Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
К К ЛАССИФИКАЦИЯ – способ упорядочения, структуризации неко- торого множества объектов, рассечения его на определенные под- множества путем артикуляции, выделения некоторого признака объ- ектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку. К ЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА – специфическое состояние научного ин- теллекта, реализовавшееся как главенствующее умонастроение на масштабном историко-культурным ареале от Галилея до Пуанкаре. К ОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – методологическая кон цепция, абсолюти- зирующая роль конвенций в научном познании (Ле Руа, А. Пуанка- ре, П. Дюгем и др.). К ОНТЕНТ - АНАЛИЗ – метод, основанный на сведении текста источ- ника к ограниченному набору определенных элементов, которые легко подвергнуть количественной обработке. К ОЭВОЛЮЦИЯ – концепция современной философии науки, счи- тающая необходимым осуществить переход от раздельного рассмот- рения эволюции человеческого общества и биосферы к построению 220 общей теории эволюции единой системы «биосфера + человеческое общество». К РИТЕРИИ НАУЧНОСТИ – множество специфических характери- стик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором науч- ного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значений понятий, доказа- тельность утверждений, проверяемость, системность, объективность. К РИТИЦИЗМ – одно из направлений постпозитивистской филосо- фии науки, основоположникам которого является К. Поппер. К УМУЛЯТИВИЗМ – истолкование процесса научного познания как состоящего только в последовательном накоплении все новых и но- вых истин путем совершенствования методов наблюдения и экспе- римента (эмпирический уровень науки) и все более общих научных теорий (теоретический уровень науки). Л Л ОГИКА НАУКИ – совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теории (множество правил вывода и определения). Л ОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии и методо- логии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной фи- лософии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата современной (математической) логики и семантики. М М ЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – наиболее высокий уровень науч- ного знания; множество высказываний, составляющих основания на- учных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного исследования и др.). В силу системного характера научного знания, метатеорстическое знание непосредственно отно- сится в первую очередь к фундаментальным научным теориям (в ма- тематике – к арифметике и геометрии, в физике – к механике, в био- логии – к теории эволюции видов и генетике и т. д.) М ЕТАФИЗИКА – категория философии, имеющая два основных зна- чения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей 221 мировоззрения от идеи развития как всеобщего, необходимого и пер- вичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской философии, а также других философ- ских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериор- ное знание» или «конкретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марк- систы рассматривали как единственную истинную философию и все- общий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации). М ЕТОД – как средство познания – способ воспроизведения в мышле- нии изучаемого предмета. Сознательное применение научно обосно- ванных методов является существенным условием получения новых знаний. М ЕТАФИЛОСОФИЯ НАУКИ – область философии, предметом кото- рой является анализ различных логически возможных и исторически реализованных типов философии науки (классическая философия науки, неклассическая философия науки, постмодернистская фило- софия науки), их когнитивно-ценностной структуры, интерпретативных возможностей и социокультурных оснований, связи с реальной ис- торией науки и ее самосознанием. Метафилософия науки является, с одной стороны, рефлексивным уровнем знания самой науки, а с дру- гой – результатом применения когнитивных ресурсов той или иной общей философской системы. Поэтому ее основными методами яв- ляются рефлексия, конструирование и трансцендентальный (фило- софский) анализ. (См. философия науки, метатеоретическое знание, рефлексия). М ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР – множество внутренне взаимосвя- занных между собой методов научного познания, образующих неко- торую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособ- ленную к когнитивному обслуживанию некоторого специфического типа содержания (реальности). Так, для описания эмпирической реаль- ности используется методологический кластер, состоящий из мето- дов систематического наблюдения, эксперимента, индукции, моде- лирования. Совсем другой методологический кластер используется на теоретическом уровне познания: идеализация, конструирование, дедукция, математическое моделирование, формализация. Внутри 222 конкретного кластера один метод релевантен другому и органически дополняет его для решения общей задачи. М ЕТОДОЛОГИЯ ( ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ) – система принципов и спосо- бов организации и построения теоретической и практической дея- тельности, а также учение об этой системе. М ЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – учение о методах, средствах и процеду- рах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов науч- ного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-науч- ные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоре- тические и мстатеоретическое методы). К числу общенаучных мето- дов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказа- тельство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социаль- но-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инже- нерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основ- ных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, экспе- римент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моде- лирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделиро- вание, логическая организация знания, доказательство, интерпрета- ция и др.); 3) методы метатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). М ЕХАНИЦИЗМ – философская концепция науки, согласно которой: а) фундаментальные законы природы суть однозначные причинно- следственные зависимости; б) фундаментальные законы природы описываются в механике как части физики; в) законы всех областей естествознания (физики, химии, биологии, наук о человеке) в прин- ципе сводимы к сложной комбинации законов механики; г) механика 223 является парадигмой, образцом построения научных теорий для всех остальных областей естествознания) механика – необходимая осно- ва, фундамент научной и философской картин мира. Имела широкое распространение среди ученых классического и неклассического естествознания. М ИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей ми- ровоззрения является именно отношение человека к миру (природе, обществу, другим людям, к самому себе). В процессе своего историче- ского развития человечество выработало (сконструировало) различные формы мировоззрения: обыденное познание, мифологию, религию, философию, искусство, науку и др. Только обыденное мировоззре- ние является стихийным и не профессиональным. Все остальные формы мировоззрения являются рефлексивными и профессионально специализированными: имеют свой язык, свои средства и методы репрезентации и решения мировоззренческих проблем, свои профес- сиональные сообщества. М НОГОЗНАЧНОСТЬ – наличие нескольких значений или смыслов у одного и того же термина или высказывания (полисемия). М ОДЕЛИРОВАНИЕ – метод исследования объектов познания на их моделях, воспроизводящих или отражающих эти объекты; в основе метода лежит теория подобия. Н Н АБЛЮДЕНИЕ – целенаправленный сбор эмпирической информа- ции о предмете познания, основанный на когнитивном и практиче- ском интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. Н АТУРАЛИЗМ (от лат. natura – природа) – в общем случае – фило- софская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и глав- ным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизненных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существова- нии каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностей, недоступных обычному научному познанию. Н АТУРФИЛОСОФИЯ – философское учение о природе, о ее наибо- лее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа форми- рования научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естественных науках. 224 Н АУКА – специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование в практике но- вого научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным кри- териям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпири- ческой и теоретической обоснованности, логической доказательно- сти, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощ- ной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в своей основе инновационным. Н АУКИ О ДУХЕ – комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в чело- веческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Исти- на, Добро, Красота, Любовь, Справедливость и др.) – обеспечение устойчивого, положительного, высокоадаптивного существования и развития всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важнейшее место принад- лежит теории ценностей, истории и теории культуры, общей истории, истории религии, истории философии, истории искусства, политиче- ской и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. Н АУКИ О КУЛЬТУРЕ – множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от харак- тера продукта (результата) человеческой деятельности культуру раз- личают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности – на производственную, социальную, информацион- ную и др., в зависимости от характера процесса – на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимо- сти от целей – высокую и низкую и т. д. Н АУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ – комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моде- лирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, пси- хология, педагогика, языкознание, археология и др.). 225 Н АУЧНАЯ ГИПОТЕЗА – непротиворечивое эмпирическое или тео- ретическое утверждение, решение об истинности которого научным сообществом еще не принято. Н АУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид когнитивной ак- тивности, предметом которой является множество любых возмож- ных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство научного знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпириче- ского и теоретического исследования. Н АУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА – базовая форма организации профессио- нальной науки, объединяющая на предметно-содержательном основа- нии области научного знания сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроиз- водства соответствующей отрасли науки как профессии. Представле- ние о научной дисциплине используется как максимальная аналитиче- ская единица исследования науки в работах по социологии науки, науковедению, истории, философии, экономике науки и научно-тех- нического прогресса. Н АУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема метанаучного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными осно- ваниями). Представляет собой множество фундаментальных онтоло- гических утверждений науки определенного периода. Н АУЧНАЯ КРИТИКА – имманентная ценность науки, необходимое условие и важнейший метод се совершенствования и развития, одна из обязанностей любого ученого по отношению к любому фрагменту научного знания, в том числе к своим собственным концептуальным построениям и взглядам. Н АУЧНАЯ ПРАКТИКА – область материальной деятельности в науке, тесно связанная с познавательной деятельностью. Прежде всего, это экспериментальная деятельность, искусство создания таких условий протекания материальных процессов, при которых объект исследо- вания, его свойства и отношения могли бы многократно воспроизво- диться, контролироваться и измеряться. Н АУЧНАЯ ПРОБЛЕМА – существенный вопрос относительно кон- кретного предмета научного исследования, его структуры, способов 226 познания, практического использования и преобразования. В каче- стве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поп- пером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) по- ставленной проблемы. Н АУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационально- го мышления, стремлением к максимально достижимой определенно- сти, точности, доказательности, объективной истинности рациональ- ного знания. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения. Н АУЧНАЯ ТЕОРИЯ – логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого мно- жества идеализированных объектов. Н АУЧНАЯ ШКОЛА – коллектив исследователей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличие научного лидера, конструктора новой исследовательской программы; 2) наличие «учеников», после- дователей, приверженцев созданной лидером научно-исследовательской программы (объединенных либо в формальную научную группу, либо в «невидимый» колледж); 3) воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) приверженцев данной программы; 4) эффективность программы, подтвержденная деятельностью ее приверженцев. Н АУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – совокупность логических и методо- логических приемов, используемых в науке для принятия опреде- ленного решения об истинности (или ложности) теории, закона, от- дельного эмпирического высказывания. Н АУЧНОЕ ЗНАНИЕ – знание, получаемое и фиксируемое специфи- ческими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюде- ние, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Н АУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих ос- нований, особенно на их содержание – как материал для обобщения 227 и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей тео- рии бытия). Н АУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ – подведение высказываний о каком-то объекте, его свойствах или отношениях под определенный научный закон, как частных случаев последнего. Н АУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ – приписывание определенного смысла изучаемым наукой объектам, явлениям и процессам. Это «приписы- вание» осуществляется в науке через процедуры идентификации на- блюдаемого явления с уже изученным эмпирическим объектом или процессом (на основе аналогии) или путем его интерпретации (иден- тификации) с определенным объектом некоторой теории. Н АУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – предсказание тенденций развития (эволюции) любого предмета, процесса, системы на основе имею- щейся о них специфической информации и достигнутого уровня науки. Осуществляется двумя способами: 1) на основе экстраполяции их по- ведения в прошлом и настоящем; 2) на основе статистической обра- ботки мнений экспертов по конкретным вопросам и областям знания. Н АУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – часть, аспект сознания, содержанием кото- рого является научное знание и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Н АУЧНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Н АУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО – процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необхо- димым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способно- сти по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наибо- лее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когни- тивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Н АУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА – структурная единица научного знания более общая, чем отдельная научная теория, и менее общая, чем научная дисциплина или область науки. В философии 228 науки фундаментальную роль этой структурной единицы обосновал И. Лакатос. Н АУЧНЫЙ ЗАКОН – форма организации научного знания, состоя- щая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отноше- ниях исследуемой предметной области. Н АУЧНЫЙ КОНТЕКСТ – языковая или социокультурная структура, более широкая, чем любой научный текст, как конечная и замкнутая его единица. Н АУЧНЫЙ МЕТОД – собирательное имя для обозначения совокуп- ности применяемых в науке средств получения, обоснования и при- менения (использования) научного знания. Н АУЧНЫЙ ПРИНЦИП – один из элементов оснований научной тео- рии, выполняющий интегрирующую, синтезирующую и организую- щую функции по отношению ко всему массиву истинных высказы- ваний определенной области науки. В отличие от законов науки, всегда утверждающих нечто о существенных связях между объекта- ми теории, принципы науки, как правило, являются высказываниями не объектного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий. Н ЕЛИНЕЙНАЯ НАУКА – научное направление, исследующее про- цессы в открытых нелинейных сферах. Н ЕОИНДУКТИВИЗМ – форма индуктивистской методологии, разра- батывавшаяся представителями логического позитивизма (Г. Рейхсн- бах, Р. Карнап и др.). Н ЕОНЕКЛАССИЧЕСКАЯ (постнеклассическая) НАУКА – в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания-отобра- жения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков кото- рой мы находимся, функционирует как знание-инструмент, ориен- тированное на утверждение человека в мире. Н ОВИЗНА – одна из основных ценностей и целей научного позна- ния наряду с адекватностью (истинностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как социаль- но организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огромного массива знания, его передача и усвоение новыми поколениями через разветвленную систему образования – безусловно, важное условие и предпосылка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется прежде всего, теми новыми знаниями, 229 тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина. Новое знание быва- ет двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому и 2) как от- рицание старого, как утверждение альтернативных взглядов, противо- речащих прежним устоявшимся в науке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напряжения сил и личного мужества. |