Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВО «М АРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ » Историко-филологический факультет Ю. С. О БИДИНА ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2017 2 УДК ББК Рецензенты: ; Марийский государственный университет Утверждено ученым советом Марийского государственного университета Обидина Ю. С. Философия и методология науки: учебно-методичес- кое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост. Ю. С. Обидина. – Йош- кар-Ола, 2017. – 238 с. ISBN 978-5-94808-- Учебное пособие предназначено для магистров социально-гумани- тарного и естественнонаучного профиля и содержит введение в фи- лософию научного творчества, историю и методологию научного ис- следования, анализ критериев истинности и достоверности, описание эмпирических и теоретических методов, анализ специфики методоло- гических оснований естественных, технических и социогуманитарных наук. Особое внимание обращается на построение новой научной ме- тодологии, основанной на соотношении материального и духовного, рационального и иррационального, реальное и абстрактного, объектив- ного и субъективного. УДК ББК ISBN 978-5-94808-- © Обидина Ю. С., 2017 © ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2017 3 ВВЕДЕНИЕ Целями освоения дисциплины «Философия и методология науки» являются ознакомление с широкой панорамой методологических под- ходов к научному исследованию, а также выработка навыков примене- ния основных методологических знаний в соответствии с требования- ми, предъявляемыми современной наукой. Кроме того, предметом освоения являются общенаучное знание, общенаучные средства и ме- тоды познания как теоретико-методологическая основа современной философии науки. В результате освоения дисциплины студенты должны: – понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки; – место науки в современной картине мира; – формулировать научную гипотезу; – понимать и использовать наиболее употребляемые в современ- ной научной практике методологические подходы. 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Наука в культуре современной цивилизации Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область культуры. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как произ- водительная и социальная сила. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Перспективы цивилизации и развития на- учного знания. Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретиче- ской науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых универси- тетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной пози- ции ученого. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки Средневековья и Возрождения в европей- скую научную традицию. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникнове- ния экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен- ческая роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII–XIX веках: персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. Кризис в физике на ру- беже веков и его роль в развитии науки XX века. Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно-техническая революция и ее влияние на характер раз- вития науки в ХХ веке. Изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия научно-технической революции. 5 Тема 3. Структура научного знания и его основные элементы Научное знание как сложная развивающаяся система. Многооб- разие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Экспери- мент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоре- тической нагруженности факта. Мера автономии в существовании эм- пирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, за- дачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычлене- ния нового мысленного содержания знания, не сводимого к эмпири- ческому знанию. Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Основания науки. Идеалы и нормы исследования и их социокуль- турная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Роль фило- софских идей и принципов в обосновании научного знания. Тема 4. Методология научного исследования Метод и методология. Предмет и структура методологии науки. Классификация методов. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма развития научного знания. Экспери- мент, его виды и функции в научном познании. Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования. Характерные особенности системного метода исследования. Са- моорганизация и эволюция систем. Системный метод и современное научное мировоззрение. Тема 5. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основ- ные представители. Гносеологические основания этой концепции. 6 Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изме- нений в науке: трактовка научных революций в кумулятивизме. Кон- цепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как фи- лософское обоснование концепции Поппера. Концепция развития знания И. Лакатоса. Методологические основания его модели: методо- логия исследовательских программ и ее сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в современной литературе. Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормаль- ные и экстраординарные периоды в развитии науки. Научная револю- ция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе ре- волюционных изменений. Трактовка Куном характера революционных изменений в науке. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда. Методологический принцип пролиферации научных теорий. Концеп- ция «неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. По- лани для смены исследовательских программ в сфере истории и фи- лософии науки. Тема 6. Этика науки и ответственность ученого Нормы научной деятельности и этос науки. Социальная ответствен- ность ученого и объективная логика развития научного знания. Ценно- сти научного знания. Социальная ответственность ученого и социаль- но-политический контекст. Проблема ограничения свободы научных исследований. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI сто- летий. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких техно- логиях. Экологическая этика и ее философские основания. Мораль- ная оценка научно-технического прогресса. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление. Тема 7. Основные черты и тенденции развития современной науки Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль не- линейной динамики и синергетики в развитии современных представ- лений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволю- ционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. 7 Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих уста- новок техногенной цивилизации. Международные конвенции о роли науки в обществе и статусе ученого. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и про- блема диалога культур. Кризис идеала ценностно-нейтрального ис- следования и проблема идеологизированной науки. Роль науки в прео- долении современных глобальных кризисов. Тема 8. ХХI век и интегративные процессы в гуманитарном и естественнонаучном знании Общенаучное знание, общенаучные средства и метода познания как теоретико-методологическая основа процесса интеграции науки. Связь возросшей роли науки в жизни общества с потребностью в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знания, вовлечение в интегративное движение технических и прикладных наук. Развитие науки еще в ХIХ–ХХ вв. показало, что приращение нового знания наиболее интенсивно происходит в месте соприкосновения различных научных дисциплин в результате их взаимодействия. Но лишь во второй половине ХХ и начале ХХI века стало очевидным, что эта тенденция является общей для развития современной науки в целом. Усиление взаимосвязи основных групп современной науки как вы- ражение объективной тенденции в развитии человечества и повышения эффективности как естественнонаучного, так гуманитарного знания. Взаимодействие различных групп наук и проведение междисципли- нарных исследований как решение комплексных задач науки, техни- ки, производства. Демонстрация научной сферы деятельности, наря- ду с приращением новых знаний и внедрением их в производство, расширяющихся возможностей участия в решении важных социально- экономических задач. Укрепление связи между группами наук (в обла- сти социальной информации и управления, в развитии кибернетики и других наук). Опосредованность взаимосвязи гуманитарных и есте- ственных наук техническими науками. Техническое знание как синтезом обществознания и естествознания. Возникновение таких наук, как тех- ническая эстетика, эргономика и других. Интегративные тенденции в познании и дифференциация стилей мышления (экологический, космический, кибернетический, вероятност- ный, социальный, политический, экономический, психологический и т. д.), формирование современного общенаучного стиля мышления. 8 Специфика, стилей мышления естествоиспытателей, гуманитариев и представителей технических наук. Необходимость и достаточность современного уровня в развитии интегративных процессов: возрастание взаимосвязи общественных, ес- тественных и технических наук как основа, на которой формируются и приобретают общенаучный статус понятия и иные компоненты на- учного знания. Учение В. И. Вернадского о ноосфере и его последо- ватели. Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитар- ного образования как условие целостности образовательной среды в «школе будущего». К ОНТЕНТ ЛЕКЦИЙ Лекция 1. Наука в культуре современной цивилизации План 1. Наука как социокультурный феномен и как социальный инсти- тут. Характеристика современного ученого. 2. Историческое развитие институциональных форм научной дея- тельности. 3. Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний. Коммуникация и трансляция как типы научного общения. Историче- ское развитие способов трансляции научных знаний. 4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственно- го регулирования науки. Наука понимается либо как форма деятельности, либо как систе- ма или совокупность дисциплинарных знаний, или же как социаль- ный институт. 1. Наука как социокультурный феномен и как социальный институт. Характеристика современного ученого Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на опре- деленную потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного фено- мена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, гра- ницы того, что называем наукой, расширяются до границ «культу- ры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом. 9 Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы че- ловеческих отношений, все формы деятельности, связанные с про- изводством, обменом, распределением и потреблением вещей, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Возни- кают различные образы науки: наука античности, наука Нового вре- мени, современная наука. Наука вплетается в культурный контекст. Стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем. Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием научных открытий и достиже- ний. Наука является весомой движущей силой социально-историчес- кого прогресса. Степень развития науки говорит об уровне цивили- зованности общества. Назначение классической науки – фиксировать объективные па- раметры природной и социальной реальности. Однако наука, вклю- ченная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические запросы общества. Она предстает как инструмент политики. Наиболее зависимыми от идеологического воздействия оказываются общест- венные (гуманитарные науки), наименее зависимыми – естественные. Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может ос- вободиться от влияния общества, хотя всегда стремится быть анти- идеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируе- мость. Наука исповедует противоположные принципы: она стремит- ся к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достиг- нутом и подвержена фальсификации. Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вынуждена выполнять «социальный заказ». Ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок. Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что она стремится не поступиться своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука – «предприятие коммунитарное» (коллективное). Характерные для современности междисциплинарные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий. 10 Однако она включает в себя и сам процесс творчества, и уникальные особенности мыслительной деятельности творцов науки. Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно класси- фикации А. Тойнби, выделяется 21 тип цивилизации. Более общий подход предлагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей: традиционные и техногенные. Последние возникли в XVI–XVII вв. в связи с появлением в европейском регионе техно- генных обществ. Некоторые традиционные общества были погло- щены техногенными, другие приобрели гибридные черты, эквилиб- рируя между техногенными и традиционными ориентациями. Культурная матрица техногенного развития проходит три ста- дии: предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, весьма понятной из самого названия, становится развитие техники и технологии. Техногенный тип разви- тия – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с ак- тивной трансформацией социальных связей людей. Считается, что тех- ногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма агрессивна и приводит к гибели многих сакраментальных культурных традиций. В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. В техногенном обществе человек понимается как активное деятельностное существо. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техно- генных упражнений, поскольку человеческая деятельность изначаль- но представала в качестве одного компонента биосферы, но не ее доминанты. Наука есть род деятельности, осуществляемый конкретными людь- ми – учеными. Основоположник социологии науки, американский исследователь Мертон при признании ведущей роли ученого-иссле- дователя предлагал различать многообразие его социальных ролей – учителя, администратора, эксперта и прочее. Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые. Последние же по большей части разобщены, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и дока- зательствами, все они пользуются языком, понятным только их кол- легам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие так или иначе было бы совершено независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за теори- ей стоит личность определенного ученого, философа или мыслителя. 11 Характеристика современного уч еного В профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые от- личают ее от других видов интеллектуальной деятельности. Во-первых, ученый – это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами ис- следовательской деятельности. Он активно использует свои знания с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. Во-вто- рых, в своей профессиональной деятельности ученый обязательно должен следовать научно-методологической традиции, благодаря которой он способен получить объективное и достоверное знание. В-третьих, основным мотивом деятельности ученого, как отмечал еще Р. Мертон, является желание получить профессиональное при- знание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад в приумножени суммы знаний. Четвертая особенность: поскольку результаты ученого являются в высшей степени творческими и уни- кальными, то ему присуща широкая гамма психологических пере- живаний – радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, укрепляющих ученого в его профес- сиональном призвании. В отличие от творческих людей, которым тоже свойственна данная черта, в интеллектуальной деятельности ученого присутствует изрядная доля рациональных действий. Пятое, существенное отличие профессии ученого (в частности, в области фундаментальных исследований) состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуаль- ных профессий, не могут быть объектом купли-продажи. |