Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Гимнастическая терминология. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии

  • 1.4. Правила сокращения описания упражнений. Формы записи

  • 2. ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Возрастная периодизация детей

  • Учебнометодическое пособие Белгород 2020 удк 37. 016 796. 412(07) ббк 74. 267. 5 А 61 Рецензенты


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Белгород 2020 удк 37. 016 796. 412(07) ббк 74. 267. 5 А 61 Рецензенты
    Дата24.03.2022
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаposobie-po-gimnastike-.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #412825
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1.2. Средства гимнастики
    Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие основные группы.
    1. Строевые упражнения – совместные действия в строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, навыков коллективных действий, правильной осанки занимающихся, а также воспитанию чувства ритма и темпа. Строевые упражнения используются, с одной стороны, как приемы целесообразной организации занятий физическими упражнениями (особенно при коллективных формах занятий), с другой – как своеобразные двигательные действия, формирующие и развивающие организм человека, воспитывающие умения и навыки организованного поведения.

    23
    2. Общеразвивающие упражнения – упражнения, выполняемые преимущественно в отдельных суставных звеньях, т. е. применяемые для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма и воспитания правильной осанки. Они оказывают избирательное воздействие на отдельные группы мышц, части тела и весь двигательный аппарат в целом, облегчает процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладеть теми многообразными элементарными исходными двигательными умениями и навыками, которые он в дальнейшем совершенствовании своих двигательных способностей может использовать для построения целых двигательных действий любой сложности.
    3. Вольные упражнения – сочетание различных движений частями тела, а также акробатических и хореографических упражнений. Они оформляются путем постепенного усложнения их сочетаний, продолжительности в виде поточных композиций в соответствии с установленными требованиями. Их основная цель – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Они являются эффективным средством формирования школы движений. Выполняются без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в учебных целях, в художественной гимнастике и массовых гимнастических выступлений).
    Комплексный характер вольных упражнений позволяет также использовать их с целью значительного повышения функциональных возможностей организма человека, т. е. его работоспособности – тренированности, особенно при многократном повторении их.
    4. Прикладные упражнения – ходьба, бег, метание, лазание, перелазания, равновесия, преодоление препятствий и др. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке.
    5. Прыжки (не опорные и опорные) применяются для развития прыгучести, а также силы ног, рук, быстроты и точности движений, ловкости

    24 и решительности. Они оказывают также общее воздействие на организм занимающихся, способствуя улучшению функционального состояния его.
    При выполнении прыжков типичен «взрывной» характер работы мышц.
    6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекладине, бревне) – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное назначение их – это совершенствование умений владеть телом и движениями. Кроме того, они могут применяться и для физической подготовки занимающихся.
    7. Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая и статистические положения. Они широко применяются на занятиях с различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, а также для тренировки вестибулярного аппарата.
    8. Упражнения художественной гимнастики представляют собой поточные и слитные комбинации различных по форме движений танцевального характера с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов. Они выполняются с музыкальным сопровождением и служат средством физического совершенствования и воспитания пластичности непринужденности и выразительности. Эти упражнения применяются на занятиях с женскими контингентами.
    Основные средства гимнастики с учетом их преимущественного воздействия в целях физического развития человека целесообразно объединить таким образом: а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, игры и эстафеты); б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, не опорные прыжки);

    25 в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики).
    Такое деление всех основных средств гимнастики облегчает подбор определенных упражнений для того или иного вида гимнастики и решения различных педагогических задач.
    Наряду с упражнениями на занятиях гимнастикой широко применяются разнообразные подвижные игры с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, повышения эмоционального состояния занимающихся и интересах процессу занятий. При проведении эстафет преследуют ту же цель, что и в играх, однако в них в большей мере выражен элемент состязания.
    1.3. Гимнастическая терминология.
    Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии
    1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой.
    Нарушение норм языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.
    2. Точность.Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, это способствует более быстрому овладению им.

    26
    3. Краткость.Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.
    Способы образования терминов и правила их применения.
    Наиболее распространенный способ образования терминов придание нового терминологического значения существующим словам
    (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др.
    Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).
    В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.
    Термины обозначающие статистические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положение тела
    (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.
    Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике зависят от того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.
    Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь, переворот, в художественной гимнастике от положения тела и ноги: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.
    Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так при проведении производственной гимнастики утренней гигиенической гимнастики используют лишь основные термины общеразвивающих упражнении, дополняя их словами разговорного литературного языка.

    27
    Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.
    Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специализированным языком.
    Все термины целесообразно разделить на следующие группы:
    1. Общие термины – для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например, строевые упражнения, вольные и др.
    2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.
    3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры ц т. п. Например, разгибом, дугой, переворотом и др. Названые упражнения состоит из основного термина, выражающего его суть, н дополнительного термина, уточняющего движение, его последовательность. В случае необходимости, применяются поясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения
    (например: движение рукой делать резко, расслабленно, мягко ит. д.).
    1.4. Правила сокращения описания упражнений. Формы записи
    В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например:
    - опускаются слова: «спереди», «вперед» – при указании направления если выполняется кратчайшим единственно возможным путем (например, дугами вперед);
    - указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует естественному стилю;
    - «туловище» – при наклонах;
    - «нога» – при перемахах, выставление ее на носок;

    28
    - «поднять», «опустить» – при движении руками, ногами; «продольно»,
    «поперек» – в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
    - «хват сверху» – как наиболее распространенный;
    - «перемах внутрь» или (положение внутри);
    - «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;
    - «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях, подъем махом вперед – махом назад соскок;
    - «ладони внутрь» – в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;
    - «ладони книзу» – в положении руки в стороны или влево (вправо);
    - «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
    Исходное положение (и. п.) указывается только вначале упражнения.
    Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
    Формы записи упражнений
    1. Обобщенная запись.Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения. Например, одноименные и разноименные перемахи из упора сзади на коне.
    2. Конкретная терминологическая записьпредусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.
    3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов и технологических карт, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. – движение, эл. – элемент, соед. – соединение, об. – обозначить, д. – держать, в/ж – верхняя жердь, упр. – упражнение,

    29 и. п. – исходное положение, а также гимн. – гимнастика, акроб. – акробатика и др.
    4. Графическая запись(изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная и контурная. Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее неизменной и повседневной в практической работе по гимнастике.
    5. Сочетание текстовой и графической записиэто наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.
    Помимо указанных форм в настоящее время все шире применяются киносъемки упражнений (из классификационных программ. контрольные съемки и др.). С ее помощью удобнее передавать все оттенки движений, применяемых в современной гимнастике.
    Действующая гимнастическая терминология все время обогащается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии, к жаргону.
    Правила записи гимнастических упражнений
    1. Запись ОРУ:
    - Исходное положение (и. п.) из которого начинается движение.
    - Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и т. д.).
    - Направление (вправо, назад).
    Пример. И.п. – ст. н. вр.
    На 1 – правая назад, руки вверх.
    На 2 – и.п.
    На 3-4 – тоже левой.
    2. Вольные упражнения записываются в такой последовательности: название упражнения, исходное положение, содержание упражнения с определением счета (восьмерка, объединяя их римскими цифрами).

    30
    Пример. Исходное положение основная стойка.
    1 (восьмерка)
    1. – правую ногу вперед, руки в стороны, 2-3-два-три шага, вальсет;
    2. – переворот вперед;
    3 – падение вперед, согнув ноги;
    4 – разогнув руки, упор присев на правой, левую в сторону;
    5 – круг правой;
    6 – изменить положение ног.
    Запись упражнений на гимнастических снарядах
    Сначала указывают название снаряда (перекладина, конь, бревно и т. д.), затем записываются предварительные движения или положения (с разбега, наскока, из виса, упора, размахивания) н название упражнения
    (стойка на руках, переворот в стойку, оборот, подъем, спад и т. д.).
    После этого записывают способ и направление исполнения упражнения
    (силой, махом, разгибом, оборотом, налево, направо, назад и т. д.) и конечное положение упражнения или соскока со снаряда.
    Пример:
    Кольца: из глубокого хвата – подъем силой 2,5 угол держать – 1,0 балл опускание вперед – 0,5 балла выкрут вперед – 1.5 балла соскок дугой – 2,0 балла

    31
    2. ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
    С ДЕТЬМИ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
    2.1. Возрастная периодизация детей
    Периодизация основывается на выделении характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств – возрастных особенностей. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит также социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.
    Полная периодизация развития охватывает всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями (рис. 1).
    Рис. 1. Возрастная периодизация
    Возрастная периодизация детей
    Младенческий возраст (от рождения до года)
    Раннее детство
    (от 1 до 3 лет)
    Дошкольный возраст (от 3 до
    7 лет)
    Школьный возраст (от 7 до 17 лет)
    Младший дошкольный возраст (3-4 года)
    Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
    Средний дошкольный возраст (5-6 лет)
    Младший школьный возраст
    (7-10 лет)
    Средний школьный возраст
    (11-15 лет)
    Старший школьный возраст (15-17 лет)

    32
    Великий педагог Я.А. Коменский настаивал на строгом учете в учебно- воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский.
    Методические особенности гимнастики.
    Гимнастике присущ метод строгого регламентирования упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность. К методическим особенностям гимнастики относятся:
    1. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека. Следовательно, с помощью гимнастики можно наиболее успешно решать задачи общего физического развития и разносторонне совершенствовать двигательные способности человека.
    2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфологических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости). Одновременно оказывается воздействие на координационные/ механизмы нервной системы, повышается ее пластичность, фор0мируются основы спортивной техники.
    3.
    Избирательное воздействие на организм.
    Подбором соответствующих упражнений, нужных исходных положений и точностью способов исполнения предопределяется локальное воздействие на ту или иную группу мышц, что способствует развитию необходимого двигательного качества и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

    33 4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, изменения исходных положений или варьирования последовательности выполнения упражнений, применения отягощений и амортизационных устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся.
    5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различных целях.
    По мере овладения тем или иным упражнением обычно переходят к изучению более сложных вариантов его, усложняют это упражнение, соединяя одни элементы с другими, включают в комбинации новые движения и тому подобное. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качественное и количественное выражение, иначе воздействует на организм и вызывает желаемые сдвиги. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществляться путем разнообразного методического оформления их (направленная регламентация, использование игровой или соревновательной формы выполнения).
    Методические особенности гимнастики органически взаимосвязаны.
    При правильном учете их успешнее решаются задачи общей, всесторонней физической подготовки, гармонического развития двигательных способностей занимающихся, а также образовательные и воспитательные задачи.

    34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта