Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
8. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования, их социокультурная соразмерность Наука, с одной стороны, автономна, но с другой – включена в систе- му культуры. Эти ее качества обусловлены ее основаниями. Выделяют следующие компоненты оснований науки: методологические, идеа- лы и нормы научной деятельности, научные картины мира, философ- ские основания, социокультурные основания. Методологические основания – это система принципов и мето- дов научного исследования, на основе которых осуществляется про- цесс получения научного знания. Наука приобретает качество автономности лишь тогда, когда ее развитие начинает базироваться на собственных методологических 49 основаниях. На ранних стадиях формирования науки в качестве ос- нований выступают философские положения. В Новое время оформ- ляются собственные методологические основания, позволившие нау- ке приобрести самостоятельность как в постановке задач научного исследования, так и в способах их решения. Одним из первых обратил внимание на «руководящие принципы» научной деятельности Р. Декарт. В работе «Рассуждение о методе» он вводит четыре основных принципа научной деятельности: нико- гда не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен; разде- лять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; начинать с предметов простейших и легко познаваемых и восходить постепенно до познания наиболее сложных; делать всюду перечни, наиболее полные, и обзоры, столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Необходимость методологической рефлексии, обоснования и вве- дения методологических правил четко осознавал И. Ньютон. Таким образом, наука развивается на основе методологических положений, принципов, правил, определяющих «технологию» полу- чения научного знания. Идеалы и нормы научной деятельности. Как и всякая деятель- ность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Виды идеалов и норм науки: 1) познавательные установки, которые регулируют процесс вос- произведения объекта в различных формах научного знания; 2) социальные нормативы. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспек- там ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института. Идеалы и нормы исследования образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Определяя общую схему мето- да деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпири- ческих фактов. Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необхо- димость вырабатывать новые регулятивы исследования порождает по- требность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом 50 такой рефлексии над нормативными структурами и идеалами науки выступают методологические принципы, в системе которых описы- ваются идеалы и нормы исследования. Научная картина мира – совокупность представлений о дейст- вительности, полученная в процессе эмпирического и теоретическо- го изучения различных областей реальности. Научная картина мира формируется на основе созданных научных теорий и оказывает ак- тивное воздействие на научный поиск, структуру и содержание на- учных теорий будущего. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картину мира посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются постро- енными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологи- ческих принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание науч- ных теорий соответствующей дисциплины. Переход от механической к электродинамической, а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности сопро- вождался изменением системы онтологических принципов физики. Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теорети- ческой модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отлич- ная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий. Они отли- чаются 1) по степени общности: на одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных и 2) спе- циальную картину мира можно отличить от теоретических схем, ана- лизируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Философские основания науки. Включенность науки в систему культуры прежде всего предполагает ее философское обоснование, фундаментом которого являются философские категории и идеи. Социокультурные основания науки Вопрос о том, как и каким образом культура выступает основани- ем науки, можно рассматривать в двух аспектах – цивилизационном и культурологическом. С точки зрения цивилизационного подхода можно констатировать, что в традиционном обществе наука не вос- требована. Наука получает мощный импульс для своего развития 51 в условиях техногенной цивилизации, где выступают в качестве выс- шей ценности и важнейшей основой жизнедеятельности техноген- ной цивилизации рост научного знания и его технологическое при- менение. К вопросу о социокультурных основаниях науки можно подойти с позиции трех ключевых типов культуры – идеациональной, идеа- листической и чувственной, которые П. Сорокин рассматривает в своей работе «Социокультурная динамика». Идеациональной он называет унифицированную систему культу- ры, основанную на принципе сверхчувствительности и сверхразум- ности Бога. Идеалистической Сорокин называет систему культуры, основан- ную на посылке о том, что объективная реальность частично сверх- чувственная и частично чувственная. Чувственная система культуры в большей степени, чем преды- дущие, стимулирует развитие науки, ибо эта культура, отмечает Со- рокин, основывается и объединяется вокруг нового принципа «объек- тивная действительность и смысл ее сенсорны». Итак, социокультурные установки оказывают воздействие на нау- ку: они могут либо способствовать ее развитию, либо препятство- вать ему. Это свидетельствует о том, что наука включена в систему культуры и является, несмотря на свою автономность, органичной ее частью. Философские основания науки В системе оснований науки, наряду с научной картиной мира, идеалами и нормами исследования, можно выделить еще один ком- понент – философские основания науки. Философские основания науки – связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе они, скорее, являются неким пограничным знани- ем. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосно- вывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представле- ние научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру. Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив науч- ного познания, должна пройти через процедуру философского обос- нования (в этом заключается одна из функций философских основа- ний науки). Эвристическая функция – другая функция философских 52 оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и кар- тин реальности. Философские основания естествознания подразделяются на он- тологические, гносеологические, методологические. Онтологические включают гипотезы существования, назначение которых – задание фундаментальных допущений, схем, принципов строения действительности (например, понятие электромагнитного поля как среды, передающей пространственные взаимодействия), (принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и разви- тия и т. д.). Гносеологические основания включают множество допущений о природе познавательного процесса. Является естественнонаучное знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует законо- мерные связи объективной действительности, (принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного по- знания, соотношения чувственного и рационального, теории и опы- та и тому подобное). Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, позволяющих оценивать продукты естественнонауч- ной деятельности по принципу предпочтительности. Логические основания науки – принятые в науке правила аб- страгирования, образования понятий и утверждений и тому подобное. Ценностные или аксиологические основания науки – приня- тые представления о практической и теоретической значимости нау- ки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и так далее. Отсутствует прямой логический мост между теорией и эксперимен- том. Для сопоставления теории с экспериментом следует: из теории дедуцировать утверждение о потенциальном состоянии исследуемо- го объекта, а из эксперимента получить утверждение о фактическом состоянии объекта. Если они совпадают, это является одним из подт- верждений теории, в противном случае получаем предлог для ревизии теории (отрицательный результат еще не является опровержением теории). Возможно добавление новой гипотезы (компенсирующей корректировки или допущения), позволяющей согласовать теорию с экспериментом. 53 Лекция 4. Методология научного исследования План 1. Понятие научных методов. Метод и методология. 2. Классификация методов. Основные модели соотношения фи- лософии и частных наук. 3. Общенаучные методы и приемы исследования. 4. Методы эмпирического исследования: наблюдение, экспери- мент, сравнение, описание, измерение и другие. 5. Методы теоретического познания: гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы, анализ, абстрагирование, обобщение, ин- дукция, аналогия и другие. 6. Системный подход в науке как совокупность общенаучных ме- тодологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 7. Понимание и объяснение как методы научного познания. 8. Динамика научного знания: модели роста. Историческая из- менчивость механизмов порождения научного знания. 9. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Становление развитой научной теории. 10. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. 11. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 1. Метод и методология Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод (греч. methodos) – в широком смысле слова – «путь к че- му-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Методология имеет два основных значения: система определен- ных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере дея- тельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой си- стеме, общая теория метода, теория в действии. 54 Основная функция метода – внутренняя организация и регулиро- вание процесса познания или практического преобразования того или иного объекта, поэтому метод (в той или иной своей форме) сво- дится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, тре- бований, которые должны ориентировать в решении конкретной за- дачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которо- му субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путни- ку дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стре- мился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (ору- дием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исхо- дить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы. Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблю- дение которых способствует приращению знания, позволяет отли- чить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без вся- кого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического. Существенный вклад в методологию внесли немецкая классиче- ская (особенно Гегель) и материалистическая философии (К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод – соот- ветственно на идеалистической и материалистической основах. Проблемы метода и методологии занимают важное место в со- временной западной философии, особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, гер- меневтика, феноменология и в других. Каждый метод – безусловно, важная и нужная вещь. Однако недо- пустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологиче- ские проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. («методологический негативизим»); б) преувеличивать значение метода, считая его более 55 важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превра- щать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методо- логическая эйфория»). Дело в том, что «... ни один методологиче- ский принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования». Главное предназначение любого метода – на основе соответст- вующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и разви- тие тех или иных объектов. Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалогический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рацио- налистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д., поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией – особенно с такими ее разделами (фи- лософскими дисциплинами), как гносеология (теория познания) и диалектика. 2. Классификация методов научного познания В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного по- знания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения): 1. Философские методы, среди которых наиболее древними яв- ляются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности, по- этому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (ха- рактерный для современной аналитической философии), интуитив- ный, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые полу- чили широкое развитие и применение в современной науке. Они высту- пают в качестве своеобразной промежуточной методологии между 56 философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям часто относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность» и другие. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-пер- вых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математиче- ской теории символической логики. Важная роль общенаучных методов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопере- ход философского и частнонаучного знания. 3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биоло- гии, социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой спе- цифический предмет и свои своеобразные методы исследования. 5. Методы междисциплинарного исследования– как совокуп- ность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широ- кое применение эти методы нашли в реализации комплексных науч- ных программ. 3. Общенаучные методы и приемы исследования В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выде- ляют три уровня: – методы эмпирического исследования; – методы теоретического познания; – общелогические методы и приемы исследования. |