами и устойчивыми организующими принципами че ловеческого мышления, используемые при построении теорий. 245 Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные элементы морали, нравственных отношений, моральной деятельности. В своей совокупности они составляют категориальный аппарат этической науки. Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и значение каждой из них в общей системе нравственных понятий менялись в истории этической мысли в зави симости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, справед ливости, долга, совести, чести и др. Категорический императив (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus повелительный) — основная категория этики И. Канта. Сформули рованный им в 1785 г. «нравственный закон» гласит: «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим мо ральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать)». Кант считал, что этот должен регулировать нравственные отношения между людьми, так как из него можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования («Если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной»). Качества моральные — (1) прочные морально-психологические состоя ния и устойчивые формы нравственного поведения, сформирован ные на синтезе морально-этических знаний, взглядов, чувств, убеж дений, силы воли и привычек: (2) стабильные внутренние особенно сти людей, характеризующие их с моральной точки зрения (доброта, великодушие, честность, совестливость, тщеславие и т.д.). Мораль ные качества проявляются в поступках, поведении, профессиональ ной деятельности, повседневной жизни человека и разделяются на положительные и отрицательные (добродетели и пороки), например: щедрость — скупость, скромность — зазнайство; человечность (гу манность) — черствость (бесчеловечность), вежливость — невоспи танность (грубость). Клевета — (1) распространение заведомо ложный сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию; (2) ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, желание устранить соперников, стремление расправиться с неугодными лицами). За до казанный факт клеветы следует уголовная ответственность (ст. 128.1 УК РФ). Кодекс моральный (лат. codex — книга) — моральный кодекс, или этиче ский кодекс, — система (свод) этических принципов и норм, выра жающих понимание достойного поведения членов определенного сообщества (социальной, профессиональной, этнической или корпо ративной группы) и управляющих их действиями и поступками. Как правило, в моральном кодексе, отражаются нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества. Примеры 246 профессиональных кодексов этики: Клятва Гиппократа, Кредо журна листа, Кодекс судейской этики, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и му ниципальных служащих. Профессиональный кодекс этики обычно выражает правила профес сиональной и социальной ответственности, в которых рассматрива ются часто встречающиеся сложные случаи и объясняется, какое по ведение в подобных ситуациях следует считать этичным, а какое нет и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса подлежит моральному осуждению и да же может быть поводом для исключения из организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений кодексов этики и служебного поведения государственными служа щими влечет применение к ним мер юридической ответственности. Коллектив (лат. collectivus — собирательный) — социальная общность людей (социальная группа), создаваемая на основе общезначимых целей, задач, интересов, ценностей, совместной деятельности (службы). Коллективизм (лат. collectivus — собирательный) — нравственный принцип, отражающий такое отношение человека к обществу, при котором его личные интересы оптимально и гармонично сочетаются с общественными. Содержание коллективизма складывается из това рищества, взаимной поддержки и помощи (чувство локтя, чувство плеча), взаимоуважения, инициативности, коллективного творчества, дисциплинированности, порядочности, добросовестности. В нравственном аспекте коллективизм противоположен индивидуа лизму. Коммуникативность сотрудника полиции (от лат. communicare — делать общим, сообщать, беседовать, связывать) — способности, навыки, умения сотрудника эффективно и корректно взаимодействовать с другими людьми (руководством, коллегами, подчиненными, посети телями), налаживать с ними деловые, профессиональные и внеслу жебные отношения, соблюдая при этом уважение к чужой личности, проявляя заинтересованность и сопереживание, умение слушать, сдержанность, воспитанность, такт. Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, спо собный, знающий, надлежащий) — совокупность свойств (характе ристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять опреде ленную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Компетентность — это то, чего достиг кон кретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи. Компетенция (лат. competere — подходить, соответствовать) — (1) круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познания ми и опытом; (2) сфера деятельности, в которой субъект имеет ре альную возможность решать определенные задачи и принимать соот ветствующие решения. Компетенция — это характеристика места (должности, сфера деятельности), а не лица, то есть параметр соци 247 альной роли человека. Если человек соответствует этому месту (со циальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов. Конфликт интересов (лат. conflictus — столкновение) — ситуация, воз никающая в связи с исполнением полномочий государственным служащим, при которых его служебные обязанности могут совпадать с его личными интересами либо деятельность государственного слу жащего приводит к получению им любых других выгод с использо ванием служебного положения. Конфликт моральный (или нравственный конфликт) — противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражаю щее столкновение моральных принципов, интересов. Ситуация мо рального конфликта наступает, когда человек, следуя какой-либо нравственной норме в то же время нарушает другую нравственную норму, представляющей для данного человека определенную мо ральную ценность (конфликт интересов). В конфликтной ситуации требуется совершить правильный нравственный выбор между стал кивающимися моральными ценностями в пользу одной из них. Разрешение моральных конфликтов базируется на осознании иерар хии и социальном приоритете нравственных ценностей. Так, обще ственный, профессиональный или служебный долг рассматриваются как более высокие по сравнению с частным. Конформизм (лат. conformis — подобный) — (1) тенденция личности изменять свои убеждения, нравственные принципы и ценностные установки под влиянием тех или иных факторов; (2) преднамеренное приспособленчество к обстоятельствам (порой за счет отступления от общепринятых моральных ценностей и собственных нравственных принципов), обусловленное стремлением получить какие-либо выгоды. В этике конформизм равносилен отказу человека от независимости своего нравственного сознания, от собственного морального выбора и возложению ответственности на внешние обстоятельства, следова тельно, отказу от себя как от личности. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу явного (принуждение) или неявного (внушение) давления, а на основе соз нательного согласия с ней. Коррупция (лат. cormptio — подкуп, порча, от лат. corrumpere — растле вать) —(1) подкуп и продажность должностных лиц; (2) использова ние должностным лицом своих должностных властных полномочий, предоставленных ему по должности, а также связанных с этим офи циальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях лично го обогащения, противоречащее законодательству и нормам морали. Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупот ребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в 248 целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой вы годы указанному лицу другими физическими лицами1. С этической точки зрения некоторые проявления коррупции полу чают лишь моральное порицание, как безнравственные (кумовство, покровительство, фаворитизм), другие — считаются преступлениями и подлежат уголовному наказанию (дача и получение взятки). Корыстолюбие — негативное моральное качество, проявляющееся в неуемной страсти к обогащению, получению личной выгоды, нажи вы. Синонимы корыстолюбия — алчность, корыстность, жадность, стяжательство, сребролюбие, меркантилизм. Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — (1) исторически определенный уровень развития человеческого об щества; (2) уровень развития интеллектуальных и творческих сил и способностей человека, проявляющийся в его жизнедеятельности и взаимоотношениях; (3) совокупность создаваемых людьми матери альных и духовных ценностей, передаваемых последующим поколе ниям. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление и развитие как личности. Культура нравственного сознания — этическое понятие, характеризующее способность человека использовать в повседневной жизни морально- этические знания, различать добро и зло, хорошее и плохое, правиль ное и неправильное. Основу культуры нравственного сознания состав ляют культура мышления и целостное мировоззрение личности. Культура поведения — совокупность сформированных, социально зна чимых качеств личности и повседневных форм поведения человека, в которых находят внешнее выражение нормы нравственности, эти ки, эстетической культуры и этикета. В культуре поведения выража ются, с одной стороны, социально-нравственные требования к чело веку, с другой — усвоенные им социально значимые и морально- этические положения, принципы и нормы, регулирующие и направ ляющие его поступки. В культуре поведения воедино слиты культура общения, нравственная культура, бытовая культура, культура внеш ности, физическая культура, этикет, культура речи. Особое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившие ся в результате нравственного развития многих поколений и являю щиеся составной частью общечеловеческой культуры. Культура речи — владение нормами устного и письменного литератур ного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Правильность (нормативность) речи определяется наличием таких качеств, как грамотность, точ ность, чистота, ясность. Культурная речь отличается богатством сло 1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии кор рупции» (ред. от 30 сентября 2013 г.). 249 варного запаса, разнообразием грамматических и синтаксических конструкций, логичностью и художественной выразительностью. Лицемерие — (1) притворное поведение, прикрывающее неискренность; (2) отрицательное моральное качество личности, когда слова и дей ствия человека не соответствуют его истинным чувствам, убеждени ям и намерениям. Так, лицемерит тот, кто прикрывает безнравст венные поступки высоконравственными мотивами и целями. Сино нимом лицемерия является двуличность, то есть два лица: одно, при творное, — напоказ, другое, истинное лицо, — скрытое глубоко внутри. Личность — (1) результат социального становления человека: «Лично стью не рождаются, личностью становятся»; (2) особое качество че ловека, приобретаемое им в процессе общественного поведения, в том числе нравственной деятельности. Человек становится нравст венной (моральной) личностью, когда он добровольно и сознательно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, спосо бен ставить перед собой нравственные цели и принимать правиль ные решения применительно к конкретным обстоятельствам, само стоятельно и адекватно оценивать свои поступки и действия окру жающих. Любовь — чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привя занности человека к другому лицу или личностно значимому объек ту. Любовь может испытываться к другой личности, человеческой общности (любовь к Родине), идее, делу (профессии, службе), твор ческой увлеченности. Любовь свободна и самозаконна. Отсюда могут возникать противо речия между требованиями морали, с одной стороны, и индивиду альными законами любви — с другой. Малодушие — (1) негативная черта характера, свидетельствующая о сла боволии; (2) отрицательное моральное качество, характеризующее сла бость воли и неуверенность в себе. Малодушие проявляется в неверии в собственные силы, трусости, боязни открытого конфликта и, как следствие, в мелкой зависти, действиях исподтишка, непроизвольной агрессии. Малодушный человек неспособен отстоять и реализовать нравственные принципы, в которые он верит, из-за слабости духа и боязни попасть в неприятную ситуацию. Малодушие, как правило, ве дет к конформизму, угодничеству, приспособленчеству, предательству. Манеры (франц. maniere — способ, прием) — способ держать себя, внешняя форма поведения, способ обращения с другими людьми, включая речевые способы и приемы, интонацию, мимику, жестику ляцию, позы, походку (иногда также говорят о манере одеваться). Манеры регулируются этикетом и входят в культуру поведения. Ме жду внешним обликом человека и его внутренним нравственным складом прослеживается прямая связь и взаимозависимость. Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет. Как правило, чем выше уровень нравственного развития человека, тем этичнее и корректнее его манеры, так как внешний образ пове 250 дения является наглядной формой воплощения нравственного обли ка человека, выражением его общей культуры. Мещанство (от польск. mieszczanin — горожанин, обыватель) — мораль ное качество, характеризуемое такими негативными нравственными чертами, как социальное приспособленчество, эгоизм, аполитичность, приземленность жизненных идеалов, узость интересов, отсутствие чув ства ответственности перед обществом, ханжество в морали, мелоч ность, скупость, стяжательство, пошлость во вкусах и манерах. Мировоззрение — система взглядов людей на мир, общество, государст во, на место в них человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции принципы, взгляды, оцен ки, ценности, программы жизнедеятельности. Мораль (лат. moralitas, от лат. mores — общепринятые традиции, не гласные правила) — (1) принятые в обществе и закрепленные в об щественном сознании представления о добре и зле, хорошем и пло хом, правильном и неправильном, а также совокупность норм пове дения, основанных на этих представлениях; (2) предмет изучения философской дисциплины — этики. Мораль как система социальных норм регулирует жизнедеятельность человека во всех без исключения сферах общественной жизни. В процессе внутреннего усвоения чело веком этических норм происходит нравственная деятельность, ре зультатом которой становится нравственный выбор. Мораль и нравственность в русском языке часто воспринимаются как синонимичные. Вместе с тем термин мораль означает сложив шиеся общественные взгляды и традиции, а нравственность обозна чает внутренние принципы, взгляды и оценки человека, которыми он руководствуется. Термин «мораль» иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его определенной части, например: христианская мо раль, мораль политики, мораль государственной службы, мораль биз неса и т.д. Мотив (фр. motif — повод к действию, от лат. movere — приводить в движение, толкать) — (1) внутреннее, личное побуждение к дейст вию, связанное с удовлетворением потребностей человека; (2) мате риальный или идеальный предмет, достижение которого выступает основание поступка. Мотив — это объяснение, ради чего человек де лает то или иное действие, ответ на вопросы: что его побудило? за чем он это сделал? каков его интерес? Мотив реализуется в цели, однако с точки зрения нравственной дея тельности возможно несовпадение цели и мотива. Мужество — (1) этическая добродетель, выражающая нравственную силу при преодолении страха и опасности; (2) моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека в труд ных или экстремальных обстоятельствах, которому присущи сме лость, душевная стойкость, самоотверженность, героизм. Мужество может выражаться как в преодолении физических страданий и боли, 251 так и в проявлении нравственной твердости и выдержки. Мужест венный человек способен в случае необходимости пойти на само пожертвование. Антоним мужества — малодушие. Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Действия превращаются в навыки, как правило, в процессе длительных упражнений (целенаправленных и повторяющихся дей ствий). В отличие от привычки, которая подразумевает обязательную потребность и склонность человека к действию, навыки затрагивают только техническую сторону его деятельности и лежат вместе со зна ниями в основе умений. В моральной деятельности посредством на выков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия. Ненависть — моральное чувство, выражающее негативное и зачастую агрессивное отношение к кому-либо или к чему-либо. В отношениях взаимной вражды между людьми оно по своему содержанию включа ет отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противоположно чувству любви. Вместе с тем у любви и ненависти много общего — они обе означают не безразли чие, а, наоборот, крайнюю заинтересованность в ком-то (чем-то). Поэтому говорят: «От любви до ненависти — один шаг». Чем больше нравственно развит человек, тем меньше у него побуж дений к ненависти. Так, хирург оперирует людей не из ненависти к человечеству, а выполняя свое высокое предназначение — возвра щать людям здоровье. Спецназ делает зачистку местности профес сионально, а не с ненавистью. Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis — внук, племянник) — преиму щества (приоритетный наем на работу, назначение на должность, распределение благ, вручение наград, присвоение званий и.д.), пре доставляемые родственникам, друзьям или фаворитам вне зависимо сти от их профессиональной компетентности и общезначимых дос тоинств. Непотизм как негативное этическое явление на государственной службе зародился в древности. И практически тогда же начался п о иск средств и методов борьбы с ним. Так, древнекитайский фило соф Конфуций (551—479 до н.э.) и его преемники основали целую систему воспитания государственных служащих, когда критерием отбора и карьерного продвижения чиновников стала не принад лежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интел лект, который регулярно подвергался серьезным испытаниям на го сударственных экзаменах. В настоящее время непотизм распространен по всему миру. Рос сийские аналоги непотизма — кумовство, семейственность, мест ничество. Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — (1) мировоззренческий принцип, выражающийся в отрицании общепринятых ценностей, идеалов, мо 252 ральных норм, культуры и т.п.; (2) умонастроение, для которого ха рактерно непризнание любых общественных авторитетов, полное неприятие веры, отсутствие положительных идеалов, отрицание дос тижений прошлого. Норма (от лат. norma — букв, наугольник, переносное значение — об разец, правило) — 1) правило или точное предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения; 2) опреде ленный стандарт, эталон поведения в определенной ситуации. Виды норм — социальные, моральные, правовые, медицинские, техниче ские, грамматические, техники безопасности и иные. Норма моральная (норма морали, моральная норма) — (1) элемент мораль ного сознания, выражающий морально-этическое требования к пове дению должным образом в определенной ситуации; (2) определенный нравственный образец (стандарт) поведения, который отображает ус тоявшиеся правила человеческих отношений в типичных ситуациях. Нормы морали разнообразны по содержанию, источникам, назначе нию, видам деятельности. Обычно моральные нормы складываются исторически, путем много кратного повторения и постоянной актуализации. Подлинно мо ральной норма становится тогда, когда она воспринята и усвоена че ловеком, став его нравственным ориентиром и субъективной необхо димостью: всегда быть честным, добросовестным, порядочным, ис полнительным, вежливым и т.д. Моральные нормы обязательны для исполнения, а их нарушение вы зывает осуждение окружающих и общества. Моральные нормы могут совпадать с правовыми нормами, и в таком случае их несоблюдение влечет юридическую ответственность. Нормативная этика — раздел этики, в котором закрепляются принципы и нормы, устанавливающие критерии оценки нравственного добра и выступающие универсальными стандартами на все случаи. Норма тивная этика затрагивает такие наиболее общие сферы жизнедея тельности людей и сходные явления в мировой общественной жиз ни, как смысл жизни, назначение человека, содержание его нравст венного долга, социальная ответственность политики, государствен ной службы, бизнеса и т.д. Нравственная культура личности — это совокупность воспринятых и усвоенных человеком морально-этических знаний, сформированных убеждений, принципов жизни, моральных качеств, идеалов, ценно стей, норм и правил морального поведения, приобретенных мораль ных навыков и привычек, пережитых нравственных чувств и эмоций, нравственных отношений и взаимоотношений с людьми и обществом. Многогранность содержания нравственной культуры личности обу словливает сложность ее структуры, которая включает: (1) культуру нравственного сознания личности, (2) культуру ее нравственных чувств и переживаний, (3) культуру нравственного поведения и (4) культуру нравственных отношений. 253 Показателем сформированности нравственной культуры личности является нравственная позиция человека, принятия им норм и пра вил, способности поступать нравственно в традиционных или про блемных ситуациях, а также противостоять аморальным явлениям. Нравственная позиция — это устойчивое проявление нравственности. Основой нравственной позиции является мировоззрение, которое помогает человеку отличать нравственное от безнравственного, про являть морально-этическую позицию в любой деловой, служебной или житейской ситуации. Нравственные отношения — это общественные отношения, в которых происходит нравственная деятельность, то есть реализация мораль ных ценностей и явлений. Нравственные отношения могут возни кать между людьми (друг с другом), между человеком и обществом, между человеком (обществом) и природой (государством, сферой деятельности, различными социальными явлениями и т.д.). Нравст венные отношения существуют и проявляются в виде совокупности определенных морально-этических зависимостей и связей. Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»), выра жающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, опре деляющее «рамки» достойного поведения, Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), под держиваемые в обществе посредством моральных отношений. П оня тие нравов близко к понятию норм поведения. Но в отличие от по следних оно характеризует содержание поведения (как именно при нято поступать), присущего данному обществу. Им обычно пользу ются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей. Общение — процесс взаимодействия, установления прямого, непосред ственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контак тируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на уважении достоинства других, соблюдении вырабо танных человечеством простых норм нравственности. Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общест венной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она ста новится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и под держивается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Ответственность — (1) умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно вы полнять обязанности; (2) категория этики, характеризующая лич ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, 254 предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершен ствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполне нии, — это вопрос о личной ответственности. Отклоняющееся поведение (девиантное поведение — от лат. deviatio — отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в нега тивных отступлениях от морально-этических норм и образцов по ведения. Отношения моральные — общественные отношения, выражающих сово купность зависимостей и связей, которые возникают у людей в про цессе их нравственной деятельности. Патриотизм (от греч. patris — родина, patriytes — соотечественник) — (1) нравственное качество личности, означающее отношение человека к своей Родине, что проявляется в уважении к историческому про шлому родной страны и традициям народа, населяющего территорию России; гордости за ее политические, социально-экономические, на учные и культурные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем россиян; (2) любовь к своему Отечеству, сочетающаяся с уважительным отношением к другим странам и другим народам. Правовая идеология — совокупность понятий, представлений, принци пов, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности. Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, привычек, уста новок и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражаю щая действительность в форме юридических знаний, правовых уста новок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение че ловека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отно шение к праву. Поведение — совокупность поступков человека, имеющих нравствен ное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть под вергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они на меренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям). В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания. Полезность — одна из форм проявления общественного значения пред метов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для 255 достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие «полезность» характеризует поступок с точки зрения его последст вий, реально достигнутого результата. Правовая ориентация — это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельно сти в юридически значимых ситуациях. Презумпция невиновности (от лат. praesumptio — предположение) — принцип, в соответствии с которым подозреваемый считается неви новным до тех пор, пока его вина не доказана судом в установлен ном законом порядке. Уголовное законодательство РФ содержит статью |