Главная страница
Навигация по странице:

  • (1 час) План лекции

  • 2023 годы Разработчик /

  • _______________________ Ф.И.О. подпись) _______________________ 20____г.

  • Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое. ……………………………………; … 3.9. …………………………………… . Разработчик

  • Учебнометодический комплекс дисциплины модуль inre 22029 Внешняя политика код и наименование модуля по дисциплине


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины модуль inre 22029 Внешняя политика код и наименование модуля по дисциплине
    Дата08.03.2022
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdownloadPdfUmkd.pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #386400
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое
    ОДКБ. Необходимо принять и документально закрепить единую стратегию действий и реакции Организации на международные и внутригосударственные конфликты. В частности, ОДКБ практически не приняла участия в решении проблем входе грузино- осетинского и украинского конфликтов. Наконец, слабо продвигается продвижение позитивного имиджа ОДКБ на международной арене. Кроме конструктивной позиции в других структурных объединениях, Казахстан активно поддерживает меры, принимаемые Антитеррористической коалицией. РК проводит работу по усилению взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных превентивных мер. В июне г. в г. Атырау проведено полномасштабное учение «Дабыл» по пресечению актов воздушного терроризма, а в августе прошли совместные казахстанско-американские учения «Баланс-Барс» в Капшагае. Совместно с российскими военными казахстанские силы участвовали в широкомасштабных военных учениях на Каспии Море мира в Мангыстауской области. Для упреждения внешних угроз на раннем этапе большое значение имеет участие Казахстана в деятельности Интерпола, членом которого наша страна стала 4 ноября г. Сегодня одним из приоритетных направлений Национального бюро Интерпола в борьбе с терроризмом является упреждение проявлений терроризма на территории государства. В этом контексте особое внимание уделяется тесному сотрудничеству со спецслужбами государств, входящими в систему Интерпола. Активно сотрудничают КНБ Казахстана со спецслужбами США, ФРГ, Франции и Великобритании в области противодействия международным террористическим организациям. К настоящему времени налажено сотрудничество со спецслужбами 40 стран. Благодаря развитию международного сотрудничества сформирован механизм подготовки и переподготовки специалистов, задействованных в антитеррористической деятельности. Организовано обучение 5-ти потоков работников КНБ и государственных органов на курсах по борьбе с терроризмом в
    Беларуси, России, Украине, Китае и Европейском центре безопасности им. Маршала ФРГ. Как отмечается в Военной доктрине Республики Казахстан, сохраняется опасность распространения технологий производства ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, расширяется сфера действий международного терроризма и религиозного экстремизма. Характер угроз военной безопасности претерпел значительные изменения. Конструктивным в плане взаимодействия с акторами международного сообщества в противодействии новым источникам угроз безопасности является участие Республики Казахстан в реализации контртеррористических мероприятий в рамках Индивидуального плана действий партнерства с НАТО. Углубляется сотрудничество с Советом Евро-Атлантического партнерства. С участием Казахстана заключено 34 международных договоров, в том числе 7 многосторонних, со странами СНГ, Европы, Балтии, США, Индией и др. по консолидации усилий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В РК функционирует Правительственная Комиссия по вопросам организации противодействия наркомании и наркобизнесу с целью улучшения межведомственной координации, совершенствования нормативной базы, а также активизации международного сотрудничества в данной сфере. Активными методами борьбы Республики Казахстан с новейшими угрозами безопасности является участие в глобальных и региональных интеграционных процессах, углубление стратегического сотрудничества с признанными центрами мировой политики в целях поддержания и упрочения глобальной стабильности и национальной безопасности на основе концептуальных конвенций и законодательных актов. В этом контексте следует подчеркнуть важность инициатив Республики Казахстан, озвученные НА. Назарбаевым входе Саммита по борьбе с насильственным экстремизмом
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое в Нью-Йорке в сентябре го необходимости устранения изначальных причин насильственного экстремизма, а не только борьбы сего последствиями. Принципиально важно предложение о создании универсальных и обязательных для всех государств норм и правил действий против террористов и экстремистов. Новые вызовы и угрозы, среди которых наибольшую опасность представляет смычка терроризма с оружием массового уничтожения, а также материалами, которые можно использовать для его производства, требуют поиска новых подходов к обеспечению безопасности. Таким образом, в долгосрочной перспективе необходима выработка концепций безопасности, которые надежно защищали бы все страны, включая ядерные, от новых вызовов и угроз. Лекция 15. Цивилизационный фактор во внешней политике Республики Казахстан
    (1 час)
    План лекции
    1. Международные инициативы Республики Казахстан в сфере межрелигиозного согласия.
    2. Роль Республики Казахстан в противодействии религиозному экстремизму.
    3. ТЮРКСОЙ и ОИС: роль и место в цивилизационном диалоге. Ключевые слова цивилизационный диалог, культурное наследие, межрелигиозное согласие, ТЮРКСОЙ, безопасность, духовное наследие Краткое содержание лекции. Почти тридцать лет после распада Советского Союза крупнейший историко-культурный регион, издавна связывавший Европу с Западной и Восточной Азией, в качестве своей самоидентификации избрал для своего географического адреса кальку с англоязычного понятия «Central Asia». Во многом это было связано стем, что новые независимые государства Центральной Азии тем самым рази навсегда решили предать забвению наследие советской эпохи, когда единое цивилизационное, этнокультурное, геополитическое целое, именовалось – Средняя Азия и Казахстан. Несмотря на то, что известная американская исследовательница Марта Брилл Олкотт в своей брошюре «Revisiting the Twelve Myths of Central Asia» (Пересматривая двенадцать мифов о Центральной Азии) приходит к выводу, что единое цивилизационное целое Центральной Азии представляет собой миф, автор в свою очередь предлагает рассматривать этот регион именно под этим углом зрения, анализируя положение дел в настоящем и будущем. В эпоху глобализации развитие центральноазиатского социума характеризуется многократным усложнением его региональной структуры и расширением этнокультурных связей, а также возрастающей зависимостью от действий внешних факторов. В отличие от глобализации, регионализация – это внутренняя интеграция в целях сохранения самостоятельности национальных рынков, этнокультурного своеобразия и т.д., где регион –
    культурно-цивилизационное понятие. В ХХI веке региональная интеграция становится отличительной чертой мирового развития. В культурно-цивилизационном отношении заслуживающим внимания представляется идея создания Союза Центральноазиатских Государств (СЦАГ). Эта идея, выдвинутая НА. Назарбаевым еще в феврале 2005 года, является, по сути, возрождением идеи туркестанского федерализма. Ее яркими представителями были такие лидеры национального движения народов региона как М. Шокай, М. Бехбуди, Т. Рыскулов, А.
    Фитрат, С. Ходжанов и др. Несмотря на то, что данная инициатива не нашла поддержки у Узбекистана (в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, можно предположить, что роль региональных экономических связей в дальнейшем будет только усиливаться.
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое
    С одной стороны, успех экономического регионализма должен укрепить сознание принадлежности к одной цивилизации. Ас другой – экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится, как отмечал С. Хантингтон, в общности цивилизации. Глобализация вызывает определенные риски для государств Центральной Азии. Однако, не все негативные тенденции в экономике, обществе и государстве следует относить за счет процессов глобализации. Верна и обратная ситуация – не все успехи связаны только с интеграционными процессами. Глобализация является только инструментом, конечно, несколько тяжеловесным, но довольно эффективным в плане развития. К сожалению, страны региона лишь частично относятся к индустриальным обществам, для которых характерен вторичный сектор экономики промышленность, занимающаяся переработкой сырьевых ресурсов и изготовлением различных товаров. При этом современная Центральная Азия – это один из самых обеспеченных в мире энергоресурсами регион. Глобализация ставит перед государствами региона, ориентированными на иные, нежели западные, ценностные основания, задачу вписаться в современные глобальные процессы, сохраняя при этом свои специфические традиционные ценностные ориентиры, где духовная культура, как совокупность разума и чувства, знаний и этики, является универсальной движущей силой человеческого развития. Уровень развития духовной культуры в решающей степени влияет на уровень культуры производства, культуры потребления, физической, медицинской и экологической культуры, культуры быта, культуры межличностных и международных отношений. Культурный потенциал общества определяет способность государств обеспечить динамичное и безопасное развитие своих стран в условиях новых вызовов. В современной Центральной Азии развитие культуры в условиях глобализации связано с двумя идеологическими составляющими. Первое это формулируемая и претворяемая в жизнь стой или иной степенью жесткости идея национального возрождения. Претворение этой идеологии национального возрождения и развития дает в центральноазиатском регионе большой разброс вариантов – отложного отрицания западного опыта, как, например, до недавнего времени в Туркмении, до системы свободного поликультурного развития народов в Казахстане с возрождением этнических традиций и продолжением культурного опыта предыдущего социалистического этапа развития. Вторая идеологическая составляющая культурных процессов в Центральной Азии – активно действующая идеология глобализма, проникающая через каналы массовой культуры и формирующая их. Естественно, что ив этой линии развития мы также наблюдаем в регионе разнообразные варианты действия глобальных тенденций и осознания их роли в культуре различных стран. В этих условиях насущной задачей культурно-цивилизационного развития народов региона на современном этапе является сохранение системы ценностей, которую выработали за многие годы их предки, четко ответить на вопрос о будущности своих стран, найти свою национальную идентичность, тем самым вернуть базовые культурно-цивилизационные ориентиры, дать гражданам уверенность в завтрашнем дне. В плане же региональной интеграции это путь к культивированию центральноазиатского единства. Только детализированное и тонкое почитание культурных традиций, идущих из глубины веков, способно утвердить новые формы политического мышления, ориентированного на высокие духовные идеалы, в противовес как отмечал знаменитый испанский философ Хосе Ортегаи Гассет остужающей рациональности .
    Культурно-цивилизационное обновление государств Центральной Азии должно стать приоритетным в его дальнейшем развитии через систему выработки у нее качества
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое жизнеспособности и стремления к совершенствованию. Однако, сегодня с сожалением приходится констатировать, что уровень жизни и социальная защищенность, показатели здоровья, уровень образования и культурного развития населения, состояние преступности и охраны окружающей среды в Центральной Азии в числе худших в мире. При этом следует подчеркнуть, что в условиях глобальной трансформации всех сторон жизнедеятельности центральноазиатского социума, интеграция нив коем случае не имеет целью нивелирование национальной идентичности (язык, культура, обычаи и нравы. Данный феномен затрагивает и такие области государственного суверенитета, как оборона, внешняя политика, безопасность, коммуникации, транспорт, экономика. Идентичность может содержаться в истории, традициях, языке, литературе, музыке и фольклоре. Именно на этой основе строится идентичность европейских стран. Чувство сопринадлежности, формирующееся под влиянием культуры, является важным фактором интеграционного процесса. Идентичность включает в себя такие факторы как национальное самосознание, общие интересы и ценности, исторический опыт, религиозный фактор. Только лишь объединившись экономически, технологически и духовно в самодостаточный суперэтносцивилизацию, можно адекватно реагировать на вызовы глобализации и проводить политику в своих интересах (Н. Амрекулов). В этом аспекте особо хотелось бы выделить мнение великого писателя Ч. Айтматова, который водном из своих последних интервью подчеркнул, что историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций, обычаев дает нам неисчислимые возможности для того, чтобы быть вместе и сообща строить новый мир, единое цивилизационное сообщество . Идея центральноазиатской интеграции на современном этапе пока не реализуется в полной мере. Как правильно отмечает казахстанский исследователь С. Кушкумбаев, в условиях независимости страны постсоветской ЦА в настоящее время ив перспективе будут проходить испытания, при которых основным узловым аспектом для самих государств региона и внешних игроков станет апелляция к национальным интересам. Любой интеграционный процесс может натолкнуться на дилемму, возникающую между экономикой и геополитикой если первая стремится к интеграции национальных экономических стратегий, то вторая начинает деформировать интеграционные процессы, поднимая из глубин памяти те или иные притязания (этнонациональные, территориальные и другие, которые не вписываются в нормы и понятия стабильного и поступательного историко-экономического процесса. Результатом подобного столкновения геополитических условий развития неизменно становится истощение политических ресурсов и возникновение ряда конфликтных зон. Существующие барьеры отчасти связаны со сложными процессами культурно- цивилизационного самоопределения государств региона. Это часто проявляется в противопоставлении социотворческих преимуществ номадической и оседлой культур, подпитывающей в определенной мере чувство недоброжелательности, ведет к усилению тенденции взаимного отчуждения. Несмотря на политические границы, народы региона живут водном культурно- цивилизационном пространстве, имеют общие традиции, культуру, религию и историю. Естественно, разделить историческое, культурное и цивилизационное наследие региона невозможно. Это достояние принадлежит всему населению нашего общего культурно- цивилизационого пространства. Понимание этого направляет нас к новым идеям в отношении региональной интеграции для того, чтобы расширить наши представления относительно ее возможностей.
    Многовекторность внешней политики РК обусловлена двумя факторами – геополитическими цивилизационным.
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое
    В конце июня 2015 года в Астане прошла Региональная конференция стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму. В настоящее время в Казахстане в мире и согласии проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп. Казахстанский опыт в сфере межконфессионального согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений от традиционных религиозных объединений (ислам и христианство) до новых, ранее не представленных в стране, вероучений. Несмотря на многообразие различных взглядов, традиций и культур, Казахстан остается государством, где нет конфликтов на религиозной почве. Основными принципами государственной политики в сфере религиозной деятельности Республики Казахстан являются
    1. Неукоснительное соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан, гарантирующих защиту свободы совести и вероисповедания граждан, всеми государственными органами и гражданами. Выполнение статей Конституции, запрещающих любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому, расовому, социальному и половому признакам. Выполнение обязательств Казахстана, подписавшего важнейшие международные соглашения и договоры в области прав человека, в том числе фундаментальные пакты ООН в этой сфере.
    2. Реализация положений, утверждающих Казахстан светскими правовым государством, создание равных и благоприятных условий для реализации конфессиями всех своих прав и функций.
    3. Активное участие институтов гражданского общества – неправительственных организаций, Ассамблеи народа Казахстана, а также средств массовой информации в реализации государственной политики в сфере религии.
    4. Мирное и уважительное сосуществование конфессий, противодействие распространению экстремизма. Так, в рамках
    Закона
    Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы. Государство обеспечивает реализацию мер по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях. Созданы необходимые условия для обеспечения деятельности официально зарегистрированных на
    1 апреля 2020 года 3816 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Из них 2680 – ислам, 342 – православие, 86 – католицизм,
    595 – протестантизм, 60 – Свидетели Иеговы, 24 – Новоапостольская церковь, 11 – Общество сознания Кришны, 7 – иудаизм, 6 – Бахаи, 2 – буддизм, 2 – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны, 1 – муниты. Всего по стране функционируют 3585 культовых сооружений, из которых 2678 мечетей,
    301 православный храм и 108 католических церквей, 406 протестантских молитвенных домов, 57 молитвенных домов Свидетелей Иеговы, 24 молитвенного дома Новоапостольской церкви, 6 синагог, 2 молитвенного дома Бахаи, 2 молитвенного дома Общества сознания Кришны, 1 буддийский храм. Официально зарегистрирован 581 миссионер, из них 438 – иностранные граждане и 143 – граждане Казахстана.
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое
    Все зарегистрированные субъекты религиозных отношений осуществляют свою деятельность согласно законодательству Республики Казахстан, служат делу мира и согласия, развитию общества, укреплению государства. В стране действуют 13 духовных учебных заведений. Общее количество учащихся составляет 3381 человек. Из них 11 – исламского направления (университет "Нур-Мубарак",
    5 медресе-колледжей, 4 медресе, Исламский институт повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман Казахстана 2 – христианской направленности
    (Алматинская Православная духовная семинария и Межъепархиальная высшая духовная семинария "Мария-Матерь Церкви" в г. Караганде. Источник Об утверждении Комплексного плана по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 953 Комплексный по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 −

    2023 годы Разработчик /
    Какенова ГМ, дин, профессор подпись) (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) Рассмотрено на заседании кафедры протокол №__ от «___» _________ 202__ г. Заведующий кафедрой ___________ ____________________________________________ подпись) (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) Одобрено на заседании Учебно-методической комиссии факультета протокол №__ от
    «___» _________ г. Председатель УМК факультета ___________ ____________________________________ подпись) (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) Согласовано Заведующий кафедрой ___________ _______________________________________* подпись) (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое Содержание УМКД согласовывается с выпускающей кафедрой Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Декан _____________________ факультета
    _______________________
    Ф.И.О. подпись)
    _______________________
    20____г.
    МП ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ в учебно-методическом комплексе по дисциплине название дисциплины) по специальности______________________________________
    на 20__/20__ учебный год
    1. В ____________________ вносятся следующие изменения элемент УМКД)
    1.1. .…………………………………..;
    1.2. ……………………………………;

    1.9. …………………………………… .
    2. В ____________________ вносятся следующие изменения элемент УМКД)
    2.1. .…………………………………..;
    2.2. ……………………………………;

    2.9. …………………………………… .
    3. В ____________________ вносятся следующие изменения элемент УМКД)
    3.1. .…………………………………..;
    Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
    Учебно-методический комплекс дисциплины Издание седьмое ФЕНУ Учебно-методический комплекс дисциплины. Издание седьмое. ……………………………………;

    3.9. …………………………………… . Разработчик

    ___________ ____________________________ подпись) (Ф.И.О.) Рассмотрено на заседании кафедры протокол № ____ от «______» __________20__ г. Заведующий кафедрой ___________ _______________________________________* подпись) (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта