Учебнометодическое пособие Белгород 2020 удк 37. 016 796. 412(07) ббк 74. 267. 5 А 61 Рецензенты
Скачать 2.46 Mb.
|
5.2. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с музыкальным сопровождением Основной формой проведения занятий по физическому воспитанию в школе является урок. Гимнастика включена в школьную программу по физической культуре. Задачи гимнастики решаются посредством многих упражнений (строевых, общеразвивающих и т.д.), в том числе танцевальных упражнений, элементов художественной гимнастики, которые можно выполнять под музыку в различных частях урока. Так, в подготовительной части под музыку выполняются разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие и танцевальные упражнения, прыжки, упражнения ритмической гимнастики. Музыка помогает сосредоточить внимание учеников, устанавливает единый ритм движений, вырабатывает выразительность, четкость, законченность движений, создает бодрое настроение. В основной части урока можно выполнять под музыку следующие упражнения: вольные, упражнения художественной гимнастики, танцевальные ритмические, упражнения на бревне. Кроме того, музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины учащихся. В заключительной части урока ходьба, ритмические упражнения под спокойную, плавную музыку снижают общую нагрузку. Готовясь к проведению урока под музыку, нужно, прежде всего, самому учителю поупражняться в выполнении упражнений под музыку. Важно также предварительно обдумать методические приемы проведения 94 танцевальных упражнений, элементов художественной гимнастики, и упражнений ритмической гимнастики. Вначале занимающиеся учатся выполнять отдельные элементы, а затем – их различные сочетания. Сначала упражнения выполняются без музыкального сопровождения, в медленном темпе, после чего повторяют, но уже в нужном темпе с музыкальным сопровождением. Важно определить место танцевальных упражнений, элементов художественной гимнастики, упражнений ритмической гимнастики в уроке физической культуры. Поскольку они представляют собой разновидности несложных по координации общеразвивающих упражнений, то первоначальное ознакомление следует проводить в начале основной части по разделу гимнастики. В дальнейшем их повторяют в подготовительной или основной частях в зависимости от задач урока. Для проведения уроков физической культуры под музыку необходимо подобрать музыкальный материал, который бы по музыкальному размеру соответствовал выполняемым движениям. Средства музыкального сопровождения применимы различные: музыкальный инструмент, проигрыватель, магнитофон. Урок начинается с ходьбы. Для музыкального сопровождения необходимо подобрать веселую, задорную маршевую музыку, размер 4/4. Темпы исполнения ходьбы зависят от запланированного учителем темпа движений ученика. Медленная ходьба составляет 50-60 шагов в минуту, умеренная – 100 шагов, бодрая строевая маршировка – 150 шагов в минуту. При выполнении бега используется стремительная, быстрая музыка, музыкальный размер 2/4 и 4/4. Бег умеренной интенсивности исполняется в темпах 160-180 ударов в минуту, а быстрый бег – музыкальным темпом около 200 ударов в минуту. Частые и небольшие прыжки выполняются под музыку типа польки, а затянутые, широкие или высокие типа гавота. Общеразвивающие упражнения выполняют на уроке физической культуры в различном темпе, с разной амплитудой. Поэтому нужно 95 подбирать музыку, соответствующую каждому конкретному упражнению. Быстрые и отрывистые упражнения лучше выполнять под музыку размером 2/4 – это полька, галоп современные ритмы, диско. Плавные, мягкие, широкие движения под музыку размером 3/4 – вальс, блюз и другие. Для выполнения танцевальных шагов и комбинаций подбирается музыка, соответствующая по характеру, темпу и музыкальному размеру конкретному шагу. Элементы современного танца и упражнения ритмической гимнастики лучше проводить под музыку в стиле «диско» и мелодий современных танцев. Игры под музыку. Игры под музыку должны широко использоваться на уроках физической культуры, на занятиях спортивных секций, в детских спортивных школах с группами начальной подготовки, во время праздников и т.д. Эмоциональное содержание музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, ритма, силы звучания используются в играх и создают благоприятные условия для формирования физической культуры играющих. В играх под музыку большое значение имеет согласование движений участников с различным характером звучания музыки – плавным, мягким, отрывистым и т, д. Сравнивая свои достижения со звучанием, играющие заимствуют из музыки разнообразие красок, оттенков и отражают его в движениях. Это способствует обогащению координационных возможностей играющих. Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью своих движений. С помощью одного из важных средств музыкальной выразительности – ритмического рисунка мелодии – воспитывается умение произвольно придавать движениям различную временную протяженность. Даже самая простая мелодия обычно выражена звуками различной длительности. Воспроизведение их шагами, хлопками и другими движениями развивает 96 умение «удлинять» или «укорачивать» продолжительность своих движений в соответствии с ритмом музыки. Музыкальное сопровождение обогащает проведение подвижных игр и делает игровой процесс эмоционально насыщенным. В таких играх, как «У ребят порядок строгий», «Совушка», «Охотники и утки», «Быстро по местам» и др., музыка может служить основой для начала и конца игры, для перехода от одних действий к другим. Например, в игре «Совушка» громкая музыка соответствует словам: «День наступает – все оживает», тихая – словам: «Ночь наступает – все замирает». В игре «Охотники и утки» команда охотников «стреляет» в уток до тех пор, пока играет музыка, после чего команды меняются местами. Здесь используют одну и ту же музыку два раза. Музыкальное сопровождение на уроке только тогда дает положительный результат, когда учитель хорошо к нему подготовиться. В играх под музыку дети действуют в соответствии с правилами игры, которые в значительной мере обусловлены содержанием, формой и характером музыки. В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным движениям. Это, как правило, простейшие элементы народных танцев и их несложные соединения, а также прыжки, движения с предметами, имеющими танцевальный характер. Использование их в подвижных играх помогает развивать координацию и воспитывать ловкость, культуру движений, вместе с тем повышается интерес детей к игре. Важно помнить, что эпизодическое использование игр под музыку не может дать ощутимых результатов. Их педагогическое воздействие может быть полноценным лишь при систематическом проведении. Тогда у детей постепенно вырабатывается умение отличить марш от танца, узнать польку, вальс, запомнить мелодию, разбираться в содержании и характере звучания музыки и согласовывать с ней свои движения. 97 Умелый выбор игр под музыку и знание методики их проведения дает возможность своевременно и правильно поставить и решить те или иные образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к проведению выбранной игры, преподаватель должен познакомиться с музыкой, сопоставить действия и движения играющих с характером звучания музыки. При проведении игр под музыку особое внимание следует уделять свободному и красивому показу танцевальных движений. Выполнение их преподавателем будет являться образцом для играющих. Очень важно при проведении игр умение подать команду согласованно с музыкальным звучанием. В обучении играм под музыку имеются свои особенности. Они вызваны необходимостью выделить время на прослушивание музыки и согласование с ней движений. Обучение начинается с того, что учитель сообщает детям название игры, ее содержание и правила, Затем дети прослушивают музыку и под руководством учителя выясняют каков характер звучания, какие средства музыкальной выразительности в ней особенно ярки, как отдельные моменты игры согласованы с музыкой. После этого руководитель разучивает с детьми движения, встречающиеся в игре. В том случае, когда эти движения более или менее сложны, лучше выделить специальное время на их разучивание. В процессе разучивания двигательных элементов игры учитель должен рассказать детям, при каких нарушениях в технике выполнения движений и их связи с музыкой команда получает штрафное очко или проигрывает. После предварительного изучения движений руководитель проводит пробное судейство: двое – трое играющих выполняют разученное движение, остальные оценивают, т.е. называют ошибки. Дети, лучше других справившиеся с этим заданием, назначаются судьями. В дальнейшем к судейству обязательно следует привлекать и детей имеющих освобождение от занятий. Участие в судействе воспитывает более сознательное отношение 98 к изучению движений, обостряют внимание, способность увязать движения с музыкой. Далее учитель формирует команды, размещает их на площадке и закрепляет судей. Вслед за этим проводится пробная игра, в которой проводящий обычно выполняет роль водящего и фиксирует внимание детей на точном соблюдении условий игры. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся усвоили связь музыки с игровыми действиями можно использовать отдельные музыкальные фразы с тем, чтобы дети показали или сказали, как они должны согласовать с ними движения. В процессе пробной игры учитель указывает участникам на встречающиеся ошибки, объясняет, как их избежать. Вслед за этим проводится игра с учетом результатов. 5.3. Музыкальное оформление физкультурно-оздоровительных и внеклассных мероприятий в школе Важная составная часть физкультурно-оздоровительной работы – гимнастика до занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня. Наряду с этим она способствует воспитанию у школьников привычки к регулярным физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач, к которым относятся: активизация обменных процессов, укрепление мышечной системы, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности учащихся на уроках. Гимнастика до занятий дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику, проводимую дома. Для повышения интереса школьников к гимнастике до учебных занятий ее целесообразно проводить под ритмичную музыку, в современной танцевальной манере, с применением шагов вправо – влево, вперед – назад, с различными положениями ладоней, предплечий, наклонами головы, 99 поворотами туловища, с использованием элементов ритмической гимнастики. При выполнении под музыкальное сопровождение может звучать только музыка, а основные команды и объявления упражнений ведутся по микрофону. Можно подготовить магнитофонную запись к определенному комплексу с записью сопровождающего текста, а организаторы гимнастики в это время поправляют школьников, следят за правильностью выполнения и дисциплиной. Проводя гимнастику до занятий необходимо соблюдать определенные требования: комплексы упражнений под музыку и методические приемы их проведения не должны вызывать у учеников ни сильного возбуждения, ни тем более переутомления. Музыка может звучать до начала гимнастики, способствуя тем организации школьников для занятия, поднятию настроения (например ,мелодии современного детского песенного репертуара ,бодрые спортивные марши, современная эстрадно- оздоровительная музыка).После окончания гимнастики под спокойную, плавную, мелодичную музыку школьники организованно уходят в классы. Удлиненные школьные перемены. Среди разнообразных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимают удлиненные школьные перемены. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительными поддержание статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается активность внимания замедляется и становится поверхностным дыхание. Регулярное проведение физических упражнений на удлиненной перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему воспитанию проходимого материала и продуктивности учебной работы. Эффективными средствами проведения подвижных перемен могут быть упражнения ритмической гимнастики, танцы, упражнения с предметами (мячом, скакалкой), выполняемые под ритмичную музыку. Эти 100 виды деятельности соответствуют интересам большинства учеников и дают возможность регулировать эмоциональное состояние и двигательную нагрузку детей. Ритмичные упражнения, элементы танца, упражнения с предметами должны быть несложными, соответствовать возрастным особенностям и физической подготовке школьников, не утомлять их и излишне не возбуждать. 101 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основными критериями эффективности обучения являются: продолжительность освоения учеником упражнения и качество его исполнения. Подготовленные в данной работе методические знания отвечают этим критериям. Их практическое использование позволит, с одной стороны, сократить сроки освоения гимнастических упражнений, поскольку они предусматривают предварительную всестороннюю – физическую, техническую и психологическую – подготовку учащихся. С другой – повысить технический уровень исполнения разучиваемых упражнений. Постановка узких двигательных задач дает возможность поэтапно решать задачи обучения, постепенно расширяя запас двигательных умений и навыков. Накопленный запас двигательных умений позволяет за относительно короткий промежуток времени освоить основное упражнение и выполнять его технически правильно. При такой организации процесса обучения школьники ощущают постоянное продвижение в учебном материале, повышение своих физических и технических возможностей. 102 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баландин Г.А., Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин. – М.: Советский спорт, 2005. 2. Бальсевич, В. К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В. К. Бальсевич. – М., 1992. – 41 с. 3. Бальсевич, В. К. Новые направления и технологии в развитии физического воспитания и спорта / В. К. Бальсевич // «Человек в мире с j юрта»: Новые идеи, технологии, перспективы : тезисы докл. Международного конгресса. – Т. 1. – М. : Физкультура, образование, паука, 1998. – 209 с. 4. Бальсевич, В. К. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы / общ. ред. С. И. Логинова, В. К. Бальсевич, Л. Н. Прогонюк // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатических зон : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Сургут: СурГУ, 2000. – 172 с. 5. Баршай В.М.: Гимнастика. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с. 7. Бирючков, Б. И. Методика подготовки и проведения урока гим¬настики в школе: учебн. пос. / Б. И. Бирючков. – М., 1998. – 32 с. 8. Брянчина, Е. В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Брянчина. – М., 1997. – 22 с. 9. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки / В.А. Вахромеев. – М.: Музыка, 2009. 10. Гавердовский Ю.К., Лисицкая Т.С. и др. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Программа. Федеральное агентство по физической культуре и спорту: – М.: Советский спорт, 2005. 103 11. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: ФиС, 2007. – 911. 12. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие / Гавердовский Юрий Константинович. – М.: Терра-спорт, 2002. – 508 с. 13. Гимнастика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720 : рек. УМО по специальностям пед. образования / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 6-е изд., стер. – М.: Academia, 2009. – 445 с. 14. Гимнастика : учеб. для ИФК / под общ. ред. А. Т. Брынкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 351 с. 15. Гониянц С.А. Подъем махом вперед из упора на руках на брусьях (обучающая программа). – М.; Белгород: Российская государственная академия физической культуры, 2000. 16. Гониянц С.А. Размахивания в висе (обучающая программа). – М.; Белгород: Российская государственная академия физической культуры, 2000. 17. Васильков, Г. А. КПД урока и его слагаемые / Г. А. Васильков // Физическая культура в школе. – 1988 – № 1. – С. 11-16. 18. Затямина.Т. А. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова. – М.: Изд-во: «Глобус», 2009 – 112с. 19. Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы физических качеств / Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов. – М.: Лептос; 1994. – 359 с. 20. Земсков, Е. А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера – преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России / Е. А. Земсков // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 11. – С. 61-63. 104 21. Земсков, Е. А. Гимнастика: программа общеобразовательной дисциплины «Базовые виды спорта и частные методики обучения» подготовки бакалавра по направлению 52 19 00 – Физическая культура / Е. А. Земсков, С. А. Кувшинникова. – М., 1999. – 35 с. 22. Кузнецов, В. С. Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе : учеб. пособие / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов, Г. А. Колодницкий. – М., 1991. – 101с. 23. Кузнецов В.А. Технология обучения строевым и общеразвивающим упражнениям: Уч.-метод. пособие / В.А. Кузнецов, Д.И. Воронин. – Нижний Новгород: СГУТиКД, 2008. – 34 с. 24. Лях, В. И. Координационные способности школьников / B.И. Лях. - Минск : Полымя, 1989. – 159 с. 25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культ. / Л. П. Матвеев. – М., 1991. – 543 с. 26. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. – М, 1989. – 224 с. 27. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 28. Павлов, С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 1. – С. 12-17. 29. Петров, П. К. Гимнастика в школе / П. К. Петров. – Ижевск : Изд. Удмуртского университета, 1996. – 182 с. 30. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студентов вузов: рек. м-вом образования РФ / Петров Павел Карпович. – М.: ВЛАДОС, 2003. 31. Польщикова О.В. Урок гимнастики в школе : учебно-методическое пособие / О.В. Польщикова, Т.А. Уфимцева, Е.С. Николаева. – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 157 с. 105 32. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е.Г. Попова – М.: Терра-спорт, 2000. – 72 с. 33. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения : методические рекомендации / Е.Г. Попова, Г.В. Грецов. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1998. 34. Сайкина. Е.Г. Требования к подбору музыкального сопровождения фитнесом / Е.Г. Сайкина, А.В. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – №4(38). 35. Смирнова, Ю.В. Музыкальное сопровождение в физической культуре : учеб.-метод. пос. / А.В. Смирнова, Е.Г. Сайкина, Р.М. Кадыров. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 107 с. 36. Терехина Р.Н. Гимнастика / Р.Н. Терехина, Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк. Национальный гос. ун-т физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: 2009. 37. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.В. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с. 38. Хоркина С.В. Кульбиты на шпильках / С.В. Хоркина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 39. Хоркина С.В. Теоретическое изучение техники спортивно- гимнастических упражнений с применением линейно-разветвленного дидактического программирования / С.В. Хоркина, С.А. Гониянц, В.А. Савченко. – М.; Белгород: Российская государственная академия физической культуры, 2001. |